Узбекистан. (Республика Узбекистан) 9 класс
методическая разработка по географии (9 класс)

Денисова Лидия Петровна

Методическая разработка урока по географии в 9 классе. Знакомство с достопримечательностями республики Узбекистан.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uzb_1_moy.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Узбекистан. (Республика Узбекистан)

 9 класс  

  • Цель: познакомить учащихся с республикой Узбекистан.

Задачи урока:

Образовательные:

  • раскрыть главные особенности природы, населения и хозяйственной деятельности страны,
  •  познакомить с достопримечательностями страны,
  • продолжить формирование умение определять географическое положение страны,

Коррекционные:  

  • развивать
  •  внимание (в процессе рассматривания иллюстраций, концентрации на рассказе учителя),  
  • память (в процессе актуализации знаний, полученных на уроке),
  •  мыслительные операции (в ходе ответов на вопросы учителя),
  • зрительное и пространственное восприятие (в процессе рассматривания картин презентации, в ходе работы с картой),
  •  речь (в процессе чтения текста учебника, в ходе ответа на вопросы учителя).

Воспитательные:

  •  воспитывать толерантное отношение к другим народам.

Оборудование:                        

  • учебник,
  • политическая карта мира,
  • физическая карта Узбекистана,
  • атласы, контурные карты,
  • презентация «Узбекистан»,
  • таблички с географическими понятиями,
  • индивидуальные карточки.

Речевой материал: медресе, мечеть.

Ход урока.

I Орг.момент.

II Повторение пройденного материала.

Фронтальный устный опрос:

Какую тему изучали на прошлом уроке?

-  На какие регионы делится Азия? (Центральная,  Юго-западная, Южная Азия, Восточная Азия, Юго-Западная)

-  К какой части Азии относится Казахстан?

Назовите столицу Казахстана?

Задания на проверку умений работать с картой:

- Какую территорию занимает Казахстан?  Покажите ее на карте.

- Используя политическую карту, назовите государства, с которыми граничит Казахстан.

- Какие реки протекают по территории Казахстана? Покажите их на карте

- Как называются горы, расположенные в Казахстане? Покажите их на карте.

Какими полезными ископаемыми богата республика?

         

 Задания на проверку причинно –следственных связей:

     От чего зависит климат Казахстана?

Почему казахи были кочевниками?

Задания на проверку фактического материала:

Расскажите о традициях казахов?

Какое  задание вам было задано на дом? (заполнить таблицу)

На дом вам было задано задание - заполнить таблицу, как вы справились с этим заданием?

Государство

Столица

Жители

Полезные ископаемые

Растит.мир

Живот.мир

Отрасли.

хозяйства

Казахстан

Астана

Казахи, русские,  узбеки, немцы

Газ, нефть, уголь, руду, золото

Береза, ковыль, осина, типчак.

Суслики, джейраны, тушканчики

Земледелие,

Животноводство

                  -      проверка на слайде.

Оцените свою работу

3.Актуализация знаний, сообщение темы и цели урока

Тему сегодняшнего урока, вы узнаете, если внимательно послушаете стихотворение, о каком государстве идет речь?

О мой родной Узбекистан ! Полей бескрайних караван,
Ты самый солнечный, красивый. Гостеприимный край, любимый.
Твои цветущие поля и вдоль дороги тополя.
Сады, леса , гор снежных башни.

 Которых нет на свете краше.
Всё говорит о красоте, земли великой доброте.

О каком государстве идет речь?

Запишите тему урока в тетрадь  «Узбекистан»

Давайте вспомним план, по которой изучаем страны. ПЛАН на ДОСКУ

Узнать…

  1. Географическое положение. (с какими странами граничит?
  2. Рельеф. (поверхность земли- горы, равнины, пустыни, реки)
  3. Климат.
  4. Полезные ископаемые.
  5. Растительный и животный мир.
  6. Промышленность.
  7. Население.
  8. Города. Достопримечательности.

Во время урока мы с вами будем работать с политической картой, контурными картами, учебником, раздаточным материалом.

 III Изучение нового материала.

1.Работа с картой. (у доски)

Задание: Найдите на политической карте Узбекистан, назовите страны  

с которыми граничит республика.

Задание: Отметьте на карте красным карандашом границы Узбекистана на контурной карте

Вопросы: Какие реки протекают на территории Узбекистана? горы? Какая пустыня расположилась на равнине между реками Сырдарья и Амударья?

кому плохо видно

используя карту учебника на стр.107

Отметьте на к\к  реки, горы и низменности находящиеся на территории Узбекистана.

