Урок "Строение атмосферы"
план-конспект урока по географии (6 класс)
Введение урока. Атмосфера — это своеобразный барьер между Землей и космосом. Она смягчает действие космического излучения и обеспечивает на Земле условия для развития и существования жизни. Именно атмосфера первой из земных оболочек встречает солнечные лучи и поглощает жесткое ультрафиолетовое излучение Солнца, которое губительно действует на все живые организмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stroenie_atmosfery.docx | 44.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока 29.01.2021
Предмет | География | |||||
Класс | 6 | |||||
УМК | Е.М. Домогацких ,Н.И. Алексеевский; ООО «Русское слово-учебник», 2013 | |||||
Тип урока | Изучение новой темы с опорой на межпредметные связи (математика, экология, география Тувы), и творческим заданием | |||||
Тема урока | Строение атмосферы | |||||
Цель урока | Организовать работу по формированию представлений об атмосфере, её составе, основных слоях и их особенностях; способах и средствах изучения атмосферы, о её значении для жизни на Земле через совместную коллективную деятельность. | |||||
Задачи урока (планируемые результаты) | Личностные результаты: формирование личностно-ценного отношения к атмосфере, как жизненно важной оболочке Земли. Предметные результаты: овладение знаниями о составе атмосферы, её строении, значении и изучении Метапредметные результаты: осознание цели урока, формирование умения анализировать факты при работе с текстом учебника, умения построения диаграмм, решения задач. | |||||
Методы обучения | Поисковый | |||||
Формы организации познавательной деятельности обучающихся | Коллективная, индивидуальная,групповая | |||||
Средства обучения | Учебник, компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, солнцезащитные очки,шапка, задачи | |||||
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
Осуществляемые учебные действия | ||||||
1. Организационный момент. | Входит в класс и приветствует учащихся | Отвечают на приветствие учителя | ||||
2. Постановка цели и задач урока | Активизация учащихся: -Ребята, давайте вспомним, какие оболочки Земли мы уже изучили и знаем?(слайд 4) -Задумывались ли вы когда-либо, почему существует жизнь на Земле? Почему она одна из планет Солнечной системы имеет такое количество растений и животных? Причиной всего этого является оболочка, которую мы сегодня и начнём изучать. Чтобы понять, что это за оболочка, отгадаем загадку (см. слайд ) Итак, как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? | Выдвигают предположение о теме урока. Отвечают на вопросы учителя, определяют тему и цель урока. Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы | ||||
3. Актуализация знаний | Атмосфера-воздушная оболочка Земли.(сл.)Что вы знаете о воздушной оболочке земли ? Есть такое высказывание «Необходим, как воздух», почему же воздух так необходим, из чего он состоит, что в нём есть такого, что иногда нам бывает тяжело дышать? Об этом вы узнаете, прочитав абзац «Газовый состав атмосферы на стр. 101 и выполнив задание (слайд 7) Составьте круговую диаграмму, в которой выразите процентный состав газовой смеси воздуха. Самопроверка (слайд ) | Работают с текстом учебника, стр.101 - Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть (открыть) Записывают тему урока и определение «Атмосфера» (стр. 100-101 | ||||
4. Создание проблемной ситуации | Создает для учеников проблемную ситуацию , задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их! -Сможем ли мы с вами подняться на воздушном шаре на высоту 20 км без вреда здоровью? Слайд 3. Состав атмосферы
78% 21% 0,03% 0,07% водяной пар Пыль Вывод: Воздух-это смесь газов: азота, кислорода и других. Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его | |||||
