Географический кружок "Полярная звезда"
рабочая программа по географии
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geograficheskiy_kruzhok_polyarnaya_zvezda.docx | 54.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25
ИМЕНИ В.Г. ФЕОФАНОВА
ПРИНЯТО: на Педагогическом Совете МБОУ-СОШ №25 Протокол № 1 от 29.08.2019 г. | УТВЕРЖДАЮ: И.о. директора МБОУ-СОШ №25 ____________О.В. Чернышева Приказ № 136-О от 29.08.2019 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Географический кружок «Полярная звезда»
Возраст обучающихся: 10-12 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Ветлужских Лариса Алексеевна,
педагог дополнительного образования
Екатеринбург
2019
Содержание
Наименование | Стр. | |
1 | Комплекс основных характеристик программы | 2 |
1.1 | Пояснительная записка | 2 |
1.2. | Цель, задачи программы | 4 |
1.3. | Содержание программы | 5 |
Учебный план | 5 | |
Содержание учебного плана | 6 | |
1.4. | Планируемые результаты | 8 |
2 | Комплекс организационно-педагогических условий | 8 |
2.1. | Календарный учебный график | 8 |
2.2. | Условия реализации программы | 16 |
2.3. | Формы аттестации | 16 |
2.4. | Оценочные материалы | 16 |
2.5. | Методические материалы | 18 |
2.6. | Список литературы | 19 |
- Комплекс основных характеристик программы
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Географический кружок «Полярная звезда» составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 № 1726-р).
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Пост № 41 об утв. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014.
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Направленность программы – естественнонаучная.
Актуальность и новизна программы
Географическое краеведение – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний обучающихся, формирования у обучающихся научных интересов и навыков общественно полезной деятельности. Главным чувством, которое должно сформироваться в процессе патриотического воспитания у школьников, является любовь и чувство сопричастности к малой родине, к месту, где он живет, а затем уже и к большой Родине – России. Представленная учебная программа сориентирована не на запоминание обучающимися предоставленной информации, а на активное их участие в процессе её освоения и применения. Программа актуальна, так как она обеспечивает содержательную преемственность краеведческой деятельности обучающихся в основной школе.
Педагогическая целесообразность программы объясняется необходимостью обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, привить любовь к Родине, родной области. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные обучающимися при изучении школьных курсов окружающего мира, истории, географии, литературного чтения, изобразительного искусства. Программа направлена на достижение планируемых результатов внеурочной деятельности и предназначена для обучающихся 10-12 лет.
Данная программа направлена на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле; при этом используются возможности различных видов внеурочной деятельности.
В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, военно-патриотическое.
Практическая значимость
Данная программа способствует воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания обучающихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям, воспитанию любви к природе родной области. Направлена на развитие и совершенствование картографических умений, навыков ведения наблюдений, обработки и анализа результатов, использования источников краеведческого содержания.
Уровень программы: базовый.
Базовый уровень предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
Адресат программы
Обучающиеся 10-12 лет. Набор обучающихся в группы проводится без предварительного отбора. Программа построена с учётом возрастных психофизических особенностей.
Количество обучающихся в группе 15- 20 человек.
Объем и срок освоения программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения (162 часа), из расчёта 4,5 часа в неделю в течение всего учебного года, включая каникулярное время. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа. При защите презентаций и проектов программой предусмотрено дополнительное время. (1 час в 2 недели). 1 час равен 40 минутам.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности
Группы формируются из обучающихся разного возраста, состав группы постоянный. С 1 по 15 сентября осуществляется набор. Обучение начинается с 15 сентября.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Полярная звезда» реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время.
Программу реализует педагог дополнительного образования.
- Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для развития устойчивого познавательного интереса к экологической, природоохранной и краеведческой исследовательской деятельности.
Задачи программы
1. Обучающие задачи:
- способствовать изучению истории своей малой Родины;
- способствовать получению знаний о многообразии природных, хозяйственных, социальных особенностей Свердловской области;
- прививать обучающимся умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;
- расширить географический и экологический кругозор учащихся;
- расширять и углубить знания обучающихся в области истории, биологии, географии, литературы.
2. Развивающие задачи:
- развивать аналитическое мышление;
- развивать устойчивость внимания, наблюдательность;
- развивать зрительную, слуховую и моторную память;
- развивать познавательную активность;
- развивать творческий потенциал обучающихся;
- развивать способность видения и постановки проблемы в области краеведения.
