Современные инновационные технологии
методическая разработка по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Урок - главная составная часть учебного процесса. Это своеобразное педагогическое произведение. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы всё, что происходит на уроке вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало творческое сознание. Современных технологий образования множество. Это большой педагогический труд, который требует от учителя умения общаться, находить контакт с классом, быть решительным и деловитым, обладать чувством юмора и культурой речи, быть творческой личностью. Когда я иду на урок географии, твердо знаю, что люблю своих учеников и у меня всё получится. Урок географии будет интересным!
Основные принципы построения урока географии:
*интегративность;
*историзм;
*проблемность;
*регионализация.
Современные инновационные технологии направлены на усиление личностной ориентации и социально-гуманитарной направленности содержания географии; способствуют формированию и развитию личности учащихся в современном мире.
Важнейший критерий – учет деятельностного характера образования и востребованности его результатов в жизни. Используется компетентностный подход.
Сферы реализации компетенции:
· познавательная деятельность;
· общественная деятельность;
· трудовая деятельность;
· бытовая деятельность;
· культурная деятельность.
Современные инновационные технологии:
1.Информационно-коммуникационная технология (ИКТ) заключается во внедрении ИКТ в содержание образовательного процесса, которое не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся.
Цели:
* повысить мотивацию;
* активизировать познавательную деятельность;
* сформировать активную жизненную позицию.
Результативность использования: 70%
Открытые уроки:
Урок - практикум «Литосфера Земли. Строение земной коры»,6 класс
Урок – путешествие «Общая характеристика зарубежной Европы»,11 класс.
2.Технология личностно ориентированного обучения И.С.Якиманской.
Цели:
*признание самоценности ученика как носителя субъективного опыта, в обязательном обращении к его эмоционально-ценностной сфере;
*принятие в качестве основного результата обучения развитие личности обучающегося.
Сущность технологии заключается в фиксировании применительно к каждому ученику следующих зон:
* актуального развития (знания, умения, отношение к учению);
* ближнего развития (способность усвоения знаний с помощью учителя);
* самореализации (активность, самостоятельность, адекватная самооценка).
Результативность использования: 50%
Открытые уроки:
Урок – экспедиция «Япония-страна контрастов», 11 класс
Урок – открытие «Я живу в России», 8 класс.
3. Рейтинговая технология
Цель:
объективно и всесторонне оценить деятельность обучающегося: на уроке, после изучения всей темы, раздела, курса и подготовить задания различной степени сложности. Предусматривает использование бальной системы оценок, подготавливает к сдаче ГИА и ЕГЭ.
Результативность использования: 80%
Разработка тестовых заданий по темам:
«Мировое хозяйство», 10 класс;
«Зарубежная Европа», 11 класс.
4.Модульная технология М.А.Чошанова
Цель: сконструировать учебный материал в виде системы блоков – модулей, которые взаимозаменяемы и подвижны.
Основная задача модульного обучения – учить результативно.
Структура модуля:
· технологическая программа для учащихся;
· технологическая карта для учителя;
· технологические карты уроков;
· тест самооценки;
· измеритель уровня знаний, умений и навыков;
· дайджест – приложение из литературных источников.
Результативность использования: 30%
Открытые уроки:
Урок - практикум «ТЭК России экологические проблемы и пути решения», 9 класс
Урок – обобщение «Латинская Америка в ритме танго.», 11 класс.
5. Технология проектной деятельности В.В.Николиной заключается в самостоятельном освоении обучающимися учебного материала по географии и получении конкретного результата в виде конкретного продукта. Позволяет приблизить обучение, учебную деятельность к решению практических, общественно значимых задач. Делает процесс обучения активным и личностно значимым.
Этапы работы над проектом:
• ценностно-ориентированный; • конструктивный; • оценочно – рефлексивный; • презентативный.
Результативность использования: 90%
Научно-исследовательские проекты:
Жуков Алексей 9 б– «Живые барометры»
.
Использование информационных технологий:
- при подготовке к уроку:
1. Информационные базы данных;
2. Прикладные и инструментальные программные средства (обработка текстов, составление таблиц, редактирование графической информации);
3. Электронные библиотеки и энциклопедии;
4. Телекоммуникационные системы, реализующие электронную почту.
- на уроке географии:
1. Компьютерные программы и обучающиеся системы;
2. Системы на базе мультимедиа-технологии, построенные с применением видеотехники,
накопителей на CD-ROM.
3. Фрагменты телепередач, аудио и видео материалы, DVD.
4. Интеллектуальные обучающие экспертные системы;
5. Информационные среды на основе базы данных;
6. Электронные настольные типографии;
7. Электронные карты.
- при проверке знаний:
1. Компьютерные диагностические или тестовые системы;
2. Тренажеры;
3. Лабораторные комплексы и практикумы;
4. Экспертные системы.
