Технологии интерактивного обучения на уроках географии
статья по географии
«Технологии интерактивного обучения на уроках географии"
Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, но не замененное общением. Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и содержание образовательного процесса, но изменяет формы организации обучения на диалоговые. Учебный диалог предполагает: рассмотрение различных понятий в разрезе разных логик и способов понимания мира; особое общение между учащимися и учителем, отстаивающими собственный взгляд на мир, уважение мнения и личности ученика его самоопределение и самоорганизация; внутренний спор учащегося с самим собой, основанный на столкновении различных культурно- логических блоков; выход диалога за грань известного и неизвестного не только ученику, но и учителю; введение в структуру учебного материала казусов и парадоксов, утверждений- сомнений, «вопросительных утверждений», стимулирующих коммуникативную активность учащихся.
Интерактивное взаимодействие на уроках географии выступает как средство повышения эффективности усвоения учебного материала. Главная особенность технологий интерактивного обучения заключается в том, что учебный процесс происходит в групповой совместной деятельности и группа для каждого ученика может реализовать психотерапевтическую функцию педагогической поддержки. Поэтому при организации интерактивного обучения большое значение наряду с достижением географических знаний, важно осознание ценности других людей, формирование потребности в общении, в групповой поддержке.
Непосредственная работа в микрогруппе начинается с усвоения задач на уроке географии. Содержание задания для группы должно носить иной, нежели при традиционных формах обучения характер. Группе не нужно предлагать составить конспект параграфа из учебника или выполнить любое другое задание репродуктивного характера, когда каждый может сделать это самостоятельно. Для коллективной продуктивной деятельности необходимо формулировать и предлагать задания, имеющие альтернативные пути решения, позволяющие высказать собственные оценочные суждения, носящие проблемный характер. Алгоритм урока, построенного на идеях интерактивного взаимодействия, может быть очень простым, например:
- Постановка учебной задачи.
- Процесс разрешения учебной задачи в микрогруппах.
- Презентация групповых решений.
- Рефлексия.
Самое сложное и важное в данных технологиях, организовать коллективную деятельность, сформулировать такое задание, которое будет интересным для всех, носить дискуссионный характер (может проявляться как в теоретическом, так и практическом планах). При организации обсуждения необходимо уделять внимание выработке навыков общения и сотрудничества. В процессе обсуждения происходит столкновение различных точек зрения. Одно из самых трудных правил поведения для школьников заключается в том, что следует различать личность одноклассника и ту роль, которую он исполняет в процессе групповой работы. Так, инициатор может выдвигать любые, самые фантастические идеи, при этом остальные члены группы не должны подвергать его насмешкам за нереальность или неправильность выдвигаемых положений. Роль контролера закономерно предполагает критику, но критику обоснованную, конструктивную. Необходимо чувствовать границы диалога, не переносить конфликтную ситуацию за рамки учебной задачи в межличностный план.
Возможные позиции группового взаимодействия:
- Организатор;
- Инициатор или теоретик;
- Контролер или эксперт;
- Протоколист;
- Спикер, рупор, ритор.
Особенности рефлексивных процедур в технологиях интерактивного взаимодействия выражаются, прежде всего, в оценке коммуникативных умений и навыков учащихся. Сложность данного этапа заключается в неумении учащихся выразить свои ощущения. Поэтому педагогу стоит заранее подобрать вопросы, помогающие школьникам понять и адекватным образом выразить отношение к происходящему. Например:
- Легко ли работать в группе?
- Кто ощущал себя некомфортно и почему?
- Всегда ли прав тот, кто берет на себя руководящую роль в группе?
- К какому результату приводит позиция тех, кто предпочитает отмалчиваться?
- Что испытывает человек, которому не дают высказаться?
- Что помогает и что мешает общей работе?
- Какова должна быть помощь учителя?
- Что приобретаешь в совместной работе?
