Рабочая программа по географии Тувы
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс)
К.О. Шактаржик, А.Ч. Кылгыдай, О.С. Дамдын. География республики Тыва: Учебное пособие для 9 класса. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2006г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа с КТП | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
- Примерная программа основного общего образования по географии (базовый уровень) «География Земли» (VI-VII классы), рекомендованная письмом МОиНРФ от 07.07.2005г. приказ №03-1263.
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
География Республики Тыва продолжает географическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 8 классе, и продолжает рассматривать особенности природы своей республики и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне.
Подготовленная программа «География Республики Тыва» в своем содержании отражает основной минимум географических знаний, являющихся обязательным для изучения во всех типах общеобразовательных школ.
Основные требования к содержанию программы: необходимость, достаточность и обязательность для всех учащихся, имеются предпосылки, ориентирующие на сознательный выбор ими жизненного пути. Такое содержание программы готовит учащихся к самообразованию, саморазвитию и самовыражению, обеспечивает единство обучения и воспитания.
Цели и задачи курса:
Главная цель курса – создание целостных научных представлений о пространственном разнообразии природы Тувы во взаимосвязи с компонентами.
Принципы определяющие отбор содержания и определения структуры курса:
- принцип гуманизации – значительное увеличение знаний из ряда наук, имеющих географическую значимость;
- принцип проблемности – связь содержания географии с животрепещущими проблемами человечества;
- принцип краеведения – расширение и углубление знаний о своей республике, населенном пункте, совей местности и опора на них в дальнейшем изучении географии.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
- расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации ( от планетарного до локального);
- создать образные представления о разных частях республики, а также в использовании природных богатств в хозяйственной деятельности;
- усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик региона, в центре которых – человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность;
- на основе историко-географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах республики; формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде;
- продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба; изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
- учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные описания и характеристики территории.
Используемый УМК:
- К.О. Шактаржик, А.Ч. Кылгыдай, О.С. Дамдын. География республики Тыва: Учебное пособие для 9 класса. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2006г.
- А.Д. Самбуу, Н.Г. Дубровский. Экономическая география Республики Тыва. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2007г.
- С.Ш. Толунчап. География Республики Тыва. Рабочая программа. – Кызыл: Центр развития национальной школы МОиН РТ, 2005г.
- Н.В. Монгуш. Учебное пособие к курсу: география Республики Тыва. Рабочая тетрадь. – Кызыл: ГОУ ДПО «ТГИПиПКК МОиН РТ», 2009г.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 34.
Всего 34 часа; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков __4_;
Административных контрольных уроков _2__ч.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения географии Тувы ученик должен
Знать/понимать
- Понятие об экономико-географическом положении и дать его оценку; знать особенности географического положения в РФ и Центральной Азии и уметь их характеризовать.
- Основные этапы исследования истории и природы; этапы развития экономики до революции; ориентация и специализация хозяйства в период ТНР; основные направления географических исследований и их результативность
- Особенности рельефа республики
- Связь минеральных ресурсов с геологической историей, глубинным строением и рельефом.
- Важнейшие природные объекты республики;
- Основные тектонические структуры, главные центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории;
- Основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
- О климате, о типах климата Тувы, о климатообразующих факторах.
- Актуальность проблемы взаимодействия человека с климатом.
- Климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
- Особенности внутренних вод и водных ресурсов;
- Неравномерности распределения водных ресурсов по территории страны, о их разнообразии.
- Распределение рек страны по бассейнам, распространение озер, болот, многолетней мерзлоты, основные области современного оледенения и крупные ледники
- Особенности почвообразовательных процессов,
- Закономерности распространения почв,
- Основные проблемы, связанные с использованием почв человеком.
- Общие особенности растительного и животного мира, его распространение на территории республики.
- Показатели естественного прироста населения. Сравнивать показатели воспроизводства населения
- Факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин. Определять половой и возрастной состав населения Тувы по статистическим данным. Сравнивать продолжительность жизни мужского и женского населения.
Уметь
- Сопоставлять различные тематические карты
- Устанавливать причинно-следственные связи между рельефом и тектоническим строением.
- Объяснять образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
- Анализировать климатические карты России;
- Сопоставлять климатические карты с картой плотности населения, выявлять территории с наиболее благоприятным климатом
- Работать с комплексными картами
- Оценивать водные ресурсы России
- Работать с почвенными картами
- Анализировать полученную информацию
- Анализировать карту растительного и животного мира.
- Анализировать природно-ресурсный потенциал Тувы
- Показывать возможные пути выхода из экологического кризиса
- Строить элементарный географический прогноз.
