Стороны горизонта.Ориентирование"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Мешкова Наталья Викторовна

Урок разработан с учетом требований ФГОС.на протяжении всего урока главным является системно-деятельностный подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_geografii_v_6_klasse_po_teme.docx35.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Приупская средняя общеобразовательная школа»

администрации муниципального образования Киреевский район

Урок географии в 6 классе

по теме «Стороны горизонта. Ориентирование»

( с учетом требований ФГОС)

Автор:

Учитель географии 2 категории

МКОУ «Приупская СОШ» Киреевского района

Тульской области

Мешкова Наталья Викторовна

П.Приупский

2014г

Урок «Стороны горизонта. Ориентирование» направлен на формирование представлений о сторонах горизонта и способах ориентирования на местности, определении азимута.

 Основной формой урока является деятельностный метод.  Конечная цель урока достигается   в результате выполнения практических работ, тренировочных упражнений,  широко применяются информационно-коммуникационные технологии- презентации.

Тема урока: Стороны горизонта. Ориентирование.

УМК издательства «Дрофа». География. Начальный курс.6 класс. Учебник д/ (Т.П.Герасимова. Н.П. Неклюкова- 3 изд.,пересмотр): М.: Дрофа, 2014; География. 6 класс.: атлас.М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2014; Рабочая тетрадь к учебнику Т.П.Герасимовой и Н.П.Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс»/ (Т.А.Карташева,С.В.Курчина).

М.: Дрофа, 2014.

Уровень преподавания - базовый.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Цели урока:

- Содержательная:

формирование представлений о сторонах горизонта и способах ориентирования на местности.

- Деятельностная (формирование  новых способов действий):

-формирование практических умений определять с помощью компаса сторон горизонта и азимута на местности, по плану;

-формирование практических умений ориентироваться на местности по местным признакам;

- развитие у обучающихся способности владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-применение усваиваемых знаний в условиях решения учебных задач;

- формирование у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Задачи урока:

-развивать у обучающихся умения находить нужную информацию из различных источников;

-развивать практические навыки работы с компасом, планом местности;

- формировать навыки использования информационных технологий с учетом стандарта второго поколения;

-формировать навыки самостоятельной и групповой работы;

- развивать у обучающихся интерес к предмету «география» и образное мышление.

Планируемые результаты: уметь  объяснять значение понятий: «азимут», «стороны горизонта», «ориентирование»; определять (измерять) направления на плане, географической карте и на местности; ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов.

Личностные УУД:  развитие познавательных мотивов;

Регулятивные УУД: постановка и сохранение учебной задачи, контроль и коррекция знаний выделение методов

( анализ, синтез), подведение под понятие,  построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Познавательные  УУД: развитие кругозора учащихся по спектру применения знаний и навыков ориентирования в пространстве.

Обоснование и особенности используемых приемов/ методов обучения, педагогических технологий.

В данном уроке использовались следующие технологии:

  • Технология объяснительно-иллюстративного обучения, то есть информирование учащихся и организация их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) умений. Обучающиеся на данном уроке работают с текстом учебника ; анализируют, выделяют  необходимую географическую информацию;
  • Информационно-коммуникационные технологии  повышают учебно-познавательную мотивацию учащихся, рационально организовывают познавательную деятельность в учебном процессе,  изменяют организацию процесса познания путем смещения его в сторону системного мышления. Использование средств ИКТ позволяет индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам, изучать явления и процессы в макро – и микромире, внутри сложных географических систем на основе использования средств компьютерной графики и компьютерного моделирования.
  • Технология коммуникативно-диалоговой деятельности. Учащиеся отвечают на проблемные вопросы, учатся вести дискуссию, отстаивать свое мнение. Урок был разработан с учётом требований  проблемного обучения. В ходе проблемного обучения  создаются различные проблемные ситуации и анализируются пути их решения, формируются умения видеть противоречия, формулировать проблему. Решение проблемного вопроса или задания приводит учащихся к получению новых знаний. Характерным признаком технологии проблемного обучения является самостоятельная познавательная деятельность учащихся  в выполнении практических заданий.
  • Технология личностно-ориентированного (адаптивного) обучения, создающая условия для обеспечения собственной учебной деятельности учащихся, учета и развития их индивидуальных особенностей; 
  • Технологии развивающего обучения, в основе которых лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников, в первую очередь их интеллектуальных способностей, формируя у школьников учебно-познавательные мотивы;
  • Технология критического мышления, т.е. умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам,  достоверность источника, видеть  двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п. Данная технология  позволяет  повысить качество образовательного процесса,  

            интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного             материала по предмету, развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности;

  •  Технология дифференцированного обучения -это разделение учащихся класса на типологические группы для организации обучения на разных уровнях усвоения учебного материала, используя при этом различные методы и приёмы обучения. Она предполагает разный темп усвоения содержания, дифференциацию вопросов и заданий, вариативность видов познавательной деятельности, характер и степень дозировки домашнего задания.

Содержание учебного материала: стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.

Основные термины и понятия: стороны горизонта, ориентирование, азимут.

Средства обучения (ресурсное обеспечение занятия):

- дидактическое сопровождение урока: География. Начальный курс.6 класс. Учебник д/ (Т.П.Герасимова. Н.П. Неклюкова- 3 изд.,пересмотр): М.: Дрофа, 2014; География. 6 класс.: атлас.М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2014; Рабочая тетрадь к учебнику Т.П.Герасимовой и Н.П.Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс»/ (Т.А.Карташева,С.В.Курчина).

М.: Дрофа, 2014., рабочая тетрадь В.И.Сиротина

; компьютерная презентация по теме «Стороны горизонта. Ориентирование.»

- необходимое техническое оборудование:

мультимедийный проектор, компасы, транспортиры, линейка, разноцветные карточки для групповой работы, лица для рефлексии карточки с обозначениями основных сторон горизонта, картинки с изображением жизни леса  для физминутки.

Технологическая карта урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

  1. Организационный этап.

Приветствие учителя, пожелания в удачной совместной деятельности. Презентация. Слайд № 2

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей друзья за дело.

- Готовы потрудиться, наукам разным поучиться? С каким настроением вы пришли на урок.

Если с хорошим, то поднимите улыбающееся личико,

нет- грустное. Молодцы.

- Тогда начнем наш урок

Слушают учителя

Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

2 Этап: проверка домашнего задания.

2 человека по карточкам:

1 карточка-1:1000,    1:25 000,  1:22000 000,

В 1 см 500 м,  в 1 см 2 км

2 карточка- 1:15000 1:200000 1: 8000 в 1 см 38 км в 1 см 100 м

Фронтальный опрос (прием похлопаем, потопаем).Ребята, я вам буду предлагать высказывания,

если вы согласны, то будете хлопать в ладоши,

нет- топать.

Готовы.?

  1. Масштаб показывает, во сколько раз уменьшены все линии на плане по отношению к действительным размерам.
  2. Масштаб бывает четырех видов: численный, именованный, графический, линейный.
  3. Чем крупнее изображена территория, тем больше масштаб.
  4. Чтобы перевести именованный масштаб в численный, необходимо приписать два нуля.
  5. Физическая карта полушарий- мелкомасштабная.
  6.  При помощи линейного масштаба можно определять длину кривых линий, например реки.

2 человека работают по карточкам,остальные- фронтальный опрос (прием «похлопаем,потопаем»)

Умение вести диалог на основе равноправных взаимоотношений и взаимного уважения

Владение географическим мышлением

Формирование познавательных интересов

3 Этап : актуализации знаний учащихся

Вниманию учащихся предлагается картина В.М. Васнецова «Витязь на распутье» (презентация слайд 3 )

- Кто главный герой? Какое у него настроение? Как вы думаете, почему?

У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу. Что же делать?

Вывод: Для этого каждому человеку необходимо научиться в жизни ориентироваться, т.е. определять свое местоположение.

просматривают иллюстрацию. Высказывают свои ощущения в подобной ситуации, какой выход можно найти из создавшейся ситуации

Умение вести диалог на основе равноправных взаимоотношений и взаимного уважения

Владение географическим мышлением, умениями географического анализа

Формирование познавательных интересов, Мотивация к познавательной деятельности

4) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Презентация, слайд 4Давайте попробуем Сформулировать тему урока, Определить цели, чему вы должны научиться. (

запись темы в тетрадь)

Высказывают свое мнение. Называют тему урока «Стороны горизонта.Ориентирование», записывают название темы в тетрадь.

Способность ставить цели. Развитие способности логически мыслить

Владение умениями географического анализа

Развитие умения определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике

5) Изучение нового материала

Презентация слайд 5

Отгадайте загадку:
Эта линия всё время
Между небом и землёй.
Хоть весь год к ней прошагаем,
А на месте мы с тобой.

-О чем идет речь?

_Что называется линией горизонта?(ответы детей)

-Из курса начальных классов давайте вспомним основные и промежуточные  стороны горизонта. (презентация слайд 6)

-Так что же такое ориенирование?( презентация слайд 7)

- Какими способами можно определить свое местонахождение, вы узнаете из

 § 5 учебника, стр. 16.  и  атласа стр.(Учащиеся самостоятельно знакомятся с пунктом 2 и выделяют основные способы ориентирования).А сейчас  разбейтесь на 2 группы согласно цвету карточки, лежащей у каждого ученика на парте: 1-ая группа получает задание: как можно  определить стороны горизонта в лесу, по отдельно стоящему дереву;2 группа- по тени в полдень; по полярной звезде.

- Так о каких способах ориентирования вы узнали?(ответы детей, презентация слайд 10-12)

-С помощью какого прибора мы можем определить стороны горизонта?(ответы детей, презентация слайд 13)

Педагог подводит детей к формулированию первого вывода вопросом: как необходимо  вести себя, если вдруг оказался в незнакомой местности?

Учащиеся делают первый вывод урока: существуют различные способы ориентирования. В сложной ситуации важно не растеряться, а суметь собраться и правильно определить основные стороны горизонта.

