Программа по географии, 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс)

Рипп Наталья Михайловна

Программа для обучения детей с нарушениями интеллектуального развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_6_kl.docx39.08 КБ

Предварительный просмотр:

География, 6 класс

  1. Пояснительная записка     
        Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273 и предназначена для обучения детей с нарушениями интеллектуального развития. В учебном плане КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» в образовательных компонентах 6 класса имеется предмет  «География».
    Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе Программы для обучения учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) под редакцией Бгажноковой И.М., Москва, Просвещение, 2013 г. Предлагаемая рабочая программа и тематическое планирование ориентированы на  учебник Т.М. Лифановой, Е.Н. Соломиной "География" 6 класс - М., Просвещение, 2009г.
       Целью изучения начального курса географии является расширение представлений об окружающем мире.
    Задачи изучения:
    -  сообщить краткие сведения о Луне и Солнце,
    - научить ориентироваться на местности,
    - формировать представление о географических картах и планах,
    - познакомить с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами.

    Настоящая программа рассчитана на учащихся 6 классов. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока. На курс отведено 2 часа в неделю,   -- часов в год.
    Iч.-   __ ч.            IIч.-  ___ч.                            IIIч.- __ ч.             IVч.- ___ ч.                          


  1. Календарно-тематическое планирование

№ урока

тема

кол-во часов

дата

словарная работа

наглядность

практическая работа

д/з

Введение, 4 ч.

1

Что изучает география?

1

 

география

 

знакомство с новым учебником

 

2

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Признаки времен года.

1

 

погода, метеостанция, метеоролог

 

ведение календаря природы

 

3

Явления природы: ветер, дождь. Вода. Меры предосторожности.

1

 

ветер, шторм, ураган

 

опыт "Образованиие ветра"

 

4

Географические сведения о своей местности и труде населения.

1

 

 

 

экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений

 

Ориентирование на местности, 5 ч.

5

Горизонт. Линия горизонта.

1

 

Горизонт. Линия горизонта.

 

зарисовка линии горизонта

 

6

Стороны горизонта.

1

 

ориентирование

 

зарисовка сторон горизонта

 

7

Компас и правила пользования им.

1

 

компас

компас

схематическая зарисовка компаса

 

8

Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам

1

 

 

 

определение сторон горизонта по местным признакам природы

 

9

Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и его основных направлениях

1

 

 

 

Упражнение в определении направления на местности

 

Формы поверхности Земли, 4 ч.

10

Рельеф местности, его основные формы (плоские и холмистые), холмы.

1

 

равнина, холм, возвышенность, плоскогорье

схема "Строение холма"

показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор)

 

11

Горы. Понятие о землетрясениях, извержениях вулканов.

1

 

 горы, землетрясение, вулкан,  ледник

 схема "Строение вулкана"

выполнение макета горного хребта из пластилина или песка

 

12

Овраги, их образование.

1

 

овраг

 

зарисовать схему оврага, подписать его части

 

13

Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.

1

 

наблюдение форм рельефа своей местности

 

План и карта, 9 ч.

14

Рисунок и план предмета.

1

 

план, аэрофотосъёмка

 

 

 

5

Масштаб. (Использование плана в практической деятельности человека.)

1

 

масштаб

 

 

 

16

План класса.

1

 

 

 

выполнение плана класса

начертить план своей комнаты

17

План школьного участка.

1

 

 

 

выполнение плана участка

 

18

Условные знаки плана местности.

1

 

картограф

 

зарисовать условные знаки в тетрадь

 

19

План и географическая карта.

1

 

карта, атлас

карты (физическая, растительного и животного мира, геологическая, политическая)

чтение простейших планов

 

20

Условные цвета физической карты.

1

 

 

 

 

 

21

Условные знаки физической карты.

1

 

 

 

 

 

22

Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

1

 

 

физическая карта России

 

 

Вода на Земле, 10 ч.

23

Вода на Земле.

1

 

 

 

 

 

24

Родник, его образование.

1

 

родник

 схема "Образование подземных вод"

 

 

25

Колодец. Водопровод.

1

 

 

схема "Строение водопровода"

зарисовка схемы колодца

 

26

Река, её части. Горные и равнинные реки.

1

 

исток, устье, русло, водопад, ледник

схема "Части реки", карта Омской области

упражнения в определении направления течения реки (на примере Оми), различение берегов и других частей

 

27

Использование рек.

1

 

ГЭС, водохранилище, канал

схема "Использование рек"

 

 

28

Озёра, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.

1

 

озеро, пруд

схема "Польза и вред водохранилища"

 

 

29

Болота, их осушение.

1

 

болото

схема "Образование болота"

 

 

30

Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами.

1

 

океан, море, цунами

схема "Виды морей"

показ на физической карте Росссии различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т.п.)

 

31

Острова и полуострова.

1

 

 

остров, полуостров, залив, пролив, материк

зарисовать схему "Берег моря"

 

32

Водоёмы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

1

 

 

 

экскурсия к озеру Калач

 

Земной шар, 14 ч.

33

Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне.

1

 

космос, атмосфера, планета, Солнечная система, астрономия

 

 

 

34

Планеты.

1

 

астероид

 

 

 

35

Земля – планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса.

1

 

Советский Союз

 

знакомство с публикациями об освоении космоса в периодической печати

 

36

Глобус – модель земного шара. (Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.)

1

 

глобус, полюс, земная ось

глобус

изготовление из пластилина модели земного шара с обозначением экватора и полюсов

 

37

Физическая карта полушарий.

