Выступление на психолого-педагогическом семинаре на тему «Эра актуализации модернизировано- инновационного подхода в педагогике»
учебно-методический материал на тему
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №7,
осуществляющая деятельность
по адаптированным основным образовательным программам»
г. Сергиев Посад
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystup_na_seminare_15g.docx | 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №7,
осуществляющая деятельность
по адаптированным основным образовательным программам»
г.Сергиев Посад
Выступление на психолого-педагогическом семинаре
на тему
«Эра актуализации модернизировано- инновационного подхода в педагогике»
Докладчик:
учитель психомоторики
Макридина В.А.
2015г
Выступление на психолого-педагогическом семинаре.
«Эра актуализации модернизировано- инновационного подхода в педагогике»
Что я понимаю под инновациями в образовании?
Внутрипредметные инновации: то есть инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания. Примером может служить переход на новые УМК и освоение авторских методических технологий.
Общеметодические инновации: к ним относится внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например, разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность и т.д.
Административные инновации: это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.
Идеологические инновации: эти инновации вызваны обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознаний необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению.
Примеры применяемых инновационных образовательных средств:
переход на новые УМК по предметам, и соответственно, освоение авторских технологий;
введение предмета "Информатика" с 8-го класса;
разработка учителями собственных элективных курсов.
Типы инновационных подходов к обучению
Инновационные подходы к обучению делятся на два основных типа, которые соответствуют репродуктивной и проблемной ориентации образовательного процесса.
(1) Инновации-модернизации, модернизирующие учебный процесс, направленные на достижение гарантированных результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации. Лежащий в их основе технологический подход к обучению направлен прежде всего на сообщение учащимся знаний и формирование способов действий по образцу, ориентирован на высокоэффективное репродуктивное обучение.
(2) Инновации-трансформации, преобразующие традиционный учебный процесс, направленные на обеспечение его исследовательского характера, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Соответствующий поисковый подход к обучению направлен прежде всего на формирование у учащихся опыта самостоятельного поиска новых знаний, их применения в новых условиях, формирование опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентации.
Репродуктивная и проблемная ориентации образовательного процесса воплощаются в двух основных инновационных подходах к преобразованию обучения в современной педагогике, технологическом и поисковом.
Технологический подход модернизирует традиционное обучение на основе преобладающей репродуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения как организации достижения учащимися четко фиксированных эталонов усвоения. В рамках этого подхода учебный процесс ориентирован на традиционные дидактические задачи репродуктивного обучения, строится как "технологический", конвейерный процесс с четко фиксированными, детально описанными ожидаемыми результатами.
Поисковый подход преобразует традиционное обучение на основе продуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения как инициируемого учащимися освоения нового опыта. В рамках этого подхода к обучению целью является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт; ориентиром деятельности педагога и учащихся является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов.
Инновационные поиски в образовании
Инновационные поиски в образовании осуществляются не только научно-исследовательскими коллективами, но и учителями-практиками. Их внимание направлено на разработку новых методов обучения, форм организации образовательного процесса и продуктивных методических идей. Многие из них были оформлены в концепции, получившей название "педагогика сотрудничества". Объединенные вокруг "Учительской Газеты", педагоги-новаторы сформулировали, в частности, следующие идеи:
- Отношения с учениками. Сотрудничество с детьми нельзя объявить или ввести с новой четверти, его приходится годами добиваться, вырабатывать методику, при которой учитель идет "не с предметом к детям, а с детьми к предмету".
- Учение без принуждений. Дать ребенку уверенность в том, что он добьется успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отстал и заметил свое отставание.
- Идея трудной цели. Для поддержания духа сотрудничества нужно ставить перед детьми как можно более сложную цель, указывать на ее исключительную трудность и внушать уверенность в том, что цель будет достигнута, тема хорошо изучена (как у В. Ф. Шаталова). Учеников в этом случае объединяет не просто цель - цель сама по себе может быть и не такой уж интересной, - а именно вера в возможность преодоления трудности. Без общего воодушевления сотрудничества с детьми добиться трудно.
- Идея опоры. Формы опор самые разные, но общий принцип просматривается четко: чтобы даже слабый ученик мог отвечать у доски достаточно свободно, не задерживать класс и не сбивать темп урока, перед ним должна быть опора. Это не наглядное пособие в виде таблиц, а путеводная нить рассказа, правила, способа решения задачи.
