Мастер-класс "Интерактивные технологии на уроках географии как средства мотивации обучающихся»
методическая разработка по географии

     Данная  статья посвящена  описанию такой формы демонстрации опыта работа как мастер-класс. Учитель - мастер  делиться опытом  работы  по проблеме «Повышение мотивации обучающихся», организует  активную деятельность коллег  по использованию интерактивных приёмов обучения  и оценке работы мастера.

Ключевые слова. Мотивация, интерактивные приёмы, кластер, деятельностный подход, стадия вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_lazareva_r.a.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Лазарева Роза Акрамовна

учитель географии

МБОУ «Коргузинская СОШ»

с. Коргуза, Верхнеуслонский муниципальный район

Республика Татарстан 

Мастер-класс «Интерактивные технологии на уроках географии

как средства  мотивации  обучающихся»

Аннотация. Данная  статья посвящена  описанию такой формы демонстрации опыта работа как мастер-класс. Учитель - мастер  делиться опытом  работы  по проблеме «Повышение мотивации обучающихся», организует  активную деятельность коллег  по использованию интерактивных приёмов обучения  и оценке работы мастера.

Ключевые слова. Мотивация, интерактивные приёмы, кластер, деятельностный подход, стадия вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии.

Проблема. Повышение    мотивации   школьника    к учебной деятельности через создание интерактивной среды обучения и воспитания. Цель класса: Продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения ( кластер, приём «Мы выпускаем газету»)  в преподавании географии.

Предполагаемый результат:

  • убедиться в том, что указанные приёмы являются средствами повышения мотивации школьников
  • видеть возможности применения различных интерактивных методов и приёмов  на своих уроках.

Шаг первый. Что это такое?   /Стадия вызова/ Мастер:

1.Программа модернизации российского образования выдвигает задачу более широкого  применения активных методов обучения и воспитания, реально отражающих социальные – экономические  и политические процессы общественной жизни. Высокий уровень конкуренции требует от человека владения разнообразными видами деятельности,  такими как исследование, проектирование, организация, коммуникация и рефлексия.

2.В последние годы в педагогике часто используется понятие «интерактивные методы обучения». Они построены на постоянном взаимодействии участников образовательного процесса между собой или с техническими средствами обучения. Суть их состоит в том, что происходит постоянный ориентир на мобилизацию познавательных сил и стремление учащихся,  на пробуждение самостоятельного интереса к познанию, становление собственных интересов деятельности, в развитии умения концентрироваться на творческом процессе. Я считаю , что это  есть средство повышения мотивации школьника. Цель данных педагогических приёмов:- дать ученикам возможность думать, делать, выбирать и учиться самостоятельно. В процессе преподавания географии я использую : синквейн, кластер, фишбоун. Остановлюсь на кластере и приёме «Мы рисуем газету».

3. Термин «кластер» происходит от англ.  сл.«cluster»  - гроздь, скопление.   В центре  - в овале, круге - располагают ключевое слово, в овалах.  В кругах второго уровня  - понятия, раскрывающие смысл ключевого,  далее  - детализация понятий, упомянутых на предыдущем уровне.  Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. Данный приём,  как средство мотивации, решает одновременно три задачи:

1) Конкретно-познавательную задачу, которая связана с учебной ситуацией;

2) Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;

3) Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

4. К особенностям интерактивных  приёмов относят 3 основные стадии: вызов,   осмысление,  рефлексия. Прием кластера может применяться

 на любой из стадий.  На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы. На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал. На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

5.Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем. Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива.  В самом начале работы учащиеся высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации.  Я ,учитель,  фиксирую  их на доске. Далее следует чтение параграфа из учебника. В ходе ознакомления с материалом (или по результату прочтения), схема дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел. Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.  

6. Способы  работы   учащихся  с  кластерами: обмен  кластерами, дополнение или исправление ошибок  + обсуждение ,  составление краткого рассказа по кластеру, коррекция и совершенствование готового кластера, составление нового кластера, анализ и завершение неполного кластера.

7. Формы работы с кластерами: самостоятельно при выполнении домашней работы; самостоятельно на практическом занятии;  в составе малой группы с последующим конкурсом на лучший кластер, составленный по заданному преподавателем главному термину;  в составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить кластер; при выполнении контрольного задания на составление кластера, написание рассказа по кластеру и др.

