Исследовательская и практическая деятельность на уроках географии и краеведения (из опыта работы)
статья по географии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
География и краеведение имеют большое значение в патриотическом воспитании школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Научить ребенка видеть красоту родной природы, беречь и любить ее - одна из задач учителя географии. Исследовательская деятельность учащегося – это неотъемлемая часть краеведческой работы. Собственные исследования - это наиболее эффективный путь познания. Одно из плодотворных направлений модернизации географического и краеведческого образования – проектная деятельность школьников, которая развивает у детей самостоятельность, творческое отношение к делу, способствует формированию навыков поисково-исследовательской деятельности, созданию условий для подготовки к продолжению образования. Представлены некоторые работы моих учащихся, размещенные на разных сайтах. Приведены практические упражнения, задания, игры, головоломки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_i_prakticheskaya_deyatelnost_na_urokah_geografii_i_kraevedeniya.doc | 566.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лисенков Сергей Александрович
учитель географии
ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово м.р. Сызранский Самарской области
«Исследовательская и практическая деятельность на уроках географии и краеведения»
География и краеведение имеют большое значение в патриотическом воспитании школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.
Научить ребенка видеть красоту родной природы, беречь и любить ее - одна из задач учителя географии.
Задача учителя состоит в том, чтобы помогать учащимся: развивать наблюдательность, научную любознательность; повышать интеллектуальный и культурный уровень личности; расширять кругозор, эрудицию;
приобщаться к творческой деятельности; воспитывать в себе любовь к родному краю, а через него – к Родине; формировать умения анализировать, вдумчиво читать, собирать материал по крупицам, работать в архивах, составлять родословную;
Исследовательская деятельность учащегося – это неотъемлемая часть краеведческой работы. Собственные исследования - это наиболее эффективный путь познания.
Одно из плодотворных направлений модернизации географического и краеведческого образования – проектная деятельность школьников, которая развивает у детей самостоятельность, творческое отношение к делу, способствует формированию навыков поисково-исследовательской деятельности, созданию условий для подготовки к продолжению образования. Исследовательская работа выполняется под руководством учителя. Ниже представлены некоторые работы моих учеников, размещенных на разных сайтах.
Презентация ученицы посвящена Жигулевскому заповеднику им. И.И. Спрыкина, расположенному в Самарской области. Приведена карта заповедника, краткие исторические сведения, для чего создан, представлен растительный и животный мир, эндемики заповедника. Рассказано о туристическом маршруте на гору Стрельная – самой высокой вершине Жигулей. Ссылка на работу ученицы:
https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/12/03/prezentatsiya-zhigulevskiy-zapovednik
Большую работу проделала группа ребят, занимаясь воплощением своей задумки создать туристический путеводитель по нашему родному Сызранскому району.
Представленный материал интересен всем, кто хочет ближе познакомиться с культурным и природным наследием нашей «малой Родины». Ведь воспитание патриота и гражданина должно начинаться с познания красоты природы и народных традиций края, в котором мы живем. Путеводитель «Это земля твоя и моя!» внесет свою лепту в восстановление туристической привлекательности нашей области. Ресурс включает презентацию, текст и карту маршрута. Познакомится можно по ссылке
https://easyen.ru/load/kraevedene/samara/ehto_zemlja_tvoja_i_moja/170-1-0-20787
При использовании современных компьютерных технологий, обширных Интернет-ресурсов можно сделать прекрасные электронные презентации для сопровождения урока. Этим часто пользуюсь и мои ученики и я сам.
Чтобы не быть голословным, ниже привожу ссылки на мои ресурсы, которые применяются при проведении уроков:
https://easyen.ru/load/kraevedene/samara/serdce_rossii/170-1-0-20785
Эколого-краеведческий урок знакомит учащихся с географией и природой Самарской области, расширяет кругозор и познавательный интерес у учащихся, воспитывает чувство любви в своей Родине, пополняет знания учащихся о родном крае. Включает презентацию и текст. https://easyen.ru/load/kraevedene/samara/osobo_okhranjaemye_territorii_samarskoj_oblasti/170-1-0-59428
Год экологии проводился в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития страны, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.
Представленный видеоролик (продолжительностью 3,56 мин) знакомит с особо охраняемыми территориями Самарской области)
https://easyen.ru/load/kraevedene/samara/syzran_moja_malaja_rodina/170-1-0-20786
Город Сызрань – маленький провинциальный городок в Самарской области. Основан в 1683 году по указу царя Петра Алексеевича. Заочное путешествие знакомит учащихся с географией, природой и историей города Сызрани Самарской области, пополняет знания о родном крае, способствует расширению кругозора и познавательного интереса. Ресурс включает презентацию и текст.
Есть и другие материалы.