Ориентирование можно проводить с помощью специального прибора - компаса. Работа с атласом: стр.8. Где и когда впервые был изобретен компас?(презентация слайд13)

-Как вы думаете,как им пользоваться?(презентация, слайд 14)

- Определите, в каком направлении находится дверь нашего класса? Куда выходят окна? Где от вас находится ваш дом? Ваш сосед?

Работа с планом местности в атласе на стр.6. Объяснение учителем, как определять стороны горизонта по плану, если нет стрелки с обозначением направления север-юг. В этом помогает рамка плана местности: верхняя граница рамки обозначает север, нижняя- юг. А какие направления обозначают боковые рамки?

Отвечают на вопрос.

Один ученик зарисовывает схему на доске, остальные  контролируют его действия.

Высказывание ребят.

Самостоятельная работа  в группах с учебником пар5 стр 16. И атласом стр.

Работают с картами атласа,стр 8

Отвечают на вопрос.

.

Формирование представления о сторонах горизонта,  об ориентировании, об определении азимута. Развитие умений работы с компасом. Формирование навыков нахождения, использования географической информации.

Каждая группа отчитывается через 2-3 мин с поддержкой педагога (показ слайда 10-12).

Работа с текстом и презентацией, выделение главной мысли, поиск определений понятий,  поиск ответов на вопросы,  составление по рисунку.

6) Физминутка

В виде игры «Прогулка по лесу».Представьте,что наша группа совершает заочное путешествие по осеннему лесу.. Я – ваш руководитель. Давайте полюбуемся красотами природы. Сегодня солнечная погода и солнышко находится от нас на юге.Повернитесь, ребята,  по направлению «Юг».Идем дальше.Ой, смотрите какая красивая птица полетела на восток. Да, много преподносит лес нам красот.А посмотрите, какой необыкновенный цветок переливается в лучах солнца на западе.

Слайд 15,выполняют движения под музыку

7)  Этап закрепления и применения знаний и способов деятельности.

 Откройте форзац учебника, вам нужно через овраг пройти к реке Нара. В каком направлении вы пойдете? Но ведь и болото находится на юго-востоке? Как нам узнать, куда идти?

Посмотрите на слайд 16.Прочитайте определение азимута и запишите его в тетрадь.

Работа с учебником, стр.17, рис.9. определение азимута на предметы (слайд 17).

-Какой можно сделать вывод?

На основе изученного учащиеся, делают второй вывод урока: для того, чтобы  определить точное направление на предмет, необходимо знать его азимут.

-А теперь я предлагаю задание для групп.1 группа определяет азимуты туриста,2 группа- велосипедиста.

 

Называют стороны горизонта.

Создание проблемной ситуации.

Работа с учебником стр.17,рис.9 и слайдом 17

Слайд 18-19,применение знаний на практике.

Овладение  системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных заданий.

Умение применять приборы и  естественные ориентиры для определения сторон горизонта

Развитие способности к самостоятельному приобретению знаний и практических умений, в частности умения  ориентироваться.

8)Подведение итогов урока . Рефлексия

- Какие задачи ставили мы в начале урока?  

Учащиеся анализируют знания, полученные на уроке, проводят самооценку и взаимную оценку.

Обсуждают результаты урока, отвечают на вопросы:

Что вы открыли нового на уроке?

Чему вы научились сегодня?

Чем вам это может помочь?

В какой части урока вы работали лучше всего?

Что вам на уроке показалось трудным?

-Какое у вас сейчас настроение?

Делают выводы:  ориентирование начинается с определения сторон горизонта, определить стороны горизонта можно не только по компасу, но и по местным признакам: деревьям, мху, муравейникам. Уметь ориентироваться необходимо каждому человеку, людям различных профессий.

Высказывают свое мнение об уроке

Овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Определять на  местности и на карте  азимуты и стороны горизонта  географических объектов.

Умение вести самостоятельный поиск, анализ.

9)Домашнее задание. Оценки

Пар5,раб.тетрадь стр.11-12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе "Стороны горизонта. Ориентирование."

Стороны  горизонта  изучаются  в  начальном  курсе  географии  (Т.П. Неклюкова, Н.П. Герасимова) в  6  классе  в  теме « План  и  карта...

География 6 класс. Проверка знаний по теме «Изображение местности» , «Стороны горизонта. Ориентирование».

Проверка знаний представлена в виде двух вариантов. Представлены задания на знание терминов и пракические умения по теме "Масштаб", "Ориентированние"....

Презентация для 6 класса "Стороны горизонта. Ориентирование."

Презентация для 6 класса "Стороны горизонта. Ориентирование."...

Урок географии в 6 классе «Стороны горизонта. Ориентирование»

Тема урока: Стороны горизонта. Ориентирование.Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.Цели урока:- Содержательная:формирование представлений о ст...

Стороны горизонта. Ориентирование.

Стороны горизонта. Ориентирование. 6 класс...

Стороны горизонта. Ориентирование.

Презентация к уроку "Стороны горизонта"...

Конспект урока по географии в 5 классе "Стороны горизонта. Ориентирование"

На данном уроке формируются представления о сторонах горизонта и способах ориентирования на местности, практически определять с помощью компаса стороны горизонта и азимута на местности, по плану. Форм...