- Использовать полученные знания о роли природы в жизни человека.
- Определять виды и причины миграций.
- Определять основные направления современных миграционных потоков на территории России.
- Определять по статистическим данным районы с высокими показателями миграционного прироста и убыли населения.
- Понятие об экономике, отраслях хозяйства производственной и непроизводственной сферы; виды собственности хозяйства и формы их организации; основные виды транспорта; административные центры и районы республики.
Называть (показывать):
- основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
- основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
- географические районы, их территориальный состав;
- отрасли местной промышленности.
Описывать:
- природные ресурсы;
- периоды формирования хозяйства Тувы;
- особенности отраслей;
- традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
- экономические связи районов;
- состав и структуру отраслевых комплексов;
- основные грузо - и пассажиропотоки.
№ урока | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Эксперимент (практические работы) | Домашнее задание | Дата проведения |
1 | Введение. Географическое положение и природные условия Республики Тыва | Современное географическое положение Тувы и его влияние на развитие республики. Особенности географического положения на карте России и мира. Определение границ Тувы с регионами России и Монголией. Площадь территории, протяженность. Столица РТ –Кызыл. | Учащиеся должны иметь понятие об экономико-географическом положении и дать его оценку; знать особенности географического положения в РФ и Центральной Азии и уметь их характеризовать. | Пр. р. 1) Знакомство с источниками информации по географии Тувы; 2) Определение по картам географического положения РТ, протяженности границ с регионами России и пограничным государством. | С. 21, работа по изучению своего кожууна | |
2-3 | История освоения территории РТ | Тувинцы – один из древнейших народов Центральной Азии. Сохранившиеся памятники истории и археологии – свидетельства высокого уровня экономики и культуры предков современных тувинцев. Этапы исследования истории и природы: дореволюционный период Тувинской Народной Республики, годы Советской власти. История формирования народов, населяющих территорию республики. | Знать основные этапы исследования истории и природы; этапы развития экономики до революции; ориентация и специализация хозяйства в период ТНР; основные направления географических исследований и их результативность. | Пр.р. 1) показ на карте пути освоения территории Тувы и географических открытий;2) О чем говорят некоторые названия географических объектов на картие;3) методы географических исследований. | Выписать заслуги исследователей и археологов, изучавших Туву. | |
4 | Геологическое строение | Сформировать знания об особенностях рельефа нашей республики, раскрыть причины этих особенностей; Развивать умения сопоставлять различные тематические карты, устанавливать причинно-следственные связи между рельефом и тектоническим строением. Сформировать у учащихся представления о связи минеральных ресурсов с геологической историей, глубинным строением и рельефом. | Знать Особенности рельефа республики О связи минеральных ресурсов с геологической историей, глубинным строением и рельефом. Основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории; Уметь Сопоставлять различные тематические карты Устанавливать причинно-следственные связи между рельефом и тектоническим строением. Объяснять образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых; | Анализ геохронологической таблицы. Таблица 6. Стр 138. | Стр 26 вопросы 1,2. | |
Пр.р. 1. Анализ физической карты Тувы. Стр.150; 2. На к/к подписать рельеф Тувы, рис 6, стр 150 3. Построить столбчатую диаграмму используя данные табл 4, стр 137. | Работа по изучению своего кожууна, стр 32. | |||||
5 | Рельеф | |||||
Пр.р. 1) На к/к отметить полезные ископаемые, рис 2, стр 146; 2) анализ табл 5, стр 137. | Вопросы 1,2,3, стр 35 | |||||
6-7 | Полезные ископаемые | |||||
8 | Контрольная работа по теме « ГП, рельеф и полезные ископаемые Тувы» | Обобщение, коррекция и контроль знаний. | ||||
9 | Климат и агроклиматические ресурсы | Особенности климата Тувы и обусловливающие их факторы; влияние климата на формирование природного комплекса; влияние климата на образ жизни, здоровье и хозяйственную деятельность людей. | Знать О климате, о типах климата Тувы, о климатообразующих факторах. Актуальность проблемы взаимодействия человека с климатом. Климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах; Уметь Анализировать климатические карты России; сопоставлять климатические карты с картой плотности населения, выявлять территории с наиболее благоприятным климатом | Анализ табл 7,8 стр139; | Вопросы 1-3, стр 38 | |
