РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ "ГЕОГРАФИЯ"
рабочая программа по географии (5, 9 класс)


Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе

начального общего образования муниципального

бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №7»

 приказ от 31.08.2020 г. № 245

Рабочая программа по учебному предмету «География»

основного общего образования  (базовый уровень)

для учащихся   9  классов

   

Составитель:

                                                                                                                                                                                                     Макушева О.М., учитель      

г. Нижневартовск

2020

Рабочая программа линии УМК «Полярная звезда» для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по географии. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.

Рабочая программа линии УМК «Полярная звезда» разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования. География в основной школе изучается с 5 класса по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 280, из них по 34 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 68 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.

1. Планируемые результаты освоения предмета «география»

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.

      Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

  1. воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
  2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
  3. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
  4. формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами. Доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
  5. формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
  6. освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  7. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  8. формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  9. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  10. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  11. осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  12. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

  1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств её осуществления;
  2. умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  3. формирование умений ставить вопросы. Выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
  4. формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
  5. умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
  6. формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств информационно-коммуникационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;
  7. умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации. Компакт-диски учебного назначения, ресурсы интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
  8. умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
  9. умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позиции партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
  10. умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

  1. формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  2. формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
  3. формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
  4. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
  5. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
  6. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  7. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
  8. создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Планируемые результаты:

В результате изучения «География 9 класс» ученик должен:

знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  •  географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  • различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений

уметь:

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;
  • выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
  • проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  •  основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  •  географические районы, их территориальный состав;
  • отрасли местной промышленности;
  • описывать:
  • природные ресурсы;
  • периоды формирования хозяйства России;
  • особенности отраслей;
  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  • экономические связи районов;
  • состав и структуру отраслевых комплексов;
  • основные грузо - и пассажиропотоки;

объяснять:

  • различия в освоении территории;
  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  • размещение главных центров производства;
  •  сельскохозяйственную специализацию территории;
  • структуру ввоза и вывоза;
  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий;
  • прогнозировать:
  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов

2. Содержание курса географии

Раздел  Хозяйство (20ч)

     Особенности экономики России. Отраслевая структура, функциональная и территориальные структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Экономико-географическое положение России, как фактор развития её хозяйства. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

Производственный капитал. Понятие производственного капитала. Распределение производственного капитала по территории страны. Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоение и зона Севера, их особенности и проблемы. Условия и факторы размещения предприятий. Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи, систем трубопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. ТЭК и охрана окружающей среды. Составление характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Чёрная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий. География металлургии чёрных, лёгких и тяжёлых металлов: основные районы и центры. Металлургия и охрана окружающей среды.

Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого  машиностроения по картам.      

Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.  

     Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.  

Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы. Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство: география основных отраслей. Определение по картам и эколого-климатическим показателям основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

      Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей среды. Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.  

      Сфера услуг (инфраструктурный комплекс). Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. География важнейших видов транспорта: основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей среды. География науки. Состав, место и значение в хозяйстве, основные районы, центры, города науки. Социальная сфера: географические различия в уровне развития и качестве жизни населения.

Практическая работа  № 1: «Составление схемы: виды предприятий по формам собственности»

Практическая работа  №  2: «Составление схемы: структура ТЭК».

Практическая работа  № 3  «Установление основных факторов размещения предприятий металлургии».

Практическая работа  № 4 «Составление характеристики машиностроительного предприятия».

Практическая работа № 5 «Обозначение на контурной карте главных сельскохозяйственных районов страны».

Практическая работа  № 6 «Составление характеристики одного из видов транспорта».

Практическая работа № 7 «Оценка степени доступности сферы услуг в своей местности».

Контрольная работа № 1 по теме: «Хозяйство России».

Раздел 2. Европейская Россия  (26 часов)

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Географические особенности областей Центрального района. Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмные районы. Северо-Западная район. Санкт-Петербургский, его основные этапы развития. Калининградская область. Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. Этапы освоения и заселения территории. Поволжье. Географическое положение. Волга как главная ось хозяйства и расселения и как природно-хозяйственная граница. Этническая и культурная неоднородность района. Крупнейшие города района. (Казань, Самара, Волгоград), особенности их экономико – географического положения и этапы развития. Северный Кавказ. Особенности географического положения, и разнообразие природы. Внутренняя неоднородность территории. Природно – хозяйственные зоны. Полезные ископаемые. Народы Северного Кавказа. Чёрное, Азовское и Каспийское моря, их природа и хозяйственное использование. Географическое положение, природные условия и ресурсы Урала. Проблемы населения и трудовых ресурсов. География и проблемы современного хозяйства.

Практическая работа № 8 «Характеристика экономико-географического положения»

Практическая работа  № 9 «Санкт-Петербург  в системе мировых культурных ценностей».

