Рабочие программы по географии
календарно-тематическое планирование по географии (10, 11 класс)
Рабочие программы по географии для 10-11 классов, УМК ДомогацкихЕ.М.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочие программы для 10-11 классов | 243.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии для 10-11 классов составлена на основе:
1. Федеральный закон от 20.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, пп.9,10)
2. Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по математике (от 05.03.2004 №1089)на базовом уровне.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03. 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03. 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
- Авторской программы курса «География: Экономическая и социальная география мира: в 2 частях учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений .Базовый уровень / авт.- сост. Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский 4-е издание - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016г. – 200 с. - (Инновационная школа);
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (приказ) Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
8. Учебный план МКОУ СОШ с.Комсомольское на 2020-2021 учебный год.
МЕСТО КУРСА ГЕОГРАФИИ В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Учебный предмет «География» является обязательной частью естественнонаучных предметов.
Данная программа рассчитана на два года обучения на 69 часов в 10 и 11 классе (35 часов в 10 классе и 34 часа в 11 классе).
В учебном плане для изучения географии отводится 1 час в неделю (базовый уровень).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
- овладение законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
- сформированность устойчивых установок социально ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого и человека.
Метапредметные результаты
- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей уч-ся;
- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- универсальных способов деятельности, формируемых в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметные результаты
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
В результате изучения курса «Экономическая и социальная география мира» обучающийся 10 класса должен:
знать/понимать
- основные географические понятия и термины: экономическая и социальная география, метод, географическая среда, природно-ресурсный потенциал, экологическая емкость, лесистость, марикультура, глобальные проблемы человечества, воспроизводство населения, демографический взрыв, теория демографического перехода, демографическая политика, депопуляция, нация, народ, народность, дискриминации, экономически активное население, демографическая нагрузка, урбанизация, субурбанизация, агломерация, мегаполис, миграции населения, уровень жизни, мировое хозяйство, международная хозяйственная специализация, международное географическое разделение труда, научно-техническая революция (НТР), «зеленая революция», монокультура, политическая карта, страна, государство, унитарное государство, федеративное государство, монархия, республика, валовый внутренний продукт (ВВП), политическая география, геополитика, внешнеторговый оборот, регионалистика, страноведение, регион;
- традиционные и новые методы географических исследований: сравнительный, описательный, картографический, исторический, математический, метод географического моделирования; геоинформационные системы (ГИСы) и др.;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения, а также особенности размещения и территориальные сочетания земельных, лесных, рекреационных, ресурсов Мирового океана;
- численность и динамику изменения населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику, наиболее крупные языковые семьи и народы мира, ареалы их распространения; различия в уровне и качестве жизни населения в отдельных регионах и странах мира; основные направления внешних и внутренних миграций; проблемы современной урбанизации;
- географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей (нефтегазовая, угольная, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, химическая, легкая), традиционные, новые и новейшие отрасли промышленности;
уметь
- описывать мировые экономические связи, причины экономической интеграции стран мира, роль транснациональных компаний и банков;
- сопоставлять географические карты различной тематики для составления географических характеристик населения, отраслей мирового хозяйства регионов и стран мира;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения влияния природных и социально-экономических факторов на особенности размещения населении Земли; направлений современных миграций населения; размещения основных промышленных и сельскохозяйственных районов мира; особенностей состава, структуры, специализации хозяйства отдельных регионов и стран мира; различий в уровне экономического развития; причин возникновения и обострения, взаимосвязи глобальных проблем человечества;
- прогнозирования темпов роста народонаселения Земли в целом и в отдельных регионах и странах мира; тенденций изменения возрастного состава населения по данным об изменения прироста населения; основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;
В результате изучения курса «Экономическая и социальная география мира» обучающийся 11 класса должен:
знать/понимать
- географическую специфику отдельных регионов (Зарубежная Европа и Азия, Северная и Латинская Америка, Африка, Австралия и Океания) и стран (Франция, Германия, Африка, Великобритания, страны Балтии, Китай, Япония, Индия, Казахстан, США, Канада, Мексика, Бразилия, Австралия, Египет, Нигерия, ЮАР и другие, в том числе по выбору учителя), их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;
- географические аспекты глобальных проблем человечества (демографическая, продовольственная, энергетическая и сырьевая проблемы), а также сохранение мира на Земле, преодоление отсталости развивающихся стран, проблемы Мирового океана и мирного освоения космоса;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Часть 1. Общая характеристика мира (10 класс)
Введение (1час)
География как наука. Экономическая и социальная география как наука, её место в системе географических наук.
