Гонка к Южному полюсу
методическая разработка по географии (8 класс)
Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся системы знаний об истории открытий, драматизме и трагичности экспедиций к Южному полюсу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gonka_k_yuzhnomu_polyusu.docx | 560.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Гонка к Южному полюсу
Урок географии. 7 класс
Мильчук Татьяна Дмитриевна,
учитель высшей
квалификационной категории
МОУ-гимназия №1 г.
Петровск-Забайкальский
Забайкальского края
Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся системы знаний об истории открытий, драматизме и трагичности экспедиций к Южному полюсу
Планируемые результаты
Личностные результаты: компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения
Метапредметные: учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками; выделение причинно-следственных связей событий
Предметные: ориентироваться в источниках географической информации (картографических, статистических, текстовых, видео- и фотоизображениях), уметь выделять в записках путешественников географические особенности Антарктиды, объяснять особенности компонентов природы
Форма учебной деятельности: урок-исследование
Оборудование: карты атласа, интернет, информационные материалы (Приложение), учебная презентация, видеоматериал «Памяти первооткрывателям Южного полюса».
Литература: Роланд Хантфорд «Покорение Южного полюса. Гонка лидеров»
Баландин Рудольф Константинович «100 великих экспедиций» «Трагическое открытие Южного полюса»
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
1 этап. Самоопределение к деятельности (орг. момент) | ||
«На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловеща и прекрасна, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в ледяных переливах гало Луны и Солнца, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотыми и зелеными тонами постели…». 1947 г., американский исследователь Антарктиды Ричард Бэрд | Обучающиеся работают с картами атласа, устанавливают причинно-следственные связи особенностей природы Антарктиды с географическим положением, особенностями освещения территории Солнцем, циркуляцией атмосферы | |
2 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | ||
- Постоянных жителей в Антарктиде нет. Здесь живут учёные многих стран на полярных станциях. Каких? - Найдите полярную станцию на южном полюсе. - Амудсен-Скотт. Почему? | Работа с картой Антарктиды | |
3 этап. Постановка учебной задачи | ||
«Они никогда не были в одной экспедиции, в одной «связке», но именно так «Амудсен-Скотт» ныне называется американская полярная станция, расположенная прямо на южном полюсе. И в этом есть нечто символическое. Ибо в именах двух великих полярников навечно слились воедино триумф первого и трагедия второго». | Кто такие Амудсен и Скотт? В чём триумф первого и трагедия второго? (необходимо провести исследование личностей, особенностей экспедиций) | |
Что представляет себе Южный полюс? | (Сообщение обучающегося) (Приложение №1) | |
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения детьми | ||
Представьте себе ситуацию, что Вы отправляетесь в путешествие на Южный полюс. Какие вопросы Вы зададите организаторам экспедиции? | - Цель экспедиции? - Кто руководитель? Имеется ли опыт такого путешествия? - Как далеко расположен Ю.П.? - Каким видом транспорта будем добираться? - Как оденемся? - Чем питаться будем? Как отапливаться? Где будут располагаться базы? Когда вернёмся? | |
Руководство экспедицией. | Роберт Скотт (сообщение обучающегося) Руаль Амудсен (сообщение обучающегося) (Приложение № 2) | |
5 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой (взаимопроверкой) по эталону | ||
Организация исследований по руководству, планированию и организации экспедиций к Южному полюсу. Работают 6 групп обучающихся. Результаты исследований представляют всему классу, заполняют маршрутный лист по результатам исследований каждой группы (Приложение№3) | Исследование группы №1 Исследование фотографий (физиогномика) Стиль руководства экспедициями Исследование группы №2 Расстояние от базового лагеря до Южного полюса (расчёт расстояний) Исследование группы №3 Экипировка: одежда, провизия на складах, рацион питания, разметка обратного пути Исследование группы №4 Транспорт Исследование группы №5 Дата начала маршрута Дата достижения ЮП Дата возвращения в базовый лагерь Исследование группы №6 Трагедия ледяной пустыни