Одним из ключевых понятий в технологиях интерактивного обучения выступает дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование). Дискуссия может быть рассмотрена в двух смыслах: 1) способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе; 2) метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счёт активного включения обучаемых в коллективный поиск истины. Использование дискуссии в учебном процессе даёт возможность ее участнику получить новую информацию и повысить свою компетентность, проверить собственные идеи и оценить их достоверность, развить коммуникативные качества и умение пользоваться своим интеллектом, проверить свои чувства и их интерпретацию окружающими, выработать привычку нести ответственность за свои слова, научиться избегать ошибок, допущенных другими в практической и учебной деятельности. Групповая дискуссия позволяет членам группы увидеть обсуждаемую проблему с разных сторон, сформулировать её, отделяя важное от второстепенного, выявить имеющиеся в группе позиции и группировки, преодолеть смысловые барьеры и эмоциональную предвзятость.
В интерактивном обучении создаются условия для развития разных видов активности учащихся: физической, социальной и познавательной. Физическая активность проявляется в том, что учащиеся двигаются, меняются местами, парами, заданиями и т.п., пишут, разговаривают, рисуют и т.д. Социальная активность проявляется в межличностном взаимодействии учащихся. В различных видах общения на уроке учащиеся осваивают предметное знание: находят решение учебных задач, осваивают новые понятия, расширяют предметные знания, превращают учебную информацию в понимание и личностное знание. В этом и проявляется познавательная активность учащихся. В рассмотренных примерах организации учебного взаимодействия в контексте интерактивного обучения создается такая развивающая среда, которая инициирует взаимосвязанную и разнообразную активность, что способствует всестороннему развитию личности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_interaktivnogo_obucheniya_na_geografii.docx | 18.44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технологии интерактивного обучения на уроках географии»
Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, но не замененное общением. Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и содержание образовательного процесса, но изменяет формы организации обучения на диалоговые. Учебный диалог предполагает: рассмотрение различных понятий в разрезе разных логик и способов понимания мира; особое общение между учащимися и учителем, отстаивающими собственный взгляд на мир, уважение мнения и личности ученика его самоопределение и самоорганизация; внутренний спор учащегося с самим собой, основанный на столкновении различных культурно- логических блоков; выход диалога за грань известного и неизвестного не только ученику, но и учителю; введение в структуру учебного материала казусов и парадоксов, утверждений- сомнений, «вопросительных утверждений», стимулирующих коммуникативную активность учащихся.
Интерактивное взаимодействие в учебном процессе выступает как средство повышения эффективности усвоения учебного материала. Главная особенность технологий интерактивного обучения заключается в том, что учебный процесс происходит в групповой совместной деятельности и группа для каждого ученика может реализовать психотерапевтическую функцию педагогической поддержки. Поэтому при организации интерактивного обучения большое значение наряду с достижением чисто учебных задач, важно осознание ценности других людей, формирование потребности в общении, в групповой поддержке.
Непосредственная работа в микрогруппе начинается с усвоения учебных задач. Содержание задания для группы должно носить иной, нежели при традиционных формах обучения характер. Группе не нужно предлагать составить конспект параграфа из учебника или выполнить любое другое задание репродуктивного характера, когда каждый может сделать это самостоятельно. Для коллективной продуктивной деятельности необходимо формулировать и предлагать задания, имеющие альтернативные пути решения, позволяющие высказать собственные оценочные суждения, носящие проблемный характер. Алгоритм урока, построенного на идеях интерактивного взаимодействия, может быть очень простым, например:
- Постановка учебной задачи.
- Процесс разрешения учебной задачи в микрогруппах.
- Презентация групповых решений.
- Рефлексия.
Самое сложное и важное в данных технологиях, организовать коллективную деятельность, сформулировать такое задание, которое будет интересным для всех, носить дискуссионный характер (может проявляться как в теоретическом, так и практическом планах). При организации обсуждения необходимо уделять внимание выработке навыков общения и сотрудничества. В процессе обсуждения происходит столкновение различных точек зрения. Одно из самых трудных правил поведения для школьников заключается в том, что следует различать личность одноклассника и ту роль, которую он исполняет в процессе групповой работы. Так, инициатор может выдвигать любые, самые фантастические идеи, при этом остальные члены группы не должны подвергать его насмешкам за нереальность или неправильность выдвигаемых положений. Роль контролера закономерно предполагает критику, но критику обоснованную, конструктивную. Необходимо чувствовать границы диалога, не переносить конфликтную ситуацию за рамки учебной задачи в межличностный план.
