Технологическая карта урока географии
план-конспект урока по географии (8 класс)

Разработка урока в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_8_klass.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ново-Сергеевская средняя общеобразовательная школа имени Е. А. Грунской»

Курчатовского района Курской области

Технологическая карта урока

Тема: «Климат и климатические ресурсы России»

Предмет: География

Учитель: Цаценкина Ирина Владимировна

декабрь 2020 год

  1. Пояснительная записка

Тема: «Климат и климатические ресурсы России»

Класс: 8

Методическая база: Автор УМК по географии под редакцией Е. М. Домогацкий, Э. Л. Введенский, А. А. Плешаков.

Технологии обучения: личностно-ориентированное, развивающее обучение, здоровьесберегающее.

Методы обучения: практические; психологические – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение, информационные – работа с картами; педагогические – организация и стимулирование учебной деятельности.

Тип урока:  обобщение знаний

Цель урока: закрепить и обобщить знания об особенностях климата России, их причинах.

Задачи:  отработать умение анализировать и сопоставлять тематические карты, составлять характеристику климатических условий отдельных регионов, оценивать агроклиматические ресурсы страны.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

закрепить знания об особенностях климата России, особенности климатов разных регионов, агроклиматические ресурсы.

Метапредметные результаты:

развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Личностные результаты:

Развивать логическое мышление, строить сообщение в устной и письменной форме.

Формируемые УУД:

Регулятивные УУД: формирование умения управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, оценивать, корректировать знания.

Познавательные УУД:. выполнять логические операции..

Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, умение аргументировать своё предложение.

Оборудование: карты России, контурные карты, атласы, раздаточный материал.

  1. Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент

Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Учитель проверяет

готовность к уроку,

психологически настраивает на работу.

Подготовка класса к работе.

Регулятивные УУД:

Целеполагание.

  1. Актуализация знаний

Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Объявляет о том, что сегодня обобщающий урок. Предлагает обучающимся плодотворно поработать, выполняя различные виды работ.

Диалог с учителем.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий

учителя.

Коммуникативные УУД: умение осмыслять информацию , отвечать на вопросы учителя, поддерживать диалог.

  1. Закрепление изученного, обобщение и систематизация.

Цель: активизировать имеющиеся знания.

  1. этап

    Географический диктант

(проверка основных понятий и терминов)

1.Поступление в атмосферу водяного пара с поверхности воды, снега, льда.

2. Изменение свойств воздушных масс при их движении.

3. Изолиния, соединяющая точки земной поверхности с одинаковой температурами воздуха.

4. Переходные зоны между различными воздушными массами.

5. Количество влаги, которое может испариться при данных температурных условиях.

6. Излучение Солнцем тепла и света.

7. Разница между самой высокой и самой низкой температурой  воздуха за сутки, месяц, год.

8. Большие объёмы воздуха тропосферы со сравнительно одинаковыми свойствами.

9. Атмосферный вихрь с пониженным давлением в центре.

10.Изолинии, соединяющие точки земной поверхности с одинаковым атмосферным давлением.

11. Многолетний режим погоды в данной местности.

12. Атмосферный вихрь с повышенным давлением в центре.

13. Отношение годового количества осадков к испаряемости за этот же период.

Ответы: 1. испарение, 2. трансформация, 3. изотерма,4. атмосферные фронты,5.  испаряемость, 6.  солнечная радиация, 7.  амплитуда температур,  8. воздушные массы, 9. циклон, 10. изобары, 11. климат,12. антициклон, 13. увлажнение.

                2 этап

Выполнение письменных заданий.

Задание 1

Выбрать климатообразующие факторы из перечисленных:

1.Уровень солнечной радиации;

2. Географическая широта местности;

3. Движение воздушных масс;

4. Выветривание;

5. Рельеф;

6. Состав горных пород;

7. Близость океанов;

8. Течения;

9. Высота местности над уровнем моря;

10. Эрозия почв;

11. Антропогенные воздействия.

Ответ: 1,2,3,5,7,8,9,11

Задание 2

Определите к какому климатическому поясу относится каждый из этих признаков:

Климатические пояса – арктический, субарктический, умеренный.

1 Самое незначительное количество суммарной и поглощенной солнечной радиации.

2.Весь год присутствует арктический воздух.

3. По 150 суток наблюдаются полярный день и полярная ночь.

4. Избыточное увлажнение, несмотря на незначительное количество осадков.

5. Средняя температура летом от +С до +С.

6. Испаряемость самая незначительная.

7. В поясе господствует умеренный воздух морского и континентального происхождения, зимой часто приходит арктический, а летом иногда тропический воздух.

