Факторы, определяющие климат России
методическая разработка по географии (8 класс)

Колышкина Елена Владимировна

Ресурс предназначен для формирования представления учащихся о климатообразующих факторах на территории России. Урок спроектирован с использованием технологий деятельностного типа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon klimatoobrazuyushchie_faktory_rossii.zip2.78 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

урока географии

8 класс

Факторы, определяющие климат России

Технологическая карта

Класс: 8.

Тема урока: факторы, определяющие климат России.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы обучения: словесные, наглядные, частично-поисковый, исследовательский, практические.

Технологии: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, здоровьесберегающие, ИКТ.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая.

Учебник: Е. М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География. Физическая география России» 8 класс. М: Русское слово 2015.

Оборудование на уроке: проектор, компьютер, авторская презентация «Климатообразующие факторы», раздаточный материал, настенная климатическая и физическая карты России, учебник, атлас 8-9 классы.

Цель урока: формирование представления о климатообразующих факторах на территории России.

Задачи урока:

  1. выявить специфику факторов формирования климата на территории России через организацию самостоятельного поиска учащимися новых знаний и способов действия.
  2. развить навык установления причинно-следственных связей.
  3. описывать особенности влияния факторов формирования климата для разных территорий страны, для своего населённого пункта.
  4. продолжить развивать практические навыки работы с географическими картами и учебником.
  5. формировать познавательный интерес к географии через интерактивные формы работы.
  6. создать условия для воспитания чувства самоконтроля и самодисциплины, умения взаимодействовать в группе, личной ответственности каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира, формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, освоение социальных норм и правил поведения в группах.

Метапредметные результаты: анализ информации, полученной из разных источников, сравнение, обобщение, выделение главного, установление закономерностей, причинно-следственных связей, умение публично выступать, аргументируя свой ответ, подтверждая его фактами, умение осуществлять поиск, обработку и преобразование информации, представление информации в разных видах и формах, использование смыслового чтения для систематизации информации, умение работать в группе, определять цель, проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально, планировать деятельность, самостоятельно исправлять ошибки, осознавать свои эмоции, адекватно их выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей, умение на практике пользоваться основными логическими приемами.

Предметные результаты: владеть географической терминологией по теме урока, объяснять роль климатических факторов в формировании климата России, выявлять специфику факторов формирования климата отдельных территорий, понимать географические закономерности, связанные с климатом, владеть практическими навыками работы с различными тематическими картами (распределение суммарной радиации по территории России, распределение осадков по территории России, климатические пояса и области, климатообразующие факторы), уметь использовать географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки различных климатических явлений и процессов.

Основные понятия: климат, климатообразующие факторы, солнечная радиация, прямая, рассеянная, отраженная, суммарная, поглощенная радиация, климатический пояс (арктический, субарктический, умеренный), континентальность климата, западные ветры, северо-восточные ветры, муссоны.        

Организационная структура урока.

УУД:

Л – личностные.

П – познавательные

Р – регулятивные

К – коммуникативные.

Этап урока

Дидактические задачи/№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент.

Включить обучающихся в учебную деятельность.

Слайд №1. Титульный.

Слайд №2.

Создает ситуацию внутренней и внешней готовности к уроку, эмоциональной готовности к уроку.

-Добрый день, ребята. Я рада вас видеть. Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Настройтесь на поиск и творчество в решении учебных задач. Результатом нашей деятельности будут новые знания и умения, добытые в сотрудничестве.

-Присаживайтесь. А урок я сегодня начну с отрывка стихотворения Н.Л. Забила:

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

-Ребята, как вы думаете, о чем идет речь в этом отрывке стихотворения?

- А почему климат такой разнообразный?

Настраиваются и включаются в активную мыслительную деятельность.

Включаются в диалог с учителем, размышляют, отвечают на вопросы.

1. Самоопределение (Л).

2. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

3. Смыслообразование (Р).

2.  Этап актуализации знаний.

Создание

проблемной

ситуации.