Основные источники географической информации. Различные виды карт и методы работы с ними. Картографический метод в исследовании процессов и явлений. Методы географического сравнения территорий. Количественные и качественные характеристики территории. Аэрокосмические методы географических исследований. Метод моделирования.
Основные понятия: геоинформационные системы
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Знать/понимать: основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований.
Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений.
Тема 1. Страны современного мира (4 часа)
Что такое политическая карта мира? События, влияющие на изменения политической карты мира. Объекты политической карты мира. Независимые государства, их отличия от всех остальных объектов политической карты мира. Государственный строй, формы правления: абсолютные монархии, конституционные монархии, теократические монархии. Республики. Государства в составе Содружества. унитарные государства и федерации. Что такое унитарное и федеративное государство. Конфедерация. Федеративные государства, созданные с учетом этнических или национальных различий (Российская Федерация, Швейцария, Индия, Пакистан, Мьянма, Эфиопия, Нигерия). Федеративные государства, созданные с учетом исторических особенностей становления государственности (США, Канада, Мексика, Бразилия и др.). Появление на политической карте мира самопровозглашенных и непризнанных государств. Почему подобные государства возникают на политической карте мира, и как они влияют на международную обстановку.
Уровень социально-экономического развития. Внутренний валовой продукт. Страны развитые и развивающиеся. «Большая восьмерка», страны переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики, новые индустриальные страны.
Основные понятия: ВВП, развитые страны, развивающиеся страны, страны переселенческого капитализма, новые индустриальные страны, страны с переходным типом экономики, «Большая восьмерка».
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Знать/понимать: основные географические понятия и термины.
Практическая работа:
1.Характеристика политико-географического положения страны (по выбору).
2.Составление систематической таблицы «Государственный строй стран мира»
Тема 2. География населения мира (7 часов)
Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость, смертность и естественный прирост – главные демографические показатели. Естественный прирост населения в разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия. Теория «демографического перехода». Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения.
Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии. Этно-религиозные конфликты.
Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.
Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности.
Общий рисунок расселения человечества на планете. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Сгустки населения. Роль природных, экономических и демографических факторов. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия. «Перекачка умов».
Урбанизация как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское населения и формы его расселения.
Основные понятия: демография, демографический переход, демографический кризис, демографический взрыв, половозрастные пирамиды, этнос, рабочие языки ООН, мировые и этнические религии, плотность населения, миграции, урбанизация, субурбанизация, мегалополис.
Требования к уровню подготовки обучающихся: Знать/понимать: численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации.
Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений.
Оценивать и объяснять: демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения.
Практические работы:
1. Сравнительный анализ карт народов и мировых религий.
2. Анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий.
3. Подбор примеров стран однонациональных и многонациональных.
4. Объяснение причин миграционных процессов в Европе.
5. Составление списка стран, в которых государственным языком являются: а) английский, б) французский, в) русский, г) немецкий.
6. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов.
7. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.
Тема 3. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы (8 часов)
Развитие отношений между природой и человеком: охотничий, аграрный, индустриальный и современный этапы. Присваивающее и производящее хозяйство. Воздействие на природу. Природа и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и нерациональное.
Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и ресурсообеспеченности. Классификация стран по ресурсообеспеченности.
Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Металлогенетические пояса. Проблема исчерпания запасов минерального сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых.
Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание – глобальная проблема.
Лесные ресурсы. Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и последствия.
Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные воды. Оборотное водоснабжение.
Ресурсы Мирового океана. Роль океана в обеспечении человечества разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные.
Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия.
Экология. Экологические проблемы, неизбежность их существования. Возможные пути их решения: экстенсивный и интенсивный. Загрязнение литосферы, атмосферы и гидросферы. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Глобальное потепление. Замкнутые технологические циклы и безотходные технологии.
Основные понятия: рациональное и нерациональное природопользование, природные ресурсы, ресурсообеспеченность, металлогенетические пояса, земельный фонд, сточные воды, опустынивание, рекреационные ресурсы, альтернативные источники энергии, экология, экологические проблемы.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Знать/понимать: особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания.
Уметь: определять сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических, геоэкологических объектов, процессов и явлений.
