«Рассмотрено» На заседании ШМО учителей географии и биологии Протокол от «_26 »_08_2020г.№1 | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Семенова Л.В.
«26»_08_2020г.
| «Утверждаю» Директор МБОУ Чертковской СОШ № 1 Т.И.Торба ________________ Приказ от «27» 08_2020г № 205
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чертковская средняя общеобразовательная школа № 1
Рабочая программа
по географии
для 8А класса
на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа соответствует нормативным документам:
программе основного общего образования по географии с учетом авторской программы 5-9 классы по географии основного общего образования 5-9 класса авторы И. И. Баринова, В.П.Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, 2016г.
УМК:
учебник:Учебник «География России. Природа» 8 класс И.И. Баринова/
М: «Дрофа» 2017г;
Атлас и комплект контурных карт /М: «Дрофа» 2017г.
Разработал программу учитель географии
Бунеева Ирина Анатольевна
Категория
2020г.
Пояснительная записка
Рабочая программа соответствует нормативным документам:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
- федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении ФГОС ООО»);
- СанПин 2.4.2.2821-10 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189);
- авторская программа по географии основного общего образования 5-9 класса авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, В.И.Сиротин, 2016г;
- основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Чертковской СОШ № 1;
- локальный акт «Положение о рабочей программе по учебному предмету, курсу» МБОУ Чертковской СОШ № 1.
Для реализации программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:
-Учебник «География России. Природа» 8 класс И.И. Баринова/
М: «Дрофа» 2017г;
- Атлас и комплект контурных карт /М: «Дрофа» 2017г.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 8 А класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются 20 детей. Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения, но есть учащиеся, которые требуют пристального внимания: Гетьманский Роман, Носикова Татьяна, Раденко Максим. В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход, как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностных и индивидным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память.
Цели и задачи курса.
Изучение географии в 8 классе направлено на достижение следующих основных целей и задач:
- Формирование целостного представления об особенностях природы. Населения и хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуры своей страны и населяющих ее народов. Выработка умений и навыков социальной адаптации и ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления.
- Сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности.
- Сформировать представление о России как о целостном географическом регионе и как о субъекте мирового (глобального) пространства.
- Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации.
- Создать образ родного края. Научить сравнивать его с другими регионами России.
Ценностные ориентиры содержания предмета
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:
- ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Место учебного предмета
Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор видов художественно-творческой деятельности учащихся.
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «География» отводится 2 часа в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 70 часов.
Контрольных работ – 4.
Промежуточная аттестация
Практических работ – 14 (7 тренировочных).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
ПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и гео-экологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации; создавать тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления в презентации.
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимостика; географическую зональность и поясность;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находитьв разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
-составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
-применятьприборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Содержание учебного предмета.
Раздел программы | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий, УУД, осваиваемых в рамках изучение темы) |
Введение. (6часов) Раздел 1. Особенности природы природные ресурсы России. (25 часов)
| Что изучает физическая география России. Источники географических знаний. Методы географических исследований. Географическое положение России Физико-географическое положение России. Россия на карте мира, её размеры, крайние точки, границы, приграничные страны и моря, омывающие её территорию. Время на территории России. Местное, поясное и декретное время и их определение. Практические работы: - Характеристика ГП России. Сравнение ГП России с ГП других стран.(оц.)
- Определение поясного времени для разных пунктов России.(оц.)
История заселения и исследования территории России Географическое положение Древней Руси. Территориальный рост России в Х - ХХ веках. История исследования территории России в досоветский период. Изучение территории России в советский и современный периоды.
Рельеф, геологическое строение и ПИ России. (6 часов) Тектоническое и геологическое строение России. Главные особенности строения земной коры России. Основные тектонические структуры на территории России и их отражение в рельефе. Платформы, их виды (древние и молодые) и строение. Щиты. Складчатые области (геосинклинали). Геологическое летоисчисление. Геологическое время. Абсолютный и относительный возраст горных пород. Геохронологическая таблица. Особенности развития жизни и формирования рельефа России в различные геологические эры (архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую). Основные этапы формирования земной коры: байкальская, каледонская, герцинская, мезозойская и кайнозойская (альпийская или тихоокеанская). Геологическая и тектоническая карта России. Рельеф России. Главные особенности рельефа России. Горы и равнины на территории нашей страны, их виды и размещение. Связь рельефа со строением земной коры. Развитие форм рельефа. Внутренние (движение земной коры, вулканизм и землетрясения) и внешние (ветер, температура, растения, текучие воды, ледник) процессы, формирующие рельеф. Минеральные ресурсы России. Карта минеральных ресурсов России. Виды минеральных ресурсов. Основные закономерности размещения полезных ископаемых по территории России. Геотермальные ресурсы России. Открытия В.А. Обручева, А.Е. Ферсмана и И.М. Губкина. Влияние строения земной коры и рельефа на условия, жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Практическая работа: - Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.(тр.)