Актуализировать опорные знания и умения, необходимые для освоения новых знаний и способов действия.

Слайд №3

Обеспечить мотивацию и принятие цели урока.

Формировать умения видеть противоречия, формулировать проблему и пути ее решения.

Слайд №4.

Слайд №5.

-Предположите, что мы сегодня на уроке будем изучать?

-Попытайтесь сформулировать тему урока.

-Проверьте, правильно ли вами определена тема с помощью QR –кода.

-Сформулируйте цель и задачи, которые вы перед собой поставите на сегодняшний урок.

-Что необходимо предпринять для достижения поставленных цели?

-Ребята, как вы думаете, можно ли выделить один фактор, который был бы универсальным для описания условий формирования климата территории России?

-Предлагаю отложить решение этого проблемного вопроса на конец урока, потому что вам будет по силам ответить на него аргументировано только тогда, когда вы откроете для себя новые знания по данной проблеме.

-А сейчас для успешной работы на уроке давайте вспомним, что нам уже известно теме климат и климатообразующие факторы.

Не забывайте оценивать свою деятельность в оценочном листе.

Выдвигают предположения.

Формулируют тему урока. Записывают тему в тетрадь.

Сверяют правильность своего ответа с QR –кодом, где зашифрована тема урока.

Формулируют цель, задачи.

Намечают план действий.

Участвуют в обсуждении

проблемного вопроса. Под руководством учителя выявляют место затруднения, проговаривают

причину затруднения.

Отвечают на вопросы, опираясь на имеющиеся знания и свой жизненный опыт.

Заполняют оценочный лист.

1. Выполнение пробного учебного действия (Р).

2. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

3. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

4. Самостоятельное формулирование познавательной цели (П).

5. Планирование (Р).

3. Организация познавательного и коммуникативного взаимодействия учащихся, в ходе которого происходит открытие и усвоение новых знаний, умений и  способов действий.

Организовать изучение нового материала через учебную деятельность школьников.

Обеспечить усвоение новых знаний и способов действия через формирование основ теоретического мышления и способность анализировать и обобщать информационный материал.

Слайд №6.

Развивать познавательный интерес к предмету через решение проблемных заданий.

Формировать УУД в условиях решения учебных задач.

Сменить вид деятельности с целью снижения усталости, утомления.

Слайд №7.

Организует сотрудничество учащихся в группах, сменяемость состава в группах, побуждает учащихся к объяснению причинно-следственных связей.

Направляет действия учащихся на активную учебно-познавательную деятельность.

-Сейчас каждая группа получит одно задание, являющееся подзаданием
темы урока. Время работы в группах над этим заданием – 7 минут.

Задания группам:

1 группа: определить, как географическая широта и количество солнечной радиации влияют на формирование климата России?

2 группа: какова роль постоянных ветров и воздушных масс в формировании климата нашей страны?

3 группа: доказать, что океаны и океанические течения участвуют в формировании климата России.

4 группа: раскрыть на примерах влияние подстилающей поверхности и рельефа на климат страны.

5 группа: какое влияние оказывают на климат большие размеры России?

-Ребята, время истекло. Производим смену состава групп: один человек (спикер) остается в своей группе, а остальные учащиеся переходят в другие команды. В результате в группах окажутся ученики, которые работали над разными заданиями. Их задача – научить других ребят в своей новой группе тому, чему они научились в своей первой группе. В итоге – все группы освоят новые знания и умения, обучив себя сами.

Время работы в новом составе – 15 минут.

После 7 минут работы групп в новом составе проводит физкультминутку.

-Ребята, предлагаю вам сменить вид деятельности и выполнить несколько физических упражнений для снятия напряжения с мышц.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Выше, выше потянитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели –встали, сели-встали.

И на месте побежали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

- Молодцы. Продолжаем работать в группах по обучению других учеников тому, чему научились сами, работая сообща в составе первой группы. У вас осталось для работы еще 7 минут.

-Время закончилось. Ребята, хочу напомнить вам проблемный вопрос, который я задала в начале урока: можно ли выделить один фактор, который был бы универсальным для описания условий формирования климата территории России? Сможете ли вы сейчас на него ответить?

