Рабочая программа по географии для 5 класса
рабочая программа по географии (5 класс)
Рабочая программа разработана на основе Образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ № 13 им. М.К.Янгеля», составленной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (от 08.04.2015г.), и авторской программы по географии (составитель Е.М.Домогацких, издательство «Русское слово», 2013 г. к УМК под ред. Домогацких Е.М.)
Данная программа полностью отвечает требованиям времени, обеспечивает развитие лич-ностных, метапредметных и предметных компетенций, предопределяющих дальнейшее успешное обучение в старшей школе. Концепция курса, заключается в том, что открывает 5-летний цикл изучения географии в школе. Курс «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся предметов «Окружающий мир» начальной ступени обучения. Принципы обучения, лежащие в основе УМК серии «Русское слово» принцип коммуникативной направленности, принцип интегративного развития коммуникативных навыков, принцип развивающего обучения, принцип доступности и посильности, принцип социокультурной направленности, принцип дифференциации требований к подготовке учащихся.
Преподавание ведется на основании УМК включающего программу курса, учебник, рабочую тетрадь, атлас, контурные карты, текущий и итоговый контроль: тесты по курсу, пособие для учителя и электронный учебник, что соответствует федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях на текущий учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_geografiya_5kl_na_2019-2020_u.g.doc | 263 КБ |
Предварительный просмотр:
ШКОЛА МИРА МИРОВ ______________________________________________________________________ ___
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов № 13 имени академика М.К.Янгеля»
(МАОУ «СОШ № 13 им. М.К.Янгеля»)
Карла Маркса улица, дом 45, город Усть-Илимск, Иркутская область, Российская Федерация, 666686
Тел. 8(395-35)3-69-66 факс 8(395-35)3-8385 e-mail miramirov@bk.ru сайт miramirov@ru
Рассмотрено на заседании МО Протокол № 1 от « 28 » августа 2019 г. Руководитель МО __________________ Л.С. Куприенко | Согласовано на НМС Протокол № 1 от «29» августа 2019 г. Зам. директора _____________________ Т.Н. Суворова | Утверждено приказом № 278-од от «30» августа 2019 г. Директор __________________ З.А. Мисикова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«География»
5 КЛАСС
2019-2020 учебный год
Составила Гребенева Светлана Владимировна, учитель географии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « ВВЕДЕНИЕ В ГЕОГРАФИЮ»
(5 КЛАСС).
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ № 13 им. М.К.Янгеля», составленной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (от 08.04.2015г.), и авторской программы по географии (составитель Е.М.Домогацких, издательство «Русское слово», 2013 г. к УМК под ред. Домогацких Е.М.)
Данная программа полностью отвечает требованиям времени, обеспечивает развитие лич-ностных, метапредметных и предметных компетенций, предопределяющих дальнейшее успешное обучение в старшей школе. Концепция курса, заключается в том, что открывает 5-летний цикл изучения географии в школе. Курс «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся предметов «Окружающий мир» начальной ступени обучения. Принципы обучения, лежащие в основе УМК серии «Русское слово» принцип коммуникативной направленности, принцип интегративного развития коммуникативных навыков, принцип развивающего обучения, принцип доступности и посильности, принцип социокультурной направленности, принцип дифференциации требований к подготовке учащихся.
Преподавание ведется на основании УМК включающего программу курса, учебник, рабочую тетрадь, атлас, контурные карты, текущий и итоговый контроль: тесты по курсу, пособие для учителя и электронный учебник, что соответствует федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях на текущий учебный год.
Цели и задачи курса:
- ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
- формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
- формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
- формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
- формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выявлять причинно-следственные связи;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- выслушивать и объективно оценивать другого
- уметь вести диалог, вырабатывать общее решение.