Основные целииспользования информационных технологий:
· формирование информационной культуры;
· использование Интернет-ресурсов для решения практических задач;
· обеспечение объективного мониторинга уровня качества знаний;
· реализация дистанционного образования;
· увеличение доли творческих работ;
· расширение возможности в получении дополнительного образования по предмету.
Результативность использования: 90%
Интернет-ресурсы активно применяются:
· в проектной деятельности – создание презентаций;
· в разработке уроков: электронные карты и библиотеки;
· для разработки тестовых заданий;
· во внеклассной работе по предмету;
· для подготовки классных часов;
· для проведения родительских собраний
Скачать:
Предварительный просмотр:
Общая характеристика Зарубежной Европы
Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны - те, в которых человек наиболее деятелен.
Г. Бокль
Цель урока: Рассмотреть географическое положение Зарубежной Европы, состав территории и особенности населения.
Деятельностная цель – формирование представлений о типологии стран и об особенностях размещения населения, его религиозном, возрастном и национальном составе
Формируемые УУД:
Регулятивные:
- Поиск и привлечение необходимых ресурсов (слайдов, ссылок), текстовой информации учебника, карт атласа в познавательной деятельности;
- отбор, анализ, обобщение информации, ее оценка;
- структурирование информации;
- перевод графической информации (а также информацию таблиц, диаграмм) в текстовую;
Коммуникативные:
- формирование умения взаимодействовать в группе (распределять задания, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность);
- умение грамотно формулировать свои мысли в соответствии с поставленными задачами перед учеником конкретно, и группой;
Познавательные:
- формирование навыка чтения карт различной тематики по теме («Физическая карта Европы», «Народы Зарубежной Европы», «Религии Европы», «Зарубежная Европа. Политическая карта», «Зарубежная Европа. Экономическая карта»);
- чтение и анализ таблиц, графиков и диаграмм («Динамика численности населения Европы», «Динамика и структура миграций населения Италии»)
Личностные:
- формирование умения проявлять понимание и уважение к ценностям Европейской культуры;
Тип урока: урок формирования новых знаний с использованием средств ИКТ и интерактивной доски
Ход урока
- Организационный момент
- Формирование новых знаний
См. карту современной Зарубежной Европы
Протяжённость с С-Ю от острова Шпицберген до острова Крит
Типология стран: по площади территории, по выходу к морям
Какие моря омывают берега Зарубежной Европы?
Самостоятельная работа по составлению визитной карточки Зарубежной Европы с использованием учебника
- Площадь ____________ 5,4 млн. км 2
- Население_____________ более 500 млн. чел.
- Количество госуд._______ около 40
- Протяжённость с С-Ю___5 тыс. км
- Протяжённость с З-В____ более 3 тыс. км
Изменения на политической карте Европы
Политическая карта Европы на протяжении 20 века трижды претерпевала большие изменения: после 1и 2 мировых войн и после окончания «Холодной войны « в 1991 году.
Сообщение учащихся
Берлинская стена Еще несколько лет назад Берлин разделяла ужасная, громадная Берлинская стена. Разделение Берлина началось в ночь с 12 на 13 августа 1961г.. 15 августа началась постройка кирпичной, а позднее бетонной стены. Берлинская стена, называемая восточногерманским правительством как антифашистская защитная стена, разделяла внутри города западные районы Берлина от районов восточного Берлина. В 1988 году длина стены составляла 155 км, из них 43,1 км приходились на непосредственно Берлин. Граница разделяющая западный Берлин от восточного состояла из стены высотой 4,1 м, за которой находились 293 смотровые башни, 57 бункеров, "Смертельная линия" шириной в 10 м., посты со сторожевыми собаками, патрульная дорога, а так же 100-метровая запретная зона. Уже 21 августа был застрелен первый беженец, пытавшийся перебраться через границу. За все время существования берлинской стены, при попытке переправы с одной стороны на другую, были убиты более семидесяти человек, более ста были ранены, более 3.000 задержаны. Но несмотря на все предосторожности правительства, препятствия, смерти и аресты, многим все же удался побег. Разделение столицы символизировало развал Германского государства. Граница была открыта только 9 ноября 1989 года в результате волнений, вызванных демонстрантами. В демонстрации принимало участие около 500.000 человек. Правительство ГДР не могло больше выдерживать давления демонстрантов и было вынуждено открыть границу к ФРГ и западному Берлину. Сегодня Берлин снова столица Германии.
Формы правления
Посмотрите на форзац учебника
- Какая форма правления преобладает в странах Зарубежной Европы?
( большинство республики и 12 стран монархий)
- Какие страны преобладают по АТУ?
(унитарные)
- Какие страны относятся к федеративным?
(ФРГ, Бельгия, Швейцария, Австрия, )
Плотность населения
Занимая 4% площади, Зарубежная Европа концентрирует 8% населения мира. Это регион древнейшего заселения и освоения, он имеет одну из самых высоких средних плотностей населения.
