Природные зоны Земли.
план-конспект урока по географии (6 класс)
Сформировать представление о природных зонах Земли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учебный предмет: география
Класс: 6д
Учитель: Шутова Галина Николаевна
УМК: «Полярная звезда» А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. География. 5 – 6 классы
№ урока: 28, 29
Тема урока: Природные зоны Земли
Тип урока: практикум
Цель урока: сформировать представление о природных зонах
Задачи урока:
Образовательные:
- показать, как размещаются природные комплексы на поверхности Земли;
- объяснить смену природных зон на Земле;
- показать изменения природных зон под воздействием хозяйственной деятельности человека.
Развивающие:
- развивать у учащихся умение описывать природные зоны.
Воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности в работе;
- воспитывать уважение к мнению других.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать определение понятия «природная зона»;
- знать основные причины смены природных зон;
- называть и показывать границы природных зон;
- приводить примеры основных представителей растительного и животного мира некоторых природных зон;
- описывать внешний облик природных зон;
- приводить примеры взаимодействия человека и природы в пределах рассматриваемой природной зоны;
- на конкретных примерах раскрывать черты приспособленности растительного и животного мира условиям конкретной природной зоны.
Метапредметные:
- давать определения понятиям;
- владеть устной (письменной) речью;
- структурировать тексты, выстраивать последовательность описываемых событий;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать и преобразовывать схемы для решения задач.
Личностные:
- использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов, потребностей;
- формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| Приветствие учащихся. | |
| Учитель задаёт учащимся вопросы: 1)Приведите примеры взаимодействия компонентов географической оболочки. 2)Кто разработал учение о географической оболочке? (А. Григорьев) 3)Перечислите и охарактеризуйте свойства географической оболочки. (целостность, ритмичность, зональность) 4)Что называют природной зоной? | Учащиеся отвечают на вопросы. Природная зона – крупный природный комплекс, обладающий сочетанием тепла и влаги, почв, растительности и животного мира. |
| Используя карту «Природные зоны мира» (с. 188 – 189 в учебнике), назовите природные зоны, сменяющие друг друга в направлении от экватора к полюсам. Задание для практической работы: 6 на с. 76 в тетради «Мой тренажёр» (таблица) | Учащиеся перечисляют природные зоны: постоянно влажные экваториальные леса, переменно-влажные леса, саванны, постоянно влажные леса тропического и субтропического поясов (Африка, Австралия, Южная Америка, Северная Америка), полупустыни и пустыни, жестколистные вечнозелёные леса и кустарники, лесостепи и степи, смешанные и широколиственные леса, тайга, тундра и лесотундра, арктические пустыни в северном полушарии, антарктические пустыни – в южном полушарии. Учащиеся выполняют задание 6 в тетради «Мой тренажёр» по описанию природных зон: 1 вариант: влажные экваториальные леса, саванны, пустыни, степи, 2 вариант: смешанные и широколиственные леса, тайга, тундра, арктические и антарктические пустыни. |
| Чему вы научились сегодня на уроке? Что было для вас проще, а что труднее? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. |
| П. 52 – пересказ, вопросы после параграфа устно. | Учащиеся записывают домашнее задание и слушают пояснения учителя. |
Практическая работа «Описание природных зон»
Природная зона | Распространение | Растительность | Животный мир |
1 вариант: Влажные экваториальные леса | Вдоль экватора; весь год тепло и влажно | Пальмы, папоротники, фикусы | Обезьяны, птицы, змеи, ящерицы, бегемоты, крокодилы |
Саванны | К северу и к югу от экваториальных лесов; сухой и влажный сезоны | Баобаб (Африка), высокие травы | Антилопы, зебры, львы, гепарды и др. |
Пустыни | Тропики; недостаток влаги, высокие температуры | Финиковая пальма (в оазисах), кактусы и др. | Тушканчики, песчанки, антилопы, верблюды, змеи, ящерицы, скорпионы, пауки, муравьи |
Степи | Средние широты; жаркое сухое лето, суровая зима, почвы чернозёмы | Злаковые растения (ковыль, типчак) | Суслики, мыши, волки, птицы |
2 вариант: Смешанные и широколиственные леса | Умеренные широты, 4 времени года | Дуб, берёза, осина, хвойные растения (в смешанных лесах) | Волки, лисы, медведи, лоси, олени |
Тайга | Северная часть Евразии и Северной Америки; холодная зима, тёплое и короткое лето | Ель, сосна, кедр, пихта, лиственница; почвы – подзолистые или мерзлотно-таёжные | Бурый медведь, бурундук, сова, горностай, ласка, лось, рысь |
Тундра | Северная окраина Евразии и Северной Америки; долгая суровая зима и короткое холодное лето, мёрзлый грунт | Мхи, лишайники, карликовые ивы и берёзы, клюква, брусника, голубика | Песец, северный олень, заяц-беляк, полярный волк, лемминг, перелётные птицы |
Арктические пустыни | Побережье и острова Северного Ледовитого океана; полярный день и полярная ночь по полгода | Лишайники, мхи | Белый медведь, тюлень, морж |
Антарктические пустыни | Побережье Антарктиды | Лишайники, мхи | Пингвины |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока географии в 6 классе Природные зоны Земли
Размещение большенства природных комплексов на Земле подчинено закону широтной зональности...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/24/picture-210835-1361713739.jpg)
Уроки Природные зоны Земли
Уроки былы подготовлены и проведены по учебнику: Хрипкова А.Г. и др. Естествознание 5 класс. – М.: Просвещение, 1999. Однако, материал легко трансформировать под любой другой учебник. Данный мат...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/10/picture-178066-1360443649.jpg)
Природные зоны Земли .Урок природоведения в 5 классе.
В презентации на 19 слайдах дается характеристика природных зон Земли: Арктические и антарктические пустыни.Тундра и лесотундра.Тайга.Леса.Лесостепи и пустыни.Растительный и жив...
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/11/picture-95989.png)
Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"
В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии. Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/07/picture-256322-1370619840.jpg)
Конспект урока в 6 классе "Природные зоны Земли"
Интегрированный урок (география, биология). Цели урока • раскрыть, как размещаются природные комплексы по поверхности Земли...