1

 

полушарие

 

 

 

38

Распределение воды и суши на земле.

1

 

материк, часть света

 

 

 

39

Океаны на глобусе и карте полушарий.

1

 

 

схема "Мировой океан"

 

 

40

Материки на глобусе и карте полушарий.

1

 

части света

 

на контурной карте подписать материки

 

41

Первые кругосветные путешествия.

1

 

 

 

на контурной карте нанести путь кораблей экспедиции Ф.Магеллана

 

42

Значение Солнца для жизни на Земле.

1

 

 

 

 

 

43

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

1

 

погода, климат

схема "От чего зависит климат"

 

 

44

Пояса освещенности (жаркий, умеренные, холодные). Изображение их на глобусе и карте полушарий.

1

 

 

 

начертить в тетради схему "Пояса освещенности"

 

45

Природа тропического пояса.

1

 

саванны, пустыни, Красная книга, национальный парк

 

 

 

46

Природа умеренных и полярных поясов.

1

 

буран

 

выписать в тетрадь названия животных умеренных и полярных поясов

 

Карта России, 23 ч.

47

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России – Москва.

1

 

тундра

 

 

 

48

Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.

1

 

государственная граница

 

 

 

49

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.

1

 

 

 

 

 

50

Моря Тихого и Атлантического океанов

1

 

бухта

 

 

 

51

Острова и полуострова России.

1

 

навигация

 

 

 

52

Работа с контурными картами.

1

 

 

 

обозначение границ нашей Родины на  контурной карте, названий морей, пограничных государств, крупных городов-портов, островов и полуостровов

 

53

Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.

1

 

 

 

 

 

54

Работа с контурными картами.

1

 

 

 

 

 

55

Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны.

1

 

 

 

 

 

56

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).

1

 

 

 

 

 

57

Работа с контурными картами.

1

 

 

 

обозначение гор на контурной карте, изготовление условных знаков полезных ископаемых

 

58

Река Волга.

1

 

 

 

 

 

59

Реки: Дон, Днепр, Урал.

1

 

 

 

 

 

60

Реки Сибири: Обь, Енисей.

1

 

 

 

 

 

61

Реки Лена и Амур.

1

 

 

 

 

 

62

Озёра  Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийской море.

1

 

зодчество

 

 

 

63-66

Крупные города России.

4

 

 

 

 

 

67

Работа с контурными картами.

1

 

 

 

обозначение крупнейших рек, озер, городов России

 

68

Наш край на физической карте России.

1

 

 

карта Омской области

 

 

69

Повторение начального курса физической географии.

1

 

 

 

 

 

  1. Содержание программы

 

Введение - 4 часа

География - наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности; времена года; явления природы.    

Ориентирование на местности - 5 часов

Понятие о горизонте и его основных направлениях; знакомство с компасом; упражнение в определении сторон горизонта по солнцу, компасу и местным признакам.     

Формы поверхности Земли - 4 часа

Знакомство с различными формами земной поверхности (равнины, холмы, горы). Понятие о землетрясениях и вулканах.     

Вода на Земле - 10 часов

Образование родников; устройство колодцев и водопровода; части реки; использование водоемов; явления природы: ураганы, штормы.    

План и карта - 9 часов

Определение направлений на местности, плане и карте; измерение расстояний на местности и изображение их на плане; чтение простейших планов по условным знакам.     

Земной шар - 14 часов

Краткие сведения о космосе, планетах; глобус как модель земного шара; особенности изображения воды и суши на глобусе и карте полушарий; материки; понятие о климате; пояса освещенности.     

Карта России  - 20 часов

Географическое положение, границы; особенности природных условий, поверхности; крупнейшие месторождения полезных ископаемых; реки, озера, острова и полуострова России.

  1. Основные требования к знаниям и умениям учащихся

    Учащиеся должны знать:

• что изучает география;

• горизонт, линию и стороны горизонта;

• основные формы земной поверхности;

• виды водоемов, их различия;

• меры по охране воды от загрязнения;

• правила поведения в природе;

• Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;

• кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;

• значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос, имена первых космонавтов;

• различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;

• расположение поясов освещенности на глобусе и картеполушарий;

• основные типы климатов;

• географическое положение нашей страны на физиче¬ской карте России и карте полушарий.      

   

Учащиеся должны уметь:

• определять стороны горизонта, ориентироваться по солнцу, компасу и местным признакам природы;

• выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;

• делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;

• читать планы местности (для начальных классов массовой школы);

• ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе;

• читать условные цвета и знаки географической карты;

• составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;

• показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте.

  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1. Программы для обучения учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) под редакцией Бгажноковой И.М., Москва, Просвещение, 2013 г.

2. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина "География" учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  - М., Просвещение, 2009г.

3. Т.А.Бороздина. Уроки географии в 6 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: ВЛАДОС, 2014 г.

4. Почему Солнце встает и садится? и другие вопросы про время и времена года. Серия энциклопедий "Я хочу знать". - М., Махаон, 2011 г.

  1. Материально-техническое обеспечение

Демонстрационные и печатные пособия:

Плакаты «Стороны горизонта» , «Холм», «Овраг», «Родник», «Колодец», «Использование рек», «План и карта»

Глобус

Карта полушарий

Физическая карта России

Набор открыток (города Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск )

Контурные карты

Технические средства:

Компас

Модели планет

Ноутбук

Мультимедийный проектор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....