Рабочая программа по географии, 9 класс.
рабочая программа по географии (9 класс)
Рабочая программа по географии 9 класса составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 (редакция от 02.06.2016, с изменениями и дополнениями);
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта , утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004г № 1089.
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего общего образования.
- Примерной программы по географии основного общего образования 2015г., рабочие программ. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. С. В. Курчина. – М.: Дрофа, 2012.
- федерального перечня учебников , рекомендованных Минобразования РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, с учётом требований к оснащению образовательного процесса.
- Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования и с учётом классической линии .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_geogr_na_sayt.doc | 306 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Тамтачетская средняя общеобразовательная школа
Согласовано: Утверждаю
Заместитель директора по УВР _______________Сулименко Т.Н. Директор школы
«___»____________2020г. Г.В. Демидович
Приказ №315
От «31» 08. 2020г.
Рабочая программа
по предмету (курсу и т.д.):география
__
Уровень обучения: __9__
Учитель: Александрова Мария Петровна, учитель физики и химии
первой квалификационной категории
Количество часов по программе: 68 часов.
2020-2021уч.год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 (редакция от 02.06.2016, с изменениями и дополнениями);
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта , утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004г № 1089.
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего общего образования.
- Примерной программы по географии основного общего образования 2015г., рабочие программ. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. С. В. Курчина. – М.: Дрофа, 2012.
- федерального перечня учебников , рекомендованных Минобразования РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, с учётом требований к оснащению образовательного процесса.
- Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования и с учётом классической линии ..
- Письма службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 года № 75-37-0541/11
- Учебного плана МКОУ Тамтачетская СОШ на 2020-2021 учебный год
Программа рассчитана на обучение курса географии учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-8 классах при изучении «Начального курса географии», «Географии материков и океанов», «Географии России. Природа». Рабочая программа по географии для 9 класса к учебнику В.П. Дронова, В.Я. Рома «География России. Население и хозяйство» (68 часов, 2 часа в неделю) конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала девятиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Курс «География России» (8—9 классы) занимает центральное место в системе школьной географии. Именно этот курс завершает изучение географии в основной школе, что определяет его особую роль в формировании комплексных социально ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств школьников.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Основными целями курса являются:
формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;
воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих ее народов;
формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.
Основные задачи данного курса:
формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;
формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;
развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников — карт, учебников, статистических данных, интернет-ресурсов;
развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы; создание образа своего родного края.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
При изучении географии в 9 классе решаются задачи:
Образовательные:
- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей
Воспитательные:
- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;
- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;
- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.
Развивающие:
- развитие интеллектуальных особенностей личности;
- различие способности личности справляться с различными задачами;
- развитие коммуникативной компетенции учащихся.
Валеологические:
- использование кабинета географии, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН;
- отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.;
- наблюдение за посадкой учащихся, чередование поз в соответствии с видом работы;
- благоприятный психологический климат на уроке, учет возрастных особенностей учащихся при работе на уроке.
Место предмета в учебном плане:
География России. Население и хозяйство – общественная географическая наука. Курс географии построен с позиции единства географии, комплексные подходы к характеристике территории России. Как средство познания окружающего мира, география обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, география неразрывно связана со многими школьными предметами.
Организация образовательного процесса:
В данной программе используются следующие педагогические технологии:
1. Технология (методика) формирования приемов учебной работы.
2. Технология проектной деятельности.
3. Технология личностно-ориентированного обучения.
4. Новые информационные технологии.
5. Нетрадиционные формы организации уроков.
6. Различные источники географической информации.
Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:
Данная программа рассчитана на один учебный год – 68 часов, 2 часа в неделю. В результате прохождения программного материала обучающиеся овладевают разнообразными предметными компетенциями.
