Рабочая программа по географии для 9 класса
рабочая программа по географии (9 класс)
Рабочая программа разработана на основе Образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ № 13 им. М.К.Янгеля», составленной в соответствии с
требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004 г.), с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (от 08.04.2015 г.) и авторской программы Домогацких Е.М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 56с.
Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.
В географическом образовании школьников ведущее место принадлежит курсу «География России». Завершая географическую подготовку учащихся в основной школе, курс способствует становлению у школьников активной гражданской позиции, ответственного отношения к судьбе своей Родины, пониманию необходимости изучения географических проблем и личного участия в их решении. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе.
Программа выполнена с опорой на сформированный у учащихся в предшествующих классах уровень и позволяет уделить приоритетное внимание особенностям проявления на территории России общих географических закономерностей, организации социоприродного пространства с учетом существующих проблем, прогнозирования и моделирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_geografiya_9kl_na_2019-2020_u.g.docx | 116.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ШКОЛА МИРА МИРОВ _________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов № 13 имени академика М.К.Янгеля»
(МАОУ «СОШ № 13 им. М.К.Янгеля»)
Карла Маркса улица, дом 45, город Усть-Илимск, Иркутская область, Российская Федерация, 666686
Тел. 8(395-35)3-69-66 факс 8(395-35)3-8385 e-mail miramirov@bk.ru сайт miramirov@ru
Рассмотрено на заседании МО Протокол № 1 от «28» августа 2019 г. Руководитель МО __________________ Л.С. Куприенко | Согласовано на НМС Протокол № 1 от «29» августа 2019 г. Зам. директора _____________________ Т.Н. Суворова | Утверждено приказом № 278-од от «30» августа 2019 г. Директор __________________ З.А. Мисикова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«География»
9 КЛАСС
2019-2020 учебный год
Составила Гребенева Светлана Владимировна, учитель географии
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ № 13 им. М.К.Янгеля», составленной в соответствии с
требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004 г.), с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (от 08.04.2015 г.) и авторской программы Домогацких Е.М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 56с.
Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.
В географическом образовании школьников ведущее место принадлежит курсу «География России». Завершая географическую подготовку учащихся в основной школе, курс способствует становлению у школьников активной гражданской позиции, ответственного отношения к судьбе своей Родины, пониманию необходимости изучения географических проблем и личного участия в их решении. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе.
Программа выполнена с опорой на сформированный у учащихся в предшествующих классах уровень и позволяет уделить приоритетное внимание особенностям проявления на территории России общих географических закономерностей, организации социоприродного пространства с учетом существующих проблем, прогнозирования и моделирования.
Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.
Основные задачи курса:
- сформировать географический образ своей страны н ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
- сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
- показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
- вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
- развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
- создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
На изучение курса «География России» включающие две взаимосвязанные части: «География России: природа» (8-й класс) и «География России: человек и хозяйство» (9-й класс). Изучение проводится в течение двух лет, с недельной нагрузкой – два часа
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
- Обучающийся будет знать и понимать:
- предмет изучения географии России;
- основные средства и методы получения географической информации:
- субъекты Российской Федерации;
- пограничные государств;
- особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
- границы часовых поясов:
- основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
- климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
- распределение рек страны по бассейнам океанов;
- основные области современного оледенения и крупные ледники:
- зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
- основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
- важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные:
- народы, наиболее распространенные языки, религии;
- примеры рационального и нерационального размещения производства;
- объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
- районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);
- экологически неблагополучные районы России:
- маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.
- Обучающийся будет уметь:
Определять (измерять):
- географическое положение объектов;
- разницу в поясном времени территорий;
- погоду по синоптической карте;
- параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
Описывать:
- географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
- образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
- особенности быта и религии отдельных народов.
Объяснять:
- роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;
- влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
- образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
- образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
- влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
- как составляют прогноз погоды;
- распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
- почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
- причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
- разнообразие природных комплексов на территории страны;
- различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
- изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
- особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
- роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
- уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
- причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
- особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
- объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; "мелиорация ": «агломерация»; «мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование'; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.
Оценивать и прогнозировать:
- природно-ресурсный потенциал страны, региона;
- экологическую ситуацию в стране, регионе
- изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
- изменния в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;
- развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
- Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
- Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
- Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично-поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Содержание данной учебной программы предполагает установление содержательных межпредметных связей с другими курсами (природоведение, история, экология, биология, геология, экономика, химия, ОБЖ), проведение интегрированных уроков.
Например:
Исторический принцип создаёт предпосылки для установления межпредметных связей с историей в теме «История заселения и освоения территории России».
Связь с биологией прослеживается при изучении следующих тем: « Растительный и животный мир России», «Образование почв и их разнообразие», « Природные зоны России».
Связь с экологией проявляется при изучении раздела « Человек и природа».
Содержание учебного предмета
9 класс
Введение. Экономическая и социальная география (1 час)
Предмет экономической и социальной географии. Хозяйственный комплекс – главный объект исследования экономической географии. Различия между природным и хозяйственным комплексом.
Основные понятия: экономическая и социальная география, хозяйственный комплекс.
Раздел 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ (8 часов)
Тема 1. Россия на карте мира.
Природные условия и ресурсы России
Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств.
Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико-географического положения страны.
Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия – федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа.
Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства – основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.
Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям – биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера.
Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы.
Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России.
Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.
