Комплексная контрольная работа по дисциплине "География" (социально-экономическая география мира).
материал для подготовки к егэ (гиа) по географии (11 класс)
Пакет материалов для выполнения комплексной контрольной работы по Географии (социально-экономическая география мира).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kkr_polnyy_1.docx | 313.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
КОЛЛЕДЖ ЛУГАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
имени Владимира Даля
Утверждаю
заместитель директора
по учебной работе
___________ В.В. Захаров
"____" __________ 20 __ г..
ПАКЕТ
материалов для проведения комплексной контрольной работы
по предмету "География "
для студентов всех специальностей дневной формы обучения
Рассмотрен и утвержден на заседании
цикловой комиссии естественно-математических дисциплин
Протокол № __________ от "____" ______ 20 __ г..
Председатель цикловой комиссии Ферапонтова Е.Е.
Разработчик - преподаватель Благодарный М.А.
Луганск 2015 г.
Рецензия
н а пакет материалов д ля комплексной контрольной работы по дисциплине "Основы экологии", составленный преподавателем Колледжа ВНУ имени Владимира Даля благодарна Максимом Александровичем.
Комплект заданий разработан в соответствии с образовательно-профессиональной программе и образовательно-квалификационной характеристикой младшего специалиста.
Материал ККР тематически соответствует учебной программе дисциплины. Комплект заданий для к ролльной работы содержит в себе 30 вариантов. Каждому и из вариантов рассчитан на 8 0 минут. Задача содержательно соответствуют основным разделам указанной дисциплины и дозв оляють выяснить насколько студенты усвоили учебные материалы курса.
Для выполнения этой работы студенты должны иметь как соответствующую теоретическую подготовку, так и практические навыки по предмету.
По уровню сложности Предложено варианты ККР являются равноценными.
В цилом в, задача также направлены на выявление с агальнолюдськои и общественной позиции студентов - молодых специалистов.
Рецензия
на пакет материалов для комплексной контрольной работы по дисциплине "Основы экологии", составленный преподавателем Колледжа ВНУ имени Владимира Даля благодарна Максимом Александровичем.
Основой работы является актуальность вопроса экологического воспитания населения в настоящее время с целью дальнейшего гармоничного развития общества как в пределах планеты, так и в пределах определенной страны.
Комплект заданий разработан в соответствии с образовательно-профессиональной программе и образовательно-квалификационной характеристикой младшего специалиста.
Материал ККР тематически соответствует учебной программе дисциплины. Комплект заданий для к ролльной работы содержит в себе 30 вариантов. Каждый из вари антов рассчитан на 80 минут и состоит из трех заданий по различным темам курса, способствует комплексной проверке знаний.
Для выполнения этой работы студенты должны иметь как соответствующую теоретическую подготовку, так и практические навыки по предмету, необходимые для использования в будущем.
По уровню сложности Предложено варианты ККР являются равноценными.
В цилом в, задача также направлены на выявление с агальнолюдськои и общественной позиции студентов - молодых специалистов.
По ст. заведующего кафедрой «Экология»
ВНУ им. В. Даля проф. Харьковский Б.Т.
Рецензия
на пакет материалов для комплексной контрольной работы по дисциплине "Основы экологии", составленный преподавателем Колледжа ВНУ имени Владимира Даля благодарна Максимом Александровичем.
Комплект заданий разработан в соответствии с образовательно-профессиональной программе и образовательно-квалификационной характеристикой младшего специалиста.
Материал ККР тематически соответствует учебной программе дисциплины. Комплект заданий для к ролльной работы содержит в себе 30 вариантов. Каждый из вари антов рассчитан на 8 0 минут и состоит из трех заданий по различным темам курса, способствует комплексной проверке знаний.
Для выполнения этой работы студенты должны иметь как соответствующую теоретическую подготовку, так и практические навыки по предмету.
По уровню сложности Предложено варианты ККР являются равноценными.
В цилом в, задача также направлены на выявление с агальнолюдськои и общественной позиции студентов - молодых специалистов.
Председатель цикловой комиссии
естественно - математических дисциплин
Колледжа ВНУ им. В. Даля А.Е. Ферапонтова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к комплексной контрольной работе по предмету
"География"
Аннотация. Программа учебного предмета разработана в соответствии с требованиями образовательно-профессиональной программы подготовки младшего специалиста по всем специальностям дневной формы обучения.
Учебным планом на изучение предмета «География» предусмотрен 51 час, из них: аудиторных - 34 часа, из них 6 часов - семинарские занятия; на самостоятельную работу отведено 17 часов, что учтено в рабочей программе.
Цель преподавания дисциплины: изучение предмета "География" является продолжением всестороннего, социального, экологического образования студента и способствует распространению знаний будущего специалиста. Задача изучения дисциплины состоит в том, чтобы не только заложить фундамент географических знаний для повышения уровня образовательной и профессиональной подготовки специалиста, но и предложить механизм для решения социально-экономических задач, которые приобрели актуальность в последнее время.
Предмет преподавания дисциплины - основные понятия социально-экономической географии; учебный мониторинг, оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.
Цель проведения ККР:
Комплексная контрольная работа является итогом изучения всего материала и предназначена для выявления уровня полученных студентами теоретических знаний и сформированности практических навыков с целью их дальнейшего использования.
Комплексная контрольная работа состоит из 30 вариантов, каждый из которых содержит два теоретических вопроса и три задания с использованием дидактических карточек по различным темам из программы предмета.
Также ККР ставит перед собой следующие задачи: итоговый мониторинг знаний и умений студентов по предмету социально-экономической географии. Формирование у студентов навыков социального и экономического анализа различных общественных процессов и явлений. Умение работать практически. Находить и рационально использовать взаимосвязь науки о Земле с социологией, экономикой, политологией, экологией и другими науками. Бережно подходить к вопросу использования природных ресурсов. Воспитание любви к Родному Краю, Луганщине.
При выполнении комплексной контрольной работы необходимо обратить внимание на примечание: третье задание (практического характера) соответствует номеру варианта следующим образом:
- Вариант 1 (карточки 1,2,3)
- Вариант 2 (карточки 4,5,6)
- Вариант 3 (карточки 7,8,9)
- Вариант 4 (карточки 10,11,12)
- Вариант 5 (карточки 13,14,15)
- Вариант 6 (карточки 16,17,18)
- Вариант 7 (карточки 19,20,21)
- Вариант 8 (карточки 22,23,24)
- Вариант 9 (карточки 25,26,27)
- Вариант 10 (карточки 28,29,30)
- Вариант 11 (карточки 31,32,33)
- Вариант 12 (карточки 34,35,36)
- Вариант 13 (карточки 37,38,39)
- Вариант 14 (карточки 40,41,42)
- Вариант 15 (карточки 43,44,45)
- Вариант 16 (карточки 46,47,48)
- Вариант 17 (карточки 49,50,51)
- Вариант 18 (карточки 52,53,54)
- Вариант 19 (карточки 55,56,57)
- Вариант 20 (карточки 58,59,60)
- Вариант 21 (карточки 61,62,63)
- Вариант 22 (карточки 64,65,66)
- Вариант 23 (карточки 67,68,69)
- Вариант 24 (карточки 70,71,72)
- Вариант 25 (карточки 73,74,75)
- Вариант 26 (карточки 76,77,78)
- Вариант 27 (карточки 79,80,81)
- Вариант 28 (карточки 82,83,84)
- Вариант 29 (карточки 85,86,87)
- Вариант 30 (карточки 88,89,90)
Как уже было указано выше, на выполнение комплексной контрольной работы студенту отводится 70 минут. Из которых, 60 минут дается для ответов на первое и второе задание, после чего, в течение 10 минут, необходимо выполнить задания по дидактическим карточкам, используя следующие вспомогательные источники: учебник В.П. Максаковского "Экономическая и социальная география мира", М., «Просвещение»; атлас мира для 10-11 классов.
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРОЯВЛЕНЫ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ККР
В результате выполнения комплексной контрольной работы студенты должны выявить следующие знания и умения, полученные ими в результате изучения дисциплины:
должны знать:
- основные понятия и термины социально-экономической географии;
− механизмы управления процессами природопользования и охраны окружающей среды, специфику использования административных, правовых, экономических и воспитательных рычагов влияния на природопользователей;
− региональные экологические проблемы нашей страны;
− экономические и юридические аспекты, природопользования;
− методы познания при решении профессиональных задач, разработке социальных и экономических мероприятий, организации межчеловеческих отношений;
− нормативные акты по безопасности жизнедеятельности.
