Сборник-" Все о народах России"
материал для подготовки к егэ (гиа) по географии
Национальный (этнический) состав России
Народ (этнос) — исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся совокупностью признаков: языка, генетического кода, общностью территории, традициями, культурой и самосознанием.
Народы (языковые семьи, группы) и религии России
Россия — уникальная страна по религиозному составу населения: на её территории проживают представители всех трёх мировых религий — христианства, ислама и буддизма. В то же многие народы нашей страны придерживаются национальных и традиционных верований.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_-vse_o_narodah_rossii.doc | 287 КБ |
Предварительный просмотр:
Народы (языковые семьи, группы) и религии России
Крупнейшими языковыми семьями России являются:
- Индоевропейская семья, насчитывающая около 120 млн. человек, в состав которой входят славянская языковая группа (русские, украинцы, белорусы), германская (немцы и евреи, говорящие на идиш), иранская (осетины), армянская (армяне) группы;
- Алтайская семья, численность которой составляет около 11 млн. человек, в состав которой входят тюркская (татары, чуваши, башкиры, казахи, азербайджанцы, якуты, тувинцы, карачаевцы, балкарцы, кумыки, хакасы и др.) и монгольская (буряты и калмыки) группы;
- Северокавказская семья, численность которой составляет около 5 млн. человек (аварцы, даргинцы, лакцы, чеченцы, ингуши, кабардинцы, адыгейцы и др.);
- Уральская семья численностью 4 млн. человек (мордва, марийцы, удмурты, карелы, коми, ханты, манси, ненцы и др.).
Таблица. Народы и религии России | ||||
Языковые семьи | Языковые группы | Народы | Преобладающая религия | Районы компактного проживания |
Индоевропейская | славянская | русские | православие | по всей территории |
украинцы | ||||
белорусы | ||||
германская | немцы | протестантизм | Оренбургская, Омская, Новосибирская области, Алтайский край | |
евреи, говорящие на идиш | иудаизм | Москва, Санкт-Петербург, Еврейская автономная область | ||
иранская | осетины | православие | Северная Осетия — Алания | |
армянская | армяне | армяно-григорианская церковь | Краснодарский край | |
Алтайская
| тюркская | татары | ислам | Татарстан, Башкирия, Чувашия, Рязанская и Тюменская области, Пермский край |
башкиры | Башкирия, Челябинская область | |||
чуваши | православие | Чувашия | ||
ногайцы и кумыки | ислам | Дагестан | ||
балкарцы и карачаевцы | Кабардино-Балкария | |||
алтайцы | шаманство, анимизм | Республика Алтай | ||
хакасы | Хакасия | |||
шорцы | Кемеровская область | |||
тюркская | тувинцы | Буддизм (ламаизм) | Тыва | |
якуты | православие | Саха (Якутия) | ||
долганы | шаманство, анимизм | Север Иркутской области | ||
монгольская | буряты | буддизм (ламаизм) | Бурятия, Забайкальский край | |
калмыки | Калмыкия | |||
тунгусо-маньчжурская | эвенки и эвены | шаманство, анимизм | Север Иркутской области, Якутия, Хабаровский край, Магаданская область | |
нанайцы, ороки, орочи, удэгейцы, ульчи и др. | Хабаровский и Приморский края | |||
Северокавказская | абхазо-адыгская | адыгейцы | ислам | Адыгея |
кабардинцы | Кабардино-Балкария | |||
черкесы | Карачаево-Черкесия | |||
нахско-дагестанская | чеченцы и ингуши | Чечня и Ингушетия | ||
аварцы, даргинцы, лакцы, лезгины | Дагестан | |||
Уральская | финно-угорская
| марийцы | православие | Марий Эл |
мордва | Мордовия, Татарстан, Пензенская область | |||
удмурты | Удмуртия | |||
карелы |
| Карелия, Тверская область | ||
коми | Республика Коми | |||
коми-пермяки | Пермский край | |||
ханты и манси | Ханты-Мансийский автономный округ | |||
саамы | Мурманская область | |||
самодийская | ненцы, селькупы и нганасаны Материал с сайтаhttp://worldofschool.ru | шаманство, анимизм | Ненецкий, Ямало-Ненецкий автономные округа | |
юкагирская | юкагиры | Якутия | ||
Чукотско-камчатская | — | чукчи | шаманство, анимизм | Чукотский автономный округ |
коряки и ительмены | Камчатский край | |||
Эскимосо-алеутская | — | алеуты и эскимосы | Командорские о-ва и Чукотский автономный округ | |
— | — | нивхи | Сахалинская область, Хабаровский край | |
— | — | кеты | Красноярский край |
Национальный (этнический) состав России
Народ (этнос) — исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся совокупностью признаков: языка, генетического кода, общностью территории, традициями, культурой и самосознанием.
Россия относится к многонациональным странам мира, так как на её территории проживают представители более 160 национальностей, относящиеся к разным языковым семьям и группам. В настоящее время лишь семь народов, проживающих на территории России, насчитывают более 1 млн. человек. Крупнейшие по численности народы России — русские (свыше 80% населения России), татары и украинцы.
Наиболее многочисленные народы России в районах компактного проживания имеют свои национально-территориальные образования — республики (22), автономные округа (4) или автономные области (1).
Только в семи национально-территориальных образованиях доля титульной нации составляет более половины населения автономии (см. таблицу). Ещё в двух — доля титульной нации больше доли русских, а в семнадцати — русские составляют большую часть населения.
Рисунок 7. Крупнейшие народы России (млн. чел.) |
Рисунок 8. Основные языковые семьи России |
Самой большой по численности населения республикой в составе России является Башкирия, а самой маленькой — Алтай (см. таблицу).
Однородный национальный состав населения с преобладанием русских наблюдается в Центральном, Центрально-Чернозёмном, Северо-Западном экономическом районах.Многонациональный состав характерен для всех остальных экономических районов России, среди которых особое место занимает Северный Кавказ, отличающийся наибольшей этнической сложностью
.
