Рабочая программа по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс)
Рабочая программа создана для работы по учебнику Землеведение автора О.А.Климанова. Рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_klimanova.docx | 30.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «География» для 5 класса разработана с учётом требований и положений, изложенных в следующих документах:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»).
- Приказ Минобрнауки России №253 от 31 марта 2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Санитарно-эпидимиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189)
- Примерные программы по учебным предметам. М., Просвещение, 2011 год. Серия «Стандарты второго поколения».
- Примерная программа по предмету «География» (базовый уровень) – серия «Стандарты второго поколения» Примерные программы по учебным предметам. География. 6-9 классы - М., Просвещение, 2010 год).
- Рабочие программы. География.5-9 класс: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина.-М.: Дрофа, 2012.- 409с.
- Письмо департамента образования от 05.04.2020 г. №1888-04-0 О примерном учебном плане 1-11 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2021-2022 учебный год.
Программа реализуется на базе учебника:
- Учебник О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В.Ким География. Землеведение. 5 класс. М.: Дрофа. 2021 г.
Программа составлена из расчета учебной нагрузки 1 час в неделю,35 часов в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные:
- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
Метапредметными результатами изучения курса «Географии» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- – способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- – умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Познавательные УУД:
- – формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- – умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
- выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
- участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
- проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.
Предметные результаты:
- объяснять, для чего изучают географию;
- использовать различные источники географической информации;
- называть основные способы изучения Земли;
- анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдения находить и формулировать зависимости
и закономерности;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений;
- строить простые планы местности;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях;
- описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;
- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
- описывать представления древних людей о Вселенной;
- называть и показывать планеты Солнечной системы;
- описывать уникальные особенности Земли как планеты;
- находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
- работать с компасом;
- ориентироваться на местности;
- называть и показывать по карте основные географические объекты;
- наносить и правильно подписывать географические объекты;
- приводить примеры форм рельефа;
- объяснять особенности строения рельефа суши;
- описывать погоду своей местности;
- объяснять значение ключевых понятий.
- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам
- изменения окружающей среды;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению
природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации
человека к условиям окружающей среды.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел I. Как устроен наш мир 9 ч
Тема 1. Земля во Вселенной 5 ч.
Представления об устройстве мира. Земная Галактика и другие миры. Солнечная система. Луна - спутник Земли. Вращение Земли вокруг Солнца и смена времен года. Вращение Земли вокруг своей оси и смена дня и ночи. Одиноки ли мы во Вселенной? Космические исследования и их роль в познании Земли.
Тема 2.Облик Земли 4 ч.
Облик земного шара. "Голубая планета" Земля. Представление о форме и размерах Земли у древних народов. Открытие шарообразной формы Земли. Изображение Земли на глобусе. Градусная сетка, параллели и меридианы. Полярные круги, тропики, экватор, нулевой меридиан. Определение направлений и измерение расстояний на глобусе.
Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности 9 ч.
Тема 3. Изображение Земли. 2 ч.
Способы изображения земной поверхности - планы местности, географические карты, аэрофотоснимки, космические снимки. История географической карты.
Практикум : составление плана комнаты, чтение плана местности
Тема 4. История открытия и освоения Земли. 7 ч.
Путешествие как способ познания окружающего мира. Искусство путешествия. Путевые впечатления и их отражение: рассказ, рисунок, фото- и киносъемка. Географические открытия древности и средневековья. Финикийцы и их путешествие вокруг Африки. Географы Древней Греции и Древнего Рима: Геродот, Эратосфен, Птолемей. Трансокеанские плавания древних мореходов.
Сухопутные и морские странствия. Арабы. Викинги. Генуэзские и венецианские купцы. Марко Поло. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Великие географические открытия. Роль технических достижений в далеких морских плаваниях. Васко да Гама. Христофор Колумб и открытие пути в Индию. Фернан Магеллан и его первое кругосветное путешествие.
Географические открытия XVII – XX веков. В поисках Южной Земли. Абель Тасман и Джеймс Кук. Открытие Антарктиды Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым. Исследования Арктики. Ф. Нансен, И.Д. Папанин, Р. Пири. Исследования Мирового океана и внутренних частей материков.
Российские путешественники и их вклад в изучение Земли. С.И. Дежнев, Е.П. Хабаров и безвестные первопроходцы Сибири. В. Беринг и Великая Северная экспедиция. Исследования материков в XIX веке: А. Гумбольдт, Д. Ливингстон, Н.М. Пржевальский, П.П. Семенов Тян-Шанский. Достижение Южного полюса: Р. Амундсен и Р. Скотт. Исследования Н.И. Вавилова.
