Программа кружка по географии "Занимательная география"
методическая разработка по географии (9 класс)

Жукова Елена Борисовна

Программа кружка по географии для учеников 8-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok._pechpt.docx61.89 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

учителя географии Жуковой Елены Борисовны

 (кружок «Занимательная география»)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

  1. Пояснительная  записка.
  2. Общая характеристика курса «Занимательная география»
  3. Описание места учебного курса «Занимательная география» в учебном плане
  4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

«Занимательная география»

  1. Содержание  курса  « Занимательная география  »
  2. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
  3. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
  4. Требования        и результаты  к уровню подготовки учащихся

Пояснительная записка

Психологами доказано, что в школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к природе.

Главная особенность курса «Занимательная география» - познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов – географией, сформировать интерес к этому предмету, научить пятиклассников внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

Цель изучения курса «Занимательная география» - сформировать у учащихся умение использовать географические знания и  умения  в  повседневной  жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям  окружающей  среды  и  обеспечения  безопасности жизнедеятельности.

Основные задачи курса:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной  картины мира;
  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического        пространства        на  разных  его  уровнях, что позволяет сформировать  географическую  картину мира;
  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества        на  современном  этапе  его развития;
  • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного   поведения        в  окружающей среде.

Общая характеристика курса «Занимательная  география»

Программа внеурочного курса «Занимательная география» для учащихся 5 классов является расширением предмета «География».

Основополагающими принципами построения курса «Юный географ» являются: научность в сочетании с доступностью; практико-ориентированность, метапредметность и межпредметность.

Описание места учебного курса «Занимательна география» в учебном плане

Программа курса "Юный географ" рассчитана на 70 часов

Возраст учащихся: 13-15лет.

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: 1 год. В   основе   внеурочного  курса  лежит        системно-деятельностный подход,

Который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  • ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;
  • учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;
  • обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  • разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного курса «Занимательная география», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Важными формами деятельности учащихся являются:

  • развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:

  • работа в малых группах (2-5человек);
  • проектная работа;
  • подготовка сообщений/ рефератов;
  • исследовательская деятельность;
  • информационно-поисковая деятельность;
  • выполнение практических работ.

Содержание программы курса «Занимательная география» предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, эмоциональности и логического мышления.

Новизна программы в том, что с целью повышения эффективности образовательного      процесса      используются      современные    педагогические

технологии:        метод        проектов,        исследовательские        методы,        информационные технологииобучения.

Основной формой работы являются внеурочные занятия, проводимые в кабинете географии.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

«Занимательная география»

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность химии заключается в том, что многие  предметные знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.

Личностныерезультаты

Метапредметныерезультаты

Предметные

I Учащиеся смогут: 1.Развивать любознательность и формировать интерес к изучению природы методами естественных наук

2. Развивать интеллектуальные и творческие способности. II Учащиеся получат возможность:

  1. Воспитать ответственное отношение к природе.
  2. Осознать необходимость        защиты окружающей среды.

I Учащиеся научатся:

  1. Овладевать способами самоорганизации учебной деятельности:

а) ставить цели и планировать личную учебную   деятельность; б) оценивать собственный вклад в деятельность группы;

в) проводить самооценку уровня личных учебных достижений

  1. Осваивать приемы исследовательской деятельности:

а) формулировать цели учебного исследования

I  Учащиеся должны:

  1. В ценностно- ориентационной сфере - формировать представление        ободном из важнейших способов познания человеком окружающего мира.
  2. Формировать элементарные исследовательскиеумения.

II Учащиеся получат возможность: Применять полученные знания и умения: а) для решения практических задач  в повседневной

3. Развивать мотивацию к изучению        различных естественных наук.

(опыта, наблюдении); б) составлять план,

фиксировать результаты, использовать простые измерительные приборы; в) формулировать выводы по результатам исследования.

II Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Формировать приемы работы с информацией, т.е.уметь:

а) искать и отбирать источники информации (справочные издания на печатной  основе  и  в виде СД, периодические издания, Интернет и т. д.) в  соответствии  с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией;

б) систематизировать информацию;

в) понимать информацию в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков  ит.д.

  1. Овладевать опытом межличностной коммуникации, корректным ведением диалога и участием в дискуссии; участвовать в работе группы в соответствии с обозначенной целью.

жизни;

б) для осознанного соблюдения норм  и правил безопасного поведения в природной и социальной среде.

Содержание курса «Юный географ» Введение (4час).

География -   наука        о        Земле.  Развитие   представлений  человека  о        мире.

Выдающиеся        географические открытия.

Раздел 1. Земля  как  планета  Солнечной  системы  (5часа).

Земля среди других планет. Форма, размеры Земли. Движение Земли. Географические следствия движения Земли вокруг своей оси. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Неравномерное распределение солнечного тепла  и света на поверхности Земли.

Раздел 2.  Геосферы  Земли (28часа.)

1.        Внутреннее строение Земли(8ч)

Внутреннее строение Земли.  Из  чего  состоит  Земная  кора.  Рельеф Земной  поверхности. Вулканы. Землетрясения Движение  земной  коры. Человек  и  литосфера. Особенности  рельефа  своей местности.

2.Атмосфера(8ч)

Воздушная оболочка Земли - атмосфера. Погода и метеорологические наблюдения. Человек и атмосфера. Опасные явления в атмосфере. Особенности погоды своей местности

3.Водная оболочка Земли(8ч)

Вода  на  Земле.  Мировой  океан  –  главная  часть гидросферы. Воды        суши.

Реки. Озера. Вода в «земных кладовых». Человек и гидросфера

4. Биосфера – оболочка жизни(8ч)

Оболочка жизни. Появление и развитие жизни на Земле. Растительный и животный мир умеренных поясов. Степи. Жизнь в полярных поясах и океанах. Природная среда. Охрана природы.

  1. Подведение итогов работы за год.(1ч).

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

В предметах естественнонаучного цикла ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия. Основные виды учебной деятельности ученика на уровне учебных действий включают умения характеризовать, объяснять, классифицировать, овладевать методами научного познания и т. д

В приведенном ниже тематическом плане представлено содержание тем внеурочного курса «Занимательная география» и характеристика деятельности учащегося в рамках данной темы. Вся деятельность условно делится на познавательную и практическую. Материал курса позволяет раскрыть межпредметные и метапредметные возможности экологии. Внеурочный курс призван раскрыть межпредметные связи экологии с географией,  биологией, информатикой.

№ п/п

Тема ,раздела

Кол- вочасов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Введение

4

Познавательная деятельность:

  • Знать понятие «география»,

«географические объекты»;

  • формирование представлений человека о Земле на разных этапах жизни;
  • иметь представления о путешественниках, их открытиях;
  • отбирать источники географической информации для объяснения происхождения географических названий;
  • уметь отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом

Практическая деятельность:

  • формировать способности к монологическому высказыванию на

География - одна из наук о планете Земля.

1

Зарождение географии

1

Выдающиеся географические открытия.

1

Наблюдение – метод географической науки

1

Заданную тему;

  • развивать мотивацию к изучению географии;
  • Нанесение на к/к маршрутов путешественников
  • работать с Интернет-ресурсами;
  • работать        в        группе,        оценка        и самооценка.

Раздел 1. Земля как планета Солнечной системы

5

Познавательная деятельность:

  • иметь представления о Солнечной системе и о Земле среди других планет;
  • иметь представления о формах и размерах Земли;
  • формировать        представления        о Солнечной системе, уметь описывать особенности  вращения Земли;
  • формировать        представления и основополагающих теоретических знаний        о   целостности        и неоднородности Земли.

Практическая деятельность:

  • уметь        ставить        цель        и        планировать личную учебную деятельность;
  • формировать        приемы        работы        с информацией
  • работа  с Интернет-ресурсами
  • работа в группе, оценка и самооценка.

Земля среди других планет.

2

Форма, размеры Земли.

1

Движение Земли по околосолнечной орбите

1

Суточное вращение Земли

1

Раздел 2. Геосферы Земли

28

Познавательная деятельность:

  • уметь        выявлять        особенности внутренних оболочек Земли и сравнивать  их  между собой;
  • развить умение распознавать на физических картах разные формы рельефа;
  • умение определять закономерности распространения землетрясений и вулканизма;

Внутреннее строение

Земли (8часов)

1

Слои «твердой»Земли

Вулканы Земли.

1

Из чего состоит земная кора

1

Строение земной коры

1

  • устанавливать взаимосвязи между формами рельефа  земной поверхности и        внешними,        внутренними географическими процессами;
  • использовать приобретённые знания и умения для чтения физических карт;
  • проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Практическая деятельность:

  • уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации;
  • работа в группе, оценка и самооценка;
  • формировать умение систематизировать информацию и понимать ее;
  • развивать мотивацию к изучению географии;
  • формирование  интерес        к        научному познанию мира;
  • нанесение на к/к основных оообъектов форм рельефа.

Землетрясения

1

Рельеф земной поверхности.

2

Человек и литосфера

1

Атмосфера

8

Познавательная деятельность:

  • знать и объяснять существенные признаки понятий: «атмосфера»;
  • использовать приобретённые знания и умения для чтения карт погоды;
  • отбирать источники географической информации для составления описаний погоды, для объяснения причин разнообразия климата на Земле;
  • проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников

Практическая деятельность:

  • уметь ставить цель и планировать личную учебную деятельность;
  • формировать приемы работы с информацией;
  • осознавать ценность географического знания как важнейшей картины мира;

Воздушная оболочкаЗ емли - атмосфера.

2

Погода и метеорологические наблюдения.

1

Человек и атмосфера

1

Опасные явления в атмосфере

2

Особенности погоды своей местности

2

  • формировать умение систематизировать информацию и понимать ее;
  • формирование  интерес        к        научному познанию мира.
  • Составление календаря погоды.

Водная оболочка Земли

8

Познаватель наядеятельность:

  • знать и объяснять существенные признаки понятий: «гидросфера»;
  • использовать понятия «гидросфера»,

«океан», «море», «река», «озеро» для решения учебных задач по созданию модели глобального океанического конвейера;

  • устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и характером реки, составом горных пород и скоростью просачивания воды;
  • устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и видами озер;
  • проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Практическая деятельность:

  • уметь        вести        самостоятельный        поиск, анализ и отбор информации;
  • развивать познавательный интерес, способности к самостоятельному приобретению знаний;
  • развивать        мотивацию        к        изучению географии;
  • нанесение        на        к/к        основных гидрообъектов;
  • формирование  интерес        к        научному познанию мира.

Вода на Земле.

1

Мировой океан – главная часть гидросферы

1

Воды суши. Реки.

1

Озера. Вода в «земных кладовых»

1

Человек и гидросфера

2

Воды своей местности

2

Биосфера

8

Познавательная деятельность:

  • знать и объяснять существенные признаки понятий: «географическая оболочка»,«биосфера»;
  • устанавливать        взаимосвязи        между

Оболочка жизни

1

Жизнь в тропическом поясе

1

Растительный и животный мир умеренных поясов.

Степи

1

Растительный и животный мир умеренных поясов.

Тайга

1

первыми        организмами        и окаменелостями;

  • приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли;
  • отбирать источники географической информации для составления описаний погоды, для объяснения причин разнообразия климата на Земле.

Практическая деятельность:

  • уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации;
  • формировать интерес к научному познанию мира;
  • развивать мотивацию к изучению географии;
  • описывать природные комплексы.

Жизнь в полярных поясах и океанах

1

Природная среда. Охрана природы

2

Живая природа своей местности. Охрана природы

1

Подведение итогов работы за год

1

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Технические средства обучения.

Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога :

  • персональный компьютер;
  • интерактивная доска;
  • мультимедийный проектор;
  • колонки;

DVD –комплекс

Наглядные пособия по курсу.

  • Видеоуроки по темам курса;
  • инструкционные карты для выполнения всех практических заданий курса;
  • раздаточный материал для освоения разделов курса.
  • Тематические карты.
  • Коллекция горных пород.
  • Глобус физический
  • Глобус практический

Список литературы

Для учителя:

  1. Акимушкин, И. И. Мир животных. - М.: Мысль,1998.
  2. Белавина, И., Найденская, Н. Планета – наш дом. – М.:Просвещение,1977.
  3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия,2001.
  4. Благосклонов, К. Н. Охрана природы. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Колос, 1984.
  5. Дронов В.П. География. Начальный курс: 5 класс. - М.: изд. « Вентана-Граф», 2012г.
  6. Касаткина, Н. А. Природоведение. Материалы к урокам. - Волгоград: Учитель,2003.
  7. Сборник загадок: пособие для учителей / сост. М. Т. Карпенко. – М.:1988.

Для учащихся:

  1. Акимушкин, И. И. Мир животных. - М.: Мысль,1998.
  2. Балбышев, И. Н. Родная природа. – Л.:1975.
  3. Белавина, И., Найденская, Н. Планета – наш дом. – М.:1977.
  4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия,2001
  5. Брем, А. Э. Жизнь животных: в 3 т. – М.: Терра,1992.
  6. Благосклонов, К. Н. Охрана природы. - М.: Колос,1984.
  7. Благосклонов, К. Н. Охрана природы. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Колос,1984.
  8. Все обо всем. Энциклопедия для детей. - М.: Слово АСТ, 1998.-т.5.
  9. Пашканга, К. В. Охрана природы (для учащихся).- М.:Просвещение, 1990.

10.Стрижев, А. Н.  Профиль года. – Человек и природа.  – М.:1978.

11.Что такое? Кто такой? – М.: Педагогика-Пресс,1992.

Планируемые результаты освоения  учебных  и междисциплинарных

программ

Выпускник научится:

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
  • находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
  • выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
  • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
  • строить простые планы местности;
  • создавать простейшие географические карты различного содержания;
  • моделировать        географические        объекты        и        явления        при        помощи компьютерных программ.

Приложение1.

Календарно-тематическое планирование для 5класса

Содержание

Общее количество часов

Дата

По плану

Фактич.

1

Введение

4

География -  одна из наук  о  планете Земля.

1

Зарождение географии

1

Выдающиеся географические открытия.

1

Наблюдение – метод географической науки

1

2

Раздел 1. Земля как планета Солнечной системы

5

Земля среди других планет.

2

Форма, размеры Земли.

1

Движение Земли по околосолнечной орбите

1

Суточное вращение Земли

1

3

Раздел 2. Геосферы Земли

29

Внутреннее строение Земли (8часов)

8

Слои «твердой»Земли

1

Вулканы Земли.

1

Из чего состоит земная кора

1

Строение земной коры

1

Землетрясения

1

Рельеф земной поверхности.

2

Человек и литосфера

1

Атмосфера

8

Воздушная оболочка Земли -атмосфера.

2

Погода и метеорологические наблюдения.

1

Человек и атмосфера

1

Опасные явления в атмосфере

2

Особенности погоды своей местности

2

Водная оболочка Земли

8

Вода наЗемле

1

Мировой океан – главная часть гидросферы

1

Воды суши. Реки.

1

Озера. Вода в «земных кладовых»

1

Человек и гидросфера

2

Воды своей местности

2

Биосфера

8

Оболочка жизни

1

Жизнь в тропическом поясе

1

Растительный и животный мир умеренных поясов. Степи

1

Растительный и животный мир умеренных поясов. Тайга

1

Жизнь в полярных поясах и океанах

1

Природная среда. Охрана природы

2

Живая природа своей местности. Охрана

природы

1

4

Подведение итогов работы за год

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Юный географ"

программа расчитана на учащихся 6-8 классов, состоит из двух разделов: в первом рассматриваются вопросы картографии, минералогии, ориентирования; вторая часть программы посвящена краеведению....

Программа кружка "Юный географ"

Программа содержит материал начального курса географии и краеведения, расчитана на учащихся 6-8 классов. Срок реализации 1 год....

программа кружка "Занимательная география"

Программа дополнительного образования "Занимательная география", 1,5 часа внеделю, 6 класс...

Рабочая программа кружка "Путешествие с географией".

В возрасте 12лет  у школьников возникают множество вопросов о природе нашей планеты. Темы, рассматриваемые в рамках реализации программы кружка, позволят ребятам не только получить ответы, н...

Программа кружка по географии для 7 класса "Подготовка к олимпиадам по географии"

Программа разработана для учащихся 7 класса с целью подготовки их к олимпиаде по географии....

Рабочая программа кружка "В мире географии"

В программе содержится тематическое и календарное планирование...

Рабочая программа кружка по географии: "За страницами учебника географии"

Данная программа предназначена для организации повышения географических знаний учащихся.      Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос в...