8. Приём «Мы выпускаем газету» - «творческий приём для каждого».  Делю класс на группы и предлагаю спроектировать газету по теме урока.  Все необходимые материалы раздаю детям (клей, ножницы, картинки, текст). Используем выход в интернет для поиска  информации. Раздаю инструкцию. Используя её, дети  распределяют роли и функции. Группы определяют: как назвать газету, какую информацию поместить в газету по данной теме, как будет названа статья и т.д. Здесь каждый выбирает роль по способностям, а это залог  успеха.

  Шаг 2. Составляем кластер  и выпускаем газету.  Работа учителей  в группах. /Взаимодействие. Стадия осмысления/  Мастер делит присутствующих на группы ( используя цветные карточки),  раздаёт   памятки и   задания: 1гр.- составьте обобщающий кластер на тему «Дальний Восток»(курс географии 8 класса); 2гр. - спроектируйте газету на тему «Дальний Восток» (курс географии 8 класса), раскрывающую уникальность региона.

Мастер   объявляет  этапы работы ( 1 этап: организационный, 2 этап: рабочий (творческий), 3 этап: заключительный - представление результата и рефлексия) и время работы – 10-15 минут.  По истечении времени  мастер принимает работы коллег и задаёт вопрос:- Прослеживались ли в процессе работы 3 этапа мотивации? (1этап - вызывание исходной мотивации – удивление, интерес к будущему результату?.. 2 этап- подкрепление мотивации – ориентировка на познавательные и социальные (сотрудничество, взаимодействие в группе ?.....3 этап – завершение  - усиление оценочной,  рефлексивной деятельности ?...)Идёт обсуждение.

Шаг 3. Что дают  названные приёмы детям и чего мы добились? (Стадия рефлексии на этапе мастер-класса) 1. Мастер задаёт вопросы коллегам:  Согласитесь ли вы  с тем, что  данные приёмы  дают возможность преподавателю отслеживать понимание учащимися темы? Это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи между идеями и понятиями?  Побуждает писать тех учащихся, кто этого не любит?

Даёт возможность не только писать, но и рисовать, хотя бы до появления новых идей?    Рождается групповой опыт?  Кластер создаётся в определённый временной отрезок, так воспитывается чувство времени?

2. Мастер предлагает выбрать из представленных  предложений два, наиболее значимых и дополнить их своими мыслями:

  • На  мастер- классе    я…….
  • Самым интересным для меня сегодня было…
  • В своей дальнейшей работе я…
  •  Я пожелал бы ведущему урок учителю…

Итог МК. Мастер задаёт вопрос , говорит о  результатах опыта  и делает заключение :

1. Достигли ли мы, коллеги, предполагаемого в начале, результата? (ответы коллег, обсуждение).

2. Результативность опыта. Внедрение в практику преподавания географии элементов интерактивного  обучения оказывает позитивное влияние на развитие  школьников:  повышается  работоспособность детей на уроках, дети  не отказываются от участия в олимпиадах и конкурсах.

3.География как учебный предмет имеет богатые возможности для мотивации познавательной деятельности школьников, так как раскрывает красочную и разнообразную географическую картину мира. Само содержание школьной географии, его тесная связь с жизнью, с современными событиями уже служат мотивации учебной деятельности школьников. Интеграционный потенциал географии с другими дисциплинами служат хорошей мотивационной базой учения школьников в условиях перехода на ФГОС второго поколения.

Список литературы.

 1. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников.- М.: Изд-во ЛИСТ-НЬЮ, 2006.- 238 с.

2. Акулина Н.Н. Влияние общего интеллекта и мотивации на успешность усвоения знаний //Ананьевские чтения – СПб: Питер, 2005 – 496 с.

3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М.: Мысль, 2006.-158 с.

4. Журнал «Педагогическая мастерская», №2, 2005г.

5. Журнал «Школьные технологии», №5, 2004г.

6. Мамирова К. Н. Принципы и формы организации интерактивного обучения // География и экология в школе XXI века. - 2010. - N 7. - С. 72-76.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

План - конспект урока по технологии. Интегрированный урок по технологии и изобразительному искусству "Воспевание красоты природы через русские национальные обычаи и традиции".

На уроке использованы современные педагогические технологии: критического мышления - "кластер"- систематизации имеющихся знаний по декоративно - прикладному искусству. В процессе урока обучающиеся при...

Использование современных технологий на уроках, педагогических технологий на уроках биологии

Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы...

Использование современных технологий на уроках, педагогических технологий на уроках биологии

Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы...

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....