Предметные результаты:
- формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- уметь составлять схему наук о природе;
- уметь составлять описание учебного кабинета географии;
- уметь составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках;
- уметь организовывать наблюдение за погодой;
- уметь составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности;
- уметь составлять план кабинета географии;
- уметь определять с помощью компаса стороны горизонт;
- уметь обозначать на контурной карте маршруты путешествий, обозначать географические объекты;
- уметь составлять сводную таблицу «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»;
- уметь организовывать фенологические наблюдения в природе;
- уметь обозначать на контурной карте материки и океаны Земли;
- уметь обозначать на контурной карте крупнейшие государства материка
Требования к результатам изучения курса направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться к окружающем мире, значимым для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «География» в 5 классе:
Ученик научится:
• определять роль географии, её роли в освоении планеты человеком;
• научиться находить, использовать географическую информацию;
• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
• проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты;
• характеризовать географические объекты и проводить наблюдения за ними;
• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете географии, с географическими приборами, инструментами и географическими объектами;
• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
• строить простые планы местности;
• создавать простейшие географические карты различного содержания;
• находить информацию о географических объектах в научно-популярной литературе, географических словарях и справочниках, анализировать, оценивать и презентовать её;
• проводить простейшие географические наблюдения и объяснять их результаты;
Ученик сможет показывать на карте:
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея. Полуострова: Аравийский, Индостан.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Гибралтарский, Магелланов.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.
Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.
Содержание учебного предмета
Тема 1.Наука география (2 часа)
Содержание темы:
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.
Учебные понятия:
География, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.
Персоналии:
Эратосфен, Генри Стенли.
Основные образовательные идеи:
- География - древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.
- География располагает большим количеством разнообразных научно- исследовательских методов.
Метапредметные умения:
- Ставить учебную задачу под руководством учителя;
- Планировать свою деятельность под руководством учителя;
- Выявлять причинно-следственные связи;
- Определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- Выслушивать и объективно оценивать другого;
- Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- Специфику географии как науки;
- Специфику методов географических исследований.
Умение определять:
- Отличительные особенности географических методов исследования;
- Рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.
Практические работы:
- Составление схемы наук о природе.
- Составление описания учебного кабинета географии.
- Организация наблюдений за погодой.
Тема 2. « Земля и ее изображение» ( 5 часов)
Содержание темы:
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли, Опыт Эратосфена. Формы, размеры и движения Земли. Глобус - модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас, Ориентирование на местности.
Учебные понятия:
Плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.
Персоналии:
Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.
Основные образовательные идеи:
- Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.
- Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
- Картографические изображения земной поверхности - величайшие изображения человечества.
Метапредметные умения:
- Ставить учебную задачу под руководством учителя;
- Планировать свою деятельность под руководством учителя;
- Выявлять причинно-следственные связи;
- Определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- Выслушивать и объективно оценивать другого;
- Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- Особенности формы и размеров Земли;
- Свойства географической карты и плана местности;
- Географические следствия вращения Земли.
Умение определять:
- Отличительные особенности изображений земной поверхности;
- Направление на карте и плане;
- Стороны горизонта.
Практические работы:
- Составление сравнительной характеристики различных способов изображения земной поверхности.
- Определение с помощью компаса сторон горизонта.
Тема 3. История географических открытий (12 часов)
Содержание темы:
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавание финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь, деятельность Христофора Колумба, Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Учебные понятия:
Путешествия, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.
Персоналии:
Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди( Рыжий), Лев Счастливый, марко Поло, Русчичано, Хубилай, Афанасий Никитин,Генрих Морепаватель,Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи,Фернан Магеллан,Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семен Дежнев, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.
Основные образовательные идеи:
- Изучение поверхности Земли - результат героических усилий многих поколений людей.
- Ставить учебную задачу под руководством учителя;
- Планировать свою деятельность под руководством учителя;
- Выявлять причинно-следственные связи;
- Определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- Выслушивать и объективно оценивать другого;
- Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- Результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- Влияние путешествий на развитие географических знаний.
Умение определять:
- Причины и следствия географических путешествий и открытий;
- Маршруты путешествий.
Практические работы:
- Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
- Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
Тема 4. Путешествие по планете Земля (10 часов)
Содержание темы:
Мировой океан и его части, Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.
Учебные понятия:
Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.
Основные образовательные идеи:
Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.
Природа каждого материка уникальна.
Метапредметные умения:
- Ставить учебную задачу под руководством учителя;
- Планировать свою деятельность под руководством учителя;
- Выявлять причинно-следственные связи;
- Определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- Выслушивать и объективно оценивать другого;
- Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- Географические особенности природы и населения материков и океанов:
- Особенности взаимодействия океанов и суши;
- Значение Мирового океана.
