Урок географии в 11 классе "Население Японии"
план-конспект урока по географии (11 класс)

Алексеенко Мария Николаевна

Урок направлен на раскрытие особенностей населения Японии, его культуры, обычаев, традиций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Урок №22;2018-2019 уч.год.

Учитель:

АлексеенкоМ.Н.

Предмет:

География

Класс:11

Автор УМК:

Домогацких Е.М.

Тема урока: Население Японии.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания (формирование).

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений построения и применения новых знаний (понятий, способов действий).

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Цель урока: раскрыть особенности населения Японии, его культуру, обычаи, традиции.

Задачи урока:

образовательные:

  • закрепление полученных знаний о географическом положении, рельефе, природе Японии;
  • формирование наглядно-образного представления о населении, культуре, обычаях и традициях Японии.

развивающие:

  • создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность;
  • научить учащихся работать с дополнительной литературой и другими источниками информации;

воспитательные:

  • способствовать формированию  положительного восприятия элементов культуры  другого народа;
  • создать условия для воспитания географической культуры учащихся, формирования у учащихся правил коллективной и индивидуальной работы на уроке.

Планируемые образовательные результаты:

предметные:

  • владеть географическим мышлением  для определения оценки географического положения страны, системой комплексных знаний о вкладе  Японии в развитие цивилизации;
  • определять важнейшие особенности населения Японии

личностные:

  • использование опыта выражения своего отношения к проблемам социально-экономического развития стран и регионов мира, взаимосвязи в системе "человек-природа" на различных территориальных уровнях;
  • владение толерантным  сознанием и поведением в поликультурном мире;
  • готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения

метапредметные:

Познавательные УУД:

  • осуществлять расширенный поиск дополнительной информации о географическом положении, природе, жизни, быте, традициях населения страны, используя справочную литературу;
  • создавать и преобразовывать информацию в модели и схемы для решения практических задач;  составлять картосхемы связей географических процессов и явлений;
  • строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы

Регулятивные УУД:

  • планировать и вести собственную познавательную деятельность с учетом конкретных учебных и жизненных ситуаций, ставя перед собой конкретные цели;
  • осуществлять выбор наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • оценивать степень успешности своей индивидуальной деятельности

Коммуникативные УУД:

  • выделять главную мысль в тексте, речи своей и других людей;
  • находить и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, ресурсах сети Интернет с заданными целями;
  • выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Основные понятия темы: Япония, Токио, император, этнический и религиозный состав населения, буддизм, синтоизм, размещение населения, большая тройка агломераций,  субурбанизация, уровень урбанизации.

Межпредметные связи: иностранный язык, математика.

Технологии:

  • модульная,
  • личностно-ориентированное обучение,
  • индивидуально-дифференцированное обучение,
  • здоровьесберегающая

Ресурсы:

  • УМК: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География: учебник для 10 класса общеобразователь-ных учреждений. 2 часть, М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010; Географический атлас. 11 класс. –М. : ООО «Русское слово — учебник» , 2017 год, контурные карты 11 класс. –М. : ООО «Русское слово — учебник» , 2014 г.

Виды деятельности: индивидуальная, групповая

1 Обучение «шаг за шагом» с использованием модульной концепции

2 Мировые фундаментальные ценности образования (ЮНЕСКО)

Цели образования XXI века: • уметь жить;   • уметь работать;   • уметь жить вместе;   • уметь учиться.

Основной целью образовательного процесса в школе является развитие каждого ученика. Мера этого развития выступает как мера оценки качества работы учителя, руководителя, школы в целом.

3Одним из прогрессивных методов обучения является метод модульного обучения.

Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации.

Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им.

В состав модуля входят:

Целевой план действий, Банк информации, Методическое руководство по достижению дидактических целей

4 Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.

Содержание     обучения     представляется     в законченных, самостоятельных модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по его применению.

Цель обучения – формирование у детей навыка самообразования.

5 Сущность модульного обучения « … превратить деятельность ученика в его самодеятельность…»

Цель модульного обучения содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Ребята учатся работать самостоятельно, учатся целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю, учатся общаться и помогать друг другу.

Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуальную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу деятельности ученика.

6 Преимуществами  модульного  обучения по сравнению
с традиционным являются:
Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого ученика.

Учитывается базовая подготовка обучаемого (учащиеся умеют читать в разных темпах и усвоение материала для каждого индивидуально).

уплотнение учебной информации, освобождается время для решения большего количества заданий.

модульный контроль знаний дает определенную гарантию эффективности обучения.

высокий уровень активизации учащихся на уроке.

В общую систему модульного обучения органически вписывается рейтинговый контроль. Он является важным инструментом обеспечения постоянного самоконтроля учащихся за результатами учебной деятельности, повышающим ее эффективность.

+ Валеология Снижение «проблемы стресса»

7 Недостатки Отсутствуют готовые (качественные) модульные учебные пособия, Не способствуют развитию творческого потенциала высокоодаренных детей, Не реализовывают диалоговые функции обучения + Инертность преподавателей, Психологическая неподготовленность детей

8. Технология модульного обучения содержит ряд инноваций: подача материала осуществляется в форме логической системы;

каждый модуль разбит на учебные элементы, которые позволяет осваивать материал по алгоритму в индивидуальном темпе;

рефлексия.

В целом же модульно-рейтинговая технология это –

мощный фактор мотивации обучающихся к учебной деятельности;

механизм более объективной оценки достижений обучающихся;

средство формирования внутренней самоорганизации, дисциплинированности, инициативности и активности обучающихся.

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Инновационные методы – это методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки студентов путем развития у них творческих способностей и самостоятельности.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

 Цель этапа: подготовка обучающихся к работе на уроке

1 мин.

Создает условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); устанавливает тематические рамки учебной деятельности («могу»).

Настраиваются на предстоящую совместную деятельность; знакомятся с учебными задачами, содержанием и формами предстоящей деятельности

Организация внимания:

звучит лирическая японская музыка

СЛАЙД 1

Проверка готовности к уроку. Приветствие детей.