Посмотрите карту атласа «Плотность населения мира» . Чему равна плотность населения в Зарубежной Европе?
(около 100 человек на км2) Выше только в Азии
Европа имеет очень высокий показатель урбанизации.
См. круговые диаграммы в атласе. Сколько % составляет городское население?
В некоторых странах доходит до 80 и даже 90%
В пределах Зарубежной Европы 42 города – миллионера.
Типы городских агломераций
Используя статистические данные, определите три самые крупные городские агломерации. Ученик работает самостоятельно удоски
Название агломерации | Население (млн. чел.) |
1. | |
2. | |
3. |
|
- Какие страны имеют по три крупных городских агломерации?
(Великобритания, Германия и Италия)
(Сообщение о Париже)
Париж. Самая элегантная столица Европы, сердце административной, культурной и политической жизни Франции, где проживает пятая часть ее населения, настолько не похожа на остальную часть страны, что ее часто называют «городом–государством со своими законами». У каждой улицы или бульвара - своя история; памятники и музеи известны практически во всем мире. Бережно сохраняемый архитектурный облик Парижа контрастирует с новаторскими сооружениями, время от времени возникающими в самом историческом центре. Это город, который не боится перемен, город - покровитель красоты, искусства и моды.
Сердце Парижа и место его основания - остров Ситэ (Cite) на Сене, где еще во времена Цезаря была основана столица кельтского племени паризиев - Лютеция. Самое известное сооружение острова, связанное с многочисленными историческими событиями, - собор Парижской Богоматери (Cathedrale Notre-Dame de Paris), построенный в XII–XIV веках. Одно из величайших сооружений готики имеет высокий центральный шпиль (82 м), который скрывается за двумя квадратными башнями. В течение всего светового дня посетители могут подниматься наверх и любоваться Бурдоном - 16-тонным медным колоколом, в который бил горбун Квазимодо, герой романа В. Гюго «Собор Парижской богоматери», а также великолепным видом на город, открывающимся с башен.
На правом берегу Сены расположен комплекс зданий одного из крупнейших художественных музеев мира - Лувра, где хранятся такие мировые шедевры, как «Джоконда» Леонардо да Винчи, статуя Венеры Милосской. В западной части Парижа на Елисейских полях находится знаменитая Эйфелева башня и Триумфальная арка, Эйфелева башня построена в 1889 году как символ международной выставки, она с удивительной легкостью вздымается на 300 с лишним метров 7 тыс. т. металлических конструкций, словно сплетенных в удивительное кружево. Сейчас Эйфелева башня не только украшение Парижа, но и лучшая телевизионная вышка в Европе. Триумфальная арка расположена на площади Звезды, от которой, как лучи, расходятся 12 улиц. Западные кварталы Парижа застроены благоустроенными кварталами и роскошными особняками. Здесь много зелени. Один Булонский лес - чудесный парк на западной окраине города - занимеет более 8 км2. Восточные кварталы города заселены трудовым людом.
(Сообщение о Лондоне)
Столица Великобритании и центр юго-восточной части Англии - Лондон - один из самых древних городов страны. Он был основан в 43 г.н.э. на северном берегу реки Темзы римскими завоевателями, которые назвали его Лондиниум.
Средневековый Лондон - ту его часть,
которая теперь называется Сити, украшает Лондонский мост, королевский замок Тауэр, собор св. Павла, множество церквей и монастырей.
В ХVIII в. была создана самая большая и красивая лондонская площадь – Трафальгарская.
Лондон состоит из трех исторических частей: Сити, Вестминстера и Уэст-Энда. Готический дворец Вестминстера строился уже в начале ХIХ в. Его здание завершают две башни: башня Виктории - королевский вход в парламент и
часовая башня Биг Бен (Большой Бен) с огромным колоколом. Центральная часть города еще сохранила средневековое переплетение улиц. Вестминстер - политический и административный центр столицы и страны. Другой исторической достопримечательностью является Букенгемский дворец Если вы в Лондоне впервые, то наверняка будете поражены обилием зелени. Лондон является самой зеленой столицей в Европе
Как и в любом большом городе, в Лондоне хорошо развита сеть общественного транспорта. У вас есть большой выбор - метро, знаменитые лондонские красные автобусы и электрички
Хотя Лондон остается сегодня одним из главных коммерческих и финансовых центров мира, наиболее быстрорастущей отраслью индустрии является туризм. Приблизительно 20 миллионов туристов посещают Лондон каждый год.
Национальный состав.
Относительно однороден, 62 народа, большинство относится к индоевропейской языковой семье.
Какие языковые группы преобладают?
