Атмосфера и атмосферное давление.
методическая разработка по физике (7 класс) на тему
разработка урока физики в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
atmosfera_i_atmosfernoe_davlenie.docx | 26.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока физики в 7 классе по теме «Атмосфера и атмосферное давление»
Автор Иванова Е.В.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель урока: осуществление на данном учебном материале умственного и нравственного воспитания детей, развитие мышления и самостоятельности суждения, формирование представления о атмосферном давлении и его проявлениях.
Оборудование: воздушный насос; 2 пробирки; бутылка с трубкой и клапаном; пипетка; шприц; ливер; сосуд с водой; цилиндр с поршнем; 13 комплектов раздаточного материала: пипетка, шприц, 2 пробирки на подставке, стеклянная трубочка, стаканчик.
План урока:
- Организационный момент, объявление темы урока./5 минут.
- Объяснение нового материала и его закрепление./30 минут.
- Обобщение и закрепление изученного материала, разъяснение домашнего задания, подведение итогов урока./10 минут.
Ход урока.
1.Мы с вами несколько уроков подряд изучаем давление. Что вы знаете о давлении? (Давление оказывают твёрдые тела и жидкости) Хорошо, но попробуйте тогда, пользуясь имеющимися знаниями, объяснить следующий эксперимент:
Желательно заранее предложить детям этот эксперимент в качестве домашнего задания.
Накройте стакан с водой (необязательно полный) куском картона.
Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан.
Теперь уберите руку.
Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается.
Почему? (При выполнении опыта часть воды из стакана выльется и внутри возникнет небольшое разряжение воздуха, этого достаточно для того, чтобы атмосферное давление прижало лист, удерживая воду)
На какие ещё чудеса способно атмосферное давление? Именно в этом нам и предстоит разобраться на сегодняшнем уроке. Запишите тему урока «Атмосфера и атмосферное давление».
2.Слово атмосфера состоит из двух частей: в переводе с греческого «атмос» - пар, «сфера» - шар.
Атмосфера это газовая оболочка Земли. На уроках природоведения и географии вам уже рассказывали о воздушной оболочке нашей планеты. Что же такое воздух?
(Воздух это смесь газов)
Верно, и смесь эта довольно разнообразна по составу: азот – 78%, кислород – 21%, углекислый газ и другие газы.
Изучая газообразное строение вещества, мы узнали, что газы, в отличие от жидкостей и твёрдых тел, не имеют формы и не сохраняют объём. Почему тогда наша атмосфера не улетает в космическое пространство? (Дети выдвигают всевозможные гипотезы)
Скорость движения молекул велика, но недостаточно. Для преодоления притяжения Земли необходимо развить значительно большую скорость – 11,2 км/с. Наша атмосфера действительно испаряется, но очень медленно, запасов воздуха хватит, при правильном обращении с природой, на несколько миллионов лет.
Исследования околоземного пространства с помощью искусственных спутников Земли показало, что атмосфера:
а) простирается на несколько тысяч километров в высоту;
б) не имеет резкой границы, плавно переходя в безвоздушное пространство;
в) плотность атмосферы убывает с высотой, воздух становится более разряжённым, 80% всей массы сосредоточено в пределах 15 км над Землёй. Этот слой получил название «тропосфера». В верхних слоях тропосферы температура понижается до -55 градусов.
Именно в тропосфере живём мы с вами. На больших высотах, из-за разряженного воздуха жизнь невозможна.
Атмосфера определяет все жизненные процессы на Земле. Она защищает нас от резких перепадов температуры при восходе и заходе Солнца. На Луне, не имеющей атмосферы, на ночной стороне температура опускается до -170 градусов, а на дневной стороне повышается до +120. Какой живой организм справился бы с такими условиями?
Нам следует ценить и беречь, доставшееся богатство.