Основные понятия: социально-экономическая география, хозяйственный комплекс, экономико-географическое положение, политико-географическое положение, геополитика, административно-территориальное деление, субъекты Федерации, экономический район, районирование, специализация, природные условия, адаптация, природные ресурсы.
Практические работы. 1. Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран. 2. Определение мест пересечения государственной границы крупными автомобильными и железными дорогами, трубопроводами и водными путями.
Тема 2. Население России (7 часов)
Демография. Переписи населения. Численность населения России и ее динамика. Естественный прирост населения. Воспроизводство населения. Традиционный и современный тип воспроизводства. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в современной России. Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы России. Рынок труда. Безработица в России.
Плотность населения. Две зоны расселения и их характеристики. Миграции населения и их причины. Внутренние и внешние миграции в России. Вынужденные переселенцы, беженцы. Миграционные волны.
Расселение и его формы. Города России. Урбанизация. Уровень урбанизации субъектов Федерации. Функции городских поселений и виды городов. Городские агломерации.
Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения России. Распространение основных религий на территории России. Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения.
Основные понятия: естественный прирост, воспроизводство населения, трудовые ресурсы, плотность населения, миграции, расселение, урбанизация.
Практические работы. 1. Нанесение на контурную карту национально-территориальных образований и краев. 2. Определение по статистическим данным плотности населения отдельных субъектов Федерации. 3. Составление таблицы «Народы России, не имеющие национально-территориальных образований в составе страны».
Тема 3. Хозяйство России (19 часов)
Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.
Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.
Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.
Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс.
Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.
Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.
Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.
Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.
Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.
Основные понятия: национальная экономика (народное хозяйство), отрасль, предприятие, межотраслевой комплекс, факторы размещения производства, комбинирование производства, материальная и нематериальная сфера хозяйства, сфера услуг.
Практические работы. 1. Выбор места для строительства предприятия на основе знания факторов размещения производства. 2. Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов страны. 3. Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных. 4. Определение по картам главных факторов и районов размещения алюминиевой промышленности. 5. Определение по картам основных центров размещения металлоемкого и трудоемкого машиностроения. 6. Определение по картам особенностей зональной специализации сельского хозяйства.
Раздел 2. Экономические районы (22 часов)
Северный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север – самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы – основа хозяйства района. Мурманск – морские ворота страны.
Северо-Западный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад – транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение – главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение – ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург – многофункциональный центр района.
Калининградская область – самая западная территория России.
Центральный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Ограниченные природные ресурсы. Ключевая роль машиностроения. Старейший центр текстильной промышленности.
Центрально-Черноземный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства района. ЦЧР – один из крупнейших сельскохозяйственных районов России.
Волго-Вятский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодность экономико-географического положения. Высококвалифицированные трудовые ресурсы района. Крупнейший центр автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация – экономическое ядро района.
Северо-Кавказский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.
Поволжский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.
Уральский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.
Западно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство – огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.
Восточно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.
Дальневосточный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация – вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.
Основные понятия: транзитное положение, добывающие отрасли, энергоемкие производства, Нечерноземье.
Практические работы. 1. Экономико-географическая характеристика территории (области, края, республики) по типовому плану. 2. Составление схемы внешних производственно-территориальных связей экономического района. 3. Сравнение экономико-географического положения и ресурсов Северо-Западного и Центрального районов. 4. Анализ перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа. 5. Сравнение хозяйственной специализации Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов.
Раздел 3. Страны Ближнего Зарубежья (6 часа)
Страны Европейского Запада. Страны Балтии – Эстония, Латвия и Литва – небольшие государства с ограниченными природными ресурсами. Ключевая роль отраслей неметаллоемкого машиностроения. Белоруссия. Ее транзитное положение между Россией и зарубежной Европой. Специализации на транспортном машиностроении и химической промышленности. Общие для стран Европейского Запада черты экономики: легкая и пищевая промышленность, животноводческая специализация сельского хозяйства.
Страны Европейского Юга. Богатые природные ресурсы и благоприятные условия – основа экономики Украины. Многоотраслевая промышленность Украины. Ведущая роль металлургии, машиностроения и химической промышленности. Украина – крупнейший производитель зерна в ближнем зарубежье. Агроклиматические ресурсы – основа сельскохозяйственной специализации Молдовы.
Страны Закавказья. Южное положение и преобладание горного рельефа. Ограниченный набор минеральных ресурсов. Сельское хозяйство – основа экономики Грузии. Точное машиностроение и цветная металлургия – хозяйственная специализация Армении. Нефтегазовый комплекс Азербайджана.
Страны Азиатского Юга. Казахстан – страна-гигант. Рудные и топливные ресурсы – база для металлургии и нефтегазовой промышленности. Доминирующая роль черной и цветной металлургии. Природные условия, определяющие сельскохозяйственную специфику разных частей страны. Четыре среднеазиатские республики: черты сходства и различия. Преобладание сельского хозяйства: хлопководства, шелководства, садоводства и виноградарства.
Основные понятия: прибалтийский тип сельского хозяйства, завалуненность, теплолюбивые культуры, каракульские овцы, пустыни, ковроткачество, длинноволокнистый хлопок.
Практическая работа: составление схемы внешних производственно-территориальных связей между странами ближнего зарубежья и Россией.
Заключение. Место России
в хозяйственной системе современного мира (1 час)
Развитие хозяйственного комплекса России и изменение ее экономического значения на международном уровне.
2 часа резервного времени
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя - как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.
Практические работы в курсе изучения «Географии России» способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования знаний, представление полученных знаний в разных формах и видах и т.д. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ.
Перечень обязательной географической номенклатуры
Географическая номенклатура
Тема «География отраслей межотраслевых комплексов»: машиностроительный комплекс. Научные центры и технополисы: Москва и города Подмосковья, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск. Центры трудоемкого машиностроения: Санкт-Петербург, Москва, Воронеж, нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Саратов, Самара, Казань, Иркутск. Центры маталлоёмкого машиностроения: Волгоград, Пермь, Нижний Тагил, Екатеринбург, Ижевск, Челябинск, Орск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Топливно-энергетический комплекс. Месторождения: Самотлор, Уренгой, Ямбург, Астраханское. Система трубопроводов с Тюменского севера на запад. ТЭЦ: Сургутская, Костромская, Рефтинская. ГЭС: Волжский каскад, Красноярская, Саянская, братская, Усть-Илимская. АЭС: Нововоронежская, Ленинградская, Белоярская, Кольская. Единая энергосистема (ЕЭС).
Металлургический и химико-лесной комплекс. Центры черной металлургии: Череповец, Липецк, Старый Оскол, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новокузнецк. Центры передельной металлургии: Москва, Санкт-Петербург, Ижевск, Златоуст, Комсомольск-на-Амуре. Центры цветной металлургии: Мончегорск, Кандалакша, Волхов, Медногорск, орск, Норильск, Братск, Красноярск, Новосибирск. Центры химико-лесного комплекса: Архангельск, Сыктывкар, Соликамск-Березники, Уфимско-Салаватский, Самара, Усолье-Сибирское, Енисейск, Усть-Илимск, Братск, Комсомольск - на -Амуре.
Инфраструктурный комплекс. Порты: Новороссийск, Астрахань, Калининград, Санкт-Петербург, Выборг, Авхангельск, Мурманск, Дудинка, Тикси, Владивосток, Находка, Петропавловск-Камчатский. Железнодорожные магистрали: Транссибирская, БАМ.
Регионы России.
Европейский Север. Моря: Баренцево, Белое. Заливы: Кандалакшский, Онежская губа. Полуострова: Рыбачий, Канин, Кольский. Острова: Соловецкие, Кижи, Валаам, Колгуев, Вайгач. Возвышенности: Тиманский кряж, Северные Увалы. Горы: Хибины. Низменность: Печорская. Реки: Северная Двина, Печора. Онега, Мезень. Озера: Имандра. Баломорско-Балтийский канал. Заповедники: Кандалакшский, Лапландский. Месторождения: апатитов, руд черных и цветных металлов Кольского полуострова и Карелии, Печорский угольный бассейн. Города: Мурманск, Архангельск, Мончегорск, Кандалакша, Череповец, Воркута. Кислогубская ПЭС. Кольская АЭС.
Центральная Россия. Моря: Балтийское. Заливы: Финский. Окско-Донская равнина. Возвышенности: Среднерусская, Валдайская. Низменности: Окско Донская, мещерская. Реки: Дон, Ока, Вятка, Кама, Нева. Озера: Ладожское, Онежское, Чудское, Псковское, Ильмень, Селигер. Водохранилища: Рыбинское, Горьковское. Каналы: Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы (Москва – Волга). Заповедники: Дарвинский, Приокско-Террасный. Подмосковный угольный бассейн, КМА. Города: Москва и подмосковные города науки (Пущино, Дубна, Троицк), Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Нижний Новгород, Владимир, Калининград, Ярославль, Воронеж, Липецк.
Календарно – тематическое планирование по курсу «География России. Население и хозяйство России» 9 класс (68 часов)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Сроки | Интеграция предметов (+интегрированный модуль) | ИКТ, используемые ЭОР | Виды и формы контроля |
1 | Введение. Экономическая и социальная география | 1ч | 04.09 | https://infourok.ru/videouroki/561 | Работа с атласом, беседа | |
Раздел 1. Общий обзор России | ||||||
Тема 1. Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы(8ч) | ||||||
2 | Формирование территории России | 1ч | 09.09 | История | https://infourok.ru/videouroki/561 | Фронтальная беседа, работа с учебником |
3 | Экономико-географическое положение. | 1ч | 11.09 | https://infourok.ru/videouroki/561 | Практическая работа №1-2: нанести на контурную карту соседних с Россией стран; определение мест пересечения государственной границы крупными автомобильными и железными дорогами, трубопроводами и водными путями | |
4 | Административно-территориальное устройство | 1ч | 16.09 | Обществознание | https://infourok.ru/videouroki/561 | Составление карто-схемы |
5 | Административно-территориальное устройство | 1ч | 18.09 | |||
6 | Экономическое районирование | 1ч | 23.09 | https://infourok.ru/videouroki/561 | ||
7 | Природные условия Природные ресурсы | 1ч | 25.09 | Экономика Экология | https://infourok.ru/videouroki/561 | Сопоставление карт атласа, индивидуальный и фронтальный опрос |
8 | Хозяйственная деятельность и изменения природной среды | 1ч | 30.09 | Экология | https://infourok.ru/videouroki/561 | Решение проблемных задач |
Тема 2. Население России (7ч) | ||||||
9 | Численность населения России | 1ч | 07.10 | Математика | https://infourok.ru/videouroki/561 | Сопоставление карт атласа индивидуальный и фронтальный опрос |
10 | Размещение населения | 1ч | 09.10 | Экология | https://infourok.ru/videouroki/561 | П.Р.№3 Определение по статистическим данным плотности населения отдельных субъектов страны. |
11 | Миграции населения | 1ч | 14.10 | Экология | https://infourok.ru/videouroki/561 | Эвристическая беседа с использованием карт атласа, составление схемы. |
12 | Формы расселения и урбанизация | 1ч | 16.10 | Экология | https://infourok.ru/videouroki/561 | Практическая работа № 4-5: нанесение на контурную карту национально-территориальных образований и краев; определение по статистическим данным плотность населения отдельных субъектов Федерации; составление таблицы «Народы России, имеющие национально-территориальных образования в составе страны» |
13 | Этнический и религиозный состав населения. | 1ч | 21.10 | МХК | https://infourok.ru/videouroki/561 | |
14 | Трудовые ресурсы и рынок труда | 1ч | 23.10 | Экономика | https://infourok.ru/videouroki/561 | |
15 | Обобщение знаний | 1ч | 28.10 | |||
Тема 3. Хозяйство России(19ч) | ||||||
16 | Национальная экономика | 1ч | 06.11 | Экономика | https://infourok.ru/videouroki/561 | |
17 | Факторы размещения производства. | 1ч | 11.11 | Экономика | https://infourok.ru/videouroki/561 | Практическая работа: №6: выбор места для строительства предприятия на основе знания факторов размещения производства |
18 | Топливно-энергетический комплекс | 1ч | 13.11 | Экономика Химия Физика | https://infourok.ru/videouroki/561 | |
19 | ТЭК: угольная промышленность. | 1ч | 18.11 | Экономика Химия Физика Экология | https://infourok.ru/videouroki/561 | Практическая работа № 7: сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов. |
20 | ТЭК: электроэнергетика | 1ч | 20.11 | Экономика Химия Физика | https://infourok.ru/videouroki/561 | |
21 | Металлургический комплекс: черная металлургия. | 1ч | 25.11 | Экономика Химия Физика Экология | https://infourok.ru/videouroki/561 | Практическая работа №8: составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных. |
22 | Металлургический комплекс: цветная металлургия | 1ч | 27.11 | Экономика Химия Физика Экология | https://infourok.ru/videouroki/561 | Практическая работа № 9: определение по картам главных факторов и районов размещения алюминиевой промышленности. |
23 | Машиностроение | 1ч | 02.12 | Экономика Химия Физика Экология | https://infourok.ru/videouroki/561 | Составление плана-схемы |
24 | Машиностроение | 1ч | 04.12 | https://infourok.ru/videouroki/561 | Практическая работа № 10: определение по картам основных центров размещения металлоемкого и трудоемкого машиностроения. | |
25 | Химическая промышленность | 1ч | 09.12 | Экономика Химия Физика Экология | https://infourok.ru/videouroki/561 | |
26 | Лесная промышленность | 1ч | 11.12 | Экономика Химия Физика Экология Биология | https://infourok.ru/videouroki/561 | |
27 | Сельское хозяйство: растениеводство | 1ч | 16.12 | Экономика Химия Физика Биология | https://infourok.ru/videouroki/561 | Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур |
28 | Сельское хозяйство: животноводство | 1ч | 18.12 | Экономика Биология | https://infourok.ru/videouroki/561 | Определение по картам основных районов животноводства |
29 | Зональная специализация сельского хозяйства. | 1ч | 23.12 | Экология | https://infourok.ru/videouroki/561 | Практическая работа №11: определение по картам особенностей зональной специализации сельского хозяйства. |
30 | Пищевая и легкая промышленность | 1ч | 25.12 | Экономика Химия Физика Биология | https://infourok.ru/videouroki/561 | |
31 | Транспорт России | 1ч | 29.12 | Экономика Химия Физика Биология Экология | https://infourok.ru/videouroki/561 | |
32 | Нематериальное производство | 1ч | 13.01 | Экономика МХК | https://infourok.ru/videouroki/561 | Индивидуальный и фронтальный опрос, работа с картами, презентация |
33 | Повторение темы | 1ч | 15.01 | Работа в группе, работа с картами, заполнение таблицы | ||
34 | Зачет | 1ч | 20.01 | |||
Раздел 2. Экономические районы(22 ч) | ||||||
35 | Экономическое районирование. | 1ч | 22.01 | Экономика | https://infourok.ru/videouroki/561 | Практическая работа № 12: экономико-географическая характеристика территории (области, края, республики) по типовому плану |
36 | Северный экономический район | 1ч | 27.01 | Экономика Математика | https://infourok.ru/videouroki/561 | |
37 | Северо-Западный экономический район | 1ч | 03.02 | Экономика Математика МХК | https://infourok.ru/videouroki/561 | индивидуальная работа по карточкам и картам, составление вопросов к параграфу |
38 | Сравнительная экономико-географическая характеристика Северного и Северо-Западного экономических районов | 1ч | 05.02 | |||
39 | Калининградская область | 1ч | 10.02 | Экономика Математика МХК | https://infourok.ru/videouroki/561 | |
40 | Центральный экономический район | 1ч | 12.02 | Экономика Математика МХК | https://infourok.ru/videouroki/561 | |
41 | Практическая работа №13: сравнение экономико-географического положения и ресурсов Северо-Западного и Центрального экономических районов | 1ч | 17.02 | |||
42 | Центрально-Черноземный экономический район | 1ч | 19.02 | Экономика Математика МХК | https://infourok.ru/videouroki/561 | |
43 | Волго-Вятский экономический район | 1ч | 24.02 | Экономика Математика МХК | https://infourok.ru/videouroki/561 | Сообщение учащихся, работа с картами |
44 | Практическая работа №14: составление схемы внешних территориально-производственных связей экономического района | 1ч | 26.02 | https://infourok.ru/videouroki/561 | ||
45 | Обобщение знаний | 1ч | 03.03 | составление картосхемы | ||
46 | Северо-Кавказский экономический район | 1ч | 05.03 | Экономика Математика МХК | https://infourok.ru/videouroki/561 | работа с картой |
47 | Практическая работа №15: анализ перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа | 1ч | 10.03 | |||
48 | Сравнительная экономико-географическая характеристика Волго-Вятского и Северо-Кавказского экономических районов | 1ч | 12.03 | |||
49 | Поволжский экономический район | 1ч | 17.03 | Экономика Математика МХК | https://infourok.ru/videouroki/561 | |
50 | Уральский экономический район | 1ч | 19.03 | Экономика Математика МХК | https://infourok.ru/videouroki/561 | Сопоставление тематических карт |