Климат и климатические ресурсы России.(6 часов) Факторы, определяющие особенности климата России (географическая широта, близость морей и океанов, морские течения, воздушные массы, господствующие ветры, рельеф). Солнечная радиация и её виды: прямая, рассеянная, отражённая, поглощённая, суммарная. Воздушные массы на территории России, их виды (арктическая, умеренная морская, умеренная континентальная и тропическая) и характеристика и распространение. Циркуляция атмосферы на территории России. Атмосферные фронты, их виды (тёплый и холодный ) и их влияние на изменение погоды. Циклоны и антициклоны и связанная с ними погода. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Факторы, влияющие на распределение тепла и влаги летом и зимой. Годовое количество осадков, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения и их определение. Климатическая карта России. Оймякон - полюс холода северного полушария. Климатические пояса и основные типы климатов России: арктический, субарктический, умеренно-континентальный, умеренный континентальный, умеренный резко континентальный, умеренный морской, умеренный муссонный и субтропический. Карта климатических поясов России. А.И. Воейков - основоположник климатологии. Прогноз погоды и его значение. Синоптическая карта. Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Изменение климата. Охрана атмосферного воздуха. Агроклиматические ресурсы России. Сумма активных температур. Практические работы: - Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории стран.(тр.)
- Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения. (тр.)
Внутренние воды и водные ресурсы России(5 часов) Реки России. Главные речные системы, бассейны и водоразделы. Распределение рек по бассейнам океанов и внутреннего стока. Особенности питания, режима, расхода воды, годового стока и ледового режима рек различных регионов России. Озёра России. Крупнейшие озёра России, их виды и размещение. Болота, их виды и размещение по территории России. Подземные воды, их виды и распространение. Минеральные и термальные источники территории России. Ледники, их виды и расположение на территории нашей страны. Вечная (многолетняя) мерзлота на территории России. Водные и гидроэнергетические ресурсы России и их охрана. Судоходные каналы России. Карта водных ресурсов России. Опасные явления, связанные с водами: паводки, наводнения, сели и лавины. Практические работы: - Составление характеристики одной из рек с помощью тематических карт и климатограмм и определение возможностей её хозяйственного использования.(оц.)
Почва и почвенные ресурсы России (4 часа) Почва - особый компонент природы, её состав, строение и структура. Факторы почвообразования. Основные типы почв России, закономерности их размещения и свойства. Почвенная карта России. В.В. Докучаев - основоположник почвоведения. Почвенные и земельные ресурсы России. Структура земельного фонда России. Проблемы рационального использования земельных и почвенных ресурсов и их охрана. Практическая работа: - Знакомство с образцами почв своей местности, выявление условий их почвообразования и оценка плодородия.(тр.)
Растительный, животный мир и биологические ресурсы России (4 часа) Растительный мир России. Закономерности распределения растительного покрова России. Карта растительности России. Лесные ресурсы России. Животный мир России. Закономерности распределения животного мира России. Пушные и рыбные ресурсы России. Красная книга России. Охрана растительного и животного мира России.
| Виды учебной деятельРаботают с картами, атласами, контурными картами, тестами, делают анализ, сравнение, прогнозы. Выступают с рефератами и презентациями. Выполняют практические работы.