- развивать творческое мышление, познавательную активность и самостоятельность исследований, потребность и умение обогащать свои знания в ходе индивидуальной и коллективной работы
- развивать умения самостоятельно работать с картой, статистическими материалами, вести наблюдения на местности, оценивать качество окружающей среды, добывать необходимые знания из различных источников информации.
3. Воспитательные задачи:
- формировать у обучающихся социально-нравственные ориентиры;
- воспитывать нравственно-патриотические убеждения обучающихся;
- воспитывать ответственность и дисциплинированность обучающихся;
- формирование у обучающихся творческого подхода к учебно-практической деятельности;
- формировать социальные умения и навыки;
- воспитывать культуру общения и поведения, обучающихся в общественных местах;
- воспитывать активную гражданскую позицию обучающихся.
- Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Колличество часов | Формы, аттестации контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Введение в краеведение. На какой Земле мы живем. | 33 | 16 | 17 | кластер, игра, мини-проекты, сочинение , игра-путешествиепрактическая работа |
2 | Мой многоликий край родной. | 40 | 20 | 20 | опрос, решение задач, сообщение, презентации творческие проекты |
3 | Литосфера – твердая оболочка Земли. | 27 | 20 | 7 | сообщение, презентации творческие проекты, игра |
4 | Гидросфера – водная оболочка Земли. | 15 | 10 | 5 | мини-проекты, сообщения |
5 | Атмосфера – воздушная оболочка Земли. | 20 | 15 | 5 | Составление климатограмм, игра-путешествие, доклады |
6 | Биосфера – оболочка жизни. | 23 | 12 | 11 | Игра, сообщение, беседа |
Географическая оболочка | 4 | 4 | игра | ||
Итого | 162 | 93 | 69 |
Содержание учебного плана
Тема 1. На какой Земле мы живем.
Теория: Введение в краеведение. Что изучает краеведение. Основание и развитие родного края. Город, в котором мы живём: возникновение, развитие, достопримечательности. История возникновения г. Екатеринбурга (Свердловска). Что это такое. Улицы города Екатеринбурга и района Широкой Речки, происхождение их названий. Геральдика. Символика родного города, края. Первопроходцы земли Уральской. Немецкий учёный А. Гумбольт. Русский учёный В. Татищев, И. Лепехин. Свердловская область на карте России. План и карта. Ориентирование на местности
Практика: Их именами гордится страна. Топонимика. лекция, беседа, объяснение, рассказ, игра, решение творческих задач, создание мини – проектов. Экскурсия
Тема 2. Мой многоликий край родной.
Теория: Заселение края славянами. Коренное население.
Население Свердловской области. Численность. Национальный состав. Города Свердловской области. Население района Широкой Речки. Я и моя семья: история моей семьи, составление генеалогического древа.
Практика: беседа, объяснение, рассказ, творческие работы, создание мини – проектов, тестирование. Экскурсия.
Тема 3. Литосфера – твердая оболочка Земли.
Теория: Как были открыты Уральские горы. Жил –был Седой Урал. (Легенды Урала). Минералы и горные породы своей местности, особенности их залегания. Геологические памятники природы города и области. Граница Европа – Азия. Богатство Урала в произведениях писателей и на полотнах художников.
Практика: Практические работы с картой и планом, на местности, творческие работы, создание мини – проектов. Экскурсия.
Тема 4. Гидросфера – водная оболочка Земли.
Теория: Внутренние воды родного края. Малые реки, проблемы большие. Внутренние воды и рельеф. Внутренние воды и климат.
Практика: практические работы, создание мини – проектов, игра, устный журнал. Экскурсия
Тема 5. Атмосфера – воздушная оболочка Земли.
Теория: Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Опасные явления в атмосфере. Взаимосвязь человека и атмосферы.
Практика: Погода и климат моей местности. Творческие работы, создание мини – проектов, наблюдение за погодой, тестирование.
Тема 6. Биосфера – оболочка жизни.
Теория: Биосфера – оболочка жизни. Растительный и животный мир своей местности. Экологические проблемы. Биологические памятники природы Свердловской области. Красная книга Свердловской области.
Практика: создание творческих работ, мини – проектов, демонстрация гербария растений своей местности, презентации.
Тема 7. Географическая оболочка.
Теория: Географическая оболочка. Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах.
