Из опыта работы "Развитие приемов и навыков исследовательской деятельности на уроках географии"
учебно-методический материал по географии на тему
Из опыта работы "Развитие приемов и навыков исследовательской деятельности на уроках географии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие приемов и навыков исследовательской деятельности
на уроках географии
Степура Л.Н., учитель географии
МОУ «Сланцевская СОШ №1»
Содержание курса географии представляет большие возможности учителю для формирования исследовательской культуры учащихся.
Главные особенности природы Земли, расселение и хозяйственная деятельность человека, развитие экономики мира, регионов и стран основываются на закономерностях и противоречиях.
Это благодатный материалом, позволяющим развивать мыслительные способности детей, объяснять закономерности, выявлять противоречия, выделять причины и следствия изучаемых явлений, тем самым научить их решать реальные проблемы и прогнозировать последствия человеческой деятельности на Земле.
Сегодня многие педагоги используют учебно-исследовательскую практику либо в рамках внеурочных форм работы, либо как часть элективных курсов.
Организация исследования на уроке вызывает множество затруднений. Здесь ряд причин. Самые очевидные из них:
- нехватка времени на уроке,
- УМК не содержат достаточное количество заданий, направленных на развитие исследовательских умений.
Но тем не менее работать в этом направлении необходимо, включая в урок приемы исследовательской работы и формируя постепенно (пошагово) у своих учеников представление об исследовании и развивая умения и навыки исследовательской работы.
Перед учителем встают задачи:
- выявить и овладеть максимальным количеством методик в организации учебно-исследовательской деятельности на уроке;
- создать банк исследовательских задач в рамках своего предмета.
- проводить мониторинг исследовательских способностей учащихся.
Проблемный подход в обучении.
Большей эффективности в формировании исследовательской активности учащихся на уроке можно добиться, применяя проблемный подход в обучении. Для реализации данного подхода в обучении учитель должен иметь систему проблемных вопросов и заданий.
На уроках географии можно использовать несколько видов таких заданий и вопросов.
Виды проблемных вопросов и заданий:
1) Задания на установление причинно – следственных связей;
2) Задания, требующие понимания диалектических противоречий;
3) Задания, в основе которых лежит научная гипотеза;
4) Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между
ранее усвоенными знаниями и требованиями задачи ( или вопроса);
Используя проблемный подход для развития исследовательских навыков учащихся, важно учитывать специфику каждого курса географии.
Содержание географических знаний по начальному курсу физической географии (6 класс) отличается конкретностью изучаемых явлений и объектов. На уроках в основном отрабатываются приемы работы с картой, формирование основных географических понятий, но вместе с тем имеются условия для создания проблемных ситуаций. Исследовательского метод в этом курсе географии достаточно полно можно реализовать при изучении темы «Атмосфера». Учащиеся ведут наблюдения за погодой, анализируют полученные данные, учатся объяснять изменения погоды, выясняют взаимосвязь элементов погоды, описывают погоду, когда идет урок.
Для формирования умения выделить причину и следствие изучаемых явлений, составлять цепочки причинно-следственных связей большие возможности имеет курс географии материков и океанов (7 класс), прежде всего при изучении тем «Литосфера и рельеф Земли», «Атмосфера и климаты Земли», а также при изучении рельефа, климата и других природных особенностей отдельных материков.
В курсе географии России (8-9 классы) при изучении природы, населения и экономики родной страны углубляются и расширяются знания о взаимодействии природы и общества, влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Поэтому наряду с традиционными вопросами необходимо использовать на уроках реальные проблемные вопросы и задания.
Заданий и вопросов, связанных с нахождением причинно-следственных связей можно составить бесконечно много или воспользоваться готовыми. Они имеются в методических пособиях, учебниках, статьях журнала « География в школе», дидактических материалах, в сборниках олимпиадных задач. в тренировочных и демонстрационных вариантах ГИА.
Разные формы уроков
Помимо создания проблемных ситуаций, я использую и другие методические приемы активизации исследовательской деятельности, например сократический прием. Он строится на основе обсуждения спорных вопросов. Ход беседы направляется так, чтобы она приобрела характер дискуссии. Это позволяет развивать у школьников умение доказывать и обосновывать свои суждения. Интересно проходят уроки – дискуссии в 9-м классе ««Плюсы» и «минусы» сельского и городского образа жизни», в 10 кл. - «Урбанизация: зло или благо?».
Включая в урок приемы исследовательской работы и превращая обычный урок в урок - исследование, урок-открытие, я формирую постепенно (пошагово) у своих учеников представление об исследовании и собственно навыки исследовательской работы.
Картографический метод исследования
Карты позволяют устанавливать причинно-следственные связи, как в природе, так и между природными и социально-экономическими явлениями.
Большое внимание уделяю изучению широкого круга тематических карт. Именно анализ этой группы карт расширяет картографический опыт учащихся: работа с физическими, тематическими, контурными картами способствует формированию и закреплению знаний и умений, развитию воображения, памяти, логического мышления, умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, создавать образ территории, делать выводы, обобщения.
Задания для работы с физическими и тематическими картами могут быть направлены на:
1) установление местонахождения географических объектов, характеристики их географического положения;
2) выяснение свойств географических объектов;
3) сопоставление и сравнение исследуемых объектов;
4) формирование пространственных представлений о размещении и взаимное расположение объектов;
5) формирование представления об особенностях изображенной на карте территории;
6) выяснение причин и закономерностей в размещении исследуемых объектов;
7) выявление взаимосвязи между исследуемыми объектами;
8) выяснение возможного развития исследуемых объектов в будущем
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Совместная деятельность классного руководителя с семьями обучающихся по формированию и развитию всесторонней личности ребёнка"
Современная школа знает, что связь школы и семьи не должна иметь только одно направление как в старые времена, когда инициативу указывала школа, приказывая родителям и ученикам. Сейчас учителя н...
Из опыта активизации познавательной деятельности учащихся
Энтузиастам КСО (коллективного способа обучения) Из опыта активизации познавательной деятельности учащихсяЛ.П. МусатоваЗаслуженный учитель РФМБОУ СОШ №4 г. Краснознаменска МО Обучени...
Использование моего танцевального опыта в профессиональной деятельности
Рассказывая о своем танцевальном опыте, в этой статье,мне хотелось бы познакомить вас с историей танца,таких направлений как джаз,модерн,хип-хоп. Поговорить о будущем танцевальных стилей, поделится ст...
Из опыта работы «Проектная деятельность на уроках биологии»
«Проектная деятельность на уроках биологии - это шаг к формированию познавательного интереса к исследовательской деятельности и развитию творческих способностей учащихся»Работая над проблемой формиров...
Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"
Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему, более тесно связана с жизнью, практикой, сти...
Из опыта работы "Исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы"
Выступление на педсоветеПриложения содержат методические разработки в области исследовательского метода...
Публичная презентация опыта «Инновационные направления деятельности педагога в процессе обучения «Технологии» и разработке методического инструментария и приемов деятельности для формирования самоконтроля и самооценки учащихся»
Обеспечение качественной организации образовательного процесса на основе эффективного использования инновационных образовательных технологий, в том числе дистанционных в рамках препо...