Связь программы с имеющимися разработками по данному направлению, со смежными дисциплинами:
При составлении программы учитывались базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-8 классах при изучении «Начального курса географии», «Географии материков и океанов» и «География России. Природа». Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой внутрепредметные и межпредметные связи. Внутрепредметные связи наиболее четко прослеживаются в постепенном усложнении сведений на основе сформированных понятий. Межпредметные связи прослеживаются в интеграции с курсом истории, алгебры, культурологи, экологии, зоологии и ботаники.
Формы текущего и итогового контроля (поурочный, промежуточный, тематический, итоговый).
Контроль – неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняют контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:
- предварительный – установление исходного состояния сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь, - индивидуального уровня каждого ученика.
- текущий – необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными.
- итоговый – учащиеся всегда должны знать. Что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема. | Всего часов | Практических работ | Экскурсий |
1 | Раздел 1. Общий обзор России. | 31 | 6 | |
Тема 1.1. Политико-государственное устройство Российской Федерации. | 2 | |||
Тема 1.2. Население России. | 5 | |||
Тема 1.3. Географические особенности экономики России. | 3 | |||
Тема 1.4. Важнейшие межотраслевые комплексы. | 21 | 6 | ||
2 | Раздел 2. Региональная часть курса . | 37 | ||
Тема 2.1.Районирование России. | 2 | |||
Тема 2.2. Западный макрорегион-Европейская Россия . | 21 | 4 | ||
Тема 2.3. Восточный макрорегион-Азиатская Россия. | 9 | 2 | ||
Тема 2.4. Природа и человек . | 1 | 1 | ||
Итого | 68 | |||
Содержание учебного предмета
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО 9 КЛАСС
Радел1. Общий обзор России. (31 ч)
Тема 1.1. Политико-государственное устройство Российской Федерации.(2ч.) Географический взгляд на Россию: ее место в мире по площади территории, числу жителей, запасам и разнообразию природных ресурсов, политической роли в мировом сообществе, оборонному потенциалу. Функции административно-территориального деления страны. Федерация и субъекты Федерации. Государственно-территориальные и национально-территориальные образования. Федеральные округа.
Географическое положение и границы России. Понятие «географическое положение», виды и уровни (масштабы) географического положения. Оценка северного географического положения России. Географическое положение как фактор развития хозяйства. Государственные границы России, их виды, значение. Государственная территория России. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Особенности границ России. Страны — соседи России.
Экономике- и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России. Особенности экономико-географического положения России, роль соседей 1-го порядка. Различия транспортно-географического положения отдельных частей страны. Роль Центральной и Западной Европы в формировании геоэкологического положения России. Сложность геополитического и геоэкономического положения страны.
Государственная территория России. Понятие о государственной территории страны, ее составляющие. Параметры оценки государственной территории. Российская зона Севера. Оценка запасов природных ресурсов на территории России.
Тема 1.2. Население России(5 ч).
Исторические особенности заселения и освоения территории России. Главные ареалы расселения восточных славян. Основные направления колонизации Московского государства. Формирование и заселение территории Русского и Российского государства в XVI—XIX вв.
Численность и естественный прирост населения. Численность населения России. Переписи населения. Динамика численности населения. Демографические кризисы. Особенности естественного движения населения в России. Половозрастная структура населения. Своеобразие в соотношении мужчин и женщин в России и определяющие это своеобразие1 факторы. Численность мужского и женского населения и его динамика. Прогноз численности населения.
Национальный состав населения России. Россия — многонациональное государство. Языковые семьи народов России. Классификация народов России по языковому признаку. Наиболее многонациональные районы страны. Религии, исповедуемые в России. Основные районы распространения разных религий.
Миграции населения. Понятие о миграциях. Виды миграций. Внутренние и внешние миграции. Направления миграций в России, их влияние на жизнь страны.
Городское и сельское население. Городские поселения. Соотношение городского и сельского населения. Размещение городов по территории страны. Различия городов по численности населения и функциям. Крупнейшие города России. Городские агломерации. Урбанизация. Сельские поселения. Средняя плотность населения в России. Географические особенности размещения российского населения. Основная зона расселения. Размещение населения в зоне Севера.