Предметные: Знать особенности предмета и структуру учебника. Знать главные черты географического положения России и их влияние на природу и хозяйственную деятельность населения. Уметь работать с географической картой России. Знать границы России и пограничные государства. Знать моря и океаны,омывающие территорию Россию. Изучить по картам моря, проливы, заливы. Уметь составлять характеристику моря. Знать виды времени на территории России. Понимать необходимость линии перемены дат. Знать понятия «делимитация», «демаркация», «миграция». Знать все понятия по теме «Наша Родина на карте мира» Знать основные тектонические структуры и закономерности распространения крупных форм рельефа на территории страны. Знать главные черты рельефа России и закономерности размещения гор и равнин на карте России.Знать основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Знать состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых Знать влияние внутренних и внешних факторов на формирование рельефа страны. Знать области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Знать стихийные природные явления на территории страны, связанные с литосферой Знать все понятия по теме «Рельеф, геологическое строение, минеральные ресурсы» Метапредметные и личностные: Уметь находить дополнительные источники информации Понимать, какое место занимает Россия среди стран мира. Уметь применять знания по истории образования Российского государства. Уметь объяснять особенности природы морей, омывающих Россию. Понимать значение морей и морских границ для государства. Уметь решать задачи на поясное время Уметь применять знания по истории образования Российского государства. Уметь применять все понятия по теме «Наша Родина на карте мира» в жизни и практической деятельности. Понимать особенности строения земной коры на территории России и связанные с этим крупные формы рельефа. Иметь представление о поведении устойчивых и подвижных участков земной коры Понимать особенности геологического строения крупных форм рельефа и полезных ископаемых России Понимать влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Уметь применять все понятия по теме «Рельеф, геологическое строение, минеральные ресурсы» в жизни и практической деятельности.
Предметные: Знать основные факторы, влияющие на климат России. Знать, что такое атмосферные фронты, циклоны, антициклоны и как они влияют на погоду и климат России Метапредметные и личностные:
Понимать влияние основных климатообразующих факторов: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс.Понимать закономерности распространения тепла и влаги на территории страны (средние температура января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения)
Предметные: Иметь основные знания о почвах, знать о вкладе В.В. Докучаева в создании почвоведения Знать о закономерностях распространения почв на территории России. Метапредметные и личностные: Понимать, что почвы – основной компонент природы. Понимать закономерность размещения основных типов почв. Уметь на практике применять меры по сохранению плодородия почв. Уметь на практике применять меры по сохранению плодородия почв.
Предметные: Расширить знания о растительном и животном мире России, иметь представление о распространении растений и животных испособах приспособлении их к среде обитания Знать о заповедниках, заказниках, национальных парках России Знать классификацию природных ресурсов России. Метапредметные и личностные: Понимать зависимость растительного и животного мира всех природных зон от состояния природы. Понимать значение заповедников, заказников, национальных парков России для сохранения растительного и животного мира страны Понимать значение природных ресурсов для развития регионов России
|
Раздел II. Природные комплексы России(31 час)
| Природно-территориальный комплекс.(6 часов) Природная зона как зональный природный комплекс. Природные зоны России (арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, полупустыни и субтропики), их размещение и характерные черты. Области высотной поясности на территории России. Труды Л.С. Берга. Карта природных зон России. Изменение природных комплексов человеком. Антропогенный ландшафт. Особо охраняемые территории: национальные парки, заповедники и заказники. Крупнейшие национальные парки и заповедники России.
Природа регионов России.(19 часов) Природное районирование России. Физико-географические районы России и принципы их выделения. Комплексная физико-географическая характеристика крупных природных районов России: Русской (Восточно-Европейской) равнины, Кавказа, Урала, Западной Сибири, Средней и Северо-Восточной Сибири, Гор Южной Сибири и Дальнего Востока. Практические работы: - Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору) (оц.)
- Характеристика взаимодействия природы и общества на примере Урала (тр.)
Особенности природы Ростовской области (6 часов) Комплексная физико-географическая характеристика. Проблемы охраны природы и природопользования . Практические работы: 1. Составление характеристики географического положения области.(тр.)
| Виды учебной деятельности Работают с картами, атласами, контурными картами, тестами, делают анализ, сравнение, прогнозы. Выступают с рефератами и презентациями. Выполняют практические работы. Предметные: Знать понятие «природные территориальные комплексы». Знать офизико-географическом районировании. Знать природные и антропогенные ПТК. России. Метапредметные и личностные: Уметь выделять локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Уметь выделять природные и антропогенные ПТК Понимать специфику природного комплекса моря на примере Белого моря. Знать моря России.их основные заливы, проливы, полуострова, острова. Предметные: Знать особенности природы регионов России, их месторасположение Метапредметные и личностные: Понимать влияние географического положения на природу, хозяйственное развитие регионов. Понимать причины многообразия природных зон регионов. Уметь с помощью дополнительной литературы познакомить класс с другими памятниками природы регионов. |
Раздел III. Человек и природа. (4 часа) | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Роль географической науки в оптимизации отношений «природа и общество». Географический прогноз. Геоэкологический потенциал России. Практические работы: - Оценка природных условий и ресурсов Русской равнины. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности.(оц.)