 Узбекистан расположен между реками Амударья и Сырдарья. На западе страны лежит Туранская  низменность, на востоке возвышаются горные хребты Тянь-Шаня. Большая часть территории Узбекистана равнинная. На равнинах раскинулись холмистые степи и пустыни Кызылкум. Климат в стране жаркий, сухой. Летом  температура воздуха может достигать  +50 градусов, а зимой опускаться  ниже  нуля градусов. В отдельных районах зимой бывают сильные морозы. В Узбекистане находятся месторождения полезных ископаемых : природный газ и нефть, уголь, золото, серебро, медь, свинец, цинк, вольфрам. Основные отрасли сельского хозяйства – хлопководство, шелководство, каракулеводство, в стране работают металлургические заводы, хлопкоперерабатывающие, шелковые и текстильные  комбинаты

Ребята, вспомните,  из уроков биологии какое насекомое  разводят,  для получения шелка?

(Тутовый шелкопряд - показ картинки, слайда )

2.Работа с таблицей №2

А сейчас самостоятельная работа.

Задание: Используя текст учебника, на стр.112, 4 абзац, найдите какие животные и птицы есть на территории Узбекистана,  и выпишите их в таблицу.

Место обитания

Животные

Птицы

Пустыня

Джейраны, волки, лисицы, тушканчики, суслики, песчанка, ящерицы, змеи,

Пустынные сойки, дрофы

Берега рек

Кабаны, бухарские олени, камышовые коты, выдры.

Цапли, пеликаны, утки, гуси, фазаны.

-взаимопроверка. слайд 

Поменяйтесь друг с другом таблицами, поставьте баллы -однокласснику.

Гимнастика для глаз

Упражнение для глаз – «Раскрашивание».

Закройте глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.

4. Работа с учебником. (выборочное чтение)

Узбекистан многонациональное государство, со своими традициями и обычаями.

Давайте прочитаем текст учебника на стр. 113, абз.,4, до слов Восточные районы, на стр 114 и обсудим такие вопросы:

Как называют жителей страны? Какие   народы там проживают?

Как выглядит  традиционный костюм узбеков? (иллюстрация)

Какие вопросы мы с вами рассмотрели?

Сейчас мы с вами совершим путешествие в город Ташкент, столицу Узбекистана.

О достопримечательностях столицы Узбекистана городе - Ташкенте, вы узнаете, прочитав абзац 2 стр 114, и ответив на вопросы:

Сколько лет городу? 1500

Что проходило в древности, через Ташкент?

Какие древние памятники архитектуры сохранились? Мечеть, Медресе

Словарная работа: медресе.

Найдите значение этого слова в словаре, стр.204. запишите в тетрадь.

Что произошло 1966г?

Самые древние города Узбекистана Самарканд и Бухара. В этих городах сохранилось множество древних памятников. Старинные здания построены из белого камня и украшены яркими изразцами.

Изразцы – керамические плитки для облицовки стен и печей. словарь

Самарканд и Бухару часто называют городами-музеями.

Самарканд долгое время был столицей древнего царства. С тех времен в городе сохранились прекрасные мечети, медресе и мавзолеи (усыпальницы) правителей.

Работа с контурной картой:  

Задание: -Отметьте на контурной карте столицу, поставить значок * и написать столицу республики.

запись в тетради: Вывод по теме(прямоугольник): Узбекистан расположен в центральной части Средней Азии. Большая территория, многочисленное население, богатые природные ресурсы, развивающаяся промышленность, древняя культура – это все Узбекистан. Основные отрасли сельского хозяйства – хлопководство, шелководство, каракулеводство. Хлопчатник – основная культура страны. Развита текстильная и пищевая промышленность. Основные реки Узбекистана – Амударья и Сырдарья. Между ними находится пустыня Кызылкум. Самое большое озеро -  Аральское море. Столица – Ташкент.  

IV Закрепление пройденного материала.

С какой республикой мы познакомились?

- Покажите на карте республику и ее столицу.

- С какими государствами граничит Узбекистан?

- Каковы природные условия Узбекистана?

- Расскажите о проблемах Аральского моря.

- Почему хлопок в Узбекистане называют «белым золотом»?

- Расскажите о национальных традициях этой страны.

Какие вопросы плана мы не рассмотрели? Работа с планом.

Рефлексия.

Продолжи предложения …

Сегодня на уроке я узнал….

Сегодня на уроке мне было интересно узнать…

Я хотел бы побывать в Узбекистане, потому что там …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Франция: 3 республика" 8 класс

Презентация "Франция: 3 республика" 8 класс...

Рабочий лист урока по теме «Великая Французская революция. От монархии к республике» (7 класс)

Рабочий лист урока по теме «Великая Французская революция. От монархии к республике» (7 класс)...

Презентация "Устройство Римской республики" 5 класс, история древнего мира

Презентация содержит тестовые заданиядля проверки домашнего задания...

Тест "Устройство Римской республики", 5 класс

Тест "Устройство Римской республики", История Древнего мира, 5 класс...