конспект урока "Географические координаты"
план-конспект урока по географии (6 класс)

Органова Оксана Ивановна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geograficheskie_koordinaty_-_konspekt.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Географические координаты». 6 класс

Тип: комплексное применение знаний

Вид: урок изучения нового материала с элементами практикума.

Методы: репродуктивный (беседа)

частично-поисковый (работа по карте)

Цели: образовательная: повторение и систематизация полученных знаний и умений на                  предыдущем уроке, сформировать у учащихся понятия «географическая широта», «географическая долгота»,  «географические координаты».

комплексное применение знаний в практической деятельности,

формирование умений работы с картой

развивающая: развитие пространственного картографического мышления,    

            внимания, памяти; научить учащихся определять направления, измерять расстояния.

воспитательная: формирование познавательного интереса в форме

           сотрудничества, атмосферы увлеченности и ощущения

      успешности.

Средства обучения:  физическая карта полушарий, Сиротин В.И. «Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. География начальный курс. 6 класс», М. Дрофа, 2010 г ,Учебник Т.П. Герасимова,  «Начальный курс географии»  6-й класс. - М.: «Просвещение», 2009 г,  атласы  «Физическая география. Начальный курс» 6-й класс, презентация к уроку, мультимедиапроектор.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика.

1.Организационный момент

Приветствует детей. Проверяет готовность к уроку

Демонстрируют готовность к уроку.

2.Актуализация знаний

Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку будет следующее стихотворение:

 На карте – огромная планета Земля:

 Реки и горы, равнины, моря.

Точка на карте зовется «объект»

- Такое понятие ввёл человек.

- Сегодня мы с вами узнаем о том,

Что каждая точка имеет свой дом,

Чтобы её отыскать в целом мире,

Ей указали этаж и квартиру.

Сложно найти этот адрес ребятам,

 Если не следовать координатам

. Этаж называется широтой,

 Номер квартиры – её долготой.

Как отыскать в дом заветный ключик?

 Карта и глобус нас этому учат.

Нам остается припомнить немного,

Какие ведут к каждой точке дороги.

 Как только дороги пересекутся,

Искомые точки сразу найдутся.

Слайд 1

-Итак, тема сегодняшнего урока «Географические координаты».

-Откройте тетради и запишите тему урока.

 -Кто внимательно слушал стихотворение, тот наверное сможет сказать из чего складывается адрес любой точки на карте? Поэтому, сегодня на уроке мы с вами должны: Вспомни! Что такое меридиан, параллель, экватор, полюс? Узнай! Что такое долгота, широта? Научись делать! Определять географические координаты.

 

Слушают стихотворение.

Записывают тему урока.

3. Изучение нового материала.

  1. Закрепление

  1. Д/З

  1. Итог урока.

Слайд 2

- Географические координаты - это географическая широта (северная и южная) и географическая долгота (восточная и западная) – это географический адрес объекта на глобусе или карте.

-Первая часть адреса начинается с географической широты

Слайд 3

Географическая широта – это величина дуги меридиана от экватора к северу или к югу до заданной точки (или параллель, на которой расположен географический объект)

-Вспомните, какая параллель находиться в центре?

-На какие полушария она делит?

Слайд 4

Экватор делит Землю на северное и южное полушарие.

Правило 1: Точки, расположенные к северу от экватора, находятся в северном полушарии, следовательно, имеют северную широту, которая сокращенно записывается – с.ш.

-На основе этого сформулируйте правило для точек с южной широтой.

Правило 2: Точки, расположенные к югу от экватора, находятся в южном полушарии, следовательно, имеют южную широту, которая сокращенно записывается – ю.ш.

-Параллели, как Вы уже знаете, имеют величину в градусах.

-Откуда начинается отсчет?

ПОМНИТЕ! Отсчет всегда от экватора

Слайд 5

-Для того чтобы определить широту, необходимо выполнить следующие действия:

  • Найти объект на карте.
  • Определить в каком он полушарии? (Такая и будет широта: северная или южная)
  • Определить, на какой параллели расположен объект? (такова его и широта)

Слайд 6

-А теперь эти действия попробуем закрепить на практике. Перед вами часть глобуса, на котором расположена точка А.

-Ответьте на вопросы учителя, а Всезнайка поможет если возникла трудность.

(Ответы появляются по щелчку, рекомендуется их открывать после ответа обучающихся)

-Посмотрите на карту в атласе и скажите: всегда ли точка располагается на обозначенной в ней параллели?

Слайд 7

-А сейчас  перед вами точка В.

-Ответьте на вопросы учителя, а Всезнайка поможет если возникла трудность

(Ответы появляются по щелчку, рекомендуется их открывать после ответа обучающихся.)