- Характеристика экологического состояния одного из регионов России» (тр.)
| Виды учебнойдеятельн Работают с картами, атласами, контурными картами, тестами, делают анализ, сравнение, прогнозы. Выступают с рефератами и презентациями. Выполняют практические работы.
Предметные: Знать влияние природных условий на здоровье человека.Знать о стихийныхприродных явлениях, их причинах и мерах по борьбе с ними. Знать об антропогенном воздействии на природу. Знать классификацию природных ресурсов России. Знать экологическую карту мира и России. Метапредметные и личностные: Уметь применять знания о стихийных природных явлениях в жизни. Понимать роль каждого человека при воздействии на природу. Понимать значение природных ресурсов для развития регионов России. Понимать .роль географической науки в рациональном природопользовании Понимать значение экологической науки для человечества.
|
.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел, количество часов в данном разделе | Количество часов | Виды и формы контроля | Направление проектной деятельности | Даты |
план | факт |
| Введение |
|
|
|
|
|
1 | Что изучает география России. Источники географических знаний . | 1 |
|
| 01.09 |
|
2 | Россия на карте мира. Особенности географического положения по сравнению с другими странами. Практическая работа №1 «Характеристика географического положения России» (оц.)
| 1 | текущий
фронтальный оп,рос
практическая работа |
| 02.09 |
|
3 | Моря, омывающие берега России. Ресурсы морей.
| 1 | текущий
фронтальный опрос |
| 08.09 |
|
4 | Россия на карте часовых поясов. Различия во времени на территории. Практическая работа №2 «Определение поясного времени для разных пунктов России» (оц.)
| 1 | текущий
фронтальный опрос
практическая работа |
| 09.09 |
|
5 | Как осваивали и изучали территорию России. | 1 | текущий
фронтальный опрос |
| 15.09 |
|
6 | Наша Родина на карте мира (обобщение)
| 1 | текущий
фронтальный опрос |
| 16.09 |
|
| Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России 25 ч
|
|
|
|
|
|
| Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые |
6 |
| Презентация на тему: «Природные богатства страны» |
|
|
7 | Особенности рельефа России. | 1 | текущий
фронтальный опрос | 22.09 |
|
8 | Геологическое строение территории. Геохронологическая таблица. | 1 | текущий
фронтальный опрос | 23.09 |
|
9 | Основные тектонические структуры. Тектоническая карта России. | 1 | текущий
фронтальный опрос |
| 29.09 |
|
10 | Минеральные ресурсы России. Практическая работа №3 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры» (тр.) | 1 | текущий
фронтальный опрос
практическая работа |
| 30.09 |
|
11 | Развитие форм рельефа. | 1 | текущий
фронтальный опрос |
| 06.10 |
|
12 | Проявление основных закономерностей формирования рельефа и его развития на примере своего региона (обобщение). | 1 | текущий
фронтальный опрос |
| 07.10 |
|
| Тема 2. Климат и климатические ресурсы
| 6 |
| Презентация на тему: «Климат России» |
|
|
13 | Климатообразующие факторы: ГП, солнечная радиация, циркуляция ВМ. | 1 | текущий
фронтальный опрос | 13.10 |
|
14 | Атмосферные фронты, антициклоны, циклоны | 1 | текущий
фронтальный опрос | 14.10 |
|
15 | Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. | 1 | текущий
фронтальный опрос | 20.10 |
|
16 | Климатические пояса и типы климатов. Практическая работа №4 «Определение по картам закономерностей распределения радиационного баланса, распределения средних температур января и июля, годового количества осадков, типа климата» (тр.) | 1 | текущий
фронтальный опрос
практическая работа | 21.10 |
|
17 | Зависимость человека от климата. Агроклиматические условия. Неблагоприятные климатические условия. Практическая работа №5 «Оценка климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения» (тр.) | 1 | текущий
фронтальный опрос
практическая работа |
| 27.10 |
|
18 | Контрольная работа по теме: «Рельеф и климат России» | 1 | тематический
контрольная работа |
| 28.10 |
|
| Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы
| 5 | текущий
фронтальный опрос | Презентация на тему: «Водные ресурсы страны» |
|
|
19 | Разнообразие внутренних вод России. Реки: речные системы, водоразделы, бассейны, падение и уклон. | 1 | текущий
фронтальный опрос | 10.11 |
|
20 | Влияние климата на реки: питание, режим, годовой сток и ледовый режим. Практическая работа №6 «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт,определение возможностей её хозяйственного использования» (оц.) | 1 | текущий
фронтальный опрос
практическая работа | 11.11 |
|
21 | Озёра, их происхождение. Подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. | 1 | текущий
фронтальный опрос | 17,11 |
|
22 | Водные ресурсы. Стихийные явления, связанные с водами.