Умение определять:
- Специфику природы и населения материков;
- Характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга.
Практические работы:
- Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
- Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
Тема 5. Природа Земли (2 часа)
Содержание темы:
Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
Учебные понятия:
Природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.
Основные образовательные идеи:
- Природа Земли - сложное сочетание разнообразных природных объектов.
- Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.
- Ставить учебную задачу под руководством учителя;
- Планировать свою деятельность под руководством учителя;
- Выявлять причинно-следственные связи;
- Определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- Выслушивать и объективно оценивать другого;
- Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения:
Умение объяснять:
- Особенности оболочек Земли;
- Специфику географической оболочки.
Умение определять:
- Отличия природных объектов;
- Отличия оболочек Земли.
Практические работы:
1. Организация фенологических наблюдений в природе.
Географическая номенклатура
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.
Полуострова: Аравийский, Индостан.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Гибралтарский, Магелланов.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.
Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
А) основная литература:
1.Программа по географии для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2013.
2.Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта География.5-9 классы: проект. М.: Просвещение,2011;
3. Рабочие программы по географии. 5-9 классы (линии учебников издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Вентана-Граф») / Авт.-сост. Н.В. Болотникова. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 312 с. – (Образовательный стандарт).
Учебник: География: Физическая география: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.-2-е издание.- М.: ООО « ТИД Русское слово - РС», 2014.
Рабочая тетрадь к учебнику: Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Физическая география» 5 класс / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2014. – 104 с.
Географический атлас 5 класс - М.: издательство Дрофа ,2014
Начальный курс географии .5 класс. Атлас. Душина И.В., Летягин А.А. издательство АСТ-Пресс Школа,2014
б) дополнительная литература, методическая литература:
- Поурочные разработки по географии 5 класс-М.: «ВАКО», 2004г,
- О.В. Крылова. Физическая география. 6 класс-М.: Просвещение.
- Николина В.В. география 6 кл.; методические рекомендации: пособие для учителя-М.: Просвещение,2007
- Баранчиков,Е.В., Сборник заданий и упражнений по географии 6 кл.,-М.: издательство «Экзамен» ,2006
- Л.Е. Перлов. Дидактические карточки-задания по географии. М.: Дрофа.
- Е.В. Датская. Контрольные и проверочные работы по географии.
- Г.В. Карпов. Словарь по физической географии. М. Просвещение
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1 электронный учебник, мультимедиа - курс 1С «География»5 класс
2. электронный учебник 1С: Образовательная коллекция физическая география, энциклопедия Кирилла и Мефодия-уроки географии 5 класс.
http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки ЕГЭ
http://www.ege.edu.ru - Портал информационной поддержки проекта «Единый государственный экзамен»
www.festival.1september.ru
Календарно-тематическое планирование. Введение в географию. 5 класс (35 часов)
№ урока | Тема урока | Кол-во час. | Сроки | Интеграция предметов (+интегрированный модуль) | ИКТ, используемые ЭОР | Виды и формы контроля |
Тема 1.Наука география (2 часа) | ||||||
1 | Что такое география | 1 ч | 06.09 | https://infourok.ru/videouroki | Текущий, устный опрос Практическая работа№1 Составление схемы наук о природе | |
2 | Методы географических исследований. Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме раздела | 1 ч | 13.09 | Практическая работа№2
кабинета географии.