(Если последний вопрос вызывает затруднение в пояснении, то открывается последний ответ с гиперссылкой на слайд с мультимедийным показом последовательных правил для этого). Слайд 8

( скрыт, так как может и не воспроизводиться. Он полностью создан на автоматических переключениях, для возращения назад – внизу расположен специальный знак).

-А сейчас попробуем все эти действия применить на практике.

Слайд 9 -10

-Откройте карту полушарий и найдите географические объекты из таблицы

(Этот процесс обязательно сопровождается показом учителя на настенной карте этих географических объектов).

-Заполните таблицу

(Необходимо выслушать готовые результаты у обучающихся а потом их сверить со слайдом 10, который скрыт, так как используется при необходимости).

-Достаточно ли знать только широту, чтобы найти объект на карте? Почему?

-Поэтому вторая координата, которую необходимо найти, называется географической долготой.

Слайд 11

Географическая долгота – это величина дуги параллели от нулевого меридиана к западу или к востоку до заданной точки (или меридиан, на которой расположен географический объект)

-Вспомните, какой меридиан является начальным?

-На какие полушария он делит?

Слайд 12

-Гринвичский меридиан делит Землю на восточное и западное полушарие. Линия перемены дат является границей между ними.

Правило 3: Точки, расположенные к запада от нулевого меридиана, находятся в западном полушарии, следовательно, имеют западную долготу, которая сокращенно записывается – з.д.

-На основе этого сформулируйте правило для точек с восточной долготой.

Правило 4: Точки, расположенные к востоку от нулевого меридиана, находятся в восточном полушарии, следовательно, имеют восточную долготу, которая сокращенно записывается – в.д.

-Меридианы, как Вы уже знаете, имеют величину в градусах

Откуда начинается отсчет? (от нулевого меридиана)

ПОМНИТЕ! Отсчет всегда начинается от нулевого меридиана

Слайд 13

-Для того чтобы определить долготу, необходимо выполнить следующие действия:

  • Найти географический объект на карте.
  • Определить, в каком полушарии расположен объект. (Это определит западную или восточную долготу).
  •  Найти меридиан, который проходит через объект. (Это и будет долгота)

Слайд 14

-А теперь эти действия попробуем закрепить на практике. Перед вами часть глобуса, на котором расположена точка А.

-Ответьте на вопросы учителя, а Всезнайка поможет если возникла трудность

(Ответы появляются по щелчку, рекомендуется их открывать после ответа обучающихся).

-Посмотрите на карту в атласе и скажите: всегда ли точка располагается на обозначенном в ней меридиане? (нет, может и между ними)

Слайд 15

-А сейчас  перед вами точка В

-Ответьте на вопросы учителя, а Всезнайка поможет если возникла трудность

(Ответы появляются по щелчку, рекомендуется их открывать после ответа обучающихся).

(Если последний вопрос вызывает затруднение в пояснении, то открывается последний ответ с гиперссылкой на слайд с мультимедийным показом последовательных правил для этого)

. Слайд 16

( скрыт, так как может и не воспроизводиться. Он полностью создан на автоматических переключениях, для возращения назад – внизу расположен специальный знак).

-А сейчас попробуем все эти действия применить на практике.

Слайд 17 -18

-Откройте карту полушарий и найдите географические объекты из таблицы

(Этот процесс обязательно сопровождается показом учителя на настенной карте этих географических объектов).

-Заполните таблицу

(Необходимо выслушать готовые результаты у обучающихся, а потом их сверить со слайдом 18, который скрыт, так как используется при необходимости).

-А теперь проанализируйте две таблицы (слайды 9 и 17).

-Что мы определили одним словом?

Слайд 19

-У нас получилась таблица, в которой мы указали географические адреса объектов.

-Найдя географический объект на карте, мы можем определить его координаты.

Слайд 20-22

( используется при необходимости. Слайды скрыты, так как могут и не воспроизводиться. Они полностью созданы на автоматических переключениях, для возращения назад  и переходов – внизу расположен специальный знак).

Слайд 23-24

-А сейчас предлагаю определить географические координаты

-Откройте карту полушарий и найдите географические объекты из таблицы

(Этот процесс обязательно сопровождается показом учителя на настенной карте этих географических объектов).

-Заполните таблицу

Необходимо выслушать готовые результаты у обучающихся а потом их сверить со слайдом 24, который скрыт, так как используется при необходимости.

-Скажите, а можно ли наоборот, зная координаты найти объект на карте?

-Давайте посмотрим, как вини-пух по координатам найдет объект на карте.

Слайд 25

Все действия на слайде происходят автоматически. Переход  «далее» по щелчку мышки.

-Попробуйте составить правила нахождения объекта по координатам.