Таблица. Национальная структура населения автономий России | ||||
Названия республик, автономных округов и автономной области | Экономический район | Численность населения (тыс. человек) | Доля русских в автономии (%) | Доля титульной нации в автономии (%) |
Дагестан | Северный Кавказ | 2641 | 8 | 78 |
Ингушетия | Северный Кавказ | 487 | 10 | 77 |
Чечня | Северный Кавказ | 1163 | 12 | 75 |
Чувашия | Волго-Вятский | 1292 | 27 | 68 |
Тыва | Восточная Сибирь | 309 | 32 | 64 |
Кабардино-Балкария | Северный Кавказ | 894 | 32 | 58 |
Северная Осетия — Алания | Северный Кавказ | 702 | 30 | 53 |
Татарстан | Поволжье | 3762 | 43 | 49 |
Калмыкия | Поволжье | 289 | 38 | 45 |
Марийская Республика | Волго-Вятский | 712 | 48 | 43 |
Карачаево-Черкессия | Северный Кавказ | 432 | 42 | 41 |
Саха (Якутия) | Дальний Восток | 950 | 50 | 33 |
Мордовия | Волго-Вятский | 857 | 61 | 33 |
Алтай | Западная Сибирь | 205 | 60 | 31 |
Удмуртия | Урал | 1544 | 59 | 31 |
Башкирия | Урал | 4063 | 33 | 25 |
Бурятия | Восточная Сибирь | 963 | 70 | 24 |
Чукотский автономный округ | Дальний Восток | 51 | 51 | 24 |
Коми | Северный | 985 | 58 | 23 |
Адыгея | Северный Кавказ | 443 | 68 Материал с сайтаhttp://worldofschool.ru | 22 |
Ненецкий автономный округ | Северный | 42 | 66 | 12 |
Хакасия | Восточная Сибирь | 538 | 81 | 11 |
Карелия | Северный | 698 | 74 | 10 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | Западная Сибирь | 531 | 61 | 5 |
Еврейская автономная область | Дальний Восток | 187 | 84 | 3 |
Ханты-Мансийский автономный округ | Западная Сибирь | 1478 | 68 | 1 |
Религиозный состав населения России
Россия — многонациональная страна. Народы России, география их расселения. Основные религии, распространённые в России.
На территории нашей страны проживает более 160 народов, крупнейшими из которых являются русские (115 млн. человек или 80% населения страны), татары (5,5 млн. человек), украинцы (около 3 млн. человек), башкиры, чуваши, чеченцы и армяне, численность которых превышает 1 млн. человек.
Однородный состав населения с полным преобладанием русского населения характерен в России лишь для Центрального, Центрально-Чернозёмного и Северо-Западного районов, в то время как все остальные районы, особенно Северный Кавказ, имеют сложный национальный состав населения.
На территории Волго-Вятского района проживают русские, марийцы, чуваши и мордва; в Северном районе — русские, карелы, коми, ненцы и саамы: на Урале — русские, татары, башкиры, удмурты, коми-пермяки; в Поволжье — русские, татары, калмыки, казахи; в Западной Сибири — русские, алтайцы, ненцы, селькупы, ханты, манси, шорцы, казахи, немцы; в Восточной Сибири — русские, буряты, тувинцы, хакасы, ненцы, долганы, эвенки; на Дальнем Востоке — русские, якуты, чукчи, коряки, евреи, эвенки, эвены, нанайцы, удэгейцы, орочи, нивхи и другие малочисленные народы.
Россия — уникальная страна по религиозному составу населения: на её территории проживают представители всех трёх мировых религий — христианства, ислама и буддизма. В то же многие народы нашей страны придерживаются национальных и традиционных верований.
Христианство в России в основном представлено православием. Русская Православная Церковь — крупнейшая православная церковь мира. Главой ее является Митрополит Московский и Всея Руси, резиденция которого находится в Москве в Свято-Даниловом монастыре. Влияние Русской Православной Церкви ощутимо по всей территории России. Православие широко распространено среди русских, украинцев, белорусов, мордвы, марийцев, удмуртов, осетин, карел, коми, якутов и других народов. Определенное место в православии занимает старообрядчество. Значительно слабее в России распространены протестантские учения — баптизм, адвентизм, иеговизм, лютеранство. Всё активнее проникает в нашу страну католицизм.
Ислам в России представлен, прежде всего, суннизмом, который исповедуют татары, башкиры, казахи и все горские народы Северного Кавказа, кроме осетин. Главный духовный центр Российских мусульман находится в Уфе.
Буддизм ламаистского толка исповедуют в России буряты, тувинцы и калмыки. Духовный центр буддистов России расположен под Улан-Удэ,
Национальной религией евреев является иудаизм
Для малых народов Сибири (алтайцев, шорцев, ненцев, селькупов, долганов, эвенков) и Дальнего Востока (чукчей, эвенов, коря-г ков, ительменов, удэгейцев, нанайцев и др.) характерны традиционные языческие верования в виде анимизма и шаманства.
Аними́зм — вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы. Анимистические представления присутствуют во всех религиях.
Шамани́зм (также шама́нство) — ранняя форма религии, в основании которой лежит вера в общение шамана с ду́хами в состоянии транса («камлание»). Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом.
Эндоэтноним – самоназвание народа — также влияет на его этническую культуру. Как мы знаем, не каждый народ зовет себя так же, как его зовут другие этносы. Например, венгры называют сами себя мадьярами, евреи – иегудимами, ТАТАРЫ-татарла. Коря́ки- (нымыланы, чавчувены, алюторцы) — народ, коренное население северной части полуострова Камчатка. Яку́ты (среди местного населения распространено произношение — якуты́, самоназвание — якут. саха́; якут. сахалар) — тюркский народ, коренное население Якутии.
Языки народов России
Насчитывается около 150 языков народов России (в т. ч. приблизительно 80 литературных). Более 1/3 из них — это языки народов, живущих в основном за пределами страны, и функционируют они в России в очень ограниченных рамках (используются преимущественно в быту). Это не касается таких крупных групп, как украинцы, белорусы, казахи, армяне, азербайджанцы и некоторых других, чей язык и в России имеет (особенно в сельской местности) довольно широкое распространение.
Интересно соотношение показателей национальной принадлежности и родного языка, а также данные о двуязычии, содержащиеся в переписи населения 1989 года. 94,6% населения России назвали родным язык своей национальности (это значительно больше, чем по бывшему СССР в целом, где родным назвали язык своего народа 92,7% всего населения). Язык другой национальности назвали родным 7927 тыс. чел. (в 1959 — 5139 тыс., в 1970 — 5855 тыс., в 1979 — 6476 тыс.), из них 7495 тыс. (94,6%) указали в качестве родного русский язык, а остальные — в основном татарский (244 тыс.) и в значительно меньшем числе — якутский, украинский, коми, белорусский и некоторые др.
