Технологическая карта урока географии
учебно-методический материал по географии (10 класс)

Белова Алла Петровна

Тема урока: Химическая, лесная промышленность и  промышленность строительных материалов. Класс -10. Цель урока: сформировать представление о мировой химической, лесной промышленности и промышленности строительных материалов; определить географические и отраслевые сдвиги на современном этапе развития в данных отраслях мирового хозяйства. Задачи урока: -Познакомить учащихся с химической, лесной промышленностью и промышленностью строительных материалов  мира; с особенностями размещения предприятий  этих отрасле; - Научить детей, пользуясь планом-характеристикой отрасли и картами атласа характеризовать географию данных отраслей промышленности мира; - Продолжать развитие у учащихся навыков работы с картами атласа, статистичес-кими материалами,  заполнения таблиц

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_geografiya_otkrytyy_urok.odt29.03 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Технологическая карта урока

Предмет, класс

География 10 класс

УМК, автор программы

 Домогацких Е.М.

Учитель

Белова Алла Петровна, учитель географии и биологии  МОАУ "СОШ №35"

Тема урока,

№ урока в рабочей программе

Урок № 26.  Химическая, лесная промышленность и  промышленность строительных материалов.

Дата урока -  18.03.2020

Тип урока

Урок формирования новых знаний; комбинированный.

Цель урока

 сформировать представление о мировой химической, лесной промышленности и промышленности строительных материалов; определить географические и отраслевые сдвиги на современном этапе развития в данных отраслях мирового хозяйства.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

-Познакомить учащихся с химической, лесной промышленностью и промышленностью строительных материалов  мира; с особенностями размещения предприятий  этих отраслей.

- Научить детей, пользуясь планом-характеристикой отрасли и картами атласа характеризовать географию данных отраслей промыш-ленности мира.

- Продолжать развитие у учащихся навыков работы с картами атласа, статистичес-кими материалами,  заполнения таблиц.

Способствовать развитию памяти, внимания, творческой активности и критического мышления.мышления;Научить  работать в группе;

 

Способствовать воспитанию чувства ответственности, аккуратности.

Планируемые результаты урока

Предметные знания и умения

Личностные качества, метапредметные УУД

Учащиеся выделят какие есть отрасли химической промышленности, леской  промышленности мира,  промышленности строительных материалов

Определят значение этих отраслей обрабатывающей промышленности.

Установят  особенности и факторы размещения для каждой из отраслей этих отраслей

Объяснят причину необходимости развития химической, лесной и промышленности строительных материалов.

 Личностные результаты

Формировать представление о значении этих отраслей в развитии страны и в жизни каждого человека

Метапредметные результаты

  1. Регулятивные - научится: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; выдвигать предположения и доказывать их;
  2. Познавательные — научится: уметь извлекать необходимую информацию при изучении демонстрационных таблиц, иллюстраций учебника и электронного приложения к нему;
    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
  3. Коммуникативные — научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии.

Методическое обоснование урока

Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе. С этой целью на уроке используется деятельностный метод обучения, основанный на методе рефлексивной самоорганизации, структура урока обусловлена этапами технологии деятельностного метода (ТДМ). Это первый урок изучения данной темы. Исходя из классификации уроков деятельностной направленности (дидактическая система деятельностного метода, автор которой  Л.Г.Петерсон) - это урок открытия нового знания (ОНЗ). Кроме того, в качестве вспомогательного приёма на этапе мотивации  используется приём технологии  проблемного обучения учащихся – выполнение заданий в индивидуальной карте ученика

ИОС урока

Карта химической промышленности мира, учебник для 10-го класса  « География», атлас для 10-го класса, ПК,  раздаточный материал, учебник. Авторы:  Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Экономическая и социальная география мира: в 2 ч. Ч. 1. Общая география мира: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. -  5-е изд.- М.: ООО «Русское слово-учебник»

Энциклопедический материал, Интернет ресурсы, схемы, диаграммы, дидактический материа карты «Химическая промышленности мира», «Легкая промышленность мира», «Пищевая промышленности мира»

Организационная структура урока

Название этапа

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

1 мин.

Настроиться на работу.

Здравствуйте, ребята. Я приветствую вас. И традиционно желаю и вам и себе хорошо и плодотворно поработать на уроке.

Отвечают на приветствие учителя

2. Актуализация знаний и проблемная ситуация

3 минут

Способствовать тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали тему урока, учебной цели и задач урока,  проблемной ситуации

I. Постановка темы, целей урока и проблемного вопроса

Представьте, что вам нужно построить дом. Продукцию каких отраслей промышленности вы будете использовать?

Конечно же это химическая, лесная и промышленность строительных материалов.

Значит тема урока: Химическая, лесная промышленность и промышленность строительных материалов.

На первый взгляд это совершенно разные отрасли.  Отсюда

 Проблемный вопрос: Что общего между этими  отраслями? Почему их изучают вместе?

Решением этого проблемного вопроса мы займемся после изучения темы.

А сейчас: Для того,чтобы ответить на этот проблемный вопрос нужно знать цели и задачи сегодняшнего урока.