- Коннитива (приветствие по-японски, здравствуйте)

Поклон (сопровождает приветствие)

Приветствуют учителя

готовят рабочее место

слушают музыку

отвечают на вопрос

2.Проверка домашнего задания.

Цель этапа: установить правильность и осознанность выполнения д/з, определить типичные недостатки, устранить их в ходе проверки, обнаружение пробелов в знаниях.

5 мин.

Разноуровневые задания.

1.Уплотненный опрос(сочетание индивидуального, устного и письменного).

1группа-(2человека)у доски-по физической  карте мира. Рассказать и показать географическое положение Японии.По глобусу(с места)-рассказать о рельефе Японии.

2группа-(4человека)-взаимопроверка по карточкам.

3группа(4-человека)-работа  по карточкам.

Итог выполнения д/з.Оценивание.Приложение 1

Обучающиеся выполняют задания.

У доски, по карте рассказывает, показывает геогр. объекты.

С места, по глобусу, рассказывает.

Работают в парах, проверяя друг друга.

Решают кроссворд.

Работают с номенклатурой.

Выставляют оценки друг другу.

3. Актуализация новых знаний

Цель этапа:  установить уровень усвоения материала /предыдущих знаний, знаний по теме; привлечь внимание и вызвать интерес к теме.

1 мин.

1.Проблемный вопрос о вещах, взятых на урок (палочки, ветка сакуры, веер, статуэтка японки в кимоно)

-Посмотрите на предметы, лежащие на моем столе. Как вы думаете, зачем они здесь? Какое отношение они имеют к нашему уроку?

2.Сообщение темы и цели урока

Мы продолжаем изучать удивительную страну, которую, называют очень странно – «страна-наоборот». И для этого есть все основания.

В этой удивительной стране пальто подает не мужчина, а женщина, руль в машине не с левой, а с правой стороны, кошки здесь бесхвостые, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.

- О какой стране идет речь? Вы догадались?

Предлагает обучающимся ознакомиться со стихотворением.Приложение 2 СЛАЙД 2

СЛАЙД 3 Тема урока: «Население Японии»

Цель  урока: раскрыть особенности населения Японии, его культуру, обычаи, традиции.

Дети слушают учителя.

Смотрят демонстрацию вещей.

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Называют тему урока, его цели.

4. Сообщение нового материала

Цель этапа:  дать обучающимся конкретное представление об изучаемом вопросе,явлении и т. п.

1 мин.

Работа по блокам-25 мин.

Сегодня мы с вами познакомимся с населением одной из самых загадочных стран – Японии.

Наш урок будет состоять из крупных блоков, изучая которые мы постараемся исследовать особенности населения Японии.

Приложение 2 СЛАЙДЫ 5-13

Работа с модулем. Время работы – 25 минут

Учитель озвучивает тему модуля, организует работу с модулем

Работают с модулем, делают выводы.

Выступают  с заранее подготовленным материалом

Приложение 3

Выступают с заранее подготовленным материалом.

Выполняют задание, делают вывод

5. Физминутка

Под японскую музыку.

«японские поклоны»

Цель этапа:  смена деятельности; снятие напряжение мышцспины, плечевого пояса, кистей рук/ отдых для глаз, снятие напряжения.

2 мин.

СЛАЙД 4

Многим известно, что в Японии не принято обмениваться рукопожатиями, а надо кланяться. Однако не все знают, что поклоны это особое проявление вежливости, и они могут различаться в зависимости от ситуации.Исторически сложилось, что поклон является демонстрацией мирного настроя по отношению к собеседнику, так как голова это самая слабая часть тела. Японцы кланяются везде и всегда, даже когда их никто не видит (например, при разговоре по телефону). Поклоны, как и всё в Японии, подчинены чётким инструкциям, отступление от которых не одобряется обществом.

Мужчинам и женщинам приписано принимать разные позы для поклона. Мужчина должен держать руки по швам, пальцы вместе, а женщине надо сложить руки на животе, положив левую руку на правую.

Различают 4 вида поклонов наиболее употребимых в деловой сфере: 1.  лёгкий поклон. Чтобы поклониться, нужно наклонить корпус на 15 градусов и посмотреть на 3 метра вперёд. Также можно представить свой корпус в виде стрелки часов, которая совсем чуть-чуть отклонилась от 6 часов. Этот поклон используют в повседневных ситуациях, им приветствуют друг друга люди, одинаковые по статусу, а также в случаях, когда люди проходят мимо друг друга.

2. Более вежливый и чаще встречающийся по сравнению с предыдущим. Его можно использовать при приветствии гостя фирмы. Отклонение корпуса идёт на 30 градусов, смотреть вперёд надо на 1,5 метра или представить, что стрелка отклонилась на 5 минут от 6 часов.

3.Очень глубокий поклон, который используют, когда необходимо очень сильно извиниться или поблагодарить. При этом поклоне необходимо отклониться на 60 градусов, посмотреть на полметра вперёд, и представлять, что стрелка отклонилась на 10 минут.

4. Самый глубокий и вежливый поклон. В таком поклоне стояли управляющие Фукусимы, когда просили прощения за допущение катастрофы. Надо склониться на 90 градусов, глаза опустить вниз, стрелка часов отклоняется на 15 минут.

Совершают поклоны

6.Закрепление полученных знаний.

Цель этапа:  закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы обучающихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации.

3 мин.

1.Беседа

-А теперь давайте подведем итог, что мы узнали нового сегодня на уроке.

Оценивание достигнутых результатов.

-Сравните, пожалуйста,заполненный вами модуль с образцом заполнения и оцените свою работу.

СЛАЙДЫ 14-23;

 -Возвращение к проблемному вопросу о вещах с начала урока. (Ветка сакуры, японская кукла, палочки, веер)

Вывод: это вещи имеют большое значение для каждого японца. Это неотъемлемая часть их культуры, традиций.

7. Подведение итогов  урока, оценивание обучающихся.

Цель этапа:  сделать вывод, подвести итог работы класса и отдельных учеников, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.

5 мин.

