Стороны горизонта. Ориентирование.
план-конспект урока по географии (5 класс)

Бражникова Наталья Николаевна

Сформировать у учащихся умение ориентироваться по плану и на местности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_5kl.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии

Учитель :Бражникова Н.Н.

Предмет

География 5а класс

Тема урока

 Стороны горизонта. Ориентирование.

Цель урока

Сформировать у учащихся умение ориентироваться по плану и на местности.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Основные понятия

Ориентирование. Стороны горизонта. Компас. Азимут.

Межпредметные связи

Математика, природоведение, история.

Оборудование

Топографический план местности, компасы, учебники, атласы, маршрутные листы.

Планируемые результаты

Предметные:

- определять стороны горизонта;

 - ориентироваться  по компасу на плане и местности;

- понимать роль ориентирования для человека.

Метапредметные:

- высказывать предположения на основе учебного материала;

- устно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения;

- слушать и понимать речь других;

- находить и анализировать информацию;

- работать по плану; осуществлять самоконтроль.

Личностные:

- овладение географическими знаниями и умениями их применять в различных жизненных ситуациях.

Этапы урока

  УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствие.

Мотивационный этап.

Постановка учебной задачи.

Целеполагание.

Основной этап.

Открытие нового знания.

Применение новых знаний.

Первичное закрепление.

Самостоятельная работа и проверка

Заключительный этап (рефлексия, подведение итогов, оценивание)

Домашнее задание.

Формирование мотивационной основы учебной деятельности (Л).

Формулирование темы и цели урока (П).

Осознание цели урока (М)

Работать по плану, инструкции;

 - осуществлять самоконтроль (М)

Формирование устойчивого познавательного интереса,

- самоопределение, самосознание (Л)

Работать по плану, инструкции;

 - осуществлять самоконтроль (М)

Формирование устойчивого познавательного интереса,

- самоопределение, самосознание (Л)

Анализ объекта с целью выделения признаков,

-определение основной   информации (М)

Формирование уважительного отношения к иному мнению (Л)

Смысловое чтение и извлечение необходимой информации (

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (М)

 Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом (Л)

Урок начинается с приветствия учащихся:

Актуализация знаний.

- на слайде лес и вы заблудились в лесу.

Каждый из нас может оказаться в такой ситуации, например если мы заблудились и нужно найти верную дорогу назад. Что же делать? Определить своё местонахождение относительно сторон горизонта и других объектов, т.е. сориентироваться.

-Значит тема нашего урока « Стороны горизонта. Ориентирование»

Вопрос классу:

-Для того чтобы научится ориентироваться, что нужно уметь ?

- Давайте вспомним, какие стороны горизонта вы знаете?

Работа в парах (по маршрутному листу).

- Так что же такое «ориентирование»?

Работа с текстом учебника  (Задание: найти  определения: ориентирование)

-Какие способы ориентирования вы знаете?

Составление  кластера:

                            Ориентирование

по компасу           по местным                  по солнцу и

                                признакам                      звездам

ЗАПОМНИТЕ: Местные предметы не всегда точно указывают расположение сторон света. Поэтому для наиболее точного определения сторон горизонта необходим…….компас

- А что такое «компас»?

 - Давайте познакомимся с компасом. Послушайте историю создания компаса (выступает заранее подготовленный ученик)

Работа в группах

- У вас на столах компасы, а также инструкция по работе с компасом. Познакомьтесь, пожалуйста, с правилами работы с компасом и приготовьте его к работе.

Инструкция (на столах)

 

- Итак, компасы готовы к работе. Теперь вы знаете, где в классе  север – юг, запад – восток.

- Вы хорошо потрудились, давайте отдохнем.

Физминутка.

- Проверим вашу внимательность. Когда я буду называть  сторону горизонта, вы будете поворачиваться к ней лицом (учитель называет)

- Молодцы, все внимательные. А теперь глубоко вздохните и выдохните. Можно приступать к работе.

- Определите, в какой стороне класса находится доска, дверь, шкаф, окна?

Работа с планом местности на доске (в группе)

-  Перед вами план местности.

Найдите на плане школу и определите, в какой стороне находится железнодорожная станция (З или ЮЗ ?)

- А как определить точно? Обсудите в группе.

- Для точного определения существует азимут (понятие вывешивается на доску).

 - Что такое «Азимут»? Прочитайте на стр. 15. и выпишите определение в тетрадь и сделайте рисунок.

- Что такое азимут? (в основу определения азимута положен угол). Давайте запишем эти углы в тетрадь (90о, 180о, 270о, 360о)

Работа с планом местности.

- У вас на столах планы  Выполните задания к ним.

- Давайте проверим ответы.

Индивидуальная работа  (с взаимопроверкой).

- Какими способами можно ориентироваться на местности?

- Нужны ли в жизни человеку умения ориентироваться?

- Для чего нужно уметь ориентироваться?

- Что вы знали в начале урока?

- Чему вы научились на уроке?

- Где вам эти умения пригодятся?

Вопросы:

-Что нового вы узнали на уроке?

-Чему вы научились на уроке?

-Все ли цели урока мы выполнили?

Выставляет и комментирует оценки за урок.

Объясняет д/з §14 Придумать задание на определение сторон горизонта, азимута.

Ученики приветствуют учителя.

Обсуждают картину и формулируют тему урока, записывают в маршрутный лист

Называют стороны горизонта. Выполняют задание в маршрутном листе.

Читают определение и записывают.

 Называют способы

Кластер записывают в маршрутном листе

Сообщение уч-ся о истории создания компаса.

Дают определения.

Самостоятельная работа в парах  с компасом и инструкцией по его применению.

Дети поворачиваются в названную сторону.

Учащиеся определяют по компасу, в какой стороне находятся указанные объекты.

Выполняя задание, выявляют противоречие – ответы не совпадают.

Обсуждают и высказывают предположения.

Работают с текстом, выписывают определение, делают рисунок

Отвечают.

Работают с заданиями на определение направлений, азимута на плане.

Проверяют правильность своих ответов.

Выполняют задания, применяя полученные знания.

Проверяют правильность  ответов соседа по  парте.

Вспоминают понятия урока, демонстрируют знания и умения.  

Формулируют ответ, применяя полученные знания.

Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения

Записывают домашнее задание в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе "Стороны горизонта. Ориентирование."

Стороны  горизонта  изучаются  в  начальном  курсе  географии  (Т.П. Неклюкова, Н.П. Герасимова) в  6  классе  в  теме « План  и  карта...

Стороны горизонта.Ориентирование"

Урок разработан с учетом требований ФГОС.на протяжении всего урока главным является системно-деятельностный подход....

География 6 класс. Проверка знаний по теме «Изображение местности» , «Стороны горизонта. Ориентирование».

Проверка знаний представлена в виде двух вариантов. Представлены задания на знание терминов и пракические умения по теме "Масштаб", "Ориентированние"....

Презентация для 6 класса "Стороны горизонта. Ориентирование."

Презентация для 6 класса "Стороны горизонта. Ориентирование."...

Урок географии в 6 классе «Стороны горизонта. Ориентирование»

Тема урока: Стороны горизонта. Ориентирование.Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.Цели урока:- Содержательная:формирование представлений о ст...

Стороны горизонта. Ориентирование.

Стороны горизонта. Ориентирование. 6 класс...

Стороны горизонта. Ориентирование.

Презентация к уроку "Стороны горизонта"...