Какая цель сегодняшнего урока? Задачи, которые нам нужно решить?  

(Цели: Определить состав, структуру, значение и особенности размещения этих отраслей в Мировом хозяйстве. Задачи: Описать по плану эти три отрасли.)

  1. Смотрят слайды презентации,отвечают на вопросы учителя, определяют тему урока

Определяют цели урока и задачи

3.Изучение нового материала

30 мин

Организация деятельности учащихся, в ходе которой выстраи-вается и обосновы-вается новый способ действий: учитель совместно с учащимися определяет, как будут добывать знания.

I.Организовывает изучение новой темы.

Класс делиться на пять групп.

 Первая группа — Химическая промышленность. Теоретики.

 Вторая группа -  Химическая промышленность. Практики.

Третья группа— Лесная промышленность. Теория.

Четвертая группа - Лесная промышленность. Практики.

Пятая группа — Промышленность строительных материалов

Каждая группа помимо выполнения заданий еще отвечает на один проблемный вопрос.

 Работа в группах

Первая группа — Химическая промышленность. Теоретики.

Задания:

1. Значение отрасли

2. Состав отрасли

3. Факторы, влияющие на размещение предприятий отрасли

4. Экологические проблемы и перспективы развития

По итогам работы оформляют лист А3 схема

Проблемный вопрос к 1 группе: Как вы думаете, почему применение химических веществ вызывает часто негативную реакцию общественности? Какие доводы можно привести для успокоения негативной реакции?

Вторая группа — химическая промышленность. Практики.

Задания:

1. География отраслей химической промышленности

 На контурную карту мира нанести центры отраслей химической промышленности.

По итогам оформляют контурную карту

2. Сделать вывод об особенностях размещения отраслей химической промышленности.

Проблемный вопрос к 2 группе: Почему на мировой карте химической промышленности развивающиеся страны образуют практически сплошное белое пятно? Какие страны являются исключением?

Третья группа— Лесная промышленность. Теоретики

1. Значение отрасли

2. Состав отрасли

3. Факторы, влияющие на размещение предприятий отрасли

4. Экологические проблемы и перспективы развития

По итогам работы оформляют лист А3 схема

Проблемый вопрос к 3 группе: С чем связана охрана лесов в мире?

Четвертая группа - Лесная промышленность. Практики.

Вопросы и задания:

1. География отраслей лесной промышленности

 На контурную карту мира нанести центры отраслей лесной промышленности.

По итогам оформляют контурную карту

2. Сделать вывод об особенностях размещения отраслей лесной промышленности.

Проблемный вопрос к 4 группе: Влияет ли НТР на развитие отрасли? Как?

Пятая группа — Промышленность строительных материалов

1. Значение отрасли

2. Состав отрасли

3. Факторы, влияющие на размещение предприятий отрасли

4. Экологические проблемы и перспективы развития

По итогам работы оформляют лист А3 схема

Проблемный вопрос к 5 группе: Влияет ли НТР на развитие отрасли? Как?

Ученики работают в группах

Первая группа — Химическая промышленность. Теоретики.

Ответы:

1. Отрасль делает человека независимым от свойств традиционных материалов. Не просто перерабатывает природные ресурсы, но и создает принципиально новые виды сырья, которых нет в природе.

2. а) Горная химия

    б) Основная химия

    в) Химия органического синтеза

    г) Другие отрасли

3. Для горно-химической промышленности — сырьевой фактор; для основной химии - сырьевой и потребительский; для химии органического синтеза — транспортный (нефтепроводы и газопроводы), а также потребитель; для бытовой химии, фармацевтики, парфюмерии — потребитель.

4. Проблемы: увеличение выбросов вредных веществ в окружающую среду

По итогам работы оформляют лист А3 схема

Вторая группа — Химическая промышленность. Практики.

Вопросы и задания:

1. География отраслей химической промышленности

 На контурную карту мира нанести центры отраслей химической промышленности.

По итогам оформляют контурную карту

2. Сделать вывод об особенностях размещения отраслей химической промышленности.

Вывод: химия органического синтеза, производство серной кислоты представлены в основном в развитых странах, а производство минеральных удобрений и добыча горно-химического сырья широко представлены преимущественно в развивающихся странах. После энергети-ческого кризиса 70-х гг. производство химии органического синтеза стало быстрее расти в развивающихся странах, богатых минеральным сырьем. Крупные нефтехимические предприятия появились в странах Персидского залива, в Северной Африке, Венесуэле, Мексике.

Отвечают на вопрос

Третья группа — Лесная промышлен-ность. Теоретики

Ответы:

1.  Заготовка древесины в лесах и ее обработку и переработку.

2. а) Деревообрабатывающая промышленность

    б) Целлюлозно-бумажная промышленность

    3. Для деревообрабатывающей промышленности - Сырьевой фактор; для Целлюлозно-бумажной промышленности-  потребительский;

4. Проблемы  связанны -с увеличением объёмов заготовки древесины, -недостаточным использованием отходов лесозаготовки и лесопиления, -недостаточными объёмами лесовосстановительных работ, -загрязнением окружающей среды отходами целлюлозно-бумажной промышленности.

