Градусная сеть на глобусе и карте, 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс)

Давлетова Ландыш Альбертовна

Градусная сеть на глобусе и карте, 6 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gradusnaya_set_na_globuse_i_kartah_6_klass.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Градусная сеть на глобусе и карте

Целеполагание для ученика (что надо узнать, чему научиться за урок):

Раскрыть значение знаний и умений определять направление и измерять расстояние по глобусу и карте с помощью градусной сети.

Целеполагание для учителя (в управленческих формах – организовать, научить, помочь осознать):

Сформировать знания понятий «экватор», «меридиан», «параллель» и «градусная сеть».

Предметные цели:

- сформировать представления учащихся о параллелях и меридианах,

- сформировать знания учащихся о градусной сетке, её значении для решения практических задач, а также о свойствах меридианов и параллелей,

Цели, отражающие развитие УУД:

Познавательные: давать определения понятиям, раскрывать на конкретных примерах цели изучения градусной сетки; формирование и развитие посредствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение.

Коммуникативные: участвовать в обсуждении.

Личностные: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона).

Регулятивные: - способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

Цели, развивающие личностную мотивацию, социализирующие цели:

личностные: развивать ответственное отношение к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;

метапредметные: формировать умения делать выводы, стоить логически обоснованные рассуждения, определять цель, проблему в деятельности, излагать свое мнение, аргументируя и подтверждая его фактами.

Опорные понятия, термины:

Эллипсоид, градусы, «северный полюс», «южный полюс».

Новые понятия, термины:

«экватор», «меридиан», «параллель» и «градусная сеть».

Этапы урока

Деятельность обучающегося

1.Организационный момент.

Обучающиеся рассаживаются по местам.

2. Актуализация знаний.

1.Повторение ранее изученного материала.

Формулировка определений понятий «глобус»

«географическая карта»

«легенда карты»

2.Фронтальная работа (задает вопросы)

1. Чем топографический план отличается от географической карты?

2. Какие виды географических карт вы знаете?

3. Вспомните какие размеры имеет наша планета Земля?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы (географическая карта, легенда карты, виды географических карт, размеры Земли…).

3.Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня у нас с Вами необычный урок! Нам сегодня предстоит очень многое записать в наши тетради, но мы не будем ничего писать из учебника или под диктовку, а будем записывать свои собственные открытия.

Готовятся к уроку, слушают, отвечают на вопросы

.

4. Актуализация знаний и пробного учебного действия.

Каждый из нас имеет домашний адрес. А как узнать «географический адрес» нашего населенного пункта? На этот вопрос мы постараемся ответь в течение нашего урока. Но чтобы нам было легче и веселее, давайте сначала поиграем в морской бой!

Так же, как и в игре, Земля условно покрыта координатной сеткой, которую называют «градусной». А вот из чего эта сетка состоит Вы узнаете сами!

Вспоминают, что такое координатная сеть.

В процессе игры вспоминают, что такое координаты определенной точки.

Отвечают на вопросы.

5. Постановка проблемы и построение проекта выхода из затруднений реализация построенного проекта. Первичное закрепление во внешней речи.

Ребята, посмотрите внимательно. На Ваших столах стоят глобусы. Я прошу Вас ответить на вопрос: «Какое полушарие больше - северное или южное?

Теперь давайте выясним что такое параллели?

Уменьшаясь к северу и югу,

Форму круга сохранить сумели.

Параллельны все они друг другу,

Потому зовутся параллелями.

Самую большую звать экватор,

Маленькая – это точка полюс.

Все с востока тянутся на запад,

И по ним к широтам ведут поиск.

Глобус весь пересекают,

Сходятся на полюсах.

Постепенно подвигают

Стрелки на любых часах.

Через сушу, океаны

Пролегли ... Меридианы

Давайте выясним с Вами, ребята, что же это такое?

- А теперь давайте посмотрим на наш глобус повнимательнее. Что это за цифры написаны возле каждой параллели и каждого меридиана?

На каком уроке Вы уже сталкивались с градусам? Давайте вспомним, сколько градусов в окружности и сколько – в полукруге?

Давайте подсчитаем, чему же равен 1 градус экватора и любого меридиана?

Давайте вспомним с Вами стороны света.

Линии меридианов и параллелей на глобусе и географических картах, разделенные на градусы, называют градусной сеткой, с помощью которой можно определить положение любого объекта на нашей планете.

Обучающиеся осматривают глобус, совещаются. В итоге записывают в тетради первое открытие - Северное и Южное полушария равны, а разделяет их экватор, находящийся ровно посередине.

Обучающиеся находят параллели, дискутируют, выделяют главное. Открытия записывают в тетрадь:

Экватор - самая длинная параллель.
Параллели можно провести через любую точку на поверхности Земли.

Экватор – это воображаемая линия, которая делит Землю на два равных полушария: северное и южное. Линия пересечения земного шара плоскостью, проходящей через центр Земли перпендикулярно оси ее вращения.
Экватор делит Землю на два полушария.

Параллель – это условные линии, проведённые параллельно экватору.

Параллели действительно параллельны экватору.