51 | Западно-Сибирский экономический район | 1ч | 24.03 | Экономика Математика МХК | https://infourok.ru/videouroki/561 | Сопоставление тематических карт |
52 | Восточно-Сибирский экономический район | 1ч | 02.04 | Экономика Математика МХК | https://infourok.ru/videouroki/561 | |
53 | Практическая работа №16: сравнение хозяйственной специализации Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов. | 1ч | 07.04 | |||
54 | Дальневосточный экономический район | 1ч | 09.04 | Экономика Математика МХК | https://infourok.ru/videouroki/561 | |
55 | Обобщение знаний | 1ч | 14.04 | Составление сравнительной таблицы, работа с картой, индивидуальные карточки. | ||
56 | Зачет | 1ч | 16.04 | |||
Раздел 3. страны Ближнего Зарубежья(6ч) | ||||||
57 | Страны Белоруссия и Балтии | 1ч | 21.04 | История | https://infourok.ru/videouroki/561 | Выявление и анализ условий для развития хозяйства |
58 | Украина и Молдавия | 1ч | 23.04 | История | https://infourok.ru/videouroki/561 | Работа с картой, составление картосхемы. |
59 | Страны Закавказья | 1ч | 28.04 | История | https://infourok.ru/videouroki/561 | Составление картосхемы |
60 | Страны Центрально-Азиатского региона | 1ч | 05.05 | История | https://infourok.ru/videouroki/561 | |
61 | Страны Центрально-Азиатского региона | 1ч | 07.05 | История | https://infourok.ru/videouroki/561 | Работа с картами атласа, индивидуальные карточки. |
62 | Практическая работа №17: составление схемы внешних производственных связей между странами Ближнего Зарубежья и России. | 1ч | 12.05 | Практическая работа | ||
63 | Место России в хозяйственной системе современного мира | 1ч | 14.05 | Экономика История | https://infourok.ru/videouroki/561 | |
64 | Подведение итогов | 1ч | 19.05 | Индивидуальная работа с карточками, работа с картой | ||
65 | Обобщение за курс | 1ч | 21.05 | Практические работы со статистическими материалами, работа с материалами средств массовой информации. | ||
Итого Резервное время | 66 2 |
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
а)основная литература:
1.Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений, автор Домогацких Е.М. – М.: Русское слово, 2012г.,
2.Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта География.6-9 классы: проект. М.: Просвещение,2004;
3.Адаптированной программы курса «Социальная и экономическая география России» Авторы: Рузалёнок Г.Н., учитель географии высшей квалификационной категории, МБОУ «Городская гимназия №1» Григорьева А.Е., учитель первой квалификационной категории, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»
УМК:
1. Учебник География: Население и хозяйство России: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Клюев Н.И.-М.: ООО «ТИД «Русское Слово-РС»,2012г.
2.Рабочая тетрадь по географии - 9 класс (в двух частях). Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е.– М.: ООО « Русское слово-учебник», 2014.;
3.Атлас « География России, «Физическая география России, Население и хозяйство России» 8-9 класс»; контурная карта «География России ».2014 г.
4.Электронная форма учебника по географии 9 класс Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Клюев Н.И. издательство «Русское слово»,2015 г. авторский договор № 90/10 от 06.05.2010
б) дополнительная литература, методическая литература:
1.Банников С.В., Жукова С.В. Методические рекомендации к учебнику Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевского, Н.И.Клюева «География» для 9 класса общеобразовательных организаций/ С.В.Банников.- М.: ООО «Русское слово- учебник»,2015.
2. С.В.Банников Поурочные методические разработки к учебнику Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевского, Н.И.Клюева «География» для 9 класса общеобразовательных организаций/ М.: ООО «Русское слово - учебник»,2011
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1.электронный учебник, мультимедиа - курс 1С «География России» 9 класс
2.электронный учебник, мультимедиа - курс 1С «География России» 8 класс
http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки ЕГЭ
http://www.ege.edu.ru - Портал информационной поддержки проекта «Единый государственный экзамен»
V. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Географические карты, раздаточный материал (смотри паспорт кабинет)
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Исходя из поставленных целей, учитывается:
- Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.
- Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.
- Самостоятельность ответа.
- Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
- хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- Ответ самостоятельный;
- Наличие неточностей в изложении географического материала;
- Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
- Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
- Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
- Понимание основных географических взаимосвязей;
- Знание карты и умение ей пользоваться;
- При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
- Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
- Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
- Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
- Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
- Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- Не делает выводов и обобщений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
- Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
- Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- не приступал к выполнению работы;
- или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
- Время выполнения работы: 10-15 мин.
- Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
- Время выполнения работы: 30-40 мин.
- Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка презентаций.
оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте слайдовой презентации информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в презентации;
• способность обучающегося понять суть задаваемых вопросов и сформулировать точные ответы на них.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы.
6. Не забудьте подписать работу внизу карты! Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
К
Контрольно-измерительные материалы
Итоговый контрольная работа за курс 9 класса.
1 вариант
1. Укажите число государств, имеющих с Россией сухопутные границы:
1) 11; 2) 14; 3) 16; 4) 20.
2. Какой из перечисленных районов относится к Западной экономической зоне:
1) Уральский; 3) Западносибирский;
2) Дальневосточный; 4) Восточносибирский.
3.Выберите из списка субъект РФ с максимальной лесистостью:
1) Татарстан 3) Приморский край
2) Чукотский АО 4) Ростовская область
4. Традиционное жилище какого из перечисленных народов представляет собой юрту, крытую войлоком, валенным из овечьей или верблюжьей шерсти:
1) калмыки; 2) коми; 3) карелы; 4) чукчи.
5. Какой из перечисленных городов России является наибольшим по численности населения?
1) Архангельск; 2) Омск; 3) Краснодар; 4) Оренбург.
6. Какой из перечисленных регионов России находится в пределах главной полосы расселения?
1) Мурманская область 3) Республика Саха (Якутия)
2) Новосибирская область 4) Ненецкий АО
7. О каком социально-экономическом процессе в России идет речь
в приведенном ниже тексте?
В середине прошлого столетия доля городского населения в общей
численности населения России составляла примерно 45%. В настоящее
время доля горожан в общей численности населения России составляет
примерно 73%. В крупных городах (с численностью населения от 500 тыс.
человек и более) проживает более 43% всего городского населения России.
Ответ:
8. Укажите отрасль хозяйства, относящуюся к непроизводственной сфере:
1) строительство 3) управление
2) промышленность 4) сельское хозяйство
9.Крупные месторождения железной руды в России расположены
1) в Курской области 3) в Поволжье
2) на Дальнем Востоке 4) в республике Коми
10. Какие из перечисленных электростанций вырабатывают больше всего энергии в России?
1) Тепловые; 2) Гидравлические; 3) Атомные 4) Солнечные.
11. Европейский Север занимает ведущее место в России по производству
1) автомобилей
2) целлюлозы и бумаги
3) горно-шахтного оборудования
4) сельскохозяйственной техники
12. В городе Шахты (Ростовская область) с 2007 г. работает Ростовский
электрометаллургический завод – новое современное предприятие, имеющее
производственную мощность 730 тыс. тонн стального проката в год.
В 2008 г. рядом с этим заводом начато строительство «Южнорусского
электрометаллургического завода». Сталеплавильные мощности нового
завода составят 960 тыс. тонн в год. Наличие крупных потребителей металла
как в Ростовской области, так и в соседних регионах позволит компании,
управляющей заводами, быстро окупить затраты.
Карты какого географического региона России необходимо выбрать, чтобы более детально изучить территорию Ростовской области?
1) Европейского Юга 3) Урала
2) Поволжья 4) Центральной России
13. Какие особенности хозяйства Ростовской области, кроме упомянутых
в тексте, делают экономически целесообразным размещение в ней электрометаллургических производств? Укажите две особенности.
Обоснованный ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав
сначала номер задания.
14. Туристические фирмы разных регионов России разработали слоганы
(рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои регионы. Установите
соответствие между слоганом и регионом. Запишите в таблицу цифры,
соответствующие выбранным ответам.
СЛОГАН РЕГИОН
A) Посетите наш регион летом – здесь можно 1) Ленинградская область
любоваться «белыми ночами»! 2) Краснодарский край
Б) Прекрасные пляжи, горы с альпийскими 3) Кемеровская область
лугами – отдых у нас разнообразен! 4) Самарская область
А | Б |
15. Расположите регионы страны в той последовательности, в которой их
жители встречают Новый год. Запишите в таблицу получившуюся
последовательность букв.
А) Смоленская область
Б) Приморский край
В) Красноярский край
1 | 2 | 3 |
16. Из перечисленных выбери 3 субъекта Российской Федерации, относящиеся к Западной Сибири:
1) Кемеровская обл. 4) Вологодская обл.;
2) Карачаево-Черкесская р-ка; 5) Р-ка Удмуртия;
3) Алтайский край; 6) Новосибирская обл
17. Из предложенных выберите два варианта характеризующие экономико-географического положение Поволжья.
1) Климат довольно жесткий.
2) Транспортная сеть хорошо развита.
3) Имеет выход к Северному морскому пути.
4) Имеет выход к государственной границе с Казахстаном.
5) Имеет выход в Черное море.
18. Определите регион России.
Этот край имеет выход к двум морям, по суше граничит с одной из зарубежных стран. Бóльшую часть территории занимает низменность, на юге расположены молодые высокие горы. Особенностью климата является непродолжительный холодный период года. Основное богатство края – агроклиматические и рекреационные ресурсы.
2 вариант
1. С каким из перечисленных государств Россия НЕ ИМЕЕТ сухопутной границы:
1) КНДР; 2) Грузия; 3) Киргизия; 4) Латвия.
