Атмосфера и атмосферное давление.
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

разработка урока  физики в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл atmosfera_i_atmosfernoe_davlenie.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока физики в 7 классе по теме «Атмосфера и атмосферное давление»

Автор Иванова Е.В.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цель урока: осуществление на данном учебном материале умственного и нравственного воспитания детей, развитие мышления и самостоятельности суждения, формирование представления о атмосферном давлении и его проявлениях.

Оборудование: воздушный насос; 2 пробирки; бутылка с трубкой и клапаном; пипетка; шприц; ливер; сосуд с водой; цилиндр с поршнем; 13 комплектов раздаточного материала: пипетка, шприц, 2 пробирки на подставке, стеклянная трубочка, стаканчик.

План урока:

  1. Организационный момент, объявление темы урока./5 минут.
  2. Объяснение нового материала и его закрепление./30 минут.
  3. Обобщение и закрепление изученного материала, разъяснение домашнего задания, подведение итогов урока./10 минут.

Ход урока.

1.Мы с вами несколько уроков подряд изучаем давление. Что вы знаете о давлении? (Давление оказывают твёрдые тела и жидкости) Хорошо, но попробуйте тогда, пользуясь имеющимися знаниями, объяснить следующий эксперимент:

Желательно заранее предложить детям этот эксперимент в качестве домашнего задания.

Накройте стакан с водой (необязательно полный) куском картона.
Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан.
Теперь уберите руку.
Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается.
Почему?  (
При выполнении опыта часть воды из стакана выльется и внутри возникнет небольшое разряжение воздуха, этого достаточно для того, чтобы атмосферное давление прижало лист, удерживая воду)

На какие ещё чудеса способно атмосферное давление? Именно в этом нам и предстоит разобраться на сегодняшнем уроке. Запишите тему урока «Атмосфера и атмосферное давление».

2.Слово атмосфера состоит из двух частей:  в переводе с греческого «атмос» - пар, «сфера» -  шар.

Атмосфера это газовая оболочка Земли. На уроках природоведения и географии вам уже рассказывали о воздушной оболочке нашей планеты. Что же такое воздух?

(Воздух это смесь газов)

Верно, и смесь эта довольно разнообразна по составу: азот – 78%, кислород – 21%, углекислый газ и другие газы.

Изучая газообразное строение вещества, мы узнали, что газы, в отличие от жидкостей и твёрдых тел, не имеют формы и не сохраняют объём. Почему тогда наша атмосфера не улетает в космическое пространство? (Дети выдвигают всевозможные гипотезы)

Скорость движения молекул велика, но недостаточно. Для преодоления притяжения Земли необходимо развить значительно большую скорость – 11,2 км/с. Наша атмосфера действительно испаряется, но очень медленно, запасов воздуха хватит, при правильном обращении с природой, на несколько миллионов лет.

Исследования околоземного пространства с помощью искусственных спутников Земли показало, что атмосфера:

а) простирается на несколько тысяч километров в высоту;

б) не имеет резкой границы, плавно переходя в безвоздушное пространство;

в) плотность атмосферы убывает с высотой, воздух становится более разряжённым, 80% всей массы сосредоточено в пределах 15 км над Землёй. Этот слой получил название «тропосфера». В верхних слоях тропосферы температура понижается до -55 градусов.

Именно в тропосфере живём мы с вами. На больших высотах, из-за разряженного воздуха жизнь невозможна.

Атмосфера определяет все жизненные процессы на Земле. Она защищает нас от резких перепадов температуры при восходе и заходе Солнца. На Луне, не имеющей атмосферы, на ночной стороне температура опускается до -170 градусов, а на дневной стороне повышается до +120. Какой живой организм справился бы с  такими условиями?

Нам следует ценить и беречь, доставшееся богатство.