СЛАЙД 24

2 мин.

Сегодня мы попытались приблизить к себе удивительную страну – Японию. Познакомились с особенностями её населения, постарались проникнуться обычаями и традициями этой страны. Так кто же они – японцы?

«Японцы - загадка нашего века, это самый непостижимый, самый парадоксальный из народов. Вместе с их внешним окружением они столь живописны, театральны и артистичны, что временами кажутся нацией позеров, весь их мир - как бы сцена, на которой они играют. Легкомысленный, поверхностный народ, думающий лишь о том, чтобы понравиться, произвести эффект.

Здесь невозможны обобщения, ибо они столь не похожи на все другие азиатские народы, что всякие аналоги отпадают. Это натуры самые чуткие, живые, артистичные и в то же время самые невозмутимые, примитивные, самые непрактичные, безразличные и молчаливые люди».

Так кто же они – японцы?

Рефлексия. (Подведение итогов занятия).

Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из экрана на доске:

Сегодня я узнал… Было интересно…

Было трудно… Я выполнял задание…

Я понял, что…Теперь я могу…

У меня получилось…Я научился…

Я смог…Я попробую…

Меня удивило…Мне захотелось…

-Получают оценки за урок  (с обоснованием).

-Благодарность за работу и участие.

-Д/з §10, стр. 77-79

Вывод урока: неразрывная связь Японии настоящей со своим прошлым, опора на него даёт уверенное и успешное развитие. Культурный, интеллектуальный, физический капитал нации играет особую роль в достижении высот.

Принимают участие в рефлексии.

Читают фразы, дополняют.

Записывают д/з.



Предварительный просмотр:

Урок – исследование «Население Японии»

Учебные элементы

Содержание учебного материала с указанием заданий

Руководство по усвоению

УЭ-0

Интегрирующая цель:

  1.  Выделить особенности населения Японии по:

- Численности                                            - Плотности

- Размещению                                            - Воспроизводству

- Половозрастному составу                      - Этническому

- Религиозному составу                            - Уровню урбанизации

- Выявить «Культурный феномен»

УЭ-1

- Прочитайте стихотворение, ответьте, какова тема и цель нашего урока?

Не так названье важно для страны

И очертания не так важны,

Как важно то, кто в том краю живет,

Зачем живет и чем живет народ.

Узнать любой страны особый нрав

Мы сможем, лишь людей ее узнав.

Аяльнэх Мулату.

Тема урока____________________________________

Цель урока___________________________________________________________

Время работы с модулем 20 минут

 

Время работы

10 минут

 Стр.20-21, рис 1

Справочные материалы

Блок №1 «Характеристика населения»

Цель: определить тип воспроизводства населения Японии.

Задания:

Задания: 1. Определите, какова численность населения Японии?

Численность населения Японии составляет ________________ млн. человек.

  1. Проанализируйте карты атласа  на странице 20-21, сделайте вывод, к какому типу воспроизводства населения относится Япония?

Население Японии относится ко_______________ типу воспроизводства населения, так как рождаемость =_____, смертность = ___________, естественный прирост ___________________.

  1. Пользуясь статистическими данными, Таблица 1 статистических материалов, постройте график изменения рождаемости.

  1. Проанализируйте полученные данные, укажите причины и следствия снижения рождаемости населения Японии.

Вывод: Япония одна из первых стран Азии завершившая в рекордно короткие сроки демографический переход от ____________ типа  к ____________.

  1. Произошла демографическая революция.

Причины: _____________________________________________________

Контроль:  самоконтроль

УЭ-2

Цель: определить половозрастной состав населения  Японии.

Задания:

  1. Охарактеризуйте половой состав населения Японии.

Проанализируйте карту  рис. 1 справочных материалов, сделайте вывод о соотношении мужского и женского населения в Японии.

Вывод: В населении Японии наблюдается  преобладание __________________ населения.

Назовите причины преобладания:__________________________________

_________________________________________________________________

  1. Проанализируйте карты атласа  на странице 23 и текст учебника стр. 77, сделайте вывод о возрастной структуре населения Японии. Сделайте вывод.

Вывод: В возрастной структуре населения Японии преобладают  люди______ возраста. Средняя продолжительность жизни______ лет.

Причины: ____________________________________________________

Атлас

Стр. 23

Текст учебника стр. 77

 

УЭ-3

Блок №2 «Нация – монолит»

Цель: познакомиться с этническим составом населения Японии.

Вопрос:  вспомните, к какому типу стран по политическому устройству относится Япония. Какая форма монархии представлена в Японии, кто является официально главой государства.

                     ___________– символ единства и единения государства.

Задания:

  1. Прочитайте в справочном материале,  хокку в которой говорится о единстве нации.
  2. Используя карту атласа стр.  30-31, определите этнический состав населения Японии.

Причины: ___________________________

Вывод: ______________________________

Атлас

Стр.30-31

УЭ-4

Блок №3 «Размещение населения. Япония начинается с Токио»

Цель: определить особенности размещения населения

  1.  Плотность населения

Цель:  определить численность и плотность населения Японии.

Задания: 1. Определите, какова численность населения Японии?

Численность населения Японии составляет ________________ млн. человек.

2.Определите, какое место в мире занимает Япония  по численности населения.

По этому показателю Япония входит в ___________________ стран мира.

  1. Вспомните, какова площадь Японии. Площадь =  _________тыс. км2.
  2. Вычислите плотность населения Японии.  Сделайте вывод.

Вывод:  плотность населения Японии __________ чел/км2,  а на восточном побережье ______ чел/км 2. Тогда как средняя плотность населения мира составляет  35 чел/км2.

  1. Используя физическую карту Японии, определите основные факторы,  влияющие на размещение населения.

 

             2/3 населения - на ___________ побережье. ( «лицо» страны)

Контроль: самоконтроль

Текст учебника

Стр.77

Стр.79

УЭ-5

  1.  Размещение населения. Урбанизация.

Цель:  определить уровень урбанизации и крупные города  Японии.

Задания:

Работа с терминами: мегалополис, урбанизация, агломерация, субурбанизация.

