Тема. Влияние человека на природу Африки. Заповедники и национальные парки.
план-конспект по географии по теме
Подробный конспект урока. Основная цель урока - экологические проблемы Африки, установление причинно-следственных связей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_cheloveka.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА. Влияние человека на природу Африки. Заповедники и национальные парки Африки.
Цель урока: установить основные причины, повлиявшие на изменение природы Африки и последствия, к которым они привели; найти пути решения экологических проблем; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно работать с разными источниками информации индивидуально и в группе, добывать знания, работать с картой, анализировать, делать выводы;
Оборудование: физическая и политическая карта Африки, презентация, атласы, видеофильм “Серенгети – заповедник Африки”, доклады учащихся об экологических проблемах и путях их решения.
Подготовительный этап.
Класс заранее делится на группы и изучает материал по определенной проблеме.
В каждой группе ребята должны решить следующие задачи:
1) Найти и изучить информацию по данной проблеме.
2) Установить причины и последствия.
3) Рассказать о проводимых мероприятиях в странах Африки и предложить свои пути выхода из сложившейся экологической ситуации.
Ход урока
Ι. Организационный момент.
Учитель знакомит класс с целями и задачами урока.
Учитель. Сегодня мы поговорим с вами о тех проблемах, которые связаны с вмешательством человека в природу Африки в результате его хозяйственной деятельности. Нам необходимо будет установить причины сложившихся экологических проблем на материке Африка и найти пути их решения. На уроке мы заслушаем подготовленные выступления каждой группы по одной экологической проблеме. В ходе каждого выступления по проблеме вам необходимо будет установить причинно-следственные связи и отобразить их в виде схемы в рабочей тетради.
ΙΙ. Изучение нового материала.
Учитель: Природа Африки удивительна и многообразна, но сегодня она испытывает, как и природа других материков, экологические проблемы глобального характера. Еще в XΙX веке Африку представляли как материк девственной природы. Особенно большой ущерб был нанесен природе Африки европейскими колонизаторами.
1-я проблема. «Сокращение площади тропических лесов Африки»
Учитель: по данной проблеме выступят ребята первой группы.
Исследователи: наша группа, пользуясь различными источниками информации, детально изучила данную проблему и пришла к выводу, что за последние десятилетия на территории Африки было уничтожено много леса. В ходе нашей работы были установлены основные причины сокращения площади лесов. Причины следующие:
1)Расчистка лесных массивов для различных хозяйственных нужд населения, и, прежде всего для ведения подсечно-огневого земледелия. Каждая африканская семья ежегодно расчищает новые земельные участки под пашню в среднем от 0,5га до 1га, уничтожая при этом леса. По этой причине было сведено ¾ площади лесов.
Ежегодно под посевы выжигается 3 млн.га леса. В Республике Кот-д’Ивуар на западе Африки подсечное земледелие за последнее десятилетие привело к сокращению лесного покрова на треть. Не лучшее положение и в соседних странах – Съерра-Леоне, Либерия, Камерун, Нигерия.
2)Использование населением древесины как топливо.
Дерево используется как топливо крестьянами всей Африки, которые не могут иметь более дорогие керосин и газ, и вынуждены все больше вырубать деревьев, опустошая местность
вокруг деревень. В странах Сахеля – региона, отделяющего Сахару от саванн Западной Африки, для приготовления пищи и обогрева жилища ежегодно сжигается более 14млн.т. древесины и древесного угля. В Эфиопии энергетические потребности на 95% удовлетворяются за счет лесов. Крестьянки, за 10-15 км волокущие на спине вязанку дров для семейного очага,– одна из самых частых картин на африканских дорогах.
3)Увеличение экспорта древесины в развитые страны мира из-за коммерческих соглашений между развитыми капиталистическими странами Запада и развивающимися африканскими, которые предусматривают вывоз в страны Западной Европы необработанной древесины. За последние 100 лет, с момента активных лесозаготовок, в стране Конго практически полностью сведены леса на побережье Атлантического океана. Растут здесь, пользующиеся большим спросом на мировом рынке ценные породы деревьев: окуме, акажу, сапели. При современной
интенсивной эксплуатации района, в которой принимают участие французские, швейцарские, алжирские, ливийские фирмы, его хватит на несколько десятков лет.
Экологи: 1) Площадь африканских лесов за 200 лет сократилась почти вдвое. Это привело к исчезновению или уменьшению редких видов животных и растений.
2) Не следует забывать, что тропические леса – это основная «фабрика по производству кислорода». Здесь вырабатывается около трети кислорода, содержащегося в атмосфере, а, значит его количество будет уменьшаться на всей планете;
3) Влажные экваториальные леса очищают атмосферу от загрязнителей, уменьшают количество углекислого газа. Но сегодня, в результате вырубки лесов, количество углекислого газа увеличивается, что приводит к «парниковому эффекту», а значит к потеплению климата на всей планете, что в свою очередь вызывает таяние ледников и ведет к повышению уровня воды в Мировом океане.
4) Уничтожение растительного покрова приводит к нарушению сезонного цикла дождей, пересыханию рек.
5) Гилея удерживает и сохраняет бедные и неустойчивые почвы. При сведении лесов почвы полностью будут разрушаться, превращаясь в пустыню.
Задание. Составить схему причинно-следственных связей по данной проблеме.
Сокращение площади тропических лесов. Схема № 1.
Подсечно-огневое земледелие Древесина – топливо Экспорт древесины
Исчезновение и уменьшение редких видов
животных и растений тропических лесов
Уменьшение количества кислорода
и увеличение углекислого газа.
«Парниковый эффект», потепление климата на Земле.
Таяние ледников и повышение уровня вод Мирового океана.
2-я проблема. «Дефляция почв»
Учитель: о второй проблеме нам расскажут ребята второй группы.
Исследователи: наша группа работала над проблемой – дефляция почв, т.е. выдувание плодородного слоя почвы. Это явление часто наблюдается в зоне Сахеля и в саваннах, которые расположены в тропическом и субэкваториальном климатических поясах.
Мы установили основные причины выдувания почвы:
1) Уничтожение растительности саванн для ведения подсечно-огневого земледелия;
2) Интенсивный выпас скота в странах с засушливым климатом;
3) Близость пустыни так же ускоряет процесс выдувания, так как там часто бывают сильные ветры самум, развивающие скорость до 50км за час.
Экологи: изучив данную проблему, мы увидели те последствия, к которым привело уничтожение травянистого покрова саванн в результате подсечно-огневого земледелия, интенсивного выпаса скота в странах с засушливым климатом – Чад, Мали, Судан, Нигер. Этим последствием является все время увеличивающаяся на материке дефляция почв.
Задание. Составить схему причинно-следственных связей по данной проблеме.
Дефляция почв. Схема 2.
Подсечно-огневое земледелие Интенсивный выпас скота
Уничтожение растительности
Разрушение почв
Дефляция почв
3-я проблема. «Наступление пустыни»
Учитель: по третьей проблеме выступят ребята третьей группы.
Исследователи: перед странами Африки остро стоит проблема наступления пустыни. На протяжении многих веков из-за неправильного ведения хозяйства саванны стали уступать место пустыням. Только за последние полвека площадь Сахары увеличилась на 650 тыс.км². Может случиться так, что почти вся Африка превратиться в пустыню. Их площадь все больше увеличивается, и они все ближе приближаются к экватору. Нами были изучены и установлены причины этого наступления:
1) Африка – самый жаркий и сухой материк, для которого характерен континентальный и сухой климат. Здесь часто бывают засухи. 44% территории материка подвержено засухе, что приводит к дефляции почв.
2) Вырубка лесов, интенсивный выпас скота, уничтожение травянистого покрова саванн, увеличивают также дефляцию почв и ее эрозию. Всё это приводит к образованию подвижных песков и увеличению площади пустынь.
Вы видите, что все те проблемы, которые были рассмотрены нами, являются причинами наступления пустыни. Это говорит о том, что в природе все взаимосвязано.
Задание. Составить схему причинно-следственных связей по данной проблеме.
Наступление пустыни. Схема № 3.
Континентальность климата Подсечно-огневое земледелие Вырубка лесов
Образование подвижных песков
Увеличение площади пустынь
4-я проблема. «Уничтожение животных Африки»
Учитель: о данной проблеме нам расскажут ребята четвертой группы.
Исследователи: Африка – край пустынь и саванн, в котором и человек, и животные живут по законам природы. Животные Африки многообразны и удивительны. Материк обладает богатой и разнообразной фауной, здесь обитают 1 тыс. видов млекопитающих и 1,5 тыс. видов птиц.
Саванны и редколесья занимают более 40% материка, поэтому и основную часть фауны составляют те животные, которые обитают именно там: носороги, газели, буйволы, слоны, гепарды, шакалы. Пустыни занимают огромные пространства континента, но при этом разница в фауне между севером и югом достаточно ощутима. Северные пустыни очень похожи на пустыни Азии: там обитает большое количество тушканчиков, песчанок, шакалы и гиены. Южные пустыни, в свою очередь, характеризуются большим количеством эндемиков и черепах. Влажные экваториальные леса не блещут разнообразием животного мира, но, тем не менее, в них можно встретить: гориллу, бегемота, окапи, мартышек, шимпанзе и крокодилов.
Экологи: Африканской фауне, своеобразной и одной из самых богатых фаун Земли, большой ущерб был нанесен деятельностью человека:
1) Долгие годы европейского колониализма;
2) Население свою потребность в мясной пище на 80 % удовлетворяет за счет охоты на животных;
3)В бюджете ряда стран большую роль играет торговля слоновой костью, кожей или шкурами животных.
Все это не может не вести к обеднению фауны. В былые времена повсюду, насколько хватало глаз, можно было увидеть огромные стада пасущихся животных. Сейчас самые крупные стада сосредоточены в национальных парках, в основном в Серенгети – Танзания, Цаво – Кения. Ради спортивного интереса, во время охоты убивали слонов из-за бивней, поэтому их количество резко уменьшилось, также значительно сократилось количество носорогов, горилл и других животных. Были полностью уничтожены зебры квагги – из их шкур делали мешки. В то же время в ряде стран Африки уделяется большое внимание охране фауны, и многие виды только благодаря этому избежали полного уничтожения. Однако обширному и разнообразному биологическому наследию во всех субрегионах Африки угрожает опасность. Гражданские войны и вооруженные конфликты наносят подчас непоправимый урон биоразнообразию материка. Так, в 2002 г. под угрозой исчезновения находились 289 видов млекопитающих, 207 видов птиц, 127 видов рыб, 48 видов пресмыкающихся и 17 видов земноводных.
5-я проблема. «Строительство Асуанской плотины на реке Нил»
Учитель: слово предоставляется ребятам пятой группы.
Исследователи: по территории Африки протекает самая длинная река в мире – Нил. Долина Нила очень плодородна, здесь крестьяне круглый год занимаются земледелием. В 1964 году на реке Нил, при содействии СССР, была построена Асуанская плотина, ГЭС, водохранилище. Высотная плотина избавила Египет от разрушительных нильских наводнений, так же Египет был спасен от засух, которые здесь часты. Вода из водохранилища использовалась не только для орошения полей, но и для разведения рыбы. Ежегодно здесь вылавливают 35-40 тыс.т. рыбы. Были электрифицированы все деревни и промышленные предприятия.
Экологи: хотелось бы отметить, что строительство Асуанской плотины
имело не только положительную сторону, но и отрицательные последствия:
1) Нил ежегодно выносил плодородный слой ила на поля во время наводнений.
После строительства плотины ил стал оседать в водохранилище, плодородие почв ухудшилось.
2) Усилилось разрушение берегов у северной части дельты реки.
3) Уменьшились рыбные миграции сардин из-за преграды – плотин.
Задание. Ребята, составьте схему причинно-следственных связей по данной проблеме.
Учитель: ребята, сегодня мы заслушали с вами те проблемы, с которыми столкнулись жители африканских стран, но которые касаются каждого человека на нашей планете, так как они являются глобальными. В ходе урока вы все составляли схемы причинно-следственных связей, по которым можно судить о последствиях вмешательства человека в природу Африки. Значит, вы можете определить пути по улучшению сложившейся ситуации на данном континенте. Ребята, предложите свои меры для решения экологических проблем.
- Ребята выступают со своими предложениями по решению экологических проблем на материке Африка.
Давайте послушаем сообщение.
Во многих африканских странах охране диких животных и интересных природных комплексов (лесов, саванн) придается большое значение:
1) Проведено лесонасаждения (1973 – 1993гг). В Алжире был создан грандиозный проект - вырастить на пути Сахары зеленую стену из 7 млрд. деревьев. Лесозащитная полоса протянулась на 1500км, шириной в 20 км. На пути пустыни высаживают разные деревья: финиковую пальму, которая растет при температуре от + 50 до - 14º С, которая растет на любой почве; теплолюбивую акацию, вечнозеленый жестколистный австралийский эвкалипт.
2) Африканцы любят свою природу, бережно к ней относятся, стараются сохранить ее уникальность и неповторимость. С этой целью на территории Африки созданы заповедники и национальные парки, заказники для сохранения и защиты животных и растений материка. В Эфиопии – Сымен в горах, в Танзании- Серенгети, в Кении – Цаво, в ЮАР –Крюгер и др.
Заповедники и национальные парки на материке занимают большие площади, их общее количество – около 400. (Сообщение).
3)В Республике Мали с 1986г. действует Закон леса: «Граждане, которые произведут выжигание леса – тюремное заключение до 2-х лет или крупный штраф».
3)В Республике Нигер ежегодно проводится праздник – День дерева, в этот день все сажают деревья.
4)ООН принят документ «Остановить наступление пустыни».
Проблема наступления пустыни остается на сегодня еще открытой. Необходимо правительству всех стран Африки провести совместную конференцию, где рассмотреть причины наступления пустыни на континенте и принять более радикальные меры по ее решению. Только вместе всем странам Африки можно решить эту глобальную проблему человечества.
Итог урока.
Учитель: Ребята, мы установили, что природа Африки страдает от того, что человек не разумно использует её богатства и не всегда правильно ведет сельское хозяйство. Но Африка, материк Земли, который подвергается еще и наибольшему количеству стихийных бедствий.
Наш урок подошел к концу. Я надеюсь, что сегодня вы получили много полезной для себя информации о сложившейся экологической ситуации в странах Африки и сделали правильный вывод - «Природа – наш общий дом» и то, что в природе все взаимосвязано. Проблему охраны природы во всем мире считают самой главной после сохранения мира на Земле. Любой природный комплекс – это хрупкая экосистема планеты. Вмешательство человека должно быть очень продуманным и ограниченным. Давайте заботиться о природе, оберегать все то, что она нам подарила.
Выставление оценок активным ребятам
. Домашнее задание. § 21, вопросы 4-8, повторить номенклатуру Африки.
Спасибо за работу.
Дополнительный материал.
Сообщения о заповедниках и национальных парках Африки.
Создание национальных парков – основное условие сохранения заповедных территорий, где остаётся нетронутой человеком природа – её животный мир. Национальные парки Африки, значение которых трудно переоценивать, посещают теперь не только иностранные туристы, но и сами африканцы, особенно школьники и студенты. Национальные парки сохраняют природу, служат естественными научно-исследовательскими лабораториями для проведения важнейших наблюдений.
1. Крюгер.
Самый первый заповедник Африки, основанный в 1898 году президентом Трансваля Паулюсом Крюгером, расположенный на северо-востоке ЮАР. До1926г. носил имя Саби - Гейм, затем был преобразован в национальный парк, и ему было присвоено имя создателя, Паулюса Крюгера. Он имеет протяжённость с север на юг - 345 км, а с запада на восток – 54 км. Площадь его (20 тыс. км²) Территорию парка пересекают несколько сравнительно крупных рек, текущих с запада на восток.
Растительный мир представлен 1968 видами растений, из которых 457 видов деревьев и кустарников, 235 – злаковых, 27 – папоротников, 16 – лиан, 1213 – трав и цветов. В национальном парке представлено более 800 видов животных: 147 видов млекопитающих, 34 земноводных, 114 – рептилий, 49 – рыб, 507 рыб. На 2009год в национальном парке насчитывается, 9000 –антилоп импала, 27000 – африканских буйволов, 9600 – голубых гну, 5400 – белых носорогов, 2500 – пятнистых гиен, 300 – антилоп Канна(самая крупная в мире, ) 200 – гепардов.
На территории национального парка в последнее время начинается восстановление популяции таких животных, как – чёрный и белый носорог, гигантский слон.
2.Серенгетти (видеофильм “Серенгети – заповедник Африки)
Национальный парк Серенгети был основан в 1951г, он один из самых крупных в Африке, имеет мировую известность, находится в Восточной Африке, на границе Танзании и Кении. Здесь обитает около 30 видов животных, включая «большую пятерку»: слоны, носороги, львы, гепарды, буйволы. Важную роль национальный парк сыграл в сохранении слонов, в последнее время их численность резко возросла. Часть слонов сегодня вывозиться.
На территории парка Серенгети в 2005 г. была обнаружена самая большая в мире стая львов, или, как ученые называют, львиный прайд, он состоит из 41 льва.
Выжженные солнцем саванны Серенгети помнят «великих белых охотников» : Уинстона Черчилля, Теодора Рузвельта, Эрнста Хемингуэя, любивших поразвлечься на сафари.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
День заповедников и национальных парков в России.
Материал подготовлен для беседы с учащимися....
Влияние человеке на природу. Заповедники и национальные парки
Задачи: 1. Называть и показывать заповедники и национальные парки, объяснять изменения природы континента под влиянием деятельности человека.2. Способствовать формированию интереса к географическим зн...
"День заповедников и национальных парков – 11 января"
Презентация предназначена для проведения классного мероприятия "День заповедников и национальных парков – 11 января"...
Внеклассное мероприятие "22 апреля - День заповедников и национальных парков (Марш парков)"
Внеклассное мероприятие, посвященное особо охраняемым природным территориям. В ходе занятия раскрывается понятие ООПТ, рассматриваются катеогрии охраняемых земель. Показаны примеры ООПТ на территории ...
Африка. Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки.
АФРИКА.Влияние человека на природу.Заповедники и национальные парки. Презентация для интерактивной доски....
"Влияние человека на природу Африки. Заповедники и национальные парки"
Конспект урока географии в 7 классе...
Сценарий праздника, посвященного Всероссийскому дню заповедников и национальных парков "Жемчужины природы"
В заповедниках лес и трава, И животные бродят свободно. Это зоны, где вечно живаНаша Родина, наша природа. Цель: познакомить обучающихся с историей празднования «Всерос...