Практическая работа № 10 «Создание презентации о Санкт-Петербурге».

Практическая работа  № 11 «Оценка природно-ресурсного потенциала района».

Практическая работа № 12 « Составление туристического маршрута»

Практическая работа № 13 «Составление карты Центральной металлургической базы».

Практическая работа №14 «Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа».

Практическая работа № 15 «Влияние климата на сельское хозяйство»

Практическая работа  № 16 «Сравнение природных условий и хозяйства западной и восточной частей Урала».

Контрольная работа № 2 по теме: «Европейская Россия».

Раздел 3. Азиатская Россия (14 часов)

Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы Сибири: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны и природные ресурсы.  Полезные ископаемые. Арктические моря. Русские географические открытия. Особенности морей. Северный морской путь и его значение.

Население Сибири: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, этническое многообразие, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

      Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальных организаций. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия. Сравнение географического положения регионов и районов, его влияние на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.

Практическая работа № 17 «Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири».

Практическая работа № 18 «Создание образа Восточной Сибири».

Практическая работа № 19 «Оценка географического положения Дальнего Востока»

Контрольная работа № 3 по теме: «Азиатская Россия».

 Раздел 4 Россия в современном мире  (3 ч)

Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты Всемирного природного и культурного наследия в России.

Практическая работа № 16 «Защита рефератов о родном крае».

Резерв 5 часов

3. Календарно тематическое планирование

9класс, 68  часов; 2 часа  в неделю

№ п/п

Тема  урока

Характеристика видов  

деятельности учащихся

д/з

сроки

  1. Хозяйство России – 22 ч.

1

Особенности развития хозяйства.

Анализируют схемы отраслевой и функциональной структуры хозяйства России, определять их различия. Формируют черты сходства и отличия отраслевой и функциональной структуры хозяйства России от отраслевой и функциональной структуры хозяйства экономически развитых и развивающихся стран мира. Выделяют типы территориальной структуры хозяйства России на основе анализа экономических карт. Выявляют значение человеческого капитала как основного фактора развития общества.

§1

2

Особенности экономики России.

Учимся с «Полярной звездой»

Выделяют особенности национальной экономики России. Выделяют особенности, структуру и циклы в развитии хозяйства своего региона. Прогнозируют развитие экономики своего региона. Практическая работа  № 15: «Составление схемы: виды предприятий по формам собственности»

§2,3

3

Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность

Анализируют схему «Состав топливно-энергетического комплекса» с объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними. Устанавливают экономические следствия концентрации топливных ресурсов на востоке страны, а основных потребителей на западе. Высказывают мнение о воздействии ТЭК на состояние окружающей среды и мерах по её охране. Проводят сопоставительный анализ величины добычи угля в основных угольных бассейнах на основе статистических материалов и карт. Составляют характеристику одного из угольных  бассейнов по картам и статистическим материалам. Наносят на контурную карту основные районы добычи угля. Практическая работа  №  16: «Составление схемы: структура ТЭК»

§4

4

Нефтяная промышленность

Наносят  на карту основные районы добычи нефти. Сопоставляют карту нефтяной промышленности с картой плотности населения, формулировать выводы. Составляют характеристику одного из нефтяных бассейнов (месторождений) по картам и статистическим материалам.

§5

5

Газовая промышленность

Наносят на контурную карту основные разрабатываемые месторождения газа. Сопоставляют карту газовой промышленности с картой плотности населения, формулировать выводы. Составляют характеристику одного из газовых месторождений по картам и статистическим материалам.

§6

6

Электроэнергетика.

Составляют структурные схемы электроэнергетики и типов электростанций. Составляют и анализировать таблицу «Различия типов электростанций по особенностям эксплуатации (преимущества, недостатки), строительства, воздействия на окружающую среду, стоимость электроэнергии». Выявляют причинно-следственные связи в размещении гидроэнергетических ресурсов и географии ГЭС. Высказывают мнение о существовании или об отсутствии зависимости величины потреблению энергии от уровня социально-экономического развития страны. Аргументируют необходимость экономии электроэнергии.

§7

7

Чёрная металлургия.

Сопоставляют по картам географию месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров чёрной металлургии. Формулируют главные факторы размещения предприятий чёрной металлургии. Наносят на контурную карту главные металлургические районы и центры. Практическая работа  № 17  «Установление основных факторов размещения предприятий металлургии»

§8

8

Цветная металлургия

Сопоставляют по картам географию размещения цветных металлов с размещением крупнейших центров цветной металлургии. Выявляют главную закономерность в размещении предприятий цветной металлургии тяжёлых металлов. Сопоставляют карты «Цветная металлургия» и «Электроэнергетика», устанавливают главный фактор размещения крупнейших центров алюминиевого производства.

§9

9

Машиностроение.