10 | Климат Тувы | Анализ карт 3-5, стр 147-149 | Работа по изучению своего кожууна, стр 39. | |||
11 | Поверхностные и подземные воды | Расширить и углубить знания учащихся о внутренних водах и водных ресурсах; дать представление о неравномерности распределения водных ресурсов по территории страны, о их разнообразии. Влияние Саяно-Шушенской ГЭС на водный баланс. 1)Озера: значение озер, происхождение озерных котловин, размещение и использование, проблемы их охраны. 2)Подземные, минеральные, термальные воды, их значение, использование, перспективы освоения. 3)Аржааны: необходимость охраны от загрязнения и истощения. Ритуалы приема аржаана. Опасные явления, связанные с водой (наводнения, паводки, ливни, гололед). Водные ресурсы: орошение, проблемы мелиорации. Чистая питьевая вода, охрана водных ресурсов. | Знать Особенности внутренних вод и водных ресурсов; о неравномерности распределения водных ресурсов по территории страны, о их разнообразии. Распределение рек страны по бассейнам, распространение озер, болот, многолетней мерзлоты, основные области современного оледенения и крупные ледники Уметь Работать с комплексными картами Оценивать водные ресурсы России | Пр. р. 1) На к/к отметить крупные реки, озера, водохранилища, аржааны. | Работа по изучению своего кожууна, стр 48 | |
12 | Реки Тувы | Пр.р. Изучить состояние близлежащего водоема (реки или озера): формы его берегов, типы грунта дна, питание; свойства воды: цвет, прозрачность, соленость, замерзаемость, таяние льда, мощность ледяного покрова, загрязненность и источник загрязнения, меры борьбы с ними. Прибрежные растения, животные и их охрана. | Стр 40-45, справочный материал на стр 140 | |||
13 | Озера Тувы | Стр 45-48. Сообщения об аржаанах | ||||
14 | Аржааны. Охрана водных ресурсов. | Пр. р. Работа по изучению своего кожууна, стр 48 | ||||
15 | Контрольная работа по теме «Климат, поверхностные и подземные воды» | |||||
16 | Почвы и почвенные ресурсы | Почва, ее состав, отличие от горной породы, плодородие. Свойства почвы: воздухопроницаемость , влагопроницаемость, капиллярность. Почва – особый компонент природы. Факторы почвообразования. Основные типы почв в процессе их хозяйственного использования, снижение плодородия, развитие эрозии, уплотнение и распыление, загрязнение почвы. Пыльные бури. Охрана почв: способы сохранения, улучшения структуры почв и повышение их плодородия. Почвенно-земельные ресурсы Тувы. Мелиорация земель и ее проблемы. | Знать Особенности почвообразовательных процессов, Закономерности распространения почв, Об основных проблемах, связанных с использованием почв человеком. Уметь Работать с почвенными картами Анализировать полученную информацию | Пр.р. Анализ карты на стр 152. Выявить наиболее распространенные типы почв. | Стр 49-51 | |
17 | Растительность и природные зоны | Расширить и углубить представление учащихся об общих особенностях растительного и животного мира, его распространении на территории республики. Формировать приемы чтения карты растительного и животного мира. Изучить природно-ресурсный потенциал Тувы. Способствовать экологическому воспитанию учащихся при изучении биологических ресурсов, необходимости их рационального использования. «Красная книга Республики Тувы «Растения и животные» | Знать общие особенности растительного и животного мира, его распространение на территории России. Уметь Анализировать карту растительного и животного мира. Анализировать природно-ресурсный потенциал Тувы | Вопросы 1-5, стр 51, приложение на стр 142 | ||
18 | Животный мир | Вопросы 1-3, стр 56 | ||||
19 | Охрана и рациональное использование природных ресурсов. ООПТ | Сформировать понятия природные ресурсы, антропогенный ландшафт, рациональное природопользование, географический прогноз. Закрепить знания о сложных взаимоотношениях «человек-природа». Показать возможные пути выхода из экологического кризиса. Познакомить с концепцией устойчивого развития территории, разрабатываемой российскими учеными-географами. Познакомить с заповедниками и охраняемыми территориями | Уметь Показывать возможные пути выхода из экологического кризиса Строить элементарный географический прогноз. использовать полученные знания о роли природы в жизни человека. | Пр.р. Работа по изучению своего кожууна, стр 64 | Вопросы 1-4 стр 63-64 | |