- Идея свободного выбора. Чтобы дети чувствовали себя сотрудниками педагога в учении, надо, где только можно, предоставлять им свободный выбор. Свобода выбора - самый простой шаг к развитию творческой мысли. Многие дети не способны к изобретению, выдумке, но даже самые нетворческие из них способны сделать выбор.
- Идея опережения. Опережение программы доставляет ученикам удовольствие, вызывает гордость; учитель перестает зависеть от программы, он свободнее распоряжается временем на уроках.
- Идея крупных блоков. Когда материал сводится в крупные блоки, то появляется возможность значительно увеличить объем изучаемого при резком снижении нагрузки на ученика. В крупном блоке легче устанавливаются логические связи, легче выделить ведущую мысль и показать ее ученикам.
- Идея соответствующей формы. Урок должен по форме отвечать изучаемому предмету. На уроках математики В. Ф. Шаталов, доказывая теорему, не допускает ни одного лишнего слова - рассказ учителя-математика должен быть абсолютно точным. На уроках творчества И. П. Волкова дети шумят, теребят учителя, обращаются к нему с тысячей вопросов. Е. Н. Ильин, анализируя художественное произведение" добивается, чтобы и анализ имел художественную форму; для этого он использует те же приемы, с помощью которых писатель создает свое произведение: получается художественный анализ художественного произведения.
- Идея самоанализа. Трудность школьного учения состоит, в частности, в том, что это единственный вид работы, которую человек сам не может оценить - он нуждается в оценке учителя. Между тем лишь того можно назвать самостоятельным, независимым человеком, кто может сам вынести точную оценку своей работе, не завышенную и не заниженную, кто научен и приучен анализировать свою деятельность.
- Интеллектуальный фон класса. Известно, что на конечный результат учения и воспитания ученика больше всего влияет семья; но из школьных факторов, как показывают исследования, важнее всего не образование учителя, не материальные затраты на обучение, даже не количество учеников в классе, а жизненные цели, которые ставят перед собой одноклассники ученика. На общие цели и ценности класса сильно влияет его "интеллектуальный фон" (термин В. А. Сухомлинского).
Проектное обучение
Уточним понятия «проектное обучение», «метод проектов», «учебная проектная деятельность». Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система, а метод проектов – как компонент системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых. Для комплексного решения задач обучения используются различные методы, в том числе выполнение творческих проектов, целью которых является включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления.
О проектном обучении можно говорить в том случае, если метод проектов является основным в процессе обучения, а все остальные методы выполняют вспомогательную роль. В массовой практике чаще всего имеет место метод проектов, а проектное обучение используется немногими учителями, как правило, по предмету «Технология».
Проектная учебная деятельность учащихся – сторона, компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Она представляет собой творческую учебную работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при консультации учителя. Отсюда следует, что другой стороной, компонентом проектного обучения является деятельность педагога.
Проектное обучение — это качественно иная образовательная практика; выделить метод проектов из других методов можно, обнаружив отличительные черты этой образовательной технологии. Мы имеем дело с проектным обучением, если:
учитель ориентируется не только на получение учащимися предметных знаний, но и на развитие их мыслительных, творческих и коммуникативных способностей;
учащиеся приняли тему проекта как личностно значимую проблему; сами планируют ход и прогнозируют результаты работы;
участники проекта сами организуют себя на дело и осуществляют поисковую деятельность;
сами отбирают необходимые средства для осуществления проекта;
учитель выводит педагогический процесс за стены школы в окружающий мир;
участники проекта информируют друг друга о ходе работы над проектом;
учитель консультирует ребят на всех этапах работы над проектом;
учитель создает условия для коррекции работы над проектом;
учитель организует экспертизу проектов;
учитель организует публичную защиту проектов, а ученики готовят проект к презентации, представляют и защищают его;
ученики анализируют свою работу над проектом.
Типология учебных проектов
В образовательной практике применяются разнообразные типы учебных проектов, которые можно классифицировать по различным основаниям (см. схему).
