открытые уроки
план-конспект урока по географии (11 класс)

Волохова Татьяна Миннехаевна

Открытый урок по географии по теме: "Латинская Америка.Население".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:

«Население Латинской Америки»

Класс: 11 класс

Цель: создание обобщенного образа современной латиноамериканской цивилизации

Задачи:

сформировать представление об общих особенностях населения Латинской Америки;

формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, развивать познавательный интерес и географическое мышление;

воспитание географической культуры, правила коллективной и индивидуальной работы.

Тип: урок изучения нового материала

Методы: словесные, наглядные, практические

Оборудование:«Политическая карта мира», задания на листах, презентации, атласы.

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы продолжаем изучать этот регион. Раскроем особенности населения Латинской Америки.

III. Повторение пройденного.

Задание 1. Подумай и ответь! – работа с тестовыми заданиями.

  1. Какие страны Латинской Америки не имеют выхода к океану?

А) Боливия; б) Венесуэла;  в) Перу; г) Парагвай;

2. Самым большим островным государством Латинской Америки является:

А) Ямайка; б) Куба; в) Гаити; г) Суринам;

3. Где находятся крупнейшие нефтегазоносные бассейны Латинской Америки?

А) в Аргентине; б) в Мексике; в) в Колумбии; г) в Бразилии;

4. Какую часть площади Латинской Америки занимают леса?

А) ½ часть всей территории; б) 1/3 часть всей территории; в) 2/3 части территории; г) верных ответов нет;

5. Какое место среди крупных регионов мира занимает Латинская Америка по величине гидроэнергопотенциала?

А) первое; б) второе; в) третье; г) четвёртое;

( на 3 слайде)

- проверка (4 слайд) 1-а,г; 2-б; 3-б,в; 4-а; 5-б;

Задание 2. Вспомните и покажите на карте территорию изучаемого региона.

( работа с картой) ( 5 слайд)

-С чем связано выделение в политической и социально-экономической географии региона Латинская Америка? (6 слайд)

IV. Изучение нового материала.

Тема сегодняшнего нашего урока: Латинская Америка.

Цель: создание обобщенного образа современной латиноамериканской цивилизации. ( 7, 8 слайды)

Сегодня мы с вами будем оперировать понятиям: население, плотность, урбанизация, демографические показатели, демографический взрыв, трудовые ресурсы, ЭАН. ( 9 слайд)

Задание 3. ЛОТО. Вам дано поле, на котором вопросы. Ответы на разрезанных квадратах. Найдите соответствие.

- проверка

- Откуда пришел в Латинскую Америку первый человек?

(слайд 10 с картой)

- Как вы думаете, почему столь разные по внешним признакам жители Азии и Америки относятся к одной расе людей?

- Каким видом деятельности могли заниматься заселившие регион, что дало возможность зарождению цивилизаций Латинской Америки?

Сообщение ученика о достижениях древней цивилизации инков.(Валерия)

(презентация)

- Что унаследовали современные латиноамериканцы от своих коренных предков? (13 слайд)

С XVI в. началось завоевание Южной Америки испанскими конкистадорами и португальцами. Древние цивилизации были разрушены. Большинство индейцев истребили. ( 14 слайд)

Сокращение численности индейцев вынудило колонизаторов завозить для работы на плантациях негров-рабов из Африки. ( 15 слайд)

Современный этнический расовый состав населения сложен, он сложился под воздействием трех компонентов. Первый компонент – индейцы, второй – креолы ( переселенцы из Португалии и Испании), третий – африканцы.

А откуда появились метисы, мулаты, самбо?

( 16, 17,18 слайд, работа со схемой)

Задание: Используя рисунок 24 в учебнике стр. 186, выявите страны с большей численностью европейцев, индейцев.

Проверка, данные на 19 слайде.

Языковой состав.

Более однородный. Преобладает испанский и португальский языки. Испанский язык служит государственным в 18 странах (250 млн. чел.). Португальский язык в одной стране Бразилии - 170 млн. чел. В Мексике, Боливии, Парагвае наряду с испанским языком официальными считаются – ацтекский, кечуа.

- А в каких государствах преобладает английский, французский, нидерландский языки?

Религиозный состав однороден. 90% населения – католики.

( 20, 21, 22 слайды)

Плотность населения – 24 человека на 1 кв. км.

Задание: 1 группа – выявить густонаселенные районы региона; 2 группа – малозаселенные. Стиками показать на карте. Объяснить почему.

- проверка на 23, 24, 25,26 слайдах.

Современные демографические показатели

Задание:

Проанализируйте график динамики роста численности населения Латинской Америки и ответьте на следующие вопросы:

1. Какова численность населения Латинской Америки?

2. Во сколько раз возросла численность населения региона с начала ХХ века?

3. Сравните динамику роста численности населения Латинской Америки с другими регионами.

К какому типу воспроизводства населения

принадлежат страны региона?

Вспомните, чем характеризуется второй тип воспроизводства населения.

(слайд 28)

Задание: Определите по диаграммам уровень прироста населения крупнейших стран региона.

( слайды 29, 30, 31, 32)

Урбанизация. В городах проживает 73% населения. Массовая индустриализация и вливание иностранного капитала в экономику стали причиной массового переселения сельских жителей в городах. Одна из характерных черт - «ложная урбанизация». Превышение общего числа городских жителей над работающими, ЭА городским населением. Вообще в регионе ЭАН - 34%.

Создаются кварталы бедняков.

Фавелы – трущобные районы в городах Бразилии,

Фавеладос - жители фавел ( слайд 33)

- Знакомство с городами Бразилии (презентация).

V. Закрепление материала.

Задание на листах. (тесты, работа с контурными картами)

Вывод: Современная Латинская Америка имеет пестрый этнический состав, сформировавшийся под воздействием трех компонентов: индейские племена и народности, европейские переселенцы, африканцы. Размещено население крайне неравномерно. В Латинской Америке происходит активный процесс формирования городских агломераций и развитие процесса «ложной урбанизации». Образ современного латиноамериканца сформировался под влиянием географического, природно-ресурсного, политического, социокультурного и экономического факторов.

Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание: параграф 45, стр. 184-188, сообщения о праздниках, традициях и обычаях народов Латинской Америки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...