Религиозный состав
Какая религия преобладает? – христианство. В Южной Европе преобладает католицизм. С Средней - католицизм и протестанство. В Албании, Турции и в Боснии и Герцеговине ислам. В настоящее время в странах Европы проживает около 10 млн. мусульман
Здесь находится Ватикан – мировой центр католицизма.
(Сообщение учащегося)
Возрастной состав населения
Каковы особенности возрастного состава населения?
См. полововозрастные пирамиды в учебнике рис.46 и на доске
Составьте характеристику пирамид по плану:
- Тип воспроизводства
- Людей какого возраста сейчас больше всего и почему?
- С какого возраста наблюдается перевес женщин?
- Как изменится рождаемость к 2050 году?
- Как изменится продолжительность жизни?
- Как это повлияет на возрастной состав населения?
- Закрепление знаний
1)Установи соответствие:
Государство | Столица |
| А) Прага |
| Б) Осло |
| В)Париж |
| Г) Варшава |
| Д) Хельсинки |
| Е) Мадрид |
| Ж) Лондон |
Проводится ваимопроверка.
2) У доски работает по карточке ученик:
Отметить на контурной карте государства: Францию, Германию, Италию, Польшу, Норвегию, Великобританию
3) На к/к привести пример государств с республиканской формой правления, с монархической, унитарные государства, федеративные государства.
Домашнее задание:
Стр. 161-166
ТПО стр.30 задание 2,3,7
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект ученика 10 класса _______________________________________________
Дата__________
Тема урока:_____________________________
Визитная карточка Зарубежной Европы
- Площадь ______________млн. км2
- Население______________ млн. чел.
- Количество госуд. ______________
- Протяжённость с С-Ю____________ тыс. км
- Протяжённость с З-В_____________ тыс. км
- Число морей______________
Характеристика государств
Преобладающая форма правления___________________
Преобладающее административно-территориальное устройство______________________
Общая характеристика населения
Средняя плотность населения____________________человек на км2
Доля городского населения_________%
Типы городских агломераций:
1)__________________________
2)__________________________
Крупнейшие городские агломерации
Название агломерации | Население (тыс. человек) |
1) | |
2) | |
3) |
Число народов, населяющих зарубежную Европу_____________
Преобладающая языковая семья__________________________
Господствующая религия________________________
Проверь себя
Установи соответствие:
Государство | Столица |
| А) Прага |
| Б) Осло |
| В)Париж |
| Г) Варшава |
| Д) Хельсинки |
| Е) Мадрид |
| Ж) Лондон |
4 |
|
|
|
| 3 |
|
| ||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
1 |
| ||||||||||||||
| 2 |
| |||||||||||||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
| ||||||||||||||
|
| ||||||||||||||
6 |
|
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
|
| |
|
| ||||||||||||||
|
1.Государство на берегу Чёрного моря, курорты которого привлекают всех жителей Европы
2. В этой стране сосредоточено 60% культурных ценностей Европы. Страна известна своим оперным театром в Милане, ежегодно проводится Венецианский кинофестиваль
3. Страна – родина древней цивилизации и выдающихся математиков: Пифагора, Архимеда, Эвклида
4. Это скандинавское государство 1/3 которого расположена за Полярным кругом. Вся жизнь его жителей тесно связана с морем.
5. Страна – архипелаг, с мягким климатом и частыми туманами
6. Ведущая индустриальная держава Европы, Родина автомобиля
7. Неотъемлемой частью культуры страны является коррида. Страна тореодоров.
Литература:
- Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2010 г.
- Смирнова В М Экономическая и социальная география мира дидактические материалы.- М.: Просвещение, 1996
- Гладкевич Г И Зубаревич Н В Готовимся к экзамену по географии выпуск 1, 2, 3, 4. М 1998
- Я иду на урок географии История географических открытий книга для учителя М первое сентября 2000 составитель Лазаревич К С
- Максаковский В П Новое в мире Цифры и факты дополнительные главы к учебнику Экономическая и социальная география мира М Дрофа 2009
- Шатных А В Современный урок географии Часть 3 Методические разработки уроков географии 10 класс Школьная пресса 2002
- Петрова Н Н Тесты по географии 6 10 классы методическое пособие Дрофа 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных инновационных технологий на уроках иностранного языка.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА....
Современные инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.
доклад на общешкольной родительской конференции...
Использование современных инновационных технологий на уроках географии и во внеурочное время в классах V вида
Использование Интернета на уроках географии и во внеурочное время – это дань моды, престижно или более интересная работа? Конечно, последнее.Своей главной целью работы считаю заинтересова...
Современные инновационные технологии на уроках русского языка
Использование современных инновационных технологий на уроках русского языка....
Современные инновационные технологии в школьном образовании.
Материал интересен для педагогов....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.
СТАТЬЯ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА....
Использование современных инновационных технологий на уроках иностранного языка
Использование современных инновационных технологий на уроках иностранного языка...