Смена родного языка происходит быстрее всего в городах, но еще быстрее у национальных групп, живущих за пределами своих республик, в окружении других народов, а также у малочисленных народов. Компактно расселённое, однонациональное сельское население чаще считает родным язык своей национальности. Так, среди сельского населения называют родным язык своей национальности 95,4% а среди городского — 94,3. Русский считают родным 90,5% евреев, 74,7 — поляков, 63,5 — белорусов, 63,1 — финнов и корейцев, 57,0 — украинцев и более половины греков, карел, латышей, эстонцев. Высок процент с родным русским языком у народов Севера — около четверти всего населения, причём чем меньше этот народ по численности, тем выше у них процент населения, считающего родным русский язык. С другой стороны, есть народы, где подавляющее большинство считает родным язык своей национальности: более 98% — аварцы, даргинцы, ингуши, кумыки, тувинцы, чеченцы, более 97% — кабардинцы, карачаевцы, ногайцы, табасараны. У русских лишь 55 тыс. чел. не называют своим родным русский язык.
До Октябрьской революции лишь немногие народы России имели свою письменность. Древнюю письменность (восходит к 10 веку) на основе кириллицы имели русские, украинцы и белорусы; у литовцев, латышей и эстонцев с 16 века существовала письменность на основе латинского алфавита. С 9 века имели письменность таджики, примерно в то же время внедряется письменность (под влиянием проникновения ислама) и среди различных тюркских групп населения, образовавших впоследствии азербайджанские, узбекские, туркменские, татарские и др. этносы (все эти письменности были основаны на арабском алфавите). Своя национальная письменность существовала также у армян и грузин (с 5 века), бурят и калмыков (на основе монгольского алфавита), у евреев (с еврейским алфавитом), ассирийцев (с сирийским алфавитом).
После Октябрьской революции была создана письменность более чем для 50 народов, причём для некоторых из них письменность создавалась вначале на основе латинской или арабской графики, а в 1936—41 гг. она стала переводиться на русскую графику (с добавлением необходимых букв и диакритических знаков для звуков, специфических для различных языков).
В конце 1980 - начале 1990-х гг. большинство республик объявили государственными языки основных народов, давших название соответствующим республикам. Вместе с тем за русским языком сохраняются функции языка межнационального общения, и он признаётся официальным языком на всей территории России. Российское государство обеспечивает всем гражданам условия для использования в различных сферах государственной и общественной жизни любые языки народов России.
Численность и размещение населения России
Численность населения России на 2015 год составляет 144 (146- с Крымом)млн. человек, и по этому показателю наша страна занимает 9 место в мире, уступая Китаю, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистану, Нигерии и Бангладеш.
Наибольшим по численности населения экономическим районом России является Центральный район, в котором проживает более 1/5 населения всей страны, а наименьшим — Северный, где проживает около 5 млн. человек (см. таблицу).
Таблица. Население экономических районов России (по данным на 2008 год) | |||
Экономический район | Площадь территории (млн. км2) | Численность населения (млн.человек) | Плотность населения (чел. на 1 км2) |
Центральный | 0,49 | 30,2 | 62 |
Волго-Вятский | 0,26 | 7,4 | 28 |
Центрально-Чернозёмный | 0,17 | 7,5 | 44 |
Северо-Западный | 0,2 | 8,5 | 43 |
Северный | 1,5 | 4,9 | 3 |
Уральский | 0,8 | 19.0 | 24 |
Поволжский | 0,54 | 16,1 | 30 |
Северо-Кавказский | 0,36 | 18,9 | 53 |
Западно-Сибирский | 2,4 | 14,4 | 6 |
Восточно-Сибирский | 4,1 | 7,8 | 2 |
Дальневосточный | 6,2 | 6,0 | 1 |
Среди субъектов Российской Федерации самым многочисленным является Москва, в которой проживает более 12 миллионов человек, а самым маленьким — Ненецкий автономный округ (42 тыс. человек).
Средняя плотность населения России составляет около 8,5 человек на 1 км2. Население России размещается крайне неравномерно. Около 80% населения проживает в европейской части страны (здесь средняя плотность населения составляет 25 человек на 1 км2), когда на большей по площади азиатской части — только 20% населения (2 человека на 1 км2).
На размещение населения в России оказывают влияние следующие факторы: Материал с сайта http://worldofschool.ru
- Природные условия — чем благоприятнее условия для жизни человека, тем плотность населения больше, напротив, в регионах с экстремальными природными условиями плотность населения незначительна;
- Рельеф — как правило, более плотно заселены равнины, чем горы, в то же время в горных регионах в межгорных котловинах может наблюдаться очень высокая плотность населения;
- Экономическое развитие и освоенность территории — в регионах с развитой промышленностью или сельским хозяйством плотность населения выше, что приводит к сплошному заселению территории, а в экономически отсталых регионах или в районах нового освоения характерно очаговое заселение вокруг какого-либо центра освоения;
- Традиции населения — например, для народов Крайнего Севера необходимы обширные территории для охоты и оленеводства;
- Источники пресной воды играют решающую роль в пустынных регионах, когда в оазисах концентрируется практически всё население;
- Транспортные пути — в России в слабоосвоенных регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока характерна концентрация населения вдоль основных транспортных путей, вдоль рек или главных железных дорог (например, вдоль Транссибирской магистрали).
В России выделяют две зоны расселения населения.
Первая, основная зона расселения, охватывает 36% территории страны: большую часть европейской территории (кроме Севера) и узкую полосу но югу Сибири, образуя треугольник Санкт-Петербург — Ростов-на-Дону — Новосибирск. В основной зоне расселения проживает 93% населения нашей страны. В пределах этой зоны плотность практически везде превышает 20 человек на 1 км2 и здесь расположены все города-миллионеры России. Наиболее плотно заселены Центральный и Северокавказский экономические районы, где плотность населения превышает 50 человек на 1 км2.
Вторая, зона Севера, занимает 64% площади страны и охватывает Европейский Север, большую часть Сибири и Дальнего Востока. Здесь проживает лишь 10 млн. человек (менее 7% населения России). Средняя плотность населения здесь составляет всего 1 человек на 1 км2территории.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ республики Крым
в Крыму проживают представители 175 национальностей.
