открытые уроки
план-конспект урока по географии (7 класс)

Волохова Татьяна Миннехаевна

Открытый урок по географии по теме "Южная Америка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yuzhnaya_amerika_7kl.otkrytyy_urok_na_seminar.docx42.47 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: география

Класс:7

Учитель: Волохова Т.М.

Тема занятия: Географическое положение материка Южная Америка. История исследования.

Девиз урока: «То, что добыто самостоятельным трудом, является самым ценным приобретением».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель занятия: создать условия для активной познавательной деятельности обучающихся при изучении географического положения и истории открытия Южной Америки.

Межпредметные связи: география, биология, экология, математика.

Обеспечение занятия

Наглядные: презентация, географическая карт.

Раздаточный материал: маршрутный лист, атлас география 7 класс, контурные карты.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

  • формирование заинтересованности в приобретении и расширении знаний;
  • формирования навыков организации своей деятельности в составе группы, пары;
  • формирование способов обобщения и систематизации знаний;
  • формирование навыков анализа, самоанализа и самоконтроля;
  • формирований умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи.

Метапредметные результаты

Познавательные

  • развитие умений работать с различными источниками информации;
  • анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать из текста необходимую информацию;
  • строить логические цепи рассуждений;
  • развитие умений преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных  способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • анализировать, сравнивать, выделять общее и особенное, делать выводы.

Регулятивные

  • создавать условия для развития умений анализировать, сравнивать, делать вывод;
  • создавать условия для проявления инициативности и самостоятельности;
  • развивать умение выполнять учебное действие в соответствии с целью;
  • обнаруживать отклонения и отличия от эталона, вносить коррективы и дополнения в способ своих действий.

Коммуникативные

  • развитие умений адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции;
  • развитие умений работать совместно в атмосфере сотрудничества;
  • обмениваться знаниями между членами группы.

Предметные результаты

  • Называть и уметь показывать на физической карте: крайние точки материка Южная Америка, моря, океаны, заливы, проливы, омывающиеся материк Южная Америка.
  • Находить информацию об исследователях материка Южная Америка.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность учащегося

  1. Организационный момент

1 мин.

Учитель:

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Определение отсутствующих. Организация внимания учащихся.

Здравствуйте. Садитесь.

Прозвенел звонок, начинаем наш урок.

Проверим вашу готовность.(учебник, тетрадь, атлас, маршрутный лист, контурная карта).

Улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения и плодотворной работы на уроке.

Приветствуют учителя. Проверяют своё рабочее место, собственную готовность к уроку, настраиваются на урок.

  1. Целеполагание

3 мин

Учитель:

Слайд 1

Мы с вами продолжаем изучать материки, особенности их природы. Посмотрите на слайд. Попробуйте назвать мне материк, если известно

Там протянулась самая длинная горная цепь Земли (Анды),протекает самая полноводная река мира (Амазонка). Этот   материк  по очертаниям берегов   очень  похож на    гроздь  винограда,  которая   висит  на  Панамскомперешейке

 Ребята! О каком материке идет речь?

Что вы еще о нем знаете?

Учитель дополняет.

Молодцы!

Да на этом материке много интересного, но мы еще знакомы не со всеми его особенностями. Это и предстоит нам узнать в течение нескольких уроков. Давайте вспомним, с чего начинается изучение каждого материка?

В соответствии с темой давайте определим цели урока.

Слайд 2( цели и задачи урока).

Постановка  цели урока: определить ФГП материка Южная Америка по плану с. 282 учебника. Проблемная ситуация- переход в диалог.

Достижение этих целей позволит освоить тему урока.

Фиксировать информацию мы будем в маршрутном листе в маршрутном листе.Эвристическая беседа

Оценка:  Каждое задание оценивается по пяти бальной системе.

Критерии оценивания у вас есть в маршрутном листе. Максимально вы можете набрать 20 баллов,  

 «5» - 20-16; «4» - 15-11, «3» - 11- 8.

Называют материк Южная Америка.

