Урок "Строение атмосферы"
план-конспект урока по географии (6 класс)

Введение урока. Атмосфера — это своеобразный барьер между Землей и космосом. Она смягчает действие космического излучения и обеспечивает на Земле условия для развития и существования жизни. Именно атмосфера первой из земных оболочек встречает солнечные лучи и поглощает жесткое ультрафиолетовое излучение Солнца, которое губительно действует на все живые организмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroenie_atmosfery.docx44.25 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока   29.01.2021

Предмет

География

Класс

6

УМК

Е.М. Домогацких ,Н.И. Алексеевский; ООО «Русское слово-учебник», 2013

Тип урока

Изучение новой темы с опорой на межпредметные связи (математика, экология, география Тувы), и творческим заданием

Тема урока

Строение   атмосферы

Цель урока

Организовать работу по формированию представлений об атмосфере, её составе, основных слоях и их особенностях; способах и средствах изучения атмосферы, о её значении для жизни на Земле  через совместную коллективную деятельность.

Задачи урока

(планируемые результаты)

Личностные результаты: формирование личностно-ценного отношения к атмосфере, как жизненно важной оболочке Земли.

Предметные результаты: овладение знаниями  о составе атмосферы, её строении, значении и изучении

Метапредметные результаты: осознание цели урока, формирование умения анализировать факты при работе с текстом учебника,  умения  построения диаграмм, решения задач.

Методы обучения

Поисковый

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Коллективная, индивидуальная,групповая

Средства обучения

Учебник, компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, солнцезащитные очки,шапка, задачи

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые учебные действия

1. Организационный момент.

Входит в класс и приветствует учащихся

Отвечают  на приветствие учителя

2. Постановка цели и задач урока

Активизация учащихся:

-Ребята, давайте вспомним, какие оболочки Земли мы уже изучили и знаем?(слайд 4)

-Задумывались ли вы когда-либо, почему существует жизнь на Земле? Почему она одна из планет Солнечной системы имеет такое количество растений и животных? Причиной всего этого является оболочка, которую мы сегодня и начнём изучать. Чтобы понять, что это за оболочка, отгадаем загадку (см. слайд ) Итак, как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Выдвигают предположение о теме урока. Отвечают на вопросы учителя, определяют  тему и цель урока.

Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы

3. Актуализация знаний

Атмосфера-воздушная оболочка Земли.(сл.)Что вы знаете о воздушной оболочке земли ? Есть такое высказывание «Необходим, как воздух», почему же воздух так необходим, из чего он состоит, что в нём есть такого, что иногда нам бывает тяжело дышать?

Об этом вы узнаете, прочитав абзац «Газовый состав атмосферы на стр. 101 и выполнив задание (слайд 7) Составьте круговую диаграмму, в которой выразите процентный состав газовой смеси воздуха.

Самопроверка (слайд )

Работают с текстом учебника, стр.101

- Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть (открыть)

Записывают тему урока и определение «Атмосфера» (стр. 100-101

4. Создание проблемной ситуации

Создает для учеников проблемную ситуацию , задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их!

-Сможем ли мы с вами подняться на воздушном шаре на высоту 20 км без  вреда здоровью?

Слайд 3.

Состав атмосферы

                     

                                       

                                                                         

                                                                   

                                                                                                           

      78%                  21%                    0,03%                      0,07%            водяной пар

                                                                                                                  Пыль

Вывод: Воздух-это смесь газов: азота, кислорода и других.                                  

Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его

5. Первичное усвоение новых знаний

Атмосферу можно назвать оболочкой жизни. Как вы думаете почему?(слайд 9 )

Строение атмосферы

Как вы думаете, атмосфера одинакова на всём своём протяжении? Атмосфера состоит из нескольких слоёв(слайд ) В чём особенность этих слоёв, вы сейчас узнаете. Для этого вы поработаете с учебниками и делаем выводы.

Слайд4 Строение атмосферы (рис 72)

Работа с учебником

Откройте учебник стр. 102. Рассмотрите рисунок и назовите слои атмосферы. Прочитаем текст вслух и ответим на вопросы

Фронтальная беседа (осмысление)

Как называется самый первый слой атмосферы?

Тропосфера

Где больше толщина тропосферы?

Верхняя граница тропосферы -  18 км на экваторе и 8 – 10 км на полюсах над

Какие характерные особенности имеет тропосфера?

содержит  80% всего атмосферного воздуха,

с высотой температура понижается на 1км высоты на 6 градусов

90% водяного пара.

 Именно в ней содержаться облака и выпадают осадки.

Дуют ветры

 формируется погода.

Слайд

Как называется второй слой атмосферы?

стратосфера.

В чём её особенность?

Верхняя граница- 50- 55 км

В нижней части температура низкая,

С высотой 20 – 30 км начинает повышаться

За счет озонового слоя поглощающего у/ф лучи Солнца.

 Слайд

 И последний слой – самый протяженный, самый таинственный и загадочный, как он называется?

верхние слои атмосферы.

Из каких частей он состоит?

Мезосфера, термосфера, экзосфера

Каковы особенности этого слоя?

Плотность воздуха очень мала

У верхней границы преобладает водород.

Решение задач: «На какой высоте?». Кто быстрее всех решит, выходит к доске. Кто решил?

1 Какова температура воздуха на вершине г. Монгун-Тайга, если у подножия она составляет +26 *С. Высота г. Монгун-Тайга составляет 3900м.Решение:

  1. 4*6=24
  2. +26-24=2*
  1. Какова температура воздуха на вершине г. Догээ, если у подножия она составляет +38 *С. Высота г. Догээ 2500м.
  2. 2,5*6=15
  3. +38-15=23*

Вывод: В атмосфере температура понижается

Высказывают свои предположения, работают с текстом учебника

Проявляют познавательную инициативу. Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий.

6. Первичная проверка понимания

Задания для 1 звена: Наденьте шапку и скажите, для чего она нужна? Для защиты.-Так атмосфера защищает землю от метеоритов; -для согревания и терморегуляции. Благодаря газообразной оболочке, поверхность Земли не нагревается днём и не остывает ночью так сильно, как поверхность Луны.

Задания для 2 звена: Наденьте солнцезащитные очки, для чего вы это делаете? – Озоновый экран защищает человечество от избыточного ультрафиолетового излучения, большая доза которого губительна для организма. Итак, какое значение имеет атмосфера для жизни на Земле? (слайд 10)

Задания для 3 звена: « Что за цифра?»

Слайд

 - 2000  - 3000 км ?

- 78%  ?

- 21%  ?

- 17 – 20 км  ?

- 50 – 55 км   ?

                                   

Систематизируют  изученный материал

Работа в группах.

Обобщение результатов наблюдения

7.Первичное закрепление

Закончим предложение:

  1. Кислород необходим всем живым организмам …
  2. Озоновый экран защищает человечество…
  3. Атмосфера предохраняет…
  4. Атмосфера рассеивает днём солнечные лучи,…
  5. Без атмосферы был бы невозможен…

ночью не даёт Земле быстро охлаждаться.
Землю от метеоритов.
от избыточных ультрафиолетовых излучений.
круговорот воды.
для дыхания.

1Атмосфера – это оболочка

а. Газовая

б. Водная

в. Соленая

2.Самый нижний слой атмосферы:

  1. Стратосфера
  2. Тропосфера
  3. Верхние слои атмосферы

3.Кислорода в воздухе содержится:

  1. 30%
  2. 21%
  3. 78%

4.В тропосфере образуются:

  1. Облака
  2. Ультрафиолетовые лучи
  3. Грунтовые воды

5.Температура в тропосфере на каждые 1000метров высоты:

  1. Понижается на 10 градусов
  2. Понижается на 6 градусов

       в) Повышается на 6 градусов

Решают поставленную задачу с использованием текста учебника параграф 15

8. Домашнее задание

§15, ответы на вопросы с.105-106

 Выучить термины и написать Сообщение «Изучение атмосферы», «Загрязнения воздуха»

 (см слайд )

Слушают учителя и записывают дом.заданиев дневник

9 Итог урока

Что нового сегодня узнали?

Ответили на поставленные  задачи?

Отвечают на вопросы.

10. Рефлексия

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я понял, что…
  5. я не понял…
  6. меня удивило…

Думают над окончанием фраз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внешний вид и его влияние на психологическую атмосферу в классе. Учитель начинает с себя

Цель психологическая: определение фактора внешности как одного из приемов создания психологической атмосферы в классе. Цель педагогическая: научить использовать составляющие внешнего вида в качестве ...

Атмосфера и атмосферное давление.

разработка урока  физики в 7 классе...

Контроль знаний по теме "Атмосфера"

Атмосфера В - 1 Воздушная оболочка Земли - Слой атмосферы, задерживающий жесткие ультрафиолетовые лучи – Температура воздуха зависит от….. Если сумму средних суточных температур раздели...

Презентация на тему: "Атмосфера Земли. Атмосферное давление."

Данная презентация используется для проведения уроков физики в 7 классе на тему; "Атмосферное давление"...

Урок по теме: "Атмосфера.Температура воздуха"

Разработка урока и презентация. Урок разработан в технологии проблемного обучения...