самая многочисленная национальная группа – русские /1,49 млн человек, 68% населения/, в том числе 1,19 млн человек /65%/ в Республике Крым, 303,1 тыс человек /81%/ – в Севастополе.
На втором месте в национальном составе – украинцы, их в Крыму 344,5 тыс человек, что составляет 15,7% населения. В Республике Крым проживает 291,6 тыс украинцев /16%/, в Севастополе – 52,9 тыс украинцев /14,2%/.
Третья по численности группа – крымские татары /232,3 тыс человек, 10,6% населения/. При этом 45 тыс человек /2%/ назвали себя татарами. Никитина пояснила, что часть крымских татар назвали себя татарами, поэтому при финальном подсчёте эти группы будут суммироваться.
Другие национальности в Крыму составляют до 4% населения. Из них самые многочисленные – это белорусы /21,7 тыс человек, 1%/ и армяне /11 тыс человек, 0,5% населения/.
От 1 до 5 тыс человек в Крыму – это такие национальные группы, как азербайджанцы, узбеки, молдаване, евреи, корейцы, греки, поляки, цыгане, чуваши, болгары, немцы, мордвы, грузины и турки.
К 29 национальностям относятся 99% жителей Крыма.
Менее 1 тыс человек в Крыму входят в национальные группы таджиков, марийцев, башкир, удмуртов, осетин, казахов, арабов. В Крыму насчитывается 535 караимов, 228 крымчаков.
97,5% участников переписи, указавших гражданство, являются гражданами Российской Федерации /2,2 млн человек/, при этом у 5,7 тыс россиян есть второе гражданство. 51,8 тыс крымчан имеют гражданство других государств, из них 46,7 тыс человек – украинское. 3,4 тыс жителей Крыма – лица без гражданства.
Всекрымская перепись населения проходила в Республике Крым и Севастополе с 14 по 25 октября 2014 года. По итогам переписи в Крыму проживает 2,285 млн человек.
Национальные традиции , Праздники
Русские
жилье
Традиционным русским жилищем считают избу, построенную из бревен, с двухскатной крышей. Вход представлял собой крыльцо, в доме строили печь и погреб.
Русский национальный костюм
В целом мужской народный костюм представлял собой рубаху с вышитым воротом, штаны, лапти либо сапоги. Рубаху носили навыпуск и подбирали поясом из ткани. В качестве верхней одежды надевали кафтан.
Женский народный костюм состоял из длинной вышитой рубахи с длинными рукавами, сарафана или юбки с оборкой, а сверху шерстяной юбки — поневы. Замужние женщины носили головной убор — повойник. Праздничным головным убором был кокошник.
Традиционная русская кухня
Русская кухня известна первыми блюдами — щи, солянка, уха, рассольник, окрошка. В качестве второго блюда обычно готовили кашу. «Щи да каша — пища наша», — говорили издавна.
Очень часто в блюдах используют творог, особенно при приготовлении пирогов, сырников и ватрушек .Холодец и заливная рыба.
Русские праздники
Отмечаются и религиозные, и светские праздники.
Самым массово отмечаемым государственным праздником в России является праздник Нового года. Немало людей 14 января отмечают еще и Старый Новый год.
Отмечают еще и такие праздники: День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, День солидарности трудящихся («майские» праздники 1-2 мая), День Конституции.
Крупнейшими православными праздниками являются Пасха и Рождество.
Не настолько массово, но отмечают также следующие православные праздники:Крещение Господне, Преображение Господне (Яблочный спас), Медовый спас, Троицу и другие.
Практически неотъемлемы друг от друга русская народная культура и праздник Масленицы, который длится целую неделю до Великого поста. Этот праздник уходит корнями в язычество, но теперь отмечается повсеместно и православными людьми. Масленица также символизирует проводы зимы. Визитная карточка праздничного стола — блины.
Украинская культура
Численность украинцев в РФ составляет примерно 1 млн 928 тысяч человек — это третье место по численности среди общего населения, а потому украинская культура является немаловажной составляющей культуры народов России.
Традиционное украинское жилье
Украинская хата — важная составляющая украинской традиционной культуры. Типичный украинский дом был деревянным, небольших размеров, с четырехскатной крышей из соломы. Хату обязательно белили изнутри и снаружи.
Украинский народный костюм
Мужской костюм составляет льняную сорочку и шаровары. Для украинской рубахи характерен вышитый разрез спереди; носят ее, заправив в штаны, подпоясавшись кушаком.
Основой для женского наряда выступает длинная сорочка. Подол сорочки и рукава всегда вышивали. Сверху надевали корсетку, юпку либо андарак.
Украинская кухня
Наиболее известное украинское блюдо — красный борщ из свеклы и капусты.
Популярнейшим продуктом в украинской кулинарии является сало — его используют для приготовления множества блюд, едят отдельно, солят, жарят и коптят.
Широко распространены мучные изделия из пшеничной муки. К национальным блюдам можно отнести вареники, галушки, вергуны, лемишки.
Семейные ценности украинцев и русских во многом идентичны. То же касается и религии — православное христианство занимает большую часть среди вероисповедания украинцев, проживающих в России; почти ничем не отличаются и традиционные праздники.
Татарская культура
Представители татарского этноса на территории России составляют приблизительно 5 млн 310 тысяч человек — это 3,72% от всего населения страны.
Религия татар
Основное вероисповедание татар — это ислам суннитского толка. При этом существует небольшая часть татар-кряшен, чьей религией является православие.
Татарские мечети можно увидеть во многих городах России, например, Московская историческая мечеть, Санкт-Петербургская соборная мечеть, Пермская соборная мечеть, Ижевская соборная мечеть и другие.
Традиционное татарское жилье
Татарское жилье представляло собой срубный четырехстенный дом, огороженный со стороны фасада и отдаленный от улицы, с сенями. Внутри помещение делилось на женскую и мужскую часть, женская заодно являлась кухней. Дома украшали яркой росписью, в особенности ворота.
Татарский национальный костюм
Костюм может отличаться в зависимости от подгруппы татар, однако большое влияние на единый образ национального костюма оказала одежда поволжских татар. Она состоит из рубахи-платья и шаровар, как для женщин, так и для мужчин, а в качестве верхней одежды часто использовали халат. Головным убором у мужчин была тюбетейка, у женщин — бархатная шапочка.