| |
6 этап. Включение в систему знаний и повторение | ||
Каковы научные результаты экспедиций Амундсена и Скотта | Просмотр видеоматериала «Памяти первооткрывателям Южного полюса». На основе анализа выполненных исследований, обучающие оценивают научный вклад экспедиций (Приложение№7) | |
7 этап. Рефлексия деятельности (итог урока) | ||
Предлагаются высказывания об экспедициях “Победа достаётся тому, кто заранее обо всём позаботился”. “Бороться, искать, найти и не сдаваться” (Альфред Теннисон) | Триумф первого и трагедия второго? Отвечают на вопросы: Кто для Вас герой? С кем бы Вы отправились в экспедицию? Чему Вас учит опыт этих двух экспедиций? | |
Экспедиция Амундсена и поныне является образцом точнейшего расчёта сил и средств. Так, еще находясь в Норвегии и составляя план похода, он записал в 1910 (!) году: «Возвращение после покорения Южного полюса в базовый лагерь – 23 января 1912 г.» Он вернулся 26 января. Расчетное время в никем не пройденном ранее пути до полюса и обратно, 2500 км «самой трудной на земле дороги», с точностью до трех дней совпало с фактическим. Даже в XXI веке такой точности расчетов можно позавидовать. Рауль Амундсен всю жизнь мечтал достичь Северного полюса, а открыл… Южный. Он погиб 18 июня 1928 году где-то в районе острова Медвежий, вылетев на спасение экспедиции У. Нобиле, дирижабль которого потерпел катастрофу, возвращаясь с Северного полюса. На острове Росса, на его южной оконечности, установлен крест в память Роберта Скотта и его товарищей Эдварда Уилсона, Лоуренса Отса, Генри Боуэрса и Эдгара Эванса, на котором начертаны их имена и девиз: To strive, to seek, to find and not to yield – «Бороться и искать, найти и не сдаваться». |
Гонка к Южному полюсу
Приложение №1
Южный географический полюс, математическая точка, в которой воображаемая ось вращения Земли пересекает ее поверхность в Южном полушарии, находится не в центральной части материка Антарктиды, а ближе к ее тихоокеанскому побережью, в пределах Полярного плато на высоте 2800 м. Толщина льда здесь превышает 2000 м.
Солнце на полюсе полгода (с 23 сентября по 20―21) не заходит за горизонт и полгода не всходит над горизонтом, но до середины мая и с начала августа наблюдаются астрономические сумерки, когда на небосклоне появляется заря. Климат в районе полюса очень суровый. Средняя температура воздуха на полюсе составляет -48,9 °С, минимальная ― -77,1 °С (в сентябре).
В географической точке Южного полюса находится американская научная станция «Амундсен-Скотт».
Приложение №2
Роберт Скотт. “Роберт родился в 1868г в семье потомственного моряка. Его дед был военным моряком, такую же карьеру избрали братья. Было решено, что мальчик будет служить во флоте. 18-летний мичман начал службу. Через 2 года он сдал экзамен на звание младшего лейтенанта, став офицером флота Великобритании. В 1902 году он впервые сошел на берег Антарктиды. И вместе с Уилсоном и Шеклтоном на собачьих упряжках он пошел к Ю. Полюсу. Но пурга, холод, голод заставили повернуть их назад
Склонность к искусствам и наукам — одно из лучших качеств Роберта Скотта. Его литературный талант особенно ярко проявился в собственном дневнике, который стал основой для многих размышлений.
Рауль Амундсен. “Норвежский полярный исследователь родился в семье моряка, владельца судостроительной верфи. С детства мечтал стать моряком и полярным исследователем. По настоянию матери поступил на медицинский факультет университета. После смерти матери бросил университет; отслужив обязательную военную службу, несколько лет плавал матросом на различных суднах в Северном Ледовитом океане. Став штурманом, в 1899 году впервые попадает в Антарктику. Получив диплом капитана дальнего плавания, в 1900 году Рауль Амундсен прошел на небольшом судне вдоль берегов Северной Америки с востока на запад.
О чем мечтал? “Цель моей жизни Северный Полюс, который манил и притягивал меня с детства”.
Рауль Амундсен всю жизнь мечтал достичь Северного полюса, а открыл… Южный.
Сухарь, нелюдим, человек-функция — Рауль Амундсен был создан для достижения результатов. Этот мастер планирования называл приключения печальным следствием плохой подготовки.
