Рабочая программа по географии 8 класс.
рабочая программа по географии (8 класс)

Шорохова Алена Васильевна.

Рабочая программа по географии по географии для 8 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.progr_.geografiya_8_klass.doc507 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по предмету «География» для 8 класса составлена на основе образовательной программы основного общего образования  МКОУ «Ястребовская средняя школа».   Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.

     Содержание программы полностью соответствует ФГОС.

Структура документа:

Рабочая программа включает два раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в учебном плане школы, целей его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам и последовательностью изучения тематических блоков в течение года изучения.

Общая характеристика учебного предмета

Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 5-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе.

Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.

Цели и задачи изучения предмета

. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты изучения учебного предмета

Предметные результаты:

1) Формирование представлений и знаний о целостности и неоднородности территории России в пространстве и во времени, основных этапах её освоения, особенностях природы и экологических проблемах;

2) овладение основами картографии и использование географической карты;

3) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

4) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

5) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем.

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

3) формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

4) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

4) владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

5) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные, строить логическое рассуждение, умозаключение.

Поскольку в учебном плане МКОУ «Ястребовская средняя школа» ,изучение географии своего региона вынесено в отдельный курс, на рассмотрение разделов «Общая физическая география России» и «Крупные природные районы России» выделено больше часов для более детального рассмотрения материала.

Место предмета в учебном плане:

В учебном плане  МКОУ»Ястребовская средняя школа» на изучение учебного предмета «география» в 8 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю)

Учебно-тематический план

Наименование  разделов и тем

Количество часов

Раздел I. Общая физическая география России

48

Тема 1. Географическая карта и источники географической информации

6

Тема 2. Россия на карте мира

6

Тема 3. История изучения территории России.

5

Тема 4. Геологическое строение и рельеф России

5

Тема 5. Климат России

8

Тема 6. Гидрография России

8

Тема 7. Почвы

2

Тема 8. Растительный и животный мир России

2

Тема 9. Природные зоны России

6

Раздел 2. Крупные природные районы России

21

Тема 1. Островная Арктика

1

Тема 2. Восточно-Европейская равнина

3

Тема 3. Северный Кавказ

2

Тема 4.Крым

1

Тема 5. Уральские горы

2

Тема 6. Западно-Сибирская равнина

2

Тема 7. Средняя Сибирь

2

Тема 8. Северо-Восточная Сибирь

2

Тема 9. Пояс гор Южной Сибири

1

Тема 10. Дальний Восток

2

Раздел 3. Природа и человек

1

Обобщающее повторение

1

Всего

68

Содержание программы.

 

Часть I. Природа России

 

Раздел I. Общая физическая география России (48часов)

 Тема 1. Географическая карта и источники географической информации (6 часов)

Географическая карта и её математическая основа. Картографические проекции и их виды. Масштаб. Система географических координат. Топографическая карта. Особенности топографических карт. Навыки работы с топографической картой. Космические и цифровые источники информации. Компьютерная картография. Мониторинг земной поверхности.

Основные понятия: географическая карта, картографическая проекция, масштаб, топографическая карта, истинный азимут, магнитный азимут, магнитное склонение, мониторинг.

Основные образовательные идеи:

Географическая карта, ГИСы, космические и аэрофотоснимки — точные модели земной поверхности, с помощью которых можно решать множество задач:

  • компактно и ёмко представлять земную поверхность;
  • ориентироваться в пространстве;
  • открывать взаимосвязи между объектами (процессами), закономерности их развития и на этой основе делать прогнозы развития географических объектов и процессов.

Тема 2. Россия на карте мира (6 часов)

Место России на карте мира. Территория и акватория России. Соседи России. Сухопутные водные, морские и воздушные границы. Часовые зоны. Крайние точки.

Основные понятия: часовые пояса, поясное время, декретное время, летнее и зимнее время, московское время, Российский сектор Арктики, государственные границы.

 

Тема 3. История изучения территории России (5 часов) 

Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Мангазея. Остроги. Камчатские экспедиции. Исследования Северного Ледовитого океана, Северный морской путь. Исследования Русского географического общества.

Основные понятия: Мангазея, остроги, Великая Северная экспедиция, Северный морской путь.

