Влияние религии на демографию.
план-конспект урока по географии (10 класс)

Чередниченко Наталья Евгеньевна

Цель: Формирование представления о зависимости  демографии  от  религии.

Тип урока: Урок общеметодологической направленности.

Форма урока:  Урок-практикум.

Методы обучения:  словесные, практические.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знание:

- факторов, которые влияют на демографическую ситуацию;

- как религиозные  факторы  влияют на демографическую ситуацию;

- распространения религий в мире

Умение:

- объяснять  зависимость  демографических процессов  от разнообразных факторов;

- рассчитывать демографические показатели – естественный прирост, брачность, разводимость.

Личностные: развивать познавательный интерес к предмету, толерантность; формировать  коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве  со сверстниками, навыки  организации своей деятельности в группе.

Метапредметные:

- самостоятельно формулировать познавательную цель;

- планировать свою деятельность;

- сравнивать и анализировать объекты;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- создавать собственные устные высказывания;

- формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

- смысловое чтение, извлекать  необходимую информацию;

- выбирать критерии для сравнения;

- создавать компьютерные презентации;

-  используя математические формулы, рассчитывать показатели;

- строить графики и диаграммы на бумаге и компьютере;

- проводить социологический опрос.

Оборудование:  компьютер,  экран, компьютерная презентация, раздаточный материал,  политическая карта  мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл demografiya_i_religiya.docx47.94 КБ

Предварительный просмотр:

ХОД УРОКА:

Начало урока.

- Добрый день, ребята. Я  надеюсь, что сегодняшний  урок получится  интересным и познавательным.  Желаю нам плодотворной работы!    

   Посмотрите на экран, чтобы  определить тему нашего урока.

/Видеоролики: Рост рождаемости мусульман. Влияют ли религии на рождаемость./

  - В современном обществе существует ряд важных проблем, оказывающих значительное  влияние на его дальнейшее развитие. Одной из таких проблем является демографическая. Ряд признанных зарубежных и отечественных исследователей  указывали на взаимосвязь между демографическими процессами  и  семьей как социальным институтом,  и доминирующей в обществе религией.

- Итак, какова тема нашего урока? («Влияние религии на демографические процессы»).

- Какие мы поставим пред собой цели? Что мы должны узнать? (Влияет ли религия на демографические процессы. Как религия  влияет на демографические процессы).

- Чтобы ответить на эти вопросы, вы будете выполнять различные задания индивидуально и в группах.  Мы  проведем анализ отношения разных религий к демографии и семье, статистических  данных и графиков.

- Что такое демография?

- Что такое воспроизводство населения?

- Назовите основные  факторы, влияющие на воспроизводство населения

- Перечислите  мировые  и национальные религии

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ

Закрепление, тренировка, отработка умений.

- Естественное движение населения включает такие процессы, как рождаемость, смертность, брачность и разводимость.

- Напомните, как рассчитываются данные показатели. В чем они измеряются?

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ

-  На показатели рождаемости значительно воздействуют  брачносемейные факторы: возраст вступления в брак, степень охвата населения брачными отношениями, возможность разводов и повторных браков, формы брака и типы семьи, на которые может влиять религия.   Религия может также оказать влияние на смертность.  О том, как разные религии относятся к данным вопросам,  мы послушаем сообщения ваших одноклассников.

СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.

-  Выслушав сообщения, мы,  работая в группах и выполняя задания, попытаемся  ответить на вопрос:  «Влияет ли  религия на демографические процессы?». Вы будете анализировать  демографическую ситуацию  в странах:

1)  Ирландия, где 90% населения  католики.  Это высокоразвитое государство Западной  Европы, входящее в ЕС.  

2) Дания, где 80% населения  протестанты. Это высокоразвитое государство Северной  Европы, входящее в ЕС.  

3) Египет, где  94 % мусульмане.  Это развивающееся  государство Северной   Африки.  

4) Индия, где  80%  населения индуисты. Это развивающееся  государство Южной Азии.  

5) Россия, где 80% населения считаю себя  православными, хотя не будем забывать, что  России  в течение  десятилетий насаждался атеизм.  (Есть мнение: Православных, по статистике, 80%, в Бога из них верят всего две трети, а соблюдают посты и ходят в храмы лишь 4%). Страна с переходной экономикой.

6) Рассмотрим республику Чувашию, где  77% населения православные.

7) Проведем небольшой анализ демографической ситуации в нашем старинном православном  городе Алатыре.

Работа в группах.

Номер группы

Задания группам

Обсуждение итогов  работы  в группах.

1 группа

  1. Посчитать естественный прирост в Ирландии, Дании, Египте, Индии.
  2. Построить графики рождаемости и смертности для каждой страны.
  3. Проанализировать полученные  результаты.
  4. В какой стране  наибольший и наименьший показатель рождаемости, смертности и естественного прироста в 2018 году?
  5. Страна с какой религией имеет наибольший  и наименьший естественный прирост в 2018 году?
  6. Влияет ли религия на демографию?
  7. Какие еще факторы могут оказывать влияние на естественный прирост в данных странах?
  1. В какой стране  наибольший и наименьший показатель рождаемости, смертности и естественного прироста в 2020 году?
  2. Страна с какой религией имеет наибольший  и наименьший естественный прирост?
  3. Какие еще факторы могут оказывать влияние на естественный прирост в данных странах?