Тема 1.3. Географические особенности экономики России. (3 ч)
География основных типов экономики на территории России. Классификация историко-экономических систем, регионы России с преобладанием их различных типов. Особенности функциональной и отраслевой структуры хозяйства России.
Проблемы природно-ресурсной основы экономики страны. Состав добывающей промышленности и ее роль в хозяйстве страны. Назначение и виды природных ресурсов. Экологические ситуации и экологические проблемы России.
Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России. Особенности постиндустриальной стадии развития. Понятия центра и полупериферии мирового хозяйства. Пути развития России в обозримой перспективе.
Тема 1.4. Важнейшие межотраслевые комплексы. (21ч)
Научный комплекс(1ч.). Межотраслевые новые комплексы и их хозяйственные функции. Роль науки и современном обществе и России. Состав научного комплекса. География науки и образования. Основные районы, центры, города науки. Перспективы развития науки и образования.
Машиностроительный комплекс.(1 ч)
Роль, значение и проблемы развития машиностроения. Ведущая роль машиностроительного комплекса в хозяйстве. Главная задача машиностроения. Состав машиностроения, группировка отраслей по роли и назначению. Проблемы российского машиностроения.
Факторы размещения машиностроительных предприятий. Современная система факторов размещения машиностроения. Ведущая роль наукоемкости как фактора размещения. Влияние специализации и кооперирования на организацию производства и географию машиностроения.
География машиностроения. Особенности географии российского машиностроения. Причины неравномерности размещения машиностроительных предприятий.
Практические работы. 1. Определение главных районов размещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) (3 ч)
Роль, значение и проблемы ТЭК. Состав, структура и значение ТЭК в хозяйстве. Топливно-энергетический баланс. Основные проблемы российского ТЭК.
Топливная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность: запасы, добыча, использование и транспортировка нефти и природного газа. Система нефте- и газопроводов. География переработки нефти и газа. Влияние нефтяной и газовой промышленности на окружающую среду. Перспективы развития нефтяной и газовой промышленности. Угольная промышленность. Запасы и добыча угля. Использование угля и его значение в хозяйстве России, Способы добычи и стоимость угля. Воздействие угольной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития угольной промышленности.
Электроэнергетика. Объемы производства электроэнергии. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Нетрадиционные источники энергии. Энергетические системы. Влияние отрасли на окружающую среду. Перспективы развития электроэнергетики.
Практическая работа. 2. Характеристика угольного бассейна России.
Практическая работа № 3 « Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов.»
Комплексы, производящие конструкционные материалы ихимические вещества.(5ч)
Состав и значение комплексов. Понятие о конструкционных материалах. Традиционные и нетрадиционные конструкционные материалы, их свойства.
Металлургический комплекс. Роль в хозяйстве. Черная и цветная металлургия — основные особенности концентрации, комбинирования, производственного процесса и влияние на окружающую среду; новые технологии.
Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия. Черные металлы: объемы и особенности производства. Факторы размещения. География металлургии черных металлов. Основные металлургические базы. Влияние черной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Цветная металлургия. Цветные металлы: объемы и особенности производства. Факторы размещения предприятий. География металлургии цветных металлов: основные металлургические базы и центры. Влияние цветной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
П/р №4 « Характеристика одной из металлургических баз.»
Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. Состав химико-лесного комплекса. Химическая промышленность: состав, место и значение в хозяйстве. Роль химизации хозяйства. Отличия химической промышленности от других промышленных отраслей.
Факторы размещения предприятий химической промышленности. Группировка отраслей химической промышленности. Основные факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей химической промышленности. Химические базы и химические комплексы. Влияние химической промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Пр/р №5 «Составление характеристики одной из баз химической промышленности»
Лесная промышленность. Лесные ресурсы России, их география. Состав и продукция лесной промышленности, ее место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Влияние лесной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Агропромышленный комплекс АПК(5ч).