Персоналии: И. Москвитин, С. Дежнев, Е. Хабаров, И. Камчатой, В. Атласов, В. Беринг, А. Чириков, С.Челюскин, Д. и Х. Лаптевы, В. Н. Татищев, Ф.П. Врангель, В.В. ДокучаевН.А.Э. Норденшельд, Ф. Нансен, Г.Я. Седов, Дж. Де-Лонг, В.А. Обручев, О.Ю. Шмидт, Б.А. Вилькицкий.

Тема 4. Геологическое строение и рельеф России (5 часов) 

Шкала геологического времени. Геологическое летоисчисление. Особенности геологического строения. Крупные тектонические формы. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Размещение крупных форм рельефа на территории России. Формирование рельефа под воздействием внутренних и внешних сил. Движения земной коры. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Великое оледенение. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность  человека. Опасные природные явления.

Основные понятия: абсолютный и относительный возраст горных пород, геохронологическая шкала, эра, период, платформа, щит, плита, складчатый пояс, складчатые и складчато-глыбовые горы, месторождение.

Персоналии: А.Е. Ферсман, В.А. Обручев, И.М. Губкин.

 

Тема 5. Климат России (8 часов) 

Агроклиматические ресурсы своего региона. Особенности климата России. Климатообразующие факторы, климатические пояса и типы климатов России. Солнечная радиация и радиационный баланс. Закономерности распределения тепла и влаги: средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения.

Погода. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Прогнозы погоды. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений.

Климат и погода, и их влияние на хозяйственную деятельность людей. Понятие об агроклиматических ресурсах. Опасные и неблагоприятные явления погоды. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклиматическая карта.

Основные понятия: солнечная радиация, коэффициент увлажнения, атмосферный фронт, циклон, антициклон.

Персоналии: А.И. Воейков.

 

Тема 6. Гидрография России ( 8 часов)

Моря, окружающие территорию России. Своеобразие морей России их органический мир и природно-хозяйственное значение.

Воды суши, их виды. Реки России. Главные речные системы. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории России. Важнейшие озера, их происхождение. Искусственные водоемы. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Особая роль внутренних вод в природе и хозяйстве. Водные ресурсы, неравномерность их распределения. Мелиорация. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины и др.), их предупреждение.

Основные понятия: речная система, бассейн реки, питание реки, режим реки, падение и уклон реки, верховые и низинные болота, многолетняя мерзлота, горные и покровные ледники, водные ресурсы.

Персоналии: В.Беринг, Г.И. Невельской.

 

Тема 7. Почвы (2часа) 

Почва, её состав, строение, свойства. Почвообразование. В.В.Докучаев – основоположник почвоведения. Образование почв, их основные (зональные) типы, свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы России. Чернозем. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Основные понятия: почвенные горизонты, зональные типы почв, почвенные ресурсы.

Персоналии: В.В. Докучаев.

Тема 8. Растительный и животный мир России (2 часа)

Место и роль растений и животных в природном комплексе. География растений и животных. Типы растительности. Ресурсы растительного и животного мира. Лесные ресурсы. Кормовые ресурсы. Промыслово-охотничьи ресурсы. Особо охраняемые территории.

Тема 9. Природные зоны  России (5часов) 

Природные комплексы и природно-территориальные комплексы. Взаимосвязь природных компонентов внутри комплекса. Природные компоненты и их зависимость от влияния человека. Природные комплексы разных уровней. Природная зона – как природный комплекс. Арктические пустыни. Тундры. Лесотундры. Тайга. Смешанные и широколиственные леса. Лесостепи. Степи. Полупустыни. Пустыни. Черноморское побережье Кавказа. Зональные и азональные природные комплексы. Высотная поясность. Ресурсы растительного и животного мира. Особо охраняемые территории.

Основные понятия: природно-территориальный комплекс, природная зона, высотная поясность, ландшафт, биосферный заповедник.

Персоналии: В.В. Докучаев, Л.С. Берг.

 

Раздел 2. Крупные природные районы России (21 час)

 

Тема 1. Островная Арктика (1час) 

Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.

 

Тема 2. Восточно-Европейская Русская равнина (3 часа) 

Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей – характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья и ополья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др.

Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине.  Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы – последствие интенсивной хозяйственной деятельности.

Основные понятия: увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье, ополье.