Практика: экскурсия.
- Планируемые результаты
По окончании года обучения учащиеся должны
знать:
- физико-географическое положение Свердловской области;
- геологическое строение и полезные ископаемые Свердловской области;
- климатические условия Свердловской области;
- реки и озера Свердловской области;
- природные зоны Свердловской области;
- народы, проживающие на территории Свердловской области.
уметь:
- читать каты;
- составлять презентации;
- составлять описание климата;
- составлять характеристику реки.
- Комплекс организационно-педагогических условий
- Календарный учебный график
№ | месяц | Форма занятия | Количество уч. часов | Тема занятия | Форма контроля | |
практ | теор | |||||
1 | сентябрь | Беседа, рассказ, демонстрация презентации | 1ч | Введение в краеведение, что изучает краеведение. | Беседа | |
1ч | Наука краеведение | |||||
2 | сентябрь | Видеофильм | 2ч | Основание и развитие родной области | Беседа | |
3 | сентябрь | Демонстрация презентации | 2ч | Город, в котором мы живём: возникновение. | кластер | |
Город, в котором мы живём: достопримечательности | ||||||
Аналитическая беседа, мини-проекты | 1ч | Работа над презентацией «Город, в котором мы живём: история» | Беседа | |||
4 | сентябрь | Игра –путешествие по карте | 2ч | Город, в котором мы живём: возникновение, развитие, достопримечательности | Игра | |
5 | сентябрь | Экскурсия в школьный музей, | 2ч | История района Широкая речка. | Беседа | |
6 | сентябрь | Аналитическая беседа, | 1ч | История района Широкая речка: заселение и развитие района. | Составление отчета по экскурсии | |
Мини-прое кты | 1ч | История района Широкая речка: исторические места. | ||||
7 | сентябрь | Экскурсия в школьный музей, беседа, рассказ | 3ч | Их именами гордится страна. В.Г. Феофанов – Герой Советского Союза | Написать сочинение о герое Советского Союза В.Г. Феофанове | |
8 | сентябрь | Аналитическая беседа, | 2ч | Топонимика. Улицы города. | Мини-проекты | |
9 | октябрь | мини-проекты | 3ч | Топонимика. Улицы города, района: происхождение их названий | Мини-проекты | |
10 | октябрь | Решение творческих задач, презентации | 1ч | 1ч | Геральдика. Символика родного города, края. | Составление герба своего города |
11 | октябрь | Мини-проекты | 1ч | 1ч | На какой Земле мы живем. Первопроходцы земли Уральской. | Мини-проекты |
12 | октябрь | Игра- путешествие | 2ч | Свердловская область на карте России | Игра- путешествие | |
13 | октябрь | Рассказ. | 2ч | План и карта. | Конспект | |
14 | октябрь | Практическая работа на местности | 4ч | План и карта. Ориентирование на местности | Практические работы | |
15 | октябрь | Ролевая игра | 2ч | Мой многоликий край родной. Коренное население. | Ответы на вопросы | |
16 | октябрь | Ролевая игра | 2ч | Заселение края славянами. | Ответы на вопросы | |
17 | октябрь | Аналитическая беседа | 2ч | Численность населения Свердловской области. | Ответы на вопросы | |
18 | ноябрь | Решение творческих задач, презентации | 2ч | География населения. Национальный состав. | Решение творческих задач | |
19 | ноябрь | Решение творческих задач, презентации | 2ч | Национальный состав. | Решение творческих задач | |
20 | ноябрь | Решение творческих задач, презентации | 2ч | Проблемы урбанизации Свердловской области. | Решение творческих задач | |
21 | ноябрь | Рассказ. | 1ч | Города Свердловской области. Екатеринбург. | ||
Презентации. | 1ч | Города Свердловской области. Административные центры районов. | Сообщения о городах Свердловской области. | |||
22 | ноябрь | Презентации. | 2ч | Города Свердловской области. Сходства и различия. | Сообщения о городах Свердловской области. | |
23 | ноябрь | Аналитическая беседа | 2ч | Численность населения Свердловской области. | Ответы на вопросы | |
24 | ноябрь | Решение творческих задач, | 2ч | Национальный состав. Славяне. | Решение творческих задач | |
25 | ноябрь | презентации | 2ч | Национальный состав. Башкиры. | Решение творческих задач | |