должны уметь:
- работать с географическими картами различной тематики;
- работать с контурными картами;
- показывать страну или регион на политической карте;
− обеспечивать охрану, рациональное использование почв, вод, воздуха;
− обеспечивать экономические и юридические аспекты, природопользования и экологии человека;
− пользуясь законами ЛНР, обеспечивать соблюдение правил и норм безопасности жизнедеятельности структурного подразделения;
− находить рациональные варианты использования оборудования;
− оценивать безопасность технологического оборудования по отдельным факторами;
− контролировать и следить за соблюдением подчиненными надлежащих условий труда, безопасности жизнедеятельности, санитарно-гигиенических норм труда и требований правил безопасности.
Критерии оценивания выполнения комплексной контрольной работы
Нормы оценки знаний предусматривают учет особенностей студентов, дифференцированный подход к проверке знаний и навыков.
Первое и второе задание (теоретические вопросы) оцениваются по следующей схеме:
"Отлично" (5) ставится, если студент: демонстрирует глубокие теоретические знания на уровне стандартов образования и учебной программы, раскрывает ведущие идеи курса, содержание понятий, категорий и законов, обобщает материал и делает выводы, оценивает события и явления, отстаивает свою точку зрения..
"Хорошо" (4) то же самое, что и при оценке «5», но допускается несколько незначительных ошибок, которые студент не замечает и не исправляет. Но знания студента достаточно полны, он свободно применяет изученный материал в стандартных ситуациях, логично освещает события с точки зрения смысловой взаимосвязи, умеет анализировать, устанавливать существенные связи и зависимости между явлениями, фактами, делает выводы, в общем, контролирует свою деятельность.
"Удовлетворительно" (3) ставится, если студент: использует репродуктивный метод ответа без выводов и обобщений, делает несколько существенных ошибок, которые сам не исправляет. Студент знает больше половины учебного материала, понимает основной учебный материал, способен воспроизвести его с ошибками и неточностями, имеет стойкие навыки работы с текстом учебника, формулирует понятие, приводит примеры, способен использовать при ответе вспомогательные наглядные материалы.
"Неудовлетворительно" (2) ставится, если студент: не может раскрыть суть вопроса, не знает его содержания или фрагментарно воспроизводит незначительную часть учебного материала, имеет нечеткие представления об объекте изучения.
Максимальное количество баллов за первое и второе задание может составлять 10 баллов (по 5 баллов за каждый вопрос).
Третье задание (дидактические карточки), подразумевает 2 балла за каждое правильно выполненное задание из трех. То есть, максимальное количество баллов за третье задание может составлять – 6 баллов.
Максимальное количество баллов за выполнение комплексной контрольной работы составляет 16 баллов.
УКАЗАНИЯ
К ВЫПОЛНЕНИЮ КОМПЛЕКСНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
- Организационная часть
Время на выдачу заданий - 5 минут
- Выполнение задач комплексной контрольной работы
Время для ответа на вопросы ККР - 70 минут
Получение учебников и атласов, сдача работы - 5 минут.
ККР выполняется по схеме: задача - ответ
Комплексная контрольная работа выполняется на русском языке, ампулами синего или черного цвета на листах формата А-4 со штампом Колледжа. Первый лист считается титульным и не должен содержать лишних надписей.
Рекомендованная литература
1. Баранчиков Е. В. География. — М.: Академия, 2005.
2. Болысов С. И., Гладкевич Г. И., Зубаревич Н. В., Фетисов А. С. Пособие по географии для поступающих в вузы. - М.: ЧеПо, 1995.
3. География. Справочник для старшеклассников и поступающих в Вузы. - М.: Аст-Пресс, 2001.
4. Климанова О. А, Наусмова А. С. Школьные олимпиады: 6—11 классы. - М.: Дрова, 2002.
5. Лиознер В. Л. Тесты. География 10 класс. Учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2002.
6. Лисенкова Г. Я. Лекции и семинары по географии в 10 классе. — М.: Просвещение, 1992.
7. Максаковский В. П. Географическая картина мира. — Яр.: Верхне-Волжское книжное издательство, 1995.
8. Максаковский В. П. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира. - М.: Просвещение, 1994.
9. Максаковский В. П. География. Социальная и экономическая география мира. — М.: Просвещение, 2003.
10. Митрофанов И. В. Тематические игры по географии. — М.: Творческий центр, 2003.
11. Родионова И. А. Политическая карта мира. География мирового хозяйства. - М.: Московский Лицей, 1996.
12. Сиротин В. И. Самостоятельные и практические работы по географии: 6-10 классы. — М.: Просвещение, 1991.
13. Смирнова В. М. Экономическая и социальная география мира. Дидактические материалы. М.: Просвещение. Учебная литература, 1996.
14. Первое сентября, подшивки за 1996-2000 г.г.
15. Энциклопедия «Кирилл и Мефодий», 2005.
16. Яценко Б.П. География мира – Киев, Гала, 1998.
17. Довгань Г.Д. География. Полный курс. – Харьков, Ранок, 2011.
18. Губарев В.К. География мира. Справочник школьника и студента – Донецк, Бао, 2011.
19. Круглая Н.В. География. Справочник школьника – Харьков, Школа, 2006.
20. Кравчук П.А. Географический калейдоскоп – Киев, Советская школа, 1988.
21. Яценко Б.П. География мира – Киев, Форум, 2004.
22. Стадник А.Г. Все, что нужно знать о странах мира – Харьков, Ранок, 2012.
23. Коберник С.Г. География – Харьков, Оберег, 2010.
24. Пестушко В.Ю. География. 10 класс – Киев, Генеза, 2010.
Пример выполнения варианта комплексной контрольной работы.
Вариант 3.
- Мировой топливно-энергетический комплекс. Общая характеристика.
На стыке добывающей и обрабатывающей отраслей промышленности находится топливно-энергетический комплекс. ТЭК — топливно-энергетический комплекс. Является совокупностью отраслей по добыче, переработке топлива и получения энергии. Состоит из топливной промышленности и электроэнергетики.
Рост производства
Добыча топлива в мире растет. За последние 25 лет израсходовано столько топлива, сколько израсходовано было за всю историю человечества. В настоящее время на одного жителя планеты производится 2 т условного топлива в год. Однако в разных странах этот показатель отличен от среднего. Так, в США, где живет 1/20 всего населения мира, потребляется 1/3 всех энергоресурсов.
3 этапа развития топливной промышленности
1. В 1900-1950 гг. продолжался угольный этап, когда в структуре топливного баланса преобладает использование угля. В 1913 году использование угля достигает максимума. Но затем начинается спад в потреблении угля вплоть до 1970 года. Это падение добычи и использования угля вызвано повышением потребления нефти. Но в 70-х годах начинается энергетический кризис. Многие страны «севера» ощутили свою зависимость от импорта нефти, поэтому может быть, уголь как топливо себя не изжил, о чем свидетельствует таблица. Обратите внимание на этап от 1970 по 2000 гг. доля потребления угля остается неизменной, а по сравнению с 1970 годом наблюдается небольшое увеличение добычи.
2. 1950-1970 гг. — ярко выраженный нефтяной этап. С большой скоростью растет добыча нефти. Растет потребление газа, но на этом этапе все-таки использование его не достигло своего максимума, так как еще в это время непродуманна транспортировка газообразного топлива.
3. 1970-2000 гг. — нефтегазовый этап. Растет потребление газа (примерно в 10 раз). Это связано с тем, что решается проблема транспортировки газа (газ перевозится по газопроводам и в метановозах в сжиженном виде), разведаны большие месторождения газа — газ экологически более чистый вид топлива по сравнению с нефтью и углем.
Нефтяная промышленность
Нефть используется широко как топливо, как сырье для химической промышленности. Многие развивающиеся страны в основном живут за счет продажи нефти и экспортируют до 80-90% добытой нефти. Например, Ангола, Кувейт, Ливия, Нигерия, Саудовская Аравия. Некоторые развитые страны также экспортируют нефть. Это такие страны, как Канада, Россия, Норвегия. А те страны, которые не имеют собственного сырья, зависят от поставок сырой нефти, Франция на 95%, Япония на 82%, Бельгия на 79% и т. д. Поэтому нефть оказывает большое влияние на экономику стран мира и на международную политику.