| 1 | текущий
фронтальный опрос |
| 18,11 |
|
23 | Контрольная работа по теме: «Внутренние воды России» | 1 | тематический
контрольная работа |
| 24,11 |
|
|
Тема 4. Почва и почвенные ресурсы | 4 |
| Презентация на тему: «Почвы» |
|
|
24 | Почва - особый компонент природы. Образование почв, их разнообразие. | 1 | текущий
фронтальный опрос | 25.11 |
|
25 | Типы почв России. Закономерности распространения почв. | 1 | текущий
фронтальный опрос | 01.12 |
|
26 | Почвенные ресурсы страны. Мелиорация земель. | 1 | текущий
фронтальный опрос | 02.12 |
|
27 | Особенности почв своего региона и своей местности. Практическая работа №7 «Знакомство с образцами почв своей местности, выявление условий их почвообразования и оценка плодородия» (тр.) | 1 | текущий
фронтальный опрос
практическая работа | 08.12 |
|
| Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы | 4 |
|
|
|
|
28 | Растительный мир России | 1 | текущий
фронтальный опрос |
| 09.12 |
|
29 | Животный мир России | 1 | текущий
фронтальный опрос |
| 15.12 |
|
30 | Контрольная работа по теме: «Почвы, растительный и животный мир России» | 1 | тематический
контрольная работа |
| 16.12 |
|
31 | Природно-ресурсный потенциал России | 1 | текущий
фронтальный опрос
|
| 22.12 |
|
| Раздел 2. Природные комплексы России 31 ч |
|
|
|
|
|
| Тема 1. Природное районирование
|
6 |
| Презентация на тему: «Природные зоны» |
|
|
32 | Понятие о ПТК. Разнообразие природных комплексов России. | 1 | текущий
фронтальный опрос | 23.12 |
|
33 | Моря как крупные природные комплексы. Практическая работа № 8 «Характеристика моря России (по выбору)» (оц.) | 1 | текущий
фронтальный опрос
практическая работа | 12.01 |
|
34 | Природные зоны России | 1 | текущий
фронтальный опрос | 13.01 |
|
35 | Природные зоны России | 1 | текущий
фронтальный опрос | 19.01 |
|
36 | Высотная поясность .Практическая работа №9 «Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)» (оц.) | 1 | текущий
фронтальный опрос
практическая работа | 20.01 |
|
37 | Природная зона своей местности, её экологические проблемы . Обобщение знаний по теме | 1 | текущий
фронтальный опрос |
| 26.01 |
|
| Тема 2. Природа регионов России
| 19 |
| Презентации на тему: «Природа русской равнины, Кавказа, Урала, Сибири, Дальнего Востока» |
|
|
38 | Русская равнина – общая характеристика. ФГП. Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые. | 1 | текущий
фронтальный опрос | 27.01 |
|
39 | Климат и внутренние воды Русской равнины. | 1 | текущий
фронтальный опрос | 02.02 |
|
40 | Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы Русской равнины.
