Конспект урока по географии для 9 класса на тему "Россия многонациональная страна"
план-конспект урока по географии (7 класс)

Давлетова Ландыш Альбертовна

Конспект урока по географии для 9 класса на тему "Россия многонациональная страна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya_mnogonatsionalnaya_strana_9_klass.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

                         

Тема: «Россия многонациональная страна».

Цели: познакомить учащихся с особенностями национального и религиозного состава населения России.
Задачи:
- образовательные: изучить особенности национального и религиозного состава населения страны, языковые семьи и группы; познакомить с национальным составом населения Республики Коми;

- развивающие: продолжить работу над развитием умения анализировать статистический материал, работать с дополнительными источниками;

- воспитательные: воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны и малой родины, населяющих ее народов, толерантность.

Оборудование:

 карты: политико-административная, народы России; учебник, атлас.
Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока.

Организационный момент.

( приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, наличие необходимого для работы оборудования).

Учитель:
Мы продолжаем изучение раздела «Население России».

2
. Проверка домашнего задания.

Учитель: на предыдущем уроке мы изучили численный состав населения России, его изменения и демографическую ситуацию в стране. Вам необходимо выполнить письменную работу по домашнему заданию.

Географический диктант по теме « Численность населения России».

  1. Численность населения России составляет _______ млн.человек (142,9)
  2. В каком году прошла последняя перепись населения? (2010г.)
  3. Естественный прирост – это ________________________________________________
  4. ( разница между рождаемостью и смертностью).
  1. Отрицательный естественный прирост является признаком _________населения ( убыли).
  2. Естественная убыль населения называется _____________( депопуляцией)
  3. Причины демографических кризисов – это _____( революции и войны, эпидемии, голод).
  4. Высокий естественный прирост характерен для региона России ______(Северный Кавказ).

    Учитель: Прочтите, пожалуйста, слова и объясните их значение.  Написаны слова: национальность, национализм, толерантность, этнос). (обучающиеся объясняют значение слов).

    Как вы думаете, почему я попросила дать толкование этих слов? О чем мы будем говорить с вами на сегодняшнем уроке? (
    ответы обучающихся, подводящие к теме урока).

    Тема урока
    - «Национальный и религиозный состав населения России»


3.Актуализация знаний.

Учитель: Как вы думаете, почему необходимо изучать эту тему в курсе географии ( варианты ответов обучающихся и вывод – знание особенностей культуры, традиций народов позволяет грамотно строить взаимоотношения между народами. При затруднении вывод делает учитель).

4.Изучение новой темы.

1 вопрос. Учитель: Что такое Россия. Это наша страна, это наша Родина, наша родная земля. И на этой земле проживает более 160 разных народов. Живут бок о бок на протяжении многих веков 160 разных культур, традиций, обычаев.

Россия расположена на стыке Европы и Азии. Соседи России с запада
(обучающиеся называют страны) Литва, Эстония, Белоруссия, Украина – с традициями христианства. На Кавказе, имеющем очень пестрый национальный и религиозный состав, сильно влияние ислама. Какие обычаи или традиции вам известны? (ответы обучающихся)

Северный Кавказ – это сложный регион с преобладанием мусульман ( ислам), а христианами являются лишь осетины, армяне и грузины (
обучающиеся записывают в тетради).

С каким государством граничит Россия на юге? (
ответ обучающихся). Этнический и культурный мир Казахстана также довольно разнообразен. Здесь проживает много русских, украинцев, немцев, узбеков и других народов.

Взгляните на карту народов России (атлас, страница ). Что указывает на многонациональность населения? (
работают с картой и отвечают на вопрос – разнообразие фоновой окраски).

Мы уже отметили, что один народ отличается от другого культурой, обычаями, религией. А какие еще признаки отличия можно назвать? (
ответы обучающихся)

2 вопрос. Учитель: каждый народ имеет свой язык, который является его визитной карточкой. По родству языка народы объединяются в языковые семьи. Какие это семьи?