5. Первичное усвоение новых знаний | Атмосферу можно назвать оболочкой жизни. Как вы думаете почему?(слайд 9 ) Строение атмосферы Как вы думаете, атмосфера одинакова на всём своём протяжении? Атмосфера состоит из нескольких слоёв(слайд ) В чём особенность этих слоёв, вы сейчас узнаете. Для этого вы поработаете с учебниками и делаем выводы. Слайд4 Строение атмосферы (рис 72) Работа с учебником Откройте учебник стр. 102. Рассмотрите рисунок и назовите слои атмосферы. Прочитаем текст вслух и ответим на вопросы Фронтальная беседа (осмысление) Как называется самый первый слой атмосферы? Тропосфера Где больше толщина тропосферы? Верхняя граница тропосферы - 18 км на экваторе и 8 – 10 км на полюсах над Какие характерные особенности имеет тропосфера? содержит 80% всего атмосферного воздуха, с высотой температура понижается на 1км высоты на 6 градусов 90% водяного пара. Именно в ней содержаться облака и выпадают осадки. Дуют ветры формируется погода. Слайд Как называется второй слой атмосферы? стратосфера. В чём её особенность? Верхняя граница- 50- 55 км В нижней части температура низкая, С высотой 20 – 30 км начинает повышаться За счет озонового слоя поглощающего у/ф лучи Солнца. Слайд И последний слой – самый протяженный, самый таинственный и загадочный, как он называется? верхние слои атмосферы. Из каких частей он состоит? Мезосфера, термосфера, экзосфера Каковы особенности этого слоя? Плотность воздуха очень мала У верхней границы преобладает водород. Решение задач: «На какой высоте?». Кто быстрее всех решит, выходит к доске. Кто решил? 1 Какова температура воздуха на вершине г. Монгун-Тайга, если у подножия она составляет +26 *С. Высота г. Монгун-Тайга составляет 3900м.Решение:
Вывод: В атмосфере температура понижается | Высказывают свои предположения, работают с текстом учебника Проявляют познавательную инициативу. Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. | ||||
6. Первичная проверка понимания | Задания для 1 звена: Наденьте шапку и скажите, для чего она нужна? Для защиты.-Так атмосфера защищает землю от метеоритов; -для согревания и терморегуляции. Благодаря газообразной оболочке, поверхность Земли не нагревается днём и не остывает ночью так сильно, как поверхность Луны. Задания для 2 звена: Наденьте солнцезащитные очки, для чего вы это делаете? – Озоновый экран защищает человечество от избыточного ультрафиолетового излучения, большая доза которого губительна для организма. Итак, какое значение имеет атмосфера для жизни на Земле? (слайд 10) Задания для 3 звена: « Что за цифра?» Слайд - 2000 - 3000 км ? - 78% ? - 21% ? - 17 – 20 км ? - 50 – 55 км ?
| Систематизируют изученный материал Работа в группах. Обобщение результатов наблюдения | ||||
7.Первичное закрепление | Закончим предложение:
ночью не даёт Земле быстро охлаждаться. 1Атмосфера – это оболочка а. Газовая б. Водная в. Соленая 2.Самый нижний слой атмосферы:
3.Кислорода в воздухе содержится:
4.В тропосфере образуются:
5.Температура в тропосфере на каждые 1000метров высоты:
в) Повышается на 6 градусов | Решают поставленную задачу с использованием текста учебника параграф 15 | ||||
8. Домашнее задание | §15, ответы на вопросы с.105-106 Выучить термины и написать Сообщение «Изучение атмосферы», «Загрязнения воздуха» (см слайд ) | Слушают учителя и записывают дом.заданиев дневник | ||||
9 Итог урока | Что нового сегодня узнали? Ответили на поставленные задачи? | Отвечают на вопросы. | ||||
10. Рефлексия |
| Думают над окончанием фраз |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внешний вид и его влияние на психологическую атмосферу в классе. Учитель начинает с себя
Цель психологическая: определение фактора внешности как одного из приемов создания психологической атмосферы в классе. Цель педагогическая: научить использовать составляющие внешнего вида в качестве ...
Атмосфера и атмосферное давление.
разработка урока физики в 7 классе...
Контроль знаний по теме "Атмосфера"
Атмосфера В - 1 Воздушная оболочка Земли - Слой атмосферы, задерживающий жесткие ультрафиолетовые лучи – Температура воздуха зависит от….. Если сумму средних суточных температур раздели...
Презентация на тему: "Атмосфера Земли. Атмосферное давление."
Данная презентация используется для проведения уроков физики в 7 классе на тему; "Атмосферное давление"...
Урок по теме: "Атмосфера.Температура воздуха"
Разработка урока и презентация. Урок разработан в технологии проблемного обучения...
Практические работы по теме "Атмосфера" 6 класс
Практикум. : 6 касс...