Оценивать и объяснять: ресурсообеспеченность отдельных стран мира и регионов мира.
Практическая работа: 1. Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов.
Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (2 часа)
Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран мира. Международная хозяйственная специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная экономическая интеграция. Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.
Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы. Промышленные районы нового освоения и высоких технологий.
Основные понятия: разделение труда, МГТР, отрасль международной специализации, экономическая интеграция, ТНК, НТР.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Знать: географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение основных отраслей.
Оценивать: территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.
Практическая работа: 1. Определение стран экспортеров основных видов сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции, разных видов услуг.
Тема 5: Характеристика отраслей мирового хозяйства. (11 часов)
Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран.
Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная и легкая промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально- экономического развития государств. Мировые лидеры в различных отраслях промышленного производства.
Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа. Продовольственное и товарное
сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции.
Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и пассажиров. Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные сети радиального и линейного типа. Особая роль морского транспорта. «Контейнерная революция» и «контейнерные мосты». Особенности организации транспорта развитых и развивающихся стран.
Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля: товарная структура и географическое распределение. Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг.
Основные понятия: «зеленая революция», контейнеризация, СЭЗ.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Знать: географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей.
Оценивать и объяснять: территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.
Применять: разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; составлять комплексную географическую характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
Практические работы:
1. Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.
2.Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.
Тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь (1 час)
Понятие о глобальных проблемах их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и проблемы развития. Сырьевая, демографическая, продовольственная и экологическая – главные из глобальных проблем. Возможные пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Основные понятия: глобальные проблемы, глобализация.
Практическая работа: 1. Составление схемы «Взаимные связи глобальных проблем».
ЧАСТЬ 2. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЗОР МИРА (11 класс)
Тема 1. Политическая карта мира (2 часа)
Современная политическая карта мира и этапы ее развития. Количественные и качественные изменения на политической карте мира.
Государственная территория и государственная граница. Виды государственных границ. Исторический характер границ. Демаркация и делимитация. Территориальные воды.
Дифференциация стран современного мира. Их типология. Внутриконтинентальные, приморские и островные страны. Анклавы. Суверенные и зависимые государства. Государственный строй и государственное устройство. Монархии и республики. Унитарное и федеративное государства.
Понятие о регионах мира. Международные организации, их многообразие и виды.
Основные понятия: политико-географическое положение, территория страны, сухопутные, водные и морские границы, анклав, республики, монархии, федерации, конфедерации, унитарные государства, международные организации, регион.
Практическая работа: 1. Классификация крупнейших государств мира: а) по формам правления, б) по государственному устройству.
Тема 2. Зарубежная Европа (5 часов)
Общая характеристика региона. Географическое положение. Деление на субрегионы: Западная. Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Природно-ресурсный потенциал субрегионов Европы. Объекты Всемирного наследия.
Демографическая ситуация в зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации зарубежной Европы.
Хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные отрасли промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и южноевропейский. Их географические и отраслевые особенности. Международные экономические связи.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика.
Особенности европейских субрегионов.
Страны Европы. Федеративная Республика Германия – экономический лидер зарубежной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Германии в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства. Особая роль машиностроения и химической промышленности. Высокий уровень развития транспорта. Густота дорожной сети. Объекты Всемирного наследия.
Республика Польша – типичная страна Восточной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности расселения, крупнейшие города. Особенности населения: высокая степень этнической и религиозной однородности. Хозяйство Польши: высокая роль горнодобывающих отраслей. Развитие тенденций, характерных для всей Европы. Судостроение – отрасль международной специализации. Роль иностранного капитала в экономике страны.
Основные понятия: Западная, Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Центральная ось развития.
Практические работы:
1.Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы.
2. Разработка маршрута туристической поездки по странам Европы.
Тема 3. Зарубежная Азия (8 часов)
Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие различия между странами. Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения ресурсов. Особое значение нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы.
Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав. Межнациональные конфликты и территориальные споры. Азия – родина трех мировых религий. Размещения населения и процессы урбанизации.
Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран. Новые индустриальные страны. Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии.
Основные районы и направления сельского хозяйства. Особое значение ирригации. Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика. Угроза обезлесения и опустынивания. Объекты Всемирного наследия.
Субрегионы зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия. Специфика субрегионов.
Япония. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Население: особенности естественного движения, национального и религиозного состава. Особенности размещения населения и урбанизации. Главные городские агломерации и мегалополис Токайдо. Объекты Всемирного наследия.
