Мастер-класс "Применение технологии модерации и активных методов обучения (АМО) на уроках географии"
методическая разработка по географии

Осташкина Светлана Викторовна

"Применение технологии модерации

и активных методов обучения  (АМО) на уроках географии"

Цели применения модерации эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока.

Модерация эффективно достигает этих целей путем организации групповой работы обучающихся. Такая работа может проводиться в парах, мини-командах или малых группах, либо всем классом.

 

Эффективность групповой работы обеспечивается использованием специальных методов и приемов, причем, более всего для модерации подходят активные методы обучения. (АМО). Совместное использование активных методов обучения и технологии модерации позволяет педагогу получить синергетический образовательный эффект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon master-klass_moderatsiya_i_amo.zip2.17 МБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №2 с. Екатеринославка»

"Применение технологии модерации

и активных методов обучения  (АМО) на уроках географии"

учитель географии высшей категории

МОУ СОШ №2   с.Екатеринославка

        Осташкина С.В.

12.04.2018 г.

  1. ТЕОРИЯ

Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии. С тех пор многие ученые и специалисты, в том числе педагоги, активно развивали и применяли модерацию на практике, совершенствуя данную технологию.

В основу разработки целей, принципов, содержания и методов модерации были положены педагогические, психологические и социологические аспекты, направленные на активное заинтересованное участие всех обучающихся в образовательном процессе, обеспечение комфортности на уроке каждого ученика, на формирование нацеленности обучающихся на достижение результатов.

Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.

При использовании технологии модерации принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися.

Цели применения модерации ( по СЛАЙДУ)– эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока.

Модерация эффективно достигает этих целей путем организации групповой работы обучающихся. Такая работа может проводиться в парах, мини-командах или малых группах, либо всем классом.

Эффективность групповой работы обеспечивается использованием специальных методов и приемов, причем, более всего для модерации подходят активные методы обучения. (АМО). Совместное использование активных методов обучения и технологии модерации позволяет педагогу получить синергетический образовательный эффект.

Принципы модерации(по СЛАЙДУ)

- структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части);

- систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока);

- комплексность (содержание каждой части урока и организуемые процессы нацелены

на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся);

- прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).

Фазы (этапы) модерации: (по СЛАЙДУ)

- инициация (начало урока, знакомство);

- вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);

- формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);

- интерактивная лекция (передача и объяснение информации);

- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);

- подведение итогов (рефлексия, оценка урока);

- эмоциональная разрядка (разминки).

Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании

технологии модерации, получение запланированных результатов обучения, воспитания,

развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов:

*эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;

*упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками

образовательного процесса;

*обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса

(визуализация);

*мотивация всех участников образовательного процесса;

*мониторинг образовательного процесса;

*рефлексия педагога и обучающихся;

*анализ деятельности участников и оценка результатов.

(по СЛАЙДУ)

  1. ИНТЕРАКТИВ

(по СЛАЙДАМ)

Ну, а  теперь проследим все основные этапы данной технологии на конкретном уроке:

Вместе с АМО-активными методами обучения: 

1/Создай свой круг:

- я предлагаю вам познакомиться в группах с нами по географическому принципу ,создав ассоциацию: буква  вашего имени должна соответствовать названию города., страны, реки и т.д.,  в общем, по заданию для вашей группы. Поехали! Начну с себя…. СЛОВЕНИЯ-(на С- т.к. я, Светлана)

1 команда- названия стран

2 команда-названия рек

3 команда- названия городов

4 команда- названия гор (равнин)

2/ Поздоровайся локтями

3/ «Вхождение в тему»   АМО «Мозаика»

По мозаике на слайде попробуйте угадать тему нашего урока   (Масштаб)

4/ Выяснение целей, ожиданий и опасений    АМО «Прогноз погоды»

5/ Обьяснение темы «Масштаб» ( 6 слайдов)

 6/ Организация самостоятельной работы в группах

(В течении 7-8 минут далее работа по теме и практические задания в группах)

(см. в приложении)  

7/ Проверка правильности ответов

8/Рефлексия   АМО «Верно – неверно»

9/ Релаксация  АМО «Воздух, Земля, Огонь и Вода»

10/Подведение итогов. Самооценка.    АМО «Светофор»

11/Итоги технологии модерации


ПРИЛОЖЕНИЕ

АМО. Проведение:

Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.

Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).

Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

Еще один метод релаксации- показ расслабляющего видео, желательно на подходящую тематику (например- совершите кругосветный полет на спутнике вокруг Земли, представьте, что вы на борту этого корабля!) или другие.

9/ Подведение итогов. Самооценка работы в группе. Спасибо за внимание!

Группа №1

Задания:

(используя текст учебника стр. 34-35 , атлас  стр.10-11– физ.карта России.,п/шарий)

1/ а) дайте определение, что такое масштаб-_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

б) перечислите изученные вами виды масштаба:_______________________________________________________________________

2/ Переведите численный масштаб в именованный:

а) 1: 50 000  

б) 1: 90 000 000

в) 1: 2 000 000  

-Какой из этих масштабов самый крупный, средний, мелкий?

3/ Измерьте и рассчитайте расстояние (в км) в масштабе физической карты России от Якутска до Владивостока. (по прямой)

РЕШЕНИЕ:

Группа №2

Задания: (используя текст учебника стр. 34-35        , атлас стр.10-11–физ.карта России.,п/шарий)

1/  а) дайте определение, что такое масштаб-_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

б) перечислите изученные вами виды масштаба:_______________________________________________________________________

2/ Переведите именованный масштаб в численный:

а) в 1 см- 500м  

б) в 1 см-  900 км

в) в 1 см- 20 км

-Какой из этих масштабов самый крупный, средний, мелкий?

3/ Измерьте и рассчитайте расстояние (в км) по физической карте России от Якутска до Москвы.(по прямой)

РЕШЕНИЕ:

Группа №3

Задания: (используя текст учебника стр. 34-35       , атлас стр.10-11–физ.карта России.,п/шарий)

1/  а) дайте определение, что такое масштаб-____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

б) перечислите изученные вами виды масштаба:_______________________________________________________________________

2/ Переведите численный масштаб в именованный, начертите линейный масштаб:

а) 1: 50 000  

б) 1: 2 000 000

3/ Измерьте и рассчитайте расстояние (в км) по физической карте России от Якутска до Санкт- Петербурга.(по прямой)

РЕШЕНИЕ:

Группа №4

Задания: (используя текст учебника стр. 34-35        , атлас стр.10-11 –физ.карта п/шарий)

1/ а) дайте определение, что такое масштаб-_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

б) перечислите изученные вами виды масштаба:_______________________________________________________________________

2/ Переведите именованный  масштаб в численный:

а) 1: 500 000  

б)1: 4 000 000  

3/ Измерьте и рассчитайте расстояние (в км) по физической карте полушарий  и по глобусу от Якутска до Пекина. Сравните результаты, объясните разницу.

РЕШЕНИЕ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс "Технология модерации и активные методы обучения в образовательном процессе"

Материалы данного курса представлены на сайте Международного Института Развития «ЭкоПро» Образовательного портала Мой университет  http://www.moi-universitet.ru/ Подробное описание данной технол...

Активные методы обучения.Диспут на уроке.

Активные методы обучения.Диспут на уроке....

ПОДРОБНАЯ ПРОГРАММА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА на основе технологии модерации (АМО активный метод обучения)

Технология модерации направлена на   активизацию аналитической и рефлексивной  деятельности;  развитие исследовательских и   проектировочных ум...

Технология модерации и активные методы обучения (АМО)

БРУХАНСКАЯ ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНАМБОУ «Сиверская гимназия»2019 год ДОКЛАД НА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИДлДля реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном пр...

Обобщение опыта "Тема: «Использование интерактивных технологий на уроках английского языка. Технология модерации и активные методы обучения» в условиях работы с детьми-инвалидами на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ)»

Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Дистанционное обу...

Активные методы обучения, применяемые на уроках географии МБОУ «Гимназия №1»

Активные методы обучения, применяемые на уроках географии ....

Статья «Активные методы обучения, применяемые на уроках технологии ,в условиях реализации ФГОС.»

Рассказано о методах обучения ,какие методы являются активными методами ,применяемыми на уроках тежнологии ,как применяются на уроках технологии активные методы обучения....