Длина параллелей уменьшается от экватора к полюсам.

Обучающиеся находят меридианы, дискутируют, выделяют главное. Открытия записывают в тетрадь:

Меридиан – условная линия, проведённая через полюса.

- Все меридианы сходятся на полюсах.
- Меридианы можно прочертить через любую точку на поверхности Земли 
- Все меридианы равны, т.к. соединяют по кратчайшему пути точку на поверхности.

Обучающиеся отвечают на вопросы и делают новое открытие:

- Параллели это окружности и равны 360 градусам. А меридианы - полуокружности, равны 180 градусам.

Сами определяют, чему равен 1 градус экватора и любого меридиана (получится 111 км.)

Вспоминают стороны света и самостоятельно приходят к выводу, что меридианы показывают направление Север-Юг, а параллели - Запад-Восток.

6. Первичное включение нового знания в систему знаний и повторение нового знания

1. Необходимо найти географические координаты данных объектов.

  1. Берингов пролив (75 с.ш. 125 в.д.)
  2. Море Лаптевых (72  с.ш. 180 в.д.)
  3. Остров Врангеля (66 с.ш. 168 в.д.)
  4. Берингово море (60 с.ш. 180 д.)

2. На контурной карте обозначить:

Красным – экватор и нулевой меридиан.
Зеленым – линию перемены дат и Северный и Южный полюса
Синим – меридианы 30°, 60°, 90°, 120°, 150° (в двух полушариях).

Черным – параллели  20°, 40°, 60°, 80°, (в двух полушариях).

Обучающиеся выполняют задания.

7. Рефлексия

Ставит перед учащимися задачу:

Продолжите эти предложения:

1.Сегодня я узнал…….

2. Было интересно……

3. Было нелегко………

4. Я понял, что………..

5.Мне понравились задания……………….

6. Я научился…………

8. Подведение итогов урока

Выставление оценок, оглашение домашнего задания. Подведение итогов.

Учащиеся продолжают предложения.

Слушают учителя.

Записывают домашнее задание:заполнить таблицу:

Признаки линий градусной сетки

Меридианы

Параллели

В какие стороны горизонта направлены?

Север-юг

Запад-восток

Какова длина в в километрах?

20000км

От 0 до 40000км

Какова длина в градусах?

180

360

Сколько км содержится в 1о?

111

От 0 до 111

1. Необходимо найти географические координаты данных объектов.

  1. Берингов пролив
  2. Море Лаптевых
  3. Остров Врангеля
  4. Берингово море

2. На контурной карте обозначить:

Красным – экватор и нулевой меридиан.
Зеленым – линию перемены дат и Северный и Южный полюса
Синим – меридианы 30°, 60°, 90°, 120°, 150° (в двух полушариях).

Черным – параллели  20°, 40°, 60°, 80°, (в двух полушариях).

1. Необходимо найти географические координаты данных объектов.

  1. Берингов пролив
  2. Море Лаптевых
  3. Остров Врангеля
  4. Берингово море

2. На контурной карте обозначить:

Красным – экватор и нулевой меридиан.
Зеленым – линию перемены дат и Северный и Южный полюса
Синим – меридианы 30°, 60°, 90°, 120°, 150° (в двух полушариях).

Черным – параллели  20°, 40°, 60°, 80°, (в двух полушариях).

1. Необходимо найти географические координаты данных объектов.

  1. Берингов пролив
  2. Море Лаптевых
  3. Остров Врангеля
  4. Берингово море

2. На контурной карте обозначить:

Красным – экватор и нулевой меридиан.
Зеленым – линию перемены дат и Северный и Южный полюса
Синим – меридианы 30°, 60°, 90°, 120°, 150° (в двух полушариях).

Черным – параллели  20°, 40°, 60°, 80°, (в двух полушариях).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Градусная сеть на глобусе и картах

Презентация к уроку географии...

Урок «Градусная сеть карты», 6 класс

Урок изучения нового материала методом эвристической беседы технологии проблемного обучения...

Градусная сеть на глобусе и картах.

сформировать представление о параллелях, меридианах, градусной сети; сформировать умения измерять расстояния по карте и глобусу с помощью градусной сети. Определять направления по глобусу и картам пол...

Презентация "Градусная сеть. Пераллели и меридианы" 6 класс

Презентация "Градусная сеть. Пераллели и меридианы" 6 класс...

Урок по географии в 6 классе на тему "Градусная сеть на глобусе и картах"

Сформировать представление учащихся о параллелях, меридианах, градусной сети; сформировать умения измерять расстояния по карте и глобусу с помощью градусной сети. Определять направления по глобусу и к...

Урок по географии в 6 классе на тему "Градусная сеть на глобусе и картах"

Сформировать представление учащихся о параллелях, меридианах, градусной сети; сформировать умения измерять расстояния по карте и глобусу с помощью градусной сети....

6 класс. Тема: Градусная сеть на глобусах и карте

Цели: сформировать представление о параллелях, меридианах, градусной сети; сформировать умения измерять расстояния по карте и глобусу с помощью градусной сети. Определять направления по глобусу и карт...