Записки путешественников как источники географической информации.
Раздел III. Как устроена наша планета - 17 ч.
Тема 5. Литосфера. 5 ч.
Внутреннее строение и рельеф Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора, литосфера. Горные породы, слагающие земную кору (магматические, осадочные и метаморфические) и их значение для человека. Рельеф и его значение для человека. Основные формы рельефа суши Земли и дна океана и их изменения под влиянием внутренних и внешних сил Земли.
Тема 6. Гидросфера. 3 ч.
Мировой круговорот воды в природе. Пресная вода на Земле. Мировой океан и его части. Вода – «кровеносная система» Земли. Реки, озёра, подземные воды, болота и ледники. Их значение в жизни человека.
Тема 7. Атмосфера. 3 ч.
Атмосферный воздух и его состав. Вертикальное строение атмосферы. Горизонтальная неоднородность атмосферы. Воздушные массы.
Что такое погода? Как ведутся метеонаблюдения? Как составляются прогнозы погоды? С помощью каких приборов измеряют значения элементов погоды? Синоптические карты.
Тема 8. Биосфера. 3 ч
Биосфера - живая оболочка Земли. Как возникла жизнь на планете? Границы биосферы. Закономерности распространения живых организмов на Земле. Биологический круговорот. Как живые организмы изменяют нашу планету? Экскурсия в природу. Фенологические наблюдения.
Тема 9. Природа и человек. 3 ч.
Природа - среда жизни человека, источник средств его существования. Изменения масштабов взаимодействия человека и природы. Охрана природы.
Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?
Тематическое планирование
№ | Наименование тем | Кол-во часов |
1 | Земля во Вселенной | 5 |
2 | Облик Земли | 4 |
3 | Изображение Земли | 2 |
4 | История открытия и освоения Земли. | 7 |
5 | Литосфера | 5 |
6 | Гидросфера | 3 |
7 | Атмосфера | 3 |
8 | Биосфера | 3 |
9 | Природа и человек | 3 |
Итого | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ | ТЕМА УРОКА | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
план | факт | ||||
1 четверть | |||||
Земля во Вселенной-5 часов | |||||
1 | Представления об устройстве мира. | 1 | |||
2 | Звезды и галактики. | 1 | |||
3 | Солнечная система. | 1 | |||
4 | Луна-спутник Земли. | 1 | |||
5 | Земля-планета Солнечной системы. | 1 | |||
Облик Земли-4 часа | |||||
6 | Облик Земного шара | 1 | |||
7 | Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли. | 1 | |||
8 | Параллели и меридианы. Градусная сеть. | 1 | |||
2 четверть | |||||
9 | Урок-практикум. Глобус как источник географической информации. | ||||
Изображение Земли-2 часа | |||||
10 | Способы изображения земной поверхности. | 1 | |||
11 | История географической карты. | 1 | |||
История открытия и освоения Земли-7 часов | |||||
12 | Географические открытия древности. | 1 | |||
13 | Географические открытия Средневековья. | 1 | |||
14 | Великие географические открытия. | 1 | |||
15 | В поисках Южной Земли. | 1 | |||
3 четверть | |||||
16 | Исследования океанов и внутренних частей материков. | 1 | |||
17 | Урок-практикум. Записки путешественников и литературные произведения как источники географической информации. | 1 | |||
18 | Обобщающий урок по разделу «Развитие географических знаний о земной поверхности» | 1 | |||
Литосфера-5 часов | |||||
19 | Внутреннее строение Земли. | 1 | |||
20 | Горные породы и их значение для человека. | 1 | |||
21 | Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов. | 1 | |||
22 | Рельеф и его значение для человека. | 1 | |||
23 | Основные формы рельефа земли. | 1 | |||
Гидросфера-3 часа | |||||
24 | Мировой круговорот воды. | 1 | |||
25 | Мировой океан и его части. | 1 | |||
26 | Гидросфера- кровеносная система Земли. | 1 | |||
4 четверть | |||||
Атмосфера-3 часа | |||||
27 | Атмосфера Земли и ее значение для человека. | 1 | |||
28 | Погода. | 1 | |||
29 | Урок-практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. | 1 | |||
Биосфера-3 часа | |||||
30 | Биосфера- живая оболочка Земли. | 1 | |||
31 | Урок-практикум. Экскурсия в природу. | 1 | |||
32 | Обобщающий урок по темам «Оболочки Земли» | 1 | |||
Природа и человек-3 часа | |||||
33 | Воздействие человека на природу Земли. | 1 | |||
34 | Повторение и обобщение знаний по курсу «Землеведение 5 класс» | 1 | |||
35 | Промежуточная итоговая аттестация | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...