Традиционная татарская кухня
Отличительной чертой этой кухни есть то, что на ее развитие повлияли не только татарские этнические традиции. От разных культур татарская кухня вобрала в себя бал-май, пельмени, плов, пахлаву, чай и другие разнообразные блюда.
атарская кухня может похвастаться разнообразием мучных изделий, среди них: эчпочмак, кыстыбый, кабартма, санса, кыймак.
Часто употребляется молоко, однако чаще всего в переработанном виде — творог, катык, сметана, сюзмэ, эремчек.
Семейные традиции и духовные ценности татар
Создание семьи всегда было наивысшей ценностью у татарского народа. Брак считается священной обязанностью.
Нравственная и духовная культура народов России так или иначе связана с культурой религиозной, так и особенности мусульманского брака заключаются в том, что он неразрывно связан с религиозной культурой мусульман. Например, Кораном запрещается жениться на женщине-атеистке, женщине-агностике; не слишком одобряется и брак с представительницей другой религии.
Сейчас татары знакомятся и женятся в основном без вмешательства семьи, но раньше самым распространенным был брак по сватовству — родственники жениха шли к родителям невесты и делали предложение.
Татарские праздники
Татарская культура празднования включает в себя и исламские, и оригинальные татарские, и общероссийские государственные праздники.
Крупными религиозными праздниками считаются ураза-байрам — праздник разговения, в честь окончания месяца поста — рамадана, и курбан-байрам — праздник жертвоприношения.
о сих пор татары празднуют и каргатуй, или карга буткасы — народный праздник весны, и сабантуй — праздник по случаю завершения весенних сельскохозяйственных работ.
7 самых малых народов России
В России проживают 776 национальностей, многие из которых насчитывают не больше нескольких сотен человек, а некоторые находятся на грани исчезновения. Мы вспомнили малые народы нашей страны.
1 Чулымцы. Чулымские тюрки или июс кижилер («чулымские люди»), живут на берегах реки Чулым в Красноярском крае и имеют свой язык. В прежние времена проживали в улусах, где строили землянки (одыг), полуземлянки (кыштаг), юрты и чумы. Занимались рыболовством, охотой на пушного зверя, добывали лекарственные травы, кедровый орех, выращивали ячмень и просо, заготавливали бересту и лыко, плели веревки, сети, изготавливали лодки, лыжи, нарты. Позже стали растить рожь, овес и пшеницу и жить в избах. И женщины, и мужчины носили штаны, сшитые из налимьих шкурок и рубашки, отороченные мехом. Женщины заплетали множество кос, носили подвески из монет и украшения. Для жилищ характерны чувалы с открытыми очагами, глиняные низкие печи (кемега), нары и сундуки. Одни чулымчцы приняли православие, другие остались шаманистами. У народа сохранился традиционный фольклор и ремесла, но родным языком владеют только 17% из 355 человек.
2 Ороки Коренные жители Сахалина. Сами называют себя уйльта, что означает «оленные». Орокский язык не имеет письменности, на нем разговаривает почти половина из 295 оставшихся ороков. Ороками народность прозвали японцы. Уйльта занимаются охотой – морской и таежной, рыбалкой (добывают горбушу, кету, кижуча и симу), оленеводством и собирательством. Сейчас оленеводство пришло в упадок, а охота и рыбалка находятся под угрозой из-за нефтяных разработок и проблем с землями. Ученые оценивают перспективы дальнейшего существования народности с большой осторожностью.
3 Энцы Шаманисты энцы, они же енисейские самоеды, сами называют себя эньчо, могади или пэбай. Живут на Таймыре в устье Енисея в Красноярском крае. Традиционное жилище — конический чум. Из 227 человек родным языком владеет только треть. Остальные разговаривают на русском или ненецком. Национальная одежда энцев - парка, меховые штаны и чулки. У женщин парка распашная, у мужчин – цельная. Традиционной пищей является свежее или мороженное мясо, свежая рыба, рыбная мука – порса. Испокон веков энцы занимаются охотой на северного оленя, оленеводством, добывают песца. Почти все современные энцы живут в стационарных поселках.
4 Тазы Тазы (тадзы, дацзы) – немногочисленная и довольно молодая народность, проживающая на реке Уссури в Приморском крае. В первый раз упоминается в XVIII веке. Тазы произошли от смешения нанайцев и удэгейцев с маньчжурами и китайцами. Язык похож на диалекты северного Китая, но очень сильно отличается. Сейчас на территории России насчитывают 274 тазы, и почти никто из них не говорит на родном языке. Если в конце XIX века его знали 1050 человек, то сейчас им владеют несколько пожилых женщин в селе Михайловка. Тазы живут охотой, рыболовством, собирательством, земледелием и животноводством. В последнее время стремятся возродить культуру и обычаи предков.
5 Ижора Финно-угорская народность ижора (ижоры) жила на одноименном притоке Невы. Самоназвание народа - каръялайшт, что означает «карелы». Язык близок к карельскому. Исповедуют православие. Во времена Смуты ижоры попали под власть шведов, и спасаясь от внедрения лютеранства, переселились на русские земли. Главным занятием ижор стало рыболовство, а именно - добыча корюшки и салаки. Ижоры плотничали, занимались ткачеством и корзиноплетением. В середине XIX века в Петербургской и в Выборгской губерниях проживало 18000 ижор. На численности населения катастрофически сказались события II мировой. Часть деревень сгорела, ижоры были вывезены на территорию Финляндии, а вернувшиеся оттуда перевезены в Сибирь. Те, кто остались на месте, растворились среди русского населения. Сейчас ижор осталось всего 266 человек.
6 Водь Самоназвание этого православного финно-угорского исчезающего народа России – водьялайн, ва́ддялайзыд. В переписи 2010 года только 64 человека причислили себя к водь. Язык народности близок к юго-восточному наречию эстонского языка и к ливскому языку. Испокон веков водь жили южнее Финского залива, на территории так называемой Водской пятины, которая упоминается в летописях. Сама народность сформировалась еще в I тысячелетии нашей эры. Основой жизни было земледелие. Выращивали рожь, овес, ячмень, разводили скот и птицу, занимались рыболовством. Жили в ригах, наподобие эстонских, а с XIX века – в избах. Девушки носили сарафан из белого холста, короткую кофту «ихад». Молодые люди сами выбирали себе жениха и невесту. Замужние женщины коротко стриглись, а пожилые брились наголо и носили головной убор «пайкас». В обрядах народа сохранилось много языческих пережитков. Сейчас культура води находится под изучением, создан музей, ведется преподавание языка.