Ученики устно отвечают (сидя):

Что это - самый влажный материк

Здесь расположены:

-самое высокогорное озеро мира Титикака

-самая полноводная река мира Амазонка

-самый высокий водопад в мире Анхель 1074м

- здесь была древняя цивилизация инков

-Самая длинная горная система Анды

- Самое медленное животное  (ленивец)

- самая маленькая птичка (колибри)

- самая длинная змея Анаконда (ассоциативная цепочка, учитель записывает на доске)

(Карта Ю.Америки и корабли, плывущие к ней)

Изучение материка начинается  с ГП

Определение и осознание целей и задач урока

Цель: Определять ФГП материка

Ю. Америка.

Вспоминают  план описания ГП материка

Работа с учебником с. 282.

Заполняют маршрутный лист

  1. Изучение нового материала

13 мин

Учитель.

В нашей работе нам поможет предмет, который является обязательным атрибутом моряка и географа. О чём идёт речь?  У вас это есть на столе.

Географическая карта.А что это такое?

(Земля есть – копать нельзя! Дороги есть – ехать нельзя! Реки есть – плыть нельзя).

Для осуществления нашей цели мы с вами объединимся  в группы.(слайды по группам).№3,4,5

1. – Географы.- Климатологи

2. – Океанологи- – Мореходы

3. – Картографы. (Выбрать эксперта, который помогает в группе оценить участников группы)

Карточки  с заданиями  для групп.(см. приложение)

Работа учителя консультирующая и контролирующая.

 В конце работы - спросить по пунктам плана учеников.

 Выберите одно участника группы для отчета.

Молодцы с работой вы справились.

Оцените свой вклад в групповую работу: (Эксперт)

Ученики устно отвечают:

О географической карте

1) Работа по картам  атласа  (в группах) по пункту плана (запись в тетрадь).  5 мин

2) Отчёт  каждой группы  (устно, показывая объекты на карте)    5мин.

Заполняют маршрутный лист по ходу выступления.

  1. Практическая работа.

6 мин

Учитель.

А теперь полученные знания необходимо применить при выполнении практической работы в контурных картах.

Практическая работа (слайд  6).

  1. Определить, как расположен материк относительно экватора, тропиков, (полярных кругов), нулевого меридиана. Выделите линией красного цвета – экватор, синей – 0 меридиан, любым другим цветом южный тропик.
  2. Подпишите крайние точки материка, протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.

Продолжите выполнять практическую работу дома.

Для того чтобы дальше поработать также плодотворно мы с вами проведем физкультминутку.

5. Физкультминутка

1 мин

Мы руками поведем -

Будто в море мы плывем.

Раз, два, три, четыре-

Вот мы к берегу подплыли.

Чтобы косточки размять,

Начнем наклоны выполнять-

Вправо, вправо, влево, влево.

Не забудем и присесть-

Раз, два (присели), три, четыре (встали)

На счет пять - за парты сесть.

Учащиеся выполняют разминку.

6. История исследования материка

15 мин

Учитель.

Давайте вернемся к тем целям, которые мы с вами поставили перед началом нашей работы. Какую цель нам уже удалось реализовать.

Что было еще запланировано?

Кому принадлежит честь открытия материка?

Учитель.

И давайте в первую очередь зададим себе такой вопрос: почему Америка, открытая Колумбом, была названа Америкой, а не Колумбией, например?

Эта честь принадлежит Америго Веспуччи.А что вы о нем знаете…

По видеофрагменту вы узнаете о нем много нового. По ходу просмотра прошу вас ответить на вопросы в маршрутном листе.

Вопросы к видеоролику:

  1. Годы жизни АмеригоВеспуччи ____________________________.
  2. Чем он занимался до того, как отправился в свое первое путешествие?_________________________________________________

__________________________________________________________.

  1. В каком году он совершил первое путешествие?
  2. Что он исследовал в этом походе?___________________________

___________________________________________________________.

  1. Почему удобную бухту на побережье Южной Америки моряки назвали Рио-де-Жанейро?_________________________________________
  2. Кем была составлена первая карта Южной Америки__________

____________________________________________________________

____________________________________________________________.

Кто еще занимался исследованиями материка вы узнаете из материала параграфа, дополняя таблицу « Открытие и исследование Ю.Америки» стр. 65-66.(слайд 7 с кораблем  )

Путешественник

Годы исследований

открытие

Христофор Колумб

(1451-1506)

1492 г.

Открытие Нового Света.

АмерикоВеспуччи

(1454-1512)

начало XVI века.

Впервые, во всеуслышание, заявил об открытии нового материка, новой части света, которая и была названа его именем «Америка».