20 | Население и трудовые ресурсы Численность и естественное движение населения. | Численность населения Республики Тува. Особенности воспроизводства. Основные показатели, характеризующие население республики и ее отдельных территорий Этнический состав населения России. Языковый состав населения. География религий. Направления и типы миграции. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития. Географические особенности размещения населения. Основная полоса Расселения. Городское и сельское население. Крупные населенные пункты и города, их роль в жизни региона. | Знать Показатели естественного прироста населения. Сравнивать показатели воспроизводства населения Выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин. Определять половой и возрастной состав населения Тувы по статистическим данным. Сравнивать продолжительность жизни мужского и женского населения. Уметь Определять виды и причины миграций. Определять основные направления современных миграционных потоков на территории России. Определять по статистическим данным районы с высокими показателями миграционного прироста и убыли населения. | Пр.р. Анализ рис. 3,4 стр 19, 21 (уч. Самбуу А.Д) | Стр. 65-66 (Шактаржик К.О.); Стр 19-22 (Самбуу) | |
21 | Миграции населения Продолжительность жизни. Расселение. Плотность населения | Пр. р. На контурной карте выделить кожууны с высокой, средней и низкой плотностью населения (рис 10-11 стр 154-155). | Стр 25-27 (Самбуу) | |||
22 | Городское и сельское население Трудовые ресурсы. Образование | Пр. р. Нанести на к/к кожунные центры | Стр 67 (Шактаржик); Стр 32-33 (Самбуу) | |||
23 | Контрольная работа по теме «Население и трудовые ресурсы» | Пр. р. На стр 43-45 (Самбуу) | ||||
24 | Общая характеристика экономики и ее структуры | Особенности современного хозяйства Республики Тува. Основные факторы его формирования. Отраслевая структура хозяйства. Отрасли производственной и непроизводственной сферы. Отрасли промышленности: добывающие, обрабатывающие, обслуживающие и их связи по сырью и готовой продукции. Природно-ресурсный потенциал. Развитие наукоемких отраслей и современных технологий. Сельское хозяйство, взаимосвязь его отраслей, виды собственности. Животноводство и растениеводство. Животноводство: отрасли, их размещение по территории республики. Проблемы интенсивного и продуктивного животноводства, кормовая база. Отрасли растениеводства. Зерновое хозяйство: полив, урожайность зерна. Необходимость внедрения интенсивных технологий возделывания зерновых культур. Картофель: проблемы выращивания в условиях сухого континентального климата. Овощеводство и садоводство. Рыболовство. Транспорт – третья отрасль материального производства. Автомобильный, речной и воздушный транспорт. Енисей – главная водная артерия | Знать Понятие об экономике, отраслях хозяйства производственной и непроизводственной сферы; виды собственности хозяйства и формы их организации; основные виды транспорта; административные центры и районы республики. | Стр 70-73 (Ш) | ||
25 | Аграрный комплекс | Вопросы 1-5 стр 82 | ||||
26 | Сельское хозяйство и охраны природы | Пр.р. Работа по изучению своего кожууна | Стр 74-82 | |||
27 | Промышленность Тувы | Пр. р. Дать характеристику одного угольного месторождения | Стр 86-91 | |||
28 | Промышленность | Вопросы 1-5 стр 91 | ||||
29 | Транспорт | Пр. р. На к/карту нанести автодороги внутри республики | Стр 93-97 | |||
30 | Воздушный транспорт | Вопросы 1,2,4 стр 97 | ||||
31 | Экономические районы и населенные пункты | Пр.р. работа по изучению своего кожууна, стр 108. | Вопросы 1-3 стр 108 | |||
32 | Контрольная работа по теме «Промышленность Тувы» | |||||
33 | Внешние экономические связи | Пр.р. Составить ЭГП своего кожууна | ||||
34 | Обобщающее повторение по курсу «География республики Тува» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Истории Тувы 9 класс.
Изучение истории Тувы является основной составной частью регионального компонента обществознания. Для этой цели учителям истории рекомендуются программы М.Х. Манай-оола, И.А. Достая и М.С. Байыр-оола....
рабочая программа по истории Тувы
Календарно-тематический план для 9 классов по истории Тувы ориентирован на ис¬пользование учебника:М. Х. Маннай-оол, И. А. Достай История Тувы 9 класс / М. Х. Маннай-оол, И. А. Достай. -Кызыл: Тувинск...
Методическая разработка рабочей программы по "История Тувы" для 9-х классов.
Предлагаемый план по истории Тувы для 9 класса составлен на основе программы основного общего образования по истории. Изучение истории Тувы в основной школе направлено на достижение следующих целей: ...
Рабочая программа по географии Тувы 8 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ГЕОГРАФИИ ТУВЫ» 8 КЛАССПояснительная запискаПодготовленная программа «География Республики Тыва» в своем содержании отражает основной минимум географических знаний, являющихся об...
Рабочая программа по истории Тувы.
Рабочая программа по истории Тувы для 9 классов....
Рабочая программа по Истории Тувы
Рабочая программа по Истории Тувы...
Рабочая программа по географии Тувы 8 класс, 2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа курса географии Республики Тыва в 8 классе составлена в соответствии с: 1. Федеральным законом №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации...