Связь поколений
проект по географии (7 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Степновская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
Тема: Перепись школьной страны.
География
Автор работы:
Прилипко Ксения Андреевна, 7 класс
Руководитель:
Петрова Людмила Николаевна, учитель географии
с.Степное 2019г.
Содержание
стр.
Введение 3
I Перепись населения 5
1. Из истории переписи населения 5
2. Условия переписи населения в России 6
II Перепись населения МБОУ Степновская СОШ 8
1. Переписные листы для переписи населения 8
2. Результаты переписи населения 8
2.1. Численность учеников 8
2.2. Численность выпускников за 55 лет 9
2.3. Место рождения 9
2.4. Половой состав населения школы 10
2.5. Именной состав населения школы 10
2.6. Увлечения школьников 11
2.7 Стиль современного школьника 12
2.8 Любимый предмет 12
2.9 Любимые праздники 13
2.10 Будущая профессия 13
Заключение 15
Список литературы 16
Приложение 17
Введение
С каждым годом население нашего села уменьшается. Происходит естественная миграция сельского населения. Село стареет - молодое поколение покидает наше село, а остаются только пенсионеры. Но школа остается на своем месте и обучает своих учеников из года в год.
В настоящее время в школе обучается 152 ученика, а когда-то в школе было очень много учеников около 800, школа училась в три смены.
В МБОУ Степновская СОШ, я обучаюсь с первого класса. На протяжении многих лет меня мучил вопрос, что же замуровано в стене под надписью «Вскрыть пионерам и комсомольцам в 2017г». Так в 2017г в феврале, я присутствовала как волонтер на линейке, где произошло вскрытие капсулы времени замурованной в стене нашей школы. В эту капсулу пионеры 1967г года заложили: список учащихся школы того времени, письмо будущему поколению, «пика» от оружия, газета «Дело Октября», фотография героя социального труда – Рыбалко И.В. и военный билет.
Я внимательно изучила все документы, особенно меня заинтересовало обращение-письмо пионеров того времени к будущему поколению прочитав его мне стало интересно: «О чем мечтают сейчас мои сверстники?», «Кем хотят стать в будущем?».
Я в своей школе провела большую часть своей жизни и школа для меня это маленькая страна. Поэтому я и решила провести перепись обучающихся в школе.
Мне захотелось узнать:
- кого в школе больше - мальчиков или девочек;
- какие мужские и женские имена самые популярные;
- сколько детей в семьях наших учеников.
Моя исследовательская работа называется «Перепись школьной страны»
Гипотеза – я думаю, что если дети с раннего возраста будут задумываться о своем будущем, тогда будут более целеустремленными в достижении своих целей.
Объектом исследования обучающиеся школы.
Предметом исследования – данные о них.
Актуальность данной работы определяется тем, что в последнее время в нашей стране остро стоят демографические проблемы, которые отражаются и на нашем ученическом коллективе. Число учеников в школе сокращается. Перепись населения позволяет не только отслеживать демографические процессы, но и заставляет компетентные органы серьезно задумываться над данными проблемами и решать их.
Цель работы – провести социологическое исследование населения образовательного учреждения.
Задачи:
- Ознакомится с историей переписи населения.
- Разработать переписной лист.
- Провести количественный и качественный анализ результатов проведённой переписи населения.
- Выявить интересы школьников.
- Перепись населения
1. Из истории переписи населения.
Перепись населения – уникальный источник, из которого получают различные характеристики населения, необходимые для разработки и реализации любых социально-экономических программ.
Учет населения возник в глубокой древности в связи с налоговой и военной деятельностью государств и задачами их административного устройства. Еще в древнеиндийских законах Ману правителями предписывалось учитывать жителей, чтобы узнать свои силы и определить налоги. В Египте учеты населения проводились, начиная с эпохи древнего царства (2800—2250 лет до нашей эры). Имеются сведения о том, что учет населения велся в Древнем Китае и Древней Японии. На это же время приходятся сведения о проведенных учетах населения в Месопотамии. Результаты учётов населения использовались в военных целях. По своему характеру к таким учётам населения были близки и проведенные незадолго до колонизации европейцами учёты населения в раннефеодальных государствах Америки. Известны учеты населения в Древней Греции, в Аттике, где в конце 4 в. до н. э. был проведен учёт всех взрослых мужчин, и в Древнем Риме, где с 435 до н. э. регулярно проводились цензы. Эпизодические учеты населения, проводились и в раннем Средневековье. Например, в 1086, в Англии по приказу Вильгельма Завоевателя был проведен учёт населения жителей 34 графств, результаты которого получили название «Книга страшного суда». В ряде городов Европы проведены учёты домохозяйств.
