открытые уроки
план-конспект урока по географии (11 класс)
Открытый урок по географии по теме: "Латинская Америка.Население".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_geografii_11_kl.latinskaya_amerika.naselenie.docx | 17.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
«Население Латинской Америки»
Класс: 11 класс
Цель: создание обобщенного образа современной латиноамериканской цивилизации
Задачи:
сформировать представление об общих особенностях населения Латинской Америки;
формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, развивать познавательный интерес и географическое мышление;
воспитание географической культуры, правила коллективной и индивидуальной работы.
Тип: урок изучения нового материала
Методы: словесные, наглядные, практические
Оборудование:«Политическая карта мира», задания на листах, презентации, атласы.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы продолжаем изучать этот регион. Раскроем особенности населения Латинской Америки.
III. Повторение пройденного.
Задание 1. Подумай и ответь! – работа с тестовыми заданиями.
- Какие страны Латинской Америки не имеют выхода к океану?
А) Боливия; б) Венесуэла; в) Перу; г) Парагвай;
2. Самым большим островным государством Латинской Америки является:
А) Ямайка; б) Куба; в) Гаити; г) Суринам;
3. Где находятся крупнейшие нефтегазоносные бассейны Латинской Америки?
А) в Аргентине; б) в Мексике; в) в Колумбии; г) в Бразилии;
4. Какую часть площади Латинской Америки занимают леса?
А) ½ часть всей территории; б) 1/3 часть всей территории; в) 2/3 части территории; г) верных ответов нет;
5. Какое место среди крупных регионов мира занимает Латинская Америка по величине гидроэнергопотенциала?
А) первое; б) второе; в) третье; г) четвёртое;
( на 3 слайде)
- проверка (4 слайд) 1-а,г; 2-б; 3-б,в; 4-а; 5-б;
Задание 2. Вспомните и покажите на карте территорию изучаемого региона.
( работа с картой) ( 5 слайд)
-С чем связано выделение в политической и социально-экономической географии региона Латинская Америка? (6 слайд)
IV. Изучение нового материала.
Тема сегодняшнего нашего урока: Латинская Америка.
Цель: создание обобщенного образа современной латиноамериканской цивилизации. ( 7, 8 слайды)
Сегодня мы с вами будем оперировать понятиям: население, плотность, урбанизация, демографические показатели, демографический взрыв, трудовые ресурсы, ЭАН. ( 9 слайд)
Задание 3. ЛОТО. Вам дано поле, на котором вопросы. Ответы на разрезанных квадратах. Найдите соответствие.
- проверка
- Откуда пришел в Латинскую Америку первый человек?
(слайд 10 с картой)
- Как вы думаете, почему столь разные по внешним признакам жители Азии и Америки относятся к одной расе людей?
- Каким видом деятельности могли заниматься заселившие регион, что дало возможность зарождению цивилизаций Латинской Америки?
Сообщение ученика о достижениях древней цивилизации инков.(Валерия)
(презентация)
- Что унаследовали современные латиноамериканцы от своих коренных предков? (13 слайд)
С XVI в. началось завоевание Южной Америки испанскими конкистадорами и португальцами. Древние цивилизации были разрушены. Большинство индейцев истребили. ( 14 слайд)
Сокращение численности индейцев вынудило колонизаторов завозить для работы на плантациях негров-рабов из Африки. ( 15 слайд)
Современный этнический расовый состав населения сложен, он сложился под воздействием трех компонентов. Первый компонент – индейцы, второй – креолы ( переселенцы из Португалии и Испании), третий – африканцы.
А откуда появились метисы, мулаты, самбо?
( 16, 17,18 слайд, работа со схемой)
Задание: Используя рисунок 24 в учебнике стр. 186, выявите страны с большей численностью европейцев, индейцев.
Проверка, данные на 19 слайде.
Языковой состав.
Более однородный. Преобладает испанский и португальский языки. Испанский язык служит государственным в 18 странах (250 млн. чел.). Португальский язык в одной стране Бразилии - 170 млн. чел. В Мексике, Боливии, Парагвае наряду с испанским языком официальными считаются – ацтекский, кечуа.
- А в каких государствах преобладает английский, французский, нидерландский языки?
Религиозный состав однороден. 90% населения – католики.
( 20, 21, 22 слайды)
Плотность населения – 24 человека на 1 кв. км.
Задание: 1 группа – выявить густонаселенные районы региона; 2 группа – малозаселенные. Стиками показать на карте. Объяснить почему.
- проверка на 23, 24, 25,26 слайдах.
Современные демографические показатели
Задание:
Проанализируйте график динамики роста численности населения Латинской Америки и ответьте на следующие вопросы:
1. Какова численность населения Латинской Америки?
2. Во сколько раз возросла численность населения региона с начала ХХ века?
3. Сравните динамику роста численности населения Латинской Америки с другими регионами.
К какому типу воспроизводства населения
принадлежат страны региона?
Вспомните, чем характеризуется второй тип воспроизводства населения.
(слайд 28)
Задание: Определите по диаграммам уровень прироста населения крупнейших стран региона.
( слайды 29, 30, 31, 32)
Урбанизация. В городах проживает 73% населения. Массовая индустриализация и вливание иностранного капитала в экономику стали причиной массового переселения сельских жителей в городах. Одна из характерных черт - «ложная урбанизация». Превышение общего числа городских жителей над работающими, ЭА городским населением. Вообще в регионе ЭАН - 34%.
Создаются кварталы бедняков.
Фавелы – трущобные районы в городах Бразилии,
Фавеладос - жители фавел ( слайд 33)
- Знакомство с городами Бразилии (презентация).
V. Закрепление материала.
Задание на листах. (тесты, работа с контурными картами)
Вывод: Современная Латинская Америка имеет пестрый этнический состав, сформировавшийся под воздействием трех компонентов: индейские племена и народности, европейские переселенцы, африканцы. Размещено население крайне неравномерно. В Латинской Америке происходит активный процесс формирования городских агломераций и развитие процесса «ложной урбанизации». Образ современного латиноамериканца сформировался под влиянием географического, природно-ресурсного, политического, социокультурного и экономического факторов.
Подведение итогов. Выставление оценок.
Домашнее задание: параграф 45, стр. 184-188, сообщения о праздниках, традициях и обычаях народов Латинской Америки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...