Возможные позиции группового взаимодействия:
- Организатор;
- Инициатор или теоретик;
- Контролер или эксперт;
- Протоколист;
- Спикер, рупор, ритор.
Особенности рефлексивных процедур в технологиях интерактивного взаимодействия выражаются, прежде всего, в оценке коммуникативных умений и навыков учащихся. Сложность данного этапа заключается в неумении учащихся выразить свои ощущения. Поэтому педагогу стоит заранее подобрать вопросы, помогающие школьникам понять и адекватным образом выразить отношение к происходящему. Например:
- Легко ли работать в группе?
- Кто ощущал себя некомфортно и почему?
- Всегда ли прав тот, кто берет на себя руководящую роль в группе?
- К какому результату приводит позиция тех, кто предпочитает отмалчиваться?
- Что испытывает человек, которому не дают высказаться?
- Что помогает и что мешает общей работе?
- Какова должна быть помощь учителя?
- Что приобретаешь в совместной работе?
Одним из ключевых понятий в технологиях интерактивного обучения выступает дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование). Дискуссия может быть рассмотрена в двух смыслах: 1) способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе; 2) метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счёт активного включения обучаемых в коллективный поиск истины. Использование дискуссии в учебном процессе даёт возможность ее участнику получить новую информацию и повысить свою компетентность, проверить собственные идеи и оценить их достоверность, развить коммуникативные качества и умение пользоваться своим интеллектом, проверить свои чувства и их интерпретацию окружающими, выработать привычку нести ответственность за свои слова, научиться избегать ошибок, допущенных другими в практической и учебной деятельности. Групповая дискуссия позволяет членам группы увидеть обсуждаемую проблему с разных сторон, сформулировать её, отделяя важное от второстепенного, выявить имеющиеся в группе позиции и группировки, преодолеть смысловые барьеры и эмоциональную предвзятость.
В интерактивном обучении создаются условия для развития разных видов активности учащихся: физической, социальной и познавательной. Физическая активность проявляется в том, что учащиеся двигаются, меняются местами, парами, заданиями и т.п., пишут, разговаривают, рисуют и т.д. Социальная активность проявляется в межличностном взаимодействии учащихся. В различных видах общения на уроке учащиеся осваивают предметное знание: находят решение учебных задач, осваивают новые понятия, расширяют предметные знания, превращают учебную информацию в понимание и личностное знание. В этом и проявляется познавательная активность учащихся. В рассмотренных примерах организации учебного взаимодействия в контексте интерактивного обучения создается такая развивающая среда, которая инициирует взаимосвязанную и разнообразную активность, что способствует всестороннему развитию личности обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии интерактивного обучения на уроках химии
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс п...
Использование методов интерактивного обучения на уроках географии как средство развития коммуникативной компетентности школьников.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов, ведущая роль отводится развивающим – частично пои...
статья "Интерактивное обучение на уроках географии"
Технология интерактивного обучения дает возможность нестандартно организовывать УВП, обеспечивать мотивационную готовностьи положительный эмоциональный настрой учащихся на уроке....
Материал по теме: «Применение технологий интерактивного обучения на уроках физики»
Интерактивные технологии можно применять и на уроках усвоения материала, и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также использовать при опросе или обобщении....
Обобщение опыта по теме "Использование элементов технологии интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы"
Данная статья содержит краткое описание технологии интерактивного обучения на уроках в основной школе, ее особенности, некоторые формыи методы, преимущества. Также в ней описаны фрагменты некото...
Статья «Применение технологии разноуровнего обучения на уроках географии». Учитель географии гимназии №446 Хамедова Елена Евгеньевна
Дети рождаются с разными возможностями. У каждого ребёнка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации.Обучение принято считать дифференцированным, если в его проце...
Применение технологии проектного обучения на уроках географии как технологии воспитания мотивированных детей
В данной статье представлен опыт применения технологии проектного обучения на уроках географии как технологии воспитания мотивированных детей...