Природные зоны Земли.
план-конспект урока по географии (6 класс)

Шутова Галина Николаевна

Сформировать представление о природных зонах Земли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тип урока: практикум. 20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: география

Класс:

Учитель: Шутова Галина Николаевна

УМК: «Полярная звезда» А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. География. 5 – 6 классы

№ урока: 28, 29

Тема урока: Природные зоны Земли

Тип урока: практикум

Цель урока: сформировать представление о природных зонах

Задачи урока:

Образовательные:

- показать, как размещаются природные комплексы на поверхности Земли;

- объяснить смену природных зон на Земле;

- показать изменения природных зон под воздействием хозяйственной деятельности человека.

Развивающие:

- развивать у учащихся умение описывать природные зоны.

Воспитательные:

- воспитывать чувство ответственности в работе;

- воспитывать уважение к мнению других.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать определение понятия «природная зона»;

- знать основные причины смены природных зон;

- называть и показывать границы природных зон;

- приводить примеры основных представителей растительного и животного мира некоторых природных зон;

- описывать внешний облик природных зон;

- приводить примеры взаимодействия человека и природы в пределах рассматриваемой природной зоны;

- на конкретных примерах раскрывать черты приспособленности растительного и животного мира  условиям конкретной природной зоны.

Метапредметные:

- давать определения понятиям;

- владеть устной (письменной) речью;

- структурировать тексты, выстраивать последовательность описываемых событий;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- создавать и преобразовывать схемы для решения задач.

Личностные:

- использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов, потребностей;

- формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Приветствие учащихся.

  1. Проверка домашнего задания

Учитель задаёт учащимся вопросы:

1)Приведите примеры взаимодействия компонентов географической оболочки.

2)Кто разработал учение о географической оболочке?

(А. Григорьев)

3)Перечислите и охарактеризуйте свойства географической оболочки.

(целостность, ритмичность, зональность)

4)Что называют природной зоной?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Природная зона – крупный природный комплекс, обладающий сочетанием тепла и влаги, почв, растительности и животного мира.

  1. Практикум

Используя карту «Природные зоны мира» (с. 188 – 189 в учебнике), назовите природные зоны, сменяющие друг друга в направлении от экватора к полюсам.

Задание для практической работы:

6 на с. 76 в тетради «Мой тренажёр» (таблица)

Учащиеся перечисляют природные зоны: постоянно влажные экваториальные леса, переменно-влажные леса, саванны, постоянно влажные леса тропического и субтропического поясов (Африка, Австралия, Южная Америка, Северная Америка), полупустыни и пустыни, жестколистные вечнозелёные леса и кустарники, лесостепи и степи, смешанные и широколиственные леса, тайга, тундра и лесотундра, арктические пустыни  в северном полушарии, антарктические пустыни – в южном полушарии.

Учащиеся выполняют задание 6 в тетради «Мой тренажёр» по описанию природных зон:

1 вариант: влажные экваториальные леса, саванны, пустыни, степи,

2 вариант: смешанные и широколиственные леса, тайга, тундра, арктические и антарктические пустыни.

  1. Рефлексия

Чему вы научились сегодня на уроке?

Что было для вас проще, а что труднее?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

  1. Задание на дом

П. 52 – пересказ, вопросы после параграфа устно.

Учащиеся записывают домашнее задание и слушают пояснения учителя.

Практическая работа «Описание природных зон»

Природная зона

Распространение

Растительность

Животный мир

1 вариант:

Влажные экваториальные леса

Вдоль экватора; весь год тепло и влажно

Пальмы, папоротники, фикусы

Обезьяны, птицы, змеи, ящерицы, бегемоты, крокодилы

Саванны

К северу и к югу от экваториальных лесов; сухой и влажный сезоны

Баобаб (Африка), высокие травы

Антилопы, зебры, львы, гепарды и др.

Пустыни

Тропики; недостаток влаги, высокие температуры

Финиковая пальма (в оазисах), кактусы и др.

Тушканчики, песчанки, антилопы, верблюды, змеи, ящерицы, скорпионы, пауки, муравьи

Степи

Средние широты; жаркое сухое лето, суровая зима, почвы чернозёмы

Злаковые растения (ковыль, типчак)

Суслики, мыши, волки, птицы

2 вариант:

Смешанные и широколиственные леса

Умеренные широты,

4 времени года

Дуб, берёза, осина, хвойные растения (в смешанных лесах)

Волки, лисы, медведи, лоси, олени

Тайга

Северная часть Евразии и Северной Америки; холодная зима, тёплое и короткое лето

Ель, сосна, кедр, пихта, лиственница; почвы – подзолистые или мерзлотно-таёжные

Бурый медведь, бурундук, сова, горностай, ласка, лось, рысь

Тундра

Северная окраина Евразии и Северной Америки; долгая суровая зима и короткое холодное лето, мёрзлый грунт

Мхи, лишайники, карликовые ивы и берёзы, клюква, брусника, голубика

Песец, северный олень, заяц-беляк, полярный волк, лемминг, перелётные птицы

Арктические пустыни

Побережье и острова Северного Ледовитого океана; полярный день и полярная ночь по полгода

Лишайники, мхи

Белый медведь, тюлень, морж

Антарктические пустыни

Побережье Антарктиды

Лишайники, мхи

Пингвины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока географии в 6 классе Природные зоны Земли

Размещение большенства природных комплексов на Земле подчинено закону широтной зональности...

Уроки Природные зоны Земли

Уроки былы подготовлены и проведены по учебнику: Хрипкова А.Г. и др. Естествознание  5 класс. – М.: Просвещение, 1999. Однако, материал легко трансформировать под любой другой учебник. Данный мат...

Природные зоны Земли .Урок природоведения в 5 классе.

В презентации на 19 слайдах  дается характеристика природных зон Земли:  Арктические и антарктические пустыни.Тундра и лесотундра.Тайга.Леса.Лесостепи и пустыни.Растительный и жив...

Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"

В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии.  Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...

Презентация Природные зоны Земли

Характеристика природных зон Земли. Местоположение на карте....

Конспект урока в 6 классе "Природные зоны Земли"

Интегрированный урок (география, биология). Цели урока      • раскрыть, как размещаются природные комплексы по поверхности Земли...

конспект урока Природные зоны Земли 6 кл.

Конспект урока по географии...