Нефть добывается в 80 странах мира.
Весь мир можно раздеть на ареалы по районам добычи нефти:
1) Ближний Восток. Он отличается богатством месторождений, низкой себестоимостью добычи. На этот ареал приходится более 2/3 мировых запасов и 1 /3 мировой добычи нефти.
2) Северная Америка. В целом запасы большие, но месторождения не богатые. Поэтому чтобы добыть примерно столько нефти, сколько добывает Кувейт, США требуется пробурить скважин в тысячи раз больше. Кроме того, добыча нефти здесь обходится в десятки раз дороже, чем на Ближнем Востоке (на Ближнем Востоке для извлечения нефти тратится 50 центов, а в США — 10 долларов). Главные месторождения находятся на Аляске и в Техасе, где себестоимость добычи в силу природных особенностей, выше.
3) Северная и Западная Африка. Запасы нефти в Африке разведаны не полностью. Но зато месторождения нефти в Северной части материка имеют выгодное ЭГП, поэтому достаточно конкурентоспособны на мировом рынке.
4) Южная Америка. Месторождения расположены на севере материка, достаточно крупные, но с большим содержанием серы. Имеются и месторождения тяжелой нефти, которую можно добывать только по специальным технологиям.
5) Европа. В основном нефть в Европе добывается вблизи берегов Северного и Норвежского морей. Современная техника позволяет бурить нефть в море на глубине 200-300 м. Нефтегазоносные месторождения здесь невелики по размерам. Месторождения нефти есть и в Восточной Европе (Румынии, Венгрии), но в настоящее время они практически истощены.
Главные производители нефти - развивающиеся страны, но основными потребителями нефти являются Европа, США, Япония. Следовательно, страны «севера» нуждаются в импорте нефти, зависят от экспорта, поэтому они проводят энергосберегающую политику в своих странах. Хотя она и дает результаты, но полностью от импорта нефти не освобождает.
В результате, между многими странами образовались устойчивые связи — нефтяные мосты.
ОПЕК
В 1997-1998 гг. уровень добычи нефти стал падать. Это видно из таблицы. Почему это произошло? А произошло это по причине намеренного сдерживания темпов добычи в условиях падения цен, чтобы не лишиться доходов. В первую очередь такую политику проводят страны-экспортеры нефти. Они даже образовали организацию стран экспортеров нефти — ОПЕК. (англ.Organization of Petroleum Exporting Countries — OPEC). Эта организация образована в 1960 г. и включает в себя страны Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, Ирак, Катар, ОАЭ, Иран), Африки (Алжир, Ливия, Нигерия, Габон), Латинской Америки (Венесуэла) и Юго-Восточной Азии (Индонезия). Добывает около 40% нефти в мире, экспортирует свыше 50% (начало 90-х гг.); устанавливает единые продажные цены на нефть. Для каждой из стран участниц определяются определенные квоты на добычу нефти. Штаб-квартира организации расположена в Вене.
Политику сдерживания добычи производят и страны, не входящие в ОПЕК, например, Мексика, Колумбия, Россия.
Газовая промышленность
Значение газовой промышленности растет, и об этом свидетельствую! данные таблицы учебника. Он используется как топливо, как сырье для химической промышленности. Большое значение имеет то, что среди всех видов топлива, используемых в настоящее время, он самый экологически чистый. Разведанных запасов газа хватит примерно на 70 лет. На последнем этапе развития хозяйства стран мира роль газа постоянно растет. За последнее время она возросла в 10 раз.
Уголь потребляется в основном в тех странах, где добывается, но около 10% добытого топлива все же поступает на мировой рынок. Разделите страны на группы:
1) Страны, добывающие уголь только для собственного использования (Индия, Казахстан, Украина, ФРГ, Великобритания).
2) Страны экспортирующие часть угля (Китай, Австралия, Россия, Польша, США, Канада. ЮАР).
3) Страны импортеры (Япония, США, Италия, Югославия, Великобритания, Франция).
2. Китай. ЭГП. Население. Хозяйство.
Китай, Китайская Народная Республика (кит. Chung-hua Jen-min Kung-ho-kuo), КНР — государство в Центральной и Восточной Азии. Китай считает своей мятежной провинцией Тайвань. В 1998 году в состав Китая вернулся Гонконг.
В пределах территории Китая выделяют 23 провинции, 5 автономных районов (в том числе Гонконг-Сянган и Макао-Аомынь) и четыре города центрального подчинения — Пекин, Шанхай, Тяньцзинь и Чунцин. Можно предложить учащимся выполнить дополнительное задание в учебнике.
Форма правления
Высший законодательный орган государственной власти — Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), его постоянно действующий орган — Постоянный комитет. Глава государства - Председатель (или президент; избирается Всекитайским собранием народных представителей на 5 лет).
Законодательный орган - однопалатное Всекитайской собрание народных представителей.
Исполнительная власть (правительство) — Государственный совет (Госсовет). Его состав и председатель (Премьер Госсовета) утверждаются ВСНП. Согласно Конституции 1982 года, Китай — социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян. С 1949 года правящей является Китайская коммунистическая партия.
Население
Китай занимает 1-е место в мире по численности населения (свыше 1 млрд. 286,97 млн. человек на 2003 г.) и 3-е - по территории (9,6 млн. км2). Столица — Пекин.
Демографическая ситуация
Страна первого типа воспроизводства населения с относительно низкой рождаемостью (28, при средних показателях — 24), низкой смертностью (8, при средних показателях 9), низким естественным приростом (16, при средних показателях 15). Тем не менее, Китай страдает от перенаселенности, поэтому в стране проводится демографическая политика, направленная на снижение рождаемости. Если бы она не проводилась, численность населения Китая росла бы еще более высокими темпами. Направления демографической политики были закреплены законодательно в 1978 году. Сначала она заключалась в пропаганде среди населения средств ограничения рождаемости, официальном разрешении абортов и стерилизации. Затем были жестко ограничены возраст вступления в брак (для женщин до 20, для мужчин до 22 лет), были продуманы материальные поощрения и наказания. Народ Китая живет под демографическим девизам: один ребенок в семье, одна супружеская пара — один ребенок, народ без братьев и сестер. Те супружеские пары, которые ограничиваются одним ребенком, получают материальные льготы, пользуются преимуществом при получении жилья, места в садике и т.д. Если в семье более двух детей, на нее налагается штраф до 1,5 тыс. юаней. Вследствие политики ограничения рождаемости преобладает мужское население.
До 1949 года Китай считался одной из слабоурбанизированных стран - 10% городского населения. В структуре городов преобладали маленькие города. Но в 1949 году в Китае был взят курс на урбанизацию. Было выделено 3 направления:
1) увеличение доли городского населения;
2) рост более крупных городов;
3) равномерное распространение городов по территории страны.
В результате по абсолютному количеству городского населения, абсолютному количеству городов, количеству городов миллионеров Китай занимает первое место в мире.
Экономика Китая
Черная металлургия Китая
Металлургия Китая отличается большой концентрацией. Большая часть металла выплавляется на 10 комбинатах полного цикла. Мелкие и средние предприятия сосредоточены во всех провинциях.
Цветная металлургия
Китай занимает по выплавке алюминия и свинца - первое место в мире, цинка — второе, серебра и золота — четвертое, меди - седьмое.
Машиностроение
В Китае достаточная сырьевая база и наличие трудовых ресурсов благотворно влияет на развитее машиностроения. Машиностроение Китая отличается широким спектром продукции от горного оборудования и тракторов до различной аппаратуры и ЭВМ. На севере Китая на основе черной металлургии развито металлоемкое машиностроение — Харбин, Шэньян. Электротехнику выпускают в городах на побережье океана, Китай занимает первое место по производству телевизоров, швейных машин и велосипедов. По выпуску морских судов Китай занимает третье место в мире, в производстве отличается Далянь. Развито ВПК: Китай в настоящее время является космической и ядерной державой.