Решение тестовых заданий | ||
Тема 2. « Земля и ее изображение» ( 5 часов) | ||||||
3 | От плоской Земли к земному шару | 1 ч | 20.09 | Геометрия | https://infourok.ru/videouroki | Практическая работа№3 Организация наблюдений за формой полученной тени, отбрасываемой различными фигурами (Опыт по получению тени, отбрасываемой различными фигурами) |
4 | Форма, размеры и движения Земли | 1 ч | 27.09 | Геометрия Астрономия | https://infourok.ru/videouroki | Текущий Практическая работа№4 Изготовление модели Земли, отражающей ее истинную форму |
5 | Глобус и карта | 1 ч | 04.10 | Текущий, тест Практическая работа№5 1.Составление сравнительной характеристики разных видов изображения земной поверхности. 2.Составление плана кабинета географии | ||
6 | Ориентирование на местности | 1 ч | 11.10 | Практическая работа№6 Определение с помощью компаса сторон горизонта. Отчёт по практической работе: «Определение с помощью компаса сторон горизонта» | ||
7 | Урок обобщения, контроля и коррекции знаний по теме раздела | 1 ч | 18.10 | Решение тестовых заданий | ||
Тема 3. История географических открытий (12 часов) | ||||||
8 | По следам путешественников каменного века | 1 ч | 25.10 | История | http://www.liveinternet.ru/users/marginalisimus/post339196744/ | Текущий, Устный опрос; Практическая работа: «Заполнение таблицы» |
9 | Путешественники древности | 1 ч | 08.11 | История | http://bookz.ru/authors/maria-zgurskaa/geografi_893/1-geografi_893.html | Текущий, Устный опрос; Практическая работа: «Заполнение таблицы |
10 | Путешествия морских народов | 1 ч | 15.11 | История | Вид контроля – текущий Форма контроля – устный опрос; нахождение определений понятий «викинг», «драккар», «Гренландия», «сага» из текста параграфа 9. | |
11 | Первые европейцы на краю Азии | 1 ч | 22.11 | История | Вид контроля – текущий Форма контроля – устный опрос; §10.Рассказ о жизни и путешествии М.Поло (письменно, 5-6 предл.) | |
12 | Хождение за три моря | 1 ч | 29.11 | История | Текущий, устный опрос | |
13 | Морской путь в Индию | 1 ч | 06.12 | История | https://videouroki.net/razrabotki/geografiya/uroki-1/5-class/ | Текущий устный опрос; ответы на вопросы (письм.) §12 |
14 | Открытие Америки | 1 ч | 13.12 | История | Текущий, устный опрос; §13 с.69 «От теории к практике» | |
15 | Первое кругосветное плавание | 1 ч | 20.12 | История | §14c/74 вопросы | |
16 | Открытие Южного материка | 1 ч | 27.12 | История | §15с.79 | |
17 | Поиски Южной земли продолжаются | 1 ч | 17.01 | История | §16.с.83 | |
18 | Русские путешественники | 1 ч | 24.01 | История | http://bigslide.ru/geografiya/48990-urok-geografii-klass-fgos-domogackih-tema.html | Вид контроля – текущий Форма контроля –Практическая работа: Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».с.88 «От теории к практике» §17-18 с94-96 тест |
19 | Вокруг света под русским флагом | 1 ч | 31.01 | История | ||
20 | Проверочная работа по теме: История географических открытий | 1 ч | 07.02 | Тематический разноуровневая контрольная работа (тест) | ||
21 | Урок коррекции знаний по теме раздела | 1 ч | 14.02 | |||
Тема 4. Путешествие по планете Земля (10 часов) | ||||||
22 | Мировой океан и его части | 1 ч | 21.02 | Биология | §19с.102 | |
23 | Значение Мирового океана для природы и человека | 1 ч | 28.02 | §20 с.106 | ||
24 | Путешествие по Евразии | 1 ч | 06.03 | Биология | §21 с.113 | |
25 | Путешествие по Африке | 1 ч | 13.03 | Биология | §22с.119 | |
26 | Путешествие по Северной Америке | 1 ч | 20.03 | Биология | §23 с.125 | |
27 | Путешествие по Южной Америке | 1 ч | 03.04 | Биология | §24с. 131 | |
28 | Путешествие по Австралии | 1 ч | 10.04 | Биология | §25 с.137 | |
29 | Путешествие по Антарктиде | 1 ч | 17.04 | Биология | §26 с.142 | |
30 | Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела | 1 ч | 24.04 | Тематический, разноуровневая проверочная работа (тест) | ||
31 | Урок коррекции знаний по теме раздела | 1 ч | 30.04 | |||
Тема 5. Природа Земли (2 часа) | ||||||
32 | Что такое природа | 1 ч | 08.05 | Биология | Практическая работа «Организация фенологических наблюдений в природе» §27 с.148+ с.149 | |
33 | Оболочки Земли. Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме раздела | 1 ч | 15.05 | Биология | §28с.150-154 | |
34 | Урок обобщения и контроля по курсу | 1 ч | 22.05 | http://school2100.com/pedagogam/lessons/general-class.php?SECTION_ID=1613 | ||
35 | Урок коррекции знаний по курсу | 1 ч | 29.05 | https://урок.рф/lessons/proverochnij_test_po_geografii_za_kurs_5_klassa_145017 |
Контроль реализации программы:
Виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый
Методы контроля:
- ежедневное наблюдение за учебно-познавательной деятельностью учащихся;
- устный контроль (индивидуальный и фронтальный опрос, устные зачеты, экзамены и т.д.);
- письменный контроль (тестовый контроль, диктанты, переводы, классные и домашние сочинения, письменный порос, рефераты, решения различных задач и упражнений);
- графическая проверка в форме составления таблиц, схем, построения диаграмм, графиков, работы с контурной картой, схематического изображения различных предметов, механизмов, устройств и т.д. для выявления умения учащихся систематизировать, классифицировать изученный материал, способствует развитию их абстрактного мышления;
- практическая проверка проводится путем выполнения учащимися определенных исследований, лабораторных опытов, трудовых операций, создания изделий, моделей и т.д. дает возможность проверить умения учащихся.