Для обеспечения планомерности изучения своего края и применения краеведческого аспекта в преподавании серьезную помощь оказывают разнообразные практические упражнения, задания, игры, головоломки. Предлагаемые игры и упражнения помогут разнообразить теоретические занятия с учащимися
Пример. Практически каждый город нашей большой страны таит в себе легенды и предания. Ученики на уроках по теме «Легенды и были родного края» подготовили и выступили с сообщениями по темам «Бункер Сталина» (о существовании которого не знали до 1990 г), «Царев курган» (одно из самых любопытных и интересных туристических маршрутов), «Пещера Степана Разина» (это одна из самых крупных пещер карстового происхождения в Самарской области), «Жигулевские миражи» (Самарская Лука и Жигулевские горы - места с сильной энергетикой), «Тоннель под Волгой» (легенда о том, что еще в 30-е годы 20 века люди спускались в некий тоннель, который начинался в старой части города, вел под Волгу и выходил на другом берегу). При подготовке выступлений использовались ресурсы интернета. Ребята учились находить нужный материал, систематизировать его, выбирать главное. Сообщения получились почти у всех интересные и познавательные.
Анаграмма — литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание. Например: у каждой группы на столе карточки вам нужно разгадать, какие слова в них зашифрованы. Необходимо разгадать анаграммы и убрать лишнее слово
АМСАРА (Самара)
ОВЛАГ (Волга)
КОЛСЕПО (поселок)
РОГАОД (дорога)
ДОРОГ (город)
АНРЫЗСЬ (Сызрань)
МЫКРАЗ (Крымза)
Синквейн.
Учащимся предлагается написать синквейн на основе материала занятия Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
По теме урока «Топографические игры»
Ученик за определённое время (30 сек. или 1 мин) должен заполнить заранее приготовленными карточками с условными знаками эту таблицу.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Колодец | Железная дорога | Река | Луг | Овраг |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Мост | Кустарник | Тропа | Обрыв | Родник |
Кроссворд «Топографические знаки»
Заключительный урок можно провести в форме игры- путешествия по станциям, где собраны все знания, полученные на уроках.
Станция “Краеведческая” - знания по географии, истории,
топонимике Самарской области.
Станция “Топографическая” - вопросы и задания по топографии.
Станция “Экстрим” - практические знания по поведению в экстремальных ситуациях природного характера.
Станция “Край родной” - знания о родном городе, районе, его героях, достопримечательностях и т.д.
Станция “Флора и фауна” - знания о животном и растительном мире Самарской области
Количество станций, их содержание может меняться в зависимости от количества участвующих команд, уровня подготовки участников и других факторов, и должно соответствовать пройденному материалу. За каждый правильный ответ на вопросы заданий на станциях команда получает 1 балл.
Организация и проведение акций. Акции позволяют эффективно организовать различную практическую социально-значимую деятельность в природе (исследования состояния окружающей среды и её компонентов, уход за ландшафтом и агитационно-пропагандистскую работу). Данные и другие виды работы используются при организации природоохранной деятельности учащихся школы и на уроках краеведческой тематике.
Практическое участие в решении экологических проблем - проведение акции “Чистый поселок”
- участие в субботнике на территории школьного двора и прилегающей территории
- обустройство школьного двора (создание цветочных клумб, посадка растений, очистка от сушняка)
- конкурсы наглядной агитации - рисунка, плаката, фотоматериалов и размещение на сайте школы
- экскурсии в природу, в целях изучения правильного поведения в природе.
Такие занятия обладают большей вариативностью и возможностью применения нестандартных форм проведения. Нужно только найти правильное соотношение этих форм, чтобы сохранить общую педагогическую направленность обучения – получение необходимых знаний, умений, навыков, воспитание в учащихся веры в свои силы, стремления к самостоятельности, радости общения с друзьями и педагогами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Использование ИКТ на уроках географии. Документ-камера (Из опыта работы)"
Презентация предназначена для ознакомления с основными возможностями документ-камеры при работе в учебных заведениях...
Из опыта работы "Развитие приемов и навыков исследовательской деятельности на уроках географии"
Из опыта работы "Развитие приемов и навыков исследовательской деятельности на уроках географии"...
Формирование продуктивного мышления через практическую деятельность на уроках географии.
Эксперимент...
Исследовательская и проектная деятельность обучающихся по географии - основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Материал из опыта работы.
Исследовательская и проектная деятельность обучающихся по географии - основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего обр...
Формы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся по географии экологической направленности (из опыта работы)
Данная работа показывает формы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся по географии экологической направленности. Особое внимание при этом уделено созданию системы проблемных ...
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ЭКОНОМИКИ В ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ЭКОНОМИКИ)
Организация проектной деятельности учащихся в школе является одним из приоритетов современного образования. Широко применяется как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Развивающи...
Особенности организации проектной деятельности на уроке в средней школе (из опыта работы учителя математики)
В последнее время одним из наиболее популярных в практике школьного обучения стал метод проектов, который изначально понимался, как организация специальной исследовательской деятельности учащихс...