6 класс. Тема: Градусная сеть на глобусах и карте
план-конспект урока по географии (6 класс)

Соловьева Екатерина Алексеевна

Цели: сформировать представление о параллелях, меридианах, градусной сети; сформировать умения измерять расстояния по карте и глобусу с помощью градусной сети. Определять направления по глобусу и картам полушарий и России.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_gradusnaya_set._gsh.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

6 класс. Тема: Градусная сеть на глобусах и карте.  §10

Цели: сформировать представление о параллелях, меридианах, градусной сети; сформировать умения измерять расстояния по карте и глобусу с помощью градусной сети. Определять направления по глобусу и картам полушарий и России.

Оборудование:  физическая карта России, карта полушарий, глобус.

Орг. мом. (5 мин)

Опрос по прошлому уроку (5 мин)

с. 32 задание № 4: сравните физическую карту полушарий и физическую карту России в атласе по плану: а) размер изображенной территории; б) масштаб; в) подробность изображения территории. Сделайте вывод о причинах различий.

Изучение темы урока (20 мин)

А не отправить ли нам кого-нибудь в экспедицию? Кручу глобус, и указываю в любую точку. А как же понять куда именно отправится наш путешественник? (есть линии вертикальные и горизонтальные, т.о. глобус разделен на квадраты – условно назовем «адреса»). 

А какие клетки еще имеют адреса? (шахматы, морской бой)

А если я «сниму» и разверну все эти пересечения, что у меня получится?

Рисунок на доске (прямоугольник с пересечением линий)

На что похоже? (сеть). Но не простая, а градусная! Запись темы урока в тетрадь.

Получается, что сеть, как шаль покрывает Землю.

(На доске вывешивается карточка с термином «меридиан»)

  • Прочитайте в учебнике. Что такое меридианы, и покажите на карте и глобусе.

Меридиан (meridianus - полуденный) – кратчайшая линия, условно проведенная на поверхности Земли от одного географического полюса к другому. Почему кратчайшая?

  • Какие точки соединяют меридианы? (Полюса)
  • Параллельны ли меридианы? (Нет, они пересекаются на полюсах)
  • Равны ли они? (Да)
  • Какое направление показывают меридианы? (с севера на юг)
  • Длина меридиана составляет половину длины экватора.                                              
  • Сколько километров и градусов составляет дуга меридиана? (1800, примерно 20 000 км.)

Поскольку все меридианы равны по длине и длина их составляет примерно 20 000 км, то и  в 10 будет 111 км (20 000 км / 1800 = 111 км). Зная это, можно определять расстояние между точками вдоль по меридианам.

  • Сравните внешний вид меридиана на карте полушарий и глобусе. (На карте дуги разной длины. Средний меридиан – прямая линия, на глобусе – дуги равной длины)
  • Откройте карту России. Какой вид имеют меридианы на карте России? (Лучей)

ЗАДАНИЕ:

А. 20 СПБ – Киев

9,5о * 111 = 1054км

Проверка: масштаб в 1 см – 200 км; 5,27 * 200 = 1054км

С. 33 задание 1, 3.

Следующая условная линия – параллели.

(Учитель вывешивает на доске карточку с этим термином.)

  • Посмотрите на глобусы и дайте определение параллелей. (Параллель – условная линия  в виде окружности, параллельная экватору)
  • Все ли параллели одинаковы по длине? (Нет, все они имеют разную длину)
  • Где находится самая короткая параллель? (У полюсов)
  • Какое направление показывают параллели? (Запад - восток)
  • Можно ли, двигаясь одной параллели совершить кругосветное путешествие? (Да, мы будем двигаться с запада на восток или с востока на запад)
  • Сколько можно провести параллелей  и меридианов? (Сколько угодно – через каждую точку)  
  • Покажите,  как пройдёт местный меридиан через каждого из вас. (С севера на юг)
  • Как пройдёт местная параллель? (С востока на запад)

На прошлом уроке мы выяснили, что на картах существуют неизбежные искажения и правильно  измерить расстояния невозможно. Но есть способ правильно измерить расстояние и по карте. Для этого используются меридианы и параллели.

Мы знаем, сколько километров в 10 по меридиану и по экватору. (111 км)

Зная протяжённость объекта в градусах, можно определить протяжённость его в километрах.

  • Сравните параллели с меридианами, записи занесите в таблицу.

Табл.  Свойства линий градусной сетки

Признаки линий градусной сетки

Меридианы

Параллели

Направление

С-Ю

З-В

Длина в километрах

20 000

Разная

Длина в градусах

180

360

Количество километров в 10

111

Форма на глобусе

Дуга

Окружность

Форма на карте полушарий

Дуга

Дуга

Задания с.34 № 1, 3.

Сформулируем понятие – градусная сеть?

Градусная сеть – это линии меридианов и параллелей на глобусе и географических картах, разделенные на градусы.

Географические координаты. С. 36 рис.21

Найдите город Лондон, спуститесь вдоль линии до экватора, обозначение 0 градусов, далее вверх до параллелей 10, 20, 30 и т.д. градусов – эти числа показывают сколько градусов имеет дуга меридиана от  экватора до каждой параллели, т.е. это географическая широта.                            60о               

ГШ – это длина дуги в градусах от экватора к северу или югу до заданной точки.  30о

ГШ определяется с помощью параллели.                                                экватор

С. 35 определение ГШ записали в тетрадь.                                        

От экватора - северная широта в северном полушарии и южная широта в ЮП.

Обозначается градусами. У экватора 0о. У полюсов 90о.

Задание: найти широту СПб?

Решение: нашли параллель и ее обозначение у края карты. Посмотрели направление от экватора к северу или югу.

Ответ: СПб - 60о с.ш.

Если город расположен между параллелями? Например: Москва?

М. севернее 50о по меридиану отсчитываем еще 6о. Москва -  56о с.ш.

Закрепление (10 мин)

1. Какой город расположен восточнее: Владивосток или Хабаровск? (Хабаровск)

2. В каком направлении от Москвы находится город Санкт – Петербург? (На северо - западе)

3.Можно ли совершить кругосветное путешествие по меридиану, двигаясь, всё время на север?

( Нет, т.к. после Северного полюса будем двигаться на юг.)

Домашнее задание: § 10, с.34  вопросы: № 3, 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа по теме « Градусная сеть, географические координаты»

Практическая работа по теме « Градусная сеть, географические координаты» 6кл. Задание № 1   Переведите численные М в именованные :     1)  1 : 5000, 2) 1 : 250...

Градусная сеть на глобусе и картах

Презентация к уроку географии...

Градусная сеть на глобусе и картах.

сформировать представление о параллелях, меридианах, градусной сети; сформировать умения измерять расстояния по карте и глобусу с помощью градусной сети. Определять направления по глобусу и картам пол...

Урок по географии в 6 классе на тему "Градусная сеть на глобусе и картах"

Сформировать представление учащихся о параллелях, меридианах, градусной сети; сформировать умения измерять расстояния по карте и глобусу с помощью градусной сети. Определять направления по глобусу и к...

Урок по географии в 6 классе на тему "Градусная сеть на глобусе и картах"

Сформировать представление учащихся о параллелях, меридианах, градусной сети; сформировать умения измерять расстояния по карте и глобусу с помощью градусной сети....

Градусная сеть на глобусе и карте, 6 класс

Градусная сеть на глобусе и карте, 6 класс...

Презентация к уроку по теме "Градусная сеть", 6 класс

Презентация к уроку по теме "Градусная сеть", 6 класс может быть использована при проведении урока по данной теме...