2 группа

  1. Посчитать коэффициент брачности и разводимости в Ирландии, Дании, Египте, Индии.
  2. Проанализировать полученные  результаты.
  3. В какой стране  наибольший и наименьший коэффициент брачности и   разводимости?
  4. Страна с какой религией имеет наибольший  и наименьший коэффициент брачности и разводимости?
  5. Влияет ли религия на демографию?
  6. Какие еще факторы могут оказывать влияние на брачность и разводимость в  мире?

  1. В какой стране  наибольший и наименьший коэффициент брачности и   разводимости?
  2. Страна с какой религией имеет наибольший  и наименьший коэффициент брачности и разводимости?
  3. Какие еще факторы могут оказывать влияние на брачность и разводимость в  мире?

3 группа

  1. Посчитать естественный прирост, коэффициент брачности и разводимости в Чувашии.
  2. Сравнить  показатели Чувашии  и России в 2018 году. Проанализировать полученные  результаты.
  3. Какие из показателей равны российским,  а какие отличаются?  И  на сколько?  
  4. Влияет ли религия на демографию в России  и Чувашии?
  5. Какие еще факторы могут оказывать влияние демографическую ситуацию?

Какие из показателей равны российским,  а какие отличаются?  И  на сколько?  

4 группа

  1. Построить графики рождаемости и смертности в Алатыре за последние 3 года.
  2. Построить  столбчатые диаграммы брачности  и разводимости в Алатыре за последние 3 года.
  3. Посчитать естественный прирост.
  4.  Проанализировать полученные  результаты. Сделать выводы.
  1. Проанализировать полученные  результаты.
  2. Почему такая плачевная  демографическая ситуация, на ваш взгляд, в Алатыре?  

- Готовясь к уроку, ваша одноклассница провела небольшой опрос среди старшеклассников, который выявляет отношение к религии и семье. Сейчас она представит результаты этого опроса.

Социологический опрос.

  1. Считаешь ли ты себя верующим человеком?
  2. Приверженцем какой религии ты являешься?
  3. Как ты относишься к сожительству, так называемому «гражданскому браку»?

А- «положительно,

Б - «не могу сказать определенно»,

В – «отрицательно».

  1. Какой брак официальный или сожительство ты бы выбрал для себя?
  2. Насколько тебе известны церковные каноны о браке религии, приверженцем которой ты являешься?

А- «не известны»,

Б – «не могу сказать определенно»,

В – «мне известно как моя религия относится к вопросам семьи и брака».

УЧАЩИЙСЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦ,ОПРОСА.

- Спасибо!

Конец урока.

- Наш урок  подходит к концу. Подведем итоги урока.  Какие цели мы перед собой ставили?  Достигли ли мы поставленных целей?

 - Влияет ли религия на демографические процессы?

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ

  1. Религия является  одним из мощнейших факторов демографических процессов,  оказывая влияние на  рождаемость и смертность, количество браков и разводов. Абсолютно во всех религиозных доктринах существуют соответствующие нормы, регламентирующие соответствующие процессы.  Влияние одной и той же религиозной доктрины может,  как способствовать увеличению численности населения, так и ограничивать его рост. Или, как вариант, способствовать росту числа определенной группы, к примеру, мальчиков в ущерб девочкам.
  2. Помимо религии существует значительное количество  других факторов, оказывающих достаточно сильное влияние на количество и качество населения.  Это  уровень урбанизации, образования, медицинского обслуживания и т.п.
  3. Происходит снижение религиозности в обществе.

- Хорошо это или плохо?!    Но так или иначе меняется  демографическая ситуация в мире,  России. И меняется  она не в лучшую сторону.

      Сегодня в обществе широко распространены   нетрадиционные  религиозные организации,  секты, которые демонстрируют нетрадиционный взгляд на  вопрос воспроизводства населения. В истинно религиозном обществе нет места однополым бракам,  невозможна пропаганда гомосексуализма, сожительства  т.н. «гражданского брака», планирования семьи,  так как все это наносит смертельный удар по демографии народов.

 Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по ОРКСЭ "Календари религий мира. Праздники в религиях мира."

Цель работы: познакомить с основными иудейскими праздниками, с основными православными праздниками ; воспитывать  толерантное отношение к  различным религиям; пробуждать интерес  ...

Влияние экологии на демографию г. Липецка. (“Социальная экология. Взаимодействие общества и природы”)

Влияние экологии на демографию г. Липецка.(“Социальная экология. Взаимодействие общества и природы”)...

Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Христианство.

Данный материал предназначен для  преподавателей ОРКСЭ в 4 классе по курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Данный материал можно использовать  во время урока как в готово...

Презентация по обществознанию по теме "Религия как элемент духовной культуры. Мировые религии".

Презентация является дополнением к занятию при изучении темы "Религия"...

Проект "Религия и ее влияние на современное общество"

Проект на тему "Религия и ее влияние на современное общество" подготовлен ученицей 11 класса, был представлен на итоговой защите исследовательских проектов   в школе №2 г.Вязники...

«Влияние религии на мировоззрение и поведение человека»

Исследовательский проект на тему значимости религии в современном мире...