Статья "Деятельностный подход в педагогике"
статья по географии

В настоящее время большой актуальностью пользуются умения и навыки учащихся в фундаментальных и прикладных науках. Поэтому в обучении становится актуальным формирование деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deyatelnostnyy_podhod_v_pedagogike.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Деятельностный подход в педагогике».

Веселова Татьяна Андреевна.

При детальном изучении деятельностного подхода в педагогике возникает вопрос: какие виды деятельности ребенка наиболее эффективны в учебно-воспитательном процессе? Какие виды  деятельности будут способствовать становлению личности обучающегося и развивать у него разнообразные способности?

Особенности деятельностного подхода были изучены в работах психологов А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского и С. Л. Рубинштейна. В ходе анализа их работ можно сделать вывод о том, что в процессе становления и воспитания личности большое внимание необходимо уделять индивидуальным особенностям ребенка, внутренним закономерностям его развития. Поэтому деятельностный подход в учебно-воспитательном процессе должен быть личностно-ориентированным. В результате различных видов деятельности- общения, обучения и самообразования деятельность ребенка выступает как интегрирующая основа его развития.

Деятельностный подход предполагает целенаправленное управление учебно-воспитательной деятельностью ребенка с учетом его интересов, жизненных ценностей и личного опыта. Так же деятельностный подход ориентируется на взаимодействие между самой личностью и видами ее деятельности (1). Деятельность, в различных ее видах оказывает непосредственное или опосредованное влияние на отдельные качества личности, которая в свою очередь сама может осознанно выбирать те или иные виды деятельности.

В учебно-воспитательном процессе осуществляется совместная с педагогом деятельность, направленная на решение задач обучения и воспитания. Поэтому, именно в ходе совместной деятельности вырабатывается общий алгоритм решения учебных задач или нравственных проблем. Именно педагоги оказывают первую помощь в организации учебно-воспитательной деятельности ученика и постепенно формируют у него навыки самостоятельной деятельности.

Для повышения эффективности использования деятельностного подхода в обучении и воспитании необходимо выполнять следующие требования:

1. Учитель должен формировать у учащихся не только определенные знания , но и виды деятельности.

2. В учебно-воспитательном процессе нужно ориентироваться на зону ближайшего развития личности.

3. Учебная деятельность формируется в совместной работе учащихся с учителем.

4. Основным структурным компонентом любой деятельности является учебная задача-цель, решить которую можно применив определенный алгоритм деятельности.

5. В процессе обучения у учащихся должны поэтапно формироваться умственные действия.

6. Учитель должен систематически контролировать и оценивать деятельность учащихся (2).

В процессе воспитания при внедрении деятельностного подхода неоходимо формировать у учащихся компоненты взаимодеятельности, направленной на воспитывающее взаимодействие внутри школьного коллектива. Взаимодеятельность представляет и описывает совместную деятельность обучающихся, их общение  как форму деятельности. Совместное общение в процессе деятельности является движущейся силой процесса воспитания. Результатом воспитывающего взаимодействия выступают положительные изменения в ценностно-смысловой сфере обучающихся (4).

Одним из важнейших аспектов деятельностного аспекта в воспитании является формирование у детей духовности, то есть осмысления личных  смыслов происходящих событий, явлений, чувств и целей. Духовную деятельность часто тяжело диагностировать, так как она не имеет материального результата. Только через отношения, идеи и принципы можно дать оценку духовному развитию ребенка.

Ведущим условием эффективности применения деятельностного подхода в процессе воспитания является фактор целеполагания, который заключается в постановке цели и формирование устойчивой установки на ее выполнение (3).

Целеполагание осуществляется в интересах всего воспитательного процесса и каждого воспитанника в отдельности.