По масштабу применения проекты дифференцируются на групповые (над проектом работают ученики одного класса или параллели; проект могут выполнять учащиеся различных возрастов, что используется во внеклассной работе); общешкольные, когда одним проектом заняты очень многие ученики одного учебного заведения (например, учащиеся работают над проектом «100-летний юбилей нашей школы»: здесь всем найдется дело по душе); региональные — например, многие школы одного региона, скажем города или сельского района, участвуют в проекте по экологическому мониторингу окружающей Среды (здесь для обмена информацией широко используется электронная почта); международные, осуществление которых возможно только с помощью глобальной сети Интернет (по содержанию эти проекты носят экологический или поликультурный характер).
Продолжительность проектов может быть весьма различной: от одного урока (лучше сдвоенного) до нескольких месяцев. На уроках применяются, как правило, краткосрочные проекты, во внеурочное время — продолжительные. Возможно и такое сочетание: установочное занятие (запуск проекта) происходит на уроке, затем учащиеся в течение достаточно длительного времени работают вне учебных занятий, защита проектов вновь организуется на уроке.
Проекты различают также по характеру деятельности учащихся. Исследовательские — предполагают познавательный поиск учащихся, направленный на решение творческой, исследовательской проблемы с заранее неизвестным решением. Пример такого проекта: «Исследование влияния телевидения на активность избирателей» или «Исследование распределения температуры воздуха в помещении». Исследовательская деятельность при этом состоит из основных этапов, характерных для научного исследования:
выявление и постановка проблемы исследования;
формулирование гипотезы;
планирование и разработка исследовательских действий;
сбор данных на основе изучения литературы, наблюдений и экспериментов;
анализ, сопоставление полученных данных, формулировка выводов и их проверка;
подготовка выступления;
презентация проекта;
переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы и выступлений оппонентов;
внесение корректив в работу и оформление отчета.
Прикладные проекты направлены на создание конкретных продуктов деятельности: договор о сотрудничестве, правила поведения в экстремальных условиях (например, в походе), словарь молодежной лексики, сценарий школьного вечера, юбилейный выпуск газеты, проект благоустройства школьного двора, проект модернизации кабинета физики в школе и др. Для подобных проектов характерно очень четкое определение частей общей работы, этапов деятельности, поэтапное обсуждение промежуточных результатов и координация работы соисполнителей, тщательное оформление полученных результатов.
Информационные проекты предполагают Сбор информации о каком-либо процессе или объекте. При этом используются различные источники (СМИ, литература, базы данных, Интернет, анкетирование, интервью и др.). Производится анализ данных, их обобщение и представление в виде статьи, реферата, доклада, компьютерной презентации и т.п. Например, «Мобильная связь в моем городе», «Выпускники Нашей школы — известные люди нашей страны», «История географических названий нашего района» и др.
По предметно-содержательной области проекты дифференцируются на предметные, межпредметные и системные. Для выполнения предметного проекта достаточно знаний и умений, формируемых при изучении одного предмета. Например, «Цветные картины на поверхности вертикальной мыльной пленки», «Оценка качества йодированной соли».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические условия формирования и развития личности в инновационной образовательной среде
Условия для развития личности ребенка....
Выступление на VII региональной научно - методической конференции "Актуализация компетентностно-ориентированного подхода в современных условиях образования"
Выступление с докладом по теме: "ИКТ компетентности учителя начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида как главное условие формирования мотивации обучения младшего школьника с ОВЗ"...
Выступление на межрегиональной конференции на тему "Әсә теле уҡытыуҙа халыҡ педагогикаһын ҡулланыу"
Әсә теле уҡытыуҙахалыҡ педагогикаһының ролеҺуңғы йылдарҙа, фәнни педагоғика менән бер рәттән,халыҡ педагогикаһы ла уҡытыу-тәрбиә эшендә киңерәк ҡулланыла бара.Үткән быуаттың күренекле педагогтары халы...
Выступление на психолого- педагогическом семинаре по теме "Социальная(в том числе школьная) дезадаптация. Факторы, влияющие на принятие и неприятие школьных норм"
О неблагоприятным влиянии широко распространенного феномена школьной дезадаптации....
Выступление на психолого-педагогическом совещании на тему СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ
Выступление на психолого-педагогическом совещании на тему СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ...
Презентация выступления на психолого-педагогическом совещании на тему СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ
Презентация выступления на психолого-педагогическом совещании на тему СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ...