Разработка урока по теме "Восточно-Европейская (Русская равнина)" для 8 класса
план-конспект урока по географии (8 класс)
Тема урока: «Восточно-Европейская (Русская) равнина».
Класс 8 .
Тип урока: изучения нового материала.
Цели:
Образовательная.
Формировать представления и знания об особенностях природного района – Русской равнины. Углубить и расширить знания о компонентах ПТК равнины: рельеф, климат, внутренние воды. Дать знания о роли Русской равнины в формировании Русского государства.
Развивающая.
Развивать умение работать с тематическими картами, текстом учебника, работать с контурными картами.
Воспитательная.
Воспитание чувства патриотизма гордость за свою Родину.
Задачи.
1. Познакомить учащихся с особенностями географического положения, рельефа, климата Русской равнины, внутренними водами;
2. Отрабатывать навыки самостоятельной работы с атласом, учебником, контурной картой;
3. Развивать умение анализировать карты и делать выводы;
4. Создать условия для формирования устойчивого интереса к изучаемому предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vostochno-evropeyskaya_ravnina.docx | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Восточно-Европейская (Русская) равнина».
Класс 8 .
Тип урока: изучения нового материала.
Цели:
Образовательная.
Формировать представления и знания об особенностях природного района – Русской равнины. Углубить и расширить знания о компонентах ПТК равнины: рельеф, климат, внутренние воды. Дать знания о роли Русской равнины в формировании Русского государства.
Развивающая.
Развивать умение работать с тематическими картами, текстом учебника, работать с контурными картами.
Воспитательная.
Воспитание чувства патриотизма гордость за свою Родину.
Задачи.
1. Познакомить учащихся с особенностями географического положения, рельефа, климата Русской равнины, внутренними водами;
2. Отрабатывать навыки самостоятельной работы с атласом, учебником, контурной картой;
3. Развивать умение анализировать карты и делать выводы;
4. Создать условия для формирования устойчивого интереса к изучаемому предмету.
Планируемые результаты.
Предметные.
- умение работать с географическими понятиями, классифицировать их и определять по признаку, давать комментарии к тексту, отвечать на вопросы, находить верные суждения и др, выделять главное, делать выводы; работать с разными видами карт.
Личностные.
- воспитание патриотизма, уважения к Отечеству.
Метапредметные.
- умение применять и преобразовывать знания для формирования своей устойчивой жизненной позиции.
- умение самостоятельного достижения целей.
Образовательные технологии: исследовательский метод.
Источники знания: физическая карта России, контурная карта Восточно-Европейской, учебник «Природа России».
Оборудование: мультипроектор.
Ход урока
Этап урока | Форма организации деятельности учащихся | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Оргмомент | Подготовить учащихся к работе — взаимное приветствие -проверка внешнего состояния класса -рабочих мест ученика — организация внимания | ||
Этап усвоения новых знаний и способов действий | Фронтальная | Сегодня мы приступаем к самой большой теме в курсе географии 8 класса — это крупные природные районы. Мы познакомимся с 7 крупными природными районами. Что лежит в основе деления России на регионы или физико-географические области? | |
Фронтальная | Первый ПТК (физико-географический район), с которым мы познакомимся – это Русская равнина, или как она еще называется, Восточно-Европейская. Почему «Восточно – Европейская»? | Равнина расположена на востоке Европы. Определяют по физической карте Европы | |
Фронтальная | Как вы думаете, почему это равнина имеет второе название - Русская? | Русская – потому что здесь был центр России, на равнине располагалась Древняя Русь, здесь живет большинство русских России. Находится столица Москва. Связь с историей России. Определяют по карте Др. Русь. | |
Фронтальная | Работа по изучению ПТК начинается с ознакомлением с планом изучения ПТК: - Географическое положение. - Рельеф и геологическое строение. - Климат. - Воды (реки, озера, болота, вечная мерзлота и т.д.). - Природные комплексы района. - Природные ресурсы и проблемы их использования. | ||
Фронтальная | Русская равнина расположена на западе России: от государственной границы на западе до уральских гор - на востоке. На севере равнины омывается Баренцевым и Белым морями, на юге Черным и Азовским до Кавказских гор. С севера на юг равнина простирается на 2500км. На севере равнину пересекает Северный полярный круг. | Работа с физической картой России. | |
Индивидуальная | Геологическое строение. Какая тектоническая структура лежит в основании Восточно-Европейской равнины? | В основании равнины лежит – докембрийская платформа – Русская. Определяют по тектонической карте в атласе (с. 10). | |
Вспомните, что такое древняя платформа? Какое она имеет строение? | Древняя платформа – это устойчивый участок земной коры с докембрийским фундаментом, сложенным древними магматическими кристаллическими породами. Сверху фундамент закрыт осадочным чехлом разной мощности. Участки платформы, где фундамент выходит на поверхность, называются щитами. | ||
Индивидуальная | Рельеф. Влияет ли тектоническое строение на рельеф Русской равнины? Работа со схемой (Приложение 1). | Задание. Проверьте, правильно ли составлена схема? Определяют ошибку в схеме. Записывают ее в тетрадь. | |
Групповая | Пользуясь физической картой России, проанализируйте, какие утверждения об абсолютной высоте возвышенностей и низменностей соответствует истине? Пользуйтесь физической картой в атласе. (Приложение 2) | Класс делится на 2 группы. На скорость ребята выполняют задание. Правильные ответы записывают на доске. В конце определяют максимальную вершину и минимальный показатель суши равнины. | |
Индивидуальная | Работа с контурной картой: Нанесите на контурную карту горы Хибины и Прикаспийскую низменность, отметьте их высоты. | Наносят горы Хибины и Прикаспийскую низменность на контурную карту. | |
Фронтальная | Вывод. Ребята, сделайте вывод о рельефе равнины. | Рельеф Русской равнины весьма разнообразный, чередуются возвышенности и низменности, что можно объяснить тектоническим строением: поднятием и понижениями фундамента. | |
Индивидуальная | Климат. Климат территории формируется под влиянием климатообразующих факторов. Прочитайте текст и ответьте на вопрос в тетради. (Приложение 3). | Ребята по тексту в Приложении 3 отвечают на вопросы и по климатической карте в атласе ( на скорость). Устно отвечают. | |
Фронтальная | Вывод. Ребята, сделайте вывод о климате равнины. | Климат равнины умеренно континентальный, континентальность нарастает к юго-востоку, амплитуда t от 280 на западе до 340 востоке, количество осадков меняется от 600 до 800 мм осадков в год. | |
Индивидуальная | Внутренние воды. «Реки продукт климата» А.И. Воейков. Внутренние воды равнины весьма разнообразны. Выполните задание: найдите лишнюю по признаку реку (Приложение 4. Задание 1). | Ребята выполняют работу с помощью физической карты. Определяю «лишнюю» реку (Нева), которая относится к бассейну Балтийского моря, а остальные - Северного Ледовитого океана. | |
Индивидуальная | Река Волга крупнейшая река – европейской части России. Выполните задание 2 (Приложение 4). Прочитайте стихотворение. Напишите к нему комментарии. | Ребята выполняют задание – в комментариях дают характеристику Волги. | |
Индивидуальная | Работа с контурной картой: Отметьте исток реки Волга на Валдайской возвышенности, и устье - г. Астрахань, а также самое крупное озеро равнины – Ладожское. | Отмечают исток реки Волга на Валдайской возвышенности, и устье - г. Астрахань, а также самое крупное озеро равнины – Ладожское. | |
Фронтальная | Вывод. Ребята, сделайте вывод о внутренних водах равнины. | Внутренние воды Русской равнины очень разнообразны, особенно на северо-западе, в районе сильного увлажнения. | |
Этап закрепления новых знаний и способов действий. | Фронтальная | Какие новые знания вы сегодня приобрели? Какими новыми действиями овладели? | |
Рефлексия | Индивидуальная | Итоговое задание: Проверьте верно ли суждение. Правильные ответы отметьте знаком «+». | |
Оценка учителя | Сегодня вы молодцы, спасибо! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока географии " Путешествие по Русской равнине"
Конспект урока при изучении памятников природы Русской равнины....
Разработка урока по теме: "Восточно-европейская (русская) равнина" 8 класс
Разработка урока "Восточно-европейска (русская) равнина" 8 класс используется при изучении тем "Русская (Восточно-европейская) равнина", "Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы", " Про...
"Грамматические нормы деловой речи". Разработка урока элективного курса «Деловой русский язык», 11 класс
Важность урока заключается в том, что он является необходимым для раскрытия специфики делового стиля, отличительной особенностью которого является стандартизация. Основной содержательный компоне...
Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины 8 класс
Данная тема изучается в 8 классе. Учебник И.И.Бариновой "География. Природа России" Самостоятельная работа....
Повторение по теме Русская равнина 8 класс
Тест по теме Русская равнина и географический диктант...
Урок географии по теме: «Рациональное использование природных ресурсов Русской равнины» 8 класс
· Формирование знаний о природных ресурсах Русской равнины...
Методическая разработка урока по географии по теме "Равнины, холмы и возвышенности"
Конспект урока по географии для 6 классе в коррекционной школе...