  1. Определить уровень урбанизации. Учебник стр. 78

Уровень урбанизации в Японии________%, это ____________ показатель.

  1. Почему города Японии молодого возраста?

Причины: _______________________________________________________

  1. Назвать количество городов-миллионеров  Японии.

В стране _________ городов-миллионеров.

  1. Работа с контурной картой: пользуясь схемой 1 в справочных материалах, обозначьте на карте крупнейшие города Японии, агломерации:  Кейхин, Хансин, Тюке, укажите границы мегалополиса Токайдо
  2. Обозначьте на карте «Большую тройку агломераций»

Вывод: Япония – _________урбанизированная  страна с крупнейшим в мире мегалополисом ____________. 

Контроль: самоконтроль

Визитка

Атлас

стр. 26-27, 29.

Учебник стр. 78

УЭ-6

Блок №4  «Японский культурный феномен».

Цель:  познакомиться с культурой, религией, традициями и образом жизни японцев.

      Задание:

  1.  Прослушать сообщения, заполните таблицу

Вывод: Япония – страна с уникальной, самобытной культурой.

Контроль: самоконтроль

Время работы 

10 минут

УЭ-7

Сегодня на уроке мы попытались приблизить к себе удивительную страну – Японию. Познакомились с её экономическими особенностями, постарались проникнуться обычаями и традициями этой страны. Так кто же они – японцы?

Вывод урока: неразрывная связь Японии настоящей со своим прошлым, опора на него даёт уверенное и успешное развитие. Культурный, интеллектуальный, физический капитал нации играет особую роль в достижении высот.

Рефлексия. (Подведение итогов занятия).

Выскажитесь об уроке  одним предложением, выбирая начало фразы:

 

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задание…

Я понял, что…

Теперь я могу…

У меня получилось…

Я научился…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Оценка:

    3 б   — «3»

    4-5б — «4»

    6б    — «5»

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  Рисунок 1.

http://compendium.su/geographic/ege/ege.files/image112.jpg

Таблица 1.  Изменения рождаемости в Японии в период с1947 по 2000 годы.

Год

1947

1950

1960

1965

1966

1970

1980

1985

1990

1995

2000

рождаемость

34

30

19

19

14

19

14

12

10

10

9

Хокку:

Чужих меж нами нет!

Мы все друг другу братья

Под вишнями в цвету.

Кобаяса Исса.

Схема 1.                                   

                                     Большая тройка агломераций

                   

                      Кейхин                   Хансин                            Тюке

     (Токио, Йокогама,                (Нагоя)                ( Осака, Кобэ, Киото)

       Кавасаки, Тибу )              

                                                    Токайдо

Термины

Урбаниза́ция — процесс повышения роли городов, городской культуры и «городских отношений» в развитии общества, увеличение численности городского населения, по сравнению с сельским и «трансляция» сформировавшихся в городах высших культурных образцов за пределы городов.

Мегалополис — крайне урбанизированная, как правило, стихийно складывающаяся форма городского расселения, возникающая путём срастания нескольких городских агломераций  в странах, в которых имеются регионы с большими масштабами урбанизации.

Городская агломерация — компактное скопление населённых пунктов.

Субурбанизация — процесс роста и развития пригородной зоны крупных городов. В результате происходит формирование городских агломераций. При субурбанизации темпы роста населения пригородов по сравнению с городами-центрами агломераций выше.

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ.

Пример выступления обучающихся.

  1. Культ двух религий.

Так в Японии исторически сложился культ двух религий, дополненный некоторыми элементами конфуцианства. Все эти религии оказали решающее влияние на формирование японского национального характера. Так, с синтоизмом в нем связаны обожествление природы, восприимчивость к новому в сочетании с приверженностью к старому, традиционализм в сочетании с рационализмом. С буддизмом связаны стойкость по отношению к превратностям судьбы, воспитание чувств самообладания и самопожертвования.

Такой культ двух религий породил и своего рода «разделение труда» между ними.

Например, обряды благословения новорожденного и свадебный почти всегда совершаются в синтоистских храмах.

Обычно синтоистские храмы располагаются в живописной местности. Перед входом на огороженную территорию храма всегда возвышается деревянное сооружение, напоминающее ворота, – торий. От него дорожка ведет к собственно храму, перед которым установлен специальный бассейн с водой для ритуального омовения.

Интересно, что помолиться японцы могут не только в храме, но и у себя дома. Для этого существуют домашние алтари. Буддийские храмы выполняют совсем другую функцию – в них проводятся похоронные и поминальные обряды, освящаются таблички с именами предков, которые хранятся в домашних буддийских алтарях.

  1. Материальная культура.

Культурные особенности Японии во многом проявляются в ее материальной культуре. Например, давно уже стали нарицательными такие понятия, как «японский дом», «японский сад», «японская одежда».

Основной тип традиционного японского ЖИЛОГО дома более или менее одинаков во всех районах страны. Обычно такой дом имеет сплошные торцовые стены, тогда как другие стены раздвигаются, чтобы в жаркую погоду помещение могло продуваться ветром. Деревянные щиты и легкие рамы позволяют изменять внутреннюю планировку помещения. Полы в них покрыты соломенными циновками – татами.

По ним ходят без обуви, а на ночь на них раскладывают для сна плоские подушки, наполненные ватой или соломой. Мебели в доме очень мало, обычно это стенные шкафы и низкие столики для еды, за которыми сидят, поджав под себя ноги. Для обогрева помещения используют переносные жаровни или врезанные в пол очаги. Широко распространены ванны – фуро, по форме напоминающие бочки.

Японский сад также чрезвычайно отличается от европейского. Европейский сад, парк – это природа, преобразованная человеком, своего рода олицетворение человеческого разума и воли. Его основные признаки – употребление камней и гальки, мхов и невысоких растений, небольшой размер и асимметрия композиции. Особенно большое влияние на японскую садовую архитектуру оказал буддизм, с которым связана, в частности, трактовка воды как символа женской, а камня – мужской силы. Свое символическое значение имеют также расположение и форма небольших прудов, островков, камней, растений.