Формы контроля: фронтальная, групповая, индивидуальная, комбинированная, самоконтроль, взаимоконтроль.
Критерии и нормы устного ответа по географии
Отметка | Устный ответ | Тестовое задание | Практическая работа |
«5» | Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного | 91-100% | Ученик сам предлагает определенный практический опыт для доказательства теоретического материала, самостоятельно разрабатывает план работы, может объяснить результаты и правильно оформляет их в тетради |
«4» | Полный развёрнутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием географических терминов. Ответ излагается последовательно с использованием своих примеров | 71-90% | Практическая работа проведена по предложенной учителем технологии. Полученный результат соответствует истине. Правильное оформление результатов опыта в тетради. |
«3» | При ответе неполно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрировал умения ,достаточные для дальнейшего усвоения программного материала. Имеются ошибки в определении понятий, использовании географических терминов, которые исправляются при наводящих вопросах учителя | 50-70% | Работа проведена верно, но имеются некоторые недочеты (результаты работы объясняются только с наводящими вопросами, результаты не соответствуют истине).Оформление работы в тетради небрежное то |
«2» | Знания отрывочные несистемные, допускаются грубые ошибки. Недостаточные знания не позволяют понять материал | Менее 50% | Не соблюдаются последовательность выполнения работы. Ученик не может объяснить результат. Оформление работы в тетради небрежное |
К
К
Контрольно-измерительные материалы
Итоговая контрольная работа по географии 5 класс
1 вариант
- Кто из ученых древности впервые использовал слово «география»?
а) Пифагор; б) Аристотель; в) Пифей; г) Эратосфен. - Вид изображения, позволяющий подробно изучить небольшой по площади участок земной поверхности:
а) глобус; б) географическая карта; в) план; г) аэрофотоснимок. - Какого из указанных направлений по сторонам горизонта не существует?
а) Ю б) ЗВ в) СЗ г) ЮВ.
- Следствием осевого вращения Земли является
а) смена времён года в) смена дня и ночи
б) смена погоды г) смена времени
- Первое путешествие вокруг Африки совершили:
а) викинги; б) финикийцы; в) древние греки; г) индусы. - Какие из перечисленных объектов расположены на территории Евразии?
а) Китай, Амазонка, Эйр-Норт;
б) Амур, Байкал, Рейн;
в) Аппалачи, Волга, Россия;
г) Эйр-Норт, Байкал, Виктория. - Река, ручей, озеро, море входят в состав:
а) атмосферы; в) биосферы;
б) гидросферы; г) литосферы. - Нижняя граница географической оболочки проходит:
а) в атмосфере; б) в гидросфере; в) в литосфере; г) в мантии. - Сколько стран расположено на территории Антарктиды?
а) 1 б) 6 в) 12 г) ни одной
- Расставьте материки Земли в порядке возрастания из площади:
а) Антарктида;
б) Африка;
в) Евразия;
г) Австралия; - Установите соответствие между названием материка и характерной его особенностью:
1) Евразия; а) Самый жаркий;
2) Африка; б) Самый холодный;
3) Антарктида; в) Самый большой;
4) Австралия; г) Самый маленький. - Из предложенного списка выберите 3 объекта природы.
