рабочая программа по географии 10 класс
рабочая программа по географии (10 класс)
Рабочая программа по географии 10 класс составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;
- Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (ред. от 05.07.2017);
- Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второгопоколения;
- Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
- Рабочей программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9классы. Авторы В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина;
- Учебный план МАОУ «Школа № 78».
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 10-11 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева:
- А. И. Алексеев, С. И. Болысов, В. В. Николина, География. Современный мир. 10-11 класс: Учебник для 10-11 класса. М.: Просвещение, 2010.
Данный курс продолжает изучение географической картины мира в старшем звене школы. По структуре и содержанию он представляет собой сочетание экономико-географического страноведения с общей экономической и социальной географией.
Основной целью курса является формирование у учащихся целостного представления о современном мире, о месте России в этом мире, а также познавательного интереса к зарубежным странам и народам, которые их населяют. Из этого вытекают главные задачи курса: на примере социально-экономико-географических процессов и явлений, происходящих как в отдельных странах, регионах, так и во всем мире, показать взаимосвязь природы, населения, хозяйства и общества; вооружить учащихся необходимыми каждому образованному человеку теоретическими знаниями и практическими умениями в области экономической и социальной географии; продолжить развитие географического мышления учащихся.
Изучение курса рассчитано на 68 часов.
В целом курс “Экономической и социальной географии мира” способствует развитию географической культуры учащихся, формирует их мировоззрение.
Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из "языков" международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
- применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план на изучение курса отводит 70 часов, 2 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geografii_10_klass.docx | 35.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии 10 класс составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;
- Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (ред. от 05.07.2017);
- Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
- Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
- Рабочей программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы. Авторы В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина;
- Учебный план МАОУ «Школа № 78».
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 10-11 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева:
- А. И. Алексеев, С. И. Болысов, В. В. Николина, География. Современный мир. 10-11 класс: Учебник для 10-11 класса. М.: Просвещение, 2010.
Данный курс продолжает изучение географической картины мира в старшем звене школы. По структуре и содержанию он представляет собой сочетание экономико-географического страноведения с общей экономической и социальной географией.
Основной целью курса является формирование у учащихся целостного представления о современном мире, о месте России в этом мире, а также познавательного интереса к зарубежным странам и народам, которые их населяют. Из этого вытекают главные задачи курса: на примере социально-экономико-географических процессов и явлений, происходящих как в отдельных странах, регионах, так и во всем мире, показать взаимосвязь природы, населения, хозяйства и общества; вооружить учащихся необходимыми каждому образованному человеку теоретическими знаниями и практическими умениями в области экономической и социальной географии; продолжить развитие географического мышления учащихся.
Изучение курса рассчитано на 68 часов.
В целом курс “Экономической и социальной географии мира” способствует развитию географической культуры учащихся, формирует их мировоззрение.
Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из "языков" международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
- применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план на изучение курса отводит 70 часов, 2 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Содержание рабочей программы
Название темы | Необходимое количество часов для ее изучения | Основные изучаемые вопросы темы | Формы организации учебных занятий | Основные виды деятельности |
10 класс | ||||
Человек и ресурсы Земли | 10 | Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого географической среды. Начало освоения человеком планеты Земля. Изменение характера связей человека с природной средой на протяжении его истории. Сельскохозяйственная и промышленная революция. Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду. Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно-ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран мира. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология. Различные виды природных ресурсов их характеристика. Виды природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика | Урок-лекция Практикум Проблемный урок Дискуссия Семинар Урок-зачѐт | I – виды деятельности со словесной (знаковой) основой: 1. Слушание объяснений учителя. 2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3. Самостоятельная работа с учебником. 4. Работа с научно- популярной литературой. 5. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. 6. Написание рефератов и докладов. 7. Систематизация учебного материала. II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: 1. Просмотр учебных фильмов. 2. Анализ графиков, таблиц, схем. 3. Объяснение наблюдаемых явлений. 4. Анализ проблемных ситуаций. III – виды деятельности с практической (опытной) основой: 1. Работа с раздаточным материалом. 2. Выполнение работ практикума. проблемных ситуаций. III – виды деятельности с практической (опытной) основой: 1. Работа с раздаточным материалом. 2. Выполнение работ практикума. |
География населения | 6 | Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв.Теория и фазы демографического перехода. Воспроизводство населения. Демографическая политика. Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Языковой состав. Возрастной и половой состав населения мира.Половозрастная пирамида. Показатели качестванаселения. Занятость населения. Экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда. Средняя плотность населения Земли. Города – главная форма расселения людей. Урбанизация, агломерация,Мегалополис. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Миграции населения. Виды миграций.Причины миграций. География международных миграций. | Урок-лекция Практикум Проблемный урок Дискуссия | |
География культуры, религий, цивилизаций | 5 | Содержание понятия «география культуры». Модификация мировой культуры по этническим ирелигиозным признакам. Культура – путь решения многих проблем человечества. Осевые линии распространения цивилизации. Современные цивилизации. География религий. Взаимосвязь культуры и религий. Религиозный состав населения.Мировые, национальные религии. Местные итрадиционные верования. Цивилизации Запада иВостока. Равноценность национальных культур ицивилизаций. | Урок-лекция Практикум Дискуссия Семинар | |
Политическая карта мира. | 5 | Понятие «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира. Современная политическая карта мира.Количественные и качественные сдвиги на картемира. Многообразие стран на политической картемира.Государство – главный объект политической карты. Территория и границы государства. Форма правления.Государственный строй. Типы государств. Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН – массовая и авторитетнаямеждународная организация. Россия в зеркале геополитики. | Практикум Семинар Лекция Урок-игра Зачѐт | |
География мировой экономики. | 13 | Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики.Отраслевая структура экономики. Территориальнаяструктура экономики. Глобализация мировойэкономики. Основное содержание научно-технической революции на современном этапе.Международное разделение труда - высшая формагеографического разделения труда. Факторы,определяющие размещение экономики. Промышленность мира. Основные промышленныеочаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности. Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи. Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Сфера услуг. Структура сферы услуг. Мировые экономические связи. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия. | Урок-лекция Практикум Проблемный урок Дискуссия Семинар Урок-игра Зачѐт | |
Регионы и страны мира | 23 | Регионы и региональная география. Культурно- исторические регионы мира. Принцип построения культурно-исторических регионов. Национальное богатство. Уровень экономического развития. Уровень социального развития. Центрыэкономической мощи и «полюсы» бедности. | Урок-лекция Практикум Проблемный урок Дискуссия Семинар Беседа Урок-игра Зачѐт. | |
Глобальные проблемы человечества | 6 | Понятие о глобальных проблемах человечества.Классификация глобальных проблем. Глобалистика.Роль географии в изучении глобальных проблем. Проблема отсталости стран. Продовольственнаяпроблема. Проблема здоровья и долголетия. Энергетическая и сырьевая проблема. Экологические проблемы и устойчивое развитие общества. | ||
Итого: 68 ч. |
Требования к уровню подготовки выпускников
по географии в 10 классе
В результате изучения географии на базовом уровне обучающийся должен: знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь:
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснятьресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Тематическое планирование программы
№ п/п | Тема | Кол-во часов По программе |
1 | Человек и ресурсы Земли | 10 |
2 | География населения | 6 |
3 | География культуры, религий, цивилизаций. | 5 |
4 | Политическая карта мира. | 5 |
5 | География мировой экономики. | 13 |
6 | Регионы и страны мира. | 23 |
7 | Глобальные проблемы человечества. | 6 |
Промежуточная аттестация | ||
Всего: | 68 |
Практикумы по географии в 10 классе
Практикум №1. Выявление изменения характера связей человека с окружающей природной средой на протяжении истории.
Практикум № 2. Определение ресурсообеспеченности стран (страны по выбору). Практикум №3. Подбор информации о направлениях рационального использования природных ресурсов из материалов периодической печати, Интернета.
Практикум №4.Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающихся стран.
Практикум №5. Сравнение показателей качества населения отдельных стран, взятых из различных источников информации.
Практикум №6. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегаполисов мира.
Практикум №7. Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия (по выбору).
Практикум №8. Составление классификационной таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления».
Практикум №9. Характеристика отрасли промышленности мира (по выбору) по плану.
Практикум №10. Обозначение на контурной карте мировых центров производства важнейших отраслей продукции промышленности (по выбору).
Практикум №11. Подготовка сообщения «Развитие промышленности и экологические проблемы».
Практикум №12. Проложение по контурной карте маршрута международного туризма (по выбору).
Практикум № 13. Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для жизни и хозяйственной деятельности человека.
Практикум № 14. Экономико-географическая характеристика одной из стран (по выбору).
Практикум № 15. Сравнительная характеристика двух стран (по выбору).
Практикум № 16. На примере одной из глобальных проблем человечества раскрыть ее причины, сущность, предложить пути решения.
Практикум № 17. На основе различных источников информации показать общие и специфические проявления одной из глобальных проблем человечества.
Оцениваемые практикумы
Практикум № 2. Определение ресурсообеспеченности стран (страны по выбору).
Практикум №7. Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия (по выбору).
Практикум №9. Характеристика отрасли промышленности мира (по выбору) по плану.
Практикум №12. Проложение по контурной карте маршрута международного туризма (по выбору).
Практикум № 14. Экономико-географическая характеристика одной из стран (по выбору).
Практикум № 15. Сравнительная характеристика двух стран (по выбору).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...