8. Коротким летом бывает умеренный воздух, а продолжительной зимой – арктический.

9. Часто наблюдаются циклоны, антициклоны, атмосферные фронты.

10. Средняя температура летом не выше +С , а зимой температура воздуха бывает от

-С до  - С.

Ответы: арктический пояс – 1,2,3,6; субарктический пояс – 4,8,10; умеренный пояс – 5,7,9.

Задание 3

Обозначьте цифрами типичные признаки погоды, которую приносят циклоны, антициклоны, атмосферные фронты:

1 Образование сплошной полосы слоисто-дождевых облаков шириной в сотни км.

2.Летом высокие температуры, зимой очень низкие температуры воздуха.

3. Область высокого атмосферного давления.

4. Область низкого атмосферного давления.

5. Возникновение шквалов и гроз, осадки ливневого характера.

6. Увеличение облачности, влажности, выпадение осадков, летом температура понижается, зимой образуются оттепели.

7. Появление перистых облаков, затем – перисто-слоистых, затем – слоисто-дождевых.

8. Погода устойчива.

9. Погода неустойчива.

10. Ясная безоблачная сухая погода.

11. Ветры слабые, наблюдаются даже штили.

12. Погода ветреная, скорость ветра значительна.

Атмосферные процессы: циклоны, антициклоны, атмосферные фронты.

Ответы: циклоны – 4,6,9,12;

антициклоны- 2,3,8,10,11; атмосферные фронты – 1,5,7.

Работа с раздаточным материалом.

Карточки-задания раздаются отдельным ученикам индивидуально.

Карточка 1

Выберите верные ответы.

1. Над Атлантикой в умеренных широтах летом образуются

а) жаркие и влажные ВМ;

б) тёплые и влажные ВМ.

2. Над Сибирью зимой образуются:

а) холодные и сухие ВМ;

б) тёплые и сухие ВМ.

3. Над Арктикой летом образуются:

а) холодные и сухие ВМ;

б) тёплые и влажные ВМ.

4. Ветреная ненастная погода при циклоне объясняется:

а) пониженным атмосферным давлением;

б) опусканием тёплого воздуха.

5. При циклональной погоде могут возникать такие стихийные бедствия, как:

а) ураганы;

б) засухи.

Ответы: 1-б, 2- а, 3-а, 4- а,5-а.

Карточка 2

Ответьте на вопросы

1.Почему циклоны на территории нашей страны чаще всего приходят с запада?

2. Циклональная или антициклональная погода преобладает в вашей местности зимой? Летом?

3. Ясная солнечная погода при антициклоне объясняется:

а) отсутствием облачности4

б) безветрием;

в) высоким атмосферным давлением.

4. Тёплые атмосферные фронты проходят над Москвой:

а)зимой;

б) зимой и летом;

в) зимой, летом, осенью.

Ответы: 1. Над территорией нашей страны преобладает западный перенос воздушных масс.

2.Циклональная.

3 –в, 4-а.

Карточка 3

1.Заполните таблицу

п\п

Состояние погоды

Циклон

Антициклон

летом

зимой

летом

зимой

1

Давление

2

Температура

3

Сила ветра

4

Влажность

5

Облачность

6

Осадки

2.От чего зависит распределение температуры воздуха на территории нашей страны?

3. Перечислите факторы, от которых зависит приход суммарной солнечной радиации.

4. Где в нашей стране часто встречаются ураганы? Почему?

Ответы:

п\п

Циклон

Антициклон

летом

зимой

летом

зимой

1

низкое

низкое

высокое

высокое

2

понижается

повышается

понижается

понижается

3

большая

большая

маленькая

маленькая

4

повышена

повышена

понижена

понижена

5

есть

есть

нет

нет

6

дожди

снегопады

нет

нет

2.От широты местности, господствующих воздушных масс.

3. Состояние атмосферы(облачность), широта места, характер подстилающей поверхности.

4. В местах интенсивной циклональной деятельности: на Дальнем Востоке, в Калининградской области.

Карточка 4

Выберите верные ответы:

1.При взаимодействии воздушных масс вверх поднимается воздух:

а) более тёплый;

б) более холодный.

2. С холодным атмосферным фронтом связана погода:

а) тихая и солнечная;

б) облачная и безветренная;

в) облачная, ветреная, с осадками.

3. Если была ветреная погода, с дождём и снегом, после чего наступило потепление, то прошёл атмосферный фронт:

а) тёплый; б) холодный.

4. В центральной части антициклона воздух:

а) поднимается; б) опускается.

5. В циклоне воздух движется от:

а) центра к краям; б) краёв к центру.

6. Концентрация загрязняющих веществ в атмосфере оказывается выше при погоде:

а) циклональной; б) антициклональной.