Формулируют  причины решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития страны. Составляют схему связей автомобильного завода с другими предприятиями. Анализируют карту основных центров автомобилестроения. Выявляют по картам главные районы размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения; районы, производящие наибольшую часть машиностроительной продукции; районы с наиболее высокой долей машиностроения в промышленности. Практическая работа  № 18 «Составление характеристики машиностроительного предприятия».

§10

10

Химическая промышленность.

Выявляют роль химической промышленности и её важнейших отраслей в хозяйстве страны. Приводят примеры изделий химического производства и называть отрасль, её изготовившую. Определяют по картам основные районы и центры химической промышленности, развивающиеся на собственном и ввозимом сырье. Анализируют карту основных центров производства минеральных удобрений. Наносят на контурную карту основные центры химической промышленности. Приводят примеры негативного влияния на природу и здоровье человека химических производств.

§11

11

Лесопромышленный комплекс

Выявляют направления использования древесины в хозяйстве, её главных потребителей. Определяют по картам географическое положение основных районов лесозаготовок и лесопромышленных комплексов с обоснованием принципов их размещения. Выявляют роль потребительского и экологического факторов в размещении предприятий лесной промышленности. Высказывают мнение о проблемах и задачах развития лесной промышленности.

§12

12

Сельское хозяйство: растениеводство.

Анализируют схему «Отрасли сельского хозяйства». Проводят сравнительный анализ земельных ресурсов и сельскохозяйственных угодий России с земельными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями других стран (регионов), комментировать полученные результаты. Формулируют существенные черты отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики. Характеризуют отрасль растениеводства по плану. Определяют по картам и эколого-климатическим показателям основные районы выращивания зерновых и технических культур.

§13

13

Животноводство.

Определяют по картам и эколого-климатическим показателям основные районы животноводства. Наносят на контурную карту основные животноводческие районы. Выясняют специализацию животноводства своего региона и перспективы его развития Практическая работа № 19 «Обозначение на контурной карте главных сельскохозяйственных районов страны».

§14

14

Учимся с «Полярной звездой»

Практикум № 2 «Какие проблемы АПК ждут своего решения?»

Составляют и анализировать схему «структура  АПК». Выявляют и объяснять значение каждого звена АПК, их взаимосвязь. Устанавливают долю пищевой и лёгкой промышленности в общем объёме промышленного производства на основе статистических данных. Высказывают мнение о причинах недостаточной обеспеченности населения отечественной продукцией пищевой и лёгкой промышленности и их неконкурентоспособности. Выявляют на основе анализа карт основные районы и центры развития пищевой и лёгкой промышленности. Приводят примеры предприятий пищевой и лёгкой промышленности своего района с указанием факторов их размещения. Выявляют влияние предприятий пищевой и лёгкой промышленности на окружающую среду.

§15

15

Транспортная инфраструктура.

Сравнивают различные виды транспорта по ряду показателей (скорость, себестоимость, грузооборот, пассажирооборот, зависимость от погодных условий, степень воздействия на окружающую среду) на основе анализа статистических данных. Выявляют преимущества и недостатки железнодорожного и автомобильного  транспорта. Устанавливают по картам причины ведущей роли железнодорожного транспорта в России. Определяют по статистическим данным долю железнодорожного и автомобильного транспорта в транспортной работе. Наносят на контурную карту главные железнодорожные магистрали России. Составляют характеристику одного из видов транспорта (по выбору).

§16

16

Транспортная инфраструктура.

Выявляют преимущества и недостатки речного и морского транспорта. Устанавливают по картам роль отдельных речных и морских бассейнов в работе транспорта. Определяют по статистическим данным долю речного, морского и авиационного транспорта в транспортной работе. Определяют по материалам учебника преимущества и недостатки авиационного транспорта.

§17

17

Социальная инфраструктура

Устанавливают долю сферы обслуживания в экономике России. Оценивают степень её развития. Составляют и анализируют таблицу «Состав сферы обслуживания».

§18

18

Учимся с «Полярной звездой»

Практическая работа «Оценка степени доступности сферы услуг в своей местности»

Оценивают степень доступности  сферы услуг своего региона. Характеризуют особенности размещения и взаимосвязь предприятий сферы услуг своего региона. Высказывают предложения по улучшению качества обслуживания в своём регионе.

§19

19

Информационная инфраструктура

§20

20

Обобщение по теме: «Хозяйство России» Контрольная работа  по теме: «Хозяйство России»

Сопоставляют экономические  карты

п/п

Тема  урока

Характеристика видов  

деятельности учащихся

д/з

сроки

  1. Центральная Россия – 6 ч.

21

Пространство Центральной России.

Составляют  характеристику экономико-географического положения по плану Практическая работа № 3 «Характеристика экономико-географического положения».

§21

22

Центральная Россия: освоение территории и население.

Изучают заселение Центральной России. Население и города Центральной России. Народные промыслы.