Место Японии в мировой экономике. Причины быстрого экономического роста. Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии. Зависимость от внешних источников сырья. Структура и география сельского хозяйства. Огромная роль рыболовства. Развитие и размещение транспорта. Особая роль морского транспорта. Международные экономические связи.
Внутренние различия: страна с двумя «лицами». Тихоокеанский промышленный пояс и Внутренняя Япония. Особая роль острова Хоккайдо.
Китайская Народная Республика. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Специфика населения. Особенности воспроизводства и демографическая политика. Особенности национального состава. Особенности расселения, крупнейшие города. Особая роль зарубежных китайцев – хуацяо. Объекты Всемирного наследия.
Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности.
Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Особое значение культуры риса. Главные сельскохозяйственные районы.
Международные экономические связи; свободные экономические зоны Китая.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Республика Индия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности воспроизводства населения. Демографический взрыв и его последствия. Трудности демографической политики. Сложный этнический и религиозный состав. Межэтнические и религиозные противоречия. Основные черты размещения населения: городское население. Крупнейшие города. Сельское население.
Достижения и проблемы экономики Индии. Основные черты отраслевой структуры и географии промышленности. Главные отрасли и промышленные районы. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Отраслевой состав сельского хозяйства и главные сельскохозяйственные районы. Непроизводственная сфера.
Международные экономические связи.
Внутренние различия. Экономические районы Индии и их специфика.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Основные понятия: Юго-Западная, Центральная, Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия.
Практические работы:
1. Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Азии.
2. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Азии.
3. Разработка маршрута туристической поездки по странам Азии.
Тема 4. Северная Америка (3 часа)
Понятие об Англо-Америке и Латинской Америке.
Соединенные Штаты Америки. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй.
Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль иммиграции в формировании населения. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Главные города, агломерации и мегалополисы. Сельское население.
Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Условия для развития сельского хозяйства. География основных отраслей, сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. Особенности транспортной системы. Сеть сухопутных магистралей. Морские порты. Международные экономические связи США.
Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране. Национальные парки и объекты Всемирного наследия.
Внутренние различия. Экономические районы: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад. Особая роль Калифорнии.
Канада. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатство природно-ресурсного потенциала. Большая роль добывающих отраслей и сельского хозяйства – признаки страны переселенческого капитализма. Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады и США.
Основные понятия: Англо-Америка, Латинская Америка.
Практическая работа: 1. Заполнение таблицы «Экономические районы США».
Тема 5. Латинская Америка (4 часа)
Состав и общая характеристика региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.
Население: тип воспроизводства и проблемы с ним связанные. Неоднородность этнического и религиозного состава. Неравномерность в размещении населения и ее причины. Темпы и уровень урбанизация, крупнейшие городские агломерации. Ложная урбанизация.
Современный уровень и структура хозяйства. Значение и место Латинской Америки в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Главенствующая роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и отрасли. Обрабатывающая промышленность, основные отрасли и черты ее размещения.
Особенности землевладения: латифундии и минифундии. Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Деление Латинской Америки на субрегионы. Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности, Андские (Андийские) страны, Центральная Америка. Вест-Индия и Мексика.
Бразилия. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике Латинской Америки и мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной и отраслевой структуры хозяйства. «Промышленный треугольник». Города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Значительная роль машиностроения в экономике страны. Страна кофе. Недостаточное развитие транспортной системы. Объекты Всемирного наследия.
Основные понятия: Андийские страны, Вест-Индия, Центральная Америка, латифундии.
Практические работы:
1. Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки».
2. Разработка маршрута туристической поездки по странам Латинской Америки.
Тема 6. Африка (4 часа)
Общая характеристика региона. Территория, границы и географическое положение. Политическая карта, пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя.
Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов.
Население: демографический взрыв и связанные с ним проблемы. Особенности этнического и религиозного состава населения. Особенности размещения населения.
Место и роль Африки в мировом хозяйстве. Главные отрасли специализации. Преобладающее значение горно-добывающей промышленности, основные отрасли и районы размещения. Особенности сельского хозяйства. Монокультура земледелия – причина деградации земель. Транспортные проблемы Африки. Непроизводственная сфера.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и национальные парки. Объекты Всемирного наследия.
Международные экономические связи.
Субрегионы Африки: Северная, Западная, Восточная, Центральная и Южная Африка. Их специфика.