Состав и значение АПК. Агропромышленный комплекс: состав, место и значение в хозяйстве. Звенья АПК. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура.
Земледелие и животноводство. Полеводство. Зерновые и технические культуры. Назначение зерновых и технических культур, их требования к агроклиматическим ресурсам. Перспективы развития земледелия. Отрасли животноводства, их значение и география. Перспективы развития животноводства.
Пр/р №6. «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства»
Пищевая и легкая промышленность. Особенности легкой и пищевой промышленности. Факторы размещения предприятий и география важнейших отраслей. Влияние легкой и пищевой промышленности на окружающую среду, перспективы развития.
Практические работы. 7. Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур. 8. Определение главных районов животноводства.
Инфраструктурный комплекс (5ч).
Состав комплекса. Роль транспорта. Инфраструктурный комплекс: состав, место и значение в хозяйстве. Понятие об услугах. Классификации услуг по характеру и видам, периодичности потребления и распространенности. Виды и работа транспорта. Транспортные узлы и транспортная система. Типы транспортных узлов. Влияние на размещение населения и предприятий.
Железнодорожный и автомобильный транспорт. Показатели развития и особенности железнодорожного и автомобильного транспорта. География российских железных и автомобильных дорог. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития.
Водный и другие виды транспорта. Показатели развития и особенности морского транспорта. География морского транспорта, распределение флота и портов между бассейнами. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития. Показатели развития и особенности речного транспорта. География речного транспорта, распределение флота и портов между бассейнами, протяженность судоходных речных путей. Влияние речного транспорта на окружающую среду. Перспективы развития. Показатели развития и особенности авиационного транспорта. География авиационного транспорта. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития. Трубопроводный транспорт
Связь. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. Рекреационное хозяйство. Виды связи и их роль в жизни людей и хозяйстве. Развитие связи в стране. География связи. Перспективы развития. Сфера обслуживания.
Жилищно-коммунальное хозяйство. География жилищно-коммунального хозяйства. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития.
Раздел 2. Региональная часть курса (37 ч)
Тема 2.1.Районирование России(2ч) Районирование — важнейший метод географии. Виды районирования. Географическое (территориальное) разделение труда. Специализация территорий на производстве продукции (услуг). Отрасли специализации районов. Западная и восточная части России. Экономические районы. Федеральные округа.
Тема 2.2. Западный макрорегион-Европейская Россия (24ч)
Общая характеристика. Состав макрорегиона. Особенности географического положения. Природа и природные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль в социально-экономическом развитии страны.
Европейский Север(4 ч)
Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав района. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Особенности географии природных ресурсов: Кольско-Карельская и Тимано-Печорская части района.
Население. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии.
Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем. Место и роль района в социально-экономическом пространстве страны.
Практические работы. 10. Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера.
Северо-Западный район: состав, ЭГП, население(5ч). Состав района. Особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. География природных ресурсов. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Санкт-Петербургская агломерация. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая промышленность. Отраслевая и территориальная структура Санкт-Петербурга. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития. Историко-культурные памятники района.
Центральная Россия (6ч).
Состав, природа, историческое изменение географического положения. Общие проблемы. Центральная Россия и Европейский Северо-Запад — межрайонный комплекс. Особенности исторического развития. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы.
Население и главные черты хозяйства. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Занятость и доходы населения. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
Пр/р№ 7. «Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.
Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Центральное положение Москвы как фактор формирования региона. Исторический и религиозный факторы усиления Москвы. Радиально-кольцевая территориальная структура расселения и хозяйства. Население Москвы, Московская агломерация. Важнейшие отрасли хозяйства региона. Культурно-исторические памятники.
Пр/р №8. «Сравнение двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга».
Географические особенности областей Центрального района. Состав Центрального района. Особенности развития его подрайонов: Северо-Западного, Северо-Восточного, Восточного и Южного.
Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы. Состав районов. Особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. География природных ресурсов. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
Европейский Юг- Северный Кавказ(3 ч)
Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав Европейского Юга. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу. Хозяйство и жизнь населения.
Население. Численность и динамика численности населения. Естественный прирост и миграции. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура.
Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Сельское хозяйство. Ведущие отрасли промышленности: пищевая, машиностроение, топливная, химическая промышленность. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
Поволжье(2ч).
Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав Поволжья. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.
Население. Численность и динамика численности населения. Естественный прирост и миграции. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура.
Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, химическая, нефтяная и газовая промышленность, пищевая промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
Пр/р №9. «Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.»
Урал(2 ч)
Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав Урала. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.
Население. Численность и динамика численности населения. Естественный прирост и миграции. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура.
Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Ведущие отрасли промышленности: металлургия, машиностроение, химическая промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
Пр/р №10. «Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.
Тема 2.3. Восточный макрорегион-Азиатская Россия(9ч).
Общая характеристика. Состав макрорегиона. Особенности географического положения. Природа и природные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль в социально-экономическом развитии страны.
Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. Историко-географические этапы формирования региона. Формирование сети городов. Рост населения. Урало-Кузнец- кий комбинат. Транспортные проблемы развития региона. Сокращение численности населения. Снижение доли обрабатывающих производств. Основные перспективы развития.
Западная Сибирь. Состав района, его роль в хозяйстве России. Природно-территориальные комплексы района, их различия. Полоса Основной зоны заселения и зона Севера — два района, различающиеся по характеру заселения, плотности. тенденциям и проблемам населения. Кузнецко-Алтайский и Западно-Сибирский подрайоны: ресурсная база, география основных отраслей хозяйства.
Пр/Р №11. «Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.»
Восточная Сибирь. Состав района, его роль в хозяйстве России. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Численность и динамика численности населения. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны. Ведущие отрасли промышленности: топливная, химическая, электроэнергетика, черная металлургия, машиностроение. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
Пр/р№12 «Характеристика Норильского промышленного узла».
Дальний Восток. Состав района, его роль в хозяйстве страны. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Численность и динамика численности населения. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: цветная металлургия, пищевая промышленность, топливно-энергетический комплекс. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.
Тема 2.4. Природа и человек (1ч).
Требования к уровню подготовки.
В результате изучения географии выпускник 9 класса должен знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
- проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
- основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
- основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
- географические районы, их территориальный состав;
- отрасли местной промышленности.
Описывать:
- природные ресурсы;
- периоды формирования хозяйства России;
- особенности отраслей;
- традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
- экономические связи районов;
- состав и структуру отраслевых комплексов;
- основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
- различия в освоении территории;
- влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
- размещение главных центров производства;
- сельскохозяйственную специализацию территории;
- структуру ввоза и вывоза;
- современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
- возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
Материально техническое, учебно–методическое и информационное обеспечение образовательного процесса
УМК 9 класс:
- Учебник В. П. Дронов, В. Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс. – М.: Дрофа, 2012.
- Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. С. В. Курчина. – М.: Дрофа, 2012
.
Дополнительная литература:
- Петрова Н. Н. Настольная книга учителя географии. 6-11 классы / Н. Н. Петрова, Д. В. Новенко. – М.: Эксмо, 2008.
- Геоморфологический словарь-справочник / Сост. Л. М. Ахромеев, под ред. П. Г. Шевченкова. – Брянск: Издательство БГУ, 2002.
- Физическая география: учебно-методические материалы. /Л. М. Ахромеев, Ю. Г. Данилов. – Брянск: Издательство БГУ, 2004.
- Заповедники и заказники. / Ф.Р. Штильмарк. – М.: Физкультура и спорт, 1984.
- География в таблицах. 6-10 класс: справочное пособие /авт.-сост. О А. Климанова. – 10-е изд. Испр. – М.: Дрофа, 2008.
- География в схемах и таблицах / авт.-Сост. Данилова Е. А. - СПт.: Тригон, 2009.