7 Кереки Исчезающий народ. На всей территории России их осталось только четыре человека. А в 2002 году было восемь. Трагедия этого палеоазиатского народа заключалась в том, что издревле они жили на рубеже Чукотки и Камчатки и оказались между двух огней: чукчи воевали с коряками, а доставалось анкалгакку – именно так называют себя кереки. В переводе это означает «народ, живущий у моря». Враги сжигали жилища, женщин уводили в рабство, мужчин убивали. Много кереков погибло во время эпидемий, охвативших земли в конце XVIII века. Сами кереки вели оседлый образ жизни, пропитание добывали рыболовством и охотой, били морского и пушного зверя. Занимались оленеводством. Кереки внесли свой вклад в езду на собаках. Запряжка собак цугом - это их изобретение. Чукчи запрягали собак «веером». Керекский язык относится к чукотско-камчатским. В 1991 году на Чукотке осталось три человека, разговаривавших на нем. Для его сохранения был записан словарь, в который вошло около 5000 слов.
МНОГООБРАЗИЕ НАРОДОВ СЕВЕРА И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Этнический состав Дальнего Востока достаточно пестрый. Около 90% населения – русские, в Приморье много украинцев, а на Камчатке – белорусов. Сейчас на территории Дальнего Востока насчитывается более десятка малочисленных народов, исконных обитателей этих территорий.
На севере Дальнего Востока проживают коренные народы Крайнего севера – чукчи, коряки, ительмены и алеуты. Они занимаются охотой, рыбалкой, оленеводством. Чукчи и коряки имеют свои автономные образования.
В Магаданской области и на полуострове Камчатка живут эвены, эвенки и камчадалы, занимающиеся оленеводством.
В бассейне Амура проживают нанайцы и ульчи, потомственные рыбаки и охотники. В низовьях Амура и на севере Сахалина проживает один из древнейших народов Дальнего Востока – нивхи.
Берега таежных рек Сихотэ-Алиня заселили удэгейцы а в прибрежных районах родственные удэгейцам орочи. Численность малых народов Дальнего Востока не превышает 20 тысяч. У коренных народов сохранились языческие верования.
Народы, о которых рассказывается в этой статье, все вместе насчитывают не более 300 тыс. человек, а принадлежат они почти к десяти группам языков: саамы, ханты и манси - к финно-угорской; ненцы, селькупы, нганасаны, энцы - к самодийской; долганы - к тюркской; эвенки, эвены, негидальцы, сроки, орочи, нанайцы, удэгейцы и ульчи - к тунгусо-маньчжурской. Чукчи, коряки, ительмены говорят на языках чукотско-камчатской семьи, эскимосы и алеуты - эскимосско-але-утской, а языки юкагиров, кетов, нивхов считаются изолированными, т. е. не входят ни в одну семью.
Ныне многие языки почти забыты. Их помнят в основном люди старшего поколения, а молодёжь говорит по-русски. Однако с 90-х гг. делаются попытки восстановить преподавание родного языка в школе. Это совсем непросто. Не хватает учителей, многие дети почти не слышат родную речь дома (обычно только от дедушки с бабушкой), а потому учат родной язык заново, так же как иностранный.
Тип внешности представителей коренных народов Севера и Дальнего Востока не столь разнообразен, как их языки. Жителей этих регионов можно отнести к северным монголо-идам (см. статью "От первобытных племён до современных народов"): они небольшого роста, плотного телосложения, со светлой кожей. Волосы прямые и чёрные, глаза чёрные или карие, с узким разрезом, нос небольшой. Недаром приезжих с европейской внешностью насмешливо зовут "носатыми" или "большеносыми".
Когда в XX столетии север Сибири стали осваивать русские, в результате смешанных браков некоторые народы, особенно саамы, манси, часть хантов, приобрели европеоидные черты лица. Разрез глаз у них стал шире, нередко встречаются светлые глаза, русые или каштановые волосы. В ненецких или чукотских сёлах можно увидеть местных жителей с явной европеоидной примесью. Они ведут традиционный образ жизни, в паспортах записана коренная для данного края национальность, но имена и фамилии у них русские, немецкие, даже чеченские: ненец Вагнер (немецкая фамилия) или эскимос Алибек (чеченское имя). Дети от смешанных браков обычно выбирают коренную национальность, во-первых, чтобы не отличаться от одноклассников, а во-вторых, чтобы иметь льготы - право рыбной ловли без разрешения, бесплатные лицензии на профессиональную охоту и др.
В прошлом большинство народов Севера и Дальнего Востока являлись приверженцами шаманизма. В XVI - начале XIX в. они были обращены в православие. В советское время церквей и священников на Севере почти не осталось, но тем не менее часть ненцев, эвенов и некоторых других народов до сих пор хранят иконы и молитвенники, соблюдают христианские обряды. Однако таких меньшинство.
Ещё суровее, чем христианство, преследовали советские власти шаманство, однако оно, будучи традиционной формой религии, всё же сохранилось. Правда, нынешние шаманы обходятся без бубна и без особого костюма, хотя на время совершения обряда по-прежнему надевают подвески и амулеты.
КАК ЖИВУТ НАРОДЫ СЕВЕРА
Природа земель, на которых живут народы Севера и Дальнего Востока, сурова: тундра, лесотундра, тайга. Посёлки почти всегда расположены у воды - на берегу залива, озера или реки. И это не случайно. Именно по воде завозят сюда необходимые товары, и прежде всего уголь, бензин. Срок навигации очень короткий, и за него нужно успеть доставить всё необходимое для долгой зимы. В остальное время года в посёлок можно попасть (или выбраться из него) только вертолётом.
Жители работают на звероферме, где разводят норок и песцов, или в пошивочной мастерской - здесь шьют одежду как европейского типа, так и национальную, чаще всего из оленьего меха. В посёлке работают мотористы, механики, продавцы, санитарки. Но всё это - и почта, и магазин, и пошивочная мастерская, и звероферма, и бревенчатые рубленые дома, почти такие же, как в русских посёлках, - лишь современная "надстройка", привнесённая из России "городская цивилизация".