§22

23

Центральный Россия: хозяйство

Изучают географическое положение и состав Центрального района. Промышленность и проблемы района

§23

24

Центральный Россия: хозяйство

§24

25

Учимся с «Полярной звездой»

§25

26

Москва – столица России

Изучают Москву – столица России. Агломерацию. Функции столичного города. Подмосковье.

§26

  1. Северо-Запад – 6 ч.

27

Пространство Северо-Запада.

Изучают географическое положение Северо-Западного района. Природные условия и ресурсы. Всемирное культурное наследие.

§27

ноябрь

28

Северо-Запад: «Окно в Европу».

Изучают изменение географического положения района во времени. Изменение роли Новгорода. Макро- и микроположение Санкт-Петербурга.

§28

29

Северо-Запад: хозяйство

Изучают хозяйство Северо-Запада. Отрасли специализации. Изменение специализации района во времени. Влияние экономических связей на развитие хозяйства. Сельская местность Северо-Запада.

§29

30

Санкт-Петербург – вторая столица России.

Работают  с дополнительной литературой и интернет-ресурсам Практическая работа  № 4 «Санкт-Петербург  в системе мировых культурных ценностей»

§30

31

Контрольная работа №2

32

Обобщающий урок

Выполнять задания ГИА

  1. Европейский Север – 4 ч.

33

Пространство Европейского Севера.

Составляют описание одной из рек по плану. Оценивают обеспеченность водными ресурсами страны и её отдельных территорий, своего региона.  Определяют особенности использования внутренних вод своего региона. Определяют пути охраны и рационального использования водных ресурсов. Практическая работа  № 6 «Оценка природно-ресурсного потенциала район

§31

34

Европейский Север:  освоение территории и население.

Систематизируют информацию о преобразовании рек человеком. Практическая работа № 7 « Составление туристического маршрута»

§32

35

Европейский Север: хозяйство и проблемы

Определяют механический состав и структуру почвы, их различие. Выделяют на типовой схеме почвенного профиля основные слои почвы, их особенности.

§33

36

Практическая работа «Составление карты Центральной металлургической базы»

Составляют картосхему с использованием интернет-ресурсов

§34

  1. Северный Кавказ – 4 ч.

37

Пространство Северного Кавказа.

Сопоставляют  физическую, тектоническую и экономическую карты. Практическая работа № 9 «Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа»

§35

38

Северный Кавказ: освоение территории и население.

Изучают многонациональный состав населения Северного Кавказа. Народы Северного Кавказа. Многообразие культурных миров. Традиции и обычаи народов Северного Кавказа. Города Северного Кавказа.

§36

39

Северный Кавказ: хозяйство и проблемы

Изучают этапы освоения территории. Отрасли специализации

§37

40

Проект № 1 «Развитие рекреации на Северном Кавказе».

Разрабатывают проект

§38

  1. Поволжье – 4 ч.

41

Пространство Поволжья.

Изучают состав и географическое положение Поволжья. Природные условия и ресурсы Поволжья. Природные зоны Поволжья.

§39

42

Поволжье: освоение территории и население

Изучают этапы освоения территории. Особенности народов, населяющих Поволжье. Крупнейшие города Поволжья

§40

43

Поволжье: хозяйство и проблемы.

Сопоставляют  климатическую карту и карту плотности населения. Практическая работа № 10 «Влияние климата на сельское хозяйство»

§41

44

Учимся с «Полярной звездой»

§42

  1. Урал – 4 ч.

45

Пространство Урала.

Формулируют  причины решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития страны. Составляют схему связей автомобильного завода с другими предприятиями. Анализируют карту основных центров автомобилестроения. Выявляют по картам главные районы размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения; районы, производящие наибольшую часть машиностроительной продукции; районы с наиболее высокой долей машиностроения в промышленности. Практическая работа  № 11 «Сравнение природных условий и хозяйства западной и восточной частей Урала»

43

46

Урал: освоение территории и хозяйство.

Изучают металлургическую промышленность. Атомные центры Урала. Отрасли специализации. Проблемы хозяйства Урала

§44

47

Урал: население и города.

Изучают национальный состав населения Урала. Города Урала и их особенности

§45

48

Исследовательская практика  № 3 «Анализ проблем Урала»

§46

  1. Сибирь – 6 ч.

49

Пространство Сибири.

Сравнивают территории с помощью карт регионы. Практическая работа № 12 «Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири»

§47

50

Сибирь: освоение территории и хозяйство

Изучают этапы освоения и заселения территории Сибири. Этническое многообразие Сибири. Экологические проблемы

§48

51

Западная Сибирь – главная топливная база России

Изучают состав и географическое положение Западной Сибири. Главные отрасли специализации Западной Сибири. Крупные города и проблемы Западной Сибири

§49

52

Восточная Сибирь.