Тема 3. Северный Кавказ (2часа)

 

Кавказ – самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная, и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир.  Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа.

Основные понятия: Предкавказье, лакколит, Большой Кавказ, бора, фен.

 

Тема 4 Крым (1 час)

Крым – полуостров на юге умеренного пояса. Крымские горы – часть альпийско-гималайского пояса. Северная равнинная часть и южная горная. Разнообразие полезных ископаемых. Различия в климате равнинной и горной частей. Крым – часть Причерноморского артезианского бассейна. Степной и горный Крым. Растительность  средиземноморского типа. Южный берег Крыма – крупный курортный район.

Основные понятия: Степной Крым, горный Крым, Южный берег Крыма, яйла.

Тема 5. Уральские горы (2часа) 

Урал – каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Недостаточная геологическая изученность Урала. Особенности климата Урала. Урал – водораздел крупных рек.

Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.

Основные понятия: Предуралье, Зауралье, омоложенные горы.

Персоналии: А.Е. Ферсман.

Тема 6. Западно-Сибирская равнина (2  часа) 

Западная  Сибирь край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина – одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и её значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима. многолетняя мерзлота, болота.

Основные понятия: многолетняя мерзлота, низменные болота, березовые колки, суховеи.

 

Тема 7. Средняя Сибирь (2часа) 

Географическое положение между реками Енисей и Лена. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки – основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Основные понятия: траппы, кимберлитовая трубка, Сибирский (Азиатский) антициклон, полигоны, бугры пучения, гидролакколиты.

 

Тема 8. Северо-Восток Сибири (2часа) 

Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода  Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Основные понятия: омоложенные горы, складчато- глыбовые горы, полюс холода, ископаемый (жильный лед), наледь.

Персоналии: И.Д. Черский, В.В. Прончищев, Д.Я. Лаптев.

 

Тема 9. Пояс гор Южной Сибири (1час) 

Южная Сибирь – рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического  строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала.

Основные понятия: возрожденные горы, геологические разломы, тектонические озера.

Персоналии: П.С. Паллас, В.А. Обручев, И.Д. Черский.

 

Тема 10. Дальний Восток (2 часа) 

Дальний Восток – край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга – уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.

Основные понятия: сопка, цунами, гейзеры, муссонный климат, тайфун.

Персоналии: Ф. Попов, С. Дежнев, В. Поярков, В. Атласов, Е. Хабаров, И. Москвитин, Н. Пржевальский, Г. Невельской, А. Лаперуз.

Раздел 3. Природа и человек (1час)

Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий.

Роль географии в современном мире. Географические прогнозы. Задачи современной географии.

Основные понятия: рациональное природопользование, географический прогноз.

Обобщающее повторение 1 час

Календарно-тематический план

Тема урока

Тип урока

Элементы обязательного минимума образования

Основные виды учебной деятельности учащихся

мультимедийное сопровождение

Формы работы

Практические работы

домашнее

задание

Сроки проведения

предметно-информационая (просвещенность)

деятельностно- коммуникативная (обученность)

ценностно - ориентационная (использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни)

План

факт

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ (48 ЧАСОВ)

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА И ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ (6 ЧАСОВ)

1

Карта и её математическая основа

Урок актуализации знаний и умений

Географическая карта и её математическая основа. Картографические проекций и их виды. Масштаб. Система географических координат. Топографическая карта. Особенности топографических карт. Навыки работы с топографической картой. Космические и цифровые источники информации. Компьютерная картография. Мониторинг земной поверхности.

Знать: типы картографических проекций, виды искажений на картах;

Отличия топографической карты;

Способы определения азимута;

Методы космических исследований;

Уметь:

Определять направления, расстояния по топографической карте, читать топографическую карту;

Строить профиль по топографической карте

Ориентирование по топографической карте, определение расстояний и объектов по плану местности;

Чтение космических источников информации

Карта и её математическая основа

Учебное исследование по картам, решение географических задач

§ 1,

2

Топографическая карта

Урок актуализации знаний и умений

Учебное исследование по картам, решение географических задач

№ 1. Определение на основе иллюстраций учебника и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях

§ 2,

3

Топографическая карта. Чтение топографической карты

Урок применения метапредметных и предметных знаний

Решение географических задач

Выполнить задания

4

Построение профиля по топографической карте

Урок применения метапредметных и предметных знаний

Решение географических задач

№ 2.