Легкая промышленность
Характерная черта современной китайской экономики - зависимость ее от внешнего рынка. Самой конкурентоспособной продукцией Китая на мировом рынке является обувь и одежда. Текстильная индустрия КНР — первая в мире, поэтому экспортная продукция страны представлена в большинстве стран. Текстильные предприятия специализируются на изготовлении одежды из синтетических тканей.
Китайская экспортная продукция, поставляемая в Северную Америку, Японию, страны Западной Европы имеет высокие стандарты качества. Эта продукция производится в приморских провинциях страны, где сосредоточены многочисленные филиалы зарубежных корпораций. В северных и внутренних районах базируются многочисленные кустарные предприятия, выпускающие контрафактную продукцию ведущих брендов мира, отличающуюся низким качеством и такой же ценой, предназначенную для рынков России, стран СНГ и Восточной Европы.
Сельское хозяйство
С середины 1980-х годов было достигнуто обеспечение населения продовольствием. Сегодня фрукты, рыба, морепродукты экспортируются (основной рынок сбыта продовольствия - страны СНГ, особенно Дальневосточный регион России, обеспеченный китайским продовольствием на 44%). Кроме того, ведущим сельскохозяйственным продуктом экспорта является хлопок.
- Карточка 7.
Норвегия — полуостровное государство (Скандинавский п-ов) в Северной Европе.
Непал — внутриматериковое государство (Гималаи) в Южной Азии.
Белоруссия — внутриматериковое государство в Восточной Европе.
Куба — островное государство (о. Куба) в Центральной Америке.
Эквадор — прибрежное государство (Тихоокеанское побережье) в Южной Америке.
Карточка 8.
Численность населения в Канаде в 9 раз меньше, чем в США, продолжительность жизни больше, душевой показатель выработки электроэнергии выше.
Карточка 9.
Группы стран | Страны |
Страны «большой семерки» | Франция, ФРГ, Канада, Япония, Великобритания |
Развитые страны Европы | Греция, Испания, Нидерланды, |
Неевропейские развитые страны | ЮАР, Австралия, Израиль, Новая Зеландия |
Новые индустриальные страны | Республика Корея, Сингапур |
Варианты контрольных вопросов
для выполнения комплексной контрольной работы
Вариант 1
1.Изменения на политической карте мира в конце XX начале XXI вв. и их влияние на развитие мирового хозяйства.
2.География населения Европы.
Вариант 2
1.Особенности современных типологий стран мира.
2.Особенности экономико-географического положения стран Южной Европы
Вариант 3
1.Мировой ТЭК. Общая характеристика.
2.Китай. ЭГП. Население. Хозяйство
Вариант 4
1.Специфика географического положения внутриконтинентальных стран.
2.География населения США. Внешние трудовые миграции.
Вариант 5
1.Использование индекса человеческого развития для оценки уровня социально- экономического потенциала страны.
2.Оценка природно-ресурсного потенциала Европы.
Вариант 6
1.Динамика населения мира в 19502016 гг.
2.Новые индустриальные страны: географические характеристики и основные черты хозяйствования.
Вариант 7
1.Современные формы и методы демографической политики развитых стран.
2.Экологические аспекты в деятельности Организации стран экспортеров нефти.
Вариант 8
1.Влияние форм государственного устройства на экономическую жизнь стран мира.
2.Характеристика минерально-сырьевой базы Канады.
Вариант 9
1.Влияние религии на развитие экономики страны.
2.Экономико-географическая характеристика сельского хозяйства Австралии.
Вариант 10
1.Оценка демографической ситуации и типов воспроизводства населения по странам и регионам мира.
2.Специфика экономико-географического положения европейского континента.
Вариант 11
1.Развитие экономики государства в условиях демократического и антидемократического режимов (сравнительный анализ).
2.Современное состояние демографической ситуации в Африке.
Вариант 12
1.Современные тенденции развития мирового процесса урбанизации.
2.Природные ресурсы Латинской Америки.
Вариант 13
1.Роль лесных ресурсов мира в размещении производства.
2.Минерально-сырьевая база Аргентины.
Вариант 14
1.Мегаполисы как высшее звено мирового процесса урбанизации.
2.Особенности экономико-географического положения Бразилии.
Вариант 15
1.Сравнительный анализ географии мировой черной и цветной металлургии.
2.Место и роль Всемирного совета по водным ресурсам в решении проблем управления водными ресурсами.
Вариант 16
1.Динамика, структура и основные факторы размещения предприятий мировой топливно-энергетической промышленности.
2.Развитие национальных парков как элемент деятельности международных организаций.
Вариант 17
1.Система экономических районов развитых стран мира.
2.Особенности минерально-сырьевой базы Африки.
Вариант 18
1.Минеральные ресурсы мира: понятие, классификация, методы оценки.
2.Особенности экономико-географического положения малых стран Европы.
Вариант 19
1.Современные формы и методы демографической политики развивающихся стран.
2.Отраслевая структура и размещение промышленности Европы.
Вариант 20
1.Международная миграция рабочей силы как фактор развития национальной экономики.
2.Изменения на политической карте Европы и их влияние на динамику развития экономики континента.
Вариант 21
1.Классификации отраслей мировой промышленности.
2.Особенности экономико-географического положения стран Скандинавского полуострова.
Вариант 22
1.Рекреационные ресурсы: понятие, структура, способы оценки. Роль рекреационных ресурсов в развитии туризма.
2.Отраслевая структура и размещение сельского хозяйства Европы.
Вариант 23
1.Влияние научно-технического прогресса на отраслевую и территориальную структуру мировой промышленности.
2.Нефтеэкспортирующие страны Азии: географические характеристики и основные черты хозяйствования.
Вариант 24
1.Земельные ресурсы и их роль в развитии агропромышленного комплекса мира.
2.Специфика географии населения и этнического состава Латинской Америки.
Вариант 25
1.Мировой морской транспорт и его роль в развитии трансконтинентальных экономических связей.
2.Экономико-географическая характеристика субрегиона Азии (на примере одного из субрегионов).
Вариант 26
1.Роль мирового металлургического комплекса в развитии других отраслей промышленности.
2.Особенности обеспеченности природными ресурсами азиатского региона.
Вариант 27
1.Сущность, назначение и эффективность региональной социально-экономической политики (на опыте одной из стран мира).
2.Сравнительная характеристика экономико-географического положения Австралии и Новой Зеландии.
Вариант 28
1.Население как фактор размещения мирового сельского хозяйства.
2.Влияние природно-климатических условий Африки на экономико-географическое положение континента.
Вариант 29
1.Структура и факторы размещения мировой химической промышленности.
2.География населения Бразилии.
Вариант 30
1.Наукоемкость как один из ключевых факторов развития мирового машиностроения.
2.Роль Программы ООН по окружающей среде в решении экологических проблем на региональном уровне.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ МИРА ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЧАСТЬ 1. Общая характеристика мира
Тема 1. Современная политическая карта мира
Многообразие стран современного мира
Карточка № 1
Многообразие стран современного мира
Определите:
- В чем заключается принципиальное отличие понятий «страна» и «государство»?
- Какое из этих понятий более соответствует содержанию географической науки и почему?
- Что именно (страны или государства) являются главными объектами политической карты мира и почему?
Карточка № 2
Многообразие стран современного мира
Попробуйте представить себе политическую карту мира начала эпохи Великих географических открытий.
- Из перечня современных стран выпишите страны, которые были бы обозначены на этой карте.
Германия, Франция, Испания, Япония, Португалия, Великобритания, Россия, Италия, Турция, Греция.
- Какие современные страны расположены в пределах государственных образований, существовавших в XV- XVI веках.
Османская империя: .
Персия: .
Священная Римская империя: .
Карточка № 3
Многообразие стран современного мира
С помощью таблиц, помещенных на форзацах 1 и 2 учебника, а также таблицы 1 (стр. 379) в Приложениях определите страны (территории), входившие в состав колониальных империй указанных стран. Заполните таблицу (по 1-2 примера).
Регион | Великобритания | Франция | Португалия | Испания |
Азия | ||||
Африка | ||||
Америка |
Карточка № 4
Многообразие стран современного мира
С помощью таблиц, помещенных на форзацах 1 и 2 учебника, определите относительные размеры площади территорий стран. Заполните пропуски в предложениях.
1. По площади территории Германия ________________ Великобритании, но _________________ Франции.