Первая полноценная перепись прошла в 1790 г. в США. Первым русских переписали татары в XII (нужно было знать объемы дани) . В 1897 прошла 1-я Всероссийская перепись населения. До 1897 года в масштабах отдельных территорий России проводятся локальные переписи населения: в Петербурге, Москве, Одессе, Харькове, Прибалтике, Казахстане, Семиреченской обл. и т. д. Всего с 1862 по 1917 на территории Российской империи было организовано около 200 местных переписей. В июне 1895 года его Императорское Величество Государь император Николай II высочайше утвердил Положение о первой всеобщей переписи населения Российской империи. В нем говорилось, что перепись "есть дело для России совершенно новое, никогда в ней до сих пор не бывалое. Перепись эта будет состоять в том, что будут пересчитаны поодиночке все жители государства для того, чтобы правительство могло знать верные числа или счет населения, как во всем государстве, так и в каждой отдельной губернии, в каждом уезде, в каждой волости, селении и усадьбе". 28 января (по старому стилю) 1897 г. во всей Российской империи (кроме Финляндии) путем непосредственного опроса всего населения на одну и ту же дату была проведена первая всероссийская перепись населения. Перепись была организована под руководством русского географа и статистика П. П. Семенова Тян-Шанского.
Данные о каждом жителе собирались по тринадцати признакам:
1.Имя.
2.Семейное положение. 7777777777777777777777777777777777777777777777
3.Отношение к главе хозяйства. 777777777777777777777777777777777777777
4. Пол. 777777777777777777777777777777777777777777777777777777777777
5. Возраст. 777777777777777777777777777777777777777777777777777777777
6. Сословие. 7777777777777777777777777777777777777777777777777777777
7. Вероисповедование. 7777777777777777777777777777777777777777777777
8. Место рождения. 7777777777777777777777777777777777777777777777777
9. Место прописки. 7777777777777777777777777777777777777777777777777
10. Место жительства. 77777777777777777777777777777777777777777777777
11. Родной язык. 7777777777777777777777777777777777777777777777777777
12. Грамотность. 777777777777777777777777777777777777777777777777777
13. Занятие.
По ее итогам численность населения Российской империи составила 67 475 тыс. человек.
Далее переписи проводились достаточно часто: в 1917 г (91 000 тыс. чел.),1926 г. (92 700 тыс. чел), 1939 г. (108 380 тыс. чел.), 1959 г. (117 535 тыс. чел.), 1970 (130 000 тыс. чел), 1979 (137 550 тыс. чел), 1989г. (147 385 тыс. чел) и 2002г. (142857тыс.чел.).
2. Условия переписи населения в России.
В последнее время перепись населения проводится по определенной программе, с использованием определенных методов, при соблюдении определенных принципов.
Основные принципы проведения переписи населения:
- всеобщность (охватывает всю территорию и всё население);
- одномоментность (выбор критического момента, то есть даты и времени переписи — все собранные в ходе переписи данные относятся к одному определённому и заранее установленному моменту); дети, родившиеся после момента переписи, в ней не учитываются, умершие до момента переписи учитываются как живые;
- единая программа переписи (сбор сведений об одних и тех же признаках и характеристиках, указанных в переписном листе, у всех переписываемых);
- поимённость (сбор персональных и легко идентифицируемых сведений о каждом отдельном человеке);
- самоопределение (все сведения собираются только со слов опрашиваемых, запрещено требовать их документального подтверждения);
- конфиденциальность (запрет сообщать кому-либо полученную в ходе переписи персональную информацию об опрашиваемых);
- строгая централизация управления переписи (государство берёт на себя ответственность за проведение, контроль и финансирование переписи);
- регулярность проведения переписи (в России по закону — не реже раза в 10 лет).
Методы проведения переписи:
- опрос — при этом методе проведения переписи переписной лист заполняется переписчиком (счётчиком, регистратором) в процессе личной беседы с переписываемым лицом. По этому методу проводились переписи населения России и СССР;
- самосчисление — переписываемые сами заполняют переписной лист, а переписчик (счётчик, регистратор) лишь проверяет правильность его заполнения, уточняя пропущенные или неясные сведения;
- смешанный (анкетный) метод – в этом методе анкеты рассылаются переписчикам, которые сами заполняют их и затем высылают в бюро переписей или статистическую службу. По окончании сбора заполненных анкет статистическая служба (бюро переписей) проводят их сверку и направляют переписчикам по тем адресам, откуда не получены анкеты, для проведения опроса жителей. Обычно материальные затраты на проведения переписи таким методом менее велики, чем при опросе, однако степень возврата заполненных анкет невелика (около 15-20 %), даже с учетом значительных затрат на пропаганду переписи.
II Перепись населения МБОУ Степновская СОШ
1. Переписные листы для переписи населения.
Для проведения переписи населения школы был разработан специальный переписной лист [1], предназначенный для получения информации об учениках школы, их увлечениях, их семьях и др. Перепись населения школы была проведена в 2018 году.
2. Результаты переписи населения.
2.1 Численность школьников.
По результатам переписи населения школьников проведенной в марте 2018 года в школы учиться 152 ученика. В переписи приняли участие все 100% учеников школы. Изучив материал за 2007, 2008, 2009, 2010,2018 года, мы узнали численность школьников за эти периоды, данные приведены в диаграмме.
Из анализа данной диаграммы видно, что численность учеников в школе уменьшается.
2.2 Численность выпускников за 55 лет .