2. Какой из перечисленных районов относится к Восточной экономической зоне:
1) Уральский; 2) Поволжский; 3) Дальневосточный; 4) Северный.
3. Назовите основной район добычи природного газа в России:
1) Северный район 3) Поволжье
2) Западная Сибирь 4) Северный Кавказ
4. К традиционным занятиям какого из перечисленных народов России относятся оленеводство и рыболовство?
1) башкиры; 2) ненцы; 3) чуваши; 4) кабардинцы.
5. Какой из перечисленных городов России является наибольшим по численности населения?
1) Нижний Новгород; 2) Киров; 3) Петрозаводск; 4) Архангельск.
6. Какой из перечисленных регионов России находится в пределах главной полосы расселения:
1) Ямало-Ненецкий АО; 3) Омская область;
2) Магаданская область; 4) Чукотский АО.
7.О каком социально-экономическом процессе в России говорится в
следующем высказывании: «В 50-е годы прошлого столетия большой поток переселенцев (более 1,5 млн человек) направился на целинные земли Северного Казахстана и Западной Сибири. Помимо переселений между районами характерным процессом в это время было переселение огромного числа сельских жителей в города».
_____________________________
8. Укажите отрасль хозяйства, относящуюся к производственной сфере:
1) строительство 3) управление
2) связь 4) образование
9. Наиболее мощные гидроэлектростанций построены:
1) на Енисее; 2) на Ангаре; 3) на Волге; г) на Оби.
10. Какой вид транспорта лидирует по грузообороту в России?
1) Авиационный; 3) Железнодорожный;
2) Автомобильный; 4) Речной.
11. Какой из перечисленных городов России является центром черной металлургии:
1) Псков; 2) Магнитогорск; 3) Тюмень; 4) Петрозаводск.
12. Нижегородская область - один из наиболее экономически развитых регионов России. Здесь развиты многие отрасли промышленности, в том числе целлюлозно-бумажная. В 1925 г. на территории Нижегородской области началось строительство Балахнинского целлюлозно-бумажного комбината. Решающими факторами при выборе места для его строительства стали выгодное ЭГП: близость к основным потребителям бумаги, железнодорожные и водные пути сообщения, а также наличие крупного источника электрической и тепловой энергии (Нижегородской ГРЭС).
Карты какого географического региона России необходимо выбрать, чтобы определить местоположение Нижегородской области?
1) Центральной России; 3) Европейского Севера;
2) Урала; 4) Европейского Юга.
13. Какие особенности природно-ресурсной базы Нижегородской области способствовали развитию Балахнинского ЦБК? Укажите две особенности. Обоснованный ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.
14.Туристические фирмы разных регионов России разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганом и регионом. СЛОГАН
А) Мы предлагаем сплав по реке Катунь, которая берет начало в ледниках высочайшей горы Сибири!
Б) Полюбуйтесь на высочайший действующий вулкан Евразии!
РЕГИОН
1) Владимирская область;
2) Амурская область;
3) Камчатский край;
4) Республика Алтай.
А | Б |
15. Расположите регионы страны в той последовательности, в которой их
жители встречают Новый год. Запишите в таблицу получившуюся
последовательность букв.
А) Курская область
Б) Магаданская область
В) Новосибирская область.
1 | 2 | 3 |
16. Из перечисленных субъектов Российской Федерации выберите три, относящихся к Уралу.
1) Курганская обл.; 4) Вологодская обл.;
2) Карачаево-Черкесская р-ка; 5) Челябинская обл.;
3) р-ка Северная Осетия; 6) Пермский край.
17. Из предложенных вариантов выбери два, которые характеризуют экономико-географического положение Европейского Севера.
1) Лежит в мягком климате.
2) Имеет выход к Северному морскому пути.
3) Имеет выход к государственной границе с Литвой.
4) Имеет выход к государственной границе с Финляндией.
5) На западе граничит с Поволжьем.
18. Определите регион России.
Эта республика расположена в европейской части России, площадь территории составляет 415,9 тыс. км2. Её столица расположена на левом берегу реки, относящейся к бассейну Северного Ледовитого океана. Плотность населения в республике очень низкая (около 2 чел. на 1 км2). Здесь находится крупный угольный бассейн, есть месторождения нефти и газа. Добыча полезных ископаемых ведется в сложных природных условиях. Республика богата лесными и водными ресурсами. Ведущие отрасли специализации экономики – топливная и лесная, получила развитие целлюлозо-бумажная промышленность.
СПЕЦИФИКАЦИЯ
итоговой проверочной работы по географии за курс 9 класса школы.
1. Назначение КИМ итоговой контрольной работы.
Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения девятиклассниками Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии 9 класса.
2. Документы, определяющие содержание КИМ.
Содержание итоговой работы определяется на основе документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089)
- Программа Домогацких Е.М. (Программа курсов «География» для 5-9 классов. - М.: Русское слово, 2012)
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Отбор содержания, подлежащего проверке в итоговой работе осуществляется в соответствии с разделом «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования. В каждый вариант включены задания, проверяющие уровень знания содержания всех основных разделов курса Экономической и социальной географии России и выполнение основных требования к уровню подготовки девятиклассников.
4. Структура проверочной работы.
Работа состоит из 18 заданий. Задания проверяют знания, составляющие основу географической грамотности, а также способность применять знания и умения в контекстах, соответствующих основным разделам курса. Работа содержит 11 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных, 1 задания с выбором двух правильных ответов из 5, 1 задание с выбором трех правильных ответов из 6, 2 задания с кратким ответом, 1 задание на определение правильного порядка географического явления, 1 задание на сопоставление, 1 задание с развернутым ответом, в котором требуется найти причинно-следственные связи экономического явления.
