Урок по географии в 6 классе на тему "Градусная сеть на глобусе и картах"
план-конспект урока по географии (6 класс)
Сформировать представление учащихся о параллелях, меридианах, градусной сети; сформировать умения измерять расстояния по карте и глобусу с помощью градусной сети.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gradusnaya_set_6kl.docx | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по географии в 6 классе на тему: « Градусная сеть на глобусе и картах».
Цели: сформировать представление о параллелях, меридианах, градусной сети; сформировать умения измерять расстояния по карте и глобусу с помощью градусной сети. Определять направления по глобусу и картам полушарий и России.
Оборудование: физическая карта России, карта полушарий, глобус.
- Организационный момент
- Изучение нового материала
Вы уже знаете, что Земля вращается вокруг своей оси, за 24 часа она делает полный оборот.
- Как называются точки, которые не вращаются, потому что через них проходит воображаемая ось? (Полюса)
- А что такое полюс?
(Ученики записывают свою версию определения термина «полюс». После чего читают свои варианты, а учитель зачитывает определение из справочника, просит выделить более точные ответы учащихся и обратить внимание на неточности которые были допущены)Полюса – точки пересечения воображаемой оси вращения Земли с земной поверхностью.
Северного полюса впервые достиг американец Р. Пири 6 апреля 1909 г., Южного – норвежец Р. Амудсен 14 декабря 1911 г. Посмотрев внимательно на глобус и географическую карту, вы увидите, что они покрыты пересекающимися линиями – это градусная сетка.
- Как называется линия, которая находится на одинаковом расстоянии от полюсов? (Экватор)
Длинна экватора 40 000 км.а градусная длина окружности экватора 3600
- Сколько километров в 10 по экватору? (40 000 км: 3600 = 111 км)
- В чём отличие изображения экватора на карте и глобусе?(Экватор на глобусе – окружность.А на карте - прямая линия)
(На доске вывешивается карточка с термином «меридиан»)
- Прочитайте в учебнике. Что такое меридианы, и покажите на карте и глобусе.
- Какие точки соединяют меридианы? (Полюса)
- Параллельны ли меридианы? (Нет, они пересекаются на полюсах)
- Равны ли они? (Да)
- Какое направление показывают меридианы? (с севера на юг)
- Длина меридиана составляет половину длины экватора. Сколько километров и градусов составляет дуга меридиана? (1800, примерно 20 000 км.)
Поскольку все меридианы равны по длине и длина их составляет примерно 20 000 км.то и в 10 будет 111 км (20 000 км : 1800 = 111 км). Зная это, можно определять расстояние между точками вдоль по меридианам.
- Сравните внешний вид меридиана на карте полушарий и глобусе. (На карте дуги разной длины.Средний меридиан – прямая линия, на глобусе – дуги равной длины)
- Откройте карту России. Какой вид имеют меридианы на карте России? (Лучей)
Следующая условная линия – параллели.
(Учитель вывешивает на доске карточку с этим термином.)
- Посмотрите на глобусы и дайте определение параллелей. (Параллель – условная линия в виде окружности , параллельная экватору)
- Все ли параллели одинаковы по длине? (Нет, все они имеют разную длину)
- Где находится самая короткая параллель? (У полюсов)
- Какое направление показывают параллели? (Запад - восток)
- Можно ли, двигаясь одной параллели совершить кругосветное путешествие? (Да, мы будем двигаться с запада на восток или с востока на запад)
- Сколько можно провести параллелей и меридианов? (Сколько угодно – через каждую точку)
- Покажите, как пройдёт местный меридиан через каждого из вас. (С севера на юг)
- Как пройдёт местная параллель? (С востока на запад)
На прошлом уроке мы выяснили, что на картах существуют неизбежные искажения и правильно измерить расстояния невозможно. Но есть способ правильно измерить расстояние и по карте. Для этого используются меридианы и параллели.
Мы знаем, сколько километров в 10 по меридиану и по экватору. (111 км)
Зная протяжённость объекта в градусах, можно определить протяжённость его в километрах.
- Сравните параллели с меридианами, записи занесите в таблицу.
Табл. Свойства линий градусной сетки
Признаки линий градусной сетки | Меридианы | Параллели |
Направление | С-Ю | З-В |
Длина в километрах | 20 000 | Разная |
Длина в градусах | 180 | 360 |
Количество километров в 10 | 111 | |
Форма на глобусе | Дуга | Окружность |
Форма на карте полушарий | Дуга | Дуга |
- Закрепление нового материала
- Задания 2, 3, 4 на стр. 29 учебника.
Дополнительные задания
1.Какой город расположен восточнее:Владивосток или Хабаровск? (Хабаровск)
2.В каком направлении от Москвы находится город Санкт – Петербург? (На северо - западе)
3.Можно ли совершить кругосветное путешествие по меридиану, двигаясь,всё время на север? (Нет, т.к. после Северного полюса будем двигаться на юг.)
IV. Рефлексия:
1.На уроке я работал (активно / пассивно)
2.Своей работой на уроке я (доволен / не доволен)
3.Урок для меня показался (коротким / длинным)
4.За урок я (не устал / устал)
5.Мое настроение (стало лучше / стало хуже)
6.Материал урока мне был (понятен / не понятен)
V. Домашнее задание: §11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Градусная сеть на глобусе и картах
Презентация к уроку географии...
Градусная сеть на глобусе и картах.
сформировать представление о параллелях, меридианах, градусной сети; сформировать умения измерять расстояния по карте и глобусу с помощью градусной сети. Определять направления по глобусу и картам пол...
Конспект открытого урока по географии в 6 классе по теме «Материки на глобусе и карте полушарий»
Конспект открытого урока по географии в 6 классе по теме «Материки на глобусе и карте полушарий»...
Конспект открытого урока по географии в 6 классе по теме «Материки на глобусе и карте полушарий»
Конспект открытого урока по географии в 6 классе по теме «Материки на глобусе и карте полушарий»...
Урок по географии в 6 классе на тему "Градусная сеть на глобусе и картах"
Сформировать представление учащихся о параллелях, меридианах, градусной сети; сформировать умения измерять расстояния по карте и глобусу с помощью градусной сети. Определять направления по глобусу и к...
6 класс. Тема: Градусная сеть на глобусах и карте
Цели: сформировать представление о параллелях, меридианах, градусной сети; сформировать умения измерять расстояния по карте и глобусу с помощью градусной сети. Определять направления по глобусу и карт...
Градусная сеть на глобусе и карте, 6 класс
Градусная сеть на глобусе и карте, 6 класс...