Целеполагание должно учитывать возрастные этапы развития ребенка, актуальность того или иного аспекта воспитания, имеющиеся проблемы в ученическом коллективе. В ходе осуществления деятельностного подхода воспитанник в ходе совместной или индивидуальной деятельности постепенно самореализовывается. Изучение значения своей деятельности, своих поступков и их эмоциональная оценка отражает самооценку и самоопределение личности.

В отличии от процесса обучения, в процессе воспитания деятельностный подход акцентирует внутреннюю (духовную) сферу человека: его убеждения, идеалы, интересы.

При осуществлении деятельностного подхода педагогу и воспитателю необходимо оказывать помощь своему ученику в процессе его становления. Основными конечными целями воспитания в условиях деятельности должна быть личность, способная оценивать свои поступки и действия, формировать алгоритм дальнейшей деятельности (3).

Наивысшей целью воспитания при деятельностном подходе является воспитание личности, способной творчески преобразовывать окружающую действительность. Творческое преобразование окружающей действительности должно быть последствием внутреннего побуждения, исходя из осознанной необходимости. Свойства личности также проявляются в способности человека к  общению, взаимодействию, к установлению  личностных контактов (5)

Таким образом основными принципами эффективности деятельностного подхода являются:

1. Сотрудничество между педагогом и обучающимся в процессе обучения и воспитания.

2. Создание высокой степени мотивации к деятельности.

3. Чередование различных видов деятельности.

4. Преодоление зоны ближайшего развития ребенка.

5. Создание условий для результативности всех видов деятельности.

6. Наличие рефлексии для всех видов деятельности.

7. Формирование духовно-нравственного воспитания.

8. Создание ситуации воспитывающей деятельности.

Таким образом, все виды деятельности формируются в ученическом коллективе при непосредственном управлении педагогом.

Совместная деятельность и общение происходят в рамках ученического коллектива, который должен быть грамотно сформирован.

В ученическом коллективе должны быть единые требования и критерии оценки.

Коллективные соревнования, взаимопомощь и взаимоподдержка усиливают результаты совместной деятельности.

Любая деятельность должна иметь осознанную цель, мотивацию и логическую структуру.

Деятельностный подход предполагает мотивированное обучение и воспитание, направляет на осознанный и ответственный жизненный выбор.

Литература:

1.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика. 1986. 240 с.

2.Зайцев В. Н. Практическая дидактика. М. 2000. 185 с.

3.Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М. 1988.

4.Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика. 1982. 208 с.

5. Хуторской А. В. Системно-деятельностный подход в огбучении: Научно-методическое пособие. М.: Эйдос. 2012. 63 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогика успеха: теоретические подходы и практика реализации

Материал определяет суть педагогики успеха для различных возрастных категорий учащихся, способы достижения ситуации успеха и основные качества личности, способстующие достижению успешности....

"Коррекция воспитания на уроке. Индивидуальный подход через педагогику сотрудничества.

КОРРЕКЦИЯ ВОСПИТАНИЯ НА УРОКЕ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА....

Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании

Эта статья предназначена для преподавателей любых учебных дисциплин. Она затрагивает очень важные вопросы, касающиеся воспитания и образовния детей любого школьного возраста....

Психологические предпосылки индивидуального подхода в педагогике.

Тарнавская Т.А., Кулаков А.В., Щелканова Г.В. Психологические предпосылки индивидуального подхода в педагогике. – Сборник научно-методических работ (начальное и среднее профессиональное образова...

гендерный подход в педагогике

В настоящее время в педагогике основным направлением является индивидуальный поход к каждому ребенку,что не возможно без учета его гендерных возможностей. В статье раскрываются особенности обучен...

Выступление на психолого-педагогическом семинаре на тему «Эра актуализации модернизировано- инновационного подхода в педагогике»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение «Основная общеобразовательная школа №7,осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»г. Серги...

«Применение в воспитательной работе личностно-ориентированного подхода, технологии педагогики сотрудничества»

в данном докладе учитель расскрывает тему личностно-ориентированного подхода...