языковые семьи и их удельный вес
- индоевропейская – 89% населения,
- алтайская - 7%,
- уральская – 2%,
- кавказская – 2%.
( обучающиеся записывают в тетради языковые семьи и их удельный вес).
Учитель: каждая языковая семья делится на группы, а группы - на народы - Какие группы выделяются в индоевропейской семье?

И так, мы говорим о народах. А как вы объясните это слово? (
обучающиеся отвечают на поставленный вопрос, учитель уточняет и дает определение понятию народ.) Народ - это общность людей, отличающихся укладом жизни, обычаями, традициями, языком. Наука, изучающая народы – этнография (обучающиеся записывают определения в тетрадь).

Какие же народы наиболее многочисленны на территории России?

Многочисленные народы:

русские – 80%
татары – 3.7%
украинцы – 3%
чуваши – 1.2%
чеченцы
армяне

Учитель: Удельный вес каждой из остальных национальностей не превышает 1%. Но есть так называемые малые народы, численность которых порой составляет несколько десятков человек.

Какие это народы?
Малые народы: манси, чукчи, ненцы, вепсы и др.

Учитель: но русские являются не только преобладающим народом, но и русский язык также является языком межнационального общения. Он является родным для 86,6% населения России, а 97,7% населения свободно им владеет.

Учитель: одни народы широко расселялись за пределами своей республики – татары, мордва, другие живут в пределах своей республики. Это так называемый титульный народ – это народ, по названию которого называется республика.(обучающиеся записывают определение в тетради). Но титульный народ, как правило, не составляет большинство населения республики. Интенсивные контакты между народами привели к процессу «ассимиляции» - растворения одних народов среди других. Например, в Башкирии – башкир всего 21%, в Бурятии – бурят – 19%, в Коми – коми составляют около 25%.

Назовите основные религии, которые исповедует население России?

Население России исповедует три мировые религии: христианство, ислам, буддизм.


Что же является причиной столь многонационального состава населения на территории страны?

- историческое формирование и заселение территории страны;
- внешние миграции.


Одним из многонациональных регионов России является Северный Кавказ. Поэтому здесь очень сложные этнокультурные отношения. И этот регион является одним из самых конфликтных регионов страны. Политическая нестабильность и экономический кризис привели к открытым межнациональным столкновениям. Эти сложные отношения имеют глубокие исторические корни. Одной из причин является сложившееся национально-территориальное устройство региона.

5. Закрепление изученного материала. 

В качестве закрепления изученного материала предлагаю выполнить тестовую работу., осуществляю взаимопроверку, оценивают работу.

Содержание проверочной работы:

1.Самый многочисленный народ России относится к языковой семье?

а) алтайской б) индоевропейской в) уральской
2. В славянскую группу вместе с русскими входит народ:
а) карелы б)
белорусы в) якуты
3. Второй по численности народ России – это
а) украинцы б) башкиры в)
татары
4. Народ европейской части России- это
а) буряты б) тувинцы в)
коми
5. К какой группе относятся коми?
а) славянской б) монгольской в)
фино-угорской

Итог урока.

Учитель: сегодня мы рассматривали очень важные вопросы. Скажите, мы доказали, что Россия- многонациональное государство?
- Что нового для себя вы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии, 5 класс (ФГОС). Тема: «Луна – спутник Земли» (урок № 4 в теме № 1 «Земля во Вселенной»)

Конспект урока по географии, составленный по принципу системно - деятельностного подхода...

Конспект урока в 5-м классе по теме "Финикия - страна мореплавателей"

Цель урока для учителя:Путем постановки проблемного вопроса: почему финикийцы считались лучшими мореплавателями Востока, выяснить особенности месторасположения и природные условия страны; определ...

Конспект урока по географии 9 класс. Тема «География растениеводства и животноводства»

Познакомить  с  особенностями  агропромышленного  комплекса.  Изучить  особенности сельского хозяйства России. Изучить растениеводство и животноводство, и их зональную сп...