В основе же национального существования малых народов, их самобытности лежит как раз то, что находится не в посёлке, а в окружающих его тундре и тайге. Здесь работает не так много людей, но именно они занимаются традиционными для малых народов России видами хозяйственной деятельности. Это оленеводы, большую часть года всей семьёй живущие в тундре со стадами оленей и лишь пару раз в год заглядывающие в свои сельские дома, обычно стоящие пустыми. Это охотники, которые проводят в тайге или в тундре весь охотничий сезон, возвращаясь домой только время от времени. От одного охотничьего урочища к другому они добираются пешком, на оленях, на собаках, а в наши дни часто на моторных снегоходах. И наконец, рыбаки, в путину (в период активной ловли рыбы) живущие вдали от посёлка, "на песках", т. е. на участках берегов рек и озёр, особенно удобных для рыбной ловли. Береговые чукчи и эскимосы, промышляющие моржей, на много дней выезжают охотиться на дальние острова и мысы.
Здесь, на берегу реки или моря, в тайге и в тундре, идёт настоящая жизнь - жизнь оленеводов, рыбаков, охотников. Она идёт в значительной мере так, как шла и сто, и двести лет назад, - с соблюдением традиционных обычаев, обрядов, правил взаимоотношений между людьми. Впрочем, и тут можно увидеть много примет современности - радиостанцию, радиоприёмник, традиционный очаг иногда заменяют бензиновым примусом, на лодках установлены моторы.
Оленеводством занимаются преимущественно жители Севера (кроме эскимосов, береговых чукчей и алеутов). Саамы, ненцы, оленные чукчи, коряки, северные селькупы и ханты имеют крупные стада, для себя и на продажу получают мясо, шкуры, молоко. У других народов оленей меньше, и используются они в основном как транспортные животные. В этом случае оленей на мясо забивают редко, а питаются таёжной дичью - дикими оленями, лосями, пернатой дичью и т. д. Таков быт эвенков, эвенов, манси. Народы Приморского края - южные селькупы, юкагиры - великолепные охотники.
Охота происходит в течение всего года. Зимой охотник выходит в тайгу на широких лыжах, нехитрое снаряжение погружено на маленькие санки. Тянуть их ему почти всегда помогает собака. Охотятся обычно в одиночку, реже вдвоём или втроём. В тайге и лесотундре на определённом расстоянии друг от друга устроены охотничьи избушки - маленькие домики с печкой, где можно обогреться, переночевать, сварить еду. Уходя из такой избушки, охотник обязательно оставит чай, спички, запас дров - для следующего посетителя.
Основное занятие хантов Приобья и народов Приамурья (негидальцев, нанайцев, нивхов, удэгейцев) - рыболовство. Однако в той или иной мере как подсобным промыслом рыболовством занимаются все народы Севера.
КУХНЯ НАРОДОВ СЕВЕРА
Традиционная кухня соответствует требованиям климата, хотя непривычного к ней человека может привести в смятение. Рыба и мясо - основная пища. Когда они свежие, их охотно едят в сыром виде, лишь чуть-чуть присаливая; пьют свежую, ещё тёплую оленью кровь. Но нужно быть уверенным, что рыба и мясо не заражены личинками глистов. В оленине, лучших сортах рыбы (таких, как чир, муксун, нельма, белорыбица) их, как правило, нет, но тюлени, медведи, частиковая рыба (щука, язь, карась) могут быть заражены. Их едят либо варёными, либо после длительного провяливания; жарить мясо и рыбу у северян не принято. Топлёный тюлений (нерповый) жир могут пить чашками, на нём пекут лепёшки и в него, как в соус, макают куски мяса.
Хотя сырое или полусваренное мясо содержит все необходимые витамины, жители Севера остро ощущают нехватку растительной пищи. Летом женщины выходят в тундру собирать дикорастущие травы и ягоды. Ягод в тундре немереное количество - морошка, голубика, клюква, брусника, водяника... Их едят свежими, а также заготавливают на зиму. И ягоды, и съедобные травы (дикий щавель и лук, молодые листья полярной ивы) консервируют в кожаных мешках - бурдюках, залив растопленным жиром. Зимой их используют как приправу к мясу. Моржатина, мелкими кусочками тушенная в жиру с листьями ивы, - блюдо, которое сделало бы честь самому изысканному столичному ресторану. Однако в ресторанах её не найдёшь, а вот китовые котлеты и варёная китовая кожа (её можно есть и сырой) в местных столовых иногда бывают. Десятки блюд получаются из разных частей моржа: варёный язык, варёные кишки, студень из ластов, кровяные клёцки, вяленое мясо с жиром и т. д.
В тундре и тайге в изобилии растут грибы - сыроежки, маслята, подберёзовики. Олени очень любят грибы, и в грибных местах их трудно пасти - в поисках лакомства они разбредаются во все стороны. Местные жители грибов, по традиции, не едят. Впрочем, во второй половине XX в., под влиянием русских, их стали сушить и солить про запас и на продажу.
В питании народов Севера начиная с 30-40-х гг. XX в. произошли существенные перемены. Сегодня даже оленеводы и охотники и дня не могут прожить без хлеба, крупы, чая, соли, сахара. Привычка к сладкому влияет на здоровье детей и молодёжи: раньше у местных жителей совсем не было кариеса, а сейчас им страдают многие с раннего возраста.
ЖИЛИШЕ НАРОДОВ СЕВЕРА
Оленеводы и рыбаки, как правило, кочуют и селятся по три-четыре селище почти всех народов Севера - чум. Чум представляет собой конический шатёр в несколько метров высотой. Основу его составляют 16- 20 сходящихся вершинами длинных шестов. Чум обтягивают нкжами - покрывалами, сшитыми из оленьих шкур, брезента или какой-либо иной непромокаемой ткани. Шесты и ню-ки перевозят с места на место на санях, запряжённых оленями. По влажной, покрытой травой тундре сани едут и летом, безо всякого снега, только оленей запрягают больше, чем зимой, обычно по четыре.