Наличие атмосферы человек принимает как должное, мы выросли в таких условиях, нам всё кажется привычным и естественным. Маленькая плотность атмосферы не всегда позволяет «почувствовать» её существование. Установлено, сто при 0 градусов масса каждого кубического метра воздуха (на уровне моря) составляет, в среднем, 1,29 кг. В среднем кабинете умещается около 180 кубических метров, прикиньте, какова масса воздуха в этом кабинете (дети «на глаз» определяют длину, высоту и ширину класса, вычисляют объём комнаты, находят массу воздуха 232,2 кг)
Из-за притяжения к Земле верхние слои воздуха давят на средние, а те на нижние. Наибольшее давление испытывает поверхность Земли и все тела, находящиеся на ней. На нас давит вся толща воздуха!
Давление, оказываемое атмосферой Земли на все, находящиеся на ней предметы, называется атмосферным давлением.
Существование атмосферного давления объясняет многие явления, в том числе и наш опыт со стаканом.
Попробуйте объяснить ещё несколько любопытных и распространённых применений атмосферного давления:
- Принцип действия шприца.
- Принцип действия пипетки.
- Принцип действия ливера.
Учитель демонстрирует опыты сам, затем предлагает ученикам попрактиковаться с приборами на их столах и объяснить принцип их действия, выделяя ведущую роль атмосферного давления.
Многих людей увлекали вопросы, связанные с атмосферным давлением. Создано очень много приборов, использующих атмосферное давление. Для самых увлечённых придуманы опыты-фокусы.
- Фонтан в бутылке: Понадобится прозрачная стеклянная бутылка, жёсткая трубочка, вставленная в пробку бутылку, шланг, сосуд с водой. Из бутылки откачать воздух, перекрыть шланг, опустить конец трубки в ёмкость с водой и открыть шланг: вода быстро устремляется в бутылку, поучается фонтан.
- Наказанное любопытство: Понадобится пластиковая бутылка с крышкой, отверстиями в дне, наполненная водой. При открывании крышки вода льётся на ноги любопытному.
Дети обсуждают и объясняют эти опыты.
3. Скажите, пожалуйста. что мы изучили на сегодняшнем уроке?
- Что такое атмосфера?
- Что такое воздух?
- Есть ли у атмосферы чёткая граница?
- Какова плотность воздуха?
- Чему равна масса 1 кубического метра воздуха?
- Почему атмосфера давит на нашу планету?
- Как можно обнаружить атмосферное давление?
- Как можно использовать атмосферное давление?
- Какое значение имеет для Земли атмосфера?
Молодцы!
Ваше домашнее задание состоит из двух частей:
параграф №40 выучить и подготовить занимательный опыт на использование атмосферного давления. Занимательные опыты можно найти в книгах «Занимательная физика» Перельмана и других.
Использованные источники информации:
- http://class-fizika.narod.ru/o23.htm
- http://www.pronasosi.ru/
- Том Тит «Научные забавы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Атмосфера Земли. Атмосферное давление."
Данная презентация используется для проведения уроков физики в 7 классе на тему; "Атмосферное давление"...
Урок по физике на тему "Атмосфера Земли. Атмосферное давление". (7-й класс)
Урок для 7-го класса построен с использованием технологии проблемного обучения. Создание проблемных ситуаций на каждом этапе урока способствует усвоению материала в яркой, эмоциональной форме, а...
Урок "Атмосфера и атмосферное давление"
Весь урок построен на основе презентации «Атмосфера и атмосферное давление». Презентация включает 27 слайдов, расположенных согласно плана урока. В первой части проводится обобщение теоретического мат...
Атмосфера и атмосферное давление
Урок физики в 7 классе....
Урок физики в 7 классе "АТМОСФЕРА И АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ".
Атмосфера оживляет землю. Океаны, моря, реки, ручьи, леса, растения, животные, человек все живет в атмосфере и благодаря ей. Земля плавает в воздушном океане; его волны омыва...
Атмосфера и атмосферное давление.
Атмосфера и атмосферное давление. Данный урок предлагается провести в 7-м классе при изучении атмосферного давления....
Методическая разработка урока по физике: "Атмосфера земли. Атмосферное давление."
Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятиями атмосфера земли и атмосферное давление. Цель нашего урока: Рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, и выяснить влияние земной атмосферы на жив...