Южно-Африканская Республика (ЮАР) – единственная экономически развитая страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейшие природные ресурсы: алмазы, золото, каменный уголь, рудные ископаемые. Доминирование горнодобывающей отрасли. «Черное большинство» и «белое меньшинство».
Республика Кения – типичная развивающаяся страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейший рекреационный потенциал и его использование.
Основные понятия: Северная, Восточная, Центральная, Южная Африка, апартеид.
Практические работы:
1. Оценка ресурсного потенциала одной из африканских стран по картам школьного атласа.
2. Подбор рекламно-информационных материалов для обоснования деятельности туристической фирмы в одном из субрегионов Африки.
Тема 7. Австралия и Океания (2 часа)
Австралия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй.
Богатство природных ресурсов и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.
Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты.
Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Международные экономические связи.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Океания. Краткая характеристика географической специфики, природных ресурсов, особенностей населения и хозяйственного развития.
Практическая работа:
1. Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа.
Тема 8. Россия в современном мире (2 часа)
Экономико-географическая история России. Роль России в мировом хозяйстве и ее изменение. Россия на современной политической и экономической карте мира. Отрасли международной специализации России. Международные связи России.
Практическая работа:
1. Анализ материалов, опубликованных в средствах массой информации, характеризующих место России в современном мире.
Календарно-тематическое планирование в 10 классе
№ п.п. | Темы уроков | Методы, формы и приемы контроля | Методы, формы и приемы работы | Практические работы | Домашнее задание | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
1. | Географическая наука | Рассказ, работа со схемой и понятиями | Научиться пользоваться учебником, как основным источником информации |
| |||
2. | Типы стран современного мира | Устный индивидуальный опрос, опрос по карте | Рассказ, беседа, работа с учебником, таблицей, презентацией | Составление систематизированной таблицы «Государственный строй стран мира». | § 1, контурная карта | ||
3. | Развитые и развивающиеся страны | Устный индивидуальный опрос, опрос по карте | Рассказ, работа с учебными таблицами, учебником, атласом | § 2, вопросы и задания | |||
4. | Обобщающий урок по теме: «Страны современного мира» | Письменный опрос Тестирование | Тест на стр.20 | ||||
5. | Численность и динамика населения мира | Тестирование | Рассказ с элементами лекции, см. работа учащихся с картами, текстом учебника, схемами | Объяснение процессов воспроизводства населения в двух регионах мира (по выбору). | § 3, к/к | ||
6. | Половозрастной состав населения и трудовые ресурсы. | § 4,ответить на вопросы 1-5. | |||||
7. | Расовый и половозрастной состав населения | Устный индивидуальный опрос, опрос по карте | Рассказ с элементами лекции, см. работа учащихся с картой | Анализ половозрастных пирамид разных стран. Объяснение причин выявленных различий | § 5 | ||
8. | Религиозный состав населения. Этнорелигиозные конфликты. | Письменный опрос | Рассказ с элементами лекции, см. работа учащихся с картой | Сравнительный анализ карт народов мира и мировых религий | § 6, вопросы и задания, к/к | ||
9. | Размещение населения и его миграции | Индивидуальный опрос и фронтальный опрос | Беседа, рассказ, см. работа учащихся | 1.Объяснение причин миграционных процессов в пределах Европы, С. Америки и евроазиатского пространства. | § 7, вопросы и задания, к/к | ||
10. | Сельское и городское население | Устный индив. опрос, опрос по карте | Рассказ с элементами лекции, см. работа учащихся с картой | Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций мира и мегаполисов | § 8. Контурная карта | ||
11. | Обобщающий урок по теме: «География населения мира» | Письменная работа | |||||
12. | Природа и человек | Рассказ с элементами лекции | § 9, вопросы и задания | ||||
13. | Природные ресурсы | Индивидуальный опрос | Беседа, рассказ, см. работа учащихся | Назовите 3 главных пути решения экологических проблем. | §10, вопросы и задания | ||
14. | Исчерпаемые невозобновимые ресурсы | Тестирование | Практикум | Определите обеспеченность стран различными видами природных ресурсов | § 11 | ||