Наличие атмосферы человек принимает как должное, мы выросли в таких условиях, нам всё кажется привычным и естественным. Маленькая плотность атмосферы не всегда позволяет «почувствовать» её существование. Установлено, сто при 0 градусов масса каждого кубического метра воздуха (на уровне моря) составляет, в среднем, 1,29 кг. В среднем кабинете умещается около 180 кубических метров, прикиньте, какова масса воздуха в этом кабинете (дети «на глаз» определяют длину, высоту и ширину класса, вычисляют объём комнаты, находят массу воздуха 232,2 кг)

Из-за притяжения к Земле верхние слои воздуха давят на средние, а те на нижние. Наибольшее давление испытывает поверхность Земли и все тела, находящиеся на ней. На нас давит вся толща воздуха!

Давление, оказываемое атмосферой Земли на все, находящиеся на ней предметы, называется атмосферным давлением.

Существование атмосферного давления объясняет многие явления, в том числе и наш опыт со стаканом.

Попробуйте объяснить ещё несколько любопытных и распространённых применений атмосферного давления:

  1. Принцип действия шприца.
  2. Принцип действия пипетки.
  3. Принцип действия ливера.

Учитель демонстрирует опыты сам, затем предлагает ученикам попрактиковаться с приборами на их столах и объяснить принцип их действия, выделяя ведущую роль атмосферного давления.

Многих людей увлекали вопросы, связанные с атмосферным давлением. Создано очень много приборов, использующих атмосферное давление. Для  самых увлечённых придуманы опыты-фокусы.

  1. Фонтан в бутылке: Понадобится прозрачная стеклянная бутылка, жёсткая трубочка, вставленная в пробку бутылку, шланг, сосуд с водой. Из бутылки откачать воздух, перекрыть шланг, опустить конец трубки в ёмкость с водой и открыть шланг: вода быстро устремляется в бутылку, поучается фонтан.
  2. Наказанное любопытство: Понадобится пластиковая бутылка с крышкой, отверстиями в дне, наполненная водой. При открывании крышки вода льётся на ноги любопытному.

Дети обсуждают и объясняют эти опыты.

3.  Скажите, пожалуйста. что мы изучили на сегодняшнем уроке?

  • Что такое атмосфера?
  • Что такое воздух?
  • Есть ли у атмосферы чёткая граница?
  • Какова плотность воздуха?
  • Чему равна масса 1 кубического метра воздуха?
  • Почему атмосфера давит на нашу планету?
  • Как можно обнаружить атмосферное давление?
  • Как можно использовать атмосферное давление?
  • Какое значение имеет для Земли атмосфера?

Молодцы!

Ваше домашнее задание состоит из двух частей:

параграф №40 выучить и подготовить занимательный опыт на использование атмосферного давления. Занимательные опыты можно найти в книгах «Занимательная физика» Перельмана и других.

Использованные источники информации:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Атмосфера Земли. Атмосферное давление."

Данная презентация используется для проведения уроков физики в 7 классе на тему; "Атмосферное давление"...

Урок по физике на тему "Атмосфера Земли. Атмосферное давление". (7-й класс)

Урок для 7-го класса построен с использованием технологии проблемного обучения. Создание проблемных ситуаций на каждом этапе урока способствует усвоению материала в яркой, эмоциональной форме, а...

Урок "Атмосфера и атмосферное давление"

Весь урок построен на основе презентации «Атмосфера и атмосферное давление». Презентация включает 27 слайдов, расположенных согласно плана урока. В первой части проводится обобщение теоретического мат...

Атмосфера и атмосферное давление

Урок физики в 7 классе....

Урок физики в 7 классе "АТМОСФЕРА И АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ".

Атмосфера оживляет землю. Океаны, моря, реки, ручьи, леса, растения, животные, человек все живет в атмосфере и благодаря ей. Земля плавает в воздушном океане; его волны омыва...

Атмосфера и атмосферное давление.

Атмосфера и атмосферное давление. Данный урок предлагается провести в 7-м классе при изучении атмосферного давления....

Методическая разработка урока по физике: "Атмосфера земли. Атмосферное давление."

Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятиями атмосфера земли и атмосферное давление. Цель нашего урока: Рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, и выяснить влияние земной атмосферы на жив...