Во всем мире известна и традиционная японская одежда – кимоно (в бук-вальном переводе это слово означает «одежда»): длинный халат без карманов и пуговиц, который запахивается направо. Важная деталь кимоно – пояс. Женские пояса располагаются на талии и выше ее, а сзади завязываются пышным декоративным узлом. У мужчин широкий пояс поддерживает юбку-брюки. Поскольку кимоно не имеет карманов, все необходимые владельцу мелкие предметы прикрепляются к поясу при помощи специальных приспособлений – нэцкэ. Традиционная обувь японцев – сандалии, а во время дождей – деревянная обувь на платформе (гэта).

Японцам издавна свойственно стремление к приобретению знаний, почтение к учебе и учености. Уровень образования в современной Японии очень высокий. Фактически это страна полной грамотности. Всю систему образования и воспитания в Японии подразделяют на дошкольное, школьное и вузовское. Свои особенности имеет распорядок школьного обучения, многие его правила. Так, учебный год начинается 1 апреля, а заканчивается в марте. Он разделен на три семестра и продолжается 240 дней

А на летние и зимние каникулы отводится всего 40 дней. Учащиеся находятся в школе шесть дней в неделю, т. е. включая субботу, с 8 до 15 часов. После этого большинство из них остается в школе (в так называемой «зубриловке») для выполнения домашних заданий.

  1. Специфика Японии широко проявляется и в ее духовной культуре.

Это можно продемонстрировать на примере таких важных составных частей культуры, как язык и письменность, искусство.

        Согласно принятой лингвистической классификации, японский язык образует особую, самостоятельную группу языков. Некоторые считают, что он ближе всего к китайскому, но это не совсем так, поскольку и грамматика, и лексика у них различны. Сближает же их другое – иероглифическая письменность. В 4-5 вв. н. э. Япония еще не имела своей письменности, и ей пришлось заимствовать китайскую иероглифику. Но китайские иероглифы не были приспособлены к фонетическому строю японского языка, что сильно затрудняло и письмо, и чтение. Так продолжалось несколько столетий, и только в 9 в. методом сокращения китайских иероглифов японцы начали создавать свою слоговую азбуку. Сначала появилась слоговая азбука хирагана, а затем азбука катакана, которые обычно объединяют одним названием кана. С тех пор японцы стали писать при помощи и иероглифов, и каны. По мнению специалистов, достаточно знать 1000 иероглифов, чтобы прочитать 80 % всех текстов. Но нужно учесть и то, что в целом в японской прессе используется не менее 5000 иероглифов, а в специальной литературе их число доходит до 8000—10 000.

Чрезвычайно своеобразно и японское искусство. Традиционная японская живопись (нихонга) – это рисунки на шелке и бумаге, выполненные водяными красками и тушью. Особым видом искусства можно считать и икебану – аранжировку цветов, зародившуюся еще в VI в. в буддийских храмах, а затем достигшую очень большого совершенства. Весьма оригинален и классический японский театр, для которого характерны небольшая численность артистов, использование масок и париков, исполнение всех ролей мужчинами, сочетание мимики, песни, танца, пышность костюмов при отсутствии декораций.

  1. Особого внимания заслуживают и японские традиции, которые во многом регламентируют всю жизнь людей.

К числу вполне сохранившихся можно отнести традиции японской кухни, отличающейся большим своеобразием. В пищевом рационе японцев велика доля крахмалистых веществ, характерны преобладание растительных белков над жи-вотными, основополагающая роль риса, большое значение рыбы и морепродуктов. По-прежнему японцы едят в основном натуральную пищу, т. е. используют продукты в том виде, в котором получают их от земли или от моря.

Широкую известность во всем мире получила традиция японской чайной церемонии (тяною) – сложного эстетического обряда, который был заимствован в Китае и внедрен в Японии монахами буддийской секты дзэн еще в 14 в. Во время этой церемонии монахи читали молитвы, созерцали природу или находились в состоянии медитации (размышления).

Чайная церемония происходит в небольшом чайном домике (тясицу), состоящем из одной комнаты и обычно окруженном небольшим садиком. В церемонии участвуют несколько человек, действия которых подчиняются строгому ритуалу. То же относится и к хозяину или хозяйке чайного домика, руководителю этого ритуала. А сам ритуал заключается в том, что гости, совершив поклон, усаживаются по-японски на циновки, причем в строго определенном порядке, по старшинству. Руководитель церемонии заваривает зеленый чай, взбалтывает его в чашечке бамбуковой кисточкой, превращая в густую пенистую жидкость. В это время в домике зажигают ароматные свечи и раздвигают перегородки стен, чтобы участники церемонии могли оказаться лицом к лицу с цветущим садом или звездным и лунным небом. А знаменитые четыре принципа чайной церемонии формулируются так: гармония («ва»), почтительность («кэй»), чистота («сэй») и тишина, покой («сэки»).

Оригами – искусство складывания из бумаги. Из обычного квадрата бумаги можно сделать удивительный мир, украсить его цветами, экзотическими животными и птицами.

В Хиросиме создан Музей Мира, перед которым стоит обелиск: на вертикальном возвышении девочка поднимает над головой бумажного журавля. В любой день года подножие памятника устлано гирляндами журавликов, которые присылают дети и взрослые разных стран мира в память о Садако и в подтверждение своей доброй воли остановить на нашей планете любую военную агрессию.

Эта двигающаяся фигурка является символом оригами. Она стала широко известна благодаря японской девочке Садако Сасаки и истории ее жизни. Она жила в Хиросиме, в доме своего дяди и заболела раком крови (лейкемией). С этим страшным диагнозом ее положили в больницу. Врачи не могли помочь девочке. На протяжении всей болезни Садако складывала из любых попадавшихся ей в руки бумажек фигурки классических японских журавликов. Она верила в старинную легенду о том, что тысяча таких фигурок поможет в исполнении заветных желаний. Сначала Садако молилась о своем выздоровлении, однако когда поняла, что умирает, стала молиться о мире во всем мире. Садако успела сложить 644 журавлика.