а) компьютер;
б) хлеб;
в) песок;
г) море;
д) ручка;
е) собака. - Кто совершил первое кругосветное путешествие?
- Какой метод географических исследований применен при составлении этого текста?
Тропические леса занимают значительную часть лесной площади мира и являются главным источником древесины ценных пород. Это огромная кладовая пищевых, технических, лекарственных и других полезных растений, широко вошедших в культуру и быт народов многих стран, а также послуживших источником генофонда диких сородичей для селекции и выведения культурных сортов. Чай и кофе, бананы и цитрусовые, гевея и тунг, как и многие сотни других ныне культивируемых полезных растений, являются выходцами из тропических лесов.
2 вариант
- На русский язык слово «география» переводится как:
а) землеочертание; в) земленачертание;
б) землеописание; г) земленаписание. - Точные очертания материков и островов возможно получить при использовании:
а) рисунка земной поверхности;
б) фотографии, сделанной с поверхности Земли;
в) космического снимка;
г) фотографии, сделанной с высоты десятиэтажного дома. - Какого из указанных направлений по сторонам горизонта не существует?
а) Ю б) СВ в) СЗ г) ЮС.
- По орбите вокруг Солнца Земля совершает полный оборот за:
а) сутки; б) месяц; в) год; г) день. - Первым из европейцев, совершившим путешествие в Китай, является
а) Марко Поло; б) Афанасий Никитин; в) Васко да Гама; г) Хр.Колумб. - Какие из перечисленных объектов расположены на территории Африки?
а) Нил, Амазонка, Миссисипи;
б) Амур, Конго, Замбези;
в) Виктория, Танганьика, Нил;
г) Виктория, Танганьика, Байкал. - Какая группа объектов природы входит в состав литосферы?
а) море, горы, равнины;
б) горы, муравей, облака;
в) возвышенность, горы, низменность;
г) облако, родник, овраг. - Верхняя граница географической оболочки проходит:
а) в атмосфере; б) в гидросфере; в) литосфере; г) мантии. - Европу отделяют от Азии:
а) Уральские горы б) Кавказские горы в) Гималаи г) Тибет
- Расставьте океаны в порядке увеличения их площади:
а) Тихий; б) индийский; в) Северный Ледовитый; г) Атлантический. - Установите соответствие между названием материка и расположенной на его территории системой:
1) Евразия а) Гималаи;
2) Южная Америка; б) Аппалачи;
3) Северная Америка; в) Анды;
4) Австралия; г) Большой Водораздельный хребет. - Из предложенного списка выберите 3 объекта природы.
а) почва;
б) телевизор;
в) родник;
г) портфель;
д) дерево;
е) одежда. - Кто открыл Америку?
- Какие географические методы исследования можно использовать для подтверждения данной информации:
Тропические леса занимают большие пространства по обе стороны экватора в Америке, Африке, в южной и юго-восточной частях Азии и на прилегающих к ней островах, в Австралии.
В лесных водоемах тропической Америки растет знаменитая виктория-регия. Ее плавающие в воде листья достигают в диаметре 2 м, а огромные чудо-цветки распускаются лишь на две ночи и два вечера, наполняя воздух дурманящим ароматом. В первый вечер цветки белые с красновато-розовой серединой, а во второй — переливаются всеми оттенками от малиново-красного до темно-пурпурного.
СПЕЦИФИКАЦИЯ
итоговой проверочной работы по географии за курс 5 класса школы.
1. Назначение КИМ итоговой контрольной работы.
Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения пятиклассниками Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии 5 класса.
2. Документы, определяющие содержание КИМ.
Содержание итоговой работы определяется на основе документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089)
- Программа Домогацких Е.М. (Программа курсов «География» для 5-9 классов. - М.: Русское слово, 2012)
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Отбор содержания, подлежащего проверке в итоговой работе осуществляется в соответствии с разделом «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования. В каждый вариант включены задания, проверяющие уровень знания содержания всех основных разделов курса Введение в географию и выполнение основных требования к уровню подготовки восьмиклассников.
4. Структура проверочной работы.