Определяют географическое положение региона и устанавливать отрасли специализации. Практическая работа № 13 «Создание образа Восточной Сибири».

§50

53

Проект № 2 «Путешествие по Транссибу».

Разрабатывать проект

§51

54

Проект № 2 «Путешествие по Транссибу».

  1. Дальний Восток – 8 ч.

55

Пространство Дальнего Востока.

Оценивают особенности природных условий и ресурсов, определять географическое положение района Практическая работа № 14 «Оценка географического положения Дальнего Востока»

§52

56

Дальний Восток: освоение территории и население

Изучают этапы освоения территории. Национальный состав населения Дальнего Востока. Половозрастной состав населения. Проблемы населения.

§53

57

Дальний Восток: освоение территории и население

Изучают различия северной и южных частей Дальнего Востока. Особенность городского расселения  Дальнего Востока. Население района. Функции городов.

§53

58

Дальний Восток: хозяйство.

Изучают экстремальные природные условия Дальнего Востока. Особенности экономики. Отрасли специализации. Проблемы района

§54

59

Проект № 3 «Развитие Дальнего Востока в первой половине ХХ1 века»

§55

60

Учимся с «Полярной звездой»

§56

61

Обобщающий урок

Изучают особенности экономики Азиатской России

62

Контрольная работа

Итоговая работа по географии по теме: «Азиатская Россия»

63

64

Соседи России. Сфера влияния России

Изучают экономико-географическое положение России. Политико-географическое положение России. Многообразие культурных миров. Границы России

§57

65

 «Защита рефератов о родном крае»

Защищают реферат

резервное время – 3 часа



Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе

начального общего образования муниципального

бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №7»

 приказ от 31.08.2020 г. № 245

Рабочая программа по учебному предмету «География»

основного общего образования  (базовый уровень)

для учащихся   5  классов

   

Составитель:

                                                                                                                                                                                                     Макушева О.М., учитель      

г. Нижневартовск

2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» (5-6 классы) для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по географии. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.

Рабочая программа линии УМК «Сферы. География» разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования. География в основной школе изучается с 5 класса по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 280, из них по 34 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 68 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.

Данную рабочую программу реализует следующий УМК «Сферы» для 5-6 классов:

  • Лобжанидзе Александр Александрович. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник. Просвещение, УМК «Сферы»,2011-2012г.;
  1. Планируемые результаты освоения предмета «география»

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И  ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты:

  • воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной  деятельности,  развивать мотивы  и  интересы  своей познавательной деятельности;
  • умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ - компетенции).

Предметные результаты:

  • первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;
  • основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;
  • первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;
  • элементарные практические умения использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
  • основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
  • первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации;
  • начальные умения и навыки использования  географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • общие представления об экологических проблемах, умения и навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «География. Планета Земля» 5-6 класс.

Раздел 1. Источники географической информации

Развитие   географических   знаний   о   Земле.   Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований. Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта — особый источник информации.

Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение  местоположения  географических  объектов,   абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод.

Раздел 2. Природа Земли и человек

Земля — планета Солнечной системы. Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.

Гидросфера водная оболочка Земли. Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.

Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.

Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.

Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.

Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.

Атмосфера — воздушная оболочка Земли.

Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.

Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.

Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.

Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.

Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.

Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Предлагаемые авторами УМК разработки практических работ в Тетради-практикуме совмещают несколько видов последовательно выстроенных учебных действий. Эти учебные действия сформулированы в поурочном  тематическом    планировании в графе «Характеристика основных видов деятельности ученика» на уровне учебных действий). В связи с этим учитель может не полностью выполнять практическую работу, а выбрать из неё какой-либо фрагмент или отрабатывать соответствующие учебные действия на ином материале. Практическая работа может выполняться также на итоговом уроке по той или иной теме в качестве контрольного мероприятия.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата план /факт

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов

деятельности ученика (на уровне учебных действий)

ГЕОГРАФИЯ. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ. 5 класс (34 ч)

Введение (2 ч)

Урок  1. География: древняя и современная наука

Зарождение науки о Земле. Система географических наук. Знакомство с учебником, структурой учебника и особенностями используемых компонентов УМК.

Ресурсы урока: Учебник, с. 5-9; Атлас; Контурные карты;

Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.

Определять понятие «география»

Урок 2. География в современном мире

Географические объекты, явления и процессы. Изучение Земли современной географией. Зачем человеку нужна география.

Ресурсы урока: Учебник, о. 10-11; Атлас, с. 2, 22, 28, 32;

Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.

Устанавливать географические явления, влияющие на географические объекты.

Различать   природные   и   антропогенные географические объекты

Развитие географических знаний о Земле (8 ч)

Урок 3. География в древности

Мир древних цивилизаций. Географические знания на Древнем Востоке. Древний Египет, Древний Китай и Древняя Индия.