 В Японии бумажный журавлик является древним символом долгой жизни и успеха в делах. В одной из двух первых японских книг, изданных в 1797 году, приводятся инструкции складывания именно журавлика. Некоторые люди, увлекающиеся искусством складывания в наши дни, понимают смысл древнего поверья о тысяче приносящих счастье журавликов почти буквально. Они тратят много часов на создание панно из тысячи бумажных фигурок. Истинное же значение поверья состоит в том, чтобы складывать журавликов не себе, а другим людям. Тогда, наверняка, у вас появятся новые друзья, а с ними любые подвиги по плечу!



Предварительный просмотр:

Урок – исследование «Население Японии»

Учебные элементы

Содержание учебного материала с указанием заданий

Руководство по усвоению

УЭ-0

Интегрирующая цель:

  1.  Выделить особенности населения Японии по:

- Численности                                            - Плотности

- Размещению                                            - Воспроизводству

- Половозрастному составу                      - Этническому

- Религиозному составу                            - Уровню урбанизации

- Выявить «Культурный феномен»                  

УЭ-1

- Прочитайте стихотворение, ответьте, какова тема и цель нашего урока?

Не так названье важно для страны

И очертания не так важны,

Как важно то, кто в том краю живет,

Зачем живет и чем живет народ.

Узнать любой страны особый нрав

Мы сможем, лишь людей ее узнав.

Аяльнэх Мулату.

Тема урока Население Японии

Цель урока:  Получить представление об особенностях и специфике населения Японии.

Время работы с модулем 20 минут

 

Время работы

10 минут

 Стр.20-21, рис 1

Справочные материалы

Блок №1 «Характеристика населения»

Цель: определить тип воспроизводства населения Японии.

Задания:

1. Определите, какова численность населения Японии?

Численность населения Японии составляет 132  млн. человек.

  1. Проанализируйте карты атласа  на странице 20-21, сделайте вывод, к какому типу воспроизводства населения относится Япония?

Население Японии относится ко второму типу воспроизводства населения, так как рождаемость = 7,87%0 , смертность = 8,26%0, естественный прирост : убыль населения — 0,191 %0.

  1. Пользуясь статистическими данными, Таблица 1 статистических материалов, постройте график изменения рождаемости.

  1. Проанализируйте полученные данные, укажите причины и следствия снижения рождаемости населения Японии.

Вывод: Япония одна из первых стран Азии завершившая в рекордно короткие сроки демографический переход от традиционного типа  к современному.

  1. Произошла демографическая революция.

                                 

  Демографическая революция

                 Причины                                         Следствия

1. Традиции и образ жизни японцев              1. « Старение населения»

2. Социально-экономические                                  2.Угроза «депопуляции»

преобразования.

3. Высокий уровень образования

4. Повышение «цены» ребенка.

4. Повышение возраста вступления в брак.

5. Демографическая политика.          Контроль:  самоконтроль

УЭ-2

Цель: определить половозрастной состав населения  Японии.

Задания:

  1. Охарактеризуйте половой состав населения Японии.

Проанализируйте карту  рис. 1 справочных материалов, сделайте вывод о соотношении мужского и женского населения в Японии.

Вывод: В населении Японии наблюдается  преобладание женского населения.

Назовите причины преобладания: участие мужчин в войнах, у мужчин более опасная и тяжелая работа, мужчины склонны к вредным привычкам, чем женщины.

  1. Проанализируйте карты атласа  на странице 23 и текст учебника стр. 77, прочитайте текст о долголетии в справочных материалах, сделайте вывод о возрастной структуре населения Японии. Сделайте вывод.

Вывод: В возрастной структуре населения Японии преобладают  людипожилого возраста. Средняя продолжительность жизни 79  лет.

Причины: питание полувегетарианской пищей (овощи и рыба), много двигаются, живут в гормонии с природой. 

Атлас

Стр. 23

Текст учебника стр. 77

 

УЭ-3

Блок №2 «Нация – монолит».

Цель: познакомиться с этническим составом населения Японии.

Вопрос:  вспомните, к какому типу стран по политическому устройству относится Япония. Какая форма монархии представлена в Японии, кто является официально главой государства.

Император - символ единства и единения государства.

Задания:

  1. Прочитайте в справочном материале,  хокку в которой говорится о единстве нации.
  2. Используя карту атласа стр.  30-31, определите этнический состав населения Японии.

Айны – 20 тыс.             Японцы – 99%         Корейцы – 700 тыс.

Причины: закрытая нация, географическая обособленность, расположение на островах, сложный язык и письменность.

Вывод: Япония – однонациональная страна.

Атлас

Стр.30-31

УЭ-4

Блок №3 «Размещение населения. Япония начинается с Токио»

Цель: определить особенности размещения населения

4.1. Плотность населения

Цель:  определить численность и плотность населения Японии.

Задания: 1. Определите, какова численность населения Японии?

Цель:  определить численность и плотность населения Японии.

Задания:

2.Определите, какое место в мире занимает Япония  по численности населения.

По этому показателю Япония входит в десятку крупнейших по численности стран мира.

  1. Вспомните, какова площадь Японии. Площадь =  327 тыс. км2.
  2. Вычислите плотность населения Японии.  Сделайте вывод.

Вывод:  плотность населения Японии 330  чел/км2,  а на восточном побережье 2000 чел/км 2. Тогда как средняя плотность населения мира составляет  35 чел/км2.

  1. Используя физическую карту Японии, определите основные факторы,  влияющие на размещение населения.

 

             2/3 населения – на восточном  побережье. ( «лицо» страны)

Контроль: самоконтроль

Текст учебника

Стр.77

Стр.79

УЭ-5

4.2. Размещение населения. Урбанизация.

Цель:  определить уровень урбанизации и крупные города  Японии.

Задания:

  1. Определить уровень урбанизации. Учебник стр. 78

Уровень урбанизации в Японии77%, это высокий показатель.

  1. Почему города Японии молодого возраста?

Причины: многие города были разрушены во время Второй мировой войны.