| 1 | текущий
фронтальный опрос | 03.02 |
|
41 | Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины. Практическая работа №10 «Оценка природных условий и ресурсов Русской равнины. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности» (оц.) | 1 | текущий
фронтальный опрос
практическая работа |
| 09.02 |
|
42 | Северный Кавказ. Своеобразие природы. | 1 | текущий
фронтальный опрос |
| 10.02 |
|
43 | Контрольная работа по теме: «Русская равнина и Северный Кавказ» | 1 | тематический
контрольная работа |
| 16.02 |
|
44 | Урал. Особенности географического положения и его влияния на природу. | 1 | текущий
фронтальный опрос |
| 17.02 |
|
45 | Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. | 1 | текущий
фронтальный опрос |
| 24.02 |
|
46 | Экологические проблемы Урала. Практическая работа №11 «Характеристика взаимодействия природы и общества на примере Урала» (тр.)
| 1 | текущий
фронтальный опрос
практическая работа |
| 02.03 |
|
47 | Западно-Сибирская низменность: особенности природы. | 1 | текущий
фронтальный опрос |
| 03.03 |
|
48 | Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения. | 1 | текущий
фронтальный опрос |
| 09.03 |
|
49 | Восточная Сибирь. Величие и суровость природы. | 1 | текущий
фронтальный опрос |
| 10.03 |
|
50 | Природные районы Восточной Сибири. | 1 | текущий
фронтальный опрос |
| 16.03 |
|
51 | Жемчужина Сибири – Байкал. | 1 | текущий
фронтальный опрос |
| 17.03 |
|
52 | Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. | 1 | текущий
фронтальный опрос |
| 30.03 |
|
53 | Дальний Восток – край контрастов. Особенности природы. | 1 | текущий
фронтальный опрос |
| 31.03 |
|
54 | Природные комплексы Дальнего Востока: Приморье, Приамурье, Сахалин, Курильские острова. | 1 | текущий
фронтальный опрос |
| 06.04 |
|
55 | Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком. | 1 | текущий
фронтальный опрос |
| 07.04 |
|
56 | Контрольная работа по теме: «Природа Сибири и Д.Востока» | 1 | тематический
контрольная работа |
| 13.04 |
|
| Тема 3. Природа Ростовской области | 6 |
| Презентация на тему: «Природа Ростовской области» |
|
|
57 | ГП Ростовской Области. Практическая работа №12 « Составление характеристики ГП области» (тр.) | 1 | текущий
фронтальный опрос
практическая работа | 14.04 |
|
58 | Особенности рельефа и полезные ископаемые | 1 | текущий
фронтальный опрос | 20.04 |
|
59 | Климат Ростовской области | 1 | текущий
фронтальный опрос | 21.04 |
|
60 | Внутренние воды и использование их человеком | 1 | текущий
фронтальный опрос | 27.04 |
|
61 | Почвы области. Растительные зоны | 1 | текущий
фронтальный опрос | 28.04 |
|
62 | Животный мир. Экологические проблемы. ООТ. | 1 | текущий
фронтальный опрос |
| 04.05 |
|
| Раздел 3. Человек и природа 4 ч | 4 |
| Презентация на тему: «Экологические проблемы и пути их решения» |
|
|
63 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Практическая работа №13 «Оценка природных условий и ресурсов Русской равнины. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности» (оц.) | 1 | текущий
фронтальный опрос
практическая работа | 05.05 |
|
64 | Антропогенные воздействия на природу. Практическая работа №14 «Характеристика экологического состояния одного из регионов России» (тр.) | 1 | текущий
фронтальный опрос
практическая работа | 11.05 |
|
65 | Рациональное природопользование.
| 1 | текущий
фронтальный опрос | 12.05 |
|
66 | Экологическая ситуация в России, в своей области (мониторинг). | 1 | текущий
фронтальный опрос |
| 18.05 |
|
67 | Промежуточная аттестация
| 1 | тематический
фронтальный опрос |
| 19.05 |
|
68 | Обобщающее повторение по теме: «Климат» | 1 | тематический
фронтальный опрос |
| 25.05 |
|
69 | Обобщающее повторение по теме: «Природные зоны» | 1 | тематический
фронтальный опрос |
| 26.05 |
|
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет География
Класс 8 А
Учитель Бунеева Ирина Анатольевна
№ урока п/п | Тема | Количеств часов по плану | Количество часов, проведенных фактически | Причина корректировки | Способ корректировки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|