2. — самая большая по площади страна в Южной Америке.
3. Самая большая по площади территории страна Африки — ____________, а самая маленькая — ___________________.
Карточка № 5
Многообразие стран современного мира
Используя текст учебника (стр. 10) и «визитные карточки» стран, помещенные на форзацах 1 и 2, а также карту атласа «Численность населения стран мира» (стр. 7), заполните таблицу.
Группы стран | Численность населения (млн. чел.) | Примеры стран |
Крупнейшие | Более 1000 | |
Крупные | ||
Средние | ||
Малые | ||
Карликовые |
Карточка № 6
Многообразие стран современного мира
С помощью текста учебника (стр. 10), политической карты мира (стр. 4-5) и карты регионального деления мира (стр. 1) в атласе классифицируйте перечисленные страны по критерию географического положения. Пример: Италия — полуостровное государство в Южной Европе.
Индия — .
Япония — ______________________________________.
Чехия — _______________________________________.
Чили — .
Исландия — ________________________________________.
Карточка № 7
Многообразие стран современного мира
С помощью текста учебника (стр.10), политической карты мира (стр. 4-5) и карты регионального деления мира (стр. 1) в атласе классифицируйте перечисленные страны по критерию географического положения. Пример: Италия — полуостровное государство в Южной Европе.
Норвегия — .
Непал — .
Белоруссия — .
Куба — .
Эквадор — _______________________________________.
Карточка № 8
Многообразие стран современного мира
По рейтингу индекса развития человеческого потенциала (ИЧР, ИРЧП), ежегодно составляемому специальной комиссией ООН, Канада постоянно занимает более высокое место, чем США, хотя показатели ВВП в этих странах весьма близки.
Объясните это, используя данные из учебника (форзац 2, таблицы 14, 15, 23).
Карточка № 9
Многообразие стран современного мира
С помощью текста учебника (стр. 11-12) классифицируйте перечисленные страны по критерию уровня экономического развития. Заполните таблицу. Франция, Австралия, Южно-Африканская Республика, Греция, Республика Корея, Израиль, Германия (ФРГ), Канада, Сингапур, Испания, Нидерланды, Новая Зеландия, Япония, Великобритания.
Группы стран | Страны |
Страны «большой семерки» | |
Развитые страны Европы | |
Неевропейские развитые страны | |
Новые индустриальные страны |
Карточка № 10
Многообразие стран современного мира
С помощью цитаты из учебника (стр. 12) объясните,, почему Индию, Китай, Бразилию и Мексику объединяют понятием «ключевые развивающиеся страны».
Карточка № 11
Многообразие стран современного мира
С помощью учебника (стр. 12-13) впишите перечисленные страны в таблицу.
Нигерия, Республика Корея, Бразилия, Республика Чад, Колумбия, Нигер, Тайвань, Кувейт, Индонезия, Ливия, Бангладеш, Венесуэла, Кения.
Группы стран | Страны |
Новые индустриальные страны | |
Ключевые развивающиеся страны | |
Нефтеэкспортирующие страны | |
Относительно развитые страны | |
Слаборазвитые страны | |
Наименее развитые страны |
Карточка № 12
Многообразие стран современного мира
Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.
Страна: .
Столица: .
Региональная принадлежность:
Форма правления:
Государственное устройство:
Карточка № 13
Многообразие стран современного мира
Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите сведения об этой стране.
Страна: ___________________
Столица: __________________
Региональная принадлежность:
Форма правления: __________
Государственное устройство:
Карточка № 14
Многообразие стран современного мира
Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.
Страна: ___________________
Столица: __________________
Региональная принадлежность:
Форма правления: _
Государственное устройство:
Карточка № 15
Многообразие стран современного мира
Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.
Страна:____________________
Столица: __________________
Региональная принадлежность:
Форма правления: _
Государственное устройство:
Карточка № 16
Многообразие стран современного мира
Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.
Страна:
Столица:
Региональная принадлежность:
Форма правления:
Государственное устройство:
Карточка № 17
Многообразие стран современного мира
Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.
Страна:
Столица:
Региональная принадлежность:
Форма правления:
Государственное устройство:
Карточка № 18
Многообразие стран современного мира
Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.
Страна:
Столица:
Региональная принадлежность:
Форма правления:
Государственное устройство:
Карточка № 19
Многообразие стран современного мира
Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.
Страна:
Столица:
Региональная принадлежность:
Форма правления:
Государственное устройство:
Карточка № 20
Многообразие стран современного мира
Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.
Страна:
Столица:
Региональная принадлежность:
Форма правления:
Государственное устройство:
Карточка № 21
Многообразие стран современного мира
Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.
Страна:
Столица:
Региональная принадлежность:
Форма правления:
Государственное устройство:
Карточка № 22
Многообразие стран современного мира
Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.
Страна:
Столица:
Региональная принадлежность:
Форма правления:
Государственное устройство:
Карточка № 23
Многообразие стран современного мира
Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.
Страна:
Столица:
Региональная принадлежность:
Форма правления:
Государственное устройство:
Карточка № 24
Многообразие стран современного мира
Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.
Страна:
Столица:
Региональная принадлежность:
Форма правления:
Государственное устройство:
Карточка № 25
Многообразие стран современного мира
Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.
Страна:
Столица:
Региональная принадлежность:
Форма правления:
Государственное устройство:
Карточка № 26
Многообразие стран современного мира
Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.
Страна:
Столица:
Региональная принадлежность:
Форма правления:
Государственное устройство:
Карточка № 27
Многообразие стран современного мира
Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.
Страна:_____________________
Столица:
Региональная принадлежность:
Форма правления:
Государственное устройство:
Карточка № 28
Многообразие стран современного мира
Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.
Страна:
Столица:
Региональная принадлежность:
Форма правления:
Государственное устройство:
Карточка № 29
Многообразие стран современного мира
Определите страну, изображенную на фрагменте контурной карты. С помощью «визитной карточки» стран мира на форзаце учебника укажите основные справочные сведения об этой стране.
Страна:
Столица:
Региональная принадлежность:
Форма правления:
Государственное устройство:
Влияние международных отношений на политическую карту мира
Карточка № 30
Политическая карта мира
С помощью текста учебника (стр.9, 14) сравните современную политическую карту мира с аналогичными картами 20-х, 50-х и 90-х годов XX века. Приведите примеры стран:
- исчезнувших с политической карты мира после окончания Первой Мировой войны;
- исчезнувших с политической карты мира после окончания Второй Мировой войны;
- исчезнувших с политической карты мира в 90-х годах XX века.
Карточка № 31
Политическая карта мира
С помощью текста учебника (стр. 9, 14), а также знаний, полученных на уроках истории, сравните современную политическую карту мира с аналогичными картами 20-х, 50-х и 90-х годов XX века. Приведите примеры стран:
- появившихся на политической карте мира после окончания Первой мировой войны;
- появившихся на политической карте мира после окончания Второй Мировой войны;
- появившихся на политической карте мира в 90-х годах XX века.
Карточка № 32
Политическая карта мира
С помощью текста учебника (стр. 16) и сведений, полученных из средств массовой информации, составьте перечень стран, в которых имеют место вооруженные конфликты. Расположите их по регионам мира. Укажите, в каких случаях имеет место внутригосударственные конфликты, а в каких — межгосударственные (между какими странами). Заполните таблицу.
Регионы | Страны | Характер конфликта (конфликтующие страны) |
Азия | ||
Африка | ||
Европа |
Государственный строй стран мира
Карточка № 33
Государственный строй
С помощью текста учебника и знаний, полученных на уроках истории, литературы, основ государства и права, определите:
1) Какими двумя основными признаками процесса формирования государственной власти отличается республиканская форма правления от монархической?
Карточка № 34
Государственный строй
С помощью «визитной карточки» стран мира (форзацы 1 и 2 учебника) классифицируйте перечисленные страны по форме правления. Заполните таблицу.
ФРГ, Кувейт, Япония, Латвия, Индия, Саудовская Аравия, Оман, Польша, Нидерланды, Венгрия, Марокко, Египет, Великобритания.
Республики | Монархии | |
Конституционные (ограниченные) | Абсолютные | |
Карточка № 35
Государственный строй
Определите, по какому критерию выбраны перечисленные страны, и определите страну, не соответствующую этому критерию.