Чтение топографической карты. Построение профиля местности.

Выполнить задания

5

Космические и цифровые источники информации

Урок обобщения и систематизации предметных знаний

Анализ источников географической информации

§ 3,

6

Обобщение по теме

Урок обобщения и систематизации метапредметных знаний

Повторить материал

РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (6 ЧАСОВ)

7

Россия на карте мира

Урок изучения нового материала

географическое положение. Виды и уровни географического положения. Особенности географического положения России.

Знать: факторы, определяющие географическое положение России,

Уметь: показывать на карте крайние точки страны, показывать границы России и пограничные страны,

Пограничные государства, отношения с соседями 1 и 2 порядка

Россия на карте мира

Анализ карт, составление  таблицы по результатам сравнения карт

№3 Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России с ГП других стран.

§ 4, нанести на к/карту границы страны, пограничные госдарства, крайние точки

8

Россия на карте мира

Практикум

Составление картосхемы

Выучить номенклатуру

9

Природные условия и ресурсы

Урок обобщения и систематизации метапредметных знаний

Природные условия и ресурсы. Приспособление человека к природным условиям.

Знать: классификацию природных ресурсов; особенности использования различных ресурсов в жизни и деятельности человека

Уметь : объяснять

особенности приспособления человека к природным условиям;

оценивать обеспеченность страны различными видами ресурсов

Влияние обеспеченности ресурсами на уровень жизни

Природные условия и ресурсы

Анализ карт, составление  таблицы по результатам сравнения карт

§ 5,

10

Часовые зоны страны

Урок изучения нового материала

Часовые пояса, часовые зоны

Местное, поясное, декретное, летнее время

Знать: Различные виды времени на территории страны

Уметь определять разницу во в  времени по карте часовых поясов,

воздействие разницы во времени на жизнь населения

Время на территории России

Учебное исследование по картам, решение географических задач

§ 6

11

Часовые пояса страны

Практикум

Решение географических задач

№ 4. Определение поясного времени для разных пунктов России

Решать задачи

12

Обобщение

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ. (5 ЧАСОВ)

13

Русские землепроходцы XI- XVII вв.

Урок изучения нового материала

Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.

Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Мангазея. Остроги. Камчатские экспедиции. Исследования Северного Ледовитого океана, Северный морской путь. Исследования Русского географического общества

Знать: результаты географических открытий

Имена исследователей, маршруты прохождения территории

Уметь: находить в разных источниках и анализировать информацию

ставить учебную задачу под руководством учителя,

планировать свою деятельность под руководством учителя,

оценивать работу одноклассников,

выявлять причинно-следственные связи,

определять критерии для сравнения фактов, явлений,

анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

создавать объяснительные тексты

выслушивать и объективно оценивать другого,

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

Значение открытий и исследований России в мире

История исследований России

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

№ 5

Анализ источников информации об истории освоения территории России.

§7

14

Географические открытия в России  XVIII - XIX вв.

Путешествие

Анализ карт

§ 8

15

Географические исследования XX в.

Путешествие

Анализ карт

№6 .Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых русскими путешественниками. Выделение тех из них, которые названы в честь русских первопроходцев.

§ 9

16

Роль географии в современном мире

Урок актуализации знаний и умений

Обсуждение

§ 10

17

Обобщение

Урок обобщения и систематизации предметных знаний

повторить

ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ, РЕЛЬЕФ РОССИИ ( 5 ЧАСОВ)

18

Геологическое летоисчисление и геологическая карта

Урок изучения нового материала

Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования

Знать: основные этапы геологического летоисчисления, основные формы тектонического строения, крупные формы рельефа, основные закономерности размещения полезных ископаемых, основные месторождения полезных ископаемых.

