Поурочное планирование | Содержание | Характеристика основных видов учебной деятельности | Примечание |
Тема 1. Гидросфера – водная оболочка Земли (10 часов)
|
Урок 1 Состав и строение гидросферы | Гидросфера — водная оболочка Земли. Части гидросферы, их соотношение. Свойства воды. Мировой круговорот воды в природе | Сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы. Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе» |
|
Урок 2 Мировой океан, его части | Мировой океан, его части. Единство вод Мирового океана. Моря, заливы, проливы. Жизнь в Океане | Определять черты сходства и различия океанов Земли. Определять по карте географическое положение океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов. Определять по карте глубины океанов и морей. Наносить на контурную карту океаны, моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Выделять части рельефа дна океана. Составлять описание океана и моря по карте. |
|
Урок 3 Острова и полуострова. Типы островов. Рельеф дна Мирового океана | Острова и полуострова. Типы островов. Рельеф дна Мирового океана. Использование карт для определения географического положения и описания морей, океанов. Практическая работа: «Описание океана и моря на основе анализа географических карт». |
|
Урок 4 Решение практических задач по карте | Выполнение проектного задания. | Выполнять проектное задание самостоятельно или в сотрудничестве. Работать с контурной картой. Оценивать и обсуждать результаты проделанной работы. |
|
Урок 5 Воды Океана | Температура и солёность вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Волны. Океанические течения, приливы, отливы. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности | Выявлять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солёности воды в Океане. Определять по карте крупнейшие тёплые и холодные течения Мирового океана. Выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Систематизировать информацию о течениях в сводной таблице |
|
Урок 6 Реки Земли
| Реки как составная часть поверхностных вод суши. Части реки. Речная система, речной бассейн, водораздел. Источники питания рек. Крупнейшие реки мира и России | Определять по карте истоки, устья главных рек, их притоки, водосборные бассейны, водоразделы. Составлять описание реки по плану на основе анализа карт. Составлять характеристику равнинной и горной реки по плану. Анализировать графики изменения уровня воды в реках. Выявлять по рисунку (схеме) части реки. Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста. |
|
Урок 7 Режим реки | Режим реки, его зависимость от климата. Изменения в жизни рек. Речная долина. Равнинные и горные реки, их особенности. Роль рек в жизни человека. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Практическая работа: «Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам». |
|
Урок 8 Озёра
| Озёра, их разнообразие, зависимость размещения от климата и рельефа. Виды озёр. Крупнейшие пресные и солёные озёра мира и нашей страны. Сточные и бессточные озёра. Пруды и водохранилища. Обра-зование болот, их хозяйственное значение и использование. Описание озера по карте. Практическая работа: «Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану». | Определять по карте географическое положение крупнейших озёр мира и России. Составлять описание озёр по плану на основе анализа карт. Описывать по карте районы распространения ледников |
|
Урок 9 Подземные воды и ледники
| Подземные воды, их происхождение и виды, использование человеком. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле, условия возникновения, распространение. Покровные и горные ледники |
|
Урок 10 Гидросфера и человек | Качество воды и здоровье людей. Ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Охрана гидросферы | Выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека. Выявлять значение ресурсов Океана для человека |
|
Тема 2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли (11 ч)
|
Урок 11 Состав и строение атмосферы | Состав атмосферного воздуха. Строение атмосферы, её границы. Тропосфера, стратосфера, озоновый слой. Значение атмосферы для жизни на Земле. Атмосферные явления. | Выявлять роль содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. Составлять и анализировать схему «Состав атмосферы». Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера —кухня погоды» |
|
Урок 12 Тепло в атмосфере | Нагревание воздуха тропосферы. Понижение температуры в тропосфере с высотой. Температура воздуха. Термометр. Средняя суточная температура, её определение. Суточный и годовой ход температуры воздуха. Суточная и годовая амплитуда температуры воздуха. Практическая работа: «Определение по статистическим данным тенденций изменения температуры воздуха в зависимости от географического положения объектов». | Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры воздуха в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды. Вычислять средние суточные температуры и суточную амплитуду температур. Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. Выявлять зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам. |
|
Урок 13 Зависимость суточного и годового хода температуры воздуха от высоты Солнца над горизонтом. | Зависимость суточного и годового хода температуры воздуха от высоты Солнца над горизонтом. Уменьшение количества тепла от экватора к полюсам. |
|
Урок 14 Атмосферное давление. | Атмосферное давление, единицы его измерения. Барометр. Зависимость атмосферного давления от температуры воздуха и высоты местности над уровнем моря. Изменение атмосферного давления и температуры воздуха с высотой | Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Рассчитывать атмосферное давление на разной высоте в тропосфере. Определять по картам направление ветров. Вычерчивать розу ветров на основе данных дневника наблюдений погоды |
|
Урок 15 Ветер | Ветер, причины его образования. Скорость и направление ветра. Роза ветров. Показатели силы ветра. Виды ветров: бриз, муссон. Практическая работа: «Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным календаря погоды». |