Слайд 26-28

(используется при необходимости. Слайды скрыты, так как могут и не воспроизводиться. Они полностью созданы на автоматических переключениях, для возращения назад  и переходов – внизу расположен специальный знак).

Материал слайда

Правила:

А) Найти широту:

  • Найти экватор.
  •  Определить, в каком направлении двигаться: к северу или к югу.
  • Найти параллель с заданной величиной.
  • Мысленно или карандашом провести новую параллель с заданной величиной

Б) Найти долготу:

  • Найти нулевой меридиан.
  • Определить, в каком направлении двигаться: к западу или востоку.
  • Найти меридиан с заданной величиной.
  • Мысленно или карандашом провести новый меридиан с заданной величиной

В) Соединить проведенные параллель и меридиан  до точки пересечения. В ней и будет расположен объект

-А сейчас эти правила применим на практике

Слайд 29-30

-А сейчас предлагаю найти объекты по географическим координатам

-Откройте карту полушарий

-Заполните таблицу

(Необходимо выслушать готовые результаты у обучающихся а потом их сверить со слайдом 30, который скрыт, так как используется при необходимости).

-Оказывается, с помощью координат, можно находить протяженность, например Африки.

Слайд 31-32

(Все действия на слайдах происходят автоматически. Переход  «далее» по щелчку мышки).

-Много нового мы сегодня узнали и научились делать

Вопросы для закрепления:

-Что называется географическими координатами (широтой, долготой)?

-Как правильно определить широту (долготу)? Какие действия при этом необходимо выполнять?

-Как находить объекты по географическим координатам?  

Выполнить задание в рабочей тетради.:

 (Сиротин В. И., Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. География начальный курс. 6 класс, М. Дрофа  2010 г.): стр. 44 №1, 4

  1. Д/З: § 8, Заполнить таблицы в рабочей тетради, определив координаты географических объектов и географические объекты по координатам  (Сиротин В. И. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. География начальный курс. 6 класс М. Дрофа,  2010 г) на стр.13, 14. 

Дополнительное для желающих:

1-вариант: Определите протяженность Южной Америки с севера на юг по 60° з.д.

2- вариант: Определите протяженность Южной Америки с запада на восток по 10° ю.ш.

(Оценивание хода урока и успехов отдельных учащихся; выставление отметок в журнал и дневники.)

 

-экватор

На северное и южное.

-Правило №1 записывают в тетради

-Формулируют правило для точек с южной широтой.

-правило №2 записывают в тетради

-отвечают на поставленный вопрос.

-(от экватора)

Отвечают на вопросы, проверяют ответы.

-нет, может и между ними.

Отвечают на вопросы, проверяют ответы.

(Заполнение таблицы с проверкой

-(нет, так как придется «обойти» всю параллель по окружности)

-Нулевой меридиан или гринвичский.

-на западное и восточное.

-Правило №3 записывают в тетради

-Формулируют правило для точек с восточной долготой.

-Правило №4 записывают в тетради

(от нулевого меридиана)

Отвечают на вопросы, проверяют ответы.

Отвечают на вопросы, проверяют ответы.

(Заполнение таблицы с проверкой)

Анализируют таблицы

-(координаты)

Работа с картой, нахождение географических объектов.

(Заполнение таблицы и проверка)

-можно

(Наблюдают за алгорифмом нахождения объекта по координатам)

-составляют правило нахождения объекта по координатам.

(Заполнение таблицы и проверка)

Наблюдают прием определения протяженности с помощью координат.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполнение задания на контурной карте в рабочей тетради стр.44, №1,4.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока геометрии "Координаты вектора" в 9 классе

План - конспект урока по геометрии в 9 классе "Координаты вектора" 1.      Цель  урока: сформировать навыки решения задач по нахождению координат векторов, в том чис...

План-конспект урока "Метод координат"

План-конспект урока с презентацией по теме "Метод координат"  (УМК Л. Л. Босова 5 класс)...

Конспект урока по геометрии 9 класс по теме: : Связь между координатами вектора координатами его начала и конца.

Конспект урока по геометрии 9 класс по теме: : Связь между координатами вектора координатами его начала и конца....

Координаты точек на плоскости. Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца.

Координаты точек на плоскости. Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца....

Конспект урока. "Координаты на прямой". Математика 6 класс

Данный  урок  является  первым  уроком во второй главе «Рациональные числа» и первый урок в теме « Положительные  и отрицательные числа».  Тема : «Координаты на пря...

9 класс. Самостоятельная работа (С-3). Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Простейшие задачи в координатах.

9 класс. Самостоятельная работа (С-3). Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Простейшие задачи в координатах. Дидактические материалы. Б.Г. Зив...