Уметь: читать тектоническую, геологическую карты, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт, показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны, определять, как показывать месторождения полезных ископаемых, оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства

Влияние рельефа на жизнь людей, примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов, меры безопасности при стихийных явлениях

Геологическое летоисчисление

Анализ карт,  составление таблицы по результатам сравнения карт

§ 11

19

Тектоническое строение

Практикум

Тектоническое строение

Анализ карт,  составление таблицы по результатам сравнения карт

№ 7 

Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий

§ 12

20

Общие черты рельефа

Исследование

Рельеф России

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

§ 13, нанести на к/карту формы рельефа

21

Основные формы рельефа

Практикум

Рельеф России

Составление картосхемы

№8 Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны

Выучить номенклатуру

22

Человек и литосфера

Практикум

Человек и литосфера

Индивидуальный устный опрос. Фронтальная письменная работа

тестирование

§ 14, нанести на к/карту полезные ископаемые

КЛИМАТ РОССИИ (8 часов)

23

Факторы, определяющие климат России.

Урок изучения нового материала

Факторы формирования климата. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Сезонность климата. Типы климатов России. Степень благоприятности природных условий. Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

Знать : особенности климата России;

закономерности распределения суммарной солнечной радиации, осадков, основные атмосферные процессы, типы климата на территории страны

особенности климата отдельных территорий страны,;

характер влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека;

сущность экологических проблем в атмосфере на примере России. 

районы возможных катастрофических природных явлений в атмосфере на территории России;

 

Уметь: давать оценку климатических особенностей России, объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории. называть и показывать климатические пояса, давать краткое описание типов погоды

Влияние климата на быт, жилище, одежду, здоровье человека. Неблагоприятные климатические условия.

Стихийные климатические явления

Климат России

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

§ 15

24

Распределения тепла и влаги на территории России

Исследование

Анализ карт,  составление таблицы по результатам сравнения карт

№9.

Выявление закономерностей территориального распределения климатических показателей по климатической карте.

§ 16

25

Климаты России

Урок актуализации знаний и умений

Учебное исследование по картам, решение географических задач

§ 17

26

Климаты России

Урок актуализации знаний и умений

Учебное исследование по картам, решение географических задач

Анализ климатограмм

27

Воздушные массы и атмосферные фронты

Урок актуализации знаний и умений

Воздушные массы и атмосферные фронты

Групповая работа. Беседа по результатам

§ 18

28

Атмосферные вихри

Исследование

Атмосферные процессы

Фронтальная письменная работа

§ 19

29

Атмосфера и человек

Практикум

Климат и человек

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

№10..  Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте.

Прогнозирование тенденций изменения климата.

§ 20

30

Климат и климатические ресурсы

Урок повторения и обобщения

тестирование

§ 15-20

ГИДРОГРАФИЯ РОССИИ (8 ЧАСОВ)

31

Моря, омывающие территорию России

Урок изучения нового материала

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Моря, омывающие территорию России. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные льды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны. внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны.

Знать: моря ,омывающие территорию России, основные характеристики реки, особенности питания, режима, расхода, годового стока рек, ледового  режима.

Основные типы озёрных котловин и озёра России. особенности размещения вод на территории страны.

Уметь: показывать моря , реки России на карте, приводить примеры использования морей  рек в хозяйственных целях, показывать на карте озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты, приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод, давать характеристику крупных озер страны и области, показывать на карте и объяснять значение каналов и водохранилищ

Роль воды для жителей своего региона, использование местных вод для жизни и хозяйственной деятельности пензенцев, охрана вод области

Моря России

Анализ карт,  составление таблицы по результатам сравнения карт

№ 11. Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России.

§ 21 Подготовить сообщения

32

Характеристики реки

Урок актуализации знаний и умений

Реки России

Анализ карт

§ 22

33

Реки России

Практикум

Реки России

Анализ карт,  составление таблицы по результатам сравнения карт

№12. Составление характеристики реки с использованием тематических карт, определение возможностей ее хоз. использования

§ 23

34

Озёра и болота

Практикум

Озёра и болота

Анализ карт

§ 24

35

Природные льды

Урок актуализации знаний и умений

Природные льды

Анализ карт

§ 25

36

Великое оледенение

Урок актуализации знаний и умений

Анализ карт

§ 26

37

Гидросфера и человек

Урок актуализации знаний и умений

Гидросфера и человек

Обсуждение

№13.

Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними стихийных природных явлений на территории страны

§ 27

38

Гидросфера

Урок повторения и обобщения

тестирование

§ 21-27

ПОЧВЫ РОССИИ (2 ЧАСА)

39

Формирование и свойства почвы

Урок изучения нового материала

Почвы и почвенные ресурсы. Почвы - основной компонент природы.