Норвегия, Великобритания, Кувейт, Дания, Таиланд, Финляндия, Испания.
Критерий:
«Лишняя» страна:
Карточка № 36
Государственный строй
Определите, по какому критерию выбраны перечисленные страны, и определите страну, не соответствующую этому критерию.
Нидерланды, Польша, Венгрия, Вьетнам, Франция, Индия, Бразилия, Чили.
Критерий: _______________________
«Лишняя» страна:
Карточка № 37
Государственный строй
С помощью атласа (стр. 6) подтвердите или опровергните утверждение.
Федеративных стран меньше, чем унитарных, но к ним относятся большинство крупнейших по площади стран мира.
Подтверждающие примеры:
Карточка № 38
Государственный строй
С помощью текста учебника (стр.19) заполните пропуски в предложениях.
- Страны, имеющие федеративное государственное устройство, как правило отличаются ____________________ территорией и сложным составом населения.
- Франция, как и ФРГ, имеет форму правления, но отличается от неё государственным устройством.
- США, как и , являются , но отличаются от неё формой правления.
Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды
Взаимодействие общества и природы
Карточка № 39
Взаимодействие общества и природы
Подтвердите соответствующей цитатой из учебника ответ на вопрос.
Являются ли понятия «географическая оболочка» и «географическая среда» синонимами?
Цитата: _______________________________________________________.
Карточка № 40
Взаимодействие общества и природы
Используя знания, полученные в курсе физической географии, приведите примеры воздействия человеческого общества на оболочки Земли.
а) на литосферу: ____________________________________
б) на атмосферу: ____________________________________
в) на гидросферу: __________________________________
Мировые природные ресурсы
Карточка № 41
Мировые природные ресурсы
Классифицируйте предложенные ресурсы по возобновимости и исчерпаемости. Заполните таблицу.
Виды природных pecypсов: почвы, ветер, бурый уголь, нефть, морская вода, медные руды, леса, гравитационная энергия, пресная вода, приливно-отливные волны, океанические течения, атмосферный воздух.
Неисчерпаемые ресурсы | Почерпаемые ресурсы | |
Возобновимые | Невозобновимые | |
Карточка № 42
Мировые природные ресурсы
С помощью текста учебника (стр. 30-31) определите критерий, по которому сгруппированы различные виды природных ресурсов. Укажите названия для приводимых групп природных ресурсов.
Критерий: ____________________________________________
Группа 1 | Группа 2 | Группа 3 |
( ________________ ресурсы) Медные руды Бокситы Железные руды Оловянные руды | ( ________________ ресурсы) Бурый уголь Торф Каменный уголь Нефть | ( __________________ ресурсы) Ветер Минеральное топливо Солнечная энергия Океанские течения |
Карточка № 43
Мировые природные ресурсы
Океанские течения — колоссальный, практически неисчерпаемый источник энергии. Предполагалось сооружение суперэлектростанции в одном из проливов, в котором проходит самое мощное на земле холодное течение. Используя знания, полученные в курсах физической географии и истории определите:
- О каком проливе идет речь, если он является межконтинентальным и назван именем моряка, за свои пиратские успехи получившего дворянский титул?
- Какие материки разделяет этот пролив?
- Какое течение проходит в этом проливе?
Карточка № 44
Мировые природные ресурсы
С помощью текста учебника (стр.31), структурной схемы мирового земельного фонда и картосхемы обеспеченности земельными ресурсами (рис. 6 и 7, блок 3) заполните пропуски в предложениях.
- Общая площадь, занятая лугами и пастбищами ____________________ суммарной площади пахотных земель и ______________________, но значительно площади, занятой ____________________.
- Основная часть обрабатываемых земель сосредоточена в ______________ и _____________________ широтах Земли, главном образом в ____________ и _________________________.
Карточка № 45
Мировые природные ресурсы
С помощью знаний, полученных в курсе физической географии, а также картосхемы обеспеченности земельными ресурсами (рис. 7, блок 3):
- Назовите факторы, определяющие обеспеченность той или иной страны пахотными землями.
- Укажите, какие территории не включены в понятие «мировой земельный фонд», если общая площадь суши составляет 14,9 млрд. га, а земельный фонд — 13,1 млрд. га.
Карточка № 46
Мировые природные ресурсы
Создание больших водохранилищ на реках позволяет регулировать сток и накапливать запасы воды для последующего использования. Однако, экологические последствия появления этих водохранилищ могут свести на нет все их достоинства. С помощью сведений, полученных в курсе физической географии, укажите:
- Как изменяется средняя скорость течения реки при создании на ней водохранилищ?
- Что происходит с твердым стоком реки при создании на ней водохранилищ?
- Почему в районах крупных водохранилищ учащаются ураганы и смерчи?
Карточка № 47
Мировые природные ресурсы
С помощью текста учебника (стр. 37, 48) и знаний, полученных в курсе физической географии, расшифруйте значение следующих географических названий:
- Сельва: _________________________________________
- Тайга: __________________________________________
- Джунгли: _______________________________________
- Скрэб: __________________________________________
- Буш: ___________________________________________
Карточка № 48
Мировые природные ресурсы
С помощью текста учебника (стр. 39), а также знаний, полученных на уроках физики и биологии (растворимость в воде газов и твердых веществ, фито - и зоомасса), объясните:
- Почему видовое разнообразие живых организмов в Мировом океане больше в низких широтах, а их общая биомасса — в средних и высоких?
- Какой фактор является определяющим для распределения жизни в океане в зависимости от глубины?
Карточка № 49
Мировые природные ресурсы
Картины-пейзажи знаменитых художников «голландской школы», как правило, содержат изображение ветряных мельниц, одной или даже нескольких, стоящих рядом. Такое количество мельниц в маленькой Голландии просто не могло быть обеспечено нужным для работы количеством зерна. Используя сведения, полученные на уроках истории, объясните:
- С какой целью использовалась ветровая энергия в Голландии XV-XVIII веков (при ответе учтите, что официальное название страны — Нидерланды) и с какими физико-географическими особенностями территории страны это связано?
Загрязнение и охрана окружающей среды
Карточка № 50
Загрязнение и охрана окружающей среды
С помощью карты атласа «Уровень загрязнения атмосферы» (стр. 21) заполните пропуски в предложениях.
1) Уровень загрязнения атмосферы над территорией страны ___________ пропорционален её и пропорционален площади её территории.
2) Уровень загрязнения атмосферы над территорией страны (в расчете на душу населения) ________________________ пропорционален численности её населения и ___________________ пропорционален _________________.
Карточка № 51
Загрязнение и охрана окружающей среды
С помощью учебника (стр. 41-43), политической карты мира и карты «Производство и окружающая среда» в атласе (стр. 4-5, 21) заполните таблицу.
Объем производства — загрязнение окружающей среды | Страны |
Рост объемов производства с уменьшением масштабов загрязнения | |
Рост объемов производства с увеличением масштабов загрязнения | |
Снижение объемов производства и снижение масштабов загрязнения |
Карточка № 52
Загрязнение и охрана окружающей среды
С помощью текста учебника (стр. 36-43) сформулируйте три элемента антропогенной составляющей развития парникового эффекта в атмосфере Земли.
1) ____________________________________________________
2)_____________________________________________________
3) ____________________________________________________
Тема 3. География населения мира
Численность и воспроизводство населения
Карточка № 53
Население мира
Рассмотрите график в блоке 4 иллюстраций учебника (рис. 10). Используя знания физической географии, а также истории, объясните:
- С какой важной эпохой в истории человечества связано ускорение роста численности жителей Земли в XV- XVIII веках?
- Какие регионы Земли «теряли», а какие — «приобретали» в это время значительные массы людей?
Карточка № 54
Население мира
С помощью текста учебника (стр. 58-60) составьте перечень факторов, определяющих показатели естественного движения населения. Выделите факторы, положительно или отрицательно влияющие на показатели рождаемости и смертности. Заполните таблицу.
Показатели естественного движения населения | Стимулирующие факторы | Тормозящие факторы |
Рождаемость | ||
Смертность |
Карточка № 55
Население мира
С помощью текста учебника (стр. 58-60) заполните пропуски в предложениях.
1) Первый тип воспроизводства населения характеризуется _____________ показателями __________________ и _______________ и относительно ______________ естественным приростом.