15. | Исчерпаемые возобновимые ресурсы | Фронтальный опрос | Беседа, рассказ, см. работа учащихся | Составить картосхему « Природные ресурсы мира». | § 12 | ||
16. | Неисчерпаемые ресурсы | Фронтальный письменный опрос | Рассказ с элементами лекции, см. работа учащихся с картой | § 13, вопросы и задания | |||
17. | Ресурсы Мирового океана | Фронтальный опрос | Беседа, рассказ, см. работа учащихся | §14, вопросы и задания | |||
18. | Пути решения экологических проблем | Письменный опрос | Беседа, рассказ, см. работа учащихся | §15, доклады | |||
19. | Обобщающий урок по теме: «Мировые природные ресурсы» | Письменная работа. Тест на стр.104 | |||||
20. | Формирование мирового хозяйства | Рассказ с элементами лекции, см. работа учащихся с картой | § 16, вопросы и задания | ||||
21. | Мировое хозяйство современная эпоха НТР. | Тестирование, стр.119 | Беседа, рассказ, см. работа учащихся | Составить схему «Виды промышленных районов» | § 17 | ||
22. | Топливно-энергетический комплекс | Практикум,таблицы на стр.191 | 1. На контурной карте обозначить страны, где преобладают ТЭС, ГЭС, АЭС | § 18, контурная карта | |||
23. | Металлургия | Индивидуальный опрос | Беседа, рассказ, см. работа учащихся | § 19, вопросы и задания. | |||
24. | Машиностроение | Тестирование | Беседа, рассказ, см. работа учащихся | На контурную карту нанести мировых лидеров машиностроение и | § 20, к/к | ||
25. | Химическая и лесная промышленность | Индивидуальный опрос | Практикум | § 21, вопросы и задания | |||
26. | Сельское хозяйство. | Индивидуальный опрос | Беседа, рассказ, см. работа учащихся | Составьте круговые диаграммы стран лидеров по произв. пшеницы, риса и кукурузы. | § 22 | ||
27. | Транспорт | Индивидуальный опрос | См. работа учащихся | § 23 | |||
28. | Международные экономические отношения | Индивидуальный опрос | Рассказ с элементами лекции, см. работа учащихся с картой | Построить круговую диаграмму «Распределение туризма по регионам». | § 24 | ||
29. | Международная торговля услугами | § 25 | |||||
30. | Обобщающий урок по теме: «Мировое хозяйства» | Тест на стр.165 | |||||
31. | Глобальные проблемы и стратегия устойчивого развития | Доклады | Семинар | § 26 | |||
32. | Обобщающий урок по теме «Глобальные проблемы» | ||||||
33. | Контрольный зачёт | Письменная работа. Тестирование | |||||
34-35. | Резерв |
Итого: 35 часов
Календарно-тематическое планирование в 11 классе
№ п.п. | Темы уроков | Методы, формы и приемы контроля | Методы, формы и приемы работы | Практические работы | Домашнее задание | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
1. | Этапы формирования политической карты мира | Вводная лекция. Работа с учебником и картами атласа | §27,Вопр. и задания на стр. 9 | ||||
2. | Регионы мира и международные организации | Индивидуальный опрос у доски и фронтальный опрос | Практикум. Практическая работа. Тест на стр.16 | . Составление система-тизирующей таблицы «Государственный строй стран мира» | § 28, работа с к/к | ||
3. | Состав, географическое положение и природные ресурсы | работа с картами. | Беседа. Работа с картами атласа и учебником. | . | Тема § 29, вопросы и задания на стр.24-25.к/к | ||
4. | Население и хозяйство | Индивидуальный опрос у доски и фрон-тальный опрос | Беседа. Работа с учебником и картами атласа Практическая работа. | Изучение проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран З. Е. | Тема § 30, записи в тетради, презентации | ||
5. | Субрегионы Европы. | Представление презентаций. | рассказ, беседа, работа с картой, учебником и схемами | Практическая работа №1Составление ЭГХ по плану( по выбору). | §31,вопросы и задания на стр.34-35. | ||
6. | Федеративная Республика Германия. | Тестирование | Практическая работа. | ФРГ – экономический лидер Зарубежной Европы | §32, вопросы и задания на стр.41-42, | ||
7. | Республика Польша – типичная страна Восточной Европы. | Индив-ный и фронт-ый опрос | Семинар. | . | Запись в тетради | ||
8. | Обобщение по теме «Зарубежная Европа» | Тестирование Стр.42 | Практикум. | Разработка маршрута туристической поездки по странам Европы. |
| ||
9. | Состав,географическое положение и ресурсы. | Лекция. | § 33, карта, вопросы и задания на стр. 51-52, к/к. | ||||
10. | Население и хозяйство. | тестирование | Семинар.. | Обозначение на контурной карте границ субрегионов Азии | § 34, вопросы и задания на стр. 57-58 | ||