  1. Назвать количество городов-миллионеров  Японии.

В стране 12 городов-миллионеров.

  1. Работа с контурной картой: пользуясь схемой 1 в справочных материалах, обозначьте на карте крупнейшие города Японии, агломерации:  Кейхин, Хансин, Тюке, укажите границы мегалополиса Токайдо
  2. Обозначьте на карте «Большую тройку агломераций»

Вывод: Япония – высокоурбанизированная урбанизированная  страна с крупнейшим в мире мегалополисом Токайдо. 

Контроль: самоконтроль

Визитка

Атлас

стр. 26-27, 29.

Учебник стр. 78

УЭ-6

Блок №4  «Японский культурный феномен».

Цель:  познакомиться с культурой, религией, традициями и образом жизни японцев.

      Задание:

  1.  Прослушать сообщения, заполните таблицу

В Японии исповедуют две религии: синтоизм, используют для благословения новорожденных и во время свадебных церемоний, буддизм – обряды поминовения и похороны.

Дом – мало мебели, выход в сад; Сад – гармония природы; Одежда - кимоно; Образование – одно из лучших в мире, уделяется огромное внимание.

Японский язык - иероглифическое письмо, заимствованное в Китае, до 10 000 иероглифов; Нихонг - национальный театр; Икебана – искусство аранжировки цветов.

Японская кухня - преобладание растительных жиров над животными, рыба и овощи; чайной церемонии (тяною) – сложный эстетический обряд; Оригами – искусство складывания из бумаги.  

Вывод: Япония – страна с уникальной, самобытной культурой.

Контроль: самоконтроль

Время работы 

10 минут

УЭ-7

Сегодня на уроке мы попытались приблизить к себе удивительную страну – Японию. Познакомились с её экономическими особенностями, постарались проникнуться обычаями и традициями этой страны. Так кто же они – японцы?

Вывод урока: неразрывная связь Японии настоящей со своим прошлым, опора на него даёт уверенное и успешное развитие. Культурный, интеллектуальный, физический капитал нации играет особую роль в достижении высот.

Рефлексия. (Подведение итогов занятия).

Выскажитесь об уроке  одним предложением, выбирая начало фразы:

 

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задание…

Я понял, что…

Теперь я могу…

У меня получилось…

Я научился…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Оценка:

    3 б   — «3»

    4-5б — «4»

    6б    — «5»



Предварительный просмотр:

Карточка №1                        Задания

1

  1. Назовите тип климата Японии

2. Какую часть территории страны в процентном соотношение занимают леса?

1б.

3. Что такое Якошиме ?

1б.

4. Что такое цунами? Причины явления?

1б.

5. Перечислите страны-соседи Японии.

1б.

2

1. Острова, входящие в состав Японского архипелага.

2. Форма правления Японии.

1б.

3. Почему в Японии не развита гидроэнергетика?

1б.

4. Охарактеризуйте агроклиматические ресурсы Японии.

1б.

5. Что относится к  рекреационным ресурсам Японии

1б.

Контроль

Контроль

5б - «5», 4б – «4»,

3б – «3» менее 3б – «2»

5б - «5», 4б – «4»,

3б – «3» менее 3б – «2»

Карточка №1                        Задания

Ответы

1

  1. Назовите тип климата Японии

1. Субтропический муссонный, на севере умеренный, на юге тропический – 1б

2. Какую часть территории страны в процентном соотношение занимают леса?

2. более 60% - 1б.

3. Что такое Якошиме ?

3. 500-летняя кедровая роща, являющаяся памятником мирового значения – 1б.

4. Что такое цунами? Причины явления?

4. Волны высотой до нескольких десятков метров, причина их образования  - подводные землетрясения – 1б.

5. Перечислите страны-соседи Японии.

5. Россия, Китай, Ю. Корея    - границы морские – 1б.

2

Ответы

Задания

1. Четыре крупнейших острова — Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку, островная дуга Рюкю – 1б.

1. Острова, входящие в состав Японского архипелага.

2. Конституционная монархия, во главе государства – император – 1б.

2. Форма правления Японии.

3. Высокая угроза сейсмичности создает угрозу разрушения плотин – 1б.

3. Почему в Японии не развита гидроэнергетика?

4. Вполне благоприятны: почвы плодородны, климат теплый и влажный – 1б.

4. Охарактеризуйте агроклиматические ресурсы Японии.

5. Рекреационные ресурсы Японии – памятники древней культуры и уникальная по красоте природа. Кварталы Кито и Нары, Гокаяма, Хиросима – 1б.

5. Что относится к  рекреационным ресурсам Японии

ОТВЕТЫ: http://qrcoder.ru/code/?1.%09%DF%EF%EE%ED%F1%EA%EE%E5%0D%0A2.%09%C0%F0%F5%E8%EF%E5%EB%E0%E3%0D%0A3.%09%D1%E8%EA%EE%EA%F3%0D%0A4.%09%D5%EE%ED%F1%FE%0D%0A5.%09%D2%E8%F5%E8%E9%0D%0A6.%09%D4%F3%E4%E7%E8%FF%EC%E0&2&0

  1. Японское
  2. Архипелаг
  3. Сикоку
  4. Хонсю
  5. Тихий
  6. Фудзияма

Карточка №2                        Задания

1

1. Перечислите страны-соседи Японии.

  1. Назовите форму правления Японии.

1б.

3. Назовите крупнейшие острова Японского архипелага.

1б.

4. Кто на сегодняшний день является «символом  государства и единства народа»

1б.

5. Минерал, занимающий центральное место в японской горной промышленности.

1б.

2

1. Форма административно-территориального устройства Японии

2. Площадь Японии

1б.

3. С чем связано неблагоприятное политико-географическое положение Японии?

1б.

4. Сколько действующих вулканов в Японии?

1б.

5. Как называется крупнейшая низменность Японии?

1б.

Контроль

Контроль

5б - «5», 4б – «4»,

3б – «3» менее 3б – «2»

5б - «5», 4б – «4»,

3б – «3» менее 3б – «2»

Карточка №2                        

Карточка №2                        

1

Задания                                                                                                                          Ответы

1. Перечислите страны-соседи Японии

Китай, Северная и Южная Корея, Россия – 1б.