Приложение №3
Маршрутный лист
Исследования | Р. Амудсен | Р. Скотт | |
1 | Цель экспедиции | «Цель моей жизни - Северный полюс, который манил меня и притягивал с детства» | «Идти своим путем и трудиться для чести родины» |
2 | Исследование №1 Фотографии Стиль руководства (Физиогномика) | ||
3 | Исследование №2 Расстояние от базового лагеря до Южного полюса (расчёт расстояний) | Море Росса Франхейм 780 30! ю.ш. | Море Росса «Терра Нова» 770 38! ю.ш. |
Разница в километрах | |||
4 | Исследование №3 Экипировка одежда | ||
провизия на складах | |||
рацион | |||
разметка обратного пути | |||
5 | Исследование №4 Транспорт | ||
6 | Исследование №5 Дата начала маршрута | ||
Дата достижения ЮП | |||
Дата возвращения в базовый лагерь | |||
8 | Исследование №6 Трагедия в ледяной пустыне | ||
9 | Рефлексия Триумф первого и трагедия второго? | ||
10 | Тема урока |
Исследование №1. Команда. Стиль руководства.
Состав экспедиции Скотта составлял 65 человек, включая команду «Терра новы» (в большинстве, обычные люди, друзья Скотта, моряки или конюхи), 12 учёных и кинофотооператор.
Сборная Амудсена могла бы выиграть любой из современных зимних ультрамарафонов. С ним в Антарктиде высадилось девять человек. Никаких работников умственного труда — это были прежде всего физически крепкие мужчины, обладавшие набором необходимых для выживания навыков. Они хорошо ходили на лыжах, многие умели управлять собаками, имели квалификацию навигаторов и только у двоих не было полярного опыта. Пять лучших из них пошли к полюсу: путь упряжкам Амундсена прокладывал чемпион Норвегии по лыжным гонкам.
Исследование №2.
Расстояние от базового лагеря до Южного полюса
(расчёт расстояний)
Руаль Амундсен: от базы Франхейм (море Роса) 780301ю.ш. до южного полюса 900 с.ш.
Робет Скотт: от базы Терра Нова (море Роса) 770 381 ю.ш. до южного полюса 900 с.ш.
Исследование №3. Продовольственные склады. При подготовке продовольственных складов на предварительном этапе экспедиции Амундсен обезопасил себя от их поисков в случае плохой видимости на пути к полюсу и обратно. С этой целью от каждого склада протягивалась цепочка вешек на запад и восток, перпендикулярно направлению движения. Вешки располагались в 200 м друг от друга; длина цепочки достигала 8 км. Вешки были промаркированы таким образом, чтобы, найдя любую из них, можно было определить направление и расстояние до склада. Эти хлопоты полностью оправдали себя во время основного похода.
«Мы как раз встретили тогда ту погоду с туманом и метелью, на которую заранее рассчитывали, и эти приметные знаки не раз спасали нас».
Англичане складывали по пути ледяные гурии, что также помогало ориентироваться при возвращении, однако отсутствие перпендикулярно расположенных цепочек знаков иногда затрудняло поиски складов.
Амудсен | Скотт | |
Провизия на складах | 3 тонны на человека, 590 кг на человека | 1 тонна на 17 человек, 56 кг на человека |
Рацион | Пеммикан, сухое молоко, шоколад, богатое витамином «В», печенье из непросеянной муки, овсяных хлопьев и дрожжей 4500 ккал в день на человека | Пеммикан, масло, какао, сахар, чай, печенье из пшеничной муки и пищевой соды 4500 ккал в день на человека. Но люди тянули сани самостоятельно |
Транспорт | 101 собака Заготовили вяленную рыбу, тюленей, служили пищей сами себе | 33 собаки, 19 пони, 3 мотосаней Дополните тащили фураж и топливо |
Разметка обратного пути | Снежные пирамиды в человеческий рост каждую треть мили 20 флажков поперек маршрута у каждого склада | Низкие пирамиды с одним флажком только у складов. Ориентировались по следам |
Исследование №4.
Транспорт. Амундсен был убежден, что собаки являются единственными подходящими ездовыми животными в снегах и льдах. «Они быстры, сильны, умны и способны двигаться в любых условиях дороги, где только может пройти сам человек». Одной из основ успеха послужило то, что при подготовке промежуточных продовольственных складов и на пути к полюсу, Амундсен учитывал и мясо собак, тащивших продовольствие.
«Так как эскимосская собака дает около 25 кг съедобного мяса, легко было рассчитать, что каждая собака, взятая нами на юг, означала уменьшение на 25 кг продовольствия как на нартах, так и на складах. …
Я точно установил день, когда следует застрелить каждую собаку, то есть момент, когда она переставала служить нам средством передвижения и начинала служить продовольствием.
Этого расчета мы придерживались с точностью приблизительно одного дня и одной собаки». В поход вышли пятьдесят две собаки, на базу вернулись одиннадцать.