26 | ноябрь | презентации | 2ч | Национальный состав. Марийцы. | Решение творческих задач | |
27 | декабрь | презентации | 2ч | Религиозный состав населения. | Решение творческих задач | |
28 | декабрь | Рассказ. | 2ч | Города Свердловской области. Среднеуральск. | Конспект | |
29 | декабрь | Презентации. | 4ч | Города Свердловской области. Березовский, Заречный, Красноуральск, Первоуральск. | Сообщения о городах Свердловской области. | |
30 | декабрь | Экскурсия в школьный музей, беседа, рассказ | 2ч | Население района Широкой Речки. Национальный и религиозный состав. | Беседа | |
31 | декабрь | Мини-проекты | 1ч | 1ч | Население района Широкой Речки. Уровень жизни. | Отчет по экскурсии |
32 | декабрь | Творческий проект | 2ч | Я и моя семья: история моей семьи. | Составление генеалогического древа моей семьи | |
33 | декабрь | Творческий проект | 2ч | Я и моя семья: история моей семьи, составление генеалогического древа. | Составление генеалогического древа моей семьи | |
34 | декабрь | Беседа, рассказ, демонстрация презентации | 2ч | Литосфера. Основные этапы геологического развития Уральских гор. | Беседа | |
35 | январь | 2ч | Литосфера. Тектонические структуры Уральских гор. | Беседа | ||
1ч | Жил –был Седой Урал. (Легенды Урала). | Беседа | ||||
36 | январь | Беседа, рассказ, демонстрация презентации | 2ч | Жил –был Седой Урал. Советские уральские писатели и поэты. | Беседа | |
37 | январь | Беседа, рассказ, демонстрация презентации | 2ч | Чем богаты недра малой Родины? | Сообщения о богатствах Урала | |
38 | январь | Беседа, рассказ, демонстрация презентации | 2ч | Что такое горная порода? | Работа с коллекцией горных пород | |
39 | январь | 2ч | Минералы. | |||
40 | январь | Практическая работа. | 2ч | Минералы Урала -богатство региона России. | Практическая работа. | |
41 | январь | Беседа, рассказ, демонстрация коллекции горных пород и минералов. | 1ч | Металлы – богатство края | Работа с коллекцией горных пород | |
42 | февраль | Беседа, рассказ, демонстрация коллекции горных пород и минералов | 2ч | Топливные полезные ископаемые Свердловской области | Работа с коллекцией горных пород | |
43 | февраль | Видеофильм | 2ч | Ильменский минералогический заповедник | Составление визитной карточки | |
44 | февраль | Репортаж | 2ч | Геологические памятники природы города и области. | Сообщения о геологических памятниках природы города и области. | |
45 | февраль | Интеллектуальная игра | 1ч | Люби и знай природу края | Интеллектуальная игра | |
46 | февраль | Посещение музея П.П. Бажова | 4ч | Богатство Урала в произведениях писателей и на полотнах художников. | Отчет по экскурсии | |
47 | февраль | Беседа, рассказ, демонстрация презентации | 2ч | Гидросфера. Внутренние воды родного края. | Беседа | |
48 | февраль | Беседа, рассказ, демонстрация презентации | 1ч | Гидросфера. Внутренние воды родного края. | Беседа | |
Мини- проекты | 1ч | Реки Свердловской области. Исеть. | Мини- проекты | |||
49 | февраль | Мини- проекты | 2ч | Реки Свердловской области.Чусовая. | Мини- проекты | |
50 | март | Беседа, рассказ, демонстрация презентации. | 2ч | Озера Свердловской области. Озера Исетское, Пылымский Туман, Большая Индра. | Конспект | |
51 | март | Мини- про екты | 2ч | Озера Свердловской области. Озера Таватуй, Вигильский Туман. | Мини- проекты | |
52 | март | Беседа, рассказ, демонстрация презентации | 3ч | Минеральные и подземные воды области. | Сообщения | |
53 | март | 2ч | Малые реки, большие проблемы. | Беседа | ||
54 | март | Беседа, рассказ, демонстрация презентации | 2ч | Атмосфера. Годовое и суточное вращение Земли, влияние на формирование климата. | Беседа | |
55 | март | Беседа, рассказ, демонстрация презентации | 2ч | Факторы, влияющие на климат Свердловской области | Беседа | |
56 | март | Рассказ. | 2ч | Составление климатограмм. Чтение климатограмм. | ||
57 | март | Практическая работа. | 3ч | Составление климатограмм города Екатеринбурга. Чтение климатограмм. | Составление климатограмм и их чтение | |