Работа состоит из 14 заданий. Задания проверяют знания, составляющие основу географической грамотности, а также способность применять знания и умения в контекстах, соответствующих основным разделам курса. Работа содержит 9 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных, 1 задание на определение правильного порядка географического явления, 1 задание на сопоставление, 1 задание с выбором трех правильных ответов из 6, 1 задание с кратким ответом, 1 задания на выявление географического метода по описанию.
Распределение заданий проверочной работы по частям работы.
№ п/п | Части работы | Число заданий | Максимальный первичный балл | Тип заданий. |
1 | Часть I | 9 простых | 9 | Выбор одного правильного ответа из 4. |
2 | Часть II | 4 средней сложности | 4 | Определить правильные порядок географического явления. Сопоставить. Выбор 3 правильных ответов из 6. Дать краткий ответ |
3 | Часть III | 1 сложное | 2 | Определить географические методы по описанию. |
5. Распределение заданий проверочной работы по содержанию и видам учебной деятельности.
Содержание проверочной работы можно разделить на 6 блоков обязательного минимума содержания образования.
Первый блок включает задания №1, 14, по теме «Наука география». Второй – задания №2-4 по теме «Земля и ее изображение». Третий – задания №5, 13 по теме «История географических открытий». Четвертый – задания №6, 9-11 по теме «Путешествие по планете Земля». Пятый – задания №7, 8, 12 по теме «Природа Земли».
Проверочная работа предусматривает разные виды учебной деятельности. Задания I части (1-9) позволяют проверить освоение наиболее значимого содержания: знание фактов и закономерностей по данным темам, элементарных причинно-следственных связей, сформированность простейших географических умений и пространственных представлений. Во II части представлены задания (10-13), в которых необходимо сделать множественный выбор или дать краткий ответ. Они предполагают более глубокое знание фактов и сформированность пространственных представлений о конкретных территориях. Сложное задание III части (19) направлено на проверку умения определять географический метод по описанию.
Распределение заданий по содержанию
и видам учебной деятельности.
Содержание | Воспроизведение знаний | Применение знаний в знакомой ситуации | Применение знаний в измененной ситуации | Итого |
Наука география | 1 (№1) | - | 1 (№14) | 2 |
Земля и ее изображение | 2 (№3, №4) | 1 (№2) | - | 3 |
История географических открытий | 1 (№5) | 1 (№13) | - | 2 |
Путешествие по планете Земля | 2 (№6, №9) | 2 (№10, №11) | - | 4 |
Природа Земли | 2 (№7, №8) | 1 (№12) | - | 3 |
7. Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности.
Работа включает в себя 64% простых заданий, 29% средней сложности и 7% сложных.
8. Время выполнения работы.
На выполнение проверочной работы отводится 45 мину.
9. Число вариантов в работе.
Подготовлено два варианта, в которых даны однотипные задания на проверку одинаковых знаний, умений и тем курса.
10. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
За каждый правильный ответ первой части и второй части (№1-13) ставится 1 балл. За правильно названный метод в 14 вопросе (III часть) – 1 балл, всего 2 балла. Максимальный балл за работу – 15 балла. «3» получает работа с 5-8, «4» - с 9-12, «5» - с 13-15 баллами.
Перечень проверяемых требований стандарта
№ задания | Проверяемое требование | Тип задания | Количество ответов | Время выполнения задания. |
1 | Знать/понимать | Выбор | 4 | 2 мин. |
2 | Уметь | Выбор | 4 | 2 мин. |
3 | Знать/понимать | Выбор | 4 | 2 мин. |
4 | Знать/понимать | Выбор | 4 | 2 мин. |
5 | Знать/понимать | Выбор | 4 | 2 мин. |
6 | Знать/понимать | Выбор | 4 | 2 мин. |
7 | Знать/понимать | Выбор | 4 | 2 мин. |
8 | Знать/понимать | Выбор | 4 | 2 мин. |
9 | Знать/понимать | Выбор | 4 | 2 мин. |
10 | Уметь | Определить правильные порядок географического явления. | 4 | 3 мин. |
11 | Уметь | Сопоставить | 4/4 | 3 мин. |
12 | Уметь | Выбор | 6 | 3 мин. |
13 | Уметь | Дать краткий ответ | - | 4 мин. |
14 | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Определить методы географии по описанию | - | 7 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просве...
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...