По итогам работы оформляют лист А3 схема

Четвертая группа - Лесная промышленность. Практики

Вопросы и задания:

1. География отраслей лесной промышленности

Северный лесной пояс охватывает районы умеренной зоны Евразии и Северной Америки, Леса здесь представлены преимущественно хвойными породами. большая часть запасов приходится на Россию (более 60%), Канаду (около 30%), США, Финляндию и Швецию

Южный лесной пояс включает влажные экваториальные я сезонно-влажные тропические леса Амазонки в Южной Америке.  (Бразилия, Колумбия, Венесуэла, Перу и др.), Африки (Республики Конго и Кот-д'Ивуар, Ангола, Нигерия, Камерун, Габон др.), Юго-Восточной Азии (Индонезия, Малайзия, Таиланд, Мьянма и др.), Австралии и Океании (Папуа — Новая Гвинея, северо-восток Австралии

 На контурную карту мира нанести центры отраслей химической промышленности.

По итогам оформляют контурную карту

2. Сделать вывод об особенностях размещения отраслей химической промышленности.

Вывод: Объем заготовок древесины в мире составляет 4 млрд куб. м, из которых примерно третья часть (1,2 млрд куб. м) заготавливается в развитых странах. В последние годы растет доля развивающихся стран.

Механическая и химическая переработка древесины — удел преимущественно развитых стран. В мировом производстве пиломатериалов (500 млн. куб. м) главные страны - США (20%), Канада (12%), Япония, Китай и Россия (по 6%); целлюлозы (160 млн. т) — США (30%), Канада (15%), Китай, Япония, Швеция, Финляндия (по 6-7%); бумаги (180 млн. т) - США (45%), Япония (16%), Китай (12%), Канада (10%), Финляндия, Швеция, Франция, Республика Корея.

В производстве бумаги на душу населения (в среднем в мире 45 кг) лидируют Финляндия (1400 кг), Швеция (670 кг), Канада (530 кг), Норвегия (400 кг). В России этот показатель значительно ниже - 35 кг.

4.Физкультминутка

1 мин.

Физическая разминка.

Организует выполнение упражнений

Выполняют упражнения

5.Первичное закрепление изученного материала.

3 мин+3 мин

 Анализировать и сравнивать результаты иучения новой темы. Уметь строить логическое рассуждение

IV. Закрепление изученного материала

Проблемный вопрос: Что объединяет эти две отрасли? Почему их изучают вместе?

Они создают конструкционные материалы без которых сегодня трудно построить дом и функционировать большому механизму — мировой экономики

Отвечают на проблемный вопрос, аргументируют свое мнение.

6. Домашнее задание.  

1 мин

Базовый уровень:

Устно: прочитать, параграф учебника 26 .Ответить на вопросы стр.177.

Повышенный уровень ( по желанию)

Подготовить сообщение на тему «Химические и фармацевтические компании мира»

Сообщает домашнее задание и дает пояснение .

Записывают домашнее задание

7. Рефлексия.

3 мин

Восстанавление хода своей деятельности на уроке.

Составить «Синквейн» химическая, лесная, легкая  промышленность

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)

 Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)

 Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами

 Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме

 Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Составление синквейна

Химия

органическая, наукоемкая

добывает, синтезирует, производит

от нее зависит развитие экономики

конструкционные материалы

Лесная промышленность

лесозаготовительная, целлюлозно-бумажная

лесозаготовка, деревообработка, производит целлюлозу и бумагу

необходима для строительства и производства бумаги

сырье для промышленности

8. Подведение итогов. Отметки.

1 мин

Подвести итоги урока

Подведение итоги устных ответов учеников и активность  учащихся на уроке.

Оценить свою работу на уроке. Отвечают на вопросы:

-Своей работой в группе (паре) я доволен

-Для меня не было подходящего задания

-Урок для меня показался коротким

-За урок я устал

-Мое настроение улучшилось

-Материал урока мне был интересен

-Материал урока мне был полезен

-Сегодня на уроке мне было комфортно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...

Технологическая карта урока географии на тему "География населения и хозяйства Зарубежной Европы".

Общая характеристика Зарубежной Европы. Состав, население, хозяйство, международные союзы....

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Землетрясения: причины и последствия". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

На уроке мы узнаем как связаны землетрясения и сейсмические пояса и можно ли предсказатьземлетрясения. Могут ли произойти землетрясения в Саратовской области?. С какой целью японцы держат аквари...

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Движение литосферных плит". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

Учёные считают, что Красное море и озеро Байкал — это нарождающиеся океаны. Можете ли вы привести доводы в пользу этих предположений?...

Технологическая карта урока географии в 6 классе Тема «Ветер» Учитель географии Табунова Татьяна Юрьевна

Тема «Движение воздуха»Цель: дать понятие ветер, выявить особенности образования бризов, определить основные характеристики ветра, создать мини-проект по составлению розы ветров.Задачи и п...

Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»

Разработка урока географии в 5 классе по теме "Учимся с "Полярной звездой" 2. Работаем с картой. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "План и карта"...