В.В. Докучаев - основоположник почвоведения

Знать: понятия «почва», факторы почвообразования, основные свойства почв

Уметь: Объяснять понятия: земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья, называть факторы почвообразования, называть свойства основных типов почв, давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оценивания, объяснять необходимость охраны почв, анализировать почвенную карту

Плодородие почв своей местности как условие для занятия земледелием. Меры по сохранению свойств почвы

Почва.

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

§ 28

40

Зональные типы почв

Практикум

Основные типы почв Изготовление почвенного монолита

Индивидуальный устный опрос

№ 14 Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их почвообразования.

§ 29

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР РОССИИ (2 ЧАСА)

41

Растительный и животный мир России

Урок актуализации знаний и умений

Место и роль растений и животных в природном комплексе. География растений и животных. Типы растительности. Ресурсы растительного и животного мира. Лесные ресурсы. Кормовые ресурсы. Промыслово-охотничьи ресурсы. Особо охраняемые территории

Знать:

место и роль растений и животных в природном комплексе;

специфику типов растительности;

необходимость создания и географию особо охраняемых территорий;

отличия видов природопользования.

особенности размещения растительного и животного мира по территории России;

размещение ресурсов растительного и животного мира

географию особо охраняемых территорий.

  • Уметь: планировать свою деятельность под руководством учителя,

оценивать работу одноклассников, выявлять причинно-следственные связи,

определять критерии для сравнения фактов, явлений,

анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,

работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,

создавать объяснительные тексты

выслушивать и объективно оценивать другого,

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Разнообразие органического мира, богатство биологических ресурсов

Растительный и животный мир России

Фронтальный и индивидуальный  опрос

№ 15. Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы.

§ 30

42

Ресурсы растительного и животного мира

Урок актуализации знаний и умений

Ресурсы растительного и животного мира

Фронтальный и индивидуальный  опрос

§ 31

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ ( 6 часов)

43

Природные комплексы России

Урок изучения нового материала

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. Природные территориальные комплексы.

природные и антропогенные ПТК.

Физико-географическое районирование России. Природные и антропогенные ПТК.

Природная зона как природный комплекс. Роль В.В. Докучаева и ЛС Берга в создании учения о природных зонах.

Высотная поясность

Изменение природы под влиянием человека

Знать: особенности растительного и животного мира страны, зависимость облика ПТК  от взаимодействия компонентов природы.

Что такое природно-хозяйственные зоны? Характеристика природных зон. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов.

Уметь: описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт, объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования, описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах

Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.

Особенности природы своей местности, охраняемые территории Пензенской области

Природа России

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

§ 32

44

Природные зоны Арктики и Субарктики

Урок актуализации знаний и умений

Природные зоны России

Учебное исследование по картам, решение географических задач

§ 33

45

Леса умеренного пояса

Урок актуализации знаний и умений

Природные зоны России

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

№16.  Составление описания одной из природных зон России по плану.

§ 34

46

Лесостепь, степь и полупустыни.  Высотная поясность

Урок актуализации знаний и умений

Природные зоны России

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

§ 35

47

Природно -хозяйственные зоны

Урок актуализации знаний и умений

Природные зоны России

Анализ карт,  составление таблицы по результатам сравнения карт

№17. 

Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны. Составление прогноза её изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне.

§ 36

48

Обобщение

Урок повторения и обобщения

Природные зоны России

тестирование

повторить

КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ РОССИИ ( 21 ЧАС)

ОСТРОВНАЯ АРКТИКА (1 ЧАС)

49

Природа арктических островов

Урок изучения нового материала

Состав Арктики. Особенности природы

Знать: особенности природы и причины, обусловившие суровость региона

Уметь: давать оценку ГП, природных условий и ресурсов, уметь составлять прогноз использования территории в хозяйстве

Значение Арктики для перспектив развития страны

Арктика

Анализ карт

§ 37

ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ РАВНИНА (3 часа)

50

Рельеф и геологическое строение,  климат, гидрография

Урок изучения нового материала

Европейская Россия – основа формирования территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

Знать: состав территории, особенности природы, Природный и экологический потенциал территории. Географический фактор в развитии общества. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование.