Из анализа диаграммы видно, что наибольшее количество выпускников зафиксировано в 1966 году - 86 выпускников, наименьшее количество выпускников зафиксировано в 2018 году и составляло 4 человека. количество выпускников в период с 2000г по 2018г резко уменьшилось.
2.3 Место рождения.
Из полученной в результате обработки данных диаграммы видно, что 110 обучающихся в школе родились в селе, а 42 обучающихся родились в городе.
2. 4 Сколько мальчиков и девочек в нашей школе.
Из анализа данной диаграммы что, количество мальчиков превышает, количество девочек на 32 человека.
2.5 Именной состав школы.
Так как мы живем во многонациональном регионе, в нашей школе учатся обладатели разных имен, но преобладают старорусские имена.
Мужские имена
Женские имена
Проанализировав графики можно сделать вывод, что самое распространенное мужское имя это Александр - 8 человек, Дима и Вова – 6 человек. Редкие мужские имена Ярослав, Ян, Костя, Влад, Руслан, Миша, Олег, Арсений. Из женских имен самое распространенное Анастасия -8 человек, Вика- 5 человек. Самые редкие и экзотические имена Николь, Анжелика, Эмма.
2.6 Увлечения
Увлечения наших ребят разнообразны. Все ученики занимаются в различных школьных кружках и секциях. Большинство ребят увлекаются спортом – это 34% (гиревой спорт, баскетбол, волейбол). У меня тоже есть свое увлечение, я посещаю секцию по гиревому спорту. несколько раз представляла наш край на соревнованиях.
2.7 Одежда современного школьника.
Из анализа данной диаграммы видно, что 64 % школьников предпочитает свободный стиль в одежде.
2.8 Любимый предмет
По данным диаграммы видно, что любимым предметом у школьников является физкультура и математика.
2.9 Любимые праздники.
Как и все россияне, наши школьники любят праздники. Оказывается большая часть учащихся предпочитают отмечать день рождения и новый год.
2.10 Ваша будущая проффесия
Многие учащиеся еще не определились с выбором своей будущей профессии. Но самая востребованная профессия это врач. А главное ребята выбирают обычные рабочие профессии: столяр, сварщик, продавец.
Заключение
В своей работе мы рассказали об истории переписи населения, разработали переписной лист для проведения переписи учеников школы, провели перепись обучающихся, провели качественный и количественный анализ результатов переписи населения школы, выявили интересы обучающихся.
Все поставленные в начале исследования задачи выполнены, что позволило достичь цели, то есть провести социологическое исследование населения образовательного учреждения.
В результате исследовательской работы создана база данных населения школы и получена на практике система учета обучающихся. Результаты переписи населения создали общую картину об учениках школы. Свою исследовательскую работу мы поместили в капсулу вр и замуровали в стене для будущих учеников школы.
Список литературы
1. Федеральный закон о Всероссийской переписи населения (в ред. Федеральных законов от 28.11.2009 N 293-ФЗ, от 27.07.2010 N 204-ФЗ) (http://www.perepis-2010.ru/documents/acts/law-8-fz.php).
2. В.Я. Ром. Новое в России. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику «География России. Население и хозяйство» , М.: Дрофа 2006г.
3. Душина И.В. Народы мира – М., 2006 г.
5. http://www.perepis-2010.ru.
Приложение №1
Переписной лист
(Школьная перепись населения)
№п/п | Вопрос | Ответ |
1 | Ваше имя | |
2 | Ваш пол | |
3 | Национальная принадлежность | |
4 | Сколько детей в вашей семье | |
5 | Ваше любимое занятие (хобби) | |
6 | Ваш любимый предмет в школе | |
7 | Участвуешь ли ты во внеурочной жизни школы? (да, нет) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "Связь поколений не прервется никогда"
Представлены два сценария, отображающих работу двух школьных музеев: "Военный музей имени 122 Одерского отдельного полка связи 6 Армии" и "Музей имени Героя России капитана 1 ранга АПРК "Курск" Г.П.Ля...
Конспект урока по трудовому обучению в 8 классе коррекционной школы VIII вида. «Связь поколений – национальный женский головной убор (эскиз)»
Конспект урока по трудовому обучениюв 8 классе коррекционной школы VIII вида.«Связь поколений – национальный женский головной убор (зарисовка эскиза)»Эстетическая неделя на уроке трудового обуче...
Связь поколений – национальный женский головной убор (зарисовка эскиза). Презентация к уроку в 8 классе коррекционной школы VIII вида
презентация к у уроку по трудовому обучениюв 8 классе коррекционной школы VIII вида.«Связь поколений – национальный женский головной убор (зарисовка эскиза)». Эстетическая неделя на уроке т...
Проект "Связь поколений"
Проект приурочен к дню пожилого человека...
проект "Связь поколений"
этот проект был разработан и реализован в целях привлечения внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного общества...
проект "Связь поколений"
этот проект был разработан и реализован в целях привлечения внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного общества...
Социальный проект "Связь поколений"
Началом всех начал для человека является семья...