конспект урока "Географические координаты"
план-конспект урока по географии (6 класс)
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Географические координаты». 6 класс
Тип: комплексное применение знаний
Вид: урок изучения нового материала с элементами практикума.
Методы: репродуктивный (беседа)
частично-поисковый (работа по карте)
Цели: образовательная: повторение и систематизация полученных знаний и умений на предыдущем уроке, сформировать у учащихся понятия «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты».
комплексное применение знаний в практической деятельности,
формирование умений работы с картой
развивающая: развитие пространственного картографического мышления,
внимания, памяти; научить учащихся определять направления, измерять расстояния.
воспитательная: формирование познавательного интереса в форме
сотрудничества, атмосферы увлеченности и ощущения
успешности.
Средства обучения: физическая карта полушарий, Сиротин В.И. «Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. География начальный курс. 6 класс», М. Дрофа, 2010 г ,Учебник Т.П. Герасимова, «Начальный курс географии» 6-й класс. - М.: «Просвещение», 2009 г, атласы «Физическая география. Начальный курс» 6-й класс, презентация к уроку, мультимедиапроектор.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика. |
1.Организационный момент | Приветствует детей. Проверяет готовность к уроку | Демонстрируют готовность к уроку. |
2.Актуализация знаний | Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку будет следующее стихотворение: На карте – огромная планета Земля: Реки и горы, равнины, моря. Точка на карте зовется «объект» - Такое понятие ввёл человек. - Сегодня мы с вами узнаем о том, Что каждая точка имеет свой дом, Чтобы её отыскать в целом мире, Ей указали этаж и квартиру. Сложно найти этот адрес ребятам, Если не следовать координатам . Этаж называется широтой, Номер квартиры – её долготой. Как отыскать в дом заветный ключик? Карта и глобус нас этому учат. Нам остается припомнить немного, Какие ведут к каждой точке дороги. Как только дороги пересекутся, Искомые точки сразу найдутся. Слайд 1 -Итак, тема сегодняшнего урока «Географические координаты». -Откройте тетради и запишите тему урока. -Кто внимательно слушал стихотворение, тот наверное сможет сказать из чего складывается адрес любой точки на карте? Поэтому, сегодня на уроке мы с вами должны: Вспомни! Что такое меридиан, параллель, экватор, полюс? Узнай! Что такое долгота, широта? Научись делать! Определять географические координаты. |
Слушают стихотворение. Записывают тему урока. |
3. Изучение нового материала.
| Слайд 2 - Географические координаты - это географическая широта (северная и южная) и географическая долгота (восточная и западная) – это географический адрес объекта на глобусе или карте. -Первая часть адреса начинается с географической широты Слайд 3 Географическая широта – это величина дуги меридиана от экватора к северу или к югу до заданной точки (или параллель, на которой расположен географический объект) -Вспомните, какая параллель находиться в центре? -На какие полушария она делит? Слайд 4 Экватор делит Землю на северное и южное полушарие. Правило 1: Точки, расположенные к северу от экватора, находятся в северном полушарии, следовательно, имеют северную широту, которая сокращенно записывается – с.ш. -На основе этого сформулируйте правило для точек с южной широтой. Правило 2: Точки, расположенные к югу от экватора, находятся в южном полушарии, следовательно, имеют южную широту, которая сокращенно записывается – ю.ш. -Параллели, как Вы уже знаете, имеют величину в градусах. -Откуда начинается отсчет? ПОМНИТЕ! Отсчет всегда от экватора Слайд 5 -Для того чтобы определить широту, необходимо выполнить следующие действия:
Слайд 6 -А теперь эти действия попробуем закрепить на практике. Перед вами часть глобуса, на котором расположена точка А. -Ответьте на вопросы учителя, а Всезнайка поможет если возникла трудность. (Ответы появляются по щелчку, рекомендуется их открывать после ответа обучающихся) -Посмотрите на карту в атласе и скажите: всегда ли точка располагается на обозначенной в ней параллели? Слайд 7 -А сейчас перед вами точка В. -Ответьте на вопросы учителя, а Всезнайка поможет если возникла трудность (Ответы появляются по щелчку, рекомендуется их открывать после ответа обучающихся.) (Если последний вопрос вызывает затруднение в пояснении, то открывается последний ответ с гиперссылкой на слайд с мультимедийным показом последовательных правил для этого). Слайд 8 ( скрыт, так как может и не воспроизводиться. Он полностью создан на автоматических переключениях, для возращения назад – внизу расположен специальный знак). -А сейчас попробуем все эти действия применить на практике. Слайд 9 -10 -Откройте карту полушарий и найдите географические объекты из таблицы (Этот процесс обязательно сопровождается показом учителя на настенной карте этих географических объектов). -Заполните таблицу (Необходимо выслушать готовые результаты у обучающихся а потом их сверить со слайдом 10, который скрыт, так как используется при необходимости). -Достаточно ли знать только широту, чтобы найти объект на карте? Почему? -Поэтому вторая координата, которую необходимо найти, называется географической долготой. Слайд 11 Географическая долгота – это величина дуги параллели от нулевого меридиана к западу или к востоку до заданной точки (или меридиан, на которой расположен географический объект) -Вспомните, какой меридиан является начальным? -На какие полушария он делит? Слайд 12 -Гринвичский меридиан делит Землю на восточное и западное полушарие. Линия перемены дат является границей между ними. Правило 3: Точки, расположенные к запада от нулевого меридиана, находятся в западном полушарии, следовательно, имеют западную долготу, которая сокращенно записывается – з.д. -На основе этого сформулируйте правило для точек с восточной долготой. Правило 4: Точки, расположенные к востоку от нулевого меридиана, находятся в восточном полушарии, следовательно, имеют восточную долготу, которая сокращенно записывается – в.д. -Меридианы, как Вы уже знаете, имеют величину в градусах Откуда начинается отсчет? (от нулевого меридиана) ПОМНИТЕ! Отсчет всегда начинается от нулевого меридиана Слайд 13 -Для того чтобы определить долготу, необходимо выполнить следующие действия:
Слайд 14 -А теперь эти действия попробуем закрепить на практике. Перед вами часть глобуса, на котором расположена точка А. -Ответьте на вопросы учителя, а Всезнайка поможет если возникла трудность (Ответы появляются по щелчку, рекомендуется их открывать после ответа обучающихся). -Посмотрите на карту в атласе и скажите: всегда ли точка располагается на обозначенном в ней меридиане? (нет, может и между ними) Слайд 15 -А сейчас перед вами точка В -Ответьте на вопросы учителя, а Всезнайка поможет если возникла трудность (Ответы появляются по щелчку, рекомендуется их открывать после ответа обучающихся). (Если последний вопрос вызывает затруднение в пояснении, то открывается последний ответ с гиперссылкой на слайд с мультимедийным показом последовательных правил для этого) . Слайд 16 ( скрыт, так как может и не воспроизводиться. Он полностью создан на автоматических переключениях, для возращения назад – внизу расположен специальный знак). -А сейчас попробуем все эти действия применить на практике. Слайд 17 -18 -Откройте карту полушарий и найдите географические объекты из таблицы (Этот процесс обязательно сопровождается показом учителя на настенной карте этих географических объектов). -Заполните таблицу (Необходимо выслушать готовые результаты у обучающихся, а потом их сверить со слайдом 18, который скрыт, так как используется при необходимости). -А теперь проанализируйте две таблицы (слайды 9 и 17). -Что мы определили одним словом? Слайд 19 -У нас получилась таблица, в которой мы указали географические адреса объектов. -Найдя географический объект на карте, мы можем определить его координаты. Слайд 20-22 ( используется при необходимости. Слайды скрыты, так как могут и не воспроизводиться. Они полностью созданы на автоматических переключениях, для возращения назад и переходов – внизу расположен специальный знак). Слайд 23-24 -А сейчас предлагаю определить географические координаты -Откройте карту полушарий и найдите географические объекты из таблицы (Этот процесс обязательно сопровождается показом учителя на настенной карте этих географических объектов). -Заполните таблицу Необходимо выслушать готовые результаты у обучающихся а потом их сверить со слайдом 24, который скрыт, так как используется при необходимости. -Скажите, а можно ли наоборот, зная координаты найти объект на карте? -Давайте посмотрим, как вини-пух по координатам найдет объект на карте. Слайд 25 Все действия на слайде происходят автоматически. Переход «далее» по щелчку мышки. -Попробуйте составить правила нахождения объекта по координатам. Слайд 26-28 (используется при необходимости. Слайды скрыты, так как могут и не воспроизводиться. Они полностью созданы на автоматических переключениях, для возращения назад и переходов – внизу расположен специальный знак). Материал слайда Правила: А) Найти широту:
Б) Найти долготу:
В) Соединить проведенные параллель и меридиан до точки пересечения. В ней и будет расположен объект -А сейчас эти правила применим на практике Слайд 29-30 -А сейчас предлагаю найти объекты по географическим координатам -Откройте карту полушарий -Заполните таблицу (Необходимо выслушать готовые результаты у обучающихся а потом их сверить со слайдом 30, который скрыт, так как используется при необходимости). -Оказывается, с помощью координат, можно находить протяженность, например Африки. Слайд 31-32 (Все действия на слайдах происходят автоматически. Переход «далее» по щелчку мышки). -Много нового мы сегодня узнали и научились делать Вопросы для закрепления: -Что называется географическими координатами (широтой, долготой)? -Как правильно определить широту (долготу)? Какие действия при этом необходимо выполнять? -Как находить объекты по географическим координатам? Выполнить задание в рабочей тетради.: (Сиротин В. И., Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. География начальный курс. 6 класс, М. Дрофа 2010 г.): стр. 44 №1, 4
Дополнительное для желающих: 1-вариант: Определите протяженность Южной Америки с севера на юг по 60° з.д. 2- вариант: Определите протяженность Южной Америки с запада на восток по 10° ю.ш. (Оценивание хода урока и успехов отдельных учащихся; выставление отметок в журнал и дневники.) |
-экватор На северное и южное. -Правило №1 записывают в тетради -Формулируют правило для точек с южной широтой. -правило №2 записывают в тетради -отвечают на поставленный вопрос. -(от экватора) Отвечают на вопросы, проверяют ответы. -нет, может и между ними. Отвечают на вопросы, проверяют ответы. (Заполнение таблицы с проверкой -(нет, так как придется «обойти» всю параллель по окружности) -Нулевой меридиан или гринвичский. -на западное и восточное. -Правило №3 записывают в тетради -Формулируют правило для точек с восточной долготой. -Правило №4 записывают в тетради (от нулевого меридиана) Отвечают на вопросы, проверяют ответы. Отвечают на вопросы, проверяют ответы. (Заполнение таблицы с проверкой) Анализируют таблицы -(координаты) Работа с картой, нахождение географических объектов. (Заполнение таблицы и проверка) -можно (Наблюдают за алгорифмом нахождения объекта по координатам) -составляют правило нахождения объекта по координатам. (Заполнение таблицы и проверка) Наблюдают прием определения протяженности с помощью координат. Отвечают на вопросы учителя. Выполнение задания на контурной карте в рабочей тетради стр.44, №1,4. Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока геометрии "Координаты вектора" в 9 классе
План - конспект урока по геометрии в 9 классе "Координаты вектора" 1. Цель урока: сформировать навыки решения задач по нахождению координат векторов, в том чис...
План-конспект урока "Метод координат"
План-конспект урока с презентацией по теме "Метод координат" (УМК Л. Л. Босова 5 класс)...
Конспект урока по геометрии 9 класс по теме: : Связь между координатами вектора координатами его начала и конца.
Конспект урока по геометрии 9 класс по теме: : Связь между координатами вектора координатами его начала и конца....
Координаты точек на плоскости. Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца.
Координаты точек на плоскости. Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца....
Конспект урока. "Координаты на прямой". Математика 6 класс
Данный урок является первым уроком во второй главе «Рациональные числа» и первый урок в теме « Положительные и отрицательные числа». Тема : «Координаты на пря...
9 класс. Самостоятельная работа (С-3). Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Простейшие задачи в координатах.
9 класс. Самостоятельная работа (С-3). Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Простейшие задачи в координатах. Дидактические материалы. Б.Г. Зив...
Тест. Координаты векторов. Связь между координатами векторов и координатами точек
Тест по теме "Координаты и векторы в пространстве"...