  1. Назовите форму правления Японии.

Япония – конституционная монархия – 1б.

3. Назовите крупнейшие острова Японского архипелага.

Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку – 1б.

4. Кто на сегодняшний день является «символом  государства и единства народа»

Император Акихито – 1б.

Сера – 1б. 

C:\Users\Машуля\Desktop\qr-code (3).gif

5. Минерал, занимающий центральное место в японской горной промышленности.

2

Задания

Ответы

1. Форма административно-территориального устройства Японии

О форме административно-территориального устройства Япония- унитарное государство – 1б

2. Площадь Японии

 Площадь Японии – 372 тыс. км2.

  1. С чем связано неблагоприятное политико-географическое положение Японии?

Невыгодность ПГП связано с тем, что территория удалена от основных  экономических центров, имеет лишь морские границы, не имея соседей по суше – 1б.

4. Сколько действующих вулканов в Японии?

108 действующих вулканов – 1б.

5. Как называется крупнейшая низменность Японии?

Крупнейшая низменность – Канто – 1б.



Предварительный просмотр:

Лист учёта контроля

Учебный элементы

Задания

Отметка о выполнении

Баллы

Блок №1 «Характеристика населения»

1

1

2

3

4

5

Оценка: выполнены все задания или выполнены все задания, но есть недочет (недочеты) – 1балл, выполнено 3-4 задания  — 0,5 балла, выполнено менее 3 заданий — 0 баллов.

2

1

2

Оценка: выполнены 2 задания или выполнены 2 задания, но есть недочет(недочеты) – 1балл, выполнено 1 задание  — 0,5 балла, задания не выполнены — 0 баллов.

Блок №2 «Нация – монолит»

3

1

2

3

Оценка: выполнены все задания или выполнены все задания, но есть недочет (недочеты) – 1балл, выполнено 2 задания  — 0,5 балла, выполнено 1 задание — 0 баллов.

Блок №3 «Размещение населения. Япония начинается с Токио»

a.         Плотность населения

4

1

2

3

4

5

Оценка: выполнены все задания или выполнены все задания, но есть недочет (недочеты) – 1балл, выполнено 3-4 задания  — 0,5 балла, выполнено менее 3 заданий — 0 баллов.

b. Размещение населения. Урбанизация.

5

1

2

3

4

5

Оценка: выполнены все задания или выполнены все задания, но есть недочет (недочеты) – 1балл, выполнено 3-4 задания  — 0,5 балла, выполнено менее 3 заданий — 0 баллов.

Блок №4  «Японский культурный феномен»

6

1

2

3

4

Оценка: заполнена вся таблица  или  заполнена вся таблица , но есть недочет (недочеты) – 1балл, заполнено 2 столбца  — 0,5 балла, заполнено менее 2 столбцов — 0 баллов.

ИТОГО

ОЦЕНКА

Лист учёта контроля

Учебный элементы

Задания

Отметка о выполнении

Баллы

Блок №1 «Характеристика населения»

1

1

2

3

4

5

Оценка: выполнены все задания или выполнены все задания, но есть недочет (недочеты) – 1балл, выполнено 3-4 задания  — 0,5 балла, выполнено менее 3 заданий — 0 баллов.

2

1

2

Оценка: выполнены 2 задания или выполнены 2 задания, но есть недочет(недочеты) – 1балл, выполнено 1 задание  — 0,5 балла, задания не выполнены — 0 баллов.

Блок №2 «Нация – монолит»

3

1

2

3

Оценка: выполнены все задания или выполнены все задания, но есть недочет (недочеты) – 1балл, выполнено 2 задания  — 0,5 балла, выполнено 1 задание — 0 баллов.

Блок №3 «Размещение населения. Япония начинается с Токио»

a.         Плотность населения

4

1

2

3

4

5

Оценка: выполнены все задания или выполнены все задания, но есть недочет (недочеты) – 1балл, выполнено 3-4 задания  — 0,5 балла, выполнено менее 3 заданий — 0 баллов.

b. Размещение населения. Урбанизация.

5

1

2

3

4

5

Оценка: выполнены все задания или выполнены все задания, но есть недочет (недочеты) – 1балл, выполнено 3-4 задания  — 0,5 балла, выполнено менее 3 заданий — 0 баллов.

Блок №4  «Японский культурный феномен»

6

1

2

3

4

Оценка: заполнена вся таблица  или  заполнена вся таблица , но есть недочет (недочеты) – 1балл, заполнено 2 столбца  — 0,5 балла, заполнено менее 2 столбцов — 0 баллов.

ИТОГО

ОЦЕНКА



Предварительный просмотр:

https://cloud.mail.ru/public/9aPY/2L9GEeK6Q


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок географии 10 класс "Япония"

Урок географии по теме "Япония". На уроке используются интернет - ресурсы. Обоснование необходимости использования ресурса Интернета в изучении темы:       Во-первых, использо...

Нестандартный урок географии «У нас в гостях Япония»

нестандартный урок географии " У нас в гостях Япония",позволяет расширить представления о соседней державе. отметить самое интересное в этой стране. Целью урока является показать неразрывную связь Япо...

Урок географии . Тема "Япония"

Тема: «Япония – страна  восходящего  солнца»Цели:1. Обобщить  знания  по  теме             2. Коррекция...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ урока географии 11 класс "Япония - страна восходящего солнца"

Цели презентации •расширить представления о соседней державе – Японии;• выявить особенности географического положения, природы, населения, хозяйства и культуры Японии;•показать неразрывную связь ...

Методическая разработка к открытому уроку географии по теме:Япония: территория, границы, население, хозяйство.

Методическая разработка к открытому уроку географии по теме:Япония: территория, границы, население, хозяйство. Используются видеофрагменты и презентация....

Методическая разработка урока географии по теме «Япония».Класс11

Методическая разработка урока географии по теме «Япония». Класс 11+презентация...