Транспорт. Скотт верил не в собак, а в пони, зная об успешном их использовании в экспедициях. «Пони тащит тот же груз что и десять собак, а пищи употребляет втрое меньше». Это верно; однако, пони нуждается в объемном корме в отличие от собак, питавшихся пеммиканом; кроме того, мясо погибшего пони нельзя скормить другим пони; собака, в отличие от пони, может идти по насту, не проваливаясь; наконец, собака гораздо лучше, чем пони, переносит морозы и метели.
Участник полюсной группы Лоуренс Отс, отвечавший за лошадей, убедился, что собаки приспособлены к полярным условиям лучше, чем пони. Когда он заметил, как лошади слабеют от холода, голода и тяжелой работы, он стал настаивать, чтобы Скотт забивал на маршруте самых слабых животных и оставлял их туши в хранилищах на будущий сезон в качестве корма для собак, а если понадобится, то и для людей. Скотт отказался: ему претила мысль об убийстве животных.
Мне не в меньшей степени жалко несчастных пони, которые сначала, в дороге, мучились от морской болезни, а затем, проваливаясь в снег и страдая от холода, тянули сани. Они были изначально обречены (Скотт прекрасно понимал это: в полюсной группе корма для пони взяли «в один конец») и погибли все до единого, причем 9 декабря были застрелены последние и… пошли на корм и собакам, и людям в группе Скотта. В дневнике Скотта при возвращении с полюса читаем: «Большое счастье, что наши рационы пополняются кониной (24 февраля)».
Запись в дневнике Скотта от 11 ноября: «Собаки работают великолепно», «Собаки бегут хорошо, несмотря на плохую дорогу».
Однако 11 декабря Скотт отправляет собак назад и остается без транспортных средств.
Исследование №5. На полюс и обратно
Исследование №6. Трагедия ледяной пустыни
Моральный дух. Холодостойкость. Истощение.
Немаловажное значение имела исключительная способность норвежцев переносить низкие температуры, не теряя сил и сохраняя работоспособность. То же в качестве примера можно сказать и об экспедициях другого великого норвежца Фритьофа Нансена. В книге ««Фрам» в полярном море», в той ее части, где рассказывается о походе Нансена и Йохансена к Северному полюсу, читаем поразившие меня строки (помня о том, что жили они в брезентовой палатке, обогреваясь лишь за счет примуса и лишь во время приготовления пищи):
«21 марта. В 9 ч. утра было -42 ºС. Солнечная, прекрасная погода, превосходная для путешествия.
29 марта. Вчера вечером температура поднялась до -34 ºС, и мы провели такую приятную ночь в спальном мешке, какой давно у нас не было.
31 марта. Подул южный ветер, и температура поднялась. Сегодня было -30 ºС, что мы приветствуем как наступление лета».
В результате норвежцы двигались с расчетной скоростью в таких погодных условиях (например, во время метели по пути к полюсу), в которых англичане вынуждены были пережидать или по крайней мере сильно теряли темп.
Несмотря на «ужасное разочарование», при возвращении Скотт действовал активно, не теряя волю к жизни.
Страницы последней тетради дневника Скотта – впечатляющие свидетельства подлинного мужества и огромной силы воли.
«Ужасное разочарование!.. Печальное будет возвращение… Прощайте, золотые грезы!» — это слова Скотта, произнесенные на полюсе.
Из-за более позднего возвращения – попадание в сложные климатические условия надвигающейся зимы (температура воздуха опускалась до -47 ºС).
К этому обстоятельству добавилось переутомление и истощение участников.
Скотт.
Январь. «Погода неприветлива, снег здесь обледенелый, идем, словно по лезвию ножа. Метель застилает глаза. Ноги изранены и обморожены. Кровоточат десны, началась цинга»
Февраль. Но мало-помалу человеческое мужество отступает перед натиском природы, которая беспощадно, с силой обрушивает на пятерых смельчаков: мороз, пургу, пронизывающий ветер. Давно изранены ноги; урезанные пайки и только один раз в день принимаемая горячая пища уже не могут поддержать их силы. С ужасом замечают товарищи, что Эдгар Эванс, самый сильный, внезапно начинает вести себя очень странно. Он отстает от них, беспрестанно жалуется; из его невнятных речей они заключают, что несчастный, вследствие ли падения, или не выдержав мук, лишился рассудка. Что же делать? Бросить его в ледяной пустыне? В час ночи 17 февраля несчастный Эванс умирает на расстоянии однодневного перехода до лагеря.