Распределение заданий проверочной работы по частям работы.
№ п/п | Части работы | Число заданий | Максимальный первичный балл | Тип заданий. |
1 | Часть I | 11 простых | 11 | Выбор одного правильного ответа из 4. |
2 | Часть II | 5 средней сложности | 5 | Выбор двух правильных ответов из 5. Выбор двух правильных ответов из 6. Дать краткий ответ. Сопоставить. Определить правильные порядок. |
3 | Часть III | 2 сложное | 3 | Найти причинно-следственные связи экономического явления. Определить регион по описанию |
5. Распределение заданий проверочной работы по содержанию и видам учебной деятельности.
Содержание проверочной работы можно разделить на 6 блоков обязательного минимума содержания образования.
Первый блок включает задания №1, 15, по теме «Россия на карте мира». Второй – задание №3 по теме «Природные ресурсы». Третий – задания №4-7 по теме «Население России». Четвертый – задания №8-10 ,13 по теме «Хозяйство». Пятый – задания №2, 11, 12, 14, 16, 17, 18 по теме «Экономические районы».
Проверочная работа предусматривает разные виды учебной деятельности. Задания I части (1-6, 8-12) позволяют проверить освоение наиболее значимого содержания: знание фактов и закономерностей по данным темам, элементарных причинно-следственных связей, сформированность простейших географических умений и пространственных представлений. Во II части представлены задания (7, 14-17), в которых необходимо сделать множественный выбор. Они предполагают более глубокое знание фактов и сформированность пространственных представлений о конкретных территориях и экономических явлениях. Сложные задания III части (13, 18) направлено на проверку умения выявлять причинно-следственные связи, определять объект по описанию.
Распределение заданий по содержанию
и видам учебной деятельности.
Содержание | Воспроизведение знаний | Применение знаний в знакомой ситуации | Применение знаний в измененной ситуации | Итого |
Россия на карте мира. | 1 (№1) | 1 (№15) | - | 2 |
Природные ресурсы | 1 (№3) | - | - | 1 |
Население России | 3( №4, №5, №6) | 1 (№7) | - | 4 |
Хозяйство России | 3 (№8, №9, №10) | - | 1 (№13) | 4 |
Экономические районы | 2 (№2, №11) | 4 (№12, №14, №16, №17) | 1 (№18) | 7 |
7. Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности.
Работа включает в себя 61% простых заданий, 28% средней сложности и 11% сложных.
8. Время выполнения работы.
На выполнение проверочной работы отводится 40 минут.
9. Число вариантов в работе.
Подготовлено два варианта, в которых даны однотипные задания на проверку одинаковых знаний, умений и тем курса.
10. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
За каждое задание полностью выполненное ставится 1 балл (все задания кроме 13). В 13 вопросе 1 балл дается за каждое подкрепленное обоснование, всего 2 балла. Максимальный балл за работу – 18 баллов. «3» получает работа с 6-9, «4» - с 10-14, «5» - с 15-18 баллами.
Перечень проверяемых требований стандарта
№ задания | Проверяемое требование | Тип задания | Количество ответов | Время выполнения задания. |
1 | Знать/понимать | Выбор | 4 | 2 мин. |
2 | Знать/понимать | Выбор | 4 | 2 мин. |
3 | Знать/понимать | Выбор | 4 | 2 мин. |
4 | Знать/понимать | Выбор | 4 | 2 мин. |
5 | Знать/понимать | Выбор | 4 | 2 мин. |
6 | Знать/понимать | Выбор | 4 | 2 мин. |
7 | Уметь | Дать краткий ответ | - | 2 мин. |
8 | Знать/понимать | Выбор | 4 | 2 мин. |
9 | Знать/понимать | Выбор | 4 | 2 мин. |
10 | Знать/понимать | Выбор | 4 | 2 мин. |
11 | Знать/понимать | Выбор | 4 | 2 мин. |
12 | Уметь | Выбор | 4 | 2 мин. |
13 | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Дать обоснование | - | 5 мин. |
14 | Уметь | Сопоставить | 2 | 2 мин. |
15 | Уметь | Определить правильный порядок | 3 | 2 мин. |
16 | Уметь | Выбор | 6 | 3 мин. |
17 | Уметь | Выбор | 5 | 3 мин. |
18 | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Определить регион по описанию | - | 3 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 8-9класс.
Содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планирование....
Рабочая программа по географии 7-9класс по учебнику Алексеева А.И."Академический школьный учебник"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного образования на базисном уровне, на основе программы под редакцией Николиной В.В., Алексеева А.И., Ли...
Рабочая программа по географии 5-9классы
Рабочая программа по географии в 5-8 классах по ФГОС, 9 класс УМК "Полярная звезда"....
Рабочая программа по географии. 9класс.
Предложенная программа составлена с учетом требований ФГОС.Поможет начинающим педагогам состатить свои программы , а так же могут воспользоваться данной программой.В программу включены пра...
Рабочие программы по географии 5-9классы
Рабочая программа учебного предмета «География» для 5,6,7,8,9 классов составлена в соответствии с ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, с изменениям...
«Рабочая программа по географии ФГОС 5-9классы»
Рабочая программа по географии 5-9 класс...
рабочая программа по географии 9класс, Полярная звезда
рабочая программа по географии 9 класс, Полярная звезда...