Рабочая программа по географии 5 класс"Начальный курс", автор учебника А.И. Алексеевский
рабочая программа по географии (5 класс)
Рабочая программа по географии 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_klass.doc | 163.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
«География» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.
При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
«География» рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 34 (1 час в неделю).
Информационно-методическая функция рабочей программы позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
При составлении данной рабочей программы
были учтены требования официальных нормативных документов:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Конвенции о правах ребенка,
- приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015.№1576 и от 31.12.2015 №1577
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ в рамках ФГОС МОУ СОШ №43 г.Борзи
- Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5—9 классы под редакцией
- В.В. Николиной, А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной А.И. Алексеева, Москва «Просвещение», 2011г.
- Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и предназначена для организации и проведения уроков по курсу «География».
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ в рамках ФГОС МОУ СОШ №43 г.Борзи
Результаты обучения и освоения содержания курса по географии
Деятельность образовательного учреждения в обучении географии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основ здорового образа жизни и основных правил поведения в природе и обществе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете географии;
- соблюдение правил работы с географическими приборами и инструментами.
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при чрезвычайных ситуациях.
5. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения географические объекты и явления.
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Требования к результатам изучения курса направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате изучения географии ученик должен:
- Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации — карту, статистические материалы, геоинформационные системы; пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий.
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
- В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде, для оценки ее состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения окружающей среды, прежде всего, своей местности.
- ориентирование на местности и проведение съемок ее участков; определение поясного времени; чтение карт различного содержания;
- учет фенологических изменений в природе своей местности; проведение наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценка их последствий;
- наблюдение за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определение комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решение практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятие необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведение самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Предметные результаты:
осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации;
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
- составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
Личностные УУД
- Понимание смысла собственной действительности;
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Регулятивные УУД
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:
- индивидуальная (консультации);
- групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по тему усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);
- фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);
- парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).
При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения:
- беседа
- домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника и дополнительной литературой для учащихся, выполнение упражнений и решение задач разной сложности);
- практикум,
- рассказ.
Система контроля
Для оценки достижений учащихся запланированы промежуточные и итоговые контрольные работы в форме тестов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ПРОГРАММЫ)
5 КЛАСС
Раздел: Источники географической информации (19 часов)
Развитие географических знаний о Земле (4 часа)
Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Земля – планета Солнечной системы (4 часа)
Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
План и карта (11 часов)
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Пр.р. № 1. Построение плана местности (пришкольного участка).
Пр.р. № 2. Определение по плану и карте расстояний и направлений.
Пр.р. № 3. Определение географических координат объектов в мире и Забайкальском крае.
Р.С. № 1. Построение плана местности (пришкольного участка).
Р.С. № 2. Определение географических координат объектов в мире и Забайкальского края.
Раздел: Природа Земли и человек (15 часов)
Человек на Земле (3 часа)
Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Анализ различных источников информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас.
Литосфера – твердая оболочка Земли (12 часов)
Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Пр.р. № 4. Определение горных пород, встречающихся в Забайкальском крае,
изучение их свойств.
Пр.р. № 5. Описание гор, равнин мира и Забайкальского края.
Пр.р. № 6. Обозначение на контурной карте гор и равнин мира, своей местности, районов
землетрясений и вулканов.
Пр.р. № 7. Разработка туристического маршрута «Скульптурный портрет Земли».
Р.С. № 3. Определение горных пород, встречающихся в Забайкальском крае, изучение
их свойств.
Р.С. № 4. Описание гор, равнин мира и Забайкальского края.
Р.С. № 5. Обозначение на контурной карте гор и равнин мира, своей местности, районов
землетрясений и вулканов.