- География России. 8 – 9 класс : Метод. Пособие, - 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
- Уроки географии: 8 класс: Кн. Для учителя. / А. С. Ермошкина. – М.: Просвещение, 1993.
- Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс. – М.: «ВАКО», 2006.
- Школьный практикум. География России: Население и хозяйство. 9 класс / В. Я. Ром, В. П. Дронов. – 3-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2002.
- Тесты по географии: 9 класс: В 2 частях. Часть 1 / Е. В. Баранчиков. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
- География. Дидактические карточки-задания. 8-9 класс / Р. Х. Хабибуллин. – М.: Дрофа, 2002.
- Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – М.: дрофа, 1997.
- Задачи по географии: Пособие для учителей / Под. Ред. А. С. Наумова, - М.: МИРОС, 1993.
- Универсальные поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007.
- География. Подготовка к ЕГЭ-2009. Вступительные испытания: учебно-методическое пособие / А. Б. Эртель. – Ростов н/Д. : Легион, 2008.
Материально техническое обеспечение
- Компьютер
- Набор настенных карт.
- Презентации по темам.
- Плакаты – таблицы по межотраслевым комплексам и регионам России.
- Диск «уроки географии Кирилла и Мефодия» 9 класс
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во Час. | Дата (нед) | Пр.р., Л/р | Примечания |
Раздел 1. Общий обзор России. Тема 1. Политико-государственное усиройство РФ. | 31 2 | ||||
1/1 | Россия на карте мира. Административно-территориальное устройство. | 1 | 1 | ||
2/2 | Географическое положение России. | 1 | 1 | ||
Тема 2. Население России. | 5 | ||||
3/1 | Численность и естественное движение населения. | 1 | 2 | ||
4/2 | Типы воспроизводства. | 1 | 2 | ||
5/3 | Демографическая ситуация. | 1 | 3 | ||
6/4 | Национальный и языковый состав населения России. | 1 | 3 | ||
7/5 | Урбанизация. Трудовые ресурсы. | 1 | 4 | ||
Тема 3. Географические особенности экономики России. | 3 | ||||
8/1 | Особенностихозяйства яроссии. Структура хозяйства. | 1 | 4 | ||
9/2 | Цикличность развития экономики. | 1 | 5 | ||
10/3 | Проблемы современного хозяйства России. РФ в современной мировой экономике. | 1 | 5 | ||
Тема 4. Важнейшие межотраслевые комплексы. | 22 | ||||
11/1 | Научный комплекс. | 1 | 6 | ||
12/2 | Машиностроительный комплекс. Пр/р №1 «Определение главных районов размещения отраслей машиностроения по картам». | 1 | 6 | 1 | |
13/3 | Топливно-энергетический комплекс | 1 | 7 | ||
14/4 | Топливная промышленность. П/р №2. «Характеристика угольного бассейна России». | 1 | 7 | 1 | |
15/5 | П/р № 3 « Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов.» | 1 | 8 | 1 | |
16/6 | Металлургический комплекс | 8 | |||
17/7 | П/р №4 « Характеристика одной из металлургических баз.» | 1 | 9 | 1 | |
18/8 | Химико-лесной комплекс. | 1 | 9 | ||
19/9 | География химико-лесного комплекса. | 1 | 10 | ||
20/10 | Пр/р №5 «Составление характеристики одной из баз химической промышленности» | 1 | 10 | 1 | |
21/ 11 | Состав и значение АПК. | 1 | 11 | ||
22/ 12 | Земледелие и животноводство. | 1 | 11 | ||
23/ 13 | Пр/р №6. «»Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства» | 1 | 12 | 1 | |
24/ 14 | Пищевая и лёгкая промышленность. | 1 | 12 | ||
25/ 15 | Территориальная организация АПК. | 1 | 13 | ||
26/ 16 | Инфраструктурный комплекс. Состав и значение третичного сектора. | 1 | 13 | ||
27/ 17 | Роль и значение транспорта. | 1 | 14 | ||
28/ 18 | Сфера обслуживания. Связь. | 1 | 14 | ||
29/ 19 | Жилищное и рекреационное хозяйство. | 1 | 15 | ||
30/ 20 | Экология. | 1 | 15 | ||
31/ 21 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Хозяйство России». | 16 | |||
Раздел 2. Районирование России. | 37 | ||||
Тема. Районирование России. | 2 | ||||
32/1 | Экономическое районирование. | 1 | 16 | ||
33/2 | Проблемы районирования РФ. | 1 | 17 | ||
Тема. Западный макрорайон-Европейская Россия. | 24 | ||||
34/1 | Западный макрорайон-Европейская Россия. | 1 | 17 | ||
35/2 | Европейский Север. | 1 | 18 | ||
36/3 | Природа Европейского Севера | 1 | 18 | ||
37/4 | Население и хозяйственное освоение Европейского Севера. | 1 | 19 | ||
38/5 | Хозяйство Европейского Севера. | 1 | 19 | ||
39/6 | Северо-Западный район. Факторы формирования района. Природа. | 1 | 20 | ||
40/7 | Население и хозяйственное освоение Северо-Западного района. | 1 | 20 | ||
41/8 | Хозяйство Северо-Западного района. | 1 | 21 | ||
42/9 | Географические особенности Санкт-Петербурга. | 1 | 21 | ||
43/ 10 | Калининградская область. | 1 | 22 | ||
Центральная Россия | |||||
44/ 11 | Центральная Россия. | 1 | 22 | ||
45/ 12 | Население и хозяйственное освоение Центральной России. | 1 | 23 | ||
46/ 13 | Пр/р№ 7. «Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России. | 1 | 23 | 1 | |
47/ 14 | Хозяйство Центральной России. | 1 | 24 | ||
48/ 15 | Пр/р №8. «Сравнение двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга». | 1 | 24 | 1 | |
49/ 16 | Центрально-Чернозёмный район. | 1 | 25 | ||
50/ 17 | Волго-Вятский район. | 1 | 25 | ||
51/ 18 | Европейский Юг-Северный Кавказ.ЭГП. Природные условия и ресурсы. | 1 | 26 | ||
52/ 19 | Население и хозяйственное освоение Европейского Юга. | 1 | 26 | ||
53/ 20 | Хозяйство Северного Кавказа. | 1 | 27 | ||
54/ 21 | Поволжье.ЭГП, природные условия и ресурсы, население, хозяйство Поволжья. | 1 | 27 | ||
55/ 22 | Пр/р №9. «Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.» | 1 | 28 | 1 | |
56/23 | Урал. ЭГП, природные условия и ресурсы, население, хозяйство и проблемы Урала. | 1 | 28 | ||
57/ 24 | Пр/р №10. «Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем. | 1 | 29 | 1 | |
Тема. Восточный макрорегион-азиатская Россия. | 11 | ||||
58/ 1 | Западная Сибирь. Факторы формирования района. | 1 | 29 | ||
59/2 | Пр/Р №11. «Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.» | 1 | 30 | ||
60/3 | Хозяйство Западной Сибири. | 1 | 30 | ||
61/4 | Восточная Сибирь, факторы формирования района. | 1 | 31 | ||
62/5 | Население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири. | 1 | 31 | ||
63/6 | Пр/р№12 «Характеристика Норильского промышленного узла». | 1 | 32 | 1 | |
64/7 | Кузнецко-Алтайский подрайон. | 1 | 32 | ||
65/8 | Ангаро-Енисейский и Забайкальский порайоны. | 1 | 33 | ||
66/9 | Дальний Восток. ЭГП, природные условия, ресурсы, население. Хозяйство. | 1 | 33 | ||
67/ 10 | Природа и человек | 1 | 34 | ||
68/ 11 | Обобщение по курсу. | 1 | 34 | ||
Итого | 68 | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...