Уметь: давать оценку ГП, природных условий и ресурсов для жизни и деятельности населения, уметь составлять прогноз использования территории в хозяйстве анализировать карты России

правила природоохранного поведения, участие в мероприятиях по охране природы

Восточно-европейская равнина

Учебное исследование по картам

§ 38

51

ПТК Восточно-Европейской равнины

Урок актуализации знаний и умений

Восточно-европейская равнина

Учебное исследование по картам

§ 39

52

Обобщение

Урок обобщения и закрепления знаний и умений

Восточно-европейская равнина

тестирование

Повторить , оформить к/карту

СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ ( 2 часа)

53

Геологическая история и рельеф

Практикум

Состав района. Особенности ГП и его влияние на природу, хозяйственное развитие района и геополитические интересы России. Историко-географические этапы развития района

Знать: природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Географический фактор в развитии общества. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование.

Памятники Всемирного природного и культурного наследия

Достопримечательности региона

Уметь: объяснять уникальность района, достоинства и сложности ГП, роль Европейского Юга в геополитических интересах России

Правила природоохранного поведения, правила толерантности по отношению к представителям различных народностей.

Кавказ

Сопоставление карт атласа

§ 40

54

Климат, внутренние воды и высотная поясность

практикум

Специфика природы района(природный амфитеатр), природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения

Кавказ

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей природы, природных богатств и населения Европейского Юга

§ 40, подготовить творческую работу, оформить к/карту

КРЫМ (1 ЧАС)

55

Крым

Практикум

Состав района. Основные историко-географические этапы формирования района.

Специфика природы

Знать: природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Географический фактор в развитии общества. Антропогенное воздействие на природу.

Уметь: объяснять уникальность района, достоинства и сложности ГП, роль Крыма в  геополитических интересах России

Значение Крыма  для перспектив развития страны

Крым

Учебное исследование по картам, решение географических задач

Конспект в тетради

§ 41, оформить к/карту

УРАЛЬСКИЕ ГОРЫ  (2 ЧАСА)

56

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Климат и гидрография

Урок изучения нового материала

Урала: рельеф, климат, природные зоны и природные ресурсы

Знать: состав района, особенности ГП, этапы формирования, специфику природы Урала

Уметь: по карте определять ГП района,

Называть и показывать формы  рельефа, объяснять различия в природе Урала

Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Особо охраняемые территории.

Урал

Учебное исследование по картам

Эвристическая беседа по результатам групповой работы:

§ 42

57

Природно-территориальные комплексы

Практикум

Урал

Учебное исследование по картам

§ 42, подготовить творческую работу, оформить к/карту

ЗАПАДНО- СИБИРСКАЯ РАВНИНА (2 ЧАСА)

58

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Климат и гидрография

Урок актуализации знаний и умений

Состав района. Особенности ГП, этапы формирования района, Специфика природы района: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, ресурсы

Знать: состав района, факторы формирования района, своеобразие природы Западной Сибири

Уметь: по карте определять ГП района,

Называть и показывать природные ресурсы, объяснять особенности природы Западной Сибири

Значение нефти и газа как важнейшего ресурса Западной Сибири для страны и мира

Западная Сибирь

Учебное исследование по картам, решение географических задач

§ 43

59

Природно-территориальные комплексы

Урок актуализации знаний и умений

Западная Сибирь

Учебное исследование по картам, решение географических задач

§ 43, подготовить творческую работу, оформить к/карту

СРЕДНЯЯ СИБИРЬ (2 ЧАСА)

60

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые, климат, гидрография

путешествие

Состав района. Особенности ГП, факторы формирования района, Специфика природы района: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, ресурсы

Знать: состав района, факторы формирования района, своеобразие природы Средней Сибири

Уметь: по карте оценивать  ГП района,

Называть и показывать природные ресурсы, объяснять особенности природы Средней Сибири, прогнозировать развитие района

Средняя Сибирь

Учебное исследование по картам,

§ 44

61

Природно-территориальные комплексы

Урок актуализации знаний и умений

Средняя Сибирь

Групповая работа. Составление маршрута путешествия. Беседа по результатам сравнения карт