Ресурсы урока: Учебник, с. 14-15;Атлас, с. 12-13;

Показывать по картам территории древних государств Востока. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накопленных географических знаниях в древних государствах Востока

Урок 4. Географические знания в древней  Европе

Географические знания и открытия в Древней Греции и Древнем Риме.

Ресурсы урока: Учебник, с. 16-17; Атлас, с. 12-13;

Показывать по картам территории древних государств Европы. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накопленных географических знаниях в Древней Греции и Древнем Риме

Урок 5. География в эпоху Средневековья; Азия, Европа

Арабский Восток. Путешествия арабских мореходов. Освоение Азии. Путешествие А. Никитина. Состояние географии в Европе. Викинги. Путешествия Марко Поло. Португальские мореплаватели.

Ресурсы урока: Учебник, с. 18-21; Атлас, с. 12-13;

Прослеживать по картам маршруты путешествий арабских мореходов, А. Никитина, викингов, Марко Поло.

Наносить маршруты путешествий на контурную карту.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение открытий А. Никитина, путешествий Марко Поло и его книги

Урок 6. Открытие Нового Света.

Причины наступления эпохи ВГО. Путешествия Х.Колумба, значение открытия Нового Света.

Ресурсы урока: Учебник, с. 22-23; атлас, с. 12-13;

Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий Х. Колумба.

Приобретать навыки подбора, интерпретации и представления информации о последствиях открытия Америки для ее народов

Урок 7. Эпоха Великих географических открытий.

Южный морской путь в Индию. Экспедиция Васко да Гамы. Кругосветные путешествия (Ф.Магеллан, Ф.Дрейк). Значение Великих географических открытий

Ресурсы урока: Учебник, с. 24-25; атлас, с. 12-13;

Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах.

Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий. Обсуждать значение открытия Нового Света и всей эпохи Великих географических открытий

Урок 8. Открытие Австралии и Антарктиды

Открытие и исследования Австралии (А. Тасман, Дж. Кук). Открытие и исследования Антарктиды (Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев). Первое русское кругосветное путешествие.

Практическая работа по составлению презентации о великих путешественниках.

Ресурсы урока: Учебник, с. 26-27; атлас, с.12-13;, практическая работа по составлению презентации по теме «Великие русские путешественники»

Прослеживать по картам маршруты путешествий Дж. Кука, Ф.Ф. Беллинсгаузена      и      М.П.      Лазарева, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф Лисянского.

Наносить маршруты путешествий на контурную карту.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания

Урок 9. Современные географические исследования. Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле»

Исследования полярных областей Земли. Исследования океанов, труднодоступных территорий суши, верхних слоев атмосферы. Ресурсы урока: Учебник, с. 28-30; Атлас, с. 12-13, 2-3, 22-23, 28-29, 32-35;

Находить на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описывать способы современных географических исследований и применяемые приборы и инструменты.

Возможно несколько вариантов проведения обобщения по теме «Развитие географических знаний о Земле» (по выбору учителя):

- подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведем итоги», учебник, с.30

-выполнение вариантов контрольной работы в тетради экзаменаторе, с.4-13

Изображения земной поверхности и их использование (12 ч)

Урок 10. Изображения земной поверхности

Наука о создании карт. Глобус как объемная модель Земли. План и карта. Атласы. Аэрокосмические снимки

Ресурсы урока: Учебник, с. 32-33-Атлас;

Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карту, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок.

Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.

Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые географические объекты. Анализировать атлас и различать его карты по охвату территории и тематике

Урок 11. Масштаб 

Что показывает масштаб. Виды записи  масштаба  (численный,   именованный, линейный). Линейный масштаб и    его    использование.    Определение с помощью линейного масштаба расстояний. Детальность    изображения местности от масштаба.

Ресурсы урока: учебник, с. 34-35; атлас с. 2-3; контурные карты, с. 3 (№1);

Определять топографической карте (или плану местности) расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба.

 Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.

Выявлять подробность изображения объектов на карте разных масштабов

Урок 12. Условные знаки

Что такое условные знаки и легенда. Виды условных знаков: площадные, точечные, линейные. Пояснительные подписи.

Ресурсы урока: учебник, с. 36-37; атлас, с. 2-3; контурные карты, с.3 (№3-5), с. 10-11 (№1,2);

Распознавать условные знаки планов местности и карт.

 Находить на плане местности и топографической     карте     условные знаки  разных  видов,   пояснительные подписи.

Наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты. Описывать маршрут по топографической карте (плану местности) с помощью чтения условных знаков

Урок 13. Способы изображения неровностей земной поверхности.

Абсолютная и относительная высота. Способы изображения неровностей поверхности на планах и картах. Шкала высот и глубин.

Практическая работа «Построение профиля рельефа»

Ресурсы урока: учебник, с. 38-39; атлас, с. 2-3, 6-7, 10-11; контурные карты, с.3 (№2), с. 10-11 (№1,2);

Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа.

