Интеллектуальная игра "География и другие науки"
методическая разработка по географии (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Интеллектуальная игра "География и другие науки" позволяет расширить кругозор учащихся, мотивировать ребят на углубленное изучение предмета, показать связь географической науки с другими науками, изучаемыми в школе. Игра предполагает использование 6 областей знаний (математика, литература, история, химия, биология, искусство). Задействует учащихся 6-11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_geografiya_i_drugie_nauki_9-11.docx | 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
География и другие науки
Интеллектуальная игра.
Цель: расширить кругозор учащихся,
мотивировать ребят на
углубленное изучение предмета,
показать связь географической
науки с другими науками,
изучаемыми в школе.
Игра предполагает использование 6 областей знаний (математика, литература, история, химия, биология, искусство).
Игра проводится с использованием барабана, на котором записаны названия наук. Образованы 3 команды – 9,10,11 классов. За правильный ответ команда получает жетон. В конце идет подсчет и определяется победитель.
Связи географии с другими науками очень тесные. Так, наиболее близкими и "родными" для нее являются:
физика;
биология;
экология;
математика
история;
экономика;
химия;
картография;
медицина;
социология;
демография и другие.
Математика
- Перевести численный масштаб в именованный: М 1: 25 000 000 ( Ответ: в 1 см 250 км)
- Чему равен азимут направления на юго-восток? (Ответ: 135о)
- Зная, что на каждый километр высоты температура воздуха понижается на 6 о, определить примерную высоту горы, если у ее подножия температура воздуха составила +16о, а на вершине - -8о. (Ответ: 4 км)
- Определите атмосферное давление на вершине горы, если давление у ее подножия равно 740 мм, а высота горы – 3150 м. (не забываем, что при подъеме на 10,5 м а.д. понижается на 1 мм рт. ст.) (Ответ: 440 мм рт.ст.)
- Определите, сколько времени будет в Москве (2 часовой пояс), если в Якутске (8 часовой пояс) 9 часов утра. (Ответ: 3 часа ночи)
- Рассчитайте падение реки Колымы. (Падение – превышение истока над устьем, м.) (Ответ: 3000 м – 200 м = 2800 м)
Литература
- У А.Твардовского есть стихи, посвященные замечательному региону России.
Но край, таким богатством чудный,
Что за окном, красуясь, тек,
Лесной, земельный, горнорудный,
Простертый вдоль и поперек,
Он таил в себе подспудный
Уже знакомый мне упрек.
Смотри, читалось в том упреке,
Как изобилен и широк
Не просто край иной, далекий,
А………………………………. закончите стихотворение, назвав данный регион.
(Ответ: А Дальний, именно, Восток.)
- У Михаила Шолохова читаем: «Позади, за рекой, на розовом костре зари величаво и безмолвно сгорали леса, луговины, озера, плешины полян. Краюхой желтого сотового меда лежало песчаное взгорье, верблюжьи горбы бурунов скупо отсвечивали бронзой». Это описание реки, в которую по самым скромным подсчетам впадает около пяти тысяч двухсот рек, не считая мелких ручьев. Наиболее крупными притоками являются реки: Воронеж, Северский Донец, Быстрая Сосна, Маныч, Медведица, Непрядва, Битюг и другие, все они имеют собственные притоки. Впадает в Таганрогский залив Азовского моря. О какой реке идет речь? (О Доне).
- В произведении Владимира Арсеньева есть такие строки:
«В долине Такемы произрастают могучие девственные леса, которых ни разу еще не касалась рука человека. Казалось, природа нарочно избрала эти места для того, чтобы показать, какова может быть производительная сила земли. Кедр, тополь, клен, ольха, черемуха Максимовича, шиповник, рябина бузинолистная, амурский барбарис и чертово дерево, опутанные виноградником, актинидиями и лимонником, образуют здесь такую непролазную чащу, что пробраться через нее можно только с ножом в руке, с затратой больших усилий и с риском оставить одежду свою в кустах». В каком месте растет этот лес?
(В.К.Арсеньев «В горах Сихотэ-Алиня»)
- А. Куприн пишет: «Третьи сутки дует бора. Бора – иначе норд-ост – это яростный таинственный ветер, который рождается где-то в горах около Новороссийска, сваливается в круглую бухту и разводит страшное волнение по всему морю. Сила его так велика, что он опрокидывает с рельсов груженные товарные вагоны, валит телеграфные столбы, разрушает только – что сложенные кирпичные стены, бросает на землю идущих людей. Ветер этот страшен своей неожиданностью: его невозможно предугадать – это самый капризный ветер на самом капризном из морей» На каком море возникает этот внезапный ветер? (На Черном)
- О нем написано много книг. Иван Басаргин, Владимир Арсеньев, Николай Задорнов часто описывали его на своих страницах. Но судьба его драматична. Уже в середине 30-х гг. XX в. представителей его вида осталось не более 50. Для сохранения были приняты экстренные меры. Биологи буквально выслеживали каждую семью, каждую его тропу. Некоторых особей, как утверждают учёные, они знали «в лицо». Только через 30 лет численность и ареал (область распространения) животных начали восстанавливаться. О ком идет речь? (Об уссурийском тигре).
- Михаил Пришвин так описал географический объект: «Земля под ногами стала как гамак, подвешенный над тинистой бездной. На этой подвижной земле, на тонком слое сплетенных между собой корнями и стеблями растений , стоят редкие, маленькие, корявые и заплесневелые елочки. Кислая почва не дает им расти, и им, таким маленьким, лет уже по сто, а то и побольше…». О чем идет речь? (О болоте)
История
- Что древние греки называли «великая река, обтекающая всю Землю»
(Океан)
- Kакое море в Cредневековой Европе называли Янтарным?
(Балтийское).
- Kто сказал: «Могущество Российское прирастать будет Сибирью»?
(М.В. Ломоносов)
- Моряки древности не имели надежного навигационного оборудования. Что делали суеверные японцы, чтобы корабль лучше ориентировался в плавании? (Рисовали на носу огромные глаза).
- Более 2 тыс. лет назад китайский император Цинь Ши Хуанди приказал поставить у входа во дворец ворота, изготовленные из цельного куска магнитного железняка. Для чего?
(Чтобы выявлять спрятанное у входящих оружие).
- Исследователь Георгий Ушаков в 1926 году при изучении Северного Ледовитого океана назвал это природное явление «улыбкой Арктики». (Северное сияние)
Химия
- Углеводороды все такие разные-
Жидкие и твёрдые, и газообразные.
Почему так много их в природе?
Дело в ненасытном углероде. Назовите природные углеводороды – полезные ископаемые. (Ответ: природный газ, нефть, каменный уголь).
- Главная составная часть зажигательного средства, вошедшего в историю под названием “греческого огня”. Огненные реки лились на головы штурмующих крепостные стены, горящие стрелы летели в осаждённые города. В средние века она использовалась главным образом для освещения улиц, в качестве лекарств и мазей, при бальзамировании. (Нефть)
- Во многих минералах содержится примесь этого вещества. Часто оно концентрируется в в рудах меди, цинка, золота, молибдена. На старинных гравюрах оно изображается в виде белого льва, пожирающего Солнце – символ золота у алхимиков. При обычных условиях это единственный жидкий металл, затвердевающий лишь при температуре -39о. (Ртуть)
- Русский писатель Александр Куприн писал, что … «это свет солнца, сгустившийся в земле и охлажденный временем…он играет всеми цветами, но сам остается прозрачным, точно капля воды». Его название произошло от греческого слова «адамас» - «неодолимый», «несокрушимый». Он известен людям уже около 5000 лет. (Алмаз)
- Он стал известен в Европе в 1738 году, когда Парижской академии наук были представлены образцы изделий и описание способа добычи его из сока бразильской гевеи. Но применять его стали лишь после того, как в 1823 году шотландский химик и изобретатель Чарльз Макинтош нашел для этого вещества подходящие растворители и изготовил непромокаемую ткань, состоящую из двух слоев материи, соединенных раствором этого вещества. Что это? (Каучук)
- Какие химические вещества придают горький вкус морской воде? (соли магния)
Биология
- В какой природной зоне Африки обитают слоны, жирафы, зебры, антилопы, львы? (саванны)
- 900 видов, принадлежащих к семейству рутовых, предпочитают жить в тропических, субтропических и теплых умеренных широтах. Все они отличаются очень сильным запахом и ярко выраженным вкусом. На наших столах они появляются очень часто. Немцы называют один из них «китайское яблоко», впервые этот плод упоминается в китайских источниках 2-1 века до н.э. Приведите примеры этих растений. (Цитрусовые)
- Этот крупный зверь распространен от Арктики до южных пустынь. В семействе всего 7 видов. Он всеяден. Любит лакомиться медом, даже название его произошло от сочетания слов «мед отведывает». (медведь)
- Как известно, пингвины живут в Антарктиде и прилегающих к открытому морю Южного полушария территориях с холодным климатом. А могут ли пингвины жить на экваторе? (Да, на Галапагосских островах, которые находятся почти на экваторе, обитает вид под названием галапагосские пингвины. Здесь круглый год температуры воды составляет +22…+24 °C, а воздуха — +18…+28 °C).
- Они имеют самое маленькое сердце изо всех хищников. Приветствуя друг друга, представители этого вида трутся мордами и вообще очень ласковы. Они больше всего любят вздремнуть и делают это по 20 часов в сутки. Они прекрасно приспособлены к жизни, могут не пить месяцами, довольствуясь содержащейся в пище влагой. О ком речь? (О львах).
- Его имя - Генерал Шерман. Это настоящий великан среди своих сородичей, находящихся в самом сердце Национального парка, носящего такое же имя. Максимальный возраст представителей его вида — более трёх с половиной тысяч лет. Место его распространения – Тихоокеанское побережье Северной Америки. (секвойя)
Искусство
- Было их 7. Последнее – в 1944 году, когда сильно пострадал город Сан – Себастьяно. Самое первое совершилось 24 августа 79 года н. э.. Жертвы – Геркуланум, Стабия, многие селения. Алчный грозный монстр поглотил все постройки, животных и людей, которые там были. На известном живописном полотне запечатлены смятение, страх людей перед гибелью и противопоставлены духовное величие и красота человека разрушительным силам стихии. О каком явлении идет речь? Назовите произведение и автора. ( Извержение вулкана. Картина К.Брюллова «Последний день Помпеи»).
- Первые их изображения были найдены еще до эпохи Великих географических открытий. Они были настоящими произведениями искусства с присущими живописи атрибутами. Они отличались тонкой кистью, применением качественных красок, хорошо прорисованных образов и стоили неимоверно дорого. О чем идет речь? (о географических картах)
- По словам Вениамина Семенова-Тян-Шанского «География есть наука изобразительная, наука зрительных представлений, зрительной памяти. Географом может быть только тот, кто, зажмурив глаза, способен более или менее ясно представить себе, размещение предметов в пространстве — направо, налево, вверх, вниз, и притом с соблюдением относительной величины расстояний между ними — представить более или менее ярко себе их природные сочетания в линиях, формах и красках, т.е. в сущности, проделать в голове ту же самую работу, которую производит … .…… С кем сравнивает Семенов - Тян-Шанский географа?… Что делает этот человек? (Ответ: …..на полотне или бумаге художник, рисующий с натуры пейзаж).
- Темно-красный скальный массив Айерс-Рок или Улуру – это место паломничества туристов со всего света. Стены пещер Улуру украшают священные рисунки. В некоторые из этих пещер не пускают посторонних, в них и по сей день совершаются обряды инициации – посвящения юношей – аборигенов в мужчины. Где находится этот природный памятник? (В Австралии).
- По замыслу архитекторов Л.Косты и О.Нимейера в плане этот город имеет очертания самолета, в “фюзеляже” которого находятся административные и общественные здания, в “крыльях” - жилые кварталы, а в “пилотской кабине” - дворцы президента, национального конгресса и правосудия. Это единственный объект современного этапа цивилизации, включенный в Список Всемирного наследия. Назовите его. (Столица Бразилии Бразилиа).
- Стоунхендж - самый загадочный исторический памятник. Возможно, что это древняя обсерватория VI - II тысячелетия до н. э. В наши дни не раз высказывалась мысль, что к этим камням приложили руку инопланетяне, некогда создавшие здесь взлетно -посадочную площадку для своих земных экспедиций. На каком острове расположен этот объект мирового наследия? ( на о. Великобритания)
Подведение итогов.
Награждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретический материал в формеметодической презентации "Интегрирование биологии в другие науки "
Выступление на педагогическом совете(теория)смотрите к нему имеется и (приложение )...
математика и другие науки
Использование межпредметных связей на уроках математикиСвязь математики с биологией,географией краеведением,физикой, химией, экологией....
Конспект открытого урока в 7-ых классах на тему "Информатика в системе наук. Интеграция информатики в другие науки"
Как уже говорилось ранее, мы живем в информационном обществе. Все предметы, окружающие нас, несут в себе определенную информацию. Таким образом, мы можем сказать, что:Информатика - это наука, изучающа...
Педагогика как наука, связанная с другими науками.
Цель:познакомить с основными разделами педагогики....
Химия в содружестве с другими науками
Основополагающий вопрос: Можно ли найти точки соприкосновения между химией и другими науками?...
Применение производной в других науках
Тема «Производная» - это один из важнейших разделов курса математического анализа, так как это понятие является основным в дифференциальном исчислении и служит исходной базой при построении интегральн...