Учебно-тематический план
(5 класс, 34 часа, 1 час в неделю)
Раздел | Тема | Количество часов | Количество практических работ |
Источники географической информации | Развитие географических знаний о Земле | 4 | 0 |
Земля – планета Солнечной системы | 4 | 0 | |
План и карта | 11 | 3 | |
Природа Земли и человек | Человек на Земле | 3 | 0 |
Литосфера – твердая оболочка Земли | 12 | 4 | |
Итого | 34 | 7 |
Тематическое планирование уроков географии в 5 классе
№ п\п | Раздел программы. Тема урока | К-во часов | Темы проектных и творческих работ |
Развитие географических знаний о Земле | 4 | ||
1 | Географические методы изучения окружающей среды. | ||
2 | Как люди открывали Землю. | ||
3 | Великие географические открытия. | ||
4 | География сегодня. | ||
Земля – планета солнечной системы | 4 | ||
5 | Мы во Вселенной. | ||
6 | Движение Земли. | ||
7 | Солнечный свет на Земле. | ||
8 | Обобщение по теме «Земля – планета Солнечной системы». | ||
План и карта | 11 | ||
9 | Ориентирование на местности. | ||
10 | Земная поверхность на плане и карте. Условные знаки. Масштаб. | ||
11 | Изображение неровностей земной поверхности на плане и карте. | ||
12 | Практическая работа №1: «Построение плана местности». | № 1 | |
13 | Географическая карта. | ||
14 | Градусная сетка. | ||
15 | Практическая работа №2: «Определение по плану и карте расстояний и направлений». | № 2 | |
16 | Географические координаты. Широта. | ||
17 | Географические координаты. Долгота. | ||
18 | Практическая работа 3: «Определение географических координат объектов в мире и Забайкальском крае». | № 3 | |
19 | Обобщение по теме «План и карта». | ||
Человек на Земле | 3 | ||
20 | Как люди заселяли Землю. | ||
21 | Расы и народы. | ||
22 | Сравнение стран мира по политической карте. | ||
Литосфера – твердая оболочка Земли | 12 | ||
23 | Земная кора – верхняя часть литосферы. | ||
24 | Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Практическая работа №4: «Определение горных пород, встречающихся в Забайкальском крае, изучение их свойств». | № 4 | |
25 | Движения земной коры. Землетрясения. | ||
26 | Движения земной коры. Вулканы. | ||
27 | Рельеф Земли. Равнины. | ||
28 | Рельеф Земли. Горы. | ||
29 | Практическая работа №5: «Описание гор, равнин мира и Забайкальском крае». | № 5 | |
30 | Практическая работа №6: «Обозначение на контурной карте гор и равнин мира, своей местности, районов землетрясений и вулканов». | № 6 | |
31 | Практическая работа №7: «Разработка туристического маршрута «Скульптурный портрет Земли». | № 7 | |
32 | Защита проектов: «Скульптурный портрет Земли». | ||
33 | Литосфера и человек | ||
34 | Обобщение знаний по изученному курсу. |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплектов) линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А. И. Алексеева с 5 по 9 классы:
5-6 класс
- География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.). М.: Просвещение, 2015. – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда)
- В.В. Николина. География. Мой тренажёр. 5—6 классы (рабочая тетрадь)
- В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 5—6 классы (пособие для учителя)
- Е.Е.Гусева. География. «Конструктор» текущего контроля. 5-6 класс (пособие для учителя)
- Атлас 5-6 класс
лист коррекции рабочей программы
Тема | Причина отставания | Способы устранения отставания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 5 класса по музыке авторы Сергеева, Критская по ФГОС
рабочая программа для 5 класса по музыке по программе Сергеевой Критской ФГОС...
рабочая программа по физике 7-9 кл (автор учебника Пёрышкин)
Рабочая программа по физике разработана на основе авторской программы под редакцией Пёрышкина и расчитана на 70 учебных часов из расчёта 2 часа в неделю...
Рабочая программа по искусству 8-9 кл. Автор учебника Критская, Сергеева..
Рабочая программа по искусству для 8-9 классов....
Рабочая программа по Всеобщей истории. 6 кл. Авторы учебника: Е.В. Агибалова, Г. М. Донской
Рабочая программа по Всеобщей истории. 6 кл. Авторы учебника: Е.В. Агибалова, Г. М. Донской. 30 часов (2 раза в неделю)...
Рабочая программа по географии для 6 кл. к учебнику под редакцией В.П. Дронова
Рабочая программа учебного предмета "География" расчитана на изучение географии учащимися 6-го класса....
Рабочая программа по географии для 7 кл. к учебнику под редакцией В.П. Дронова
Рабочая программа учебного предмета "География" расчитана на изучение геогафии учащимися 7-го класса....
Рабочая программа по праву для 10 кл автор учебника Е.А.Певцова
Рабочая программа по праву для 10 кл автор учебника Е.А.Певцова...