58 | апрель | Работа с дневником наблюдений | 2ч | Погода и климат моей местности. | Работа с дневником наблюдений | |
59 | апрель | Доклады. | 2ч | 1ч | Опасные явления в атмосфере. | Доклады |
60 | апрель | Доклады, рассказ, демонстрация презентации | 2ч | Взаимосвязь человека и атмосферы | Доклады | |
61 | апрель | 2ч | Экологические проблемы загрязнения атмосферы в Свердловской области и пути их решения» | Доклады | ||
62 | апрель | Игра - путешествие | 2ч | Круглый стол – «Мои открытия о Малой Родине» | Игра – путешествие | |
63 | апрель | Беседа, рассказ, демонстрация презентации | 1ч | Биосфера – оболочка жизни. Экологические проблемы. Биологические памятники природы Свердловской области. | Доклады | |
64 | апрель | Беседа, рассказ, демонстрация презентации | 2ч | Почва. Почвообразующие факторы. | Беседа | |
65 | апрель | Работа с атласом Свердловской области. Беседа, рассказ. | 2ч | 1ч | Зональное размещение почв. | Работа с атласом Свердловской области. |
66 | апрель | Беседа, рассказ, демонстрация презентации | 2ч | Растительный и животный мир своей местности. | Сообщения | |
67 | май | Беседа, рассказ. | 2ч | Горная тундра, тайга | Составление визитной карточки | |
68 | май | Беседа, рассказ. | 2ч | Смешенные, широколиственные леса. Лесостепь. | Составление визитной карточки | |
69 | май | Демонстрация презентации | 3ч | Работа над презентацией «Природные зоны Свердловской области» | Отчет по презентации «Природные зоны Свердловской области» | |
70 | май | Беседа, рассказ, демонстрация презентации | 2ч | Особо охраняемые природные комплексы области (заказник, заповедники, национальный парк, природные парки). Красная книга Свердловской области | Сообщения о краснокнижных животных и растениях Свердловской области. | |
71 | май | Беседа, рассказ, демонстрация презентации | 2ч | Особо охраняемые природные комплексы области заповедники: «Висимский» и «Денежкин Камень» | Сообщения о краснокнижных животных и растениях Свердловской области. | |
72 | май | Беседа, рассказ, демонстрация презентации | 2ч | Особо охраняемые природные комплексы области национальный парк, природные парки: «Конжаковский Камень» и «Оленьи ручьи». | Сообщения о краснокнижных животных и растениях Свердловской области. | |
73 | май | Интеллектуальная игра | 2ч | Круглый стол – «Мои открытия о Малой Родине» | Интеллектуальная игра | |
74 | май | Экскурсии в природу (район Широкая Речка) | 2ч | Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах. | Отчет по экскурсии | |
75 | май | Аналитическая беседа | 2ч | Круглый стол | Беседа | |
ИТОГО | 69 | 93 | ||||
162 |
2.2. Условия реализации программа
Материально-техническое обеспечение:
- учебный кабинет (кабинет №3067);
- атлас Свердловской области;
- «География Свердловской области» под ред. В.Г. Капустин, И.Н. Корнев;
- Компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- колонки.
Информационное обеспечение:
- Интернет;
- компьютерные презентации;
- видеоматериалы.
2.3. Формы аттестации
Аттестация обучающихся проходит в виде защиты мини-проектов творческих работ и презентаций по окончанию изученной темы, что подтверждается отзывами родителей и грамотами конкурсных мероприятий.
2.4. Оценочные материалы
Критерии оценивание презентаций
Оценка 5 ставиться:
Представление информации 1. Содержание. Содержание работы полностью соответствует теме исследования и излагается последовательно. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. Работа отличается богатством словаря, синтаксических конструкций и точностью словоупотребления. Фактические ошибки отсутствуют. Допускается 1- 2 речевых недочета. 2. Расположение информации на странице. Наиболее важная информация располагается в центре экрана. 3. Использованы шрифты одного типа. 4. Для выделения информации использованы рамки, границы. 5. Объем информации на слайдах – не более трех фактов.
Оформление слайдов 1. Соблюден единый стиль оформления. 2. Использовано не более трех цветов на слайде.
Оценка 4 ставиться:
Представление информации 1. Содержание. Содержание работы соответствует теме исследования. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В работе допущена фактическая ошибка . Допускается 3 -4 речевых недочета. 2. Наиболее важная информация располагается в центре экрана. 3. Использованы шрифты разных типов. 4. Для выделения информации использованы рамки, границы. 5. Допускается незначительная перегрузка слайда информацией.
Оформление слайдов 1. Соблюден единый стиль оформления. 2. Использовано более трех цветов на слайде.
Оценка 3 ставиться:
Представление информации 1. Содержание. В работе допущены существенные отклонения от темы. Имеются отдельные фактические неточности. Допущены нарушения в последовательности изложения. Беден словарь, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. 2. Допущены нарушения в расположении информации, в перегрузке слайдов информацией.
Оформление слайдов. 1. Единый стиль оформления нарушен. 2. Использовано более трех цветов на слайде
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к реферату.
Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
Оценка 4 – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.
Оценка 3 – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности, тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.
Оценка 2 – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Оценка 1 – реферат выпускником не представлен.
2.5. Методические материалы
На занятиях в зависимости от содержания используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, объяснение, беседа);
- игровой
- объяснительно-иллюстративный (слушание, сравнение, запоминание);
- практический (упражнения)
- наглядный (показ видео-фильмов);
- репродуктивный (повторение за педагогом);
Образовательная деятельность организована в форме теоретических и практических занятий, включающих групповую работу, работу в парах, монолог-диалог, контроль качества знаний.
Модель учебного занятия представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний обучающимися, построенных на смене видов деятельности: восприятие, осмысление, запоминание, применение. Дидактические материалы включают задания, упражнения.
На занятиях в зависимости от содержания используются следующие педагогические технологии:
- индивидуализации обучения,
- технология группового обучения,
- технология коллективного взаимообучения,
- технология развивающего обучения,
- технология проблемного обучения,
- технология исследовательской деятельности
- дидактические материалы – раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.
Формы работы.
- Беседы, викторины.
- Исследовательская деятельность.
- Коллективные творческие дела.
- Презентации.
- Трудовые дела.
- Наблюдение.
- Игровая деятельность.
- Анализ и систематизация дополнительного информационного материала и др.
Формы проведения внеурочных занятий.
- кружковые занятия;
- индивидуальные занятия (в условиях выполнения домашнего задания).
2.5. Список литературы
- Жил- был седой Урал. Екатеринбург, ООО «Издательство Азимут» 2013
- А.К. Матвеев. Географические названия Свердловской области.Екактеринбург, Сократ2007
- И.Н. Корнев, В.Ф. Капустин География Свердловской области Екатеринбург
- Атлас Свердловской области, Издательский дом СОКРАТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда») Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда»)
разработка урока литературы по произведению Оскара Уайльда "Мальчик - звезда"...
Музыкально-поэтическая композиция "Звезда Пушкина, звезда Тукая!"
Данный урок является обобщающе-повторительным. Цель: воспитывать у учащихся высокую нравственность, эстетические вкусы, возбудить в душах детей любовь к жизни, к родной земле,...
Открытый урок 5 класс «Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда»
Открытый урок по окружающему миру 5 класс "Звезды. Солнце- ближайшая к нам звезда"...
Открытый урок по окружающему миру 5 класс "Звезды.Солнце- ближайшая звезда "
Открытый урок по окружающему миру 5 класс "Звезды.Солнце- ближайшая звезда"...
Проверочная работа (самостоятельная работа, тест, контрольная работа, географический диктант) по теме "На какой Земле мы живём" (§2-4, к учебнику А. И. Алексеева, В. В. Николиной, Е. К. Липкиной "Полярная звезда", 5 класс)
Предназначение работы.Данная проверочная работа предназначена для закрепления изученного материала по теме "На какой Земле мы живём" (§2-4, к учебнику А. И. Алексеева, В. В. Николи...
Географическая исследовательская практика «Учимся с Полярной звездой»
Географическая исследовательская практика «Учимся с Полярной звездой»...
Технологическая карта урока по географии в 9 классе на тему: Учимся с «Полярной звездой» (10). Географическая исследовательская практика №10. «Дальний Восток – уникальный край контрастов».
Комбинированный урок целью, которого является: " Расширение и углубление знаний, учащихся о экономико-географических закономерностях на примере уникальной природы Дальнего Востока; изучение особе...