§ 44, оформить к/карту

СЕВЕРО – ВОСТОЧНАЯ  СИБИРЬ (2 ЧАСА)

62

Геологическое строение, рельеф,  климат

путешествие

Состав района. Особенности ГП, факторы формирования района, Специфика природы района: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, ресурсы

Знать: состав района, особенности ГП и природы района,

Уметь: по карте оценивать  ГП района,

Называть и показывать природные ресурсы, объяснять особенности природы Северо- Востока Сибири, прогнозировать развитие района

Особенности условий жизни людей в районах крайне неблагоприятных природных условий, сложности освоения территории

Северо -Восток

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

§ 45

63

Внутренние воды и ПТК

Урок актуализации знаний и умений

Северо -Восток

Составление маршрута путешествия. Беседа по результатам сравнения карт

§ 45, оформить к/карту

ПОЯС ГОР ЮЖНОЙ СИБИРИ  (1 ЧАС)

64

Геологическое строение, рельеф

путешествие

Состав района. Особенности ГП, факторы формирования района, Специфика природы района: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, ресурсы, особенности природы в горах

Знать: состав района, особенности ГП и природы района

Уметь: по карте оценивать  ГП района,

Называть, показывать и оценивать природные ресурсы, объяснять особенности природы Северо- Востока Сибири, прогнозировать развитие района

Горы Юга Сибири

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

§ 46, оформить к/карту

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК (2 ЧАСА)

65

Геологическое строение, рельеф, климат, гидрография

Путешествие

Состав района. Особенности ГП, факторы формирования района, Специфика природы района: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, ресурсы,

Знать: состав района, особенности ГП и природы района,

Уметь: по карте оценивать  ГП района,

Называть, показывать и оценивать природные ресурсы, прогнозировать развитие района

Особенности жизни населения в самом отдалённом регионе, проблемы природопользования

Дальний Восток

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

§ 47

66

ПТК

путешествие

Дальний Восток

Групповая работа Беседа по результатам сравнения карт

№18 Составление описания природного района по плану.

, оформить к/карту

ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (1 ЧАС)

67

68

Природа и человек

Урок актуализации знаний и умений

Природные условия и природные ресурсы. Природный и экологический потенциал России

Знать: законы об охране природы,

Уметь: объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, составлять географические прогнозы, анализировать экологические карты России,

Соблюдение природоохранногоповедения в природе, участие в природоохранных мероприятиях

Учебное исследование по картам

№19.  Составление прогноза развития экологической ситуации отдельных регионов на основе сведений о хозяйственной и повседневной деятельности человека

§ 48

Обобщение

Перечень обязательных практических работ:

Раздел, тема

Практическая работа, форма ее выполнения

Географическая карта

№ 1. Определение на основе иллюстраций учебника и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях

№ 2.Чтение топографической карты. Построение профиля местности.

Географическое

 положение

№3 Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России с ГП других стран.

№ 4. Определение поясного времени для разных пунктов России

История изучения территории России

№ 5 Анализ источников информации об истории освоения территории России.

№6 .Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых русскими путешественниками. Выделение тех из них, которые названы в честь русских первопроходцев.

Геологическое

строение

 и рельеф

№ 7 Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий

№8 Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны

Климат

и погода

№10..  Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте.

Прогнозирование тенденций изменения климата

Моря

и внутренние

воды

№ 11. Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России

№12. Составление характеристики реки с использованием тематических карт, определение возможностей ее хоз. использования

№13.Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними стихийных природных явлений на территории страны

Почвы России

№ 14 Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их почвообразования

Природные зоны

№ 15. Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы.

№16.  Составление описания одной из природных зон России по плану.

№17. Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны. Составление прогноза её изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне.

Крупные природные районы

№18 Составление описания природного района по плану.

Природа и человек

№19.  Составление прогноза развития экологической ситуации отдельных регионов на основе сведений о хозяйственной и повседневной деятельности человека

Требования к уровню подготовки учащихся:

1. Знать (понимать):

 - географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;

 - причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;

 - связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;

 - факторы размещения основных отраслей хозяйства России;

 - основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;

 - крупнейшие городские агломерации нашей страны;

 - причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;

 - географию народов населяющих нашу страну;

2. Уметь:

 - давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;

 - приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;

 - объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...