Критерии оценки учебных достижений по географии по ФГОС
статья по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Оринская Ирина Викторовна

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний обучающихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. В материале изложены критерии оценивания учебных достижений по ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Критерии оценки учебной деятельности по географии по ФГОС

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

При оценке знаний обучающихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка

Критерии оценивания

«5»

Обучающийся:

- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

- показывает хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

«4»

Обучающийся:

- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины

  1. - Ответ самостоятельный;
  2. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  3. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  4. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  5. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  6. Понимание основных географических взаимосвязей;
  7. Знание карты и умение ей пользоваться;

При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

«3»

Обучающийся:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

«2»

Обучающийся:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Имеются грубые ошибки в использовании карты.

«1»

Обучающийся:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
  2. Полностью не усвоил материал.


Примечание. По окончании устного ответа обучающегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других обучающихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка

Критерии оценивания

«5»

Обучающийся:

- выполнил работу без ошибок и недочетов;

- допустил не более одного недочета.

«4»

Ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

- не более двух недочетов.

«3»

Обучающийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

- не более двух грубых ошибок

- не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочета

- не более двух-трех негрубых ошибок

- не более одной негрубой ошибки и трех недочетов

Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

«2»

Обучающийся:

- допустил число ошибок и недочетов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

- если правильно выполнил менее половины работы.

«1»

Обучающийся:

- не приступал к выполнению работы;

- правильно выполнил не более 10 % всех заданий.


Примечание.

1. Учитель имеет право поставить обучающемуся оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если обучающимся оригинально выполнена работа.

2. Оценки с анализом доводятся до сведения обучающихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Количество вопросов в тесте

Время выполнения

Критерии оценивания

10 вопросов

10 – 15 минут

«5» - 10 правильных ответов

«4» - 7 – 9 правильных ответов

«3» - 5 – 6 правильных ответов

«2» - менее 5 правильных ответов

20 вопросов

20-30 минут

«5» - 18 – 20 правильных ответов

«4» - 14 – 17 правильных ответов

«3» - 10 – 13 правильных ответов

«2» - менее 10 правильных ответов

30 вопросов

30 – 40 минут

«5» - 27 – 30 правильных ответов

«4» - 22 – 26 правильных ответов

«3» - 15 – 21 правильных ответов

«2» - менее 15 правильных ответов


Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Оценка

Критерии оценивания

«5»

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими обучающимися.

«4»

Практическая или самостоятельная работа выполнена обучающимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

«3»

Практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу обучающихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Обучающиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.

«2»

Выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

«1»

Выставляется в том случае, когда обучающиеся не приступили к выполнению этой работы.

Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.


Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Оценка

Критерии оценивания

«5»

правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы

«4»

правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов

«3»

правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

«2»

неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

«1»

полное неумение использовать карту и источники знаний


Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.

Грубыми считаются следующие ошибки:

1) незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

2) незнание наименований единиц измерения;

3) неумение выделить в ответе главное;

4) неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;

5) неумение делать выводы и обобщения;

6) неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;

7) неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;

8) неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

9) нарушение техники безопасности;

10) небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым ошибкам следует отнести:

1) неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;

2) ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);

3) ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

4) ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона) и др.;

5) нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

6) нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

7) неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:

1) нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, заданий;

2) ошибки в вычислениях;

3) небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;

4) орфографические и пунктуационные ошибки.

Требования к выполнению практических работ в контурных картах.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

  • Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу обучающийся ставит свою фамилию и класс.
  • При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.
  • В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и обучающиеся делают ошибки.
  • Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.
  • Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
  • Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.
  • Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.
  • При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
  • Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации).
  • Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценки учебной деятельности по географии

Критерии оценки учебной деятельности по географии...

Критерии оценки учебных достижений детей с задержкой психического развития по математике

Данный материал взят из адаптированной учебной программы по математике...

Оценка учебных достижений обучающихся в рамках ФГОС.

Как должны помочь себе ученик и учитель, чтобы учебный процесс доставлял удовольствие и тому, и другому, при этом повышая качество знаний?Учителю важно при построении образовательного процесса...

Критерии оценки учебной деятельности по географии.

Критерии оценки учебной деятельности по географии....

"Критерии оценки учебной деятельности по географии"

__________________________________________________________________...

Критерии оценки учебной деятельности по географии

_____________________________________________________________...

Критерии оценки учебной деятельности по географии

Критерии оценки учебной деятельности по географии...