2) Второй тип воспроизводства населения характеризуется __________ показателями _______________ и _______________ и относительно ________
естественным приростом.
Карточка № 56
Население мира
С помощью текста учебника (стр. 59) и данных, помещенных в таблице 12 Приложений, сформулируйте общую характеристику типа воспроизводства населения по относительным показателям рождаемости, смертности и естественного прироста для стран Восточной : Европы, включая Россию. Заполните пропуски в предложении.
Воспроизводство населения в странах Восточной Европы характеризуется ___________ показателями рождаемости, ______________ показателями смертности и,____________________ как результат этого, ______________ естественным приростом.
Карточка № 57
Население мира
С помощью картосхемы типов воспроизводства населения в учебнике (рис. 13, блок 3) и данных, помещенных в : таблицах 12, 13 и 15 Приложений определите правильность следующих утверждений.
1) Рождаемость в странах 1 типа воспроизводства ниже, чем в странах 2 типа воспроизводства.
2) Смертность в странах 2 типа воспроизводства ниже, чем в странах 1 типа воспроизводства, поэтому естественный прирост в этих странах выше.
3) Рождаемость в странах 1 типа воспроизводства ниже, чем в странах 2 типа, а смертность — выше, поэтому естественный прирост в этих странах ниже.
Карточка № 58
Население мира
В материалах Программы развития ООН (United Nations Development Program) определяется несколько уровней грамотности: от полной (литературной) грамотности до функциональной неграмотности (низший уровень), разработайте собственную трехуровневую шкалу грамотности, определив критерии оценки для каждого уровня.
Уровень 1: .
Уровень 2: .
Уровень 3: .
Состав (структура) населения
Карточка № 59
Население мира
С помощью текста учебника (стр. 66-67) определите, какое из приведенных утверждений является ошибочным.
- В западноевропейских странах и странах СНГ в структуре населения численно преобладают женщины.
- Внешние миграции населения постепенно выравнивают соотношение мужчин и женщин в ряде стран Азии и Африки.
- Самая высокая доля мужчин в населении характерна для нефтедобывающих стран Персидского залива.
- Доля женского населения в Китае, в отличие от Индии, меньше доли мужского населения.
Карточка № 60
Население мира
В большинстве стран мира трудоспособным возрастом считается возрастной интервал с 14 до 60 (65) лет. Проанализируйте возрастнополовые пирамиды стран 1 и 2 типов воспроизводства населения и определите:
- Для какого типа воспроизводства характерна большая Доля населения в трудоспособном возрасте?
- В каких возрастных диапазонах наиболее заметна разница между типами воспроизводства населения?
- Какими факторами объясняется высокая доля младших возрастов в странах 2 типа воспроизводства в сравнении со странами 1 типа воспроизводства?
Карточка № 61
Население мира
С помощью карты атласа «Крупнейшие языковые семьи и народы» (стр. 12) и текста учебника (стр. 68) классифицируйте перечисленные народы по принадлежности к языковым семьям. Заполните таблицу.
Итальянцы, французы, китайцы (хань), американцы США, бразильцы, египтяне, бирманцы, пенджабцы, англоавстралийцы, иракцы, марокканцы, иранцы.
Языковые семьи | Народы |
Карточка № 62
Население мира
Для многих народов мира, в том числе и весьма много численных, не существует понятия «своего» языка, поскольку они говорят на языках своих бывших колониальных метрополий. С помощью карты атласа ; «Крупнейшие языковые семьи и народы» (стр. 12) определите, какие языки являются официальными или государственными для перечисленных стран.
Бразилия: . Австралия: .
Канада: . Индия: .
Мексика: . Сирия: .
Куба: . Ангола: .
Карточка № 63
Население мира
С помощью карты атласа «Крупнейшие языковые семьи и народы» (стр. 12) заполните таблицу.
Венесуэла, Австралия, Ангола, Куба, США, Чили, Мозамбик, Сенегал, Алжир, Аргентина, ЮАР, Мадагаскар, Канада, Д.Р Конго.
Официальный (государственный) язык | Страны |
Английский | |
Французский | |
Испанский | |
Португальский | |
Арабский | |
Двуязычные страны |
Карточка № 64
Население мира
С помощью карты «Крупнейшие языковые семьи и народы» в атласе (стр. 12) заполните пропуски в предложениях.
- Бразильцы, так же как и _____________, говорят на ______________ языке, относящемся к ______________ группе ____________ семьи.
- Канада, так же как и ________________, является двуязычной страной.
- Тунис, Марокко, , — арабоязычные страны.
- В отличие от Ирака, государственный язык Ирана относится к ________ языковой семье.
Карточка № 65
Население мира
Определите, какие из приведенных в перечне языков на самом деле не существуют.
Немецкий, бельгийский, финский, турецкий, кубинский, венгерский, шведский, польский, индийский, бразильский, египетский, сирийский, словацкий, болгарский.
Карточка № 66
Население мира
С помощью текста учебника и карты «Религии мира» в атласе заполните пропуски в предложениях.
- Наиболее широкую географию распространения среди мировых религий имеет ___________.
- Ислам является доминирующей религией в странах Юго-Западной Азии и __________.
- Национальная японская религия называется ____________________.
- Конфуцианство и — наиболее распространенные национальные религии в .
- Население Непала, Таиланда, Монголии и Мьянмы исповедует в основном _________________.
Карточка № 67
Население мира
С помощью текста учебника и карты «Религии мира» в ; атласе, а также знаний, полученных в курсе истории, ; определите, приверженцы каких религий считают для себя священными перечисленные географические пункты (укажите страны, на территории которых они находятся):
1) Мекка ; 5) Афон ;
2) Иерусалим ; 6) Вифлеем ;
3) Лхаса ; 7) Медина ;
4) Рим ; 8) Лумбини ;
9) Синай ; 10) Фудзияма .
Карточка № 68
Население мира
С помощью текста учебника (стр. 69-71) и карты «Религии мира» в атласе заполните таблицу.
Мировые религии | Основные конфессии | Примеры стран |
Христианство | ||
Ислам | ||
Буддизм |
Размещение и миграции населения
Карточка № 69
Население мира
С помощью текста учебника (стр. 71-72) и диаграммы; (рис. 15, блок 5) заполните пропуски в предложениях.
Население Земли проживает в основном в условиях ______ рельефа. Более половины людей населяет территории, удаленные не более чем на _______ км от побережья морей и океанов. Большая часть населения Земли сосредоточена в ________________ и __________________ широтах. Самая высокая средняя плотность населения в небольших, преимущественно ____________ странах.
Карточка № 70
Население мира
С помощью текста учебника самостоятельно сформулируйте определения для двух основных миграционных процессов, вместе составляющих понятие «международные (внешние) миграции».
Эмиграция — ____________________________________.
Иммиграция — .
Карточка № 71
Население мира
С помощью текста учебника (стр. 72- 74) классифицируйте перечисленные страны по критерию миграционного вектора (соотношения потоков эмигрантов и иммигрантов для данной страны). Заполните таблицу.
Кувейт, Австралия, Россия, Эфиопия, Канада, США, Объединенные Арабские Эмираты, Китай, Израиль, Индия, Турция, ФРГ, Франция, Пакистан.
Иммигрантские страны (преобладает въезд) | Эмигрантские страны (преобладает выезд) |
Карточка № 72
Население мира
Используя знания, полученные на уроках истории и литературы, укажите государственную принадлежность городов, возраст которых исчисляется несколькими тысячелетиями.
Иерихон (более 6000 лет): .
Рим (более 2800 лет): .
Самарканд (около 2600 лет): .
Афины (более 2500 лет): .
Стамбул (около 2600 лет): .
Иерусалим (более 3000 лет): .
Александрия (около 2300 лет): .
Карточка № 73
Население мира
Рассмотрите картосхему крупнейших городов мира (рис. 17 блок 5) в учебнике. С помощью текста учебника (стр. 75-78), а также данных таблицы 16 Приложений, определите критерии, по которым сгруппированы города и дополните перечень в соответствии с этим критерием (не менее трех дополнений).
- Токио, Мехико, Москва, Париж, Лондон, Дели, Буэнос-Айрес, Джакарта, Каир,________________________________________________________.
Критерий группировки: .