Ответы: 1-а,2-а,3-а,4- б,5-б,6-б

Карточка 5

1.Как подсчитали специалисты, чтобы растопить ледовый панцирь Антарктиды толщиной 3 км, нужно среднюю температуру воздуха на Земле повысить всего на С. Изменение же температуры в многомиллионном городе на такую величину уже происходит сегодня. с чем связано повышение температуры воздуха в городах? повлияет ли это на общую циркуляцию атмосферы? Выскажите свою точку зрения.

2. При какой погоде – циклональной или антициклональной – и почему наблюдается наибольшее загрязнение воздуха?

3. Какие климатические явления неблагоприятны для жизни и деятельности человека? Какие из них наиболее часто повторяются в основной земледельческой зоне?

4. Какие климатические явления наиболее неблагоприятны для работы транспорта?

Ответы:

1.Повышение температуры воздуха в городах связано с деятельностью предприятий, при которой вырабатывается тепло, выбросами автомобилями теплового воздуха. Это не повлияет на общую циркуляцию атмосферы, так как города занимают незначительную часть территории планеты.

2. При антициклональной, т.к. нет ветра, который мог бы унести загрязнённый воздух. Кроме того токи воздуха опускаются к Земле, что способствует накоплению загрязненного воздуха в приземных слоях.

3. Заморозки, засухи, пыльные бури, градобои.

4. Туман, гололёд.

Карточка 6

1.Определите соответствие между областями России и типами климатов, которые для этих областей характерны.

Типы климатов:

1.Климат арктических пустынь

2. Резко континентальный климат с антициклональной погодой.

3. Муссонный климат умеренного пояса.

4. Субарктический климат.

5. Умеренно-континентальный климат с достаточным увлажнением на большей части территории.

6. Континентальный климат с достаточным увлажнением.

Области: Дальний Восток, Восточно-Европейская равнина, Восточная Сибирь, Западно-Сибирская равнина, п-ов Таймыр, п-ов Ямал и зона тундры, Острова Северного Ледовитого океана.

2.Определите величину суммарной солнечной радиации для городов: Владивостока, Новосибирска, Норильска, Краснодара.

3. Определите коэффициент увлажнения для городов: Мурманска, Красноярска, Якутска, Астрахани. Сделайте выводы.

Ответы:

1. Дальний Восток - 3, Восточно-Европейская равнина -5, Восточная Сибирь - 2, Западно-Сибирская равнина -6, п-ов Таймыр , п-ов Ямал и зона тундры -4, Острова Северного Ледовитого океана 1.

2.Владивосток – 115 кКал/, Новосибирск – 100, Норильск -70, Краснодар – 125.

3. К = осадки(мм)/испаряемость(мм)

Мурманск – 600(мм):250(мм) = 2,4

Красноярск – 400(мм :55(мм) = 0,8

Якутск – 300(мм):350(мм) = 1

Астрахань – 100 (мм) : 1000 (мм) = 0,1

Записывают ответы в тетради

Регулятивные УУД:

Умение организовать

выполнение заданий

учителя, делать

выводы по результатам

работы

Коммуникативные

УУД: умение воспринимать информацию, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД:

Умение структурировать

учебный материал, выделять в нем главное.

  1. Рефлексия

Цель: организовать рефлексию и самооценку своей деятельности на уроке.

Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели .

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

Умение организовать

выполнение заданий

учителя, делать выводы по результатам работы

 

  1. Домашнее задание

Поясняет содержание домашнего задания.

По желанию подготовить сообщение об одной из рек

России.

Записывают задание себе в дневник

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...

Технологическая карта урока географии на тему "География населения и хозяйства Зарубежной Европы".

Общая характеристика Зарубежной Европы. Состав, население, хозяйство, международные союзы....

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Землетрясения: причины и последствия". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

На уроке мы узнаем как связаны землетрясения и сейсмические пояса и можно ли предсказатьземлетрясения. Могут ли произойти землетрясения в Саратовской области?. С какой целью японцы держат аквари...

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Движение литосферных плит". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

Учёные считают, что Красное море и озеро Байкал — это нарождающиеся океаны. Можете ли вы привести доводы в пользу этих предположений?...

Технологическая карта урока географии в 6 классе Тема «Ветер» Учитель географии Табунова Татьяна Юрьевна

Тема «Движение воздуха»Цель: дать понятие ветер, выявить особенности образования бризов, определить основные характеристики ветра, создать мини-проект по составлению розы ветров.Задачи и п...

Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»

Разработка урока географии в 5 классе по теме "Учимся с "Полярной звездой" 2. Работаем с картой. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "План и карта"...