Погода и ее элементы. Влияние человека на погоду
план-конспект урока по географии (6 класс)
Погода и ее элементы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pogoda_6_klass.doc | 55.5 КБ |
prakticheskaya_rabota.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Погода и ее элементы. Влияние человека на погоду.
Цели урока:
- сформировать представление о погоде и ее элементах, причинах, влияющих на ее изменение;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между элементами погоды.
- развивать умение учащихся составлять и анализировать графики хода температуры воздуха;
- развивать внимание, наблюдательность, аккуратность, усидчивость при выполнении практических заданий;
- воспитывать интерес к предмету; любовь к родному краю.
Тип урока: урок-практикум.
Методы обучения: Беседа, устный опрос, практическая работа.
Оборудование: физическая карта мира, атласы, дневники наблюдения за погодой, проектор.
I.Организационный момент.
II.Фронтальный опрос.
-
– Какую оболочку Земли мы изучаем?
- Из каких частей состоит атмосфера
– Перечислите элементы состояния атмосферы.
– Что такое атмосферное давление? Как и почему оно изменяется
– Как и почему изменяется температура воздуха с высотой?
– Над Балтийским морем температура ниже, чем над Москвой. Откуда дует ветер? Как он называется. ( показ по карте)
– Составьте из звеньев причинно-следственную цепочку: (проектор)
а) воздух поднимается вверх; | б) высокая температура |
– От каких причин зависит содержание водяного пара в атмосфере.
- В какой части атмосферы происходят все эти процессы. (тропосфера)
III. Изучение нового материала.
1. Понятие погода.
Изменение температуры воздуха, атмосферного давления, ветра, количества водяного пара в воздухе, облачности, осадков происходят в нижнем слое атмосферы – тропосфере. Все эти явления характеризуют погоду.
Сегодня попробуем ответить на вопрос - что такое погода и от чего она зависит.
– Многих известных поэтов интересовали явления в атмосфере, и они описывали их в своих произведениях. Послушайте отрывки из некоторых.
“Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит...”.
А.С. Пушкин
“Внезапно небо прорвалось
С холодным пламенем и громом,
И ветер начал вкривь и вкось
Качать сады над нашим домом…”.
Н.М. Рубцов
“Полдневный час. Жара гнетет дыханье;
Глядишь, прищурясь – блеск глаза слезит,
И над землею воздух в колебаньи,
Мигает быстро, будто-бы кипит…”.
К.К. Случевский
– Ребята, какой слой атмосферы описан в стихах поэтов
Значит погода – это состояние тропосферы. Достаточно знать только это? Из прогнозов погоды, которые передают по радио и телевидению, видно, что в разных пунктах Земли погода разная.
- Опишем погоду сегодняшного дня, какой была утром и сейчас. Давайте сделаем вывод, что такое погода.
- Погода – состояние тропосферы в данной местности за определенный промежуток времени. (Слайд)
2. Изменение погоды.
– Сейчас проведем небольшое исследование. Пользуясь данными календаря погоды за 8–11 марта 2008 года, сделайте вывод о состоянии погоды. (слайд)
Дата | 8 марта | 9 марта | 10 марта | 11 марта |
Температура | +1 З | +1о | + 0о | + 5о |
– Погода изменялась.
Известный американский писатель Марк Твен писал: “Если вам не нравится погода, то подождите немного”.
- Что автор хотел сказать этими словами.( Она изменяется.)
- Что влияет на изменение погоды.
Выберите из перечисленного главную причину изменения погоды.(слайд)
1. Высота солнца над горизонтом. |
Главная причина изменения погоды – перемещение ВМ из-за неравномерного нагревания земной поверхности Солнцем. Все явления погоды находятся во взаимной связи. Известно, что при изменении направления ветра погода меняется. Происходит это потому, что ветры приносят над земной поверхностью большие объемы воздуха – ВМ – различающиеся по своим свойствам: температурой, прозрачностью, влажностью.
Воздух приобретает свои свойства в зависимости от того, над какой поверхностью он находится. Над океаном формируются влажные и прозрачные ВМ, над пустыней – горячие и сухие. Холодные, сухие и прозрачные ВМ образуются над Антарктидой и Северным Ледовитым океаном зимой. Переносит северный ветер зимой такую ВМ и устанавливается морозная ясная погода. Следом за ним подует западный ветер, принесет с Атлантического океана теплый и влажный воздух, значит, на западе России следует ожидать оттепель и осадки.
Вывод: - В воздушном океане происходит постоянно борьба между армиями неприятелей: холодных и теплых ВМ, которые, встречаясь, определяют погоду.
3.Изучение погоды.
- Люди каких профессий занимаются изучением погоды.
Работа с учебником.
-Прочитаем по учебнику, как люди изучают погоду стр 128
-Как человек влияет на погоду.
-Вмешательство человека в процессы природы крайне не желательны и могут производится крайне редко.
- Прогнозированием могут заниматься не только метеорологи, но и любой наблюдательный человек. По местным признакам можно предвидеть погоду на короткий период.
- Какие признаки хорошей и плохой погоды вы знаете.
1. Ясное небо зимой.
2. Облачность возрастает.
3. Дым высокое поднимается вверх.
4. Облака приближаются с запада и отпускаются.
5. Сильный ветер днем, стихает ночью.
6. Давление ночи теплеет.
8. Солнце садится в тучи, закат красный.
9. Ночью в низинах холоднее, чем на холмах.
10.Небо безоблачно.
11.Сильная роса или иней ночью.
12.Кучевые облака после восхода солнца исчезают после захода.
13 Ветер меняет направление днем и ночью.
III. Практическая работа. «Анализ погоды за период с сентября по март 2008 года в Москве» (слайд)
Каждому на парту раздается лист с ходом работы
- Представим себя синоптиками и проанализируем, как менялась в Москве погода с сентября по март 2008 года на основе данных из дневника наблюдений за погодой и сравним наши наблюдения с многолетними.
Ход работы.
1. Построить график хода температуры по материалам дневника наблюдения за погодой.
2. Проанализируйте график хода температуры воздуха: (данные занесите в таблицу)
а) определите, в каком месяце наблюдается самая низкая и самая высокая температура воздуха;
б) вычислите среднюю температуру за данный период.
3. Построить график хода температуры по многолетним наблюдениям в Москве за данный период.
4. Проанализируйте график хода температуры воздуха:
а) определите, в каком месяце наблюдается самая низкая и самая высокая температура воздуха;
б) вычислите среднюю температуру за данный период.
5. Сравните результаты двух графиков и сделайте вывод.
IX | X | XI | XII | I | II | III | min | max | средняя | |
Мои наблюд | 16 | 8 | -1 | -2 | -4 | -2 | 2 | -4 | 16 | 2 |
многолет | 10 | 5 | -3 | -8 | -10 | -10 | -5 | -10 | 10 | -3 |
- Какой вывод можно сделать.
- Почему погода стала теплее. С чем это связано.
IY. Итог.
Что такое погода.
- От чего она зависит.
- Назовите элементы погоды.
- Что происходит с погодой в последнее время.
В заключение хочу прочитать стихи о погоде.
Погода
Люблю я погоду любую,
Люблю я и снег, и град,
Я под дождем танцую,
И солнцу палящему рад.
Мне нравится ветер сильный,
Что волосы рвет на мне,
Мне нравится дождь обильный,
Который идет по весне.
Я обожаю под утро,
Проснувшись, пройтись по росе.
И кажется мне, как будто
Я не такой как все.
Выставление оценок.
Домашнее задание 42.
Предварительный просмотр:
Практическая работа.
«Анализ погоды за период с сентября по март в Москве»
ХОД РАБОТЫ
1. Построить график хода температуры по материалам дневника наблюдения за погодой.
2. Проанализируйте график хода температуры воздуха: (данные занесите в таблицу)
а) определите, в каком месяце наблюдается самая низкая и самая высокая температура воздуха;
б) вычислите среднюю температуру за данный период.
3. Построить график хода температуры по многолетним наблюдениям в Москве за данный период.
4. Проанализируйте график хода температуры воздуха:
а) определите, в каком месяце наблюдается самая низкая и самая высокая температура воздуха;
б) вычислите среднюю температуру за данный период.
5. Сравните результаты двух графиков и сделайте вывод.
Среднемесячная температура | min | max | средняя | |||||||
С. | О. | Н. | Д. | Я. | Ф. | М. | ||||
Многолетние наблюдения | 10 | 5 | -3 | -8 | -10 | -10 | -5 | |||
Мои наблюдения |
График хода температуры:
Выводы: _____________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема. Влияние человека на природу Африки. Заповедники и национальные парки.
Подробный конспект урока. Основная цель урока - экологические проблемы Африки, установление причинно-следственных связей....
Отдельные факторы влияния человека на биосферу
"Отдельные факторы влияния человека на биосферу"-презентация, выполненная преподавателем для проведения круглого стола по предмету обществознание. Может быть использована при проведении бинарных уроко...
Влияние человека на экологию
Данная презентация отражает косвенное влияние человека на животных и их среду обитания....
Влияние человека на природу.
Конспект урока с применением игровых технологий, 5 класс...
элемент урока по теме погоды
элеметн урока по теме погода...
Человек и погода: нужно ли нам управлять атмосферными осадками?
Погода имеет важное значение в жизни человека, но с развитием цивилизации зависимость человека от природы только увеличивается. Погода влияет: на работу транспорта, на ведение сельского хозяйства. Одн...
Климат и человек. Влияние человека на климат
ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Для тех, кто не слышал, это набор методик и инструментов для решения нестандартных задач. Применение открытых задач на уроке географии...