Март. Лоуренс Отс сильно обморозил ноги, началась гангрена, в пути он все сильнее отстает, он обуза для своих друзей. При полуденной температуре в 42 градуса они вынуждены замедлить шаг, и несчастный знает, что он может стать причиной их гибели. К вечеру он сам требует, чтобы его оставили в спальном мешке. Все решительно отказываются, хотя отдают себе полный отчет в том, что это принесло бы им облегчение. Еще несколько километров Отс тащится на отмороженных ногах до стоянки, где они проводят ночь. Утром они выглядывают из палатки: свирепо бушует пурга.
Внезапно Лоуренс Отс поднимается. «Я выйду на минутку, – говорит он друзьям. – Может быть, немного побуду снаружи». Их охватывает дрожь, каждый понимает, что значит эта прогулка. Но никто не решается удержать его хоть словом. Никто не решается протянуть ему руку на прощанье, все благоговейно молчат, ибо знают, что Лоуренс Отс, ротмистр драгунского полка, героически идет навстречу смерти.
Трое усталых, обессиленных людей тащатся дальше по бесконечной железно-ледяной пустыне. Все грознее бушует непогода, на каждом складе новое разочарование: мало керосина, мало тепла. 21 марта они всего в двадцати километрах от склада, но ветер дует с такой убийственной силой, что они не могут выйти из палатки. Восемь дней борются трое людей с неотвратимой смертью в тесной палатке, среди безмолвия первобытного мира. 29-го они приходят к убеждению, что уже никакое чудо спасти их не может.
Скотт пишет последнее письмо– английскому народу. «Не знаю, был ли я способен на большое открытие, – признается он, – но наша смерть послужит доказательством тому, что мужество и стойкость еще присущи нашей нации»
До последней минуты, пока карандаш не выскользнул из окоченевших пальцев, капитан Скотт вел свой дневник. Надежда, что у его тела найдут эти записи, свидетельствующие о мужестве английской нации, поддерживала его в этих нечеловеческих усилиях.
Приложение №7
Научное значение экспедиций
На оценке научных результатов экспедиций Амундсена и Скотта в определенной степени отразился драматизм событий. К тому же в зимовочном составе норвежской экспедиции не было научных сотрудников.
Это иногда приводило к предвзятым мнениям о «ненаучности» экспедиции Амундсена.
Действительно, британская антарктическая экспедиция получила больше результатов по своей научной программе, чем экспедиция Амундсена. Однако оказалось, что наблюдения, сделанные группой Амундсена, позволяют распространить выводы английских исследователей на гораздо более обширные территории. Это касается геологического строения, рельефа, метеорологии. Состав экспедиции Скотта составлял 65 человек, включая команду «Терра новы»(кто, в большинстве, обычные люди, друзья Скотта, моряки или конюхи), 12 учёных и кинофотооператоров. Велись гидрологические и метеорологические исследования, собирали геологическую коллекцию пород материка.
(Кроме тел трех погибших героев, остатков снаряжения и жалких крох еды, в палатке нашли 16 килограммов собранных Уилсоном редких геологических образцов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мир от экватора до полюса в мультфильмах.
здесь представлена идея информационного учебного проекта в 6 классе по теме: "Природные зоны Земли"....
Математика и музыка-два полюса человеческой культуры
Это интегрированный урок является обобщением изученных тем прошлых уроков по музыке ("Музыкальный ритм и размер") и по математике ("Обыкновенные дроби"). Поэтому основная работа ведётся на повторение...
Два полюса, два материка
2 занятия с элементами тренинга проводятся с обучающимися 9-11 классов. Беседы, упражнения и игры направлены на улучшение представления подростков о поло-ролевых стереотипах. С обучающимися веде...
Презентация "Роберт Пири на северном полюсе?"
Данная презентация позволяет взглянуть на историю под другим углом. Выолнена презентация для 7-ого класса, но ее можно использовать по желанию и для других возрастных групп. Используется ...
7 класс: Полюс недоступности и органический мир Антарктиды
Презентация PowerPoint...
Урок-путешествие "Икс-педиция к математическому полюсу" 6 класс
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Все действия с обыкновенными дробями" 6 класс...
Антарктида. Открытие Южного полюса.
Урок с использованием технологии критического мышления. Работа с текстом и использование приема "сводная таблица"....