Александр Гумбольдт

(1769-1859)

Г.И. Ландсдорф

XIX в.

Н.И. Вавилов

Установил на континенте географические центры древних очагов земледелия и происхождения некоторых культурных растений.

1924 -2001

Мы с вами узнали об  исследователях Южной Америки. (Слайд 8). В наше время самым известным исследователем Южной Америки был профессор Жан Дорст. Помимо изучения флоры и фауны Южной Америки, он занимался и экологическими проблемами, возникшими на материке в ходе освоения природы человеком.  Его исследования сейчас особенно актуальны.

То как заполнили таблицу, я проверю после урока.

Помогла ли вам работа с учебником и таблицей узнать историю открытия и изучения Южной Америки? Мы с вами достигли второй цели.

Узнали о особенностях географического положения материка.

Ученики устно отвечают: Христофору Колумбу.

Ученики устно отвечают:Потому что первое описание новых земель сделал другой путешественник – АмеригоВеспуччи,

Смотрят видеофильм и отвечают на вопросы в маршрутном листе.

Раздать правильные ответы. Провести взаимопроверку.(см. приложение).

5 баллов – нет ошибок,

4 балла – 1 ошибка,

3 балла – 2 ошибки,

2 балла – 3 ошибки,

1 балл – более 4 ошибок.

Ответы на слайде

7. Закрепление материала

2 мин

А теперь закрепим свои полученные знания выполняя небольшой тест.

 Тест

1 вариант

1. Расположите   материки   по  мере  уменьшения   их  площади:

   а)  Южная   Америка

   б) Африка

   в) Австралия

   г) Антарктида

(б, а, г, в)

2. Южную  Америку открыл:

        а) Н. И. Вавилов

        б ) А. Гумбольдт

         в) АмеригоВеспуччи

         г) Х. Колумб

3. Крайней  северной   точкой   Южной  Америки   является:

        а)  мыс Игольный

        б) мыс  Йорк

        в) мыс  Гальинас

        г) мыс  Байрон

4. Океан, который омывает Южную Америку на востоке:
А) Тихий; Б) Атлантический; В) Индийский; Г) Северный Ледовитый.

5. Экватор пересекает Южную Америку:

а) в северной части;   б) в центральной части;   в) не пересекает материк.

2 вариант

 1.  В изучении природы материка особенно велика роль:

а) участника испанских экспедиций Америго Веспуччи;

б)  русского ученого Н.И. Вавилова;

в) немецкого путешественника Александра Гумбольдта.

2. От Антарктического полуострова ее отделяет лишь неширокая полоса воды:

а) Бассова пролива;

б) пролива Дрейка;

в) Магелланова пролива.

3. Море, которое омывает Южную Америку на севере:
А) Карибское; Б)Саргассово; В) Средиземное; Г) Тасманово.

4. В каких полушариях расположена Южная Америка?

А) северном, южном и западном

Б) северном, южном и восточном

В) южном, восточном, западном

Г) Северном, восточном и западном.

5.Южная Америка отделена от Северной Америки

А) Панамским перешейком

Б) Северным тропиком

В) Проливом Дрейка

Ученики отвечают на тест в маршрутном листе. Взаимопроверка.

5 баллов – нет ошибок,

4 балла – 1 ошибка,

3 балла – 2 ошибки,

2 балла – 3 ошибки,

1 балл – более 4 ошибок.

8. Рефлексия

4 мин

Наш урок подходит к концу. Давайте обратимся к целям, которые мы поставили перед собой в начале урока. Как вы думаете, мы их выполнили (...)?

В маршрутных листах прошу  вас закончите предложения (пофантазировав немного):

1. Сегодня на уроке я узнал_____________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________.

2. Мне захотелось побывать в ___________части Южной Америки, потому что _______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________.

3. В свое путешествие я бы отправился бы с ____________________________________________(ФИО исследователя материка).

4.Я бы занимался исследованием_______________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________, т.к. мне это было интересно и урок заставил меня над этим задуматься.

Высказывают свои мнения

Смайлики с настроением цветом

Выставляют оценки

9. Домашнее задание

1 мин

Обратите внимание в эл. дневнике размещено домашнее задание.  Слайд

  1. Изучить материал параграфа 35.
  2. Закончитьпрактическую работа в контурной карте.
  3. Дополнительное задание (на выбор):
  • изготовить рекламный буклет «Путешествие по Южной Америке»;
  • составить задания на определение  координат и расстояний по теме «Южная Америка»;
  • составить тест по теме «Исследователи Южной Америки».

Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.

Дата _______________________г.                                                Подпись учителя ____________________

Группа №1 «Географы». (Выходим к карте.)

1. Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов), нулевого меридиана.

2. Определите, крайние точки материка, их координаты.

Материк Южная Америка относительно экватора в _________________и _______________________полушариях. Относительно нулевого меридиана материк расположен в __________________________полушарии.   Южный полярный круг материк_________________________.

Крайние точки

название

координаты

Северная

с.ш.

71 * з.д.

Южная

м. Фроуард

Западная

4 * ю.ш.

з. д.

Восточная

Группа №1 «Климатологи».

По карте атласа «Климатические пояса» и параграфу 37 (стр. 38, стр. 43)определите в каких климатических поясах расположена Южная Америка.

Южная Америка расположена в следующих климатических поясах:______________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________.

Главными климатическими поясами являются _____________________и______________________________, т.к. они занимают наибольшую площадь на материке.

Материк находится в зоне действия двух постоянных ветров:

___________________и_______________________________

_________________.

Группа 2. «Океанологи»(выходим к карте).

По карте атласа «Южная Америка. Физическая карта»

определите океанами и морями омывается материк.

Материк на западе омывается __________________________океаном, на востоке_________

__________океаном. На севере материк омывается водами __________________моря. Береговая линия материка _______________ изрезана.

 Вдоль западных берегов Южной Америки движется мощное холодное_______________________ течение.

 У восточных берегов картина иная: здесь преобладают движение теплых вод _____________________и

_______________________течений.

Группа №3«Мореходы».(выходим к карте)

1. Найдите и покажите острова, расположенные рядом с материком.  

2.  Какие материки расположены рядом, чем они отделены.

1. Рядом с материком Южная Америка расположеныострова: на юге –о.________________и __________________о-ва,  на севере __________________________________острова.

Вблизи экватора в Тихом океаненаходятсяострова______________________.

2. К северо-западу расположен материк ___________________ _____________, отделенная ___________________ каналом.

К югу от материка расположена ______________________(материк), отделённая проливом _____________________.

Группа №4«Картографы»

Определить протяжённость материка в градусах и километрах с севера на юг (по 70 меридиану), с запада на восток (по 10 параллели). Результаты записать в таблицу.

направление

Решение

Протяженность,

в градусах

в км

С → Ю

З →  В

Для вычисления протяженности с С- Ю, нужно взять ___________ этих точек и   их значения ( в градусах), затем полученное число умножить на  количество км в 10 , по меридиану оно всегда равно _______ км.

С запада на восток, нужно взять _______________ точек (западной и ______________), вычесть из большего меньшее, число умножить на количество км в 10 по параллели (1 градус десятой параллели – 109,6 км).

Ответы на вопросы  к видеоролику:

  1. 1451 – 1512 г.
  2. С 16 лет работал в банкирском доме Медичи.
  3. 1499 г.

4. Исследовал океан, природу Южной Америки, изучал народы, живущие на побережье материка.

      5. Рио-де-Жанейро в переводе означает река января. Моряки прибыли в эту бухту 1 января.

6. 1 версия –  Мартин Вальдземюллер;

     2 версия – Леонардо да Винчи.

Исследователи и путешественники.

Годы

Что исследовали и открыли?

1. Христофор Колумб

 1492 г.

Открытие Нового Света.

2. АмеригоВеспуччи

начало XVI века.

Впервые, во всеуслышание, заявил об открытии нового материка, новой части света, которая и была названа его именем «Америка».

3. Александр Гумбольдт

1799 – 1804 гг.

Описал особенности природы многих территорий, в том числе высокогорные части материка – Анд, обосновал идеи высотной поясности в Андах, описал холодное течение у западных берегов.

4. Григорий Иванович Лангсдорф

XIX в.

Изучал природу и население материка. Коллекции, собранные этой экспедицией, до сих пор интересуют ученых.

5. Николай Иванович Вавилов

1932 – 1933 гг.

Установил на континенте географические центры древних очагов земледелия и происхождения некоторых культурных растений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...