Распознавать     высоты     (глубины) на  физических  картах  с  помощью шкалы высот и глубин.

Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины. Подписывать на контурной карте самые     высокие     точки     материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением её глубины.

Решать практические задачи по определению абсолютной и относительной высоты, превышения точек относительно друг друга

Урок 14. Стороны горизонта. Ориентирование.

Основные и промежуточные стороны горизонта.   Способы   ориентирования на местности. Компас и стороны горизонта.  Ориентирование компаса   Определение   направлений   по   компасу Понятие  «азимут». Измерение углов с помощью транспортира.

Ресурсы   урока: учебник, с. 40-41;

Определять по компасу направления на стороны горизонта.

Определять углы с помощью транспортира

Урок 15. Съёмка местности.

 Глазомерная     съёмка.     Определение расстояний  на местности.   Определение азимутов на местности. Ориентирование по плану.  Определение азимутов на плане.

Практическая работа по ориентированию и определению азимутов на местности и плане. Ресурсы урока: учебник, с 42-43; атлас с.2-3; практическая работа «Определение на местности направлении и расстояний»; электронное приложение к учебнику

Ориентироваться на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов.

Ориентироваться по плану местности и на плане (топографической карте).

Определять стороны горизонта на плане

Урок 16. Составление плана местности.

Практическая работа по проведению полярной съёмки местности.

Ресурсы урока: учебник, с. 44-45; практические работы «Полярная съёмка местности»,«Построение схемы маршрута»

Использовать    оборудование    для глазомерной съёмки.

Составлять   простейший   план  небольшого участка местности

Урок 17. Географические карты

Отличия карты от плана. Виды карт. Способы изображений на картах. Искажения на картах.

Ресурсы урока: учебник, с. 46-47; атлас, с. 6-9, 12-13, 26-27, 29, 33, 44-45;

Читать   карты   различных   видов на основе анализа легенды.

Определять    зависимость    подробности карты от её масштаба. Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты.

Сравнивать  глобус  и  карту  полушарий для выявления искажений в изображении объектов

Урок 18. Параллели и меридианы

Понятия «параллели» и «меридианы». Экватор и начальный меридиан. Использование параллелей и меридианов для определения координат точек.

Ресурсы урока: учебник, с. 48-49; атлас, с. 6-7, 10-11; контурные карты, с. 4-5 (№ 1-3);

Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов.

Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические полюсы.

Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснять назначение сетки параллелей и меридианов

Урок 19. Географические координаты.

Географическая широта и географическая долгота, способы их определения. Измерение расстояний с помощью градусной сетки.

Ресурсы, урока: учебник, с. 50-51; атлас, с. 6-7, 10-11; контурные карты, с. 4-5 (№ 1, 4-5); Практическая работа «Составление маршрута путешествия»

Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов.

Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнивать местоположение объектов с разными географическими координатами.

Определять расстояния с помощью градусной сетки

Урок 20. Географические информационные системы

Понятие о ГИС. Возможности современных ГИС и их практическое применение.

Практическая работа «Построение маршрута на основе картографических- интернет ресурсов»

Ресурсы урока: учебник, с. 52-53. Тетрадь- тренажер, с.20 (№18),

Урок 21. Обобщающий урок по теме «Изображения земной поверхности и их использование»

Ресурсы урока: учебник, с. 54; атлас; тетрадь-экзаменатор, с. 14-29; практическая работа «Составление маршрута воображаемой экспедиции»

Возможно несколько вариантов проведения обобщающего урока:

— подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», учебник, с. 56;

— выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в тетради-экзаменаторе, с. 14—29;

— выполнение практической работы «Составление маршрута путешествия»

Земля- планета Солнечной системы (5ч)

Урок 22. Земля в Солнечной системе.

Состав Солнечной системы. Система «Земля — Луна». Географические следствия формы и размеров Земли. Уникальность планеты Земля. Ресурсы урока: учебник, с. 56—57; атлас, с. 14-15;

Анализировать        иллюстративно- справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам.

Составлять   «космический   адрес» планеты Земля.

Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли».

 Находить информацию (в Интерне те и других источниках) и подготавливать     сообщение     на     тему «Представления о форме и размерах Земли в древности»

Урок 23. Осевое вращение Земли.

Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия осевого вращения. Сутки и часовые пояса.

 Ресурсы урока: учебник, с. 58-59; атлас, с. 14-17; контурные карты, с. 8-9;

Наблюдать   действующую   модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси.

Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Решать познавательные и практические задачи на определение разницы во времени часовых поясов. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси»

Урок 24. Орбитальное движение Земли

Движение Земли по орбите и смена времён года. Тропики и Полярные круги. Пояса освещённости.