11. | Субрегионы Азии: Юго-Западная и Центральная Азия. | Тестирование | Рассказ с элементами лекции | §35, вопросы и задания на стр.61-62, сообщения. | |||
12. | Субрегионы Азии: Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия. | Презентация сообщений. | Практическая работа. | Отражение на картосхеме международных экономических связей Европы. | § 36 вопросы и задания на стр. 66 | ||
13. | Китайская Народная Республика | Тестирование | Практическая работа. | Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая. | § 37 | ||
14. | Индия. | Фронтальный опрос. | Семинар. | Практическая работа №2 Составление сравнительной ЭГХ 2х странАзии по плану( по выбору | Запись в тетради | ||
15. | Обобщение по теме «Зарубежная Азия» | Тестирование стр.75 | Практикум. | ||||
16. | Канада. | Рассказ с элементами лекции, | § 38, вопросы и задания на стр.84-85 | ||||
17. | Соединенные Штаты Америки. | Индивидуальный опрос | Практическая работа. | Практическая работа №3 Доказательства наличия территориальных диспропорций в размещении производства (на примере США, макрорегионы) | § 39, карта Презентация | ||
18. | Обобщение по теме «Англо-Америка» | Практическая работа. | Практическая работа №4 Составление картосхемы производственных связей различных стран ( на примере стран ( Северной Америки) | ||||
19. | Состав, географическое положение и ресурсы . | Работа с картами атласа | работа учащихся с картами атласа и стат-им материалом | § 40, карта, вопросы и з. на стр.102. | |||
20. | Население и хозяйство. | Индивидуальный опрос | Беседа. Работа с картами атласа и учебником. Практическая работа. | Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Л.Америки» | § 41, карта, вопросы и задания на стр.108. | ||
21. | Субрегионы Латинской Америки | Индивидуальный опрос у доски и фр-ый опрос | работа учащихся с картами атласа и статистическим материалом. | § 42, карта, вопросы и задания на стр.112. | |||
22. | Федеративная Республика Бразилия. | работа учащихся с картами атласа и статистическим материалом. | § 43, карта, вопросы и задания на стр.120 | ||||
23. | Зачет по темам «Северная Америка и Латинская Америка» | Викторина | Работа в группах, индивидуальные задания. | Разработка маршрута туристической поездки по странам Латин.Америки | |||
24. | Состав, географическое положение и ресурсы . | Работа с картами атласа | работа учащихся с картами атласа и статистическим материалом | § 44 карта, вопросы и задания на стр.129., к/к. | |||
25. | Население и хозяйство. | тестирование | Беседа, см.работа учащихся, | § 45, карта, вопросы и задания на стр.135 | |||
26. | Субрегионы Африки | Беседа, см.работа учащихся | Практическая работа №5 Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки | § 46, карта, вопросы и задания на стр.141 | |||
27. | Южно-Африканская Республика. | Индивидуальный опрос и фронтальный опрос | Практическая работа. | Оценка природно-ресурсного потенциала ЮАР или Кении. | § 47, карта, вопросы и задания на стр.147. | ||
28. | Урок-обобщение по теме: «Африка» | Практическая работа | Практическая работа. | Подбор рекламно -информационных в одном из субрегионов Африки. | |||
29. | Австралия. | Работа с картами атласа и стат. данными | Практическая работа. | Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам. | § 48, карта, вопросы и задания на стр.157-158. | ||
30. | Океания | Фронтальный опрос | Беседа, работа со статистическим материалом. | § 49, карта, вопросы и з-ия на стр.213. | |||
31. | Урок-обобщение по теме «Австралия и Океания» | Тестирование Стр.163 | Работа в группах, индивидуальные задания. | ||||
32. | Современная Россия. | Практическая работа. | Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России | § 50, вопросы и задания на стр.169. | |||
33. | Урок – обобщение по теме: «Россия в современном мире» | Тестирование | Урок-конференция. | ||||
34. | Заключительный урок |
Итого: 34 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии. Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области. Викторина по географии и истории «Миус-фронта».
Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии.Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области.Викторина по географии и истории «Миус-фронта».Автор учитель географии...
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев
Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником: В...
Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"
Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....