Ставить чум считается женским делом, и две-три женщины справляются с этим меньше чем за час. Посередине чума горит костёр или стоит жестяная печка. Справа и слева от входа на плетённых из ветвей ивы подстилках, накрытых шкурами, устроены лежанки. Напротив входа - священное место, где стоит сундучок с ценностями, висят мешочки с амулетами, а у крещёных - иконы. Если печка гаснет, в чуме сразу становится очень холодно, так что спать приходится или одетыми, накрывшись шкурами, или в тёплых меховых спальных мешках.
У рыбаков чумы могут быть покрыты не шкурами, а тиской - пластинами, сшитыми из жёлто-коричневых кусков вываренной берёзовой коры. Переезжают с места на место рыбаки летом в лодках, зимой - на нартах с собачьей упряжкой, а в последние годы - на снегоходах. Эвенки кочуют на оленях.
Долганы и другие оленеводы Таймыра часто живут не в чумах, а в балках. Балок - реечный каркасный домик, обтянутый шкурами и парусиной. Внутри он похож на вагонное купе: койки в два яруса, столик, маленькая железная печка. Такой домик ставится на широкие прочные сани, и его перевозят четыре-пять оленей. Первоначально этот вид жилища изобрели русские купцы, разъезжавшие по тундре с товарами.
У чукотских и корякских оленеводов жилищем служит не чум, а яранга. Яранга гораздо шире чума, у неё более сложный деревянный каркас.
Внутри выделяют два помещения - холодное у входа (здесь готовят пишу и занимаются хозяйственными делами) и тёплое заднее. Заднюю часть целиком занимает полог - сшитый из шкур навес-балдахин, подвешенный у задней стенки. Когда полог опущен, под ним внутри тепло, и люди сидят без верхней одежды. В пологе спят. Если становится душно, доступ воздуха регулируют с помощью кожаного рукава наверху полога, он играет роль форточки.
В чуме и яранге, в кочевых условиях, можно жить достаточно комфортно, только нужно уметь обустроить быт. Современные юноши и девушки, которые с 8 до 18 лет зиму проводят в общежитиях школ-интернатов и лишь на лето возвращаются к родителям в рыбацкие и оленеводческие стойбища, плохо владеют специальными навыками, необходимыми для этого. Поэтому им зачастую трудно и не хочется включаться в традиционное хозяйство.
Коренные малочисленные народы Дальнего Востока
(данные на 2000 г.)
КМНС
| Численность | Места расселения на Дальнем Востоке |
Эвенки(тунгусы) | 30163 | Республика Саха (Якутия), Амурская обл, Сахалинская обл., Хабаровский кр, Приморский кр. |
Эвены (тунгусы-ламуты) | 17199 | Магаданская обл, Чукотский авт окр, Камчатский край Хабаровский кр. |
Негидальцы | 642 | Хабаровский кр,, |
Нанайцы (гольды) | 12023 | Хабаровский кр,, Приморский кр. |
Ульчи | 3233 | Хабаровский кр,, |
Ороки | 190 | Сахалинская обл., |
Орочи | 600 | Хабаровский кр,, Приморский кр. |
Удэгейцы (уде) | 2011 | Приморский кр. Хабаровский кр,,. |
Алеуты (унганы) | 702 | Камчатский край |
Эскимосы (инуиты) | 1719 | Чукотский авт окр, |
Чукчи | 15184 | Магаданская обл Чукотский авт окр, Республика Саха (Якутия), Камчатский край |
Коряки | 9242 | Чукотский авт окр, Камчатский край |
Ительмены (камчадалы) | 2481 | Камчатский край |
Кереки | 100 | Чукотский авт окр, |
Нивхи | 4673 | Хабаровский кр, Сахалинская обл. |
Юкагиры (одулы) | 1142 | Магаданская обл Республика Саха (Якутия), |
Тазы | 300 | Приморский кр. |
Чуванцы (этели) | 1511 | Чукотский авт окр, Магаданская обл. |
Долганы | 6932 | Республика Саха (Якутия) |
Национальный состав Амурской области
Абсолютное большинство населения (особенно в городах области) составляют русские. В северных районах проживает коренное население региона —эвенки.
Русские 831 004 (92,04%)
Украинцы 31 475 (3,49%)
Белорусы 7 827 (0,87%)
Татары 4 889 (0,54%)
Армяне 4 045 (0,45%)
Азербайджанцы 3 213 (0,36%)
Немцы 1 760 (0,19%)
Эвенки 1 501 (0,17%)
Мордва 1 258 (0,14%)
Чуваши 1 206 (0,13%)
Башкиры 1 183 (0,13%)
В Амурской области эвенки (тунгусы) проживают на территории Селемджинского района: п. Улгэн или Ивановское, Зейского: п. Бомнак, Тындинского: п. Первомайское, п.Усть-Нюкжа, п. Усть-Уркима.
Эвенки - единственный на данный момент кореной народ Приамурья, который продолжает жить в области и по сей день.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник" Игры народов России"
В сборник собраны игры народов России, таких народов, как русские, татары, марийцы, чуваши, осетины, азербайджанцы и др....
Практическая работа «Изучение особенностей размещения народов России на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов с административно-территориальным делением России».
Подробно представлено содержание практической работы и критерии оценивания....
Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»
Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...
Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"
Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых, творчески...
Из литературы народов России. Г. ТУКАЙ. «РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ», «КНИГА». К. КУЛИЕВ. «КОГДА НА МЕНЯ НАВАЛИЛАСЬ БЕДА…», «КАКИМ БЫ МАЛЫМ НИ БЫЛ МОЙ НАРОД…»
конспект урока по литературе - 6 класс. Урок 51 Тема: Из литературы народов России. Г. ТУКАЙ. «РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ», «КНИГА». К. КУЛИЕВ. «КОГДА НА МЕНЯ НАВАЛИЛАСЬ БЕДА…», «КАКИМ БЫ МАЛЫМ НИ БЫЛ ...
Методическая разработка внеклассного занятия " Быт и традиции народов Поволжья" в рамках проекта" Национальные традиции народов России" для учащихся 7-9 классов
Это внеклассное занятие проводилось в рамках общешкольного внеклассного интегрированного проекта " Национальные традиции народов России" и предназначено для учащихся 7-9 классов с интеллектуальной нед...
Культурное пространство России в первой половине XIX в. художественная культура народов России. История России 9 класс
Культурное пространство России в первой половине XIX в.: художественная культура народов России...