Ресурсы урока: учебник, с. 60-61; атлас, с. 14-15;

Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности движения Земли по орбите. Анализировать схему орбитального движения Земли и объяснять смену времён года.

Показывать на схемах и картах тропики, полярные круги

Урок 25. Влияние космоса на Землю и жизнь людей

Солнечная активность и жизнь людей. Метеоры и метеориты. Кометы, их особенности.

Ресурсы урока: учебник, с. 62-63; атлас, с. 14-15;

Составлять описания происшествий на Земле, обусловленных космическими процессами и явлениями. Находить дополнительные сведения о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства

Урок 26. Обобщающий урок по теме «Земля — планета Солнечной системы»

Ресурсы урока: учебник, с. 64; атлас, с. 14-17;

Возможно несколько вариантов проведения обобщающего урока (по выбору учителя):

— подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», учебник, с. 64;

— выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в тетради-экзаменаторе, с. 30-37

Литосфера- каменная оболочка Земли (8 ч)

Уроки 27-28. Строение Земли. Горные породы.

Оболочечное строение планеты: ядро, мантия, земная кора. Главный метод изучения глубин Земли. Классификация горных пород по происхождению. Образование магматических, осадочных и метаморфических горных пород, их свойства. Полезные ископаемые.

Практическая работа по определению горных пород по их свойствам.

Ресурсы урока: учебник, с.66-67, атлас, с.20-21,24-25; практическая работа «Определение горных пород по их свойствам»; 

Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнивать оболочки между собой.

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

Овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам.

Анализировать схему преобразования горных пород

Урок 29. Земная кора и литосфера.

Строение континентальной и океанической земной коры. Литосфера, её соотношение с земной корой. Литосферные плиты и их взаимодействие.

Ресурсы урока: учебник, с. 68-69; атлас, с. 20-21;

Анализировать схемы (модели) строения земной коры и литосферы.

Сравнивать океанический и континентальный типы земной коры.

 Устанавливать по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит, выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит

Урок 30. Рельеф Земли

Понятие о рельефе. Планетарные формы рельефа. Равнины и горы материков, их различия по высоте. Рельеф дна океанов. Определение по картам крупных форм рельефа.

 Ресурсы урока: учебник, с. 70-71; атлас, с. 6-9, 18-21, 26-27; контурные карты, с. 10-11 (№ 1-3, 5);

Выполнять практические работы по определению на картах  средней и максимальной абсолютной высоты. Определять     по     географическим картам количественные  и  качественные   характеристики   крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения. Выявлять   особенности   изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показывать их. Сопоставлять расположение крупных   форм   рельефа   дна   океанов с границами литосферных плит. Выявлять закономерности в размещении    крупных    форм    рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит

Урок 31. Внутренние силы Земли.

Образование гор. Вулканизм и землетрясения, их последствия.

Ресурсы урока: учебник, с. 72-73; атлас, с. 8-9, 20-23; контурные карты, с. 10-11 (№ 4), с. 24-25 (№ 3);

Выявлять при сопоставлении географических карт закономерности распространения землетрясений и вулканизма.

Устанавливать с помощью географических  карт  главные  пояса землетрясений и вулканизма Земли.

Наносить на контурную карту вулканы, пояса землетрясений

Уроки 32-33. Внешние силы как разрушители и созидатели рельефа

Выветривание, его зависимость от условий природной среды. Разрушительная и созидательная деятельность текучих вод, ледников, ветра, подземных вод. Деятельность человека и рельеф.

Ресурсы урока: учебник, с. 74-77; атлас, с. 8-9;

Составлять и анализировать схему,
демонстрирующую        соотношение
внешних сил и формирующихся под
их воздействием форм рельефа..
Сравнивать   антропогенные   и   природные формы рельефа по размерам и внешнему виду.

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о влиянии оврагов на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с их образованием

Урок 34. Человек и мир камня. Обобщение по теме «Литосфера — каменная оболочка Земли»

Строительные материалы. Драгоценные и поделочные камни. Полезные ископаемые. Охрана литосферы.

Ресурсы урока: учебник, с. 78-80; атлас, с. 6-11, 18-25; контурные карты, с. 23-24 (№ 4); практическая работа «Построение профиля рельефа»

Предлагается несколько вариантов проведения обобщения по теме «Литосфера — каменная оболочка Земли» (по выбору учителя):

— подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», Учебник, с. 80;

— выполнение вариантов контроль ной работы, предлагаемой в тетради-экзаменаторе, с. 38-45;

— выполнение практической работы «Построение профиля рельефа», предлагаемой в тетради-практикуме 6-7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией  Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7-х классов составлена в соответствии с нормативными документами. Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 5-7-х классов, 1 час ...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2020-2021 учебный год

Рабочая программа разработана, на основании следующих нормативных правовых документов: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Федеральный ко...

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 5-8 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...