|
Урок 16 Влага в атмосфере
| Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Гигрометр. Облака и их виды. Практическая работа: «Определение по статистическим данным тенденций изменения количества атмосферных осадков в зависимости от географического положения объектов. | Решать задачи по расчёту относительной влажности воздуха на основе имеющихся данных. Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику |
|
Урок 17 Облачность. Атмосферные осадки
| Облачность и её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли |
|
Урок 18 Погода и климат | Элементы и явления погоды. Типы воздушных масс, условия их формирования и свойства. Отличие климата от погоды. Климатообразующие факторы. | Устанавливать причинно-следственные связи между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются. Составлять характеристику воздушных масс с разными свойствами |
|
Урок 19 Решение практических задач с использованием информации о погоде. | Метеорологические приборы и инструменты. Измерение элементов погоды с помощью метеоприборов. Карты погоды, их чтение. Прогнозы погоды. Практическая работа: «Организация наблюдений за погодой с помощью метеоприборов». | Наблюдать за погодой и выявлять её особенности. Выявлять взаимосвязи между элементами погоды. Знакомиться с картами погоды, выявлять способы нанесения на них характеристик состояния атмосферы. Описывать по карте погоды количественные и качественные показа- тели состояния атмосферы. Сравнивать показатели, применяемые для характеристики погоды и климата |
|
Урок 20 Атмосфера и человек. | Значение атмосферы для человека. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. | Выявлять значение атмосферы для человека. Описывать влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Составлять и обсуждать правила поведения во время опасных атмосферных явлений. |
|
Урок 21 Повторение и обобщение знаний по теме: «Атмосфера». |
Закрепить, и систематизировать полученные знания по данной теме |
|
|
|
Тема 3. Биосфера – живая оболочка земли (5ч)
|
Урок 22, 23 Биосфера – земная оболочка.
| Биосфера. Состав и роль биосферы, связь с другими сферами Земли. Границы распространения жизни на Земле. Разнообразие органического мира Земли, приспособление организмов к среде обитания. Круговорот веществ в биосфере. | Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли. Составлять схему связей биосферы с другими оболочками Земли. Сравнивать приспособленность отдельных групп организмов к среде обитания. Выявлять зависимость разнообразия растительного и животного мира от количества света, тепла, влаги (климата).Выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота. |
|
Урок 24 Биосфера – сфера жизни.
| Круговорот веществ в биосфере. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. |
|
Урок 25 Почва как особое природное образование | Почва — особый природный слой. Плодородие — важнейшее свойство почвы. В. В. Докучаев — основатель науки о почвах — почвоведения. Типы почв. | Сравнивать профили подзолистой почвы и чернозёма. Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв. |
|
Урок 26 Биосфера и человек | Расы и народы мира, их отличительные особенности. Человек – часть биосферы. Значение биосферы для человека. Влияние человека на биосферу. | Выявлять внешние признаки людей различных рас. Анализировать различные источники информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас. Приводить доказательства о равноценности рас и аргументировано отстаивать свою точку зрения. Высказывать мнение о значении биосферы и воздействии человека на биосферу своей местности. Наблюдать за растительным и животным миром своей местности с целью определения качества окружающей среды. Описывать меры, направленные на охрану биосферы. |
|
Тема 4. Географическая оболочка (5ч)
|
Урок 27 Географическая оболочка. Свойства и закономерности географической оболочки. | Географическая оболочка: состав, границы и взаимосвязи между её составными частями. Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Широтная зональность и высотная поясность. Зональные и азо- нальные природные комплексы. Понятие «природная зона». Природные зоны — зональные природные комплексы. Смена природных зон от экватора к полюсам | Приводить примеры взаимосвязи частей географической оболочки. Выявлять доказательства существования главных закономерностей географической оболочки на основе анализа тематических карт. Сравнивать между собой различные природные зоны. Выявлять наиболее и наименее изменённые человеком территории Земли на основе анализа разных источников географической информации. Составлять схему основных видов культурных ландшафтов. Приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на ландшафт. Приводить примеры объектов Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Подготавливать и обсуждать сообщения (презентации) по проблемам антропогенного воздействия на природу.
|
|
Урок 28 Природные зоны Земли.
| Природные зоны Земли. Карта природных зон. |
|
|
Урок 29 Понятие «культурный ландшафт» Основные виды культурных ландшафтов. | Понятие «культурный ландшафт» Основные виды культурных ландшафтов. |
|
Урок 30 Природное и культурное наследие. Объекты Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. | Природное и культурное наследие. Объекты Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Практическая работа: «Составление списка интернет-ресурсов, содержащих информацию о состоянии окружающей среды своей местности». |
|
Урок 31 Повторение и обобщение пройденного по теме: «Географическая оболочка» Практическая работа: «Составление списка интернет-ресурсов, содержащих информацию о состоянии окружающей среды своей местности».
|
|
Урок 32-34 Обобщающее повторение по курсу. Контроль
| Темы: «Гидросфера», «Атмосфера», «Биосфера», «Географическая оболочка». | Выполняют проверочную работу. Повторяют, обобщают пройденное по курсу. |
|