Корректирует ответ, если в этом есть необходимость.

Первоначальный состав групп определен заранее.

Получают раздаточный материал и задание, над которым будут работать. Выполняют задания по группам (всего 5 групп).

Проводят самостоятельную познавательную деятельность в группах.

Открывают новые знания.

Работают с учебником,

атласом, раздаточным материалом.

Могут попросить помощи у учителя, если возникнет такая необходимость.

Ответы, содержащие решение учебных задач, фиксируют в тетради в виде тезисов, рисунков, схем, таблиц.

Продолжают обучаться в сотрудничестве в составе новой группы.

Проговаривают друг другу ход выполнения своего

задания, отвечают на вопросы членов группы, если они возникают.

Ведут активный диалог, переходящий в полилог.

Выполняют физические упражнения вместе с учителем.

Продолжают освоение нового материала в группах, сотрудничая друг с другом и при необходимости, с учителем.

Отвечают на проблемный вопрос, показывают степень усвоения нового материала.

Заполняют оценочный лист.

1.Структурирование знаний (П).

2. Анализ, обобщение (П).

3. Установление причинно−следственных связей (П).

4. Построение логической цепи рассуждений, доказательство (П).

5. Осознание ответственности за общее дело (Л).

6. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

7. Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

8. Формулирование и аргументация своего мнения (К).

9. Достижение договоренности и согласование общего решения (К).

10. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

11. Внесение необходимых дополнений и корректив в план действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата (Р).

12. Поиск необходимой информации (П).

13. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П).

4. Этап закрепления новых знаний и способов действий.  

Обеспечить первичное закрепление учащимися нового материала.

Слайд №8-21.

-Сейчас мы проведем проверку полученных знаний в результате обучения в сотрудничестве. Думаю, что вы продемонстрируете отличные результаты.

Использует приём «Звукорежиссер»: необходимо «озвучить» слайды, на которых размещены рисунки, схемы, карты по теме урока.

При необходимости корректирует ответы учащихся.

«Озвучивают» слайд, т.е. комментируют то, что показано на слайде. Показывают уровень усвоения знаний и умений.

Заполняют оценочный лист.

1. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

2. Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К).

3. Аргументация своего мнения (К).

4. Осознание качества и уровня усвоения (Р).

5. Контроль (Р).

6. Коррекция (Р).

5. Этап рефлексии

Мобилизовать учащихся на рефлексию своей деятельности на уроке.

Дать оценку и анализ успешности достижения цели.

Слайд №22.

-Ребята, вспомните цель и задачи урока, оцените меру своего личного продвижения к цели и успеха класса в целом.

Приём «Лестница успеха».

Выставляет оценки за работу на уроке.

Учащиеся получают раздаточный материал. («Лестница успеха»).

Оценивают свою работу и

отмечают ту ступень, на которой они находятся. Затем обсуждают, почему возникали трудности, что необходимо предпринять, чтобы с ними справиться.

1. Рефлексия способов и условий действия (П).

2. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П).

3. Самооценка на основе критерия успешности (Л).

4. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л).

5. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

6.  Этап информации о домашнем задании

Информировать учащихся о содержании и способах выполнения домашнего задания.

Слайд №23.

§15, практическое задание на с. 102, разноуровневые вопросы (рубрики «Проверим знания» и «А теперь более сложные вопросы») на с. 101.

По желанию: выполнить творческое задание по теме урока на выбор: игра, коллаж, интеллект-карта, презентация «Климатические рекорды России», эссе «Адаптация человека к климатическим условиям Арктики и Субарктики», проект «Власть климата сильнее всех властей».

Записывают задание в дневник.

Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Задают уточняющие вопросы (если есть).

1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания (П).

2. Самоконтроль (Р).

3. Формирование качеств

самообразования (Л).

4. Саморегуляция (Р).

5. Вырабатывают индивидуальный

алгоритм работы (Р).