- Нью-Йорк, Токио, Лондон, Рио-де-Жанейро, Джакарта, Лагос, ___________ .
Критерий группировки: .
Карточка № 74
Население мира
Используя знания, полученные на уроках истории и литературы, объясните названия сельских населенных пунктов.
Аул — .
Кишлак — .
Село — .
Хутор — .
Деревня — .
Карточка № 75
Население мира
С помощью текста учебника (стр. 74- 75), картосхемы уровня урбанизации по странам мира (рис. 18, блок 5), также данных, приведенных в таблице 17 Приложений заполните пропуски в предложениях.
1. Средний уровень урбанизации в Южной Америке выше, чем в ________ , но ниже, чем в .
2. США и имеют примерно одинаковый уровень урбанизации, но абсолютная численность городского населения больше в .
3. Темпы урбанизации в экономически развитых странах _______________, чем в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.
Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство
Характеристика научно-технической революции
Карточка № 76
Научно-техническая революция
В природе и обществе существуют два пути развития и совершенствования — эволюционный и революционный.
С помощью текста учебника (стр. 91 выделенный текст), а также знаний, полученных в курсах обществознания, биологии и физики, определите, в чем состоит принципиальная разница между этими понятиями.
Карточка № 77
Научно-техническая революция
Используя текст учебника (стр. 91-97), а также знания, полученные на уроках истории, физики и химии, укажите примеры проявления НТР (революционные изменения) в следующих областях человеческой деятельности:
- транспорт: : ;
- энергетика: ;
3) связь: ' ;
4) сельское хозяйство:
Карточка № 78
Научно-техническая революция
С помощью текста учебника (стр. 94), а также знаний, полученных на уроках физики и химии, определите, какой характер (эволюционный или революционный) носят следующие новшества, появившиеся в течение XX века.
- Автомобили, развивающие скорость более 200 км/час:
- Авиационный транспорт: .
- Подводная лодка: .
- Супертанкеры (более 100 тыс. т): .
- Реактивный двигатель: .
- Космическая техника: .
- Монорельсовые дороги: .
Карточка № 79
Научно-техническая революция
С древнейших времен люди мечтали о создании механических слуг. Примерно с тех же давних времен люди опасались «бунта машин», который может привести к уничтожению человечества. Американский писатель- фантаст Айзек Азимов сформулировал «три закона робототехники», которые должны обезопасить от этого человечество.
Найдите, вспомните, или же сформулируйте самостоятельно три обязательных требования, которые следует закладывать в программное обеспечение всех без исключения роботов, чтобы исключить возможность их «бунта» против человека.
Карточка № 80
Научно-техническая революция
С помощью текста учебника (стр. 93-96), а также с помощью собственных представлений, сформулируйте определения для двух различных составляющих единого производственного процесса, отметив их принципиальное различие. Укажите, для какой из них более характерен эволюционный, а для какой — революционный путь развития.
Техника: .
Технология: _____________________________________.
Карточка № 81
Научно-техническая революция
С помощью текста учебника и собственных представлений о глобальных информационных сетях ответьте на вопросы:
- Какие два основных элемента включают в себя все глобальные и региональные информационные системы, включая Интернет и системы ГИС?
- В чем преимущества системы Интернет перед традиционными источниками информации и связи?
Мировой хозяйство
Карточка № 82
Мировое хозяйство
С помощью текста учебника (стр. 98), определите роль отдельных элементов в формировании современного мирового хозяйства как единой системы.
Крупная машинная индустрия .
Межконтинентальный и трансконтинентальный транспорт ______________.
Международные центры торговли и информационные сети ______________.
Карточка № 83
Мировое хозяйство
С помощью знаний, полученных в курсе экономической и социальной географии России, перечислите факторы (группы факторов), определяющие экономическую специализацию той или иной страны (региона) в международном географическом разделении труда.
Карточка № 84
Мировое хозяйство
С принятием единой Европейской конституции Европейский союз фактически превращается в единое государственное образование — конфедерацию.
- Назовите два современных государственных образования, которые по своему государственному устройству (формально или фактически) являются конфедерациями.
- С помощью текста учебника (стр. 101) перечислите признаки единого государственного образования, которыми уже обладает Европейский союз.
Карточка № 85
Мировое хозяйство
В составе Организации стран-экспортеров нефти действует Организация арабских стран — экспортеров нефти (ОАПЕК), как наиболее авторитетная группа стран.
- Из перечня стран — членов ОПЕК, помещенного на странице 102 в учебнике, выделите группу стран, входящих в ОАПЕК.
- С помощью данных, содержащихся в таблице 3 Приложений, определите:
а) Каковы суммарные разведанные запасы нефти на территориях этих стран?
б) Какие страны входят в «первую тройку» по разведанным запасам нефти?
Карточка № 86
Мировое хозяйство
Среди десятков тысяч транснациональных корпораций выделяются некоторые, названия которых известны всему миру. Укажите сферу деятельности крупнейших ТНК.
Форд: _______________________________________.
Бритиш-Петролеум: ___________________________.
Филлипс: ____________________________________.
Макдональдс: ________________________________.
Кока-Кола: ___________________________________.
Хилтон: _____________________________________.
Эрбас Индастри: ______________________________.
Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства
Карточка № 87
Структура мирового хозяйства
С помощью сведений, полученных в ходе изучения темы 4, а также текста учебника (стр. 94, 102-104) определите:
- Каков механизм перехода общества с доиндустриальной ступени развития на индустриальную и, в дальнейшем, постиндустриальную?
- Что является необходимым условием подготовки общества к такому переходу?
Карточка № 88
Структура мирового хозяйства
С помощью текста учебника (стр. 103-104) и карты атласа «Структура хозяйства» (стр. 15) классифицируйте перечисленные страны по критерию уровня развития общества. Заполните таблицу.
Польша, Канада, Япония, Австралия, Иран, США, Россия, Великобритания, Камерун, Мьянма, Китай, Эфиопия, Узбекистан, Мали.
Аграрные страны | Индустриальные страны | Постиндустриальные страны |
Карточка № 89
Структура мирового хозяйства
С помощью текста учебника (стр. 105-107) заполните таблицу.
Франция, Канада, Кувейт, Бразилия, Украина, Германия, Тайвань, ОАЭ, Казахстан, Австрия, Япония, Нидерланды, Россия, Эстония, Греция.
Модели мирового хозяйства | Страны |
Двухчленная | Развитые: |
Развивающиеся: | |
Трехчленная | Развитые страны Запада: |
Развивающиеся: | |
Страны с переходной экономикой: |
Карточка № 90
Структура мирового хозяйства
С помощью текста учебника (стр. 107-108) и карты атласа «Англо-Америка. Хозяйство» (стр. 39) определите тип перечисленных районов (штатов) США по критериям территориальной структуры хозяйства для экономически развитых стран.
1) Штат Вашингтон (Олимпия), Дальний Запад США, Тихоокеанское побережье: авиакосмический комплекс, электронное машиностроение.
Тип района: __________________________.
2) Штат Канзас (Канзас-Сити), Средний Запад США, Центральные равнины: зерноводство (кукуруза, пшеница), Молочное и мясное скотоводство, свиноводство. Тип района: ____________________________.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная контрольная работа по теме "Проценты", 6 класс
Данный урок относится к типу урока: контроль и проверка знаний учащихся по теме "Проценты". Не всгда на уроках данного типа удается сформировать компетенции учащихся, такой тип контрольной работы форм...
Комплексная контрольная работа 4 класс
Материалы ФГОС начальная школа...
Комплексная контрольная работа
Данную работу можно провести в начале в в конце учебного года для сравнения результатов обученности учащихся. Предназначена для учащихся 5-х классов....
Комплексные контрольные работы
Работы предназначены для учащихся 9-11 классов...
Комплексная контрольная работа по английскому языку в 4 классе.
Здесь представлена комплексная работа по английскому языку для учащихся 4 класса для контроля навыков аудирования, чтения, грамматических и лексических знаний. ...
Комплексная контрольная работа по географии 5 класс
Компексная контрольная работа разработана па требованиям ФГОС...
Комплексная контрольная работа по истории Древнего мира
Комплексная контрольная работа по истории Древнего мира по формированию УУД 5 класс...
- Мне нравится (1)