Список литературы:

  1. География. Материки и океаны. 8 класс /Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский/ М., Русское слово, 2015.
  2. Атлас 8-9 классы /М., Русское слово, 2018.
  3. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского География 8 класс /С.В. Банников, Д.В. Молодцов, А.Б. Эртель/ М., Русское слово, 2016.
  4. Проблемный подход в обучении географии в средней школе /Г.А. Понурова/ М., Просвещение, 1991.
  5. Энциклопедия для детей т.3. М: Аванта+, 1994.
  6. https://interneturok.ru/lesson/geografy/8-klass/bklimat-i-klimaticheskie-resursyb/klimatoobrazuyuschie-faktory-2
  7. https://сезоны-года.ру 
  8. http://fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee
  9. http://www.staroeradio.ru/audio/15222
  10. https://www.yaklass.ru/p/geografiya/7-klass/obshchaia-kharakteristika-prirody-zemli-240707/temperatura-vozdukha-323499/re-9dda9edd-f93c-4fde-a501-c435159526c7
  11. https://www.yaklass.ru/p/geografiya/7-klass/obshchaia-kharakteristika-prirody-zemli-240707/klimaticheskie-poiasa-zemli-324084/re-cc48bd56-7e03-4fc4-944a-0472f6b2e8f2
  12. https://topslide.ru/fullview/202/geografija/faktory-opriedieliaiushchiie-klimat-rossii/24
  13. https://ppt-online.org/264747
  14. https://tepka.ru/geografiya_8/10.html
  15. https://ecoportal.info/vozdushnye-massy/
  16. https://gotonature.ru/1556-klimaticheskie-poyasa-rossii.html
  17. https://zen.yandex.ru/media/id/5d5f0612d7859b00ad3b1f68/shkola-delaem-domashnee-zadanie-5dc87789042363115e30442b
  18. https://ru.depositphotos.com/stock-photos/3d-%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%BA%D0%B8.html
  19. https://geographyofrussia.com/summarnaya-solnechnaya-radiaciya/
  20. https://big-archive.ru/geography/earth_atmosphere/11.php
  21. http://pochemuha.ru/usvoenie-radiacii-zemnoj-poverxnostyu-albedo
  22. https://www.yaklass.ru/p/geografiya/7-klass/obshchaia-kharakteristika-prirody-zemli-240707/temperatura-vozdukha-323499/re-33e586e2-5c49-4678-9e91-c57c755ded76
  23. http://iessay.ru/ru/other/prirodovedenie/stati/zemlya-kak-planeta/raspredelenie-solnechnogo-sveta-i-tepla-na-poverhnosti-zemli
  24. https://www.n-vartovsk.ru/news/citywide_news/bgorod/212448.html
  25. https://www.pinterest.ru/pin/627337423077179815/
  26. https://tcip.ru/blog/solar-panels/ugol-naklona-i-orientatsiya-solnechnyh-batarej-dlya-maksimalnoj-proizvoditelnosti.html

Приложение.

Оценочная карта

Фамилия, имя учащегося:

Вид деятельности на уроке

Само-

оценка

Оценка группы

Итоговая оценка

1.Фронтальная работа

2.Работа в группе №1

3.Работа в группе №2

4.Закрепление (приём «Звукорежиссер»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Факторы формирующие климат России" 8 класс

урок изучения нового материала с практической работой, с проблемными заданиями...

Факторы формирования климата России

материал включает технологическую карту и географический лабиринт...

Факторы образующие климат России

Конспект урока в котором рассказывается об основных факторах формирующих климат в России. Циклоны и антициклоны....

План-конспект урока с ЭОР по теме "Факторы. определяющие климат России" география 8 кл

Представлена работа с использованием ЭОР к уроку географии....

Практическая работа. Анализ факторов, определяющих климат Австралии. Влияние климата на расселение и хозяйственную деятельность страны. 7-класс. Страноведение.

Климат Австралии отличается в разных частях материка.Какие факторы определяют это